Государственные механизмы в системе управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    382,5 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственные механизмы в системе управления

Содержание

Введение

. Государственные механизмы в системе управления

.1 Понятие и структура государственного механизма

.2 Органы государственной власти, как механизм государства

.3 Негосударственные элементы государственного механизма

. Использование государственно-частного партнерства как механизма государственного управления

.1 Государственно-частное партнерство в России

.2 Реализация механизмов ГЧП на примере Красноярского края

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение


Государственное управление - это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.); целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной власти, осуществляющей функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.

Содержание, формы и методы государственного управления определяются историческими условиями экономического, социально-политического и культурно-национального развития общества, особенностями политической и правовой культуры народа, профессионализмом и интересами правящей элиты, формой государственного устройства, сложившимся режимом властвования. Однако вызовы внешней среды вынуждают государство реформировать административную систему, приспосабливая ее к происходящим глобальным изменениям. Эти изменения могут приводить к необходимости сокращения государственных расходов, оптимизации структуры органов государственной власти и выполнения государственных функций в условиях рыночной экономики, повышения качества предоставления государственных услуг, а также становления полноправного гражданского общества и укрепления доверия к органам государственной власти со стороны населения и бизнес-сообщества.

В настоящее время меры по формированию эффективного механизма государственного управления принимаются в России на всех уровнях. Сложившаяся в России сырьевая ориентация экономики не может обеспечить высокое качество экономического роста и устойчивую социальную ориентацию экономики. Перед обществом стоит задача перехода на инновационное развитие и осуществление реальной модернизации экономики. В этих условиях осуществляется активный поиск механизмов стимулирования инвестиционной активности частного капитала и при этом обеспечения наиболее эффективного сочетания интересов государства и предпринимательских структур. В качестве такого инструмента на первый план выдвигается государственно-частное партнерство (ГЧП).

Цель работы: изучение и характеристика государственных механизмов в системе управления.

Задачи:

провести теоретический анализ понятия и особенностей государственного механизма;

исследовать возможности использования ГЧП как механизма государственного регулирования экономической деятельности в регионах.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемых источников и приложений.

1. Государственные механизмы в системе управления


1.1 Понятие и структура государственного механизма


Любое государство свои функции выполняет при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей.

Механизм (аппарат) государства - это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет возложенные на него задачи и функции.

Основными признаками механизма государства являются следующие:

механизм государства - это целостная система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности;

механизм государства состоит из особой группы людей, профессионально подготовленных и осуществляющих управление обществом на постоянной основе;

органы государства при выполнении возложенных на них функций и задач тесно взаимодействуют между собой;

каждый элемент механизма (органы государства) обеспечивает эффективное функционирование государства в целом;

для осуществления задач и функций государства органы государства обладают необходимыми материальными, информационными, организационными средствами, включая и применение мер государственного принуждения.

Основными принципами механизма государства являются принципы: разделения властей; гласности и открытости в деятельности государственного аппарата; представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата; высокий профессионализм и компетентность государственных органов, способных на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны; демократизма в формировании и деятельности государственных органов; законности, научности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства

До недавнего времени понятие «механизм государства» употреблялось как адекватное феномену «государственный аппарат». Представителями этой точки зрения являются, в частности, М.Хмелин, А.Денисов, В.Корельский, М.Байтин, А.Черданцев и др. При этом сам государственный аппарат рассматривался как в широком, так и в узком смысле.

В узком смысле механизм государства отождествляют с аппаратом государства, который представляет собой систему органов государства, создаваемых в установленном законом порядке, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями. В широком смысле механизм государства рассматривается с точки зрения характеристики деятельности трех его составных частей: государственного аппарата, государственных учреждений, государственных (и не только) предприятий, т.е. в понятие механизм государства включаются также и другие структуры, опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

Под структурой государственного механизма понимают его внутренне строение, порядок расположения его элементов, их соотношение и взаимосвязь. Структурными элементами механизма государства являются:

) Государственный аппарат - совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти.

) Государственные органы - элементы механизм государства, создаваемые в установленном законом порядке, обладающие установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией.

) Государственные организации - элементы механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную функцию государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция и т.п.);

) Государственные учреждения - элементы механизма государства, осуществляющие непосредственную практическую деятельность по реализации функций государства в социально-культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах, непосредственно государственными властными полномочиями не обладающие (библиотека, поликлиника, школа, театр и др.);

) Государственные предприятия - элементы механизма государства, представляющие собой систему предприятий, осуществляющие хозяйственно-экономическую деятельность в целях материального обеспечения функционирования государства.

