Правосознание

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,09 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правосознание

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже XX - XXI веков в России происходят серьезнейшие социально-политические перемены. Вопросы о дальнейших путях развития российской государственности, о способах управления обществом в новых условиях, о самой будущности нашего общества необычайно актуальны. Одной из узловых становится проблема создания и развития правовых механизмов обеспечения государственной власти и устройства гражданской жизни. Существуют различные формы социального сознания, посредством которых люди осознают всю совокупность общественных отношений и вступают в них. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание, а также и правосознание. Но все ли пути познавания разведаны, все ли способности человека приведены в действие, в какой степени использован потенциал разума? Рано или поздно мы задаем себе эти вопросы. И отвечая на них, мы тем самым определяем предельные условия, делающие возможным познание самого существенного и важного для нас и на сегодняшний день, и в обозримой перспективе. К ним, несомненно, относится вопрос о познавательных, ценностно-ориентирующих и творческих возможностях правосознания, обусловленных самой его природой и логикой. В полной ли мере мы учитываем и используем потенциал правосознания в деятельном и духовном освоении реальности? Найти ответ на этот вопрос необычайно интересно. Однако выбор темы данной работы определен, конечно, не простым любопытством, а, прежде всего, ее необычайной практической важностью. Убеждение в актуальности темы вытекает, по крайней мере, из следующих соображений:

Во-первых, поскольку современное общество находится в исторической ситуации качественного изменения, постольку переосмысление многих представлений о закономерностях и сущности социально-духовного бытия людей оказывается неизбежным. Чрезвычайно важно отыскать новый смысловой каркас, в рамках которого и могут быть на практике воплощены самые возвышенные представления о праве.

Во-вторых, избранный предмет сложен и содержательно глубок и ни одно даже фундаментальное его исследование не может считаться исчерпывающим или хотя бы достаточным.

В-третьих, исследование правосознания позволяет дать теоретическую и прикладную интерпретацию широкому спектру вопросов юридической теории. Кроме того, оно выступает одной из важных точек соприкосновения самых разных наук, что придает исследованию междисциплинарный характер. Это означает, что по мере подключения различных наук к исследованию правовая теория должна предусматривать все новые и новые аспекты познавания своего предмета.

В-четвертых, избранная тема является насущной проблемой в плане установления глубинной смысловой связи современной отечественной правовой и философской теории с традициями и серьезными достижениями российской философско-правовой и юридической мысли XIX -начала XX веков.

Наконец, в-пятых, исследование категории «правосознания» имеет несомненную практическую значимость, потому что непосредственно выводит на осмысление и решение целого комплекса вопросов правового воспитания.

Объектом исследования выступают общественные отношения, требующие грамотного регулирования в области правоприменения, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм.

В качестве предмета исследования принимается определенное интеллектуально-чувственное, целостное духовное состояние человека, позволяющее ему осознавать себя существующим в правовой реальности. А еще точнее - предметом являются способы и средства выражения человеком себя как существа, пребывающего в правовом измерении реальности, те смысловые единицы правосознания, которые только и позволяют что-либо утверждать относительно его природы и сущности.

В процессе исследования мною будут решены следующие задачи:

. Проведение анализа категории «правосознание».

. Дача характеристики её структурных элементов.

. Раскрытие взаимодействия права и правосознания.

. Рассмотрение дефектов и деформации правосознания.

. Изучение системы правового воспитания в современной России.

Теоретико-методологической основой были:

юридико-догматический метод,

сравнительный метод.

1. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «ПРАВОСОЗНАНИЕ»

.1 Понятие правосознания, его виды, функции

Современный человек живет в огромном информационном поле. Его знания пополняются день ото дня. Существует множество сфер общественных отношений, где человек реализует себя как личность. Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы людей или общества в целом, государственно-правовые явления получают положительную или отрицательную оценку. Характер оценок зависит от ориентированности правосознания отдельной личности, общностей людей, иных участников правового общения.

Существует достаточно большое количество определений такой категории человеческого сознания как «правосознание». Например, Л.А Морозова. дает такое определение: « Правосознание характеризуется как совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере». Так же В.И. Червонюк объясняет это понятие следующим образом: « Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к праву (действующему и желательному), деятельности государственных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования». А вот у В.М. Корельского это понятие немного уже, чем у представленных ранее авторов. К правосознанию он относит только «совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни». Однако, так или иначе следует признать, что термин «правосознание» трактуется приблизительно одинаково, что говорит о его доступности для понимания каждого человека. Чтобы разобраться в сущности этого понятия, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Виды правосознания разграничиваются по субъектам-носителям и уровню правосознания.

