Государственные гарантии по социальной поддержке детей-сирот

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,66 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственные гарантии по социальной поддержке детей-сирот

Введение

Нынешнее российское общество со всей очевидностью поставлено перед объективной необходимостью формирования современной целостной системы социальной защиты сирот, устойчивого и надежного функционирования социальных служб, обслуживающих эту категорию населения и оказывающих им поддержку в деле жизнеустройства. Важными условиями формирования подобной системы должны стать научный анализ ее функционирования в качестве существенного, а в ряде аспектов - ключевого элемента социальной политики государства, которое должно отвечать за создание эффективных регламентирующих правовых норм, а также за разработку социальных технологий поддержки и помощи детям-сиротам, отвечающим современным требованиям. Такая направленность социальной политики может обеспечить возможность реального осуществления юридически закрепленных социальных прав сирот, гарантировать возможности их успешной адаптации в обществе.

Актуальность темы исследования. Вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей юриспруденции, социологии, социальной психологии и педагогики.

Проблема социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включает в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т.п. От того, насколько успешно дети-сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

Защита государством и обществом детства является важнейшей политической, социальной и экономической задачей. Тем более актуальна задача обеспечить защиту прав и интересов тех категорий детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а именно детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Каждый ребенок имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического и умственного развития, реализации природных наклонностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества. Безусловно, в первую очередь обеспечение прав и интересов детей является правом и обязанностью их родителей. Если же родительское попечение по тем или иным причинам отсутствует, функции родителей берет на себя государство, предоставляющее детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей особые гарантии по их социальной защите.

Именно система государственных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей призвана способствовать эффективному выполнению государством возложенной на него задачи защиты детства. В современных условиях особую актуальность приобретают вопросы исследования юридического аспекта проблем социальной адаптации, социальной защиты, социальной поддержки детей-сирот как относительно самостоятельной группы населения.

Целью данной курсовой работы является изучение системы государственных гарантий, направленных на обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, анализ состояния и перспектив развития института социальной защиты детей-сирот в современном российском обществе.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

дать общую характеристику института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

показать место и роль института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современном российском обществе;

рассмотреть вопросы правового регулирования в области социальной поддержки прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

проанализировать систему государственных гарантий по поддержке прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сложившуюся в настоящее время в РФ, а именно: рассмотреть проблемы связанные с вопросами образования детей-сирот, с вопросами медицинского обслуживания, прав на имущество, прав на жилье детей-сирот, и, конечно же, права на труд.

По степени разработанности рассматриваемая тема является еще не до конца изученной, что главным образом, связано с тем, что вопросы социальной защиты детей-сирот и, особенно, их максимально эффективной социальной интеграции - являются достаточно новыми направлениями в отечественной юридической и социологической литературе.

Тем не менее, вопросы, связанные с защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становятся все более актуальными и все чаще затрагиваются учеными, как правоведами, так и социологами. Вопросы социальной защиты детей-сирот, проблемы их образования, трудоустройства, жилищного обеспечения и другие аспекты их жизнедеятельности исследовались и исследуются такими учеными как: Терехина В. («Для детей-сирот» - комментарий к Федеральному Закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), Пантюхина Е.Н. («Социально-педагогическая защита детей-сирот в России»), Габдрахманов Ф. («Защита жилищных прав детей-сирот»), Зезина М.Р. (» Система социальной защиты детей»). Новикова Н. (» Некоторые аспекты обеспечения защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), Воронова Б. («Охрана здоровья детей-сирот: новое санитарное законодательство») и др.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: историко-правовой метод, его применение позволило раскрыть процесс развития правового института социальной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; системно-структурный метод, его применение в исследовании позволило выработать понятие и раскрыть сущность системы государственных гарантий в области защиты прав детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей; при решении отдельных проблем, связанных с социальной адаптацией детей-сирот, в работе использовались также социально-психологический метод.

Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи исследования; основной части, состоящей из трех разделов: «Общая характеристика института социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Правовое регулирование в области социальной поддержки прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» и «Виды государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» каждый из которых состоит из параграфов, где конкретизируются положения каждого раздела, и заключения, в котором делаются выводы, полученные в ходе изучения системы государственных гарантий в области защиты прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Общая характеристика института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Процессы реформирования всех областей социальной жизни и поиски современных путей решения основных социальных проблем, происходящие в нашей стране в последние годы, болезненно отражаются на наименее социально защищенных категориях граждан. В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало сиротство. Неблагоприятная демографическая ситуация в России усугубляется за счет того, что с каждым годом, при общем снижении рождаемости, относительно большее количество детей рождается в неблагополучных семьях. Не случайно семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одним из стратегических приоритетов государственной политики.

По официальным данным, на фоне сокращения общей численности детей число детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, продолжает увеличиваться. В 2000 году таких детей в России было 667,6 тысячи, в 2002-м - более 707,8 тысячи, в 2004-м - 734,2 тысячи. В 2005 году сиротство в нашей стране достигло устрашающей цифры 800 тысяч.

Рассмотрим, кто же относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с:

отсутствием родителей;

лишением их родительских прав;

ограничением их в родительских правах;

признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими;

отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети, оставшиеся без попечения родителей это так называемые «социальные сироты» - то есть дети, которые имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о них. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.

Рассмотрим подробнее историю социального сиротства в России. Практика призрения детей-сирот в Российском государстве начала оформляться в систему ещё в период средневековья. Призрение бедных и страждущих в России было уже при Владимире Мономахе (начало правления 1114 г.) и при Иване Грозном. Основную ответственность за устройство сирот взяли на себя князья и церковь. Многолетняя практика заботы о сиротах в России существовала в двух основных видах: государственно-общественном и частно-церковном. Затем, от подачи милостыни наметился переход к воспитанию и обучению в специальных учреждениях или устройству для этих же целей в семьи. До Октябрьской революции 1917 г. практика социальной помощи детям-сиротам была связана, прежде всего, с милосердием и благотворительностью. Но нужно отметить, что у государства практически никогда не хватало средств на оказание перманентной помощи и планомерной успешной работы.

После 1917 г. года основная форма заботы о детях стала носить государственно-общественный характер. Во времена голода в первые годы после гражданской войны (1921 - 22 гг.) появилась масса безнадзорных детей, своего рода социальное сиротство. К 30-м годам ХХ века подавляющее число воспитанников детских приёмников всё ещё составляли круглые сироты. Страна производила сирот массовыми раскулачиваниями, репрессиями, войнами. В сталинские времена детские дома пополнялись за счёт детей репрессированных.

Серьезные катаклизмы, породившие массовую беспризорность, пришлись на время после распада Советского Союза. Особенностями социального напряжения в тогдашней России стали обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе. Последние годы также нельзя считать благополучными, происходит постоянный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются государством на полное обеспечение, при этом для них государством гарантируются льготы во многих сферах общественной жизни.

Формирование системы государственных гарантий по социальной защите детей-сирот осуществлялось в течение нескольких последних десятилетий, и было обусловлено как увеличивающимся из года в год количеством случаев социального сиротства, так и постепенным повышением внимания государства к данной проблеме. Введение тех или иных гарантий, как правило, увязывалось с социально-политическими задачами своего времени.

Если вначале первоочередная задача заключалась в сохранении жизни и здоровья детей-сирот, впоследствии наряду с этим главным объектом внимания становилось их воспитание и образование. В 1956 году предельный возраст детей, воспитываемых в детских домах, был увеличен до 18 лет (ранее - 14), с тем, чтобы обеспечить таких детей всеобщим средним образованием. По мере увеличения социальной ориентированности общества государство брало на себя все больше функций по защите интересов детей-сирот. Открывались новые школы-интернаты, обеспечивающие проживание, содержание, воспитание и образование, как детей-сирот, так и детей, временно оставшихся без родительского попечения. С 1978 года на полном государственном обеспечении стали содержаться дети-сироты, обучающиеся в средних специальных учебных заведениях. Предусматривалась возможность проживания и питания в детских домах их бывших воспитанников, обучающихся в высших учебных заведениях. В дальнейшем государство последовательно расширяло гарантии прав детей-сирот на жилое помещение, трудоустройство, медицинское обслуживание, образование, обеспечение питанием, одеждой, обувью, предметами первой необходимости.

