Художественное воспитание детей в сфере досуга

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,94 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Художественное воспитание детей в сфере досуга

Содержание

Введение

.Теоретические аспекты художественного воспитания детей в сфере досуга

1.1 Понятие «свободное время» и «досуг»

1.2 Педагогические основы художественного воспитания в кружке изобразительного искусства

.Методика развития художественного восприятия

2.1 Формирование основ целостного художественного восприятия

2.2 Пример занятия на тему «Образы минувшего»

Заключение

Список литературы

Введение

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации предметно-пространственной, развивающей, социокультурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятельности, как правило, присутствуют моменты преобразования, познания и оценки; она протекает преимущественно в форме общения. В процессе культурно-досуговой деятельности наиболее полно проявляются индивидуальные способности личности. Формируется оценочное отношение к миру, вырабатывается система ценностных ориентации, рекреационных, нравственных, эстетических, экологических и др. Под воздействием культурно-досуговой деятельности происходит формирование личностных и характерологических качеств индивида, постепенно образуется внутренний механизм саморегулирования личности, осуществляется усвоение и передача нравственных и эстетических ценностей от одного поколения к другому!

В. А. Ядов, определяя понятие «досуг», справедливо делает акценты на таких его специфических чертах как деятельность и саморазвитие личности. «Досуг - часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или самоценная деятельность, составляющая органический элемент быта, и направлена на удовлетворение культурных потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитие»1. Среди множества точек зрения на понятие «досуг», можно выделить две основных: досуг как совокупность знаний и деятельность в свободное время; досуг как часть свободного времени, характеризующаяся свободным выбором занятий (деятельности), направленных на удовлетворение различных культурных потребностей личности.

Исходя из предположений Л. С. Выготского, что культурное развитие ребёнка представляет собой особый тип развития, где процесс «врастания» детей в культуру не может быть с одной стороны отождествлен с процессом органического созревания, а с другой - не может быть сведен к простому механическому усвоению известных внешних навыков, вытекает совершенно правомерное суждение, что культурное развитие, как и всякое другое, подчинено своей закономерности, имеет свои рамки и стадии формирования.

Формирование духовной культуры современного школьника является одной из наиболее актуальных педагогических проблем, требующая неотложного и компетентного решения. Эстетическая культура личности - необходимая составляющая духовной культуры человека. Эстетическое воспитание должно предполагать включение школьника в процесс эстетической деятельности, что естественно приведет к существующему изменению и обогащению структуры и содержания художественно-эстетического воспитания, форм и методов его осуществления.

Эстетическое восприятие искусства и действительности является неотъемлемой частью эстетического отношения человека к миру. Оно характеризуется способностью человека вычленять в окружающих предметах и явлениях свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства. Под формированием эстетических эмоций и чувств подразумевается деятельность педагога, направленная на поддержание в ребенке возникающих положительных чувств и их эмоциональных проявлений, возникающих в связи с предметами и явлениями окружающей действительности, а также на развитие природного, врожденного чувства красоты, тяготения к прекрасному, присущего каждому ребенку, на формирование интереса к эстетическим предметам и явлениям в жизни, к эстетической деятельности.

Цель - теоретическое обоснование художественного воспитания детей в сфере досуга.

Объект - процесс художественного воспитания детей

Предмет исследования - совокупность педагогических условий и средств художественного воспитания детей в сфере досуга.

Гипотеза: художественное воспитание детей в сфере досуга предполагает:

определение принципов формирования художественного воспитания детей на основе личностного взаимодействия взрослых и детей;

создание творчески-ориентированной среды, имеющей направление художественного воспитания детей через формы культурного досуга.

Цель и гипотеза определили следующие задачи:

. Изучение социально-культурных проблем в художественном воспитании детей.

. Изучение сущности «досуга» и «свободного времени» школьника.

. Изучение педагогических особенностей художественного воспитания детей.

Методологической основой данного исследования явились труды таких ученых как Ядова В., Выготского Л.С., Соколова Э.

Этапы исследования:

.Теоретическое изучение данной проблемы в педагогике, психологии.

.Теоретические аспекты значимости исследования:

) уточнение понятия «досуг» и «свободное время» школьника;

) теоретическое обоснование организации художественного воспитания детей в сфере досуга.

1. Теоретические аспекты художественного воспитания детей в сфере досуга

1.1 Понятие «свободное время» и «досуг»

В социологии досуг рассматривается как синоним понятия "свободное время"1.

В педагогической, психологической, культурологической литературе в определениях понятия "досуг" намечается ряд оттенков смысла:

досуг как время, свободное от (чего-либо);

досуг как пространство, сфера ("сфера досуга");

досуг как свободная деятельность (делать что-либо "на досуге');

досуг как состояние или психическое переживание личности.

Хотя понятие "досуг" употребляется чаще всего как синоним свободного времени, точнее было бы под досугом понимать возможность распоряжаться некоторой частью свободного времени согласно индивидуальному выбору. От чего должно быть свободно это время и ради каких целей оно должно использоваться? Эти вопросы решаются каждый раз в соответствии с жизненными целями и ценностными ориентациями личности. Но последние, как известно, не выбираются человеком абсолютно произвольно. Индивидуальные ценности множеством нитей связаны с нравственными, эстетическими, политическими, идеологическими, а для кого-то и религиозными принципами и идеалами, характерными для данной эпохи и той "страты", в которой формируется личность. От представлений о самом человеке, о том, что для него естественно и полезно, а что противоестественно и вредно, зависит в значительной мере и то, чем школьник заполнит свой досуг.

У каждого человека постепенно складывается система привычек, организующих поведение и образ жизни. Сущность досуга можно определить как "феномен социально-культурной сферы нашей жизнедеятельности, выбираемой личностью в соответствии со своими интересами". Эта деятельность, направленная на удовлетворение духовных и физических потребностей.

Досуг является поистине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности.

Досуговые объединения представляют собой особую педагогическую систему, в которой процесс формирования и развития индивида не загоняется в прокрустово ложе "социального заказа", а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения самих воспитуемых, их свободного выбора.

Досуг - это та часть свободного времени школьника, в которой возрастает доля его самостоятельности, так как нет непосредственного внешнего руководства деятельностью учащегося. В этом его отличие от внешкольного времени, являющегося обязательным для учебы, - времени, в первую очередь, необходимого на выполнение домашних заданий. Досуг же организуется учеником как сугубо индивидуальная деятельность, в которой выбор содержания, форм и методов деятельности зависит от интересов и потребностей личности, ее склонностей и увлечений.

Будучи очень важной составной частью бюджета времени, досуг способствует формированию подростка как личности, его самоутверждению, социальному, нравственному, профессиональному самоопределению1.

В противном случае неорганизованное свободное время приводит к ничегонеделанию - страшнейшему врагу воспитания, и превращается в криминогенный фактор с увлечением лжегероизмом, лженравственностью и т.п.

Внутри понятия "досуг" можно выделить два его вида - организованный (управляемый) и неорганизованный (стихийный). Организованный досуг, в том числе клубно-кружковая работа школьников, помогает им осваивать умения и навыки рациональной организации своего свободного времени.

Организованный досуг школьников регулируется в первую очередь, взрослыми - учителями, родителями, работниками воспитательных учреждений и в значительной степени регламентируется наличием программ или общепринятых, социально закрепленных установок. В гораздо меньшей степени в организованном досуге присутствуют элементы самоорганизации и самовоспитания.

Неорганизованное свободное время не связано никакими предписаниями, обязательствами и заранее разработанными планами. Оно зависит, как правило, лишь от желаний и влечений. А желания школьников, не только младшего школьного возраста, но и старшего подростка, как известно, характеризуются стихийностью, импульсивностью и чаще всего ускользают от контроля со стороны взрослых.

Не исключено, что и досуг подростков, не зависимый от участия в работе досуговых центров, может способствовать самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию, но при условии уже сформированной положительно ориентированной установки на осознание самоценности личности, на формирование положительного "образа Я", при развитом (в семье, школе, микрогруппе) чувстве собственного достоинства.

