№ п/п
|
Места возникновения
пожаров
|
Год
|
|
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
1
|
Производственные
здания
|
1
|
0
|
1
|
1
|
2
|
Склады и базы
|
0
|
0
|
0
|
1
|
3
|
Здания торговых
предприятий
|
2
|
1
|
2
|
2
|
4
|
Административные
общественные здания
|
1
|
0
|
1
|
1
|
5
|
Сельскохозяйственные
объекты
|
0
|
0
|
0
|
0
|
6
|
Жилой сектор
|
31
|
14
|
22
|
24
|
7
|
Строящиеся
объекты
|
1
|
0
|
0
|
1
|
8
|
Прочие объекты
|
2
|
2
|
1
|
0
|
Проанализировав оперативную обстановку с пожарами на
территории Урус - Мартановского района в период с 2007 по 2010 годы необходимо
отметить, что все показатели крайне не стабильны. Так в 2008 году все
показатели уменьшаются, однако в следующие годы отмечается их рост.
Проанализировав основные причины возникновения пожаров можно
отметить, что на первое место выходят пожары, которые произошли из-за
неосторожного обращения с огнем (35% от общего числа пожаров). На втором месте
- пожары, которые произошли при нарушении правил устройства и эксплуатации
электрооборудования (25,8%), а на третьем месте - пожары, которые произошли при
нарушении правил устройства и эксплуатации печей и бытового газового оборудования
(23%).
Так же необходимо отметить, что наибольшее число пожаров на
территории Урус - Мартановского района происходят в зимние месяцы года. Именно
в этот период население Урус - Мартановского района использует различные
электронагревательные приборы. Так же на территории Урус - Мартановского района
очень часто граждане подводят бытовой газ к печам, оборудованным для сжигания
твердого топлива, без соответствующего переустройства печей. Таким образом
нарушаются Правила пользования бытовыми газовыми приборами Правила устройства и
эксплуатации отопительных печей и дымоходов.
Проанализировав обстановку с пожарами по основным объектам их
возникновения, можно с уверенность сказать, что наибольшее количество пожаров
происходит в жилом секторе (81,3% от общего числа пожаров). На втором месте
находятся пожары, которые произошли в зданиях торговых предприятий (6%), а на
третьем месте - пожары которые произошли в производственных зданиях (3%).
3. Ресурсы обеспечения деятельности сотрудников
отделения ГПН на территории Урус-Мартановского района
3.1
Общая характеристика отделения ГПН
Основой обеспечения противопожарной безопасности городов
является создание для их охраны подразделений ГПС.
Отделение ГПН по Урус-Мартановскому району входит в состав
УГПН МЧС России по Чеченской Республике и осуществляет в Урус - Мартановском
районе весь комплекс мероприятий по обеспечению безопасности людей и
сохранности от огня различных зданий и сооружений.
По штатному расписанию отделение ГПН состоит из 12
должностей, в настоящее время все должности укомплектованы специалистами
различного уровня.
3.2
Организация и проведение проверок соблюдения требований пожарной безопасности
За 2010 г. на территории Чеченской Республики произошло 342
пожара. На пожарах погибло 10 человек, в том числе 5 детей. Травмированы 43
человека. Прямой материальный ущерб от пожаров составил 10191,562 тыс. рублей.
Основная часть пожаров произошла в жилом фонде.
Исходя из анализа обстановки с пожарами, в соответствии со
складывающейся оперативной обстановкой с пожарами в республике и согласно
ежегодного плана проведения плановых проверок объектов надзора, основные усилия
органов государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Чеченской
Республике были направлены на:
- профилактику пожаров в жилом секторе;
- приведение в пожаробезопасное состояние
объектов с массовым пребыванием людей (особенно культурно-развлекательных
объектов с ночным пребыванием людей);
- надзор за соблюдением требований пожарной
безопасности на объектах уборки, заготовки, переработки и хранения урожая
зерновых.
- проведение проверок населенных пунктов и
жилых домов, проведение обучения населения мерам пожарной безопасности с
привлечением заинтересованных структур органов местного самоуправления (в том
числе жилищно-коммунальных служб, служб газового хозяйства и социального
обеспечения, органов внутренних дел и энергетического надзора), широких слоев
общественности, духовенства, СМИ, ВДПО);
- пропаганду противопожарных знаний и
навыков у населения в СМИ;
- освещение в средствах массовой информации
результатов проведения мероприятий по надзору за соблюдением требований
пожарной безопасности на объектах надзора, в том числе с целью создания
положительного имиджа сотрудников ГПН.
Учитывая, что основная часть пожаров происходит в жилом фонде,
в период с 15 января по 31 марта 2010 года на территории Чеченской Республики
организован и проведён 1-й этап пожарно-профилактической операции с условным
наименованием «Жилище», в ходе которого сотрудниками УГПН совместно с
представителями районных, городских служб, жилищных инспекций ОМС, органов
внутренних дел проводились мероприятия по проверке жилого сектора, выявлению
бесхозных строений и лиц, склонных к правонарушениям в области пожарной
безопасности.
В ходе проверок жилого сектора и объектов жизнеобеспечения
государственными инспекторами по пожарному надзору обследовано 4318 жилых
зданий. В ходе проведенных проверок жилых домов выявлено нарушений требований
пожарной безопасности - 14370, из них устранено - 5896. За нарушения норм и
требований пожарной безопасности в жилом секторе привлечено к административной
ответственности 1 юридическое лицо, 2 должностных лица и 221 граждан.
В целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, подобных
трагедии, происшедшей в г. Пермь, Главным управлением МЧС России по Чеченской
Республике проведена определенная надзорно - профилактическая работа на
объектах проведения массовых культурно-развлекательных мероприятий (рестораны,
кафе, дома культуры, театры). Всего было проверено 136 объектов данной
категории. В ходе проверок выявлено в общей сложности 807 нарушений требований
пожарной безопасности. По результатам проверок за допущенные нарушения к
административной ответственности привлечены 40 юридических и 88 должностных
лиц. В отношении 44 объектов, на которых создалась реальная угроза жизни и
здоровью людей в суд направлены материалы на административное приостановление
деятельности, по 22 из них судами приняты решения о приостановке.