С 1987 года дети-сироты получили право внеконкурсного приема в высшие и средние специальные заведения, им в обязательном порядке предоставлялось общежитие, дети данной категории получили право проводить каникулы в детских интернатных учреждениях, где они воспитывались, с предоставлением бесплатного проживания и питания, при этом проезд от места учебы до места проведения каникул и обратно оплачивался из средств учебного заведения. Помимо полного государственного обеспечения, им выплачивалась ежегодная материальная помощь. Также было закреплено их право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения по окончании пребывания в детском интернатном учреждении, службы в Вооруженных силах или обучения в высшем (среднем специальном) учебном заведении.

В 1988 году были введены новые формы устройства детей-сирот на воспитание: это детские дома семейного типа, детские городки, в 1993 году правовое закрепление нашло понятие «детская деревня». С 1999 года активно развивается еще одна форма семейного устройства детей-сирот на воспитание - приемная семья.

В настоящее время наблюдается все усиливающаяся тенденция к сокращению числа детских домов - к 2010 г. сеть таких учреждений по прогнозам сократиться на 30%. Но это не связано с уменьшением числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное сокращение числа детских домов связано, в первую очередь, с развитием системы опекунства и увеличения числа детей, устроенных в приемные семьи. По данным статистики за 8 месяцев 2008 года более 64 тыс. детей обрели свой дом. В подавляющем числе случаев эти дети были устроены в российские семьи.

Таким образом, государством постоянно и планомерно проводится политика направленная на решение вопросов защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предотвращение социального сиротства, снижения количества детей, отбираемых у родителей и помещаемых в специализированные учреждения, совершенствованию форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Правовое регулирование в области социальной поддержки прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

На сегодняшний момент российская государственная социальная поддержка и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ориентируется на международные нормативные акты, конвенции и декларации. Это, например: Конвенция о правах ребенка, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г., Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и др.

Таким образом, в основу российского законодательства о детях положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей. Учтены также положения Международного пакта инвалидов и Стандартные правила по обеспечению равных возможностей для инвалидов, конвенции ВОЗ и МОТ, регламентирующие защиту детского здоровья, духовных ценностей, труда подростков, их прав и свобод, Европейская социальная хартия. Российская Федерация присоединилась к Пекинским правилам, определяющим порядок содержания несовершеннолетних в местах с ограничениями свободы.

Основным же нормативно-правовым актом в области поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Федеральный Закон от 21 декабря 1996 г. №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. №122 - ФЗ).

Предметом правового регулирования Закона являются гарантии государства по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Закон консолидирует нормы, касающиеся предоставления государственных социальных гарантий таким лицам, содержит соответствующий понятийный аппарат, позволяющий системно регулировать данные общественные отношения.

Задачами, которые ставились при принятии данного закона являлись:

закрепление гарантий государства по социальной защите детей-сирот в едином законодательном акте;

системное построение норм законодательства, регулирующих отношения в сфере предоставления детям-сиротам государственных гарантий по социальной защите;

устранение пробелов в правовом регулировании;

обеспечение равных прав детей-сирот на государственное обеспечение и иные гарантии по социальной защите.

