Политическая наука: предмет, методы, функции и задачи

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,02 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политическая наука: предмет, методы, функции и задачи

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Сибирский юридический институт Федеральной службы

Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков"

(СибЮИ ФСКН России)

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

(кафедра №1)





ПОЛИТОЛОГИЯ

Текст лекции по теме

"Политическая наука: предмет, методы, функции и задачи"











КРАСНОЯРСК 2012

Политология. Текст лекции по теме: "Политическая наука: предмет, методы, функции и задачи". - Красноярск: Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин СибЮИ ФСКН России, 2012. - 17 с.

В лекции рассмотрены теоретические аспекты проблемы становления и развития политической науки в мире и России.

Лекция подготовлена кандидатом философских наук, доцентом Н.В. Маслодудовой, доктором исторических наук, профессором О.В. Коноваловой

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кафедра №1)

"5" декабря 2012 г.

Протокол № 5

Политическая наука: предмет, методы, функции и задачи

Содержание

1. Формирование политологии как самостоятельной общественной дисциплины

2. Объект и предмет политологии. Структура политической науки

3. Методы и функции политологии

Основная литература

1. Формирование политологии как самостоятельной общественной дисциплины

Знание о политике насчитывает, по засвидетельствованным письменным источникам Европы, около двух с половиной тысяч лет, и еще более того на Востоке и в Древнем Китае. Однако в наиболее развитых формах оно прослеживается в европейском регионе мира, начиная с политической мысли античного мира, в которой политические знания не разделялись с философским. Дальнейшее становление политической науки связано с разрушением первоначального синтетического единства знаний и выделением ее в отдельную науку, имеющую свой предмет, метод и функции исследования. Этот процесс занял несколько десятилетий, которые приходятся на конец XIX - начало ХХ вв. В Германии о начале политической науки можно говорить лишь с возникновением в первой половине XIX в. "правовой школы", поставившей своей целью изучение государства в различных его аспектах и проявлениях. Во Франции в 1871 г. была основана "Свободная школа политических наук". В Великобритании в конце XIX в. была основана Лондонская школа экономики и политических наук при Лондонском университете. Несколько десятилетий занял процесс формирования политической науки в США, с 1857 до 1903 гг., когда была создана Американская ассоциация политических наук. В целом, процесс институциализации политологии на Западе завершился после второй мировой войны. В 1948 г. на международном коллоквиуме политологов, организованном ЮНЕСКО, в Париже было решено употреблять термин "политическая наука" в единственном числе.

Политическая наука как теория политики должна была включать в себя следующие подразделы:

история политических идей;

изучение публичных (государственных) институтов, их структуры;

исследование политического поведения граждан (политическая социология);

изучение международных отношений.

С тех пор западные политологи немало сделали по развитию этой науки.

Что касается России, то легитимизация социологии и политологии в России относится к середине - концу XIX в., чему способствовали реформы 1861-1890 гг. Значительный вклад в развитие политической науки в России внесли российские политические деятели и философы, такие как Б.И. Чичерин, Н.А. Бердяев, П.В. Струве, И.А. Ильин, П.И. Новгородцев, В.В. Зеньковский и др. К сожалению, процесс формирования и институционализации самой политической науки в результате целой череды кровавых катаклизмов, захлестнувших страну, и установления тоталитарного, а затем авторитарного режимов оказался насильственно прерван. Возобновление этого процесса связано с принятия нашей страны в Международную ассоциацию политической науки (МАПН). Произошло это в 1955 г. на проходившем в Стокгольме Третьем Всемирном конгрессе политологов. Правда, первоначально советские исследователи были представлены обществоведческой секцией Всесоюзного общества культурной связи с заграницей, но в 1960 г. в СССР была создана национальная ассоциация политической науки.

Подлинное возрождение этой отрасли знаний относится к 1985 г., когда в России стали развиваться демократические процессы. С этого момента начал свою деятельность созданный при Институте государства и права АН СССР Центр политологических исследований. В 1989 г. политология была признана Советом Министров СССР в качестве самостоятельной академической дисциплины и начала вводиться в вузах и школах. В июле 1992 г. в Законе Российской Федерации "Об образовании" был принят государственный образовательный стандарт по политологии.