В соответствии с планом основных мероприятий УГПН, с учетом
указаний ЮРЦ и МЧС России, а также складывающейся обстановки с пожарами,
сотрудниками ГПН республики проводились мероприятия по контролю за соблюдением
требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора). При этом
основной упор делался на проверки объектов социальной сферы, других объектов с
массовым пребыванием людей, объектов культуры и образования, а также
сельскохозяйственных объектов.
В целях предупреждения пожаров и их последствий в жилом
секторе и на объектах жизнеобеспечения в пожароопасный осенне-зимний период, Главным
управлением МЧС России по Чеченской Республике в настоящее время организованы и
проводятся надзорно-профилактические операции «Отопление», «Жилище».
По результатам проведенных мероприятий по надзору в целях
информирования о противопожарном состоянии объектов, сложившейся оперативной
обстановке с пожарами в органы власти, в прокуратуру, в министерства и
ведомства, а также руководителям организаций и предприятий направлено 10498
информаций.
За 2010 год инженерно-инспекторским составом ГПН в
соответствии с планом было проведено 7265 проверок объектов надзора, из них:
2296 плановых и 4969 внеплановых проверок.
Всего в органах государственного пожарного надзора было
предусмотрено - 2389 плановых проверок, из которых выполнено - 2296.
При этом следует отметить, что в некоторых отделениях ГПН
причинами не проведения плановых мероприятий стал снос отдельных объектов
малого и среднего предпринимательства в ходе реконструкции городов и населенных
пунктов.
Всего на территории Чеченской Республики зарегистрировано 13348
объектов контроля (надзора). На одного государственного инспектора по пожарному
надзору в среднем по республике приходится 73,7 объекта контроля.
За 2010 год по результатам проведенных мероприятий по
контролю должностными лицами органов государственного пожарного надзора
республики выдано 5720 предписаний ГПН об устранении выявленных нарушений
требований пожарной безопасности.
Предписаниями государственного пожарного надзора в 2010 году
предложено 78372 мероприятия по устранению выявленных нарушений требований
пожарной безопасности. На одно предписание ГПН в среднем по Чеченской
Республике приходится 13,7 предложенных мероприятий.
На низком уровне осуществляется деятельность государственных
инспекторов по пожарному надзору республики по привлечению к административной
ответственности виновных лиц за не выполнение в срок законного предписания
государственного пожарного надзора. Так в 2010 году должностными лицами органов
государственного пожарного надзора Чеченской Республики по результатам 4969
внеплановых проверок исполнения ранее выданных предписаний, за не выполнение в
срок законного предписания ГПН составлено всего 969 административных протоколов
по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что должностными
лицами подразделений ГПН не в полной мере принимаются меры по контролю за
устранением выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а также по
привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения.
Работа органов государственного пожарного надзора республики
по основным показателям деятельности находится по-прежнему на недостаточно
высоком уровне, отмечается даже снижение ряда основных показателей.
В этой связи необходимо повышать профессиональный уровень государственных
инспекторов по пожарному надзору, в том числе путем более качественного
проведения служебной подготовки, обеспеченности всего личного состава органов
ГПН нормативно-технической литературой в области пожарной безопасности, а также
постоянного контроля за деятельностью подчиненных сотрудников со стороны
руководителей органов ГПН.
3.3
Организация и осуществление взаимодействия с органами исполнительной власти
Чеченской Республики и органами местного самоуправления в целях предупреждения
пожаров
В целях повышения эффективности работы, направленной на
предупреждение пожаров и гибели людей на них, а также улучшения оперативной
обстановки с пожарами и последствиями от них на территории Чеченской Республики
органами государственного пожарного надзора за 2010 года проведена
целенаправленная работа с органами исполнительной власти и органами местного
самоуправления республики.
На территории Чеченской Республики действуют 5
законодательных, нормативных правовых актов органов исполнительной власти
республики, регулирующие отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности, а
именно:
. Закон Чеченской Республики от 13.04.2010 №26-РЗ «О пожарной
безопасности в Чеченской Республике».
. Закон Чеченской Республики от 20.02.2010 №20-РЗ «О мерах по
организации органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных
образований в Чеченской Республике».
. Постановление Правительства Чеченской Республики от
23.12.2008 года №235 «О мерах по усилению пожарной безопасности в Чеченской
Республике».
. Постановлению Правительства Чеченской Республики от
22.06.2010 года №106 «О мерах усиления противопожарной защиты объектов и
населенных пунктов Чеченской Республики».
. Постановление Правительства Чеченской Республики от
26.01.2010 №6 «Об организации охраны лесов от пожаров на территории Чеченской
Республики».
В целях защиты населенных пунктов и объектов экономики,
расположенных вблизи лесных массивов от пожаров в пожароопасный летний период
2010 года Главным управлением МЧС России по Чеченской Республике заключены:
соглашение между Министерством лесного хозяйства Чеченской
Республики и Главным управлением МЧС России по Чеченской Республике «По
организации тушениях лесных пожаров в лесном фонде Чеченской Республики».
соглашения между Главным управлением и Управлением
Росприроднадзора по ЧР, Минсельхозом ЧР и ФГУ «Чеченский республиканский центр
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» «О взаимодействии при
решении задач в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Чеченской
Республике».
соглашение между ГУ МЧС РФ по ЧР, МВД по ЧР и Минлесхозом ЧР
«О взаимодействии по вопросам борьбы с лесными пожарами»;
Издан совместный приказ между ГУ МЧС России по Чеченской
Республике и МВД по Чеченской Республике «Об утверждении состава, порядка
взаимодействия и организации работы, постоянно действующей
следственно-оперативной группы МВД и УГПН ГУ МЧС России по Чеченской Республике
по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с пожарами».
Создана межведомственная группа по контролю за пожарной
обстановкой в лесном фонде и обеспечению готовности сил и средств к тушению
лесных пожаров (МЧС, Минлесхоз, Росприроднадзор, Росгидромет, МВД, Минобороны)
В целях координации деятельности органов управления и сил
территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности
проведено заседание КЧС и ПБ ЧР «О подготовке к летнему пожароопасному периоду,
состояние и готовность сил и средств территориальных подсистем РСЧС к тушению
лесных и ландшафтных пожаров в 2010 году и мерах по реагированию на
преступления связанных с лесными пожарами.
В муниципальных районах Чеченской Республики на территории,
которых имеются лесные массивы, так же проведены заседания КЧС и ПБ «О
состоянии и мерах по усилению пожарной безопасности в летний пожароопасный
период на территории районов».