Несомненным достоинством Закона является системное построение и законодательное определение используемой терминологии. В статье 1 Закона впервые даны четкие определения терминам «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Нормативно определены термины: опека и попечительство; приемная семья; полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дополнительные гарантии по социальной поддержке. При этом в Федеральном Законе установлено, что эти дополнительные гарантии обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Государственный контроль и ответственность за соблюдение дополнительных гарантий, установленных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. При этом неисполнение данных обязанностей влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Содержание гарантий государства по социальной защите детей-сирот отражено в ст. 6-9 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом под дополнительными гарантиями по социальной поддержке понимаются в соответствии со ст. 1 ФЗ - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования. Подробнее каждая из групп социальных гарантий будет рассмотрена ниже.

Таким образом, данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация данного закона должна способствовать эффективному выполнению государством возложенной на него задачи защиты детства и созданию стройной, логичной системы российского законодательства в области социальной защиты детей-сирот в целом.

Помимо указанного Федерального закона немаловажную роль в регулировании отношений по поводу защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей играют такие нормативно-правовые акты, как:

. Гражданский Кодекс Российской Федерации - закрепляющий институты опеки и попечительства;

. Семейный Кодекс Российской Федерации в нем есть отдельный, VI раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», который посвящен правовым вопросам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Защита их прав и интересов возлагается на органы местного самоуправления, которыми являются органы опеки и попечительства (ст. 126 СК). Семейный Кодекс РФ детально регулирует процедуру усыновления (удочерения), дает перечень форм семейного устройства - усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья, патронатная семья (последняя - в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ). В нем впервые введена глава, регулирующая вопросы устройства детей в организации. Следует отметить расширение перечня таких организаций: в него включены образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы).

. Федеральный Закон от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с эти законом гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, сам предоставляет сведения о себе региональному оператору или федеральному оператору.

. Федеральный Закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ, который внес ряд корректив в нормативную основу организации деятельности по семейному устройству, в частности был введен институт предварительной опеки, введены нормы, касающиеся подготовки приемных родителей.

Во исполнение федерального законодательства принят ряд целый ряд подзаконных актов, таких как Постановление Правительства РФ «О приемной семье», Постановление Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием», Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью», Постановление Правительства РФ «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением».

Многие регионы развивают, на основе федерального законодательства, свою нормативно-правовую базу организации семейного устройства. В частности, в соответствии с нормой п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ, предоставлявшей субъектам РФ право предусматривать, помимо усыновления (удочерения), опеки (попечительства) и приемной семьи, иные формы устройства (эта норма утратила силу с 1 сентября 2008 года), во многих регионах были приняты законы о патронате (патронатном воспитании) как отдельной форме устройства. В субъектах РФ действуют также нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства. Многие регионы определяют на своем уровне различные меры поддержки приемных семей.

Кроме того, важное значение имеют и такие нормативно-правовые акты, которые конкретизируют дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, остававшихся без попечения родителей, как:

Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. №659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;

Письмо Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. №244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних»

Постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. №5 «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ряд др.

Нельзя не упомянуть и о Типовом положении об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №676 (в ред. Постановления Правительства от 10.03.2009 №216).

Данное Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основе Типового положения образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуется - учреждение), разрабатывает свой устав, который утверждается учредителем.

Нужно отметить, что при коллизии федеральных законов, определяющих дополнительные гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предпочтение отдается Федеральному закону «О дополнительных гарантиях» как специальному закону.

3. Виды государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В течение последних лет продолжается реализация широкого комплекса мер, направленных на защиту и поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Государственная политика в отношении детей была направлена на: максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей, минимизацию потерь в уровне жизни; сохранение доступа детей к системам образования и здравоохранения; развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; гуманизацию обращения с детьми на основе уважения прав ребенка; создание новых механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков; законодательное обеспечение прав детей.

В русле этих направлений государственной политики определялись и внедрялись в жизнь особые стратегии, ориентированные на разные категории детей, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Федеральном Законе от 21 декабря 1996 г. №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дается понятие дополнительные гарантии по социальной поддержке - это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.

Закон устанавливает целый ряд дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это:

дополнительные гарантии права на образование (ст. 6);

дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание (ст. 7);

дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (ст. 8);

дополнительные гарантии права на труд (ст. 9);

Рассмотрим их поподробнее.