) Государственные служащие - лица, специально занимающиеся управлением в государстве;

) Организации и финансовые средства, необходимые для обеспечения нормальной деятельности государственного аппарата и механизма государства в целом. Изменения, произошедшие в последние годы в политико-правовой системе России, обусловили усиление влияния негосударственных институтов, которым государство передает часть своих функциональных полномочий, и которые в различных сферах общественной жизнедеятельности достаточно активно влияют на процессы реализации функций государства.

1.2 Органы государственной власти, как механизм государства

Как уже было отмечено ранее, государственный орган - это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности. Основными признаками, отличающими государственные органы от государственных учреждений и негосударственных органов, являются:

наличие у каждого органа государства государственно-властных полномочий;

органы государства образуются в законодательном порядке (т.е. их деятельность осуществляется строго на правовой основе);

каждый орган государства наделен определенными полномочиями, является частью механизма государства и тесно взаимосвязан с иными органами;

орган государства обладает своей структурой, внутренним устройством и состоит из должностных лиц и государственных служащих, которые связаны друг с другом должностными полномочиями, правами и обязанностями;

орган государства имеет собственную материальную базу (т.е. финансируется из федерального бюджета);

в деятельности органов государства находят выражение задачи и функции государства.

Выделяют виды органов государства в зависимости от:

.        принципов разделения властей (законодательные, (представительные) исполнительные и судебные органы);

.        организационно-правовых форм деятельности и компетенций (представительные, исполнительно-распорядительные, (органы экономики, социально-культурной сферы, правоохранительные органы), судебные, контроля и надзора);

.        сферы деятельности (высшие, центральные, местные (муниципальные) органы);

.        способов формирования (первичные и производные органы);

.        федерального устройства государства (федеральные и органы субъектов федерации);

.        способа осуществления властных полномочий (единоначальные - президент, прокурор; коллегиальные - Правительство, Государственная Дума);

.        сроков полномочий (постоянные и временные);

.        правовых форм деятельности (правотворческие, правоприменительные и правоохранительные) и др.

В приведенной выше классификации видов органов государства основное место занимают следующие государственные органы.

Представительные (законодательные) органы. В РФ - это Федеральное собрание, которое состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, которые обсуждают и принимают законы; осуществляют контроль и надзор за деятельностью Правительства и подчиненных ему органов; принимают бюджет страны, а также дают политическую оценку действиям должностных лиц вплоть до привлечения их к политической ответственности.

Исполнительно-распорядительные органы. В РФ образованы федеральные органы исполнительной власти: Правительство РФ, Федеральные министерства, Федеральные службы и Федеральные агентства. Последние организуют деятельность и исполнение законов и подзаконных нормативно-правовых актов нижестоящими органами исполнительной власти.

Судебные органы. В РФ в судебную систему входят: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, подчиненные ему суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд РФ и подчиненные ему суды административно-территориальных единиц, военные, специализированные суды, мировые судьи и др. - осуществляют правосудия по гражданским, уголовным делам, об административных правонарушениях, рассматривают жалобы и заявления граждан на неправомерные действия органов государственной власти и их должностных лиц; рассматривают дела об экономических спорах юридических лиц и т.п.

Государственными органами также являются и правоохранительные органы, наделенные государственно-властными полномочиями. К ним относятся: органы прокуратуры, ОВД, ФСБ, внешней разведки, ФНС, таможенные органы и др.

1.3 Негосударственные элементы государственного механизма

Наряду с государственными органами и должностными лицами - представителями государственной власти важную роль в государственном механизме играют общественные организации, которые, не являясь органами государства, вместе с тем активно участвуют в процессе реализации государственных функций и оказывают в достаточной степени заметное влияние на эффективность государственной деятельности. В условиях демократизации общественных отношений государство поощряет социальную активность граждан, направленную на самостоятельное решение вопросов, связанных с реализацией прав и законных интересов, разрешением споров о праве и юридических конфликтов, обеспечением правопорядка в местах проживания.

Общественные организации функционируют на основании принципов самоорганизации, самоуправления и самофинансирования. В отличие от государственных органов, создаваемых по «инициативе сверху» и представляющих результат властной деятельности государства, общественные организации создаются в ходе добровольного объединения людей, движимых частными интересами, которые по своему содержанию не противоречат интересам публичного (общегосударственного) характера, но и не поглощаются ими. При этом реализация частных интересов осуществляется за счет собственных ресурсов соответствующей организации.