Проведены 4 учения на территориях Шатойского, Итум -
Калинского Веденского и Урус - Мартановского лесничеств, по отработке вопросов
организации тушения пожаров в лесном фонде и взаимодействия территориальных
подсистем РСЧС.
3.4
Взаимодействие со СМИ и противопожарная пропаганда
За 2010 год аппаратом управления и подразделениями ГПН ГУ МЧС
России по ЧР в целях предупреждения пожаров и случаев гибели на них людей, а
также обучения населения мерам пожарной безопасности проведена следующая
агитационно-массовая работа:
В районных и республиканских средствах массовой информации
было помещено 63 статьи и заметок на противопожарную тематику, из них 11 статей
подготовлены сотрудниками аппарата УГПН.
Передано 23 выступления по республиканскому радио, все
выступления проведены сотрудниками аппарата управления ГПН.
Проведено 82 выступления по республиканским и местным
телеканалам по профилактике пожаров, из них 39 проведены сотрудниками аппарата
УГПН.
Проведено 84 выступления по громкоговорящей связи в местах
массового скопления людей (автовокзалы, рынки и т.п.).
Необходимо отметить, что не во всех районах республики налажено
необходимое взаимодействие органов ГПН со СМИ по вопросам противопожарной
пропаганды.
Отделениями ГПН Ленинского, Заводского и Старопромысловского
районов г. Грозный, а также ОГПН Веденского, Грозненского, Итум-Калинского,
Курчалойского, Надтеречного, Урус - Мартановского, Ножай-Юртовского,
Шатойского, Старо-Юртовского, и Шаройского районов республики выступления по
освещению пожарной обстановки в поднадзорных районах по местным телеканалам не
проводились.
Совместно с представителями учреждений социальной защиты
населения, здравоохранения и образования, за отчетный период, сотрудниками
органов ГПН проведены практические тренировки по эвакуации пациентов и учащихся
с ограниченными возможностями из зданий и помещений школ-интернатов,
психиатрических больниц и реабилитационных центров с круглосуточным пребыванием
людей на 18 объектах социального обслуживания населения и в 69-ти стационарных
учреждениях здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей.
В передачах «Дежурная часть» ЧГТРК «Вайнах», радио ЧГТРК
«Вайнах» «Криминальная хроника», «Утро» ЧГТРК «Грозный» еженедельно освещается
оперативная обстановка с пожарами в республике и районах, меры по
предупреждению пожаров и способы выживания в экстремальных ситуациях.
В целях разъяснения населению правил применения электрических
и газовых бытовых приборов и т.п. организовано и проведено 547 сходов граждан,
с охватом 48463 человека.
Также в ходе мероприятий по контролю проведено 11029 бесед на
противопожарную тематику, проинструктировано по мерам пожарной безопасности
48037 человек. Среди населения распространено 8961 экземпляров наглядной
агитации на противопожарную тематику.
В целях повышения уровня противопожарной подготовки учащихся
образовательных учреждений республики, за отчетный период УГПН ГУ МЧС России по
ЧР совместно с ВДПО по ЧР проведена следующая работа:
В период с 1 по 9 сентября в 390 школах республики проведены
занятия на противопожарную тематику, приуроченные ко «Дню знаний» которыми были
охвачены 82097 учащихся и 7019 преподавателей. В 184 школах проведены
практические тренировки по эвакуации детей и персонала школ в случае
возникновения пожара.
3.5
Рассмотрение жалоб и обращений по вопросам пожарной безопасности и
осуществления государственного пожарного надзора
За 2010 год в УГПН ГУ МЧС России по Чеченской Республике
письменных заявлений от граждан не поступало.
.12.2007 года за №322 издан приказ ГУ МЧС России по Чеченской
Республике «Об организации работы «единого телефона доверия». «Единый телефон
доверия» 8 (8712) 33-24-25 находится в кабинете старшего оперативного дежурного
по ГУ МЧС России по ЧР. В наличии аппаратуры для записи сообщений нет. Режим
работы круглосуточный.
Номер «Единого телефона доверия» ГУ МЧС России по ЧР
регулярно передается по республиканским телеканалам «Вайнах», «Грозный» и
передачах «Дежурная часть», по местным телеканалам, публикуется в
республиканских и местных газетах и размещается на всех формах унифицированных
бланков ГПН.
В 2010 году на «единый телефон доверия» поступило 8
сообщений; из них 5 по иным вопросам, 2 сообщения по поводу оплаты
административного штрафа, 1 сообщение (уведомление) о явке дознавателя в суд по
поводу рассмотрения административного дела. Также на телефон доверия поступило
156 проверочных звонков. Звонков о неправомочных действиях должностных лиц
органов ГПН при осуществлении ими надзорной деятельности на «телефон доверия»
не поступало.
4.
Организация дознания
4.1
Полномочия органов ГПН при осуществлении ГПН
Государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке
соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и
принятие мер по результатам проверки;
В целях обеспечения пожарной безопасности в Российской
Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора
федеральной противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного
надзора), являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют
деятельность по проверке соблюдения федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями (далее - организации), гражданами Российской Федерации,
иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - граждане), а также
должностными лицами требований пожарной безопасности.
Основной задачей государственного пожарного надзора является
осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами
требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.
К органам государственного пожарного надзора относятся:
) структурное подразделение центрального аппарата
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого
входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
) структурные подразделения территориальных органов
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и
осуществления государственного пожарного надзора;
) структурные подразделения территориальных органов Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных
решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения
которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного
надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);
) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного
надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях
организации профилактики и тушения пожаров в закрытых
административно-территориальных образованиях.
.2 Законодательные и нормативно-правовые акты,
регулирующие деятельность сотрудников ГПН
Для осуществления профессиональной деятельности сотрудникам
ГПН необходимо знать и уметь применять большое количество различных
законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих
уголовно-процессуальную и административно-правовую деятельность органов ГПН.
1. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной
безопасности»;
2. Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 №820 «О
государственном пожарном надзоре». Права и обязанности государственных
инспекторов по пожарному надзору;
. Приказ МЧС РФ от 1.10.2007 №517 «Об утверждении
Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных
требований пожарной безопасности»;
. Федеральный закон РФ от 22.07.2008 №123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
5. Уголовный кодекс РФ;
6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях;
. «Инструкция о порядке согласования специальных
программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций»
(утверждена Приказом МЧС РФ от 25 октября 2005 г. №764);
. НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников
организаций» (утверждены Приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. №645);
10. ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской
Федерации» зарегистрированные в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. Регистрационный
номер 4838;
11. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О
техническом регулировании».
