Власть. Сущность и признаки

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    288,17 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Власть. Сущность и признаки

Московский Архитектурный Институт

(Государственная академия)












Реферат: «Власть. Сущность и признаки»









Москва 2013

Для того чтобы говорить о власти, прежде всего, стоит дать ей точное определение. Существует огромное количество определений, но я приведу одно, наиболее просто и точно отражающее ее суть. Власть - это возможность одного биологического существа навязать свою волю другому. Власть - главная категория политологии. Политология - наука о публичной власти.

Власть в человеческом обществе существует не только в сфере политики, она насквозь пронизывает любые отношения между людьми. Всегда и везде существует человек или аппарат власти, которому общество дает право принимать решения и обязывать это общество выполнять принятое, даже если отдельным людям это не нравится. По одной из теорий происхождения государства, часть людей получила возможность управлять действиями других в ходе соглашения, по которому общество обязуется выполнять требования органов власти в обмен на организуемую этими органами защиту и безопасность. В чистом виде это взаимовыгодное соглашение имеет смысл: создается мощное объединение людей, часть которых работает на благо общества, а часть руководит этими работами, организуя все условия для работающих. Не стоит упоминать, насколько эта идеальная картина взаимоотношений отличается от того, что происходит на практике. Власть - это возможность, но не вседозволенность. Об этом чаще всего забывают, власть пьянит, кружит голову.

Суть власти всегда в одном: преобладание воли одного существа над волей другого. Власть может быть оправданной и неоправданной, она имеет различные виды, проявления и силу. Выделяют несколько видов власти: политическая, экономическая, социальная и духовная. Политическая власть делится на государственную и общественно-политическую. Государственная власть имеет императивный характер, ее предписания распространяются на весь социум. Она обладает правом применять репрессивные санкции и методы и использование всего комплекса властных ресурсов. Государственная власть подразделяется на законодательную, исполнительную, судебную и военную.

Общественно-политическая власть не располагает ресурсным потенциалом государства. Ее предписания распространяются только на членов общественно-политической организации, а не на все общество, и имеют рекомендательный характер.

В зависимости от того, с какой позиции смотреть, власть имеет большое количество определений:

Силовая - власть это господство и принуждение к повиновению.

Волевая - власть означает возможность навязывать свою волю даже вопреки сопротивлению.

Влияние - власть, как воздействие на других.

Телеологическая - власть есть достижение целей.

Инструменталистская - функция власти заключается в мобилизации ресурсов для достижения целей.

Конфликтная - власть, при которой отдельные группы и индивиды контролируют распределение дефицитных общественных ценностей.

Структуралистская - власть это род отношений между управляющим и управляемым.

Реляционистские теории определяют власть, как возможность одного индивида менять поведение другого.

Теория сопротивления рассматривает власть, как подавление субъектом сопротивление объекта. Авторы теории: английский политик Д. Картрайт, Дж. Френч и Б. Рейвен. В этой теории вводиться понятие «сила власти», то есть потенциальная способность одного повлиять на другого.

Теория обмена. Авторы П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнигс. Власть - обмен ресурсами. Поскольку ресурсы распределены неравномерно, у кого-то их слишком много, а кто-то нуждается в них. А излишки ресурсов, которыми обладают другие, превращаются во власть, их уступают в обмен на желаемое поведение.

Теория раздела сфер влияния противоречит теории обмена. Д. Ронг сомневается в ассиметричности отношений власти, которую отмечают авторы теории обмена. Он говорит, что власть, это взаимодействие, где участники все время меняются ролями.

Власть как атрибут макросоциальной защиты. Авторы Т. Парсонс и Д. Истон. Власть сравнивается с деньгами, она выступает посредником в политической системе, она способна аккумулировать свои интересы, достигать поставленные цели.

Мезоподход. Автор М. Крозье. Власть рассматривается на уровне подсистем (семья, организация). Власть связана с организационной структурой.

Микроподход. Авторы М. Роджерс и Т. Кларк. Власть - это взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной среды. Это способность индивида влиять на других и рассматривается через его роли и статусы в системе.

Коммуникативный подход. Авторы Н. Луман и К. Дойч. Власть - средство социального общения, позволяющего регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

Поведенческие теории власти также как и реляционистские, рассматривают ее как отношение между людьми. Но они сосредоточивают свое внимание на мотивах поведения в борьбе за власть.

Силовая модель. Автор Г. Лассуэл. Причина власти в стремлении к ней. Сама же власть проявляется в принятии решений и контроле над ресурсами.

Рыночная модель. Автор Дж. Кетлин. Проводит аналогию между политикой и экономикой. В политике также действуют законы рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, конкуренция.

Игровая модель. Автор Ф. Занецкий. Обращает внимание на то, что субъекты различаются не только запасами власти, но и своими способностями. Борьба за власть может носить игровой характер, приносящий удовольствие участникам. Политика - поле игры, где успех зависит от ловкости, актерства и способности к перевоплощению.

