Религиозный фактор в политической жизни современной Индии

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,59 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Религиозный фактор в политической жизни современной Индии















Религиозный фактор в политической жизни современной Индии


С.А. Горохов

Индия является одним из самых многонациональных государств мира. Её населяют несколько сотен народов, народностей и племенных групп различного расового происхождения, говорящих на языках, относящихся к нескольким лингвистическим семьям (современная индийская статистика выделяет 1562 языка). Кроме того, более чем миллиардное население, исповедующее различные религии, раздроблено на десятки тысяч каст и подкаст. Религия всегда играла огромную роль в жизни индийского общества. Европейское понимание атеизма как отрицание Бога для индийской цивилизации невозможно. Современная Индия известна как одна из самых религиозных стран мира: в 2010 г. лишь около 0,1% ее жителей не относили себя ни к одной религии [1]. Сама традиционная сословно-кастовая структура индийского общества является продуктом религии. В настоящее время население страны растёт темпами, достаточными для того, чтобы в ближайшем будущем Индия, потеснив Китай, вышла в лидеры списка наиболее населенных государств мира. Так, по некоторым прогнозам, в 2040 г. в Индии будут жить 1,5 млрд человек, среди которых не менее 1,2 млрд приверженцев индуизма [2] и около 260 млн мусульман [3].

В течение всей своей истории Индия была страной, где сосуществовали бок о бок разные религиозные традиции. Она является родиной многих религий: индуизма, буддизма, сикхизма, джайнизма, позднее нашедших своих адептов во многих государствах мира. Другие религии, получившие распространение в стране, - ислам и христианство; они возникли за её рубежами, но, попав в Индию, приобрели многие типично индийские черты.

Согласно данным переписи 2011 г., численность населения Индии составила 1210,2 млн человек [4], 80% из которых (968,2 млн) исповедовали индуизм [5]. Это самая большая индуистская община мира: более 83% адептов индуизма сконцентрировано именно в Индии. Второе место по численности среди религиозных общин страны занимают мусульмане: их насчитывается около 165 млн человек (13,6% населения). Мусульманская община Индии занимает третье место в мире по своей численности (10,5% мусульман Земли), уступая лишь общинам Индонезии и Пакистана. Страну, вне всякого сомнения, можно считать одной из важнейших исламских держав, а мусульман - «вторым большинством Индии». Последователи другой мировой религии, христианства, насчитывают в Индии 28,0 млн человек, что составляет 2,3% её населения. Четвёртое место по численности принадлежит сикхской общине: около 23,0 млн человек, или 1,9% населения Индии. Следующими в списке религиозных общин Индии, ранжированных по показателю людности, идут буддистская и джайнская (соответственно 9,5 и 4,7 млн человек в 2010 г.). Таким образом, адепты шести крупнейших религий Индии составляют 99% населения государства.

Вместе с тем современная Индия принадлежит числу немногих государств Востока, где укоренилась и в течение более чем шестидесяти лет действенно функционирует система политического представительства, что даёт основание называть эту страну «крупнейшей (по численности населения) демократией мира». Успешное функционирование демократии обычно связывается с несколькими условиями, среди которых важнейшими считаются высокий уровень экономического развития страны, материального благосостояния масс и степени развития городской культуры, значительная доля грамотных, влиятельный и многочисленный «средний класс», наличие широкой прослойки политически активного населения.

Индия, однако, не соответствует большинству из этих критериев. Несмотря на очевидные экономические успехи последних десятилетий, около 1/4 населения страны (более 300 млн человек) фактически существует на уровне физического выживания, около 1/3 неграмотны и не знакомы со средствами массовой информации (никогда не видели газет, не слушали радио и не смотрели ТВ), а 70% живут в деревнях. Тем не менее, в Индии реально существует многопартийная система, и в выборах в нижнюю палату парламента (Лок Сабху) и Законодательные ассамблеи штатов принимают участие в среднем 60-70% избирателей страны. При этом в 2009 г. (год проведения последних выборов в Лок Сабху) в Индии насчитывалось 714 млн избирателей - это больше, чем в ЕС и США вместе взятых!

Многие исследователи объясняют «индийский феномен» особой политической культурой страны, сложившейся в результате сочетания нескольких факторов.

Первый из них - колониальное прошлое страны. В Британской Индии англичанами были заложены основы демократической системы. Колонизаторы многое сделали для воспитания политической элиты Индии и приобщения её к демократическим ценностям и процедурам. Так, например, организатором мероприятия, которое в дальнейшем получило название первого съезда Индийского национального конгресса (ИНК) - до настоящего времени ведущей политической партии страны - в 1885 г. стал видный теософ и бывший колониальный чиновник А.Юм (он оставался генеральным секретарём ИНК до 1908 г.). В наследство от Великобритании независимая Индия получила так называемую «вестминстерскую политическую систему». Характерной чертой этой системы является президент страны, который, обладая широкими полномочиями, фактически действует исключительно «по совету премьер-министра» (аналог английской королевы, которая «царствует, но не управляет»). При этом исполнительная власть премьер-министра, который обязан иметь большинство в нижней палате парламента, расширена максимально. Выборы в парламент - центральный орган политической системы (Индию иногда даже называют «парламентской диктатурой»), осуществляющий жёсткий контроль над исполнительной властью, проходят по мажоритарной системе. Это значит, что побеждает тот кандидат, который набрал голосов больше, чем любой иной соискатель, вне зависимости от явки избирателей и процента набранных голосов. Мажоритарная система приводит к тому, что процент голосов, поданный за ту или иную партию, не совпадает с долей мест в парламенте, полученных этой партией. Незначительные изменения в процентном соотношении полученных голосов могут привести к кардинальным изменениям в распределении мест в парламенте. В условиях современной Индии, при коалиционной политике, победа достигается, главным образом, благодаря привлечению на свою сторону максимального числа политических союзников и грамотному распределению их по избирательным округам. То есть благодаря умению договариваться и быть готовым на политические компромиссы.