По субъектам-носителям правосознания выделяют три его вида:

. Индивидуальное - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида, а так же той социальной сферой, в которой данный индивид существует.

. Групповое - отношение к праву различных мелких групп и коллективов, принадлежащих к определенному классу, социальному слою; обладающих общей правовой позицией, отношением к закону.

В этом плане можно говорить о правосознании молодежи, судей, адвокатов, врачей, педагогов и т.д.

. Массовое - правосознание обширных масс людей. Оно обусловлено индивидуальным и групповым правосознанием, но не сводится к ним. Вместе с тем общественное правосознание непосредственно воздействует на правосознание индивидуальное и групповое. Таким образом, они соотносятся как единичное, особенное и общее.

В зависимости от уровня, т.е. глубины познания и отражения правовой действительности, различают 3 уровня:

. Первый уровень - обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни в сфере правового регулирования. Люди часто встречаются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из СМИ, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. Данный вид правосознания берет истоки из психологической концепции права Л.И. Петражицкого. Он полагал, что право не есть реальность, оно лишь комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает, конкретные юридические чувства и мысли. Право есть психологический фактор общественной жизни, и действует только психологически. Более того, Л.И. Петражицкий рассматривал право как явление, порожденное индивидуальным сознанием, а не общественным. Единственным источником права он считал индивидуальное сознание. Любое иное право, существующее вне сознания человека, это оптический обман.

. Второй уровень - профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Рациональный компонент профессионального правосознания существенно отличается от обыденного правосознания, прежде всего своей специализированностью. Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменении - одна из бед нашего общества.

. Третий уровень - это научное, теоретическое правосознание. Основой является глубокие и всесторонние правовые познания. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

В теоретическом аспекте правосознание реализует так же ряд функций. В юридической науке их можно встретить множество различных функций, но по общему признанию принято выделять 3 основных:

. Познавательная функция направлена на получение определенных правовых знаний, в том числе информации о действующем законодательстве, практике его реализации. Без такой информации, осмысления ее невозможно выработать конкретное отношение к праву.

. Оценочная функция состоит в оценке юридически значимых событий, фактов, обстоятельств, документов на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей об этих ценностях.

Выделяют три подвида оценочных отношений: к праву, его нормам, принципам, институтам; к поведению - собственному и окружающих; к деятельности правоохранительных органов - суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции и др. Практическая реализация оценочной функции позволяет выработать правовую установку личности, т.е. предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации. Правовая установка, в свою очередь, определяет правовую ориентацию личности, которая представляет собой своеобразную внутреннюю программу действий в юридически значимой ситуации. Таким образом, в выборе варианта поведения важную роль играют правовая ориентация личности, ее ценностное отношение к праву.

. Регулятивная функция основывается на первых двух функциях и состоит в выработке определенного механизма регулирования поведения или действий. Этот механизм вырабатывается с учетом правовой установки и правовой ориентации. Он придает устойчивый, целенаправленный характер поведению или деятельности личности, группы людей, закрепляя определенный стереотип действий в конкретной правовой ситуации.

Однако следует указать так же то, что наличие юридических знаний недостаточно для обеспечения законопослушного поведения, необходимо еще уметь действовать в соответствии с этими знаниями, правильно оценивать значимость правовых предписаний и быть готовым действовать на их основе.

1.2 Структурные элементы категории «правосознание». Их характеристика

Специфику правосознания по сравнению с другими областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т. д.) составляют осознание и переживание связанности поведения с юридическими последствиями (мнимыми, действительными или желательными), соотнесение их с правовым регулированием, с субъективными правами, юридическими обязанностями и санкциями. Правосознание - сложное по своему содержанию явление. В нем объединены такие компоненты, как: рациональные, когнитивные аспекты, объединяемые понятием «правовая идеология» и психологические образования, охватываемые понятием «правовая психология». Соответственно, в юридической литературе принято выделять в структуре правосознания правовую психологию и правовую идеологию.