1.2 Педагогические основы художественного воспитания в кружке изобразительного искусства

В соответствии с законом Российской федерации "Об образовании" видоизменяется система внешкольной работы, в том числе внешкольного воспитания, привлекается внимание к дополнительному образованию - в сфере досуга, что немаловажно для развития личности ребенка. Система внешкольного воспитания и дополнительного образования только еще формируется, и потому так важно определить ее потенциал, специфику, а также трудности, которые возникают в связи с формированием этой новой системы.

Основное преимущество системы дополнительного образования по сравнению со школой заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком областей знаний или видов творчества, которые наиболее привлекательны именно для него, а также в выборе времени их освоения.

Центры внешкольной работы с детьми, подростками, юношеством (центры технического творчества, детского и юношеского туризма, юннатско-экологической работы, самодеятельного искусства и т.п.) направляют свои усилия на комплексное решение вопросов интеллектуального и физического развития детей, формирования их нравственных ориентиров и социального опыта. В этих учреждениях дети приобщаются к ценностям мировой художественной и национальной культуры, приобретают жизненно важные знания и умения в традиционных и новых видах деятельности и социальных ролях. Они осознают себя в многообразии отношений с окружающим миром.

В настоящее время большое значение в деле эстетического воспитания приобретает внеклассная работа с детьми, в частности в кружках изобразительного и декоративно-прикладного искусства1. При организации занятий педагог должен стремиться к тому, чтобы дети в кружке имели возможность удовлетворить свои склонности к любимой работе - лепке, художественному конструированию, рисованию и т. д. На уроке у ребенка зарождается интерес к той или иной творческой работе. В кружке этот интерес можно развить и углубить, добиться более полного и всестороннего усвоения учебного материала.

В кружке обычно занимается не более пятнадцати учащихся, что создает необходимые условия для индивидуальной работы.

Занятия кружка имеют две очень важные задачи: а) углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных учащимися на классных занятиях изобразительным искусством; б) приобщение детей к новым видам работы в области изобразительного искусства. Знакомство с новой техникой выполнения заданий расширяет кругозор учащихся, обогащает их чувства, а разнообразные умения в области изобразительной грамоты позволяют им решать более сложные задачи в рисунке, живописи, композиции.

Развитие творческой активности школьников, введение различных новых заданий невозможно без совершенствования восприятия детьми окружающего мира. Занятия в кружке дают возможность расширить круг наблюдений действительности и вести эту работу разносторонне и глубоко.

Раскрытию творческого потенциала учеников в кружке помогают нестандартные, импровизированные формы уроков, которые не требуют долгой подготовки, репетиций, но мобилизуют на неожиданное открытие подростком в себе тех сторон и способностей, о которых он еще не знал. Кроме того, они должны оживлять в восприятии содержание предмета и помогать ощутить движение культуры как реализацию творческих сил человека в любые времена, как реализацию собственных творческих сил.

Педагогический процесс должен быть основан на следующих принципах:

переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры»;

диалогизм как основное определение мысли вообще;

«точки превращения», когда одна форма понимания переходит в другую;

построение процесса обучения как целенаправленного спирального возвращения от искусства настоящего к искусству прошлого и обратно;

дискуссия, вырабатывающая лояльность и толерантность;

творческая активность;

выработка собственного мнения, оригинального и самобытного.

Рассмотрим педагогические ситуации, способствующие развитию художественно-эстетического сознания. Педагогические ситуации мобильны, их необходимо использовать в соответствии со сложившимися в данном классе и на данном уроке условиями. Но в то же время педагогические ситуации не должны быть стихийными, они продумываются педагогом на основе особенностей группы, то есть носят интерпретационный характер1.

Использование педагогических ситуаций оптимально для работы со школьниками подросткового возраста, так как они мобильные, гибкие.

Ситуации узнавания ориентирована в первую очередь на школьников, находящихся на уровне приближения к искусству, но ее применение может быть эффективным и в период ознакомления с новой темой: узнавание нового происходит через обращение к уже знакомым образам. Например, знакомство с живописью эпохи Возрождения лучше начинать с демонстрации репродукций, слайдов с изображением таких картин, как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Сикстинская мадонна» Рафаэля и др. Ранее виденные образы вызывают живой отклик, не рождают отторжения, и задача учителя - правильно сформулировать вопросы, чтобы возникла ситуация удивления.

Следующим звеном этой цепи становится ситуация интереса. В этой ситуации учащиеся должны поразмышлять, как образы искусства постепенно становятся частью их эстетического сознания. Закрепление этих рефлексивных откликов представляет собой ситуацию впитывания. Ситуация интереса должна быть наиболее длительной, только тогда она может перейти в ситуацию впитывания, обеспечивающую накопление художественно-эстетического опыта, который является базовым компонентом художественно-эстетического сознания. Ситуация впитывания тесно связана с насыщенной внеклассной творческой деятельностью учащихся и проходит стадию накопления художественных фактов, стадию осмысления полученных впечатлений и знаний и стадию обобщения и переноса в другие области1.

Ситуации развития должны основываться хотя бы на минимальных знаниях. Ситуация повторения (сравнения) не является репродуктивным воспроизведением чужого текста. Эта ситуация включает задания, предполагающие подключение либо ранее изученного, либо самостоятельно освоенного материала. Таким образом, ситуации повторения опираются на накопленный учащимися эстетический опыт. Школьники в свои устные и письменные ответы должны включать описания увиденного, услышанного, прочитанного материала, который каким-то образом перекликается с изучаемой темой. Например, в 7-м классе в период изучения темы «Архитектура Древней Греции» учащиеся, выполняя задания, сравнивают элементы архитектуры Древней Греции с элементами архитектуры Древнего Египта и Вавилона. При этом они обнаруживают не только общее и различное, развивая аналитические навыки, но и постоянно закрепляют ранее полученные знания, учатся видеть общность культур, что имеет большое педагогическое значение в становлении таких важных качеств, как толерантность, интерес к другим эпохам и культурам.

Ситуации осмысления связаны с развитием рефлексии учащихся по поводу их восприятия произведений искусства. Ситуации основаны на выполнении письменный работ (как классных, так и домашних) по модели: «Что ты думаешь о ...? Что ты чувствуешь, слушая, читая, глядя ...?»; игровых заданий (инсценирование художественных произведений, игровая дискуссия, игры «Разговор с собой», «Зеркало»); анкетировании и др. Инсценирование в данной ситуации" заключается в «оживлении» статичного материала (например, скульптуры или картины); воссоздании его прошлого или будущего. Так, занятие по творчеству П. Федотова может включать подготовленное или импровизационное инсценирование картины «Свежий кавалер»1.

В ситуации актуализации учащиеся выполняют задания, направленные на обнаружение элементов культур различных эпох и стран в современной культурной ситуации. Так, например, детям предлагается сделать расшифровку рисунка ткани или кружева с использованием языческой символики, найти древние корни таких явлений, как культура хиппи, джазовая музыка или музыка стилей рэп, хип-хоп и т.п.

В ситуации творческой переработки - особенно важно подчеркнуть важность развития рефлексии в подростковом возрасте как необходимого элемента эстетического сознания. Ситуации творческой переработки направлены на развитие именно этого качества. Учащиеся выполняют задания, в которых:

высказывают собственную точку зрения на то или иное произведение искусства в форме рецензии, доклада, эссе и т.п.;

сравнивают текст произведения и его трактовку в театре, кино, анимации и др.;

сравнивают различные трактовки произведения или сюжета. Например, мифологический сюжет «Пигмалион и Галатея» и такие произведения, как «Пигмалион» Б. Шоу, мюзикл и фильм «Моя прекрасная леди», балет В. Гаврилина «Галатея», сюда может быть также включен фильм «Красотка» и другие на данный сюжет;

осуществляют разработку классического сюжета, перенося его в модальность различных видов искусства. Например, создают рассказ или стихотворение по картине В. Тропинина «Кружевница», раскрывая историю жизни героини, рисуют собственные визуальные ассоциации, вызванные прослушиванием того или иного музыкального произведения («Аппассионата» Л. Бетховена и др.). Завершающим изучение темы заданием может быть выполнение проекта, соединяющего различные виды искусства. Так, учащимися 8-го класса по завершении темы четверти «Искусство Древней Руси» может быть проведена игра «Ярмарка», в которой подростки, разделившись на группы, демонстрируют свое видение народной культуры: одна группа водит хороводы и поет русские народные песни, другая «торгует» поделками собственного изготовления, третья показывает кукольный балаганный театр. Девятиклассники заключительное занятие по теме «Искусство эпохи классицизма» могут провести в форме бала с показом «живых картин» по мотивам живописи классицизма, с постановкой фрагмента спектакля «На балу у маркиза П.» или с показом костюмов, соответствующих данной эпохе и изготовленных самими учащимися;

«осовременивают» сюжет, перелагая его на новые реалии.