Второй и, на наш взгляд, решающий фактор, сформировавший особую политическую культуру Индии и благоприятствующий устойчивости демократии в стране, - это особый социально-психологический строй индуистского общества. Последнее не является монолитным, представляя собой иерархическую систему каст (некоторые исследователи считают, что их более 15 тыс.), каждая из которых имеет собственную идентичность, свою идеологию и культуру, своих богов. Соперничество между кастами за место в социальной иерархии всегда составляло основу политической культуры Индии. Кастовый строй до сих пор во многом определяет мировоззрение и поведение индийцев, так как он является отражением иерархичного представления индуистов об Истине. Одна Истина подразделяется на множество разнопорядковых истин, говорящих об устройстве этого мира, возможностях достижения Бога, об обязанностях каст и т.д. Собственно говоря, у каждой касты и даже у каждого человека есть своя истина (дхарма), согласно которой должна строиться его жизнь. По меткому выражению религиоведа Ч.Элиота, индуизм - это «парламент религий, и каждая индийская вера может стать его членом на условии соблюдения некоторых простых парламентских правил, таких, как уважение к брахманам и теоретическое признание Вед». Поэтому индийскому обществу чужд тоталитаризм, но традиционно присущи плюрализм и полицентризм, которые подготовили почву для усвоения идей и ценностей современной демократии.

В условиях Индии - страны, в которой подавляющее число граждан являются институционально религиозными людьми, - политическое и экономическое соперничество различных групп общества часто принимает форму коммунализма. Под коммунализмом (от англ. communal - религиозно-общинный) в Индии понимают политику отстаивания интересов религиозных общин или использование религиозного фактора в политике.

Еще со времён М. Ганди и борьбы за независимость религия и политика в Индии были тесно связаны. М. Ганди считал, что «политика, отделённая от религии, подобна трупу, который только и можно, что похоронить». В своей политической деятельности «отец независимой Индии» широко использовал формы деятельности религиозной. Можно сказать, что философия М.Ганди была пропитана религиозностью, но ему самому было чуждо общинное сознание. М.Ганди всегда проповедовал идеи равенства всех религиозных направлений и единства народа Индии независимо от конфессиональной принадлежности. Твердо придерживался в своей политической деятельности принципов секуляризма и первый премьер-министр независимой Индии и председатель ИНК Д. Неру. Однако секуляризм понимался Д. Неру не как отрицание роли религии в политической жизни страны, а лишь как запрет на её использование в интересах отдельных политических группировок [7, 8].

Иной точки зрения придерживались коммуналисты, противопоставлявшие различные религиозные общины страны друг другу во всех сферах жизни, и, в первую очередь, в политике. В первой трети XX в. в политической жизни Британской Индии стала широко распространяться коммуналистская идеология отождествления понятий «нация» и «религиозная община». Политики-коммуналисты как с индуистской стороны, такие как В.Д. Сарваркар, М.С. Голваркар, так и с мусульманской - М. Икбал, М.А. Джинна и др., придерживались мнения, что в Индии существуют две нации: индуистская и мусульманская. В.Д. Сарваркар выдвинул идею «хиндутвы» («индуистскости»), ставшую основой индуистского национализма. Результатом деятельности коммуналистских организаций Индии стал новый виток межобщинных столкновений, за которым последовал, в конечном счёте, раздел Британской Индии на два государства - Индию и Пакистан. Трагические последствия раздела страны, в том числе гибель М. Ганди от рук фанатика-индуиста, надолго привели к ослаблению позиций коммуналистских организаций в независимой Индии.

Тем не менее, индуистский коммунализм не только продолжал оказывать влияние на общественную жизнь страны, но и постепенно смог увеличить своё влияние на индийское государство.