4.3
ОГПН и его роль в расследовании преступлений, связанных с пожарами
Расследование - это уголовно-процессуальная деятельность
специально - уполномоченных субъектов, направленная на раскрытие преступления
или происшествия, установление определенной истины по делу.
Поскольку практически в каждом пожаре можно предполагать
криминальную подоплеку, первоначально в соответствии с положением ст. 144 УПК
РФ должна быть проведена надлежащая проверка сообщения или иной информации о
пожаре.
В ходе проверки выявляются возможные признаки преступления,
наличие которых заранее недопустимо исключать. Однако как можно говорить о
наличии или отсутствии признаков преступления, если не установлена причина
пожара как результат тех или иных действий (бездействий) людей?
Именно от причины пожара и следует отталкиваться как от
отправной точки при правовой квалификации происшествия, связанного с пожаром.
Правовая квалификация непосредственно связана и с
криминалистическими аспектами расследования, поскольку криминалистическая
методика расследования исходит из определенной типичной структуры преступления
данной категории. Очевидно, что изобличать поджигателя или нарушителя правил
пожарной безопасности - далеко не равнозначные дела. Следует отметить, что
делам о пожарах свойственен комплексный характер расследования, в котором
уголовно-правовые и криминалистические аспекты не оторваны друг от друга, а
слиты в единый процесс, во многом определяя и обуславливая друг друга.
Поэтому важно уже в ходе до следственной проверки собрать
достаточные данные для того, чтобы если и не разобраться полностью в
обстоятельствах происшествия, то по крайней мере, обоснованно выдвинуть версии,
подлежащие дальнейшей отработке, и собирать подтверждающую или опровергающую их
информацию, задействовать все предусмотренные законом силы и средства для
достижения результата в расследовании происшествия.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 года №587 «О мероприятиях
по организации и осуществлению дознания по делам о пожарах» утверждены органы
государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы,
являющиеся органами дознания.
Такими органами дознания являются:
. орган ГПН в структуре центрального аппарат МЧС
России (Департамент надзорной деятельности);
2. органы ГПН региональных центров по делам ГО и ЧС;
3. органы ГПН Главных управлений МЧС России по субъектам
Российской Федерации,
4. отделения, инспекции органов ГПН главных управлений
МЧС России по субъектам Российской Федерации;
отделы (отделения, инспекции, группы) ГПН подразделений
федеральной противопожарной службы, созданных в закрытых
административно-территориальных образованиях.
4.4
Признаки, категории и состав преступлений
Уголовным кодексом РФ предусмотрено, что преступлением
признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное
настоящим УК под угрозой наказания.
Не является преступлением действие (бездействие), хотя
формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим
Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Признаки преступления:
Общественная опасность - т.е. преступление - это такое
деяние, которое опасно и вредно для общественных отношений, господствующих в
обществе и для всего правопорядка в целом. Характеризуется - характером и
степенью общественной опасности. Выражается в санкциях статей УК РФ.
Противоправность - запрещенность деяния в соответствии с
законом.
Виновность - т.е. лицо имело возможность сознавать, понимать,
оценивать и осмысливать суть своего поведения и могло предвидеть его последствия,
и понимая это было способно руководить своим поведением и направлять его (т.е.
психическое отношение к своему поведению).
Наказуемость - обязанность нести ответственность за свои
действия (поступки).
Состав преступления - совокупность, установленных законом
признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление:
Объект - общественные отношения, охраняемые законом, которым
причиняется вред или которые поставлены в угрозу причинения вреда.
Объективная сторона - внешнее проявление преступления
(общественно-опасное деяние, направленное на причинение вреда объекту).
Субъект - лицо, достигшее возраста уголовной ответственности
и способное нести ответственность за содеянное.
Субъективная сторона - внутреннее, психическое отношение
виновного к содеянному.
В зависимости от характера и степени общественной опасности
деяния, предусмотренные УК, подразделяются на преступления небольшой тяжести,
преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и
неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание,
предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.
. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные
деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим
Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за
совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом,
превышает два года лишения свободы.
. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за
совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом,
не превышает десяти лет лишения свободы.
. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния,
за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения
свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Уголовно-правовые нормы, применяемые по делам о пожарах,
разделяются на несколько групп, предусматривающих ответственность за
возникновение пожара с криминальными последствиями при наличии факта:
умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества,
совершенного путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом (ч. 2 ст. 167
УК РФ)
уничтожение или повреждение имущества путем неосторожного
обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 2 ст. 168 УК
РФ)
Нарушение правил пожарной безопасности лицом, на котором
лежала обязанность по их соблюдению (ч. 1,2 ст. 219 УК РФ).
Уничтожение или повреждение лесов и насаждений, не входящих в
лесной фонд, путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками
повышенной опасности, а также путем поджога или иным общеопасным способом (ч.
1,2 ст. 261 УК РФ)
Каждому из указанных составов соответствует определенный
комплекс признаков, которые характеризуют объективную и субъективную стороны
преступления, его объект и субъект.
Статья 167 УК РФ применяется по делам об умышленном
уничтожении или повреждении чужого имущества.
Часть 2 ст. 167 УК предусматривает ответственность за
умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния
повлекли причинение значительного ущерба, совершенные из хулиганских
побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом, либо повлекшие
по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (наказываются
лишением свободы на срок до 5 лет).
Предметом рассматриваемой нормы уголовного закона выступает
чужое имущество.
Если при уничтожении собственного имущества причинен
значительный ущерб чужому имуществу либо имуществу, которое являлось совместной
собственностью виновного и иных лиц, «действия такого лица, желавшего
наступления указанных последствий или не желавшего, но сознательно допускавшего
их либо относившегося к ним безразлично, надлежит квалифицировать как
умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества».
Уничтожение имущества означает внешнее воздействие, в
результате которого имущество полностью прекращает свое физическое
существование (сожжение, полное или невосстановимое разрушение) либо приводится
в негодность по целевому назначению и не подлежит восстановлению.