3.1 Гарантии права на образование

К основным дополнительным гарантиям в области образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся следующие:

. Во-первых, для данной категории детей предусмотрено бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в средние учебные заведения и ВУЗы. «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.»

. Во-вторых, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования.

. В-третьих, данные лица, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. При этом под полным государственным обеспечением понимается:

предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания;

предоставление им бесплатного комплекта одежды и обуви;

предоставление бесплатного общежития;

предоставление бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

. В-четвертых, обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.

. В-пятых, дети - сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые обучаются в федеральных государственных образовательных учреждениях, получают:

стипендию, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении:

ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии;

сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

При этом размер и порядок увеличения данных выплат устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находится данное образовательное учреждение.

. В-шестых, выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

. В-седьмых, все выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.

Данные нормы утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. №659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;

По желанию выпускников им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения, одежды, обуви и т.д. или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

. Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Помимо данного перечня гарантий, установленных ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» существует еще ряд гарантий, установленных государством. Например, Закон РФ «Об образовании» устанавливает норму о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования.

При сдаче вступительных экзаменов в форме ЕГЭ успешной признается сдача каждого экзамена, если абитуриентом получены баллы, которые при использовании шкалы перевода баллов в отметки соответствуют отметкам «3», «4» или «5». Шкала перевода баллов в отметки при проведении ЕГЭ устанавливается на каждый год по каждому предмету отдельным распоряжением Министерства образования Российской Федерации.

3.2 Гарантии права на медицинское обслуживание

Следующей государственной гарантией по социальной поддержке детей-сирот является дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание. В соответствии со ст. 7 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется получение медицинского страхового полиса для бесплатного обслуживания в медицинских учреждениях.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечиваются медицинской помощью, основанной на ранней диагностике, корригирующими и реабилитационными методами лечения, протезированием, находятся под наблюдением врачей-специалистов, при необходимости помещаются в установленном порядке в специализированные учреждения.

К государственным гарантиям права на медицинское обслуживание можно отнести и право на медицинское освидетельствование детей, передаваемых на воспитание в семью. В отношении вопросов медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью, применяется Приказ Минздравмедпрома России и Минобразования России от 25 декабря 1995 г. №369, 641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью».

Данным Приказом утверждено Положение об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ, в соответствии с которым экспертная комиссия осуществляет:

организацию медицинского освидетельствования детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в лечебно-профилактических учреждениях, в детских домах, приютах и других детских учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности;

подготовку и выдачу медицинского заключения на ребенка, передаваемого на воспитание в семью;

оформление документов до подбора кандидатов в усыновители, опекуны, попечители;

направление медицинских документов детей в случае необходимости их дополнительного медицинского обследования в Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ для решения вопроса дальнейшего обследования и лечения в ведущих клиниках страны.

В целях создания комплексной системы мероприятий по наблюдению, обследованию, лечению, психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей и находящихся на стационарном лечении в учреждениях здравоохранения, издаются приказы об организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, раннего возраста с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции.

В приказах утвержден порядок оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции и ВИЧ-инфицированным. Предусматривается, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей, после выписки из родильных стационаров для обследования в отделениях патологии новорожденных на общих основаниях, по показаниям подлежат переводу в профильные стационары. После этого они подлежат профильному медицинскому обследованию.

Один раз в три месяца или по показаниям осуществляется плановое лабораторное обследование детей. Два раза в год осуществляется проведение диспансеризации и углубленных медицинских осмотров силами работников учреждений здравоохранения муниципальных образований.

3.3 Гарантии права на имущество и жилое помещение

Основным нормативным актом, регламентирующим жилищные правоотношения, является Жилищный кодекс РФ. Он устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом п. 2 ст. 57 ЖК РФ устанавливает исключение из общего правила - категории лиц, которым жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди. Именно к данной категории относятся дети-сироты.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Во-первых, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Те же из них, которые не имеют закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а также то, на кого возлагается обязанность предоставления жилых помещений - на органы исполнительной власти по месту жительства. Органами же исполнительной власти по месту жительства являются органы опеки и попечительства.