Правовая психология представляет собой отношение к праву на эмоциональном уровне, т.е. в виде настроений, переживаний, чувств. Например, чувство протеста против беззакония. Правовые эмоции формируются под влиянием правовых знаний и общения с другими людьми: чем выше уровень правовых знаний, тем более адекватные чувства возникают по поводу тех или иных государственно-правовых явлений. В правовой психологии можно выделить более устойчивые и менее устойчивые компоненты. К устойчивым компонентам обычно относятся: знания права (даже на обыденном уровне), соблюдение обычаев, традиций, привычных стереотипов поведения, самооценка личности, т.е. способность критически оценивать свои поступки с точки зрения соответствия их праву. Наиболее подвижную (неустойчивую) часть правовой психологии составляют настроения. Несмотря на то, что настроения формируются чаще всего стихийно, ими можно сознательно руководить. Например, вполне преодолимо безразличное отношение к неуплате налогов или сокрытию их, бытующее среди определенной части населения, если обратиться к чувству совести, стыда и др.

Правосознание формируется впоследствии правовой потребности и правового интереса. Соответственно элементами правовой психологии являются:

*правовой мотив - оценочное отношение личности к правовой ситуации с позиции актуализированной потребности;

*правовая установка - особое состояние психологического склада личности, предрасполагающее к определенной активности с позиций определенной потребности и личностного интереса;

*правовая сплоченность - особая социально-психологическая форма организованности, высшая степень духовного единства людей, проявляющегося во взаимодействии друг с другом в правовой сфере общественной жизни;

*ценностно-правовые ориентации - совокупность качеств личности, определяющих в своем единстве правовую позицию к праву, его институтам, отдельному предписанию;

Правовая идеология представляет собой систему идей, правовых взглядов, научных концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и оценку ее. По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально

окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. Можно сказать, что правовая идеология содержит в себе

систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения. Профессор В.М. Сырых полагает, что правовую идеологию разрабатывают, прежде всего, политические партии на основе учета интересов отдельных классов и слоев населения, которые представляет соответствующая партия. Эта позиция не поддерживается большинством ученых-правоведов, поскольку юридическая наука также разрабатывает определенную идеологию, основывается на ней. Более того, "чистой" науки вне какой-либо идеологии не существует. Следовательно, вряд ли правильно считать, что идеология разрабатывается исключительно партийными объединениями. Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействуют и не могут существовать друг без друга. Правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второстепенное, малозначительное по сравнению с правовой идеологией. Те или иные правовые концепции, идеи воздействуют на правовую психологию личности, социальных групп, общества в целом. От характера и уровня идеологической подготовленности личности зависит, в какой мере она способна и стремится контролировать свои эмоции, настроения. В то же время правовая психология лица во многом предопределяет разделяемые им идеи.

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И ПРАВОСОЗНАНИЯ

Сам термин "правосознание" имеет 2 слагаемых - "право" и "сознание". Уже из этого словообразования видна тесная взаимосвязь указанных элементов. Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Рассматривая вопрос о связи права и правосознания, следует отметить, что она носит непростой характер, обусловленный взаимной зависимостью одного от другого. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения - право. Онтологически они неразрывны.

Правовые нормы и практика их реализации влияют на формирование положительного или отрицательного отношения к праву, в свою очередь, уровень правосознания определяет характер правотворческой и правоприменительной деятельности государства. Также правовая идеология (т.е. правовые идеи, взгляды) служит непосредственным источником права. Поэтому роль правосознания в правотворческой деятельности велика.

В последние годы возросла роль юридической науки в процессе правообразования и, в частности, правотворчества. Ученые-юристы участвуют в подготовке новых законов, в юридической экспертизе законопроектов, в работе комиссий, рабочих групп, депутатских комитетов, добавляя в эту работу передовые идеи, демократические и общечеловеческие принципы, основываясь на изучении общественного мнения и выявлении ожиданий общества. Правосознание влияет и на правореализацию. Здесь большое значение имеет профессиональное правосознание субъектов правоприменения. Законодательство нередко обращается к правосознанию судей, прокуроров, следователей при оценке доказательств по делу, использовании института аналогии закона и права и др. Правосознание определяет поведение субъектов, поскольку они в своих действиях руководствуются правовой ориентацией. В целом от уровня и направленности правосознания общества, социальных групп и слоев, каждого человека зависит эффективность правового регулирования, механизма действия права.