Под повреждением следует понимать такое изменение свойств
имущества, при котором существенно ухудшается его полезность и вещь становится
частично или полностью непригодной для хозяйственного или целевого использования
без ее ремонта, реставрации и иных восстановительных действий.
Обязательным условием наказуемости анализируемого деяния
является причинение значительного ущерба. Если потерпевшим является частное
лицо, то размер оценивается как значительный по правилам примечания 2 к ст. 158
УК РФ (250 тыс. руб.).
Ущерб, причиненный организации, устанавливается судом с
учетом ее имущественного положения и финансового состояния.
Данное преступление может быть совершено с прямым и косвенным
умыслом.
Мотивы и цели деяния на квалификацию не влияют, за
исключением хулиганских побуждений и тех мотивов и целей, которые превращают
деяние в преступление иного рода (терроризм, диверсия).
К общеопасным способам, которым закон придает значение
квалифицирующих признаков, помимо прямо названных поджога и взрыва, следует
отнести и другие способы, ставящие в опасность жизнь и здоровье людей.
Также квалифицирующим признаком является причинение по
неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий, к которым нужно
отнести причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одного человека, массовые
отравления или заболевания людей, животных и т.д.
Статья 168 УК РФ предусматривает ответственность за
уничтожение или повреждение имущества по неосторожности
Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном
размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными
источниками повышенной опасности (наказываются штрафом в размере до 120 тысяч
рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до
1 года, либо исправительными работами на срок от одного года до 2 лет, либо
ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 1
года).
Условием наказуемости неосторожного деяния является крупный
размер уничтоженного или поврежденного имущества.
Обязательным признаком рассматриваемого преступления является
способ его совершения: неосторожное обращение с огнем или иными источниками
повышенной опасности (машинами, электрооборудованием и т.д.)
Причинение по неосторожности крупного ущерба чужому имуществу
либо имуществу, находящемуся в совместной собственности виновного и иных лиц,
при уничтожении собственного имущества путем поджога следует квалифицировать по
ч. 2.
Субъективная сторона преступления характеризуется
неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.
Статья 219 УК РФ. Нарушение требований пожарной безопасности.
Часть 1 ст. 219 УК РФ - нарушение правил пожарной
безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их
соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда
здоровью человека, (наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев,
либо ограничением свободы до 3 лет, либо лишением свободы до 3 лет с лишением
права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до 3 лет или без такового).
Часть 2 ст. 219 УК РФ. То же деяние, повлекшее по
неосторожности смерть человека (наказывается ограничением свободы до 5 лет, или
лишением свободы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового).
Часть 3 ст. 219 УК РФ. Деяние, предусмотренное частью первой
настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц
(наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3
лет или без такового).
Объект этого преступления - пожарная безопасность.
Дополнительный объект в основном составе преступления -
здоровье человека, а в квалифицированном - жизнь человека.
Нарушение ППБ может выразиться как в действии,
непосредственно приведшем к возгоранию (брошенная непотушенная сигарета), так и
в бездействии, опосредовательно приведшим к наступлению последствий:
захламлении пожарных проходов, недооборудование помещений средствами
пожаротушения и пожарной сигнализации, несвоевременный инструктаж персонала о
путях эвакуации при пожаре.
В каждом случае необходимо установить, какие именно правила
были нарушены и был ли субъект ознакомлен с этими правилами.
Преступление окончено с момента наступления последствий,
указанных в п. 2 и 3.
Во всех случаях необходимо установление причинной связи.
Субъективная сторона - неосторожность.
Субъект преступления специальный - лицо, достигшее возраста
лет, обязанное соблюдать ППБ.
Субъектом может быть как ответственный за пожарную
безопасность на любых предприятиях, в учреждениях или организациях и т.п.,
независимо от форм собственности, так и рядовой сотрудник.
5.
Уголовно-процессуальная деятельность дознавателей ОГПН по Урус-Мартановскому
району
В период с 2007 по 2010 годы дознавателями и инспекторами
ОГПН по Урус-Мартановскому району рассмотрено 112 сообщений о преступлениях,
связанных с пожарами.
Анализ нагрузки, по количеству рассмотренных сообщений о
преступлениях, показывает, что на 1 инспектора ГПН приходится по 14
расследованных сообщения, учитывая штатную численность ОГПН.
Анализ нагрузки, по количеству рассмотренных сообщений о
преступлениях показывают, что на 1 дознавателя приходится по 56 рассмотренных
сообщений.
За анализируемы промежуток времени в Урус - Мартановском
районе зарегистрировано 112 сообщений, по которым проведены проверки и
своевременно приняты процессуальные решения в соответствии с УПК РФ.
Таблица 5.1 - Результаты дознания по делам о пожарах
№ п/п
|
Данные
|
Год
|
|
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
1
|
Всего пожаров
|
38
|
17
|
27
|
30
|
2
|
Приобщено в
накопительное дело
|
26
|
11
|
19
|
20
|
3
|
Передано по
подследственности подведомственности
|
2
|
1
|
1
|
2
|
4
|
Отказано в ВУД
|
10
|
2
|
7
|
8
|
5
|
ВУД
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Из 112 рассмотренных сообщений о преступлениях дознавателями
ОГПН по Урус-Мартановскому району вынесено 27% (от общего числа рассмотренных
сообщений) постановлений об отказе в ВУД за отсутствием состава или события преступления.
Не во всех случаях привлекаются к административной
ответственности лица, виновные в возникновении пожара в соответствии с ч. 3 ст.
20.4 КоАП РФ.
В ходе анализа деятельности ОГПН по Урус-Мартановскому району
были выявлены недостатки, для всех отказных материалов:
· нарушается порядок осмотра места
происшествия - в протоколе осмотра места происшествия, происшедшего в жилище,
не отражаются сведения о согласии проживающих в нем лиц на производство данного
следственного действия, чем нарушаются требования ст. 177 УПК РФ;
· качество сбора материалов по поступившим
сообщениям о пожарах и принятия по ним решения предусмотренного в соответствии
со ст. 144-145 УПК РФ не на должном уровне;
· при рассмотрении сообщения о факте пожара
и установлении причины дознавателями не привлекаются специалисты
энерго-газоэкплуатационных служб.
Данные нарушения являются основаниями для отмены
постановлений в порядке прокурорского надзора и указывают на несоответствующее
качество проведения проверок сообщений о преступлениях, и как следствие
принятие необоснованных решений по ним.