В целом ситуации развития являются важнейшим компонентом в процессе становления эстетического сознания подростков, так как направлены на обогащение эстетического опыта и развитие рефлексии1. Учащиеся, выполняя предлагаемые в ситуациях задания, самостоятельно создают эстетическую среду урока, включающую не только материально-предметную, но и эстетико-коммуникативную сферу. В момент выполнения заданий подростки приобретают и закрепляют ранее полученные навыки анализа произведения искусства, его оценки, таким образом в них пробуждается интерес к искусству и культуре в целом, воспитывается вкус, реализуется эстетическое сознание, которое на следующей ступени - ситуация обогащения - переходит на более высокий уровень.

Ситуации накопления направлены на развитие умения использовать полученные знания для систематизации информации, анализа нового материала, создания собственного представления о культуре той или иной эпохи, о деятельности того или иного творца. Например, учащиеся делают хронологические таблицы «Древняя Русь в людях и явлениях культуры», добавляя к ним таблицы «А в это время...», используя полученные знания о культуре средневековой Европы и Востока. По этой таблице школьники готовят письменные работы, в которых сравнивают характерные черты разных видов искусства, культурных тенденций и пр.

Вершиной системы знаний являются проектные работы по модели «Искусство (страна, творческая личность, произведение искусства) глазами будущего», например, «Современный школьник при дворе короля Артура». На эту тему учащимися 8-го класса был создан видеофильм о рыцарском турнире, проходящем по всем правилам средневековой культуры. Однако закадровый текст соответствовал современному восприятию, создавая комический эффект несоответствия, которое при просмотре школьники находили и объясняли.

Ситуация «мозгового штурма» разработана для использования в процессе обучения в старшем подростковом возрасте (в случае высокого уровня эстетического сознания большинства учащихся может быть применима в 8-х классах). «Мозговой штурм» представляет собой весьма эффективный тренинг для развития интеллектуальных навыков подростков, креативности, быстроты реакции, анализа и обобщения. Так, в ситуации «мозгового штурма» на первом уроке по теме «Творчество импрессионистов» учащиеся должны были в результате быстрого, в течение 15 минут, выдвижения тезисов прийти к формулировке основных положений эстетической концепции (программы) импрессионизма. Было выдвинуто более восьми ясно сформулированных тезисов. Некоторые из них, такие как «писать цветом», «главное - передать ощущения», «показать, что в мире все быстро меняется», является точным отражением сути эстетической программы импрессионизма. Была также отмечена роль солнца и сумерек в импрессионистической живописи, в тезисах звучали термины других видов искусства (музыки, литературы и др.); «картины как грустная мелодия», «как будто нет сюжета, но мы его можем сами придумать».

Можно выделить некоторые общие черты, характеризующие процесс реализации данной педагогической ситуации:

во-первых, большой интерес и высокий уровень активности большинства учащихся;

во-вторых, данная ситуация открывает возможности для неожиданного проявления индивидуальности учащихся, так как задания, формирующиеся в рамках этой ситуации, не ставят сложные цели развернутого высказывания, демонстрации владением большим количеством информации; эмоциональное возбуждение и активность «штурмовой» группы передается и обычно отмалчивающимся подросткам;

в-третьих, качество обобщающих выводов различно, но тем не менее самые главные моменты учащиеся нащупывают в ходе совместного анализа. Обе группы определили художественную новизну импрессионизма, правда, сформулировав этот тезис по-разному: группа математиков - «Учить людей видеть мир по-новому», группа биологов - «Увидеть природу по-своему», общеобразовательная группа - «Видеть мир не так, как художники прошлого»;

в-четвертых, ситуация «мозгового штурма» вносит особый, праздничный характер в урок, пробуждает желание узнавать больше по данной теме.

Задания ранжируются по сложности в зависимости от общего уровня эстетического сознания учащихся того или иного класса, от возраста. Нельзя ставить перед подростками слишком сложные задания, так как они быстро потеряют интерес и уверенность в своих силах. В то же время нельзя давать и слишком легкие задания, поскольку в этом случае ситуация перестает быть эвристической, теряется эффект удивления перед сделанным самостоятельно научным открытием, перед возможностями собственного разума. Если в классе дети слишком разноуровневые, то учителю необходимо делить класс на группы, предлагая им задания разной сложности.

Перед тем как поставить эвристическую задачу, педагог должен создать атмосферу необычности, важности происходящего. Для этого можно использовать различные виды переключения - музыку, световые эффекты, долгую паузу. Для игровых заданий (в данном случае они более эффективны для 7-8-х классов) можно использовать переодевание - например, группа совершающих открытие («архимеды») надевает хитоны или лавровые венки. Или это могут быть мантии и академические шапочки. Для учащихся 9-го класса ситуацию озарения можно представить как научное исследование, протекающее всего 20 минут, но его выводы не делаются от этого менее ценными. В начале урока можно привести несколько примеров научных открытий, сделанных за счет озарения (открытие резины Макинтошем, рентгеновские лучи и др.). Необходимо подчеркнуть, что озарение не может возникнуть «на голом месте». У исследователя должен быть весьма богатый опыт, обширные знания, огромное желание разрешить поставленную задачу, навыки наблюдательности и обобщения.

Таким образом, модель эвристических заданий включает: соединение элементов знакомого с новым, причем выводы об этом новом материале должны логически вытекать из обобщения старого1. В ситуациях озарения очень важно использовать дидактический принцип наглядности. Кроме того, учитель в конце урока обязан еще раз подвести итог и подчеркнуть важность сделанного на нем открытия. Например, прежде чем познакомить девятиклассников с эстетической концепцией классицизма, учитель предлагает им задание, просмотрев слайды с изображением архитектурных сооружений этой эпохи, самим прийти к выводу об эстетических ориентациях классицизма. Для более продвинутой группы можно усложнить это задание, предложив назвать причины этих ориентации.

Интересные результаты дают игровые задания, если применяются для осмысления наиболее сложных тем, например «Творчество Рембрандта». Учащиеся, разделившись на группы, должны за короткое время ответить на такие вопросы: «Кого будет изображать Рембрандт в последний период своего творчества? Как будет строиться изображение? Почему именно к такой манере придет художник?» Для того чтобы ответить на эти вопросы, девятиклассники, должны ясно представлять себе жизненный и творческий путь Рембрандта, направление его поисков в живописи, героев его картин.

Ситуации вживания в образ могут применяться как часть урока, но. могут стать основой заключительного занятия по той или иной теме. В первом случае учитель предлагает учащимся несложные задания, рассчитанные на использование элементов древних технологий, письменности, рисунка. Эти задания могут быть даны и для первоначального ознакомления с философскими воззрениями, древними языками и зрительными образами. При этом учащиеся самостоятельно выполняют данные преподавателем задания. Так, например, в 7-м классе ярко проходят уроки по изучению культуры Древнего мира, на которых учащиеся: делают клинописные таблички; расшифровывают древнеегипетские надписи; записывают те или иные афоризмы в виде пиктограмм; плетут кипу и вяжут вампум; раскрашивают самостоятельно сделанные амфоры древнегреческим орнаментом или покрывают их рисунком, изображающим мифологические сюжеты.