В журнале "Полис" за 2005 г. № 6 был проведен виртуальный круглый стол, посвященный 50-летию интеграции отечественной политологии в мировую политическую науку. Принявшие в нем участие специалисты отмечали, что за последние 15 лет отечественной политологией был накоплен немалый багаж знаний, прежде всего в области политической теории. Однако освоены в основном результаты исследований западной политической науки, которые применяются к российскому материалу. Что касается нашего вклада в мировую политическую науку, то, по мнению д. полит.Н. проф. М.В. Ильина, он, к сожалению, пока незначителен. Об этом же говорит и к. полит. н., проф. В.Я. Гельман, отмечая, что о вклад тех или иных исследователей в мировую политическую науку следует судить не по участию в международных конгрессах (эти мероприятия в сущности носят характер академического туризма), а по степени востребованности их трудов мировым научным сообществом. По данным Social Science Citation Index, количество ссылок на работы российских политологов крайне невелико: лишь у Л. Шевцовой оно измеряется трехзначным числом, а во всемирном рейтинге политических центров, составленном специалистами Лондонской школы экономики на основе публикаций в 63 ведущих мировых журналах, Россию представляет лишь Европейский университет в Санкт-Петербурге (88-е место в Европе). Это объясняется не только институциональными проблемами (дефицит финансирования, сложности с доступом к научным изданиям и базам данных, сохраняющийся языковой барьер и т.п.), но и проблемами академического свойства: при внешнем сходстве структуры политического знания в России и за рубежом они резко расходятся в содержательном плане. В.Я. Гельман отмечает, что при сравнении основного массива научной продукции российских и зарубежных политологов сразу же бросаются в глаза два отличия. Во-первых, многие российские политологи склонны вкладывать в свои работы нормативное содержание (уделяя основное внимание тому, "как должно быть"), в то время как их зарубежные коллеги строят свой анализ мира политики преимущественно в русле позитивной науки ("как на самом деле"). Во-вторых, если в мировой политической науке наиболее признанными инструментами анализа являются теории среднего уровня, то в российской преобладают либо теоретизирования о политике на макроуровне (не всегда опирающиеся на эмпирический материал), либо описательные работы, привязанные к текущей политической ситуации. Наконец, все большее значение сегодня приобретают политические проблемы. Не исключено, что вслед за намерением построить в России "суверенную демократию", возникнет и соблазн провозгласить некую "суверенную политологию", призванную идеологически обосновывать легитимность нынешнего политического устройства в духе не столь уж давних для нашей страны времен. Эти тенденции очевидны, и дальнейшее продвижение российской политологии по пути международной интеграции будет во многом зависеть от того, насколько успешно удастся их преодолеть.

2. Объект и предмет политологии. Структура политической науки

Как и всякая наука, политология имеет свой объект, предмет познания и методы исследования.

Объектом изучения политологии является политическая сфера, политическая жизнь, политические проблемы, события и прогнозы. Политическая жизнь - процесс функционирования и развития политической сферы в целом и политической деятельности отдельных субъектов.

Политология взаимодействует с различными науками: философией, социологией политической психологией, с правовыми, историческими и экономическими науками, а также с антропологией и культурологией.

Представление о предмете политической науки сформировалось в начале ХХ в. Но национальные особенности развития социальной мысли в отдельных странах оказались настолько значительными, а мир политики настолько многогранен, что и сегодня в мире нет единого понимания предмета политической науки. В трактовке предмета политологии можно выделить три основных направления:

. Первое направление рассматривает политологию в собирательном смысле по объекту исследования (широкая трактовка). Здесь политология выступает в качестве метатеории политики, включает все дисциплины, исследующие политику, охватывающие все политические связи и взаимодействия, существующие в обществе. Кроме того, такие междисциплинарные науки, как политическая философия, политическая социология, политическая история, теория государства и права, политическая психология, политическая этнография, политическая демография, статистика, эко- и биополитология, согласно представителям этого направления, входят в единый комплекс и составляют "политические науки". Такое комплексное исследование политики характерно для США и Германии.

Так, политическая наука и учебные курсы по политической науке в США включают в себя следующие разделы: американская форма правления, политическая теория, сравнительная политология, теория международных отношений, социальная политика, общественная администрация. Немецкая традиция включает систему знаний об институтах, политическую социологию и политическую философию.

В широком смысле политология как политическая наука включает в себя все политические знания, представляет собой комплекс дисциплин, изучающих политику; в этом случае предмет политологии заменяется ее объектом.

. Для второго направления характерна "узкая трактовка" предмета политологии. Например, в рамках политологических школ во Франции политология отождествляется с политической социологией, т.к. французские политологи считают, что у них один объект исследования - общество (Р. Арон, М. Дюверже). Сужение предмета политической науки проявляется и в стремлении идентифицировать политическую науку с наукой о государстве (М. Прело, Ж. Бюрдо).

. Третье направление рассматривает политологию как общую теорию политики, которая не занимается отдельными аспектами политики и не изучает политику в ряду неполитических объектов. Для этого направления характерно исследование политики как целостного объекта и изучение специфических закономерностей, присущих политике. Такая трактовка характерна для российской политологии.

