Современные инновации на рынке образовательных услуг
Введение
инновация
образовательный школа российский
Актуальность проблемы. Характерной особенностью
мировых тенденций экономического развития является доминирующая роль
высококвалифицированного творческого труда, в котором складывается современное
информационное общество, «экономика знаний» и формируется человек с
разносторонними социальными и интеллектуальными потребностями. Его трудовая
деятельность в последние десятилетия XX в. стала фундаментальной основой
развития высокотехнологичного производства, основанного на систематической
модернизации, создания технологической инфраструктуры, соответствующей
требованиям информационной экономики.
Научно-техническая революция привела к
существенному повышению роли человека в создании общественного богатства. Эта
роль стала значительно более высокой по сравнению с ролью вещественного и
стоимостного факторов производства.
На этапе информационной революции человеческий
фактор превратился в главное условие социально-экономического развития: именно
он способствует совершенствованию и оптимальному использованию других факторов
производства. Без человеческих ресурсов остальные компоненты хозяйственной
системы функционировать не в состоянии.
Субъект труда должен обладать высокоразвитыми
способностями, обусловленными как личными, так и социально обусловленными
трудовыми качествами.
Именно в таком качестве - высокий
профессионализм и интеллектуальность труда, инновационное мышление и
деятельность, широкий круг разнообразных потребностей - рабочая сила
перерастает в человеческий капитал. Именно эта форма капитала активно вовлечена
в развитие таких отраслей, как «экономика знаний», образование,
информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций и интеллектуальные
услуги. Экономическое развитие теперь связывается не столько с накоплением
основного капитала, воспроизводимых человеком материальных активов, сколько с
формированием и развитием самого человеческого капитала. Иными словами,
происходящая смена приоритетов характеризует переход к качественно иному типу
экономического развития, базирующемуся на создании и воспроизводстве
человеческого капитала. Процессами его формирования являются, прежде всего,
образование, квалификация, производственный опыт.
Образование как один из значимых общественных
институтов вызывает растущий интерес мирового сообщества, поскольку с ним
связывают надежды на выход из кризиса культуры, порожденного фундаментальными
переменами в жизни общества на стыке столетий. Актуальным становится вопрос о
формировании новой модели образования, реализация которой могла бы обеспечить
переход к новому типу социального развития, придав ему новый импульс. Для
России такая модель должна предусмотреть пути преодоления кризиса
образовательной системы.
В Российской Федерации остро стоит вопрос о
реформировании общего и профессионального образования, системы профессиональной
ориентации. В свою очередь, возможность получить качественную профессиональную
подготовку для молодых людей предопределяет их конкретный статус на рынке
труда.
Воспроизводство человеческих ресурсов и
грамотное управление ими приобретают сегодня решающее значение. Утверждение
рыночных отношений - сложнейший процесс, требующий балансировки экономических и
социальных целей, выбора оптимальных способов их достижения. Проблемы,
связанные с рынком труда обостряются год от года. В переходный период развития
страны требуется особенно тщательное изучение всех сторон жизни населения и,
прежде всего молодежи, так как любые преобразования обращены в будущее -
молодое поколение.
Знания как таковые не трансформируют экономику.
Их отдача, причем в огромных размерах, достигается, если они целесообразно
используются в рамках комплекса учреждений, организаций и процессов.
Отечественная высшая школа при всех ее изъянах
является важным звеном формирующейся российской экономики. Движение к обществу,
основанному на знаниях, предполагает повышение качества человеческого капитала.
Соответственно, основной задачей национальной системы образования становится
повышение доли высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы,
создание условий для непрерывного образования граждан, что позволит обеспечить
их адаптацию к меняющимся требованиям экономики.
Творческие производительные силы человека в
экономике реализуются в форме человеческого капитала. Обогащение материальной и
духовной жизни человека на всех этапах развития общества становится одним из
факторов человеческого капитала.
Целью данной работы является:
исследование человеческого капитала, как основы
формирования и развития рынка образовательных услуг и совершенствования
профессионального образования.
Роль образования в развитии
российского общества
Роль образования на современном этапе развития
России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому
государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности
отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного
развития.[2] В современном мире значение образования как важнейшего фактора
формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом
влияния человеческого капитала. Российская система образования способна
конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы
широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной
политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой
сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением
необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного
использования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в
России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об
образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине
образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе
развития образования на 2006-2009 годы. Концепция взаимосвязана с Основными
направлениями социально-экономической политики Правительства Российской
Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации
генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации
образования.