Конкретные же меры по защите жилищных прав несовершеннолетних содержатся в Письме Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. №244/26-5 и от 20 февраля 1995 г. №09-М. В частности, там указано, что:

рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, заключением, а также изменением всевозможных договоров, косвенно или напрямую затрагивающих законные права и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье либо, лишенных родительского попечения и помещенных в государственные учреждения любых форм собственности на полное государственное обеспечение, а также выпускников данных учреждений, следует проводить коллегиально с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссий (советов) по охране прав детей, а также других органов, на которые органами местного самоуправления возложены функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних;

в целях более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать) и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять меры для его использования в интересах ребенка;

продажа жилых помещений, принадлежащих несовершеннолетним, находящимся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников в возрасте до 18 лет либо проживающих в семьях опекунов (попечителей) не рекомендуется;

в случае временного отсутствия выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставленных им жилых помещениях, в связи с продолжением учебы в других учебных заведениях, органы опеки и попечительства обязаны принять меры по сохранности данных жилых помещений до момента окончательного их заселения.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

В субъектах РФ принимаются нормативные правовые акты (как правило, законы), которые регламентируют порядок предоставления жилья детям-сиротам. Порядок предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в принципе, для большинства субъектов РФ является сходным. Кроме того, в законодательных актах субъектов могут предусматриваться и иные дополнительные гарантии для детей-сирот: например, по законодательству города Москвы освобождаются от расходов по оплате за пользование жилыми помещениями, за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги (за исключением случаев сдачи жилого помещения в поднаем) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений. Освобождение предусматривается на время их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время обучения по очной форме в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

К сожалению, положения действующего законодательства не всегда выполняются органами власти, ответственными за предоставление жилья. С учетом финансово-экономического кризиса сложности с предоставлением жилья детям-сиротам могут усилиться. В случае обращения в органы прокуратуры по поводу нарушения прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно обращение органов прокуратуры с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего с требованием к органам исполнительной власти субъекта РФ или органам местного самоуправления предоставить ребенку-сироте жилое помещение.

Например: «Решением районного суда г. Н. Новгорода от 22.09. 2008 было удовлетворено исковое заявление прокурора Советского района в интересах М. к Правительству Нижегородской области, Администрации г. Н. Новгорода.

Прокурор обратился в суд в интересах М., воспитанника ГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии», за которым не было закреплено какое-либо жилое помещение и который в 2004 году был поставлен в очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ответчики возражали против удовлетворения иска и приводили следующие аргументы:

приобретение квартир за счет средств областного бюджета производится - администрацией города в соответствии с очередностью;

обязательство по предоставлению жилого помещения является расчетным обязательством субъекта РФ, в связи, с чем администрация города считает себя ненадлежащим ответчиком;

жилые помещения должны предоставляться лишь после окончания обучения,- в то время как М. после окончания обучения поступил на обучение в учреждение среднего профессионального образования, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения еще не наступила.

Суд сделал вывод о том, что в соответствии с положениями областной целевой межведомственной программы «Дети-сироты» на 2006-2010 годы обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, возложено на министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Таким образом, жилое помещение М. должно быть предоставлено органом местного самоуправления за счет средств Министерства жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - в размере 13 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

При этом суд подчеркнул, что ст. 57 ЖК РФ предусмотрено: жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению, поэтому предоставление жилья М. не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.

Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий (от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, отсутствие свободного жилья, прекращение или приостановление строительства нового жилищного фонда, отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений).