Отношения между государственными и негосударственными структурами в государственном механизме могут быть условно названы отношениями социального симбиоза (взаимной полезности). Государство определяет и закрепляет при помощи правовых норм общезначимые правила поведения, осуществляет контроль за их реализацией, а также определяет и применяет меры юридической ответственности за выявленные правонарушения. В свою очередь негосударственные организации оказывают влияние на правотворческие и правоприменительные процессы, конкурируют с государством в экономической сфере, ограничивают (при помощи общественных правозащитных организаций) возможности применения государственного принуждения и не допускают его перерастания в государственный произвол.

В зависимости от осуществляемых функций негосударственные организации, включаемые в государственный механизм, следует подразделять на властные структуры, органы общественного контроля и группы давления.

Властные структуры обладают определенным объемом властной компетенции и могут принимать самостоятельные решения по вопросам, входящим в их компетенцию. К числу властных структур могут быть отнесены органы местного самоуправления и третейские суды. Реализация ими властных полномочий осуществляется от имени государства в рамках определенного законом объема властной компетенции и в порядке предусмотренных законом процедур. Реализация этих полномочий подконтрольно государству, обеспечивается системой государственных гарантий и санкций. К числу последних относятся, в т.ч. правоограничительные меры, осуществляемые при помощи средств государственного принуждения.

Органы общественного контроля создаются в целях осуществления контрольных функций, сводящихся к экспертизе нормативно-правовых актов, а также к выявлению нарушений правопорядка и законности в деятельности исполнительных органов госвласти и органов местного самоуправления. В РФ на федеральном уровне общественный контроль осуществляет Общественная палата РФ. Кроме того, функцию общественного контроля осуществляют и СМИ.

Группы давления не наделены официальными властными полномочиями. Их деятельность направлена на оказание определенного влияния (лоббирования) на процесс выработки и принятия властных решений и получения в конечном итоге решения, в котором представители той или иной группы наиболее заинтересованы. К ним относятся политические партии и парламентские фракции, профсоюзы, финансовые корпорации и др.

Таким образом, механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования государственного аппарата, появления новых органов государства.


2. Использование государственно-частного партнерства как механизма государственного управления


2.1 Государственно-частное партнерство в России


Неотъемлемым условием нормального функционирования экономики любой страны всегда являлось слаженное взаимодействие государства и частного сектора. В последние годы наше государство изменило свои подходы к взаимодействию с бизнесом при решении проблем социально-экономического развития страны и стало активнее использовать новые инструменты. На сегодняшний день одним из наиболее перспективных направлений развития экономики является государственно-частное партнерство (ГЧП), представляющее собой институциональный и организационный альянс государства и частного сектора с целью реализации общественно значимых проектов и программ в различных отраслях экономики.

Общеметодологические аспекты сотрудничества государства и частного бизнеса исследовали отечественные ученые и специалисты: Л.И. Абалкин, P.A. Белоусов, A.A. Гапоненко, О.Г. Голиченко, A.B. Дорждеев, В.В. Ивантер, В.А. Кабашкин, В.И. Кушлин, С.П. Пирогов, С.Э. Пивоваров, A.B. Сидорович и т.д. Возможности использования механизма государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов рассматривались в трудах В.Г. Варнавского, М.В. Вилисова, М.А. Дерябиной, A.C. Еганяна, В.А. Королева, Н.И. Ивановой, А.П. Патрона, В.А. Федоровича, Л.C. Черного, И.М. Шеймана и др.

Данный термин можно рассматривать в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле ГЧП - это любое взаимодействие государства и бизнеса в достижении общих целей социально-экономического развития. Речь может идти о совместной разработке стратегических документов, нормативных правовых актов, продвижении государством частных проектор российских компаний за рубежом, совместной работе по улучшению имиджа России.

В широком смысле к основным формам ГЧП можно отнести: государственные контракты, арендные отношения, финансовую аренду (лизинг), государственно-частные (совместные) предприятия, соглашения о разделе продукции и концессионные соглашения. Именно последние на сегодняшний день являются наиболее привлекательной формой взаимодействия государства и частного капитала при осуществлении капиталоемких проектов.