В научной литературе приводится формула: правосознание существует "до", "после" и "параллельно" с правом (Н.С. Малеин, Н.Л. Гранат). В целом этот образ верный, однако, он требует некоторых оговорок, ибо правосознание нельзя оторвать от права и поставить где-то рядом с ним; оно органически вплетается в него. И развиваются они не "параллельными курсами", а вместе, взаимно поддерживая и дополняя друг друга.

Хотелось бы отметить, что правосознание в современном российском обществе крайне неоднородно, противоречиво, во многом деформировано.

Процветает правовой нигилизм, неуважительное отношение к праву, законам. Растет преступность, другие противоправные деяния. Главная причина - кризисное состояние общества, низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан, неэффективная работа правоохранительных органов.

В силу того, что правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества, его можно выделить как один из факторов формирования и совершенствования правовых систем. Поэтому здесь можно выделить 2 аспекта

. Правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь прежде чем получить выражение в юридических нормах, результатах деятельности правотворческих органах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.

. Правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Т. е. правосознание является важным фактором развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Законодатель, определяя потребности в правовом урегулировании определенных общественных отношений, основывается, прежде всего, на сложившиеся в обществе правовые идеи, представления и взгляды. Вместе с тем он должен учитывать состояние правосознания общества в конкретный период или тех групп, которым предполагается адресовать данные правовые установления. Иначе говоря, принимая новый нормативный правовой акт, законодатель должен не только опираться на собственное правосознание, но и учитывать представления населения о должном, законном, справедливом. В противном случае новый нормативный правовой акт будет отвергнут обществом или большими его группами, и окажется неисполненным.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что право и правосознание являются взаимосвязанными элементами, которые могут дополнять друг друга как единицы составляющего.

3. ДЕФЕКТЫ И ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

.1 Понятие и виды дефектов правосознания

Правосознание отдельно взятой личности не всегда удовлетворяет общепризнанным требованиям и нормам, существующим в данном обществе. Правосознание личности может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на дефекты и деформации. Общее понятие дефектов правосознания встречается у А.И. Долговой. По её мнению, дефектность правосознания заключается в несформированности или искаженности основных его структурных элементов - правовых взглядов, убеждений и установок, когда какие-либо из этих элементов в структуре правосознания отсутствуют или сформированы достаточно, но неправильно, другими словами страдает их содержательная сторона: правовые взгляды, представления и убеждения противоречат действующему законодательству. Дефекты индивидуального правового сознания проявляются в дефектах его познавательных, эмоциональных или поведенческих компонентов. Эти дефекты могут выражаться в незрелости правовых взглядов и представлений и в отсутствии положительных правовых чувств, настроений и убеждений. Наиболее ярко дефекты правосознания проявляются в поведенческом компоненте при совершении правонарушений. По мнению Н.Я. Соколова, под дефектами правосознания в широком смысле следует понимать содержащиеся в массовом правосознании любые статически значимые отклонения от идеи научно-теоретического правового сознания, изложенные в государственно-правовой доктрине, законодательстве и правовой науке. Различные отклонения правосознания в переживаемый Россией переходный период развития общества возникают вследствие рассогласования потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок, норм и традиций, сознательных и правовых образов субъектов правовых отношений. Затянувшийся кризис в стране, сопровождающийся падением производства, нищиты миллионов людей, социальным расслоением общества, разгулом преступности, неопределенностью государственного устройства, коррупцией и бюрократизацией чиновничества, деформирует массовое сознание. В результате всего этого разочарование в реформах, тревога, беспокойство, растерянность. Законы не соблюдаются открыто, цинично и безнаказанно. В массовом сознании людей формируется убеждение в возможности совершить преступление и не быть наказанным. Отсюда повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний. Большая ответственность за рост дефектов правосознания населения лежит непосредственно и на государстве. Уважение к праву нельзя воспитать в условиях ослабления государственноста, невозможности обеспечить достойную жизнь людей. Можно выделить следующие характерные черты предпосылок деформации правосознания:

. Противоречие между идеологическими, пропагандистскими лозунгами и реальным положением дел. Провозглашалось повышение уровня жизни людей и продвижение к социальному равенству. На деле же существовала уравниловка для масс и процветание для элиты. Это вело к падению авторитета власти, дезориентации и озлоблению людей. Несовпадение заверений сменявших друг друга реформаторов, что переход к рынку не ухудшит положение населения, и реалий нашей сегодняшней жизни вызывает новые разочарования.