Новые социальные требования к
системе российского образования
Школа - в широком смысле этого слова - должна
стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений,
формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны
современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя
их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью,
динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за
судьбу страны.
На современном этапе развития России
образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более
мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и
конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших
факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия
каждого гражданина.[3]
Потенциал образования должен быть в полной мере
использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного
пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности и социальных
конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных
культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.
Многонациональной российской школе предстоит
проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного
языков, формирования российского самосознания и самоидентичности.
Обновленное образование должно сыграть ключевую
роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного
развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни,
гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно
обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию
в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального
достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния
здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и
подростков, лишенных попечения родителей.
Важной задачей также является формирование
профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых
детей и молодежи. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны
государства система образования должна обеспечить эффективное использование
своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.
Состояние российской системы
образования и необходимость ее модернизации
Государственно-политические и
социально-экономические преобразования начала XXI
века оказали существенное влияние на российское образование, позволив
реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить
многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных
программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного
сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в
Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Государство во многом ушло из образования,
которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере
абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование
более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и
самодостаточности. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования
не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний,
важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и
информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и
иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики,
истории и права).
Профессиональное образование, в свою очередь,
еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода",
обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же
время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти
себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях
экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования
усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от
доходов семьи.
В переходный период своего развития страна должна
разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет
экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее
опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны,
в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане
- все заинтересованные в качественном образовании.
В этой связи предстоит обеспечить опережающий
рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам
образования и усиление стимулирования качества и результативности
педагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность
образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан,
модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы,
что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также
кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в
учебные заведения. В условиях ожидаемого демографического спада контингент
учащихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв
для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети
общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других
"точек роста" в образовании. Меры государственной поддержки
образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и
управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и
современного качества работы образовательных учреждений и организаций,
независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе
перспективных потребностей рынков труда.
Цели и основные задачи модернизации
образования
Главная задача российской образовательной
политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения
его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям
личности, общества и государства.
Модернизация образования - это политическая и
общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как
ведомственный проект.
Интересы общества и государства в области
образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы
образования, а потому определение направлений модернизации и развития
образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и
образовательного ведомства.
Активными субъектами образовательной политики
должны стать все граждане России, семья и родительская общественность,
федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного
самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные,
коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в
создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения
указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные,
взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и
равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового
современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
формирование в системе образования нормативно-правовых и
организационно-экономических механизмов привлечения и использования
внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма
работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие
образования как открытой государственно-общественной системы на основе
распределения ответственности между субъектами образовательной политики и
повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося,
педагога, родителя, образовательного учреждения. Основой современной
образовательной политики государства является социальная адресность и
сбалансированность социальных интересов.
Стратегические цели модернизации образования
могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия
образовательной системы с представителями национальной экономики, науки,
культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных
организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации
образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в
образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться
населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться
органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и
учитываться при проведении модернизации образования.
Очевидно, что российская система образования
по-прежнему в большинстве своем излишне теоретизирована и скудно нацелена на
практическое применение, недостаточно гибка в современных условиях.[6]
Например, в большинстве случаев, после получения диплома о высшем образовании,
человеку приходится нести дополнительные затраты (материальные, временные) на
переобучение, то есть можно поставить под сомнение эффективность инвестиций в
человеческий капитал по целому ряду российских учебных заведений. В то же
время, существует нехватка специалистов по широкому кругу областей,
подтверждением чему может служить, например, значительный рост в последние годы
числа иностранных менеджеров в ряде компаний, стратегии развития которых
ориентированы на международные стандарты. Согласно Концепции модернизации
российского образования до 2010 г., одобренной Правительством 25 октября 2001
г., образование предполагается реформировать в два этапа:[4] 1. На первом этапе
(2001-2003 гг.) предстоит в полном объеме восстановить ответственность
государства в сфере образования, с выходом на минимальные необходимые бюджетные
нормативы, решением социально значимых проблем. Модернизация образования
разворачивается и происходит в контексте общего процесса реформирования
различных сторон жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами,
одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового
ресурса. 2. На втором этапе (2004-2005 гг.) предстоит в полном масштабе реализовать
меры, в частности те, которые проходили экспериментальную проверку на первом
этапе и после оценки результатов получили поддержку, внедрить новые модели
содержания образования, его организации и финансирования. В ходе второго этапа
будет проведено расширение ресурсного обеспечения образования, в первую очередь
со стороны бюджетов всех уровней. 3. В 2006-2010 гг. должны обозначиться первые
результаты модернизации образования:
реальное повышение качества общего и
профессионального образования; -снижение социальной напряженности в обществе; -
на основе повышения зарплаты работников образования будут обеспечены рост
социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса,
- повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности
профобразования в результате обновления материально-технической базы и
адаптации к рынкам труда.