В узком смысле ГЧП - это совместное финансирование крупномасштабных проектов либо иное финансовое участие государства в бизнес-проектах. Для ГЧП в узком смысле - целью государства является привлечение частных инвестиций в реализацию социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.

Заинтересованность бизнес-сообщества в ГЧП также достаточно велика. К числу основных причин заинтересованности бизнеса можно отнести следующее:

возможность доступа в сегменты экономики, где роль бизнеса была минимальна;

поддержка государства при реализации крупномасштабных проектов с недостаточно высокой рентабельностью и большими сроками окупаемости;

ликвидация «узких мест» экономического развития, связанных с низким уровнем развития инфраструктуры, в том числе транспортной;

повышение роли бизнеса в ключевых для него направлениях политики повышения качества человеческого капитала.

Основные формы ГЧП: Контракты на управление и арендные договоры, Концессия, Проекты, предполагающие новое строительство, Частичная приватизация активов. Выбор формы партнерства с участием частного капитала зависит от целей, поставленных правительством/муниципалитетом или органом, осуществляющим управление имуществом и выступающим в качестве заказчика при размещении заказа, а также от объема правомочий собственности, передаваемых государством бизнесу.

Основными факторами, определяющими форму в конкретных проектах, являются: особенности национального законодательства; схемы распределения инвестиционных рисков; опыт организации необходимых для партнерства контрактных отношений; отраслевая принадлежность проекта или вида деятельности; определение плательщика за услуги объекта и последствий для него (них) выбранной формы. В РФ используются следующие формы ГЧП:

) государственные контракты с инвестиционными обязательствами частного сектора;

) аренда государственного имущества;

) участие в капитале;

) концессии (концессионные соглашения);

) соглашения о разделе продукции (СРП);

) контракты, сочетающие в себе различные виды работ и отношений собственности.

Основные различия между рассмотренными формами ГЧП систематизированы и представлены в виде таблицы (Приложение 1).

Неотъемлемой частью систем хозяйственного партнерства государства и бизнеса являются механизмы государственного управления и регулирования. Государство формирует институциональную среду партнерств, занимается вопросами организации и управления процессом ГЧП, вырабатывает стратегию и принципы, на которых строятся отношения бизнеса с властью и обществом в рамках партнерских проектов. Оно получает концессионные и арендные платежи, контролирует цены, доходы, качество услуг, выполнение частным оператором закрепленных в договоре обязанностей. Кроме того, государство вырабатывает тарифную и таможенную политику, стимулирующую частную деятельность на объектах государственной собственности, определяет субсидируемые из бюджета проекты. Набор механизмов государственного регулирования различается в зависимости от отрасли, типа партнерства, социальной значимости проектов и других факторов.

Отметим, что ГЧП представляет собой не простое объединение ресурсов государства и бизнеса, а новую экономическую форму взаимодействия государства и бизнеса с целью достижения наиболее эффективных для общества результатов. Это взаимодействие может осуществляться в разнообразных институционально-экономических формах и на различных уровнях национального хозяйства (федеральном, региональном и муниципальном). Разнообразны и цели различных партнерств. С учетом задач бизнеса и государства, которые к числу ключевых направлений ГЧП можно отнести: создание инфраструктуры; жилищно-коммунальное хозяйство; инновации; профессиональное образование и система переподготовки кадров; здравоохранение и социальные услуги.

Условия для использования значительной части механизмов ГЧП в России уже созданы:

концессионные соглашения (приняты базовые нормативные правовые акты, объявлен первый концессионный конкурс на право заключения концессионного соглашения о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге);

особые экономические зоны (регионы-победители конкурса по созданию особых экономических зон промышленно-производственного типа (Липецкая область (г. Липецк), Татарстан (г. Елабуга)) и технико-внедренческого типа (Санкт-Петербург, Москва (г. Зеленоград), Московская область (г.Дубна), Томская область (г. Томск)); зарегистрированы первые резиденты ОЭЗ; завершаются процедуры отбора регионов, где будут созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа; в перспективе планируется создать портовые ОЭЗ).

инвестиционный фонд Российской Федерации (отобраны первые проекты);

ОАО «Российская венчурная компания» и ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» (приняты постановления Правительства Российской Федерации об их создании, финансирование будет осуществляться из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации);

государственная корпорация развития на базе Внешэкономбанка (процесс формирования корпорации не завершен).

Согласно принятой в настоящее время процедуре проекты, которые соответствуют установленным критериям и получили положительные заключения министерств и ведомств, рассматриваются Инвестиционной комиссией. Она формирует перечень инвестиционных проектов и пакеты документов по отобранным проектам общегосударственного значения и передает их в Минрегион РФ для организации рассмотрения в Правительственной комиссии.

Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, является координационным органом, образованным в целях формирования перечня инвестиционных проектов, которым предоставляется государственная поддержка за счет средств Инвестиционного фонда. Состав комиссии утверждается Правительством РФ. Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляет Минрегион РФ. Проекты, одобренные Правительственной комиссией, включаются в перечень инвестиционных проектов, которые получат бюджетные ассигнования фонда. Данный перечень и паспорта включенных в него проектов подлежат утверждению Правительством РФ. Распоряжение Правительства РФ является основанием для заключения от его имени инвестиционного соглашения между ответственным исполнителем (ответственными исполнителями) и инвестором (инвесторами). После заключения инвестиционного соглашения и договора о предоставлении государственной гарантии РФ либо концессионного соглашения проект считается утвержденным и подлежит регистрации в Государственном реестре проектов.

Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда могут предоставляться и для региональных инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие субъектов РФ в части объектов инфраструктуры государственной собственности субъектов РФ и/или муниципальных образований, а также для реализации инновационных проектов.

Выбор государством партнера по проекту ГЧП - организационно сложный, дорогостоящий и зачастую длительный процесс. Он может продолжаться несколько лет. Так, в России между появлением Закона «О концессионных соглашениях» и подписанием первого такого соглашения прошло четыре года, два из которых ушло на проведение конкурса. В крупных проектах государство подключает самих претендентов к выработке ряда условий и согласовывает с ними отдельные положения и требования. Но как только контракт подписан, частная компания становится единственным партнером государства в реализации проекта и получает договорную правовую защиту для использования своих монопольных полномочий. Это главная причина, по которой правительство на этапе конкурсного отбора должно четко идентифицировать институциональную среду (регламент, критерии, процедуры) отбора претендентов и юридические основания для предоставления частной компании эксклюзивного права на управление государственным и муниципальным имуществом. Как свидетельствует мировая практика, конкуренция за рынок ГЧП позволяет снижать на 10-15% и более стоимость создания объектов, их оснащения на современной технологической основе, стабильного и качественного предоставления услуг населению. При этом на те же 10-15% за счет частного сектора соответственно увеличиваются объемы инвестиций либо снижаются бюджетные расходы.

Одним из основных инструментов управления и координации деятельности по развитию ГЧП на федеральном и региональном уровнях призваны стать ведомственные, региональные и отраслевые планы ГЧП.

2.2 Реализация механизмов ГЧП на примере Красноярского края

государственный власть частный партнерство

Рассмотрим государственные механизмы в системе управления в процессе реализации ГЧП на примере Красноярского края (Сибирский федеральный округ). Несмотря на относительно высокие экономические показатели Красноярского края в СФО, недостаточность средств, выделяемых бюджетом на реализацию региональных проектов, на сегодняшний день является одним из наиболее значительных препятствий для модернизации изношенной инфраструктуры. Успешное решение данной проблемы основано на привлечении внебюджетного финансирования для осуществления инфраструктурных проектов. Так, анализ динамики показателей инвестиционной привлекательности регионов, предоставленных органами государственной власти субъектов СФО, в результате чего были выявлены основные тенденции инвестиционной политики и ГЧП в регионах СФО, позволил сделать ряд выводов (табл.1).

Таблица 1 - Инвестиции в основной капитал по регионам СФО, за 2009-2011 гг.

Регионы

Объем привлеченных инвестиций в основной капитал (млн. руб.)


2009

2010

2011 (январь-сентябрь)