До середины 80х гг. прошлого века комуналистские организации всё еще находились на периферии политической жизни Индии, но в 1992 г. произошло событие, изменившее баланс политических сил в их пользу. Подстрекаемая коммуналистскими организациями, толпа индуистов-фанатиков разрушила в городе Айодхье (штат Уттар-Прадеш) мечеть Бабура, построенную в XVI в. основателем империи Моголов там, где раньше, по преданию, стоял индуистский храм, посвященный рождению бога Рамы. События в Айодхье подняли по всей Индии волну насилия, жертвами которой стали сотни мусульман и индуистов, а арестованы были около 17 тыс. человек. Но эти события ознаменовали собой и рост популярности индуистских коммуналистских организаций, прежде всего Бхаратия джаната парти (БДП). На первых выборах после событий в Айодхье представительство БДП в парламенте страны увеличилось с 2 до 86 мест, а в 1998 - 2004 гг. она уже возглавляла правительственную коалицию в Дели, имея 297 мандатов из 545. Усиление влияния идеологии индуистского национализма в Индии получило название «шафранизации» политической жизни (одежду шафранового цвета традиционно носят индуистские аскеты - садху).

В настоящее время можно сказать, что в Индии существует две реальные общенациональные партии - это ИНК и БДП, но за них голосуют менее 50% избирателей страны (всего в парламент проходят около 40 партий). Малые партии, имеющие региональное значение, находятся в эпицентре политического противостояния между общенациональными лидерами. Зачастую именно умелая стратегия образования межпартийных альянсов определяет победителя в политической борьбе.

В результате последних выборов в Лок Сабху, состоявшихся в 2009 г., ИНК и возглавляемый им блок Объединенный прогрессивный альянс (ОПА) завоевал 262 из 543 мест и, опираясь на поддержку части левых партий (БСП, СП и др.), смог сформировать устойчивое правительство, располагающее 322 мандатами (см. Табл. 1). Оппозиционный Национальный демократический альянс (НДА) во главе с коммуналистской БДП в настоящее время представлен лишь 159 законодателями. Из них в рядах самой БДП состоят 116, что на 22 депутата меньше, чем после выборов 2004 г. Одним из наиболее значимых событий прошедших выборов стал провал левых сил, прежде всего коммунистов, а также их союзников социалистов, ориентирующихся на многочисленные касты далитов (бывших неприкасаемых). Поэтому вряд ли есть основания говорить о состоятельности «Третьего Фронта» (79 мест) или «Четвёртого Фронта» (27 мест) в качестве альтернативы ИНК и БДП на государственном уровне. Ещё одна тенденция - усиление влияния региональных и этнических партий: ВКТ в Западной Бенгалии, ДМК в Тамилнаде, БДД в Ориссе и др. В наиболее населенной административно-территориальной единице мира, сравнимой по данному показателю с Бразилией, - штате Уттар-Прадеш - главой исполнительной власти является представительница СП, входящей в «Четвертый Фронт». Как представляется, не без вмешательства этой политической силы в сентябре 2010 г. Верховным судом штата было принято Соломоново решение о разделении территории под разрушенным храмом в Айодхье между индуистами, которым досталась бОльшая часть, и мусульманами.

Таблица 1

Результаты выборов в Лок Сабху в 2009 г.

Политический альянс / составляющие ведущие политические партииДоля голосов, полученных на выборах 2009 г., %Численность депутатского корпуса, человекОбъединённый прогрессивный альянс (ОПА)37,22262Индийский национальный конгресс (ИНК)28,55206Всеиндийский Конгресс Трайнамул (ВКТ)3,2019Дравида Муннетра Кажагам (ДМК)1,8318Национальный демократический альянс24,63159Бхаратия джаната парти (БДП)18,80116Джаната Дал (Юнионисты) ДД (Ю)1,5220Шив Сена1,5511«Третий Фронт»21,1579Коммунистическая партия Индии (Марксистская) КПИ (М)5,3316Бахуджан самадж партия (БСП)6,1721Биджу Джаната Дал (БДД)1,5914«Четвёртый Фронт»5,1427Самаджвади парти (СП)3,4223Остальные6,5116ВСЕГО543Источник: [9]

Современная политическая система Индии на протяжении последних 65 лет показывает свою устойчивость по отношению к внутренним и внешним факторам дестабилизации, в том числе и к религиозному экстремизму. В стране постепенно складывается двухпартийная система (ИНК - БДП), при этом обе эти партии опираются на широкие коалиции региональных и этно-кастовых партий. Данная ситуация - результат постепенного «вызревания» политической системы «крупнейшей демократией мира».

конфессиональный секуляристский коммуналистский

Примечания

1. The First Report on Religion Data. Census of India 2001. New Delhi, 2004. 227 p.

2. Уткин А. Конфессиональное будущее мира // Литературная газета. 2004. 13 октября, № 41.

. Social, Economic and Educational Status of the Muslim Community of India. A Report. New Delhi, 2006. 424 p.

. Сайт Бюро по проведению переписей населения Индии. URL.

5. The First Report on Religion Data. 227 p.

6. Ганди М.К. Моя жизнь. М.: Наука, 1969. 612 с.

. Мезенцева О.В. Роль индуизма в идеологической борьбе в современной Индии. М.: Наука, 1985. 176 с.

. Полонская Л.Р. Религия в политической культуре Индии // Индия: религия и политика в общественном сознании / отв. ред. Б.И. Клюев, А.Д. Литман]. М.: Наука, 1991. С. 5-42.

. Сайт Комиссии по проведению выборов Индии. URL.

Похожие работы на - Религиозный фактор в политической жизни современной Индии

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!