Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,75 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания

Введение

Сфера бытового обслуживания является одной из самых отсталых отраслей российского потребительского рынка. До конца девяностых годов более 95% услуг оказывали еще советские муниципальные химчистки, пункты проката и мелкие ремесленники, готовые ремонтировать одежду и обувь. Разумеется, качество услуг таких компаний оставляло желать лучшего. Современные предприятия бытового обслуживания предлагают такие услуги, как клининг и ремонт сложной бытовой техники, или традиционные услуги (химчистку и стирку). Однако их доля на рынке невелика.

Что касается новых видов услуг, то они также весьма распространены. Одной из таких услуг является чистка фасадов. Это особый род клининговой услуги. Сегодня при оформлении фасада обычно используют сложные материалы и особые поверхности, которые можно очистить только с помощью профессиональной техники. Фасадные работы, при которых используются специальный инструментарий и услуги промышленных альпинистов, - достаточно узкая, но востребованная специализация индустрии чистоты.

Формирование системы бытового обслуживания населения в нашей стране как самостоятельной отрасли народного хозяйства «относится к началу 60-х годов, когда в стране были созданы органы управления отраслью в виде главных управлений бытового обслуживания населения при советах министров союзных республик. Несколько позже эти управления в союзных республиках были преобразованы в республиканские министерства бытового обслуживания населения».

В середине 80-х годов ХХ века в сфере бытового обслуживания сложилась парадоксальная ситуация: существенно возросла потребность в бытовых услугах, но при этом снизился спрос на них. Такая парадоксальная ситуация объяснялась прежде всего нехваткой материалов, несовершенством уровня технического обслуживания на предприятиях службы быта и рядом других объективных причин. Стало очевидным, что если не повысить качество работ и не улучшить культуру обслуживания, то многие бытовые услуги не будут пользоваться спросом у населения. Людям уже не нужна просто услуга, они хотят, чтобы служба быта была высокого качества, чтобы она действительно сберегала их время и приносила удовлетворение.

Перестройку хозяйственного механизма в бытовом обслуживании в советское время тормозили сложившиеся в отрасли производственные отношения, которые сковывали в определенной степени развитие производительных сил. Так, излишняя централизация и специализация предприятий бытового обслуживания обусловили сокращение масштабов мелкого производства в оказании бытовых услуг. Организационная, управленческая инфраструктура стала воспроизводить сама себя, не улавливая реальных изменений трудо- и фондоемкости услуг в подчиненных структурных подразделениях.

Определенные негативные тенденции наблюдаются в развитии сферы бытового обслуживания и в современных условиях. Факторами, сдерживающими развитие бытового обслуживания, являются многочисленные конфликты с потребителями. Главные причины конфликтов: недовольство потребителей качеством предоставляемых услуг; нарушения предприятиями службы быта установленных сроков выполнения заказов.

Однако структура платных услуг населению за последние 15 лет претерпела изменения, обусловленные резкой дифференциацией населения по доходам, сокращением дотаций на развитие отдельных видов услуг и их переход в платные и значительным ростом цен на услуги, опережающим рост доходов населения. В ней сохраняется преобладающая доля транспортных услуг, услуг связи, жилищно-коммунальных и бытовых услуг, которые в совокупности занимают более 70%. При этом наблюдается тенденция снижения доли бытовых, санаторно-оздоровительных услуг, услуг правового характера, при росте расходов населения на оплату жилищно-коммунальных, медицинских услуг, услуг связи.

В ходе рыночных преобразований качественное изменение претерпел состав производителей услуг. Данные социологических обследований статей расходов домашних хозяйств свидетельствуют о значительной дифференциации потребления услуг в зависимости от уровня дохода. Следует отметить, что в потреблении ряда услуг между разными социальными группами наметился существенный разрыв. Например, по бытовым услугам он составляет 30 раз. Однако, несмотря на продолжающийся рост цен на престижные виды бытовых услуг, такие как техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, услуги фотографий, услуги парикмахерских, сохраняется рост их объемов в основном за счет потребления этих услуг высокодоходными группами населения.

Необходимо также отметить, что доля этих услуг в объеме платных невелика, и, несмотря на интерес к ним со стороны определенных групп населения, общая динамика развития рынка услуг определяется такими услугами, как жилищно-коммунальные, транспортные и другие социально значимые виды бытовых услуг. Именно тенденциями развития этих видов определяется общий объем услуг населению в последние годы.