Республика Алтай

7591,0

6951,0

5880,0

Республика Бурятия

23605,0

24230,0

30242,0

Республика Тыва

2833,0

2526,6

3576,9

Республика Хакасия

13312,3

13000,1

22580,0

Алтайский край

55965,0

43641,0

18542,5

Забайкальский край

32212,0

27254,1

24280,0

Красноярский край

204200,0

246400,0

169778,5

Иркутская область

129951,0

56659,5

Кемеровская область

149290,0

109434,0

112000,0

Новосибирская область

133400,0

101400,0

63900,0

Омская область

85100,0

60000,0

71000,0

Томская область

85954,1

77130,5

48837,5


На основе сравнения объемов привлекаемых инвестиций в основной капитал по регионам СФО за период с 2009 года по сентябрь 2011 года был сделан вывод, что лидирующую позицию занимает Красноярский край. За ним следуют Кемеровская, Иркутская, Новосибирская и Томская области (Приложение 3). Предоставленная органами власти субъектов СФО информация о существующих региональных инфраструктурных проектах (табл.2), позволило обозначить наиболее перспективные направления для осуществления инвестиционной деятельности в регионах СФО, выявить регионы, лидирующие как в целом по количеству реализуемых проектов, так и по числу проектов ГЧП среди регионов СФО, а также расставить позиции регионов с точки зрения стоимости осуществления проектов. По количеству реализуемых инфраструктурных проектов на территории региона, согласно данным, предоставленным органами власти субъектов, лидирует Кемеровская область, однако, стоимость реализации большинства заявленных регионом проектов составляет менее 500 млн. руб. Наибольшее число проектов ГЧП реализуется на территории Республики Алтай. Далее в списке по числу региональных ГЧП-проектов следуют Красноярский край, который также лидирует и по числу крупномасштабных капиталоемких проектов.

С применением механизмов ГЧП осуществляются 19 проектов в области комплексного развития территории и 18 проектов в транспортной отрасли. Всего, по данным региональных органов власти, на территории СФО в настоящее время реализуется 197 инфраструктурных проектов, 106 из числа которых можно отнести к ГЧП.

Таблица 2 - Инфраструктурные проекты СФО

Регионы

Количество инфраструктурных проектов в регионах СФО (по данным региональных органов власти)


Всего

ГЧП

Республика Алтай

22

16

Республика Бурятия

9

8

Республика Тыва

6

6

Республика Хакасия

11

3

Алтайский край

10

10

Забайкальский край

32

6

Красноярский край

23

13

Иркутская область

15

0

Кемеровская область

91

1

Новосибирская область

9

2

Омская область

18

11

Томская область

20

11


Красноярский край, среди субъектов СФО, является лидером по привлечению инвестиций в региональные проекты. Экономика Красноярского края ориентирована как на капиталоемкие, энергоемкие производства, основанные на использовании ресурсно-сырьевой базы края, так и на выпуск промежуточной продукции, предназначенной для поставок в другие регионы России и в страны ближнего и дальнего зарубежья.

В настоящее время тенденции, прослеживающиеся в экономической политике Красноярского края, отражают рост удельного веса добывающих и обрабатывающих производств в регионе за счет осуществления крупных инвестиционных проектов по развитию добычи топливно-энергетических ресурсов, развитие транспортной инфраструктуры, связанное с реализацией программ комплексного развития территории, стабилизацию объемов производства добычи полезных ископаемых, увеличение степени концентрации производства цветной и черной металлургии, а также усиление позиций региона на рынке культурных услуг, спортивных мероприятий и туристического бизнеса.

Правительством края осуществляются меры по созданию благоприятного инвестиционного климата и привлечению финансирования в регион. В Красноярском крае утвержден ряд нормативно-правовых актов определяющих правовые, организационные и экономические основы инвестиционной деятельности на территории края, а также устанавливающих формы стимулирования инвестиционной деятельности со стороны органов государственной власти. Так, региональным законодательством предусмотрены следующие меры стимулирования инвестиционной деятельности:

субсидирование части расходов по уплате процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, а также лизинговых платежей за имущество, полученное от лизинговых компаний по договорам лизинга на реализацию инвестиционных проектов;

бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц в целях реализации инвестиционных проектов и (или) на строительство объектов, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов, включая разработку проектно-сметной и разрешительной документации;

предоставление государственных гарантий Красноярского края;

предоставление инвестиционного налогового кредита по региональным налогам;

предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций;

различные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Красноярском крае действует единая система государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий, согласно законодательству, включающая в себя:

предоставление бюджетных инвестиций (взносы в уставный капитал государственных предприятий края, финансирование инфраструктурных объектов в части затрат на создание проектно-сметной и разрешительной документации, проведение геологоразведочных работ, строительство инфраструктурных и инженерных объектов в муниципальных образованиях края);

выдачу государственных гарантий Красноярского края хозяйствующим субъектам региона.

В соответствии с разработанной региональной нормативной базой в крае реализуются процедуры отбора проектов для оказания по ним государственной поддержки. Приоритетными здесь являются инвестиционные проекты, направленные на модернизацию производства и внедрение новых технологий. В настоящее время на территории края реализуется ряд крупномасштабных инфраструктурных проектов, что обуславливает приток инвестиций в регион:

.        «Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения». В рамках проекта осуществляется строительство нефтепровода «Ванкор-Пурпе» длиной 556 км, не имеющего аналогов в России. Общий объем инвестиций в проект составляет более 500 млрд. руб.