С педагогической точки зрения эти задания дают возможность наглядно представить особенности образной системы как элемента культуры той эпохи. Ситуации вживания в образ хорошо комбинируются, а иногда перетекают в ситуации обогащения эстетического сознания. Так, например, прочтение фрагмента речи Цицерона на суде над Каталиной - одним из ребят по-латыни должно затем продолжиться как ситуация озарения: группа учащихся может попробовать перевести эту речь на русский язык. Безусловно, следует иметь в виду, что семиклассники должны хорошо представлять тот исторический период (они изучали историю Древнего Рима в 6-м классе), жизненный путь Цицерона, знать о том, кто такой Катилина.

В случае когда целое занятие опирается на «вживание в образ», занятие проходит как театральное представление с элементами творческих заданий. Заключительное занятие по теме «Средневековая Русь» проходит как ярмарка. Домашним заданием является изготовление (на основе несложных элементов народных ремесел) гончарных изделий, вышитых полотенец, приготовление блюд русской народной кухни. На ярмарке группа учащихся показывает кукольный театр (пьесу из народной жизни). Кроме этого, учащиеся готовят и музыкально-танцевальную программу.

Для того чтобы выполнить эти задания, школьники изучают довольно большое количество разнообразных исторических, искусствоведческих, литературных материалов.

Педагогические ситуации являются эффективным приемом повышения уровня художественно-эстетического сознания школьников с помощью одновременной интеграции и дифференциации учебного процесса. Переход на более высокий уровень художественно-эстетического сознания влечет за собой изменение таких личностных качеств, как отношение к миру, самооценка, культурно-эстетические установки; Самоопределение подростков в культуре - сложный многоуровневый процесс, составляющие которого могут появляться как последовательно, так и одновременно. Так, важным моментом самоопределения являются овладение необходимым объемом культурной информации и приобретение собственного опыта культурной деятельности. Параллельно идет осознание своего собственного «я» исходя из результатов самооценки и оценки друзей, родителей, учителей. Вследствие этого углубляется процесс рефлексии, возникают новые культурные конструкции, появляется стремление повысить уровень самообразования.

2. Методика развития художественного восприятия

2.1 Формирование основ целостного художественного восприятия

Рассмотрим музейно-игровую методику по развитию художественного восприятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она предназначена для работы как в условиях музейной среды, так и в образовательном учреждении - при наличии необходимого дидактического обеспечения: слайдов, репродукций, видеокассет и др.

Основные задачи занятий

Освоение музейной среды как пространства культуры на основе интеграции музейно-педагогических, дошкольных и театральных методик, соотнесенных с психологическими особенностями старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Воспитание уважения и творческого отношения к произведению изобразительного искусства и формирование основ зрительской музейной культуры.

Формирование навыков произвольного внимания к пластической выразительности окружающего ребенка предметного мира и произведений искусства.

Развитие сенсорной сферы (в частности, осязания), познание пластической формы и пластических возможностей ребенка.

Развитие воображения и фантазии как основы творческой деятельности ребенка1.

Психолого-педагогическая специфика занятий предполагает сотворчество музейного педагога, педагога по театрализованной пластике и музыканта.

Интеграция может быть успешной только при условии согласованного взаимодействия всех участников педагогического процесса. При этом деятельность педагогов, проводящих занятия, должна быть построена с учетом психологических особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Исходя из возможностей художественного музея в воспитании зрительного восприятия, познавательных и творческих способностей ребенка, использование пластических упражнений в музее, на основе возрастной специфики1, способствует лучшему усвоению ребенком визуальных образов изобразительного искусства, а также развивает произвольное (концентрированное) внимание и творческое воображение.

Подтверждение верности избранного направления работы авторы находят в книге известного петербургского психолога М.В. Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», где раскрыт новый психологический подход к освоению ребенком пространственных представлений и формированию модели окружающего мира. «Модель мира любого человека, даже маленького ребенка, доступна для внешнего восприятия только при том условии, что она каким-то образом воплощена, «овнешнена», материализована - в виде рассказа, рисунка, поступка и т.п. - утверждает автор. - Если же взрослый (например, воспитатель) хочет приобщить ребенка к определенной системе мировоззренческих принципов, а значит и определенной модели мироустройства, то он обязательно должен воплотить ее в виде словесного, изобразительного или поведенческого текста (рассказа, песни, басни, картины, модели поведения и т.п.), которые максимально легко и полно могут быть усвоены воспитуемым»2.

Воспринимая произведения изобразительного искусства, ребенок в процессе занятий расширяет круг известных ему ранее образов, представлений и понятий.

Пластические занятия дают возможность «прожить» увиденное в движении и отразить художественный образ через свое телесное «я». Культурно-пространственная среда музея включается в умственное, личностное развитие ребенка совокупностью зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных, кинестетических и других ощущений, которые постепенно становятся неотъемлемой частью модели мира ребенка.

Для запоминания особенностей конкретного произведения и дальнейшего домашнего рисования по впечатлениям от музейного занятия педагог, обращаясь к зрительной памяти ребенка, подчеркивает индивидуальные отличия, неповторимые качества персонажей, изображенных в произведениях искусства. Затем он просит пластически воспроизвести сложившийся в воображении ребенка образ, выделяя главное, характерное для того или иного явления, персонажа, предмета и др., что требует от каждого из них особой концентрации внимания на осмысленном движении тела.

Это развивает способности детей к обобщению, мобилизует фантазию и совершенствует природные данные соответствующей тренировкой, развивая их в нужном направлении.

Занятия по театрализованной пластике проходят в специально оборудованном помещении, имеющем напольное ковровое покрытие и музыкальный инструмент. Это является дополнительным фактором а создании особой атмосферы свободы движения и защищенности ребенка. Общение с педагогами на пластическом занятии делает возможным восприятие музейной среды как игровой, расширяет психотелесный опыт и дает возможность свободно манипулировать впечатлениями, образами, персонажами в пластических импровизациях.

Роль музыки в этом процессе исключительно велика. Она создает положительный эмоциональный фон, удерживающий непроизвольное внимание и позволяющий ребенку участвовать в выполнении задания или отдыхать, не теряя интереса к конкретному упражнению, выполняемому группой.

Использование активной игровой формы в сопровождении «живой музыки» способствует развитию чувства ритма и оригинального творческого мышления. При этом важно помнить, что настройка на ритм движений - самый древний, самый универсальный и самый успешный способ психологического присоединения. Действия педагога, которым дети стремятся подражать, не требуют точного запоминания и повторения, взаимодействуя с глубинами души, они вызывают у детей их собственные мощные емкие образы.

В отличие от дидактических игр музыкально-пластические занятия не ставят целью усвоение информации, а дают детям возможность приобрести умения в игровой форме воспроизводить персонажи, предметы, явления природы, изображенные в произведениях искусства. В восприятии детей они предстают как живые, трансформирующиеся, развивающиеся во времени. Такие игры условно называют символическими.

«Символическая игра, употребление ребенком символов является существенным моментом в развитии его психики. Использование символов, способность замещать один объект посредством другого объекта представляет собой приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение социальными знаками. Благодаря развитию символической функции у ребенка формируется классифицирующее восприятие, существенно изменяется содержательная сторона интеллекта и другие собственно человеческие способности»1.

Символическая игра с преобладанием в ней детского инстинкта подражания удовлетворяет потребности ребенка в общении с миром взрослых и активно готовит его к жизненный реалиям.

В условиях художественного музея театрально-пластические игры способствуют развитию эмпатии, то есть воображаемого перенесения себя в ту или иную эпоху, проживанию изображаемых ситуаций, идентификации с персонажами произведений искусства, ощущению сопричастности к ним. Способность к сопереживанию, приобретенная в рамках данных занятий, впоследствии может успешно переноситься ребенком на более широкий спектр ситуаций (в том числе и на ситуации межличностного взаимодействия).

Структурна интегрированных занятий и условий их проведения таковы:

Предлагаемые двенадцать занятий рассчитаны на учебный год, с периодичностью два занятия в месяц!

Продолжительность занятия - два академических часа. Игровой метод и смена видов деятельности позволяют детям сохранять в течение этого времени познавательную и творческую активность.