Современное состояние рынка бытовых услуг в России является одним из важных звеньев в системе отраслей платных услуг. Эта отрасль обеспечивает сокращение времени населения на удовлетворение бытовых нужд в домашних условиях, способствуя увеличению свободного времени граждан на цели самообразования, отдыха, удовлетворения культурных потребностей и т.п.

В настоящее время во многих городах России открылись новые современные предприятия бытового обслуживания населения (БОН). Подъему рынка БОН способствовало улучшение экономического состояния России и повышение уровня платежеспособности населения.

1. Сфера бытового обслуживания

Бытовое обслуживание населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности. Предприятиями бытового обслуживания производится изготовление по индивидуальным заказам предметов личного потребления, восстановление утраченной потребительной стоимости предметов домашнего обихода и личного пользования, оказание личных услуг. К бытовому обслуживанию относят деятельность предприятий и организаций, занимающихся ремонтом жилья, изготовлением и ремонтом мебели по индивидуальным заказам, стиркой, химической чисткой и крашением вещей, индивидуальным пошивом и ремонтом обуви, одежды, меховых и трикотажных изделий, охраной, профилактикой и ремонтом автомобилей, ремонтом технических бытовых машин и приборов, теле- и радиоаппаратуры, а также музыкальных инструментов, оказанием услуг по хранению вещей в ломбардах, фотоуслуг и услуг парикмахерских, прокатом предметов культурно-бытового и спортивного назначения и хозяйственного обихода, услугами по уборке квартир, выполнением разных поручений и др.

Совместно с др. отраслями сферы обслуживания (например, с торговлей, общественным питанием, детскими учреждениями, жилищно-коммунальным хозяйством и т.д.) предприятия бытового обслуживания постепенно производят замену отдельных элементов домашнего хозяйства крупным общественным производством и организованным обслуживанием многих сторон быта. Оно имеет огромное значение для подъёма деревни в экономическом и культурно-бытовом отношении, а также для замедления процесса миграции сельского населения в города.

2. Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания

бытовое обслуживание потребитель право

Предоставление услуг в сфере бытового обслуживания населения вбирает в себя весьма широкий круг деятельности самых различных субъектов предпринимательства. Исполнение требований законодательства, регламентирующего порядок предоставления услуг в этой области, является залогом получения желаемой услуги, качественного и в согласованные сроки выполнения заказанной работы.

Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать, либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Под исполнителем понимается организация, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Защита прав потребителей в сфере оказания бытовых услуг населению является одной из важнейших социально значимых функций государства. В сферу бытового обслуживания входит оказание услуг по пошиву и ремонту одежды и обуви, ремонту бытовой техники, изготовлению и ремонту мебели, ювелирных изделий, химчистке, а также услуги прачечных, бань, парикмахерских, предприятий по прокату и прочие услуги. Отношения между потребителями и исполнителями в этой сфере регулируются Гражданским кодексом РФ, законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами бытового обслуживания населения посредством возмездных договоров. Знание законодательной базы позволит и потребителям, и исполнителям избежать многих конфликтных ситуаций. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах. При заключении договора на выполнение работ и оказание услуг необходимо обратить особое внимание на правильность и корректность заполнения договора и квитанции, чтобы в случае возникновения конфликтной ситуации было основание для предъявления претензий. Конфликтные ситуации могут возникать ещё на этапе заключения договора. Согласно п. 4 «Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1025, договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:

фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя; для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации;

вид услуги (работы);

цена услуги (работы);

точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

даты приема и исполнения заказа;

гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором, либо предусмотрены обычаем делового оборота;

другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);

должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.

Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п. Надо иметь в виду, что исполнитель не вправе навязывать потребителю дополнительные виды платных услуг, а также обусловливать выполнение одних услуг обязательным исполнением других.

Как показывает практика, чаще всего конфликты между потребителями и исполнителями возникают в связи с обнаружением недостатков в работе. В таких случаях потребитель имеет предусмотренное законом право потребовать безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены выполненной работы, возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков.