3.4 Гарантии права на труд

К дополнительным гарантиям права на труд для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей относятся следующие:

. При обращении в органы службы занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет органы службы занятости осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

. Впервые ищущим работу и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

При этом органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

. Дополнительные гарантии устанавливаются для детей-сирот которые уже являются работникам организации. При высвобождении их из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Конкретный порядок работы органов службы занятости с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей установлен Постановлением Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. №5 «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данный порядок был разработан в целях организации деятельности территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения по оказанию содействия в трудоустройстве, признанию в установленном порядке безработными, профессиональной подготовке (переподготовке) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и выплате им пособия по безработице.

Сущность порядка работы органов службы занятости с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей сводится к следующему:

органы службы занятости при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют с ними профориентационную работу и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья;

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обратившиеся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, регистрируются в качестве лиц, ищущих работу. Регистрация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости по месту жительства со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Для регистрации в целях поиска подходящей работы ищущие работу впервые дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ об образовании;

органы службы занятости со дня регистрации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить им два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, ищущим работу впервые и признанным начиная с 1 января 1998 года в установленном порядке безработными, выплата пособия по безработице производится в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации.

Продолжительность периода получения пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации, не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. По истечении 12 календарных месяцев безработицы с учетом 6-месячного периода получения пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации, пособие по безработице устанавливается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей в соответствии с Федеральным законом «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»;

в случае невозможности предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа подходящей работы им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку) по направлению органов службы занятости. Размер стипендии в период обучения в соответствии со статьей 6 Федерального закона увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленным для обучающихся в данном образовательном учреждении.

Нужно учесть, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа подбор подходящей работы осуществляется на общих основаниях. Признание безработными детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и достигших 16-летнего возраста, осуществляется на общих основания.

Заключение

Рассмотрев систему государственных гарантий в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно сделать следующие выводы:

. Потребность общества в жизнеустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связана не только с тем, что определенная часть родителей не выполняет свои функции по отношению к родным детям, но и с тем, что общество не в полной мере исполняет свои обязанности по отношению к детям данных категорий. Без поддержки государства и общества дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не способны решить проблему жизнеустройства (создания нормальных условий для физического, психического и духовного развития) самостоятельно. В связи с этим создание системы государственных гарантий обеспечения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является одним из основных путей решения проблемы сиротства в обществе.

. В России, существует необходимая законодательная база, позволяющая ребенку-сироте не чувствовать себя ущербным, обделенным со стороны государства. Основу правового регулирования мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации составляет Федеральный Закон от 21 декабря 1996 г. №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. №122 - ФЗ) в котором определены гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законы субъектов Российской Федерации принятые в соответствии с этим законом, а также еще целый ряд нормативно - правовых актов Правительства РФ, Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ и др.

В ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» даются понятия «детей-сирот» и «детей, оставшихся без попечения родителей», причем закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки.

. Государственная политика в области детства призвана обеспечить полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами. С начала 90-х годов прошлого века в России был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей, была создана стабильная система государственных гарантий в области поддержки прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Систему государственных гарантий по поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляют дополнительные гарантии права на образование, права на медицинское обслуживание, права на имущество и жилое помещение и права на труд.

. Гарантии права на образование закреплены в ст. 6 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В частности определены:

содержание и условия государственного обеспечения детей-сирот;

предусмотрено бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в средние учебные заведения и ВУЗы;

закреплено право на бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования;

подтверждена обязанность соответствующих учреждений образования обеспечить выпускников - детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием.

. Законодательно закреплены и гарантии права на медицинское обслуживание. Это право на:

бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении;

бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний и еще целый ряд мер.

. В статье 8 Закона комплексно изложены предоставляемые государством для данной категории лиц гарантии права на жилище, в том числе: право внеочередного предоставления жилого помещения социального пользования в пределах установленных законодательством норм общей площади; право на сохранение закрепленного за ними жилого помещения на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения пр.; местным исполнительным органам вменяется в обязанность осуществлять контроль за сохранением права собственности или права пользования жилым помещением, из которого выбыли дети-сироты, а также лица из их числа.