6. Экономические расчеты
6.1
Расчет материального ущерба при квалификации преступлений в области пожарной
безопасности
Общие сведения
ООО Завод «Электропульт-Грозный»
Завод оснащен современными металлообрабатывающими станками
фирмы «Amada» (Япония) стоимостью соответственно 12и 7 млн. рублей,
автоматическая линия порошковой окраски фирмы «Gemma» (Германия) стоимостью 7
млн. рублей, современно оснащенный механический и сварочно-сборочный участки.
Завод выпускает низковольтное и средневольтное оборудование,
автоматизированные системы управления и т.д.
Цех №2 (комплектующий). В цехе одновременно работает 37
различных специалистов.
Формулировка задачи
В этом разделе дипломной работы произведен
расчет ущерба причиненного пожаром на одном из цехов завода
«Электропульт-Грозный».
Размер ущерба является одним из
необходимых условий для квалификации преступления по ст. 168 УК РФ и может
служить повод к возбуждению уголовного дела.
Цех №2 «комплектующий» оснащен специальным
оборудование немецкого и японского производства и имеет общую балансовую
стоимость 26 млн. рублей.
Цех №2 завода производит в сутки продукции
на 998 тысяч рублей. Технологический процесс производства характеризуется
повышенной пожарной опасностью.
Определение величины
основных экономических показателей
Основными показателями по каждому варианту
защиты цеха являются:
0
капитальные
вложения К1 и К2, руб.;
1
эксплуатационные
расходы С1 и С2, руб./год;
2
ущерб
от пожаров У1 и У2, руб./год.
Расчет сравнительной экономической
эффективности пожарной безопасности позволяет исключать одинаковые затраты,
входящие в каждый из основных показателей. Такими одинаковыми затратами для
данного примера являются расходы на содержание пожарной охраны. Приступим к
определению основных показателей по каждому варианту. Цех не защищен
установками автоматического пожаротушения.
Дополнительные капитальные вложения
отсутствуют К1 = 0; Годовые эксплуатационные расходы на них также отсутствуют
С1 = 0.
Определяем ущерб от пожаров У1, он
включает в себя прямой ущерб У1п и косвенный ущерб У1к:
У1 = У1п + У1к;
Определим прямой ущерб от пожара:
Прямой ущерб У1п включает в себя
составляющие ущерба от пожара по основным фондам Уосн.ф. и оборотным фондом
цеха Уоб.ф.:
Уп = Уосн.ф. + Уоб.ф.;
Прямой ущерб от пожара по основным фондам
Уосн.ф. определяем из выражения:
Уосн.ф. = Кск - Кч.об. - ΣКизн. - Кост. + К.т. п.п.;
где Кск. и Кч.об. - соответственно
величины балансовой стоимости строительных конструкций здания цеха и части
оборудования, которые уничтожены пожаром, руб.
ΣКизн. = Кизн.ск. +
Кизн.ч.об.
ΣКизн. - суммарная
величина износа на момент пожара строительных конструкций здания Кизн.ск. и
части оборудования Кизн.ч.об., которые уничтожены пожаром, руб.
Величины износа уничтоженных пожаром
строительных конструкций цеха Кизн. ск. и части оборудования Кизн.ч.об.
определяем по формулам:
Кизн.ск = Кск/100 х (Изд. + Нам.зд. х
Тзд). руб.
Кизн.ч.об.= Коб/100 х (Иоб. + Нам.об. х Toб.), руб.
где Изд., Иоб. - соответственно процент
износа здания и оборудования на момент последней переоценки основных фондов
страны;
Нам.зд., Нам.об. - соответственно годовая
норма амартизации здания цеха и оборудования, % в год.
Тзд., Тоб. - соответственно время
эксплуатации здания и оборудования с момента последней переоценки основных
фондов или с момента ввода новостроек в строй действующих (после переоценки
основных фондов) до пожара, год.
На данном объекте имел место пожар через
4,5 лет после ввода его в эксплуатацию. (Тзд. = Тоб. = 4,5 лет).
Годовая норма амортизации на здание цеха
равна 1% в год Нам.зд. = 1% в год), а на оборудование - 8,9% в год (Нам.об. =
8,9% в год).
Определяем ущерб от пожара по строительным
конструкциям здания цеха Уск.:
Уск. = Кск - Кизн.ск. = Кск - Кск х Нам.зд
х Тзд/100;
Уск = Кск х (1 - Нам.зд х Тзд/100) = 14 (1
- 1х4,5/100) = 13,37 млн. руб.
Определяем ущерб от пожара по
технологическому оборудованию Уоб:
Уоб = Кч.об. - Кизн.об = Кч.об./100 х (1 -
Нам.об. х Тоб.);
Уоб = 11 (1 - 8,9х4,5/100) = 6,595 млн.
руб.
Определяем прямой ущерб:
Уп = Уск + Уоб - Кост + Кл.п.п. + Уоб.ф.;
Уп = 13,37 + 6,595 - 0,46 + 0,8 + 8,01 =
28,315 млн. руб.
Определим косвенный ущерб:
Уупр - потери or условно-постоянных
расходов, которые несет предприятие при временном простое производства;
Уу.п. - упущенная прибыль из-за
недовыпуска продукции за время простоя производства;
Уэ.п. - потери эффективности
дополнительных капитальных вложений, отвлекаемых на восстановление основных
фондов, уничтоженных пожаром.
Потери от условно-постоянных расходов,
которые несет предприятие при простое производства, определяем по выражению:
Уу.п.р.= ΣQi Цi х τ х kyпp, руб.
где Qi - производительность
цеха, участка, агрегата, простаивающих по причине пожара; ед. изм./ед. время
Цi - себестоимость единицы
продукции одного вида, руб./ед. изм.;
i - количеств видов
продукции (i=
1,2,3,… п);
τ
пр.= τ пож. + τ л.п.п. - время простоя
производства, ед. время, оно включает в себя время пожара (τ пож.) и время на ликвидацию последствий пожара, подготовку и пуск
производственного оборудования (τ л.п.п.). В нашем примере τ пр. = 7 суток.
kу.п.p. - показатель,
учитывающий условно-постоянные затраты и заработанную плату в себестоимости
продукции.
Показатель ky.п.p. определяют по
выражению:
ky.п.p. = 1/100 х (Нам + Нз.п.