Темы

«Мы идем по дворцу»,

«Образы скульптуры»,

«Что такое живопись»,

«Цвет в живописи»,

«Мир животных в изобразительном искусстве»,

«Боги и герои Древней Греции»,

«Чудо-мастера»,

«Человек и время (портрет)»,

«Как люди раньше жили»,

«Природа глазами художников»,

«Фантастические сюжеты в искусстве»,

«Образы минувшего».

Условия занятий:

Использование репродукций и диапозитивов, воспроизводящих зрительный ряд экскурсии, способствует накоплению разнообразных переживаний, связанных с образами, проецируемыми в ходе занятий.

Четкие пространственно-временные границы, создаваемые использованием постоянного места и времени проведения занятий, обеспечивают возможность поддержания «исихологичес-к-дистанции» (отстранения од внешнего мира).

Особенности проведения

Каждое занятие состоит из двух частей.

I часть - рассказ о произведении искусства с помощью метода диалога и музейно-педагогической игры.

II часть - пластические игры-упражнения, направленные на развитие эмоционально-образного восприятия мира и произведений искусства.

Последовательность частей зависит от темы и задач каждого занятия.

художественный воспитание изобразительный педагогический

2.2 Пример занятия на тему «Образы минувшего»

I ЧАСТЬ

Задачи

. Раскрыть понятие исторической живописи как жанра искусства, воспроизводящего реальные эпизоды жизни прошлых эпох, переломные события в жизни общества, а также мифологические сюжеты.

. Показать роль композиции в исторической картине.

. Рассказать о сюжете и содержании в исторических произведениях разных времен.

Зрительный ряд

. Верещагин В.В. У дверей мечети. 1873.

. Рябушкин А.П. Семья купца в XVII веке. 1896.

. Васнецов В.М. Бой скифов со славянами. 1881.

. Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833..

. Семирадский Г.И. Фрина на празднике Посейдона в Элевсине. 1889.

ХОД ЭКСКУРСИИ

. В.В. Верещагин. У дверей мечети. 1873

На примере этого произведения детям легче понять разницу между бытовой и исторической картиной.

Расскажите, что художник Верещагин жил во второй половине XIX века, много путешествовал. Его живо интересовал быт разных народов, их художественная культура, история. В картине изображены двери средневекового восточного храма (мечети) в городе Самарканде (Средняя Азия, Узбекистан, в XIX веке - Туркестан).

Задайте вопросы:

Как вы считаете, здесь отображено какое-либо важное историческое событие или живая реальная сцена?

Что делают два человека, пришедшие к дверям мечети? Это грозные стражи, охраняющие вход в храм, или путники, отдыхающие возле него?

Рассмотрите мирные позы путников, их теплые расшитые халаты, изношенные сапоги, войлочные шляпы, флягу с водой, посох и выясните, что это путники, которые, видимо, долгое время находятся в пути, они утомились и решили отдохнуть от жаркого палящего солнца в тени, у огромных дверей.

Укажите на контраст между мирными действиями людей, изображенных в живых естественных позах, и огромными, неподвижными, монументальными дверями мечети, свидетельствующими о силе и могуществе восточного монарха.

С помощью педагога по пластике проведите игру.

Игра «Дверь и путники»

Всмотритесь внимательно в полотно и запомните, как изображена дверь, каковы позы путников, где они расположились. Разделитесь по пять человек и по очереди изобразите пластически то, что вы увидели. Двое из вас примут позы путников, три человека, плотно сомкнувшись, изобразят «характер» и положение двери.

Остальные дети проверяют, правильно ли отразили композицию картины играющие.

Вы, наверное, ощутили, как неподвижны каменные двери, потому что тела ваши выпрямились, напряглись и застыли. А путники замерли тоже в неподвижных, но «живых», естественных позах.

Кто главенствует в картине - люди или дверь и почему?

Объясните, почему дверь является основой композиции, отметив ее огромные размеры, богатые резные узоры, выписанные с невероятной тщательностью.

Подчеркните, что возвышающиеся громадой над людьми двери, как бы возникающие из глубин истории, очень искусно украшенные пышным резным ковровым орнаментом, рождают не только ощущение величия, но и чувство восхищения высочайшей культурой народов Востока.

Орнаментальное узорочье отделки дверей, яркие, пестрые одежды путников воссоздают могущественный и неповторимый образ средневекового Востока с его традициями и позволяют зрителю проникнуться духом его исторического прошлого.

. А.П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке. 1896

Цель показа: объяснить детям, что историческое начало или «дух» истории может присутствовать в групповом портрете.

Поясните, что для художника Рябушкина, создавшего эту картину в конце прошлого века, идеалом красоты и гармонии в русской жизни являлся семейный уклад купеческого сословия в XVII веке, в допетровское время.

Выясните в беседе с детьми, что в этом произведении, как и в предыдущей картине, внешне ничего не происходит, то есть нет сюжета, интересного, захватывающего действия.

Словно на старой фотографии, разместившись в ряд, торжественно застыла купеческая семья, как бы демонстрируя себя зрителю.

Но о чем же важном, значительном в историческом прошлом нашей родины хотел поведать нам художник?

Путем наводящих вопросов попытайтесь выяснить у детей, «кто есть кто» в этой картине.

Кто здесь глава семьи?

Обратите внимание на крепкую уверенную посадку фигуры немолодого энергичного купца в дорогой меховой шубе, красном кафтане и красиво расшитой рубахе с бело-голубым орнаментом, на его умное загорелое лицо с напряженным взглядом, свидетельствующее о том, что он привык постоянно трудиться и что все его богатство и достаток заработаны честно. От этого он преисполнен чувства собственного достоинства.

Найдите и опишите всех членов его семейства. Рассмотрите купчиху с ребенком на коленях. Она одета, как предписывал обычай того времени замужним женщинам - в сиреневый шелковый струящийся сарафан, волосы убраны под кокошник-кику с подзором, плавно ниспадающий на плечи шелковый платок. Ее голова мягко склонена. Все эти детали говорят о нежности, мягкости этой женщины, послушании воле мужа.

(Для накопления у детей исторического опыта полезно рассказать, что в те времена царил «домострой» - свод правил поведения в семье и в обществе. Можно привести несколько правил, например, «жена да убоится мужа своего» и так далее.)

Обратите внимание на то, что младшая дочь с куклой в руке одета и причесана уже почти по-европейски, но особенно выделена в композиции картины и длинным светлым одеянием, и статью старшая дочь - краса и гордость семьи.

Объясните, что женские образы отражают народные представления того времени о роли женщины в семейной жизни, когда красота и нравственность выражались в манере держаться - скромно, просто, но достойно, то есть благочестиво. А выражением красоты внешнего облика являлись «соболиные» брови, темные большие глаза, прямой нос и маленький алый рот (все женские лица в картине имеют такие черты).

Вспомним картину Верещагина - там путники изображены на фоне огромных дверей, говорящих о могуществе правителя, о седой древности, а на каком фоне мы видим эту семью и что он означает?

Покажите дубовые панели со вставками из крупно плетеной рогожи и солому под ногами у персонажей. Объясните, что дубовая стена дома свидетельствует о достатке хозяина, а солома - о его бережливости и хозяйственности, так как перед домом всегда был двор с воротами, и для того чтобы гость, входя в дом, не запачкал полы, во дворах у аккуратных хозяев подстилалась солома, ступая по которой гость вытирал обувь.

Предложите детям всмотреться в выразительность цветового решения полотна, построенного на сочетании красного, светло-лилового, розового и белого пятен, символизирующем гармонию и ясность отношений, согласие людей друг с другом, с миром.

Сделайте вывод: художник через эмоциональную и декоративную выразительность образов воспел мерность движения жизни, красоту обычаев и нравов наших предков. Так, при отсутствии внешнего сюжета Рябушкин смог открыть нам глубокое содержание жизни и вновь воскресить дух исторического бытия допетровской Руси.

. В.М. Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881

Напомните детям, что В.М. Васнецов - мастер исторической картины, создатель образов русских богатырей, пришедших к нам из народных сказок и былин. В этой картине он обратился к реальной истории из далекого прошлого нашей родины.

Расскажите, как в давние времена Русь долго и тяжело боролась за свою независимость с врагами, отражая набеги степных кочевников.