.        «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Финансирование проекта осуществляется за счет средств Инвестиционного фонда РФ, Внешэкономбанка, ОАО «Русский алюминий» и ОАО «Федеральная гидрогенерирующая компания». Объем инвестиционных вложений - 273,73 млрд. руб.

.        «Расширение Олимпиадинского ГОКа по переработке первичных руд до 8 млн. тонн в год». Проектом предусматривается строительство третьей обогатительной фабрики на Олимпиадинском месторождении золота с целью увеличения мощности перерабатывающего комплекса с трех до восьми млн. тонн руды в год, а также строительство ряда вспомогательных производственных объектов. Сумма инвестиций по проекту составляет около 9,0 млрд. руб.

.        «Строительство горнодобывающего и перерабатывающего предприятия на базе месторождения «Благодатное». Ориентировочный объем финансирования - 13,3 млрд. руб.

.        «Освоение месторождений Юрубчено-Тохомской группы, включая систему внешнего транспорта нефти». В рамках реализации проекта планируется освоение и обустройство месторождений Юрубчено-Тохомской группы и строительство системы сбора, подготовки и транспорта нефти и газа Юрубчено-Тохомского месторождения. Стоимость реализации проекта составляет 145,9 млрд. руб.

.        «Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва». Проект реализуется за счет привлечения средств Инвестиционного фонда РФ и ЗАО ««Енисейская промышленная компания» в размере 131,62 млрд. руб.

.        «Развитие Красноярского международного авиатранспортного узла и создание портовой особой экономической зоны в Емельяновском районе Красноярского края». Проект реализуется за счет средств федерального, регионального бюджетов и частных инвестиций. Объем финансирования - 78,0 млрд. руб.

Региональным Законом «О краевом бюджете» предусматривается выделение средств на бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц для реализации инвестиционных проектов, в том числе на условиях ГЧП, составляющее своего рода «Инвестиционный фонд края». За его счет в 2009-2011 годах производилось финансирование таких крупных инвестиционных проектов как:

«Создание природного парка краевого значения «Ергаки» (объем бюджетных инвестиций в проект составил 10 млрд. руб);

«Реконструкция светосигнального оборудования аэропорта «Красноярск» (0,3 млрд. руб);

«Реновация парка воздушных судов для региональных пассажирских перевозок» (0,2 млрд. руб);

«Обновление подвижного состава государственных автотранспортных предприятий Красноярского края» (0,3 млрд. руб) и других инвестиционных проектов.

С целью стимулирования реализации крупных инвестиционных проектов и строительства объектов, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов на период 2012-2013 гг. «Инвестиционным фондом края» предусмотрено выделение еще 6151 млн. руб. Всего, по данным предоставленным региональными органами власти, в Красноярском крае в настоящее время реализуются 13 инфраструктурных проекта, осуществление которых основано на применении механизмов ГЧП. Анализ региональных проектов в отраслевом разрезе показал, что наибольшее число проектов реализуется в энергетической (8 проектов) и транспортной (7 проектов) отраслях. Кроме того, реализуется 3 проекта комплексного развития территории, проекты в области здравоохранения, сельского хозяйства и прочих отраслях (рис.1).

Рисунок 1 - Реализация проекта, на основе на применении механизмов ГЧП

Однако, для реализации крупных инвестиционных проектов на принципах ГЧП на сегодняшний день наиболее значимым мероприятием является привлечение региональными органами власти Красноярского края средств Инвестиционного фонда РФ. Так, на реализацию инвестиционных проектов «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» и «Строительство малоэтажного жилья и коммунальной, энергетической, транспортной инфраструктуры района «Новалэнд» Правительству края удалось привлечь средства Инвестиционного фонда РФ в объеме 42203,5 млн. руб.

Как уже было отмечено, стоимостные показатели инфраструктурных проектов резко выделяют Красноярский край на фоне остальных субъектов СФО. В регионе реализуется наибольшее число масштабных капиталоемких проектов, инвестиционные вложения в осуществление которых превышают 20 млрд. руб. (11 проектов). Также большой удельный вес в общем количестве заявленных проектов имеют проекты, реализация которых стоит от 5 до 20 млрд. руб. и от 1 до 5 млрд. руб. (6 и 5 проектов соответственно).

