Роль экскурсии в формировании практических умений у школьников младших классов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,04 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль экскурсии в формировании практических умений у школьников младших классов

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Факультет мировой культуры

Кафедра музеологии и культурного наследия







Реферат

Тема: "Роль экскурсии в формировании практических умений у школьников младших классов"












Содержание

Введение

1.Психологический портрет группы

2.Исследования формирования практических умений и развитие памяти у младших школьников

.Понятие экскурсионного обслуживания, памяти

.Программа тура для младших школьников: "Знакомство с Петербургом"

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. Все впечатления, которые ребёнок получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются и воспроизводятся. Память лежит в основе способностей ребёнка и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Есть дети, которые с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. А есть, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда - то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти. Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся. Формирование у детей практических умений предполагает решение двух проблем: первая заключается в том, чтобы научить младших школьников самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - чтобы научить применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Однако, как показывает массовая практика, педагоги уделяют основное внимание главным образом формированию у учащихся умения действовать в знакомой и несколько измененной ситуации. Данные проведенных исследований свидетельствуют о слабом владении младшими школьниками умениями планировать, организовывать, контролировать учебную деятельность, что является одной из существенных причин их неуспеваемости. Экскурсии помогают развивать память и способствуют лучшему усвоению информации. В данной работе мы рассмотрим аспекты и методики восприятия у детей младшего школьного возраста в процессе экскурсионного обслуживания. В настоящее время школьные экскурсии рассматриваются как одно из перспективных направлений педагогической практики.

Проблема исследования. Для детей младшего школьного возраста необходим особенный подход в проведении экскурсий, подход прежде всего развивающий память.

Цель: определить роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников, а так же закрепить изученный материал полученный в процессе обучения.

Объект: процесс формирования практических умений младших школьников. Предмет: влияние экскурсий на выработку практических умений младших школьников.

Практическая значимость работы: практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных данных и выводов на практике: в общеобразовательных учреждениях для улучшения усвоения знаний детьми различного возраста и повышения продуктивности запоминания материала.

1. Психологический портрет группы

В этом возрасте проявляется особый интерес младшего школьника к вычислениям, счету в уме, но это не показатель математических способностей. Математик, академик А. Колмогоров отмечает: " Ранние детские способности и склонности к счету часто быстро угасают даже при их культивировании старшими". Успехи в такого рода занятиях, позволяющие блистать среди сверстников, также могут оказаться лишь эпизодом возрастного развития.

Действительная одаренность к математике требует других качеств ума, выступающих в более позднем возрасте. А проявятся ли они у ребенка - еще неизвестно. Некоторые дети, начиная младшего школьного возраста, обнаруживают легкость и изобретательность в оперировании абстрактными понятиями, схемами, условными обозначениями. Но, как правило, в дальнейшем, когда потребуется конкретный, содержательный анализ, дети испытывают затруднения, и тогда становится заметной односторонность и неполнота их умственных возможностей.

. Исследования формирования практических умений и развитие памяти у младших школьников

В обширном исследовании П.И. Зинченко[3] сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания - произвольного и непроизвольного - у испытуемых разного возраста. Л.В.Зайков и Д.М.Маянц исследовали различия запоминания детьми предметов, предъявляемые в одиночку и парами В исследованиях Н.А. Корниенко сравнивалось развитие запоминания наглядного и словесного материала. Большинство этих исследований направлено на вычисление того, как изменяются с возрастом продуктивность запоминания, его объём, скорость, длительность удерживания заученного материала. Именно в этом направлении пошли уже самые ранние исследования памяти, проводимые Джкобсом изучавшие запоминание однозначных чисел учащимися начальной и средней школы. Результаты всех этих исследования показали, что все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал. Память людей различается по нескольким параметрам: скорости, прочности, длительности, точности, объему заполнения. Говоря о людях с хорошей или плохой памятью, имея в виду общую недифференцированную характеристику памяти можно выделить также уровень развития у каждого человека по ее видам. Иногда одному человеку, для того чтобы лучше запомнить материал необходимо его прочесть, т.к. при запоминании и воспроизведении ему легче опираться на зрительную память, то другому легче опираться на слуховую память и акустические образы. Третьему легче запоминать и воспроизводить движение и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями. Все те или иные варианты восприятия материала стоит учитывать при разработке экскурсии.

Совершенствование формирования у младших школьников умений и навыков учения во многом зависит от единства во взглядах на сущность этих понятий. В педагогической литературе встречаются различные определения данных понятий. В одних случаях умения определяется как готовность к практическим действиям, выполняемых сознательно на основе приобретенных знаний [4]. В других, как способности человека выполнять действия, приобретенные на основе знаний и опыта [5]. Имеют место определения умений как практического действия, осознанной, преднамеренной интеллектуальной деятельности [6]. В пособии по дидактике под редакцией М.А. Данилова и М.Н. Скаткина речь идет об умениях и навыках, которые являются усвоенным опытом различных способов деятельности [5]. Эти и другие определения умений свидетельствуют об отсутствии единого подхода к данному вопросу. По-видимому, причиной этого является сложность понятия, многогранность его свойств. Следует также учесть, что подходы к определению данного понятия во многом берут свое начало в исследованиях психологов.