Отечественная интерпретация предмета политологии исходит из того, что политология - это наука о политике, принципах и закономерностях ее функционирования, механизмах, способах и методах осуществления ее власти. Это наука о процессах выработки политики, принятия решений, о путях, средствах и методах проведения их в жизнь. То есть это наука и о политических отношениях, политических процессах, политической культуре. Поэтому главное в российской политологии - это учение о политике и власти.

Такая специальная теория политики:

1) изучает политическую сферу не в общем ряду прочих объектов, а как единственный и главный объект;

) изучает не отдельные аспекты политической жизни, а рассматривает ее как многоликую целостную систему;

) в качестве главного своего предмета изучает закономерности развития и функционирования политической сферы. В этом смысле политология проводит анализ всех изменений политики (от государственных институтов до психологии и культуры властвования).

Политическая наука в силу процессов дифференциации и интеграции имеет чрезвычайно разнородный характер, а в ее структуру входят десятки дисциплин или субдисциплин.

В связи с этим структура политической науки может быть рассмотрена в трех основных проекциях:

1. Общая теория политики и субдисциплины.

Известный американский специалист по теории политики профессор Д. Ганел отмечал, что "необходимо проводить различие между политической теорией как более общим междисциплинарным образованием литературы, деятельности и интеллектуального общества и конкретными политическими науками". При этом надо иметь в виду, что у общей теории политики есть свои структурные звенья.

. Политический и теоретический уровни политического знания.

Несмотря на то что эти уровни тесно переплетаются, можно отграничить политические дисциплины, в большей степени ориентированные на эмпирические задачи сбора и систематизации фактов (политическая статистика, история политических институтов), от преимущественно теоретических разделов политологии, таких, как теория политической системы и развития. Но необходимо иметь в виду, что, например, избирательные процессы анализируются и на теоретическом, и на эмпирическом уровнях.

. Фундаментальные и прикладные исследования в политике.

В учебнике по прикладному политическому анализу канадский политолог Л. Пал отмечал, что фундаментальное (академическое) исследование политики отличается от прикладного ее анализа прежде всего целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политической жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики.

К прикладным отраслям политологии можно отнести концепции государственного управления и партийной стратегии и тактики, теории принятия решений и ситуационного политического анализа, тогда как фундаментальные разделы политической науки можно связать с теориями власти и политической системы, политических институтов, культуры.

политическая наука политология власть

3. Методы и функции политологии

Предмет политологии раскрывается и через методологическую ее сторону, которая выражается в ее законах, категориях, принципах. Особенность законов политологии состоит в том, что они существуют и проявляются через деятельность людей и их взаимоотношения, зависят в большей или меньшей степени от случайностей, т.е. законы политологии, в отличие от законов других наук, имеют более выраженный вероятностный характер, зависят от национальных и исторических особенностей той или иной страны. К примеру, закон разделения властей, закономерности развития демократии и перехода от авторитарного и тоталитарного режимов требуют осмысления и разработки с учетом специфики развития каждой страны.

В философской и политической литературе можно встретить различные точки зрения по поводу "законов" и "закономерностей", господствующих в политической сфере. Ученые, стоящие на марксистской позиции, уверены, что основу политических процессов составляют материальные, экономические интересы, которые находят выражение в обществе через борьбу социальных классов. Изучение закономерностей развития экономических и социальных факторов позволяет определить ведущие законы политического развития.

Приверженцы субъективно идеалистического подхода отрицают наличие объективных законов в политической сфере и возможности построения универсальной общей теории политики. Политика зависит от воли, настроения и желаний "выдающихся личностей", поэтому она результат стечения случайностей. В политической сфере нет места закономерностям.

Представители позитивизма, неопозитивизма пытаются преодолеть крайности двух первых подходов и полагают, что существуют общие закономерности и тенденции в развитии политической сферы, но они по-своему преломляются в различных национальных культурах. Выявляемая закономерность - это не жестко детерминированная необходимость, срабатывающая при любых обстоятельствах, а лишь возможность, альтернативность развития, потенциально заложенная в политике при схожести условий. Поэтому для осуществления успешной политики и мудрого руководства необходимо учитывать выявленные учеными закономерности в развитии определенных процессов в обществе. Например, правильные и неправильные формы государственного правления у Аристотеля; законы политического развития и борьбы К. Маркса; закон "олигархических тенденций" Р. Михельса; теория "циркуляции элит" В. Парето; законы бюрократизации власти С. Паркинсона; теоремы взаимообусловленности партийной и избирательной систем М. Дюверже и т.д.