Объясните, что степные кочевники - скифы постоянно старались неожиданно напасть на славянские княжества и, разбив княжеские дружины, стремились захватить добычу, увести в плен скот, женщин, детей. Скифы были жестокими, имели быстроногих коней, налетали на русские станы стремительно. В картине отображен эпизод битвы славян со скифами.

Задайте вопрос:

Что происходит на наших глазах в картине? (Битва, сражение, бой.) Найдите здесь скифов.

Для того чтобы облегчить детям задачу и для лучшего понимания образов кочевников, очень хорошо прочитать им вслух строки А.А. Блока из стихотворения «Скифы»:

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы,

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,

С раскосыми и жадными очами!

Еще раз напомните детям, как важно в исторической картине композиционное размещение героев, и поясните, что диагональная композиция подчеркивает бурное действие и решительность схватки «не на жизнь, а на смерть», то есть готовность каждого из воинов сражаться до конца.

Обратите внимание на следующие моменты:

Стремительно, яростно несутся из глубины полотна справа на славянского воина скифы, в национальных костюмах, с поднятыми копьями, на горячих рыжей масти конях. Их решительные лица с горящими глазами исполнены неистовой страсти, желания сразить врага наповал, а один из коварных степных людей, залегший в густой траве, натягивает лук и метит в русского дружинника.

На переднем плане встал на дыбы непреодолимой преградой мощный черный конь с могучим русским воином - княжеским дружинником в воинских доспехах, размахивающим богатырской булавой, от которой не будет пощады захватчикам.

Сделайте вывод: вот так, благодаря картине В.М. Васнецова, изобразившего только один эпизод ожесточенной битвы, мы смогли очень много узнать о героическом прошлом Древней Руси, о ее славных бесстрашных сынах.

. К.П. Брюллов. Последний день Помпеи.1833

Это полотно огромных размеров, его пластическая композиция необычайно выразительна, а потому при разборе произведения, избегая подробного анализа, надо сосредоточить внимание детей на выражении различных чувств через позы, жесты, мимику персонажей. Это поможет на доступном для маленьких детей уровне раскрыть содержание произведения.

С помощью наводящих вопросов помогите им понять, что стихийное бедствие бывает не только на море, но и на земле.

Страшное или радостное событие происходит в картине?

Чего боятся и от чего спасаются люди?

Что происходит на небе, вдали от города и на городской улице?

Рассмотрите сверкающие молнии, огненно-красную лаву, стремительно надвигающуюся на город, падающие статуи, разрушающиеся здания, дрожащие от их падения камни мостовой, мечущихся людей, животных и вместе обсудите, какое стихийное бедствие обрушилось много веков назад на древний город Помпеи и его жителей.

Так как из практического опыта выяснилось, что дети не только не знают, но и с большим трудом понимают при объяснении педагога такие слова, как «вулкан», «извержение вулкана», необходимо дать объяснение в образной форме, что такое «спящий вулкан» и что происходит, когда он «кипит» и лава изливается из кратера.

Далее расскажите, что на выставке в Петербурге эту картину увидел А.С. Пушкин, и прочтите строки его стихотворения:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают!..

Задайте вопрос:

Как вы считаете, что для художника, кроме извержения Везувия, было важно отобразить в картине и почему на переднем плане он разместил такое большое количество людей, объединенных в группы?

Предложите детям всмотреться в лица людей, изображенных на переднем плане, и обсудите, как через позы, жесты, движения, мимику персонажей Брюллов сумел передать такие чувства, как страх, ужас, испуг, надежду, гнев, сострадание1. Сделайте вывод, что людьми, конечно, владел страх и они старались спастись.

Но присмотритесь, только ли страх за себя владел людьми? Что многие из этих людей делают?

Так как обычный ответ детей - «убегают», то можно тему спасения людьми друг друга начать с предложения: «Найдите в картине самое беспомощное маленькое существо - птичку, которая трепыхается на камнях».

Далее обратите внимание детей на то, как малыш тянется ручками к птичке, пытаясь ее спасти; как малыша и его старшего брата, спасая, обняла мама; как все семейство прикрывает своим сильным телом отец.

Покажите двух сыновей - мальчика и воина, несущего на руках старика-отца; юношу, склонившегося над обессилевшей матерью; юношу-жениха, бережно держащего в объятьях потерявшую сознание невесту; христианского священника, в этот страшный момент находящегося рядом со своими прихожанами - матерью с двумя юными дочерьми.

Спросите:

О чем говорят их действия?

Рассмотрев последовательно разные фрагменты картины, подведите итог: несмотря на грандиозное бедствие, многие люди, изображенные художником, сумели преодолеть свой страх и старались спасти близких. В самую тяжелую минуту жизни они оказались способными на самопожертвование и сострадание. Чтобы подчеркнуть красоту и величие человеческой души, К.П. Брюллов показал своих героев и внешне прекрасными.

Отметьте, что среди образов жителей Помпеи, слева, на ступеньках храма, художник поместил свой автопортрет с этюдником на голове. Обратите внимание на его застывшую фигуру, возвышающуюся над всеми героями картины, лицо с наряженным взглядом, ловящим все оттенки трагедии в лицах окружающих. Объясните, что, вводя самого себя в сцену гибели Помпеи, Брюллов хотел напомнить зрителям о высочайшей роли живописца, правдиво и с блестящим мастерством отобразившего историческое событие далекой эпохи.

. Г.И. Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевсине. 1899

Показом именно этого произведения желательно завершить тему занятия, так как яркая декоративность полотна в сочетании с праздничной атмосферой, царящей в нем, служат также достойным завершением всей программы, направленной на осознание детьми главной цели искусства - вносить в жизнь людей радость и красоту.

Напомните детям, что они только что видели картину Брюллова, посвященную трагическому событию из истории Древней Италии, и объясните, что на полотне Г.И. Семирадского изображено событие из древней истории другой прекрасной южной страны - Греции.

Посмотрите внимательно, зачем в древнем городе Элевсине собралось так много людей? Какое впечатление рождает у вас картина?

Почему картина кажется вам нарядной, красивой, радостной?

С помощью чего художник создал царящую в произведении атмосферу праздника и южного солнечного дня?

Рассмотрите, как художник наполнил этот вымышленный мир дыханием жизни, обратите внимание на высокое голубое небо с легкими светлыми, нежными облаками; на синие воды залива, покрытого гребешками волн, с парящими над ним белыми чайками; на узкую полоску гор, тающих в легкой дымке влажного морского воздуха; на солнечный свет, заливающий правую часть картины и плавно переходящий в трепетное мерцание, пробивающийся сквозь крону дерева; на легкие ажурные тени, легко скользящие по стенам храма; живописной группе людей в правой части полотна.

Помогите детям увидеть, как в свете южного солнца яркие цвета одежд «разбеливаются» и становятся более легкими и нарядными.

Для более полного понимания замысла художника и перехода к сюжету картины здесь можно привести слова Семирадского из письма в Академию художеств: «Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в ее представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени - восторг народа художника....»1

Кратко изложите сюжет, ограничась рассказом о том, как красавица Фрина на празднике бога морей Посейдона, вознамерясь бросить вызов богине любви и красоты, в самый разгар праздника, когда из храма спускалась процессия, неся статую Посейдона, сбросила одежды, спустилась к морю и вышла из него, подобно «пенорожденной» Афродите.

Обратите внимание на построение картины: несмотря на то что, как и в «Последнем дне Помпеи», мы видим многофигурную композицию, здесь центром притяжения и внимания всех групп является одна главная героиня - Фрина.

Сообщив, что Фрина в переводе с греческого «белокожая», отметьте красоту и совершенную пластику почти мраморного обнаженного тела молодой женщины, текучую линию силуэта, грациозный жест поднятых рук и выразительный поворот головы со струящимися по плечам золотистыми волосами, свободу и естественность ее позы.

Рассмотрите, как служанки помогают Фрине снять одежды, и их простые, обыденные действия и жесты подчеркивают и оттеняют совершенство ее образа. Слева расположилась группа художников, поэтов, музыкантов, восхищенных ее идеальной красотой, они бросают ей под ноги цветы, слагают гимны.