. Отсутствие уважения к личности, нарушение властными структурами прав личности, недостаток гласности в политической жизни, попытки вновь вернуться к контролю над СМИ, особенно электронными.

. Нарушение законности, избирательность в применении законов, сохраняющееся «телефонное право», масштабы коррупции.

. Огромное число ограничений и предписаний (зачастую противоречащих друг другу и бессмысленных), пронизывающих всю общественную жизнь.

. Сохранение преимущественно запретительной («запрещено все, что не разрешено»), а не разрешительной («разрешено все, что не запрещено») практики регламентации поведения людей и социального контроля. Наиболее распространенными дефектами правового сознания являются правовой фетишизм, идеализм, релятивизм, субъективизм, инфантилизм и правовой нигилизм. Они различаются формой проявления. Инфантилизм заключается в недостаточной сформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок, представлений. Правовой инфантилизм проявляется, прежде всего, в недостаточной сформированности правового сознания. Другим проявлением правового инфантилизма выступает пробел правового сознания, возникающий лишь на основе полного отсутствия знания о каком-либо элементе правовой действительности либо на основе забывания таких знаний. Правовой фетишизм - еще одна форма проявления дефектов правового сознания.

Правовой фетишизм - вид дефектов правового сознания, выражающийся в форме абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.

Правовой релятивизм - дефект правосознания, который проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональные кривотолки. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием.

Правовой нигилизм - это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений. От правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств. Предмет правового нигилизма - отрицание прогрессивных идей, норм, правовых идеалов и ценностей, подрыва правовых устоев общества. Правовой нигилизм - тормоз, сдерживающий фактор прогрессивного правового развития.

Профессор Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:

а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;

б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

в) издание противоречивых правовых актов;

г) подмена законности целесообразностью;

д) конфронтация представительных и исполнительных структур;

е) нарушение прав человека;

ж) теоретическая форма правового нигилизма.

В.А. Туманов говорит нам о пассивной и активной форме правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны.

Такие как:

а) реформы социально-экономического характера;

б) изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;

в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;

г) улучшение правоприменительной практики.

Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улучшения состояния правовой культуры общества, ее обогащения.

3.2 Профессиональная деформация

правосознание дефект профессиональный деформация

Признаком негативного влияния профессии на личность является появление самых различных профессиональных деформаций. По данным психологии считается, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей профессий, постоянно взаимодействующих с людьми. Значительное, число примеров профессиональных деформаций, касается профессии юриста и сотрудников правоохранительных органов. Наблюдение подчеркивает актуальность изучения профессиональных деформаций именно у этой категории работников. Профессиональная деятельность - это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. Каждая разновидность профессиональной деятельности имеет свои профессионально важные качества специалиста. Можно выделить семь групп профессионально важных качеств, необходимых для юриста: адаптивные качества, эмоциональная устойчивость, интеллектуальные качества, коммуникативные качества, комплексные качества, мотивационные качества и организаторские качества. Не вдаваясь в подробности качеств, остановимся на особенностях их отдельных групп. К числу адаптивных качеств отнесены такие как соблюдение норм права, нормативность поведения, честность, гражданское мужество, принципиальность. Это пересекается так же с классификацией факторов профессиональной пригодности юриста. К первому фактору профпригодности, по В.В. Романову, относится высокий уровень социализации личности юриста. К числу профессионально значимых свойств, данного фактора, относятся, в частности: высокий уровень развития правосознания; доминирование социально значимых мотивов профессиональной деятельности. Комплексные профессионально важные качества включают в себя две характеристики личности: зрелость личности и положительная социальная ориентация. Положительная социальная ориентация как комплексное качество личности юриста включает в себя: а) сознательное следование нормам морали и нравственности; б) осознание своего гражданского долга, отношение к служебной деятельности как к социально значимой.

Мотивационные качества предполагают сформированную и устойчивую мотивацию к служебной деятельности, профессиональным достижениям, основанную на положительных социальных ценностях.