Формирование федерального бюджета на
2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011
год и на плановый период 2012 и 2013 годов» подготовлен и принят в соответствии
с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципами,
сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о
бюджетной политике в 2011-2013 годах.
В федеральном бюджете обеспечена реализация
установленных стратегических целей и приоритетов бюджетной и налоговой политики
Российской Федерации, в том числе:
разработка и внедрение инструментов поддержки
инноваций;
повышение качества человеческого капитала;
повышение доступности и качества государственных
и муниципальных услуг;
реализация Программы повышения эффективности
бюджетных расходов на период до 2012 года.
С 1 июня 2011 г. предусмотрена индексация фондов
оплаты труда работников федеральных государственных учреждений на 6,5%.
В доведенных Минфином России предельных объёмах
ассигнований на 2011 - 2013 годы учтена дополнительная потребность главных
распорядителей бюджетных средств на финансовое обеспечение следующих
мероприятий:
реализация в 2011 - 2013 годах межгосударственной
целевой программы Евразийского экономического сообщества «Инновационные
биотехнологии» в размерах соответственно 67,1 млн. рублей, 47,2 млн. рублей и
45,7 млн. рублей по Минобрнауки России;
реализация в 2011 году мероприятий по Году
Российской Федерации в Королевстве Испания и Года Королевства Испании в
Российской Федерации в размере 114,3 млн. рублей по Минобрнауки России;
обеспечение в 2011 году российского участия в
проекте «Евро Атлантическая инициатива в области безопасности» в размере 15
млн. рублей по РАН;
выплата окладов за звания действительных членов
и членов-корреспондентов Российской академии художеств в размере 15,2 млн.
рублей ежегодно;
содержание в 2011 - 2013 годах учреждения РАН
«Научно-образовательный комплекс «Приморский океанариум», с учётом индексации
зарплаты, в размерах соответственно 111,6 млн. рублей, 235,9 млн. рублей и
359,0 млн. рублей по Дальневосточному отделению РАН.
На проведение мероприятий для детей и молодежи
предусмотрены дополнительные средства в объеме на 2012 год - 22 800,0 тыс.
рублей, в том числе 20 000,0 тыс. рублей на реализацию образовательной
составляющей проекта «Научно-исследовательский спутник ЮНЕСКО» на проведение
учебных мероприятий со школьниками и студентами вузов в области
естественнонаучных дисциплин и космической науки, а также 2 800,0 тыс. рублей
на приобретение и поставку биографии П.А. Столыпина в связи с празднованием
150-летия со дня его рождения.
Расходы федерального бюджета на
образование
За федеральными органами государственной власти
в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального
образования (высшего, послевузовского и среднего профессионального
образования). Кроме того, на федеральном уровне сохранено финансирование
специальных профессионально-технических училищ.
Объем бюджетных ассигнований федерального
бюджета на реализацию расходных обязательств по разделу «Образование»
представлен в таблице:
Таблица 1
<http://mon.gov.ru/files/materials/8165/10.12.28-spr.vopr2.pdf>
[10]
С 1 сентября 2011 г. предусмотрена
индексация стипендиального фонда обучающихся в образовательных учреждениях на
6,5%. Объем бюджетных ассигнований на выплаты стипендий составит в 2011 году
42,1 млрд. рублей, в 2012-2013 годах - 43,9 млрд. рублей ежегодно.