Расскажите, что земная женщина Фрина была так прекрасна, что послужила моделью прославленному греческому скульптору Праксителю для создания статуи «Афродиты Книдской», своей красотой она была равна богине.

Сделайте вывод: художнику великолепно удалось воссоздать исторический эпизод прекрасного мира Древней Греции как мира счастья, красоты, гармонической слитности людей с дивной южной природой.часть. Занятие в студии

Цель итогового занятия - выявление педагогом:

достигнутого уровня зрительного восприятия визуального материала;

умения сосредоточиться на выполнении предложенных педагогом заданий;

степени овладения навыками общения в группе;

уровня пластического развития каждого ребенка;

индивидуального творческого развития ребенка.

Игра «Переходы». Дети стоят полукругом.

Внимательно посмотрите друг на друга и молча, бесшумно, не задевая друг друга, на счет «пятнадцать» меняемся по росту местами так, чтобы самый высокий из вас стоял слева, а самый маленький - справа.

Игра продолжается с уменьшением счета до тех пор, пока педагог не добьется четкости и бесшумности исполнения. Для разнообразия и усложнения игры можно менять стороны: самый высокий - справа, маленький - слева.

Игру можно модифицировать путем изменения задания: перестроиться по цвету ботинок, по цвету кофточек и рубашек - от самого светлого к самому темному и наоборот.

Игра «Создаем фигуры». Дети свободно располагаются по площадке.

На счет «пятнадцать» вновь четко, бесшумно, молча образуем круг и беремся за руки. Кто не успел, выбывает из игры.

Опустили руки и вновь на счет «пятнадцать» круг превращаем в треугольник.

Из треугольника мы создаем четырехугольник.

И опять встаем в круг, но повернувшись внутрь круга спиной.

Выстроились по диагонали справа налево, а затем - слева направо.

А теперь спокойно шагом выстраиваемся по диагонали в правую сторону по росту - таким образом, чтобы самый маленький был впереди, а самый высокий последним.

Я считаю, а вы приседаете на корточки поочередно, с первого до последнего. Все присели? Я перестаю считать, а вы сами, начиная с первого, по очереди поднимаетесь с поднятыми руками. Медленно опустили руки через стороны вниз.

А сейчас мы выполним самое сложное движение: стоя по той же диагонали - справа налево, начинаем перестраиваться в прямую колонну по центру площадки. Для этого первый смещается справа налево до середины площадки, а последний одновременно с первым передвигается слева направо, также до центра, остальные стараются удержать строй. У нас получилась прямая колонна по центру. А как нам сделать левую диагональ, не разрывая строя?

Мы продолжаем для этого движение. Первый дальше перемещается влево, а последний - вправо. Стоим по левой диагонали, но по моему хлопку разбегаемся, по второму хлопку вновь встаем в левую диагональ, строго на свои места.

Вновь по хлопку разбегаемся. Следующий хлопок - опять собираемся в ту же диагональ, но будьте внимательны - теперь первый должен оказаться последним, второй - предпоследним и так далее, то есть стоим по росту.

Игра «Живые картины». Желательно разделить детей на три равные группы, для того чтобы каждая из групп делала свою картину. Педагог напоминает увиденные картины и предлагает каждой группе выбрать по одной из трех картин: «Семья купца XVII века», «У дверей мечети», «Битва славян со скифами» - и дать время на подготовку одновременно всем группам. С помощью педагога по пластике дети в каждой из групп вспоминают и обсуждают расположение персонажей в картине, их действия, позы, движения, выражение лиц. Затем стараются воспроизвести композицию картины и по очереди показывают свои «композиции».

Музыкальный руководитель к каждой картине играет подобранную им музыкальную тему. Затем совместно обсуждают, насколько каждой группе удалось передать не только внешнюю форму изображения, но и характерность персонажей и их внутреннее состояние.

Игра «Последний день Помпеи»

Вспомним самую яркую и драматическую картину К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», где сверкает молния, низвергается горячая лава вулкана Везувий, рушатся дома, с крыш падают огромные каменные статуи и мечутся люди, стараясь спасти себя и своих близких. Представим себя на месте катастрофы. Попробуем вспомнить, кто изображен на переднем плане картины.

Дети, беседуя с педагогом, вспоминают изображения основных композиционных групп: юноша с невестой, мать и сын, старик, мальчик и воин, погибшая женщина с ребенком, молодой отец с семейством, священник с тремя женщинами. Для активизации их памяти можно воспользоваться показом репродукции картины.

А теперь попробуем еще раз разобрать действия персонажей в каждой группе и пластически их воспроизвести.

Дети разбиваются на пары, тройки, четверки, в зависимости от количества персонажей в каждой группе. Каждая сценка разыгрывается одной группой, остальные ребята смотрят и поправляют, подсказывают, помогая исполнителям правильно передать позы, действия и состояние героев, то есть активно участвуют в игре.

Поочередно, под руководством и наблюдением педагога, дети принимают позы, заданные художником, а затем «оживляют» своих героев, начинают движение. «Жених» старается поддержать «невесту», мягко опускающуюся на ковер, как бы падающую без чувств. «Сын», бережно обняв за левое плечо полулежащую «мать», старается увлечь ее за собой, прижимая ее руку к груди, жест руки матери - жест отказа. Как бы вы назвали эту сцену? («Прощание».) «Молодой отец», наклонившись вперед, пытается собой заслонить «жену и детей», обняв жену правой рукой, а левой стараясь отвести падающие на них камни и пепел. Жена обнимает своих детей, правой рукой обхватив малыша, а левой рукой прижимает к себе голову второго ребенка, который обхватывает обоих родителей руками.

У нас получилась самая сплоченная группа, в которой все стараются спасти друг друга, поэтому ее можно назвать «дружная семья».

А теперь, каждая группа должна занять свое место в «картине». Все не занятые в «картине» помогают выстроить общую композицию.

(Как правило, дети стараются расположиться по одной линии на ковре, как бы имитируя передний план запомнившейся им картины, поэтому педагог должен скорректировать их местоположение.)

Все вы расположились по одной линии и поэтому не уместились на ковре. Представим, что размеры ковра соответствуют размерам картины, где, как и на полотне, у художника должны разместиться все группы. Вспомним, все ли группы людей расположены у Брюллова на одной линии? Посмотрите еще раз внимательно на репродукцию и запомните, какая группа стоит ближе, какая - дальше, кто стоит лицом, кто - боком к зрителю, чья фигура обращена вправо, влево, и куда обращены лица у каждого персонажа. Теперь снова займем свои места в «картине».

Так как целью этой игры является закрепление у детей понимания композиционного решения полотна, то ее желательно повторить несколько раз, для того чтобы каждый ребенок мог быть не только ее участником, но видеть представленную в окончательном варианте сцену со стороны и высказать свое мнение.

Заключительная игра «Праздник бога морей Посейдона»

Мы с вами вспомнили и разыграли страшное бедствие, произошедшее много лет назад в итальянском городе Помпеи. А теперь мы перенесемся в древнегреческий город Элевсин, который мы видели на картине художника Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине». Вспомним природу Греции, теплое, ласковое Средиземное море с гребешками волн, играющих на солнце, и парящими над ними в небе чайками. Давайте «оживим» пейзаж, увиденный в картине.

Дети под музыку изображают волны, набегающие на берег.

Ввиду того, что дети повторяют знакомые им задания, педагогу важно в данном случае не столько следить за техникой исполнения, сколько постараться им помочь путем введения «предлагаемых обстоятельств», передать состояние южного ласкового, животворящего моря, из волн которого как бы возникает все, что они видели в картине, - бегущие облака, парящие чайки, цветущие деревья, античный храм бога Посейдона, люди, которые пришли на праздник.

Представим себя древними греками, пришедшими на праздник, - в легких туниках, сандалиях, с корзиночками цветов, с музыкальными инструментами - лирами, бубнами, кифарами, тростниковыми флейтами, с зонтами от солнца, с посохами в руках, подношениями для бога морей. Звучит веселая музыка, а каждый из вас попробует вести себя так, как один из персонажей картины, наиболее вам запомнившийся.