Политология как наука имеет свой категориальный аппарат, свой язык. Наиболее общие категории - это "политика", "политическая жизнь", "политическая власть", "политическое лидерство", "политический режим" и "политическое сознание".

Но надо отметить, что перед политологией в этом отношении (использование своих категорий и понятий) возникает много специфических трудностей. Прежде всего, разработанность понятийного аппарата во многом зависит от разработанности самой науки в данной стране. Политология в нашей стране - наука весьма молодая, многое в ней еще не разработано. Поэтому отечественной политологии приходится пользоваться в основном заимствованными понятиями. Это заимствование троякого рода:

Во-первых, заимствования терминов из зарубежных стран. Наша литература наводнена сейчас такими выражениями, как "консенсус", "импичмент", "легитимность", "элитарность", "истеблишмент" и т.п. Такой процесс, конечно, естественен, но некоторые работы невозможно понять без знания английского или другого европейского языка.

Во-вторых, политологии приходится пользоваться понятиями, заимствованными у ряда смежных общественных дисциплин, таких, как история, философия, политическая философия, различные отрасли права, общественная психология.

В-третьих, политология все более активно пользуется терминами некоторых естественных наук - теоретической физики, кибернетики, теоретической математики (система, структура и т.д.).

Одна из главных особенностей современной политической мысли - отрицание единой системы понятий и концепций; отсутствие общей методологии. Разнообразие направлений и проблематики теорий и подходов к изучению политики - такова общая картина современного политического знания.

. Методы, относящиеся к организации и процедуре познавательного процесса:

1) анализ и синтез;

) индукция и дедукция;

) абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному;

) сочетание исторического и логического анализов;

) моделирование;

) прогнозирование.

. Методы эмпирических исследований:

  1. получение первичной информации о политических фактах;
  2. анкетные опросы;
  3. использование статистических данных и их обобщение.

3. Вариативный метод - разработка различных сценарий развития событий, учет альтернативных факторов. Метод экспертной оценки, для которого характерен плюрализм суждений.

. Для российской политической науки весьма актуален сравнительный метод. Сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства.

Методология - определенное видение явлений, она предполагает конкретные позиции и угол зрения исследователя (см. табл. 2).

В таблице указаны наиболее распространенные в западной политологии методологические подходы в порядке их появления.

Таблица 2

Методологические подходы и их содержание

Методологические подходы На чем акцентируют вниманиеКак изучают политику1231. Нормативно-ценностный подход. На нравственном измерении политики с точки зрения соответствия политики нормам морали, справедливостиАнализ политических отношений с позиции соответствия реальных политических процессов идеально политическим нормам2. ИсторическийНа политических явлениях и процессах во времени и пространствеАнализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего3. СоциологическийНа зависимости политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д. Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы4. ИнституциональныйНа взаимодействиях политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д. Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений5. Культурологический На культурном измерении политикиИзучение влияния национального менталитета, сознания, стереотипов поведения, культуры на характер политических процессов в обществе6. ПсихологическийНа субъективных механизмах политического поведения: побуждениях, желаниях, страстях и т.д. Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение7. БихевиористскийНа личностном измерении политики, поведении отдельного человекаАнализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации8. СистемныйНа целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средойАнализ характера обмена ресурсами и информацией между политикой и другими сферами и способов распределения ресурсов институтами власти9. Структурно-функциональныйНа структурных компонентах политики и их функцияхАнализ структурных составляющих политику

Одним из первых в политологии использовался ценностно-нормативный подход. Он зародился еще в древности. Согласно этому подходу политические влияния рассматриваются с точки зрения соответствия их норм морали, справедливости, общего блага. Нормативно - ценностный подход предполагает выработку идеального политического порядка и необходимость подведения под него реально существующих отношений. Он оказал определенное влияние на развитие западного общества, поскольку благодаря ему формировался идеал демократического устройства. Однако недостатком этого метода всегда была его оторванность от существующих реальностей, что порождало утопические идеи, теории, реализация которых сопровождалась многочисленными человеческими жертвами.

В рамках исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможности использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Одним из первых в политической науке его стал использовать Н. Макиавелли.

Большое влияние на развитие политической науки оказал социологический метод, с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Социологический подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.

Иной срез анализа политики открывает антропологический метод, который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), а предлагает выявить в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качества человека как биосоциального существа.