Какими должны быть конкретные действия потребителя? В любом случае необходимо помнить, что закон РФ «О защите прав потребителей» и утвержденные Правила действуют во всех предприятиях, независимо от формы собственности. В соответствии с законом, во-первых, следует обратиться с жалобой к руководству предприятия. Во-вторых, надо составить претензию. Жалобы и претензии должны быть только письменными в двух экземплярах. На экземпляре потребителя должна быть отметка о принятии претензии. Если конфликтную ситуацию не удается разрешить мирным путем, потребитель имеет законное право обратиться с иском в суд. По всем вопросам разрешения споров и консультациям по правам и обязанностям потребителей можно обратиться по телефону или лично в отдел защиты прав потребителей.Опыт работы отдела защиты прав потребителей показывает, что наиболее эффективным методом является досудебное разрешение споров и конфликтов.

2.1 Особенности бытовых услуг, связанных с изготовлением мебели и окон

При оказании услуг по изготовлению мебели и окон для населения, следует предварительно ознакомиться и учитывать требования ГОСТ. В связи с тем, что исполнители, как правило, состоят, в свою очередь, в договорных отношениях с иными организациями, непосредственно занимающимися изготовлением предмета заказа, с целью минимизировать убытки от требований потребителей, сознательно идут на включение в договоры с потребителями условий, ущемляющих их права. Следует тщательно изучить пункты договоров, которыми предусмотрена ответственность за нарушение сроков исполнения заказа, например, не предусмотрена ли заниженная неустойка. Не введены ли какие-либо удержания с заказчика, в случае его отказа от исполнения договора, сверх размера фактически понесенных исполнителем расходов.

.2 Особенности услуг, связанных с сервисным обслуживанием сложной бытовой техники

В связи с тем, что услуги сервисного обслуживания сложной бытовой техники получают все большее распространение и являются востребованными потребителями, соблюдение законодательства, регулирующего правоотношения в этой сфере, становится весьма актуальным.

Помимо выяснения вопросов, связанных с соблюдением исполнителями указанных выше общих требований к организациям, индивидуальным предпринимателям, предоставляющим такие услуги, следует обратить внимание на следующее:

Является ли исполнитель лицом, уполномоченным изготовителем, т. е., имеющим право на проведение работ по сервисному обслуживанию данной бытовой техники. Выполняются ли исполнителем требования об осмотре отремонтированного товара и демонстрации потребителю работы изделия.

.3 Ответственность исполнителя за качество бытовых услуг (выполненных работ), сроки исполнения услуг (выполнения работ)

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнитель несет ответственность:

-за надлежащую информацию об оказываемой бытовой услуге, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие не предоставления ему полной и достоверной информации;

-за оказание услуги с недостатками, в том числе за нарушение требований к качеству услуги и ее безопасности

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы);

соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (выполненной работы);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом;

расторжения договора об оказании услуги (выполнения работы) и полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) исполнителем не устранены;

расторжения договора об оказании услуги (выполнении работы), если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги (выполненной работы) или иные существенные отступления от условий договора;

полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги (выполненной работы).

В случае нарушения установленных сроков оказания услуги (выполнения работы) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пени) в размере трех процентов цены оказания услуги (выполнения работы), а если цена оказания услуги (выполнения работы) договором об оказании услуг (выполнении работ) не определена - общей цены заказа.

Исполнитель, предоставивший материал для оказания услуги (выполнения работы), отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством.

.4Порядок урегулирования споров в сфере оказания бытовых услуг

Урегулирование споров, возникающих между потребителями и исполнителями в сфере оказания бытовых услуг, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом «О защите прав потребителей», Правилами бытового обслуживания населения.

Основной формой выражения несогласия с деятельностью исполнителя по поводу выполнения условий заказа, качеством услуги является направление претензии в адрес исполнителя.

Потребитель обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее результат). При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе потребитель должен немедленно заявить об этом исполнителю. Недостатки должны быть описаны в акте, либо ином документе, удостоверяющем приемку.

При обнаружении скрытых недостатков, которые не могли быть обнаружены при приемке (при обычном способе), в том числе и умышленно скрытые исполнителем, потребитель обязан известить об этом исполнителя в разумный срок по их обнаружению.