Бюджетная политика в сфере
образования на планируемый период направлена на обеспечение предоставления
качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных
специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной
экономики с учетом потребности рынка труда.
Учитывая значимость подготовки
высококвалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием для
экономики страны, в 2011-2013 годах предусматривается продолжение начатой в
2010 году ежегодной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в
сумме 30,0 млрд. рублей, за счет которых предполагается осуществить поддержку
инновационно активных вузов, в том числе МГУ имени М.В. Ломоносова,
Санкт-Петербургского государственного университета, созданных в федеральных
округах федеральных университетов, национальных исследовательских
университетов, реализовать мероприятия по развитию инновационной инфраструктуры
в вузах, кооперации российских вузов и производственных предприятий, привлечению
в российские вузы ведущих ученых.
Анализ бюджетных расходов на
образование
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по
разделу «Образование» приведены в следующей таблице.
Таблица 2
|
2010
год (сводная бюджетная роспись)
|
2011
год (проект)
|
2012
год (проект)
|
2013
год (проект)
|
Объем,
млрд. рублей
|
516,6
|
516,0
|
519,4
|
изменения
к предыд. году:
|
|
|
|
|
млрд.
рублей
|
|
72,6
|
-0,6
|
3,4
|
в%
|
|
16,4
|
-0,1
|
0,7
|
доля
в общ. объеме рас. %
|
4,34
|
4,85
|
4,59
|
4,27
|
доля
в ВВП, %
|
0,98
|
1,03
|
0,92
|
0,84
|
Без
учета межбюджетных трансфертов, млрд. рублей
|
419,2
|
490,6
|
486,2
|
495,0
|
изменения
к предыд. году:
|
|
|
|
|
млрд.
рублей
|
|
71,4
|
-4,4
|
8,8
|
в%
|
|
17
|
-0,9
|
1,8
|
Межбюджетные
трансферты, млрд. рублей
|
24,8
|
26,0
|
29,8
|
24,4
|
доля
в разделе, %
|
5,6
|
5
|
5,8
|
4,7
|
Анализ динамики расходов федерального бюджета по
законопроекту по данному разделу показывает, что расходы как в целом по
разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются по сравнению со
сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом
увеличение составит 17 %, без учета межбюджетных трансфертов- 18,1 %.
В соответствии с пояснительной запиской к
законопроекту расходные обязательства по данному разделу определяются
федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации,
регулирующими вопросы образования, в том числе высшего и послевузовского,
минимального размера оплаты труда, стипендиального обеспечения и материального
обеспечения детей-сирот, науки и научно-технической политики, федеральных
целевых программ.
Расходы федерального бюджета по разделу
«Образование» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 году будут
осуществлять 52 главных распорядителя бюджетных средств, в 2012 году - 51, в
2013 году - 50. Наиболее крупные из них -Министерство образования и науки
Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство
внутренних дел Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации, на которые в 2011 году будет приходиться 78 % расходов по
данному разделу, в 2012 году - 81 %, в 2013 году - 82 %.
В структуре раздела наибольший объем расходов в
2011 - 2013 годах приходится на обеспечение высшего и послевузовского
профессионального образования - 75 - 79 % общего объема расходов по данному
разделу.
В 2011 - 2013 годах предусматривается
продолжение начатой в 2010 году ежегодной дополнительной поддержки ведущих
российских университетов в сумме 30,0 млрд. рублей ежегодно, за счет которых
предполагается осуществить поддержку инновационно активных вузов.
В целях внедрения государственных заданий на
оказание государственных услуг в области образования Минобрнауки России
сформированы и утверждены перечни государственных услуг, оказываемых
министерством и находящимися в его ведении организациями. На финансирование
федеральных автономных и бюджетных учреждений, оказывающих государственные
услуги в сфере образования, в проекте бюджета предусмотрены ассигнования в виде
субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ)
и субсидий на иные цели в 2011 году в объеме 11,2 млрд. рублей, в 2012 году -
11,7 млрд. рублей, в 2013 году - 10,5 млрд. рублей.
Минобрнауки России в 2010 году были утверждены
государственные задания 8 автономным учреждениям, созданным на базе имущества,
находящегося в федеральной собственности, на содержание которых в 2010 году
предусмотрены субсидии в объеме 4 992,3 млн. рублей, из которых 4 607,9 млн.
рублей - на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и
384,4 млн. рублей - на возмещение нормативных затрат на содержание имущества и
налоги.