Революцию в политической науке совершил бихевиористский подход, возникший в 20-30-х г. XX в. как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. В противовес этому бихевиористский подход позволил изучать политическое поведение личности или групп. Он знаменовал собой попытку измерить политику качественно и количественно. Поведение в бихевиоризме определяется как взаимосвязь "стимула" и "реакции". В основе политического поведения индивида лежит мотив, побудивший его к действию. Бихевиористы стали акцентировать внимание на интересе как мотиве политического поведения. Задачу политической науки они свели к описанию наблюдаемого поведения, процесса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук (математики, статистики и т.д.), бихевиористский подход стал основой создания прикладной политологии. Одним из его существенных недостатков является анализ поведения вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования.

Бихевиористский подход не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 50-60-х г. XX в. возникла потребность в системном подходе, который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определяет возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций.

Особое место среди методов политической науки занимает психоанализ. Достоинство психоаналитического метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Психоанализ рассматривает психологические механизмы политического поведения. Основатель метода австрийский врач-психиатр З. Фрейд (1856-1939) полагал, что политическое поведение индивида, как впрочем и любое другое, подчинено особым бессознательным установкам человеческой психики, которые являются результатом неудовлетворенности его базовых потребностей. Главной из них З. Фрейд считал сексуальное влечение. Возникающие вследствие этого острые аффективные переживания индивида не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оставаться мотивами политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д. Функции политологии. Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций. Эффективная реализация этих функций способствует стабильному развитию общества, достижению гражданского мира и согласия. Основные функции политологии приведены на рис 1.

Рис. 1. Основные функции

Основная литература

1.Конституция Российской Федерации: принята референдумом Российской Федерации 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

.Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина на XI съезде Всероссийской политической партии "Единая Россия". - М.,, 2009.

3.Путин, В.В. Выступление на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года /В.В. Путин // Аргументы и факты. - № 2. - 2007 г.

.Путин, В.В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ / В.В. Путин // "Российская газета" от 11 мая 2006 г., № 97.

.Путин, В.В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ / В.В. Путин // "Российская газета" от 27 апреля 2007 г., № 90.

.Указ Президента РФ "О стратегии национальной безопасности РФ" // "Российская газета" от 12 мая. - 2009 г.

.Гаврилин, С.А. Политология [Электронный ресурс]: планы семинарских занятий и рекомендации по организации самост. работы для курсантов, спец.030501 65 - Юриспруденция / С.А. Гаврилин. - Орел, 2009.

.Гаджиев, К.С. Политология: учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.

.Козырев, Г.И. Политология: учебное пособие / Г.И. Козырев. - М., 2010.

.Мухаев, Р.Т. Политология: конспект лекций. - М., 2010.

.Политические партии современной России [Электронный ресурс]: хрестоматия / сост.е.В. Сальников, С.А. Гаврилин. - Орел, 2008

.Политология: учеб. наглядное пособие: рекоменд. МВД РФ / под общ. ред.М.Ю. Гутман; Н.С. Лабуш, В.В. Припечкин, А.И. Жиданов - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.

.Политология в таблицах и схемах: учеб. пособие / сост. С.А. Гаврилин. - Орел, 2010.

.Фомичев, А.Ю. Политология в вопросах и ответах: учеб. пособие. - Орел, 2010.

Дополнительная литература

1.Биберман, Е. Политология и правила выявления причинно-следственных отношений / Е. Биберман // Полис. - 2009. - №3

2.Дьякова, Е.Г. Политологическая рефлексия над политематической научной дисциплиной: политология и теории массовой коммуникации / Е.Г. Дьякова // Полис. - 2006. - № 4.

.Клингеманн, Х. - Д. Сравнительный анализ развития политической науки в Западной Европе / Х.Д. Клингеманн // Полис. - 2008. - №3.

.О Пятом Всероссийском конгрессе политологов и о подготовке XXI Всемирного конгресса Международной ассоциации политической науки // Полис. - 2008. - №4

.Пляйс, Я.А. Актуальные проблемы отечественной политологии / Я.А. Пляйс // Полис. - 2008. - №2

.Пляйс, Я.А. Политология в контексте переходной эпохи в России / Я.А. Пляйс. - М., 2010.

.Политическая наука в России: вчера, сегодня, завтра (Материалы научного семинара) // Полис. - 2006. - № 1.

.Смирнов, В.В. Политология прав человека и политические права в России / В.В. Смирнов // Полис. - 2010. - №6.

.Смирнова, Н.Ю. О политической науке и будущем человечества / Н.Ю. Смирнова, Н.Н. Моисеев // Полис. - 2008. - №4

.Сунгуров, А.Ю. Права человека как предмет политической науки и как междисциплинарная концепция / А.Ю. Сунгуров // Полис. - 2010. - №6.

Похожие работы на - Политическая наука: предмет, методы, функции и задачи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!