Законом «О защите прав потребителей» установлены сроки выполнения требований потребителя относительно выполняемых работ. Они приводятся в таблице № 1:

Таблица №1.- Сроки выполнения требований потребителя

Требования потребителяСроки выполненияСтатья в Законе «О защите прав потребителей»Безвозмездное устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги) Разумный срок, который назначает потребительНедостатки обнаружены в ходе работы (ст. 30)20 днейВ случае выявления существенных недостатков работы (услуги) по истечении гарантийного срока, но в пределах срока службы (п.6 ст. 29)Соответствующее уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги)10 днейп.1 ст. 31Возмещение понесенных потребителем расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами10 днейп. 1 ст.31Расторжение договора и возмещение убытков в связи с расторжением договора10 днейп.1 ст.31Безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работыСрок для срочного выполненияЕсли этот срок не установлен, то срок выполнения первоначальной работы из договора (п. 2 ст. 31)Заменить утраченный материал (вещь) аналогичным3 дняП.1 ст. 35 при отсутствии аналогичного материала (вещи) исполнитель обязан возместить двукратную цену материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителеми изготовить изделие из аналогичного материалаРазумный срокП. 1 ст. 35

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что с принятием Закона «О защите прав потребителей» на законодательном уровне была закреплена охрана прав и интересов граждан-потребителей. Важной гарантией охраны прав потребителей явилось положение закона, в соответствии с которым законодательные акты, затрагивающие права потребителей, не могут ограничивать права или снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными этим Законом. Соотношение Закона «О защите прав потребителей» с Гражданским Кодексом может быть охарактеризовано следующим образом. Закон «О защите прав потребителей», содержит фундаментальные права, опирается на общие положения гражданского законодательства, а его действие немыслимо без использования таких важнейших гражданско-правовых категорий, как имущественная ответственность, вина, убытки, вред, договор и ряд других. Другими словами, если гражданское законодательство призвано урегулировать товарно-денежные отношения независимо от субъектного состава, то Закон «О защите прав потребителей» регламентирует специфику этих отношений для потребителей на рынке товаров и услуг.

Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия хорошей законодательной базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений. В этой связи существенно усиливается координирующая роль антимонопольных органов в выработке и реализации согласованных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций потребителей в проведении потребительской политики на федеральном и региональном уровнях.

Защита прав потребителей - это деятельность государственных и общественных организаций (обществ защиты прав потребителей), направленная на защиту прав потребителей и их законных интересов, для предотвращения нечестных методов ведения торговли. Способами защиты являются меры, которые обеспечивают свободную реализацию субъективных прав. В ГК РФ указан перечень способов защиты, который не является исчерпывающим. Законодательство о защите прав потребителей предоставляет дополнительные возможности покупателю обеспечить и защитить свои права и законные интересы.

Законодательство о гражданской ответственности в области защиты прав потребителей предусматривает довольно жесткие меры за их нарушение. Придерживаться его канонов выгодно не только покупателю для охраны и защиты своих интересов и прав, но и самим продавцам. Закон устанавливает различные гарантии удовлетворения требований потребителя: от уплаты потребителю неустойки в случае просрочки выполнения его законных требований до уплаты штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере цены иска. Следовательно, для изготовителя, исполнителя и продавца выгоднее соблюдать закон, а тем более не доводить дело до суда.

Гражданско-правовая ответственность как средство охраны прав потребителей имеет в своей основе компенсационную функцию, которая имеет своей задачей, прежде всего, восстановление нарушенной имущественной сферы потребителя за счет имущества правонарушителя. Вот почему основное значение в Законе "О защите прав потребителей" придается применению таким предусмотренным действующим законодательством мерам ответственности, как возмещение убытков и взыскание неустойки.

Одной из особенностей договора розничной купли-продажи является то, что нарушение имущественных прав покупателя дает право требовать компенсации морального вреда независимо от возмещения имущественного вреда. Но вопрос о компенсации морального вреда имеет свои особенности. В каждом конкретном случае необходимы индивидуальный подход, подробный анализ ситуации. Самые большие трудности возникают при определении степени страданий человека, а следовательно, и соответствующей суммы. Конечно, оценка страданий в деньгах или иной материальной форме невозможна. И так как ответственность за причинение морального вреда имеет компенсационный характер, то, несомненно, компенсация морального вреда в денежной форме - это унифицированный способ, и изобретать другой способ нет необходимости.