Продолжится проведение эксперимента по
государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам
образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих
государственную аккредитацию. На поддержку образовательного кредитования
студентов в 2011 - 2013 годах предполагается направлять по 706,0 млн. рублей
ежегодно (на уровне 2010 года). Данный эксперимент согласно постановлению
Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 534 (с изменениями)
должен проводиться с 2007 по 2013 год, однако на 1 июля 2010 года
государственная поддержка образовательного кредитования так и не началась,
планируемые ежегодно средства федерального бюджета не использовались, в том
числе в 2007 году - 63,6 млн. рублей, в 2008 году - 129,8 млн. рублей, в 2009
году - 706,0 млн. рублей.
По данным отчета за 2009 год, исполнение
расходов федерального бюджета по разделу «Образование» составило 418,0 млрд.
рублей, что на 2,5 млрд. рублей, или на 0,6 %, больше сводной бюджетной росписи
с изменениями на 2009 год.
Заключение
В своем заключении я бы хотела рассказать о том,
что будет с нами, если мы не будем уделять большое внимание образованию. Я
поняла, что сейчас мы - будущее, что наше государство не поможет нам в
образовании, не улучшит качество и доступность, то мы не сможем дать все, то,
что было познано столетиями своим детям, внукам.…
Я думаю, что ограниченность бюджетных ресурсов,
сложности со сбором налогов, появление новых статей расходов, даже, несмотря на
важную роль данной группы бюджетных расходов в социально-экономических
процессах, не позволяет найти достаточно средств по осуществлению социальной
функции государства. Количественные характеристики бюджетных затрат на эти цели
не только далеки от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня
социального обслуживания населения нашей страны. Во многом это связано с тем,
что социальная функция государства долгое время находилась «на втором плане»,
что позволяло экономить на затратах в социальной сфере.
Но это не единственная проблема, существуют
также и возникшие относительно недавно трудности в формировании данной группы
расходов - это нахождение разумного баланса между социальными запросами граждан,
отраженными в принятых социальных программах, и источниками их финансирования.
Как известно, в нашей стране долгое время применялся принцип остаточного
финансирования социальных потребностей, который оставил без источников
финансирования многие вновь принятые Российским парламентом социальные
программы. Такой принцип формирования социально - культурных расходов чреват
невыполнением закона, ростом бюджетного дефицита и социальной напряженности в
обществе.
Все эти и многие другие проблемы привели к тому,
что динамика бюджетных расходов на социально-культурные нужды отчетливо
показывает их отставание по темпам роста не только от общего объема расходов
бюджета, но и от расходов на народное хозяйство страны. Но рынок заставляет
государство искать ресурсы не только для осуществления экономической функции
государства, а, пожалуй, даже, в первую очередь - для социальной. Отечественный
бюджет перегружен расходами на финансирование народного хозяйства, в то время
как государство не смогло обеспечить средствами надлежащий уровень социального
обслуживания граждан.
Это и есть та самая российская действительность,
однако, переход на основы рыночного хозяйствования должен заставить активно
искать реальные пути усиления социальной ориентации расходов бюджета, т.к. это
должно снять имеющуюся социальную напряженность в стране.
Список используемой литературы
.Алифанова,
И.А., Галаган, А.И. Финансирование образования // Социально - гуманитарные
знания. - 2007. - №2. - С. 101 - 105.
.Балыхин
Г.А. Актуальные вопросы социально-экономического развития системы образования
России // Экономика образования. 2005. №3.
.Барышева
Г. Инвестиции в научно-образовательный комплекс //Экономист. 2009.№9
.Быченко
Ю.Г. Проблема формирования человеческого капитала в России (социально-экономический
анализ) / Саратов, 2005
.Гуртов
В.А. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в
регионах России. Петрозаводск, 2006.
.Давыдова
Е.А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России // Экономика
образования. 2006. №5
.Ивков
В. А. Система образования и формирование профессионально-квалификационной
структуры рынка труда в переходной экономике России. Кострома, 2007.
.Свистунова
Е.А. Взаимодействие образования и рынка труда в вопросе формирования спроса на
выпускников высших учебных заведений. -Саратов, 2009
.http://mon.gov.ru/files/materials/8165/10.12.28-spr.vopr2.pdf
.http://protown.ru/information/hide/6376.html