(Педагог дает возможность детям свободно существовать в атмосфере праздника в течение двух-трех минут, наблюдая за происходящим действием и выделяя мотивы поведения детей в наиболее ярких ситуациях, с целью последующего краткого разбора их действий.)

Вам удалось передать с помощью движения и музыки атмосферу праздника, но ваш праздник отличался от того, который изобразил художник. Вы бегали, прыгали, танцевали, то есть веселились каждый сам по себе. Ваше веселье было беспорядочно, хаотично. А в Древней Греции праздники проходили по определенным правилам - ритуалу. Праздник, посвященный богу морей Посейдону, включал в себя ритуальное шествие со статуей бога от храма Посейдона к морю.

Возьмем в руки наши воображаемые подношения, выстроимся в колонну, мальчики в центре процессии, подняв руки, поддерживают воображаемую статую Посейдона, как бы подчеркивая свое почитание бога, и под торжественную музыку медленно, не останавливаясь, двигаемся по кругу, изображая ритуальное шествие.

Что же остановило это шествие на картине, что привлекло всеобщее внимание? Какое событие? Они увидели перед собой женщину, столь прекрасную, что приняли ее за ожившую статую богини любви и красоты Афродиты, рожденной из морской пены.

Снова превращаемся в «пенистые волны, набегающие на берег». Делимся на две шеренги, первая из них «набегает» на берег, на мгновение застывает перед тем, как отступить, и в этот миг одна из девочек остается стоять в позе Афродиты, а остальные отступают назад. Вторая шеренга - следующая «набегающая волна» - оставляет другую девочку в позе Афродиты, а первая девочка убегает со второй волной.

По окончании игры педагог выбирает лучшую исполнительницу роли «Афродиты».

Игра «Афродита и морские обитатели»

Девочка, изображающая Афродиту, стоит в центре зала, остальные ребята размещаются полукругом возле нее. Мальчики изображают Посейдона, тритонов и других морских обитателей. Желательно, чтобы эти персонажи образовывали парные композиции. Под звуки музыки девочка поднимает руки, и в этот момент все бегут вперед и застывают возле нее в позах морских обитателей. Важно, чтобы они успели застыть до того, как замрет в неподвижной позе «Афродита». Игру следует повторить 3-4 раза для достижения слаженности действий исполнителей ролей.

Игра «Случай на празднике Посейдона»

Дети разбиваются на две группы. Группа слева изображает музыкантов, поэтов, артистов, пришедших на праздник воспеть Посейдона, группа справа - шествие со статуей Посейдона. В центре стоит главная героиня. Под музыку группы двигаются навстречу друг другу. По взмаху руки «Афродиты» музыка умолкает, все останавливаются и со вздохом «Ах!» застывают. После паузы начинает звучать нежная мелодия (танец Афродиты). Девочка начинает медленно кружиться, и все окружающие ее персонажи в соответствии со своими ролями начинают совершать действия в том же медленном темпе: бросать к ее ногам венки, играть на музыкальных инструментах, рисовать ее портрет, повторять ее танец и так далее. Они как бы очарованы ее волшебным танцем, который пробуждает в душах людей мир, согласие и любовь.

Игра «Волшебный танец-прощание»

Пусть наша последняя встреча друг с другом, так же как на этой картине, закончится волшебным танцем «Прощание». Встанем парами и под музыку в танце пожмем друг другу руки, улыбнемся, поклонимся. Затем делаем переход к следующему партнеру и повторяем прощание, пока все не распрощаются друг с другом. Все вместе сделаем поклон педагогам, музыкальному руководителю и под музыку покидаем зал для занятий.

Основные музыкальные произведения

Разминка - Э. Григ. «Норвежский танец», К. Делиб. «Вальс».

«Создаем фигуры» - А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка»; Бетховен. «Экосез».

К игре «Живые картины»

«Семья» - П.И. Чайковский. «Январь». (Из цикла «Времена года»).

«Семья купца XVII в.» - А.Н. Александров. «Про старину», С.С. Прокофьев. «Прогулка».

«Битва славян со скифами» - С.С. Прокофьев. Марш (Соч. 65).

«У ворот мечети» - Ф.М. Амиров. «Баллада».

К игре «Последний день Помпеи» - Ф. Бургмюллер. «Гроза», «Баллада»; Ф. Шопен. Этюд № 12 (Соч. 10).

«Праздник Посейдона» - М. де Фалья. «Танец огня» (фрагмент); Ф. Лист. «Тарантелла» (фрагмент).

«Афродита и морские обитатели» - П.И. Чайковский. «Вальс» («Детский альбом»); Ф. Шопен. Этюд № 1 (Соч. 25).

«Танец-прощание» - Э. Григ. «Норвежский танец»; К. Делиб. «Вальс».

Заключение

Досуг является могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности.

Досуговые объединения представляют собой особую педагогическую систему, в которой процесс формирования и развития индивида не загоняется в прокрустово ложе "социального заказа", а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения самих воспитуемых, их свободного выбора.

Одним из основных принципов организации культурного досуга дошкольников и школьников должно быть нравственное и эстетическое формирование личности.

Педагогический процесс должен быть основан на следующих принципах:

переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры»;

диалогизм как основное определение мысли вообще;

«точки превращения», когда одна форма понимания переходит в другую;

построение процесса обучения как целенаправленного спирального возвращения от искусства настоящего к искусству прошлого и обратно;

дискуссия, вырабатывающая лояльность и толерантность;

творческая активность;

выработка собственного мнения, оригинального и самобытного.

Список литературы

1.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984.

.Бакушинский А. Художественное творчество и воспитание. М., 2005. - 256 с.

.БожовичЛ.И. Проблема формирования личности // Избр. психол. труды. - М., 1995.

.Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М., 1972.

.Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. - М., 1998.

.Волков Н.Н. Восприятие картины. М., 1997. - 188 с.

.Выготский Л. С. История развития высших психических функций. - М., 1983.

.Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Мн. 1985. - 188 с.

.Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.

.Кабкова Е.Л. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. М., 2009. - 176 с.

.Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997. - 268 с.

.Кевля Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка. - М., 1999. - 256 с.

.Кий А.И., Мальцев Н.В., Козлев В.Н. Мы входим в мир прекрасного. СПб.: Питер, 1995.

.Коротеева Е.И. Искусство и ты. М.: Просвещение, 1997. - 268 с.

.Коррекционная педагогика в начальном образовании /Г.Ф. Кумарина, М.Э.Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.

.Кочемасова Т. Генрих Семирадский. М.: Белый город, 2001. - 306 с.

.Краткий словарь по социологии. М., 2008.

.Кривицкий К.Е. Школьникам об эстетике. М., 1979. - 276 с.

.Кудина Г.Н. Как развивать художественное воспитание у школьников. М.,1988. - 214 с.

.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., 1999. - 274 с.

.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1994. - 356 с.

.Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. - 114 с.

.Матвеева О. А. Формы и средства организации комплексной психологической помощи детям школьного возраста. М., 2001. - 262 с.

.Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. М., 1981.

.Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Искусство, 1987

.Образовательная деятельность художественного музея. Вып. IV. СПб., 1995. - 114 с.

.Олесина Е. Искусство в нашей жизни //Искусство. 2006. № 13. С.8.

.Олесина Е. Использование педагогических ситуаций в преподавании МХК //Искусство. 2005. № 18. С.6-7.

.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999. - 218 с.

.Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. - 498 с.

.Рожкова Е. Изобразительное искусство в начальной школе. М., 1980. - 96 с.

33.Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003. - 704 с.

.Русанова В.С. Воспитательный потенциал центров детского досуга. Челябинск. 2007. - 152 с.

.Словарь-справочник по отечественной социальной педагогике / Под ред. С.А. Завражина. - Владимир, 2000. - 254 с.

.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство (в 2х частях), М, АСТ, 1998.

.Финкель И.Л. Как развить художественное восприятие произведения искусства. М., 2006.

.Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1992.

.Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.

40.Ядов В.А. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. М., 2006. - 306 с.

Похожие работы на - Художественное воспитание детей в сфере досуга

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!