Потребитель по своему усмотрению может выбрать ту или иную форму защиты своих прав: предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю, исполнителю), либо обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований продавцу (изготовителю, исполнителю). Естественно, что при этом предъявление требований продавцу (изготовителю, исполнителю) не лишает потребителя права заявить иск в суд, если продавец (изготовитель, исполнитель) откажется добровольно удовлетворить его требование полностью или частично.

Обширная практика государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей показывает, что распространенным, прочно вошедшим в деловую практику явлением стало удовлетворение потребителем своих законных требований именно в досудебном порядке, особенно в случае продажи некачественного товара, в том числе требований потребителей о замене некачественного товара либо о расторжении договора купли-продажи. Законодатель представил достаточно возможностей потребителю для защиты своих собственных прав и интересов (в случае, например, продажи товара с недостатками, непредставления информации о товаре, просрочки выполнения работы и др.).


.5Защита прав потребителей в судебном порядке

Истец по своему выбору вправе предъявить иск:

по месту нахождения образовательного учреждения, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, по месту его жительства;

по месту жительства или пребывания истца;

по месту заключения или исполнения договора.

Иски о защите прав потребителей не облагаются государственной пошлиной. Действующее законодательство требует обязательного соблюдения досудебного претензионного порядка разрешения спора. Наряду с предъявлением в суд требования о возмещении причиненного нарушением исполнителем имущественного вреда и понесенных убытков потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, если действиями нарушителя ему были причинены физические или нравственные страдания. Моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, в случае спора - судом. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции контроля и надзора в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, работ, услуг вправе вступить в гражданское дело по иску потребителя по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле либо могут быть привлечены судом к участию в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Заключение

Подведя итог по данной работе, можно сделать вывод о том, что работа по защите прав потребителей и в перспективе будет увеличиваться нарастающими темпами, причем не столько в количественных характеристиках, сколько в расширении и качественном наполнении направлений потребительской политики. Среди них определены следующие основные направления:

.Обновленное потребительское законодательство, расширение законодательства требуют:

расширения и развития системы превентивных, в том числе программных, мер в сфере защиты прав потребителей;

усиления координации работы по выработке единых позиций в реализации законодательства о защите прав потребителей на основе масштабной правоприменительной практики; органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, судебной системой и общественными организациями потребителей;

повышения роли межведомственных и координационных советов по защите прав потребителей как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации в реализации законодательства о защите прав потребителей, определении приоритетных направлений формирования потребительской политики.

. Создание необходимых условий для развития и укрепления системы государственной и общественной защиты прав потребителей с учетом усиления роли органов местного самоуправления в этой области для обеспечения доступности ее для широких слоев населения.

. Предстоит решить проблемы, связанные с непротиворечивым применением норм ГК РФ и Закона "О защите прав потребителей", в том числе определение места в регулировании гражданско-правовых отношений с участием граждан-потребителей ГК РФ, Закона "О защите прав потребителей" и транспортных уставов и кодексов. В ближайшие годы предстоит перейти на новый этап консолидации государственных и общественных структур в реализации прогрессивной потребительской политики, создание общественных объединений профессиональных защитников прав потребителей.

. С целью накопления практики применения обновленного гражданского и потребительского законодательства нужно продолжать проведение мониторинга в различных секторах потребительского рынка в виде крупных комплексных обследований по вопросам соблюдения законных прав потребителей.

Список использованных источников

Нормативно-правовые источники

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: Эксмо, 2011. - 509 с.

2.Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями 18 июля 2011 г.) // СП РФ. 2009.

3.Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании».

Учебники, монографии, брошюры

.Сергеев А.П. гражданское право. Учебник Том 1. - М.: ВЭЛБИ, 2011. - 880 с.

. Сергеев А.П. гражданское право. Учебник Том 2. - М.: ВЭЛБИ, 2011. - 879 с.

.Долгин А. Б. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. M.: «АСТ», 2010. - 256 c.

Периодические издания

7. Корнилов Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей // Хозяйство и право. - 2006. - № 8.-С. 14-15.

Электронные ресурсы

8. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Режим доступа:#"justify">9.Защита прав потребителей. Режим доступа: http: // www.potrebitel.net.

.Нормативные документы по сертификации. Режим доступа: #"justify">11.Потребители.Режим доступа: http://www.zakonprost.ru

Похожие работы на - Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!