С 2012 по 2013 год Правительством Красноярского края будет продолжено формирование перечня крупных инвестиционных проектов, для реализации их на принципах ГЧП, имеющих весомое значение для развития экономики, как края, так и РФ. Планируется сформировать предложения по расширению степени участия средств федерального бюджета и финансовых институтов в формировании инфраструктурных объектов в крае. Кроме того, Правительство Красноярского края планирует совершенствование нормативной базы и начать применение новых форм поддержки инвестиционных проектов с использованием такого механизма ГЧП, как концессия. В настоящее время ведется разработка концессионных процедур для строительства и реконструкции автодорожной инфраструктуры, обеспечивающей развитие предприятий горнодобывающей промышленности.

Таким образом, использование механизма ГЧП может являться действенным средством модернизации инфраструктуры отечественной экономики.

Заключение


Завершая данную работу, кратко отметим следующее.

Государственное управление - это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной власти, осуществляющей функции государственного управления на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.

Государственный механизм - это система объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач, которые определяются системой функций государства.

Основу государственного механизма составляет особая система органов, непосредственно связанных с осуществлением тех или иных государственных функций. Государственные органы - это относительно обособленные формализованные структуры, в совокупности образующие механизм государства и предназначенные присущими им методами осуществлять те или иные функции государства, используя в необходимых случаях меры государственного принуждения. В механизм государства включаются: органы государственной власти, административно-чиновничий аппарат, государственные учреждения, судебные органы, армия, полиция и др. учреждения. Все органы государства взаимосвязаны и в той или иной степени взаимодействуют между собой. Принципы организации, структура, характер взаимодействия основных звеньев (элементов) механизма государства имеют свою специфику, предопределяемую особенностями того или иного типа государства.

Один из современных механизмов государственного управления является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) как стратегический, институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом, в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре деятельности - от базовых отраслей промышленности и НИОКР до оказания общественных услуг. К основным формам ГЧП в государственного управления относят: государственные контракты; арендные отношения; финансовую аренду (лизинг); государственно-частные предприятия; соглашения о разделе продукции (СРП); концессионные соглашения.

Красноярский край является одним из лидеров в Сибири по привлечению инвестиций в региональные проекты. Правительством Красноярского края осуществляются меры по созданию благоприятного инвестиционного климата и привлечению финансирования в регион. Наиболее значимыми мероприятиями региональных органов власти является привлечение инвестиционных проектов на принципах ГЧП. На сегодняшний день в крае реализуются 13 проектов, осуществление которых основано на применении механизмов ГЧП.

Список используемой литературы


1.      Аналитический отчет по результатам исследования «Реализация инфраструктурных проектов и развитие механизмов государственно-частного партнерства в Сибирском федеральном округе». - М.: Министерство регионального развития РФ, 2011. - 138 с.

.        Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика» / В.Г.Варнавский, А.В.Клименко, В.А.Королев. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. - 287 с.

.        Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / В.Г.Варнавский. - М.: Наука, 2005 г. - 315 с.

.        Голощапов Р.В. Государственное управление: Учебное пособие / Р.В.Голощапов, А.Г.Пятков. - Хабаровск: ДВАГС, 2005. - 183 с.

.        Кабашкин В.А. Развитие государственно-частного партнерства в регионах России / В.А.Кабашкин, А.А.Левченко, В.А.Сидоров. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. - 466 с.

.        Камилов Д.А. Механизм государственно-частного партнерства как метод государственного развития отраслей социальной сферы / Д.А.Камилов // Экономические науки. - 2011. - №7. - С.7-11.

.        Красноярский край в цифрах в 2010 году / Красноярскстат: Краткий статистический сборник. - Красноярск. - 2011. - №1-9. - 156 с.

.        Малышева М.А. Теория и методы современного государственного управления. Учебно-методическое пособие / М.А.Малышева. - СПб.: НИУ ВШЭ, 2011. - 280 с.

.        Матузов Н.И Теория государства и права / Н.И.Матузов, А.М.Малько. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с.

.        Ромашов Р.А. Теория государства и права. Краткий курс / Р.А.Ромашов. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.

Приложения


Приложение 1

Классификация основных форм ГЧП



Приложение 2

Система управления средствами Инвестиционного фонда РФ и процедура утверждения проекта общегосударственного значения



Приложение 3

Похожие работы на - Государственные механизмы в системе управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!