+ Нп.з.) = 1/100 (11,1+23 + 5,6) = 0,397,
где На.м., Нз.п., Нп.з. - соответственно
процент амортизации, заработной платы и прочих затрат в себестоимости
продукции, %.
Для нашего примера Qi Цi = 998 тыс. рублей /
сутки,
Уу.п.р. = 998х7х0,397 = 2773,442 тыс.
рублей.,
Упущенная прибыль из-за недовыпуска
продукции за время простоя
(τ
пр = 7
суток):
У у.п. = ΣQi Цi х τпр х Rc/100 = 998х7х22/100 =
1536,92 тыс. руб.,
где Rc - рентабельность
продукции в процентах к ее себестоимости;
Rc = 22%.
Потери эффективности дополнительных
капитальных вложений, отвлекаемых на восстановление уничтоженных пожаром
основных фондов, исходя из степени повреждения их балансовой стоимости:
Уп.э. = Енп. х Уск + Ена х Уч.об. =
0,12х13,37 + 0,15х6,592 = 2,594 млн. руб.,
где Енп, Ена - соответственно нормативные
коэффициенты экономической эффективности капитальных вложений в пассивные и
активные основные фонды; Енп = 0,12 1/год, Ена = 0,15 1/год.
Величина косвенного ущерба составит:
Ук = Уу.п.р. + Уу.п. + Уп.э. = 2,773442
+1,53692 + 2,594 = 6,9044 млн. руб.
Ущерб от пожара составит:
У =Уп + Ук= 28,315 + 6,9044 = 35,2194 млн.
руб.
Среднегодовой ущерб от пожара на данном
объекте Уср при частоте возникновения пожара Рв.п. = 0,1 пож./год (1 пожар в 10
лет) равен:
Уср = У1 х Рв.п. = 35,2194х0,1 = 3,52194
млн. руб./год
Определив ущерб от пожара в цехе №2 можно сделать вывод о
том, что полученная сумма материального ущерба значительно превышает
минимальный ущерб от пожара и может служить поводом для возбуждения уголовного
дела по ст. 168 УК РФ.
6.2
Расчет условного экономического эффекта от снижения числа пожаров
Проанализировав основные показатели обстановки с пожарами в
Урус - Мартановском районе (количество пожаров, ущерб от пожаров, гибель
людей), проведя консультацию с руководящим составом ОГПН-17 Урус -
Мартановского района, можно предположить, что при выполнении предложенных в
данной работе рекомендаций по проведению профилактической работы можно добиться
сокращения числа пожаров в среднем на 5%.
Исходя из этого можно определить условный экономический
эффект от снижения числа пожаров. Рассмотрим два варианта расчетов.
Вариант №1.
Условные обозначения:
Эу
|
- экономический
эффект;
|
λ1, λ2
|
- частота
пожаров по вариантам, ед./год.
|
У1,
У2
|
- прямой
материальный ущерб от пожаров по вариантам, руб.;
|
у1,
у2
|
- средний
прямой материальный ущерб от одного пожара по вариантам, руб.;
|
Количество прогнозируемых пожаров в 2011 году - 25 ед.;
Прогнозируемый прямой материальный ущерб от пожаров в 2011 году - руб.
1) Определяем прогнозируемое количество пожаров в 2011
году с учетом предполагаемого 5% сокращения:
λ2= λ1 - ()=25 - ()=25-1,25=23,75≈24 ед./год;
2) Определяем прогнозируемое значение среднего прямого
материального ущерба от одного пожара в 2011 году без учета снижения в
результате выполнения предложенных рекомендаций:
у1==
3)
Определяем прогнозируемое значение прямого материального ущерба от пожаров в
2011 году с учетом предполагаемого 5% сокращения числа пожаров:
У2 =
4) Определяем предполагаемый годовой экономический
эффект от возможного снижения числа пожаров в результате выполнения
предложенных рекомендаций в 2011 году:
Эу
Вариант №2.
Количество прогнозируемых пожаров в 2011 году - 25 ед.;
Количество прогнозируемых пожаров в 2011 году с учетом
предполагаемого 5% сокращения - 24 ед.;
Данные о количестве пожаров, материальном ущербе и значении
среднего прямого материального ущерба предоставлены в таблице 6.1.
Таблица 6.1 - Данные по пожарам в Урус-Мартановском районе за
2007-2010 гг.
Год
|
Число пожаров,
|
Прямой
материальный ущерб от пожаров, руб., у
|
Средний прямой
материальный ущерб от одного пожара, руб., У=у/ λ
|
2007
|
38
|
2448300
|
64429
|
2008
|
17
|
954700
|
56158,8
|
2009
|
27
|
1002200
|
37118,5
|
2010
|
30
|
1203400
|
40113,3
|
|
|
|
|
1.
Зная значения среднего материального ущерба от одного пожара за период времени
2007-2010 гг. определяем предполагаемый прямой материальный ущерб в 2011 г. без
учета снижения пожаров в результате выполнения предложенных рекомендаций:
. Определяем предполагаемый прямой материальный ущерб
в 2011 году с учетом снижения пожаров в результате выполнения предложенных
рекомендаций в 2011 году:
. Определяем предполагаемый годовой экономический
эффект от возможного снижения числа пожаров в результате выполнения
предложенных рекомендаций в 2011 году:
Эу
Вывод: При выполнении предложенных в данной работе рекомендаций по
проведению профилактической работы предполагаемый годовой экономический эффект
по прямому материальному ущербу от пожаров составит: по 1 варианту расчетов - руб.; по 2 варианту расчетов - руб.
Заключение
В данной дипломной работе проведён анализ
деятельности отделения ГПН по Урус-Мартановскому району в области дознания и
административной практики за последние 4 года, анализ документов,
регламентирующих данные виды деятельности, рассмотрены реальные условия
выполнения поставленных задач и предложены некоторые мероприятия, которые
смогут помочь в решении возникших проблем инспекторского состава, а
следовательно повысить уровень пожарной безопасности района.
В ходе анализа деятельности выявлено, что:
Наибольшее количество пожаров в Урус-Мартановском районе
произошло от неосторожного обращения с огнем, а также нарушения правил
устройства и эксплуатации электрооборудования и нарушения правил устройства и
эксплуатации печей и тепло производящих установок. Необходимо особое внимание в
2011 году, обратить на профилактическую работу по предупреждению пожаров от
вышеперечисленных причин.