. Законодательно закреплены и дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на труд. Это диагностика их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья при обращении в службу занятости, профессиональное обучение с последующим их трудоустройством при высвобождении уже работающих лиц, выплата пособия по безработице в повышенном размере и ряд других.

Рассмотренные в курсовой работе законодательные акты призваны обеспечить комплексное и качественное регулирование отношений, связанных с предоставлением государством детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей гарантий по социальной защите.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство содержит детально разработанную систему льгот и гарантий, предоставляемых детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Но, к сожалению, уровень заботы, реально проявляемый по отношению к таким детям, на практике зачастую оказывается весьма невысоким. Причины этого явления достаточно разноплановы:

недостаточный уровень бюджетного финансирования, выделяемого на указанные цели;

несовершенство существующей системы мониторинга и контроля государственных органов за деятельностью соответствующих учреждений как государственного, так и негосударственного секторов (отсутствие объективных критериев оценки, применение устаревших методов мониторинга, коллизии федерального и регионального законодательства);

отсутствие эффективной системы общественного контроля за деятельностью таких учреждений (к сожалению, ее эффективность напрямую зависит от существующего в обществе уровня интереса к указанным проблемам, уровня общественной морали и т.п.) и др.

защита сирота образование жилье

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 25.12.1993. №137.

. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ, в ред. от 08.07.1999 г. // СЗ РФ. - 1994. №32. Ст. 3301 и 3302.

. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ, в ред. от 17.12.1999 г. // М.: ИНФРА - М. 1996 г.

. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ // // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, №1 (часть 1), ст. 14.

. Семейный Кодекс Российской Федерации 1995 г. №223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №1. Ст. 16.

. Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. №122 - ФЗ) // СПС «Гарант»

. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СПС «Консультант плюс».

. Федеральный Закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 28.04. 2008. №17. ст. 1755.

. Закон РФ «Об образовании» от 10.07. 1992 №3266 - 1 (в ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, №3, ст. 150,

. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №676 «Об утверждении Типового положении об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета, №138 от 19.07.1995 г.

. Приказ Минздравмедпрома России и Минобразования России от 25 декабря 1995 г. №369, 641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» // «Российские вести» от 24 апреля 1996 г., №77.

. Письмо Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. №244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» // Журнал «Вестнике образования», 1999 г., №8.

. Постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. №5 (с изменениями от 5 октября 2001 г. «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, июнь 1998 г., №12.

. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под ред. Макевич М.Г., Кузнецова И.М. М.: Спарк, 2001. - 756 с.

. Антокольская А.М. Семейное право: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2001. - 458 с.

. Бреева Е.Б. Основы демографии. Учебное пособие. - М.: Дашков и К., 2009. - 413 с.

. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений-2 изд. стереот. - М: «Академия», 2000. - 440 с.

. Гражданское право: Учебник. Часть 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 776 с.

. Григорьев С. Социальная работа с молодежью. Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2008. - 385 с.

. Грудцына Л.Ю. Жилищное право России. Учебник. - М.: Эксмо, 2005. - 455 с.

. Егорова М.О. Нормативно-правовая база технологий семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Г.И. Климантовой. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 192 с.

. Кукушкин В.С. Социальная защита населения. - М.: МарТ, 2004. - 415 с.

. Олиференко Л.Я Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.Я. Олиференко. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.

. Поддубная Т.Н. Управление социальной защиты детства / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 347 с.

. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом. - М.: Академия, 2008. - 356 с.

. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, 2005. - 688 с.

. Седельников М.В. Решение проблемы социального сиротства средствами образования // Вестник Филиала Российского Государственного Социального университета в г. Красноярске. - 192 с.

. Телегина Т.Д. Право социального обеспечения. Учебное пособие. - М.: Норма, 2006. - 325 с.

. Трудовое право: Курс лекций / Под ред. С.Б. Цветкова - М.: Омега - Л, 2005. - 257 с.


Похожие работы на - Государственные гарантии по социальной поддержке детей-сирот

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!