Особая роль в формировании у детей практических умений отводится начальной школе, так как именно здесь закладывается фундамент, без которого невозможно в дальнейшем сформировать у них умение самостоятельно приобретать знания. Однако содержание и структура практических умений в школьных программах не разработаны должным образом. Многие учителя не имеют представлений о том, как развиваются у учащихся те или иные практические умения, в какой взаимосвязи друг с другом они находятся, как влияют отдельные предметы на развитие различных умений, каким образом обеспечивается межпредметная координация этого процесса, как учитывается возможность переноса сформированных практических умений во внеурочную деятельность младших школьников. Обилие научно-методических материалов, где рассматриваются (как правило, с разных авторских позиций), отдельные стороны проблемы, не позволяет сформировать у учителя ясные, целостные представления о ее сущности и путях решения в школьной практике.

Все практические умения и навыки, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории: 1) общие, которые формируются у учащихся начальных классов не только при изучении данного предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике; 2) специфические (узкопредметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеющие применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах.

Процесс формирования практических умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

В.И. Орлов определяет формирование практических умений как специальную педагогическую задачу [4]. Однако он отмечает, что не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения - это неверно.

Школьник в своей практической деятельности действительно перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время, преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата (решенная или нерешенная задача; содержательный или неглубокий, отрывочный, малоинформативный ответ и т.д.) и не представляет себе, какие индивидуальные умения, приемы практической работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать практическую деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный практический процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию[4].

Одним из основных принципов обучения является его сознательность. Будет адекватно воспринято и усвоено лишь то содержание - знания или умения, - которое осознается человеком. А осознается далеко не все то, что воспринимается. Это положение подробно раскрывается А.Н. Леонтьевым, который писал: "На первый взгляд это утверждение кажется немного парадоксальным, но, тем не менее, это так. Воспринимаемое и сознаваемое содержание прямо не совпадают" [6].

Осознание определенного содержания зависит от того, какое структурное место оно занимает в деятельности ребенка. В своей практической работе он осознает не все, с чем имеет дело, что попадает в поле его зрения, а только то, что входит в его деятельность как предмет какого-либо отдельного действия как его непосредственная цель. Сделать целью для ученика именно то практическое содержание, которое нужно усвоить, - для учителя означает уметь управлять его восприятием и, соответственно, направленностью его внимания.

Итак, у учащихся на всем протяжении школьного обучения нужно формировать практические умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. В.И. Орлов считает, что учитель должен реализовывать два главных момента или этапа - постановку цели и организацию деятельности младших школьников. Прежде всего, перед учащимися начальных классов ставится особая цель - овладеть определенным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале спросить себя, а была ли перед ним поставлена такая цель? Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операциональную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями. М.В. Лисицын определяет распространенный недостаток организации практической работы учащихся - дети не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. В первое время, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой ими работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы. Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательной мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы - широкие, социальные, достижения успеха, избегания наказания и др. Учителю приходится ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить данному умению, он должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение.

. Понятие экскурсионного обслуживания, памяти

Экскурсия (от лат. excursio - выбегание, вылазка) - коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих с учебной или культурно-просветительной целями; часто сочетается с туризмом. Ботаническая экскурсия. Загородная экскурсия. Дальняя экскурсия (на далекое расстояние).

Память - это основа психической жизни. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет прошлое для нашего будущего. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Существует запас слов, понятий, образов, которые хранятся в памяти всю жизнь - это долговременная память. Если информация хранилась недолго: секунды или минуты - это кратковременная память. Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память "чувств"), образная и словесно-логическая.

Систематическое проведение экскурсий - необходимое условие для закрепления материала полученного в образовательном процессе.

Экскурсия - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях [13]. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют, расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

ученик память экскурсионный петербург

4. Программа тура выходного дня для младших школьников (8-10 лет): "Знакомство с Петербургом"

Заключение

Актуальность проблемы формирования практических умений младших школьников обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников. В школах формирование практических умений подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся.

В ходе исследования выдвинута цель: определить роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников.

Объектом исследования определен процесс формирования практических умений младших школьников.

В исследовании были проанализированы психолого-педагогическая и научно-методическая литература; определена сущность формирования практических умений младших школьников и была разработана программа тура. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.

Список литературы

1.Большой энциклопедический словарь - М 1964 г с.340 - 522. [2]

2.Выготский Л.С. Психология личности. - М 1982 г с.165. [1]

3.Лисицын М.В. Формирование практических умений и навыков. КГПИ, 1984. [6]

4.Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся. // Педагогика № 2, 1997. с. 33-39. [4]

.Тихомирова Л.Ф Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 1995. [7]

.Проблема непроизвольного запоминания // Научн. записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 145-187. [3]

7.Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. - М., Издательство "Институт практической психологии", 1997. - 288 с. [5]

Похожие работы на - Роль экскурсии в формировании практических умений у школьников младших классов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!