Подавляющее количество пожаров - 91 (81,3% от общего числа)
произошло в жилом секторе. Исходя из чего, необходимо организовать проведение
надзорно-профилактической работы по предупреждению пожаров и гибели людей в
жилом секторе, причем такую работу необходимо проводить постоянно, используя
при этом местные СМИ, громкоговорящую связь и агитационные стенды в местах с
массовым пребыванием людей. В пожароопасные периоды увеличить количество рейдов
по жилому сектору с обучением населения правилам пожарной безопасности,
привлекая при этом личный состав дежурных караулов.
В ходе анализа деятельности выявлено, что
деятельность в области дознания и административной практики дознавателями ОГПН
осуществляется не в полной мере, не так как должно быть, если строго следовать
букве закона. Возможно, если бы использовались все права и полномочия, данные
сотрудникам Государственного пожарного надзора федеральным законодательством,
то уровень состояния пожарной безопасности был бы с течением определённого
времени поднят на должную отметку, следовательно, снизилось бы количество
пожаров, а последствия пожаров были бы менее трагичны. Это вполне реально, с
учётом административно-правовой и уголовно-правовой реформы, всё больше и
больше направленной в последнее время на обеспечение безопасности жизни и
здоровья людей. Но выполнение в полной мере всех поставленных задач перед
сотрудниками ГПН зависит не только от их рвения, накопленных знаний и опыта, но
и создания для этого государственной системой необходимых элементарных условий.
Таких, как материально-техническое оснащение, условий качественного
планирования работы, временной нагрузки, самостоятельного обучения и повышения
квалификации, социальной защищённости и т.п.
Анализ документов, регламентирующих
направления деятельности сотрудников ГПН в области дознания и административной
практики выявил тенденцию к ужесточению мер ответственности за совершение
административных правонарушений, по сравнению с аналогичными мерами прошлых
лет, что несомненно применяется в целях предупреждения совершения новых
правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В области
уголовного и уголовно-процессуального законодательства изменения в основном
касаются правильной правовой квалификации преступлений, с тем, чтобы каждый,
совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и не один
невиновный не был привлечён к уголовной ответственности и осуждён. Необходимо
заметить, что в связи с вышеуказанными изменениями в законодательстве
государства, в сильной правовой защите некоторых юридических и физических лиц,
сотрудникам ГПН наряду со всеми пожарно-техническими знаниями необходимо иметь
высокую юридическую подготовку, что в конечном счёте приведёт к успеху в данных
областях деятельности. Исходя из анализа пожаров, с целью повышения
эффективности и качества пожарного надзора, улучшения работы органов ГПН по
предупреждению пожаров, предлагается:
1. При разработке планов работы предусмотреть мероприятия по
устранению имеющихся в служебной деятельности недостатков, повышению
эффективности и качества надзора за объектами народного хозяйства и жилым
сектором.
. Проанализировать эффективность работы каждого сотрудника по
выполнению своих должностных инструкций, основополагающих нормативных
документов вышестоящих руководящих органов в части профилактики пожаров на
объектах и жилом секторе и разработать мероприятия по устранению недостатков.
. Чаще практиковать комплексную проверку сельских населенных
пунктов, жилых микрорайонов городов, в которых складывается
неудовлетворительная обстановка с пожарами.
. Повысить качество проведения проверочных действий по фактам
пожаров, выяснению всех обстоятельств их возникновения, установлению виновных
лиц и определению материального ущерба. В ходе расследования более тесно
взаимодействовать со следственными органами РОВД.
. Организовывать и проводить агитационно-разъяснительную
работу по вопросам пожарной безопасности через средства печати, радио, местные
каналы ТВ, а также в местах скопления населения (мечети) с привлечением лиц из
числа духовенства.
Правильное и четкое планирование работы, вытекающее из
анализа обстановки с пожарами и фактического положения дел с пожарной
безопасностью в районе должно способствовать достижению более высоких конечных
результатов служебной деятельности ОГПН по Урус-Мартановскому району.
Список литературы
пожарный ущерб безопасность здание
1. Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993 года.
2. Федеральный
закон от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
. «Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 года №174-ФЗ (ред. от 04.03.2008
года)
. «Уголовный
кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 года №63-ФЗ (ред. от 08.04.2008
года).
. «Кодекс
Российской федерации об Административных правонарушениях» от 30.12.2001 года
№195-ФЗ (ред. от 29.04.2008 года).
. Постановление
Правительства РФ от 21.12.2004 года №820 «О Государственном пожарном надзоре».
. Приказ
МЧС России от 18.06.2003 года №313 «Об утверждении правил пожарной безопасности
в Российской Федерации (ППБ 01-03
. Приказ
МЧС РФ от 01.10.2007 г. №517 «Об утверждении Административного регламента
Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
исполнению Государственной функции по надзору за выполнением Федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также
должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной
безопасности».
. Приказ
МЧС России от 6 февраля 2006 года №68 «Об утверждении перечня должностных лиц
органов ГПН федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять
протоколы об административных правонарушениях».
. Приказ
МЧС РФ от 15.06.2004 г. №283 «Об утверждении инструкции о порядке приёма,
регистрации, разрешения и учета сообщений о преступлениях, связанных с
пожарами, и иной информации о пожарах».
. Приказ
МЧС РФ и МВД РФ от 31.03.2003 г. №163/208 «О порядке взаимодействия органов
управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России с
органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании
преступлений, связанных с пожарами».
. Приказ
МЧС России от 17 марта 2003 года №132. «Инструкция по организации и
осуществлению Государственного пожарного надзора в Российской федерации».
. А.О.
Антонов, В.Ч. Плотников, И.Д. Чешко «Расследование преступлений, связанных с
неосторожным обращением с огнём» Временные методические рекомендации. - М.:
ВНИИПО, 2003 - 52 стр.
. Зернов
С.И. Методическое пособие по расследованию пожаров, 2004 г.
. И.Д.
Чешко, В.Ф. Бондарев и др. «Расследование преступлений, связанных с нарушением
правил пожарной безопасности». Методические рекомендации. - М.: ВНИИПО, 2002 г.
- 117 стр.
. Расследование
пожаров. Сборник статей. - М.:ВНИИПО, 2005 г. - вып. 1. - 187 стр.
. И.Д.
Чешко «Технические основы расследования пожаров». Методическое пособие. - М.:
ВНИИПО, 2002 г. - 330 стр.