Что касается психологии, то она рассматривает власть, как один из основных человеческих инстинктов. Это похоже на «силовую модель» поведенческой концепции. Власть является одной из составляющих инстинкта самосохранения. В психологии стремление к власти - жажда господства и нет разницы в том, как человек добивается этого господства - повергнув врага или, наоборот, заняв слабую позицию, при которой люди вынуждены считаться с его интересами вследствие его мнимой слабости.

В природе власть непосредственно связана с защитой того, на кого она распространяется. Например, животные проявляют власть по отношению к своим детенышам: запрещают им покидать место стоянки или заставляют идти вместе со всей стаей, руководят их действиями, то есть навязывают свою волю. Но вместе с тем, они следят за обстановкой вокруг мест своего обитания и в случае опасности дают команду бежать, а сами при необходимости могут встать между угрозой и стадом. Таким образом, власть одного существа над другим является гарантией безопасности для более слабой или менее смышленой особи. В человеческом же обществе все обстоит несколько иначе.

В так называемых цивилизованных странах выбор руководителя подразумевает принятие им решений, способствующих процветанию населения. Народ за подчинение этой власти действительно может получить необходимую ему защиту в той или иной сфере. Что касается России, то у нас можно наблюдать уникальное, печальное, безнаказанное злоупотребление властью, чаще всего для личного обогащения. Судебная система не способна защитить права человека, люди выживают своими силами.

Приведу некоторые пункты конституции РФ, из которой можно понять широту распространения власти.

Статья 71. В ведении Российской Федерации находятся:

п.3 регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

п.4 установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

п.5 федеральная государственная собственность и управление ею;

п.6 установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

п.7 установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

п.10 внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

П.11 оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

В рамках политологии подробного рассмотрения заслуживает политическая власть. Ниже еще одна схема видов власти. Она отличается от приведенной вначале, по сути, изображает государственную власть. Интересно описание функции политической власти, названной на схеме идеологической, которая заключается в донесении до народа концепции власти в притягательной для него форме.

Рис. 1

Объектами политической власти выступают индивиды, организации, предприятия, отрасли, ведомства, административные образования, страны или сообщество стран. Общие признаки политической власти - легальность и публичный характер. В России публичная власть носит отрицательный характер. Такое впечатление от власти связано с тем, что в большинстве случаев она в достижении своих целей опирается на насилие, приказ и наказание к тем, кто его нарушил. Для того чтобы сгладить директивный момент, в аппарате власти нередко прибегают к навязыванию авторитетов. Авторитет - это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти права на власть за его моральные качества или деловую компетенцию. Авторитет способен убедить население в своей точке зрения, так что оно добровольно начнет действовать согласно воле властей. Здесь стоит рассмотреть понятие «легитимность власти». Legitimus (лат.) - означает согласие с законом, правомерность и правильность. Выделяют следующие основные виды легитимности власти: традиционный, патриархальный, сословный, идеологический, правовой, этнический, харизматический, религиозный. Показатели легитимности власти: уровень политического принуждения, демократизм избирательной системы, характер официальной оппозиции и др. Легитимация власти сочетается с противоположным ей по содержанию процессом делегитимации, который означает утрату политического доверия и признания власти гражданами. Среди многообразных причин делегитимации обычно называют нарастание коррумпированности и бюрократизации власти, рост национального сепаратизма, тенденция к авторитаризму и др. Английский политолог Дэвид Битем разработал «нормативную структуру политической легитимности»:

Власть соответствует принятым или установленным в обществе правилам.

Эти правила оправданы путем ссылки на веру, которую разделяют управляемые и управляющие.

Имеются доказательства согласия на существующие отношения власти.

Обобщая, можно сделать вывод, что власть - это механизм, с помощью которого один субъект получает возможность навязывать свою волю другому. По сути, власть необходима для дисциплины и поддержания порядка в различных сферах, как на уровне одной семьи, так и в масштабах всей страны. Но на практике власть в разумных пределах встречается крайне редко. Обычно она выступает средством принуждения. Современной власти врядли можно приписать какие-либо положительные свойства, в большинстве стран она носит негативный оттенок. Люди, стоящие у власти, стремятся использовать ее в своих целях, а ведомые ими в большинстве покорно подчиняются и подстраиваются под существующую власть.

Список литературы

власть сопротивление теория легитимность

1.      Электронная библиотека Википедия <http://ru.wikipedia.org/>

.        «Государство и власть» <http://state.rin.ru/>

.        сайт <http://dvo.sut.ru/libr/sotciolo/053apan/2.htm>

.        конституция РФ <http://www.constitution.ru/>

.        <http://www.cher-city.ru/node/Vidy_vlasti_Konceptualnaya_vlast>


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!