В характеристике профессионально важных качеств юриста должна быть особая группа качеств, раскрывающих способность личности следовать правилам профессиональной этики и общечеловеческой морали. Этические проблемы - неотъемлемая часть юриспруденции, и они должны стать неотъемлемой частью подготовки юристов. Многие негативные реалии современной жизни, в том числе и деформации общественного правосознания, связаны с тем, какой образ юриста наблюдает сегодняшнее население России. Равнодушие, формализм, бюрократизм, откровенный карьеризм, цинизм, моральная лабильность, корыстное двуличие и лицемерие - к сожалению, эти черты присущи некоторым представителям правоохранительной деятельности, с которым сталкивается среднестатистический человек. Весь набор хорошо развитых профессиональных способностей и отдельных профессионально важных качеств можно весьма успешно использовать в целях обхождения закона, извлечения личной выгоды в ущерб охраняемым законом интересам, при нейтрально равнодушном или даже нигилистическом отношении к правовым ценностям. И самое интересное, что цели антиобщественные или даже преступные в этом случае, скорее всего, будут достигнуты, за счет прекрасно сформированных частных профессионально важных качеств такого юриста. Профессиональные деформации в узком смысле - это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Так же под профессиональной деформацией понимают приобретение таких качеств, навыков и склонностей, которые отрицательно влияют на решение поставленных перед специалистом задач. По мнению А. Я. Соколова, под термином «профессиональная деформация» следует понимать неразрывный процесс развития двух взаимосвязанных психологических феноменов, обусловленных занятием определенным родом деятельности:

бесконтрольно развивающиеся негативные изменения в структуре личности, находящие свое выражение, прежде всего, в особенностях характера, протекании психических процессов, эмоциональном отражении действительности;

закрепившиеся сознательные отклонения в структуре личности, проявляющиеся в основном в действиях при выполнении функциональных обязанностей и ведущие к нарушениям установившихся в обществе как нравственно-этических, так и правовых норм». Профессиональная деформация юриста - это своеобразный негативно-правовой стиль его мышления, отношения и поведения в практической деятельности. Профессиональные деформации юристов мало изучены. Классификация основных видов профессиональной деформации юриста в правовой науке в полной мере еще не сложилась.

Для юридической деятельности особое значение имеют общепрофессиональные и специальные профессиональные деформации.

Общепрофессиональные деформации это особенности личности и поведения, которые прослеживаются у большей части работников со стажем. Например, у работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель.

Специальные профессиональные деформации возникают в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей, и каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность, у адвоката - профессиональная изворотливость, у прокурора - обвинительность. Применительно к правоохранительной деятельности А. В. Димитров выделил следующие формы профессиональной деформации сотрудников: чрезмерная подозрительность ко всем окружающим; обвинительный уклон в общении с людьми; узкий профессионализм; предубежденность; нарушение самоконтроля; чувство собственной непогрешимости; злоупотребление властью; шаблонные, стереотипные действия в обращении с людьми; равнодушие, эмоциональная черствость, сухость в обращении с посторонними, в том числе вне службы. Причины профессиональных деформаций юристов многоплановы. Во многом они объективно связаны со спецификой юридической деятельности. Это и перегрузки и постоянное общение с правонарушителями, и частое общение с людьми в конфликтных ситуациях, и некачественный кадровый отбор, и многое другое. Однако названные причины профессиональных деформаций, влияющие на всех сотрудников, занимающихся сходными видами деятельности, по-разному влияют на конкретных лиц. У одних негативное воздействие указанных факторов вызывает значительные и устойчивые изменения в мировосприятии, личностных качествах и поведении. В результате формируются выраженные деформации, отрицательно влияющие на качество выполняемой профессиональной деятельности и межличностное общение субъекта в целом. Профессиональной деформации личности юриста предшествует деформация правосознания, которая проявляется и в мировоззренческом, и в поведенческом плане. На уровне поведения деформация правосознания трансформируется в профессиональную деформацию юриста. В результате выхолащивается смысловое содержание юридической деятельности, остается ориентация на формальную сторону профессионального труда.

Профессиональная деформация может развиваться при отсутствии или недостаточном развитии социального контроля. Поэтому процессуальная регламентация должна обеспечивать такую систему контроля, которая полностью бы предупреждала возможность развития таких свойств, как неаккуратность, пассивность и т.д. Решающим фактором в предупреждении и устранении профессиональной деформации является коллектив. Только в здоровом, сплоченном коллективе имеется действительная возможность постоянно совершенствовать свою личность, обогащаться опытом других лиц, вскрывать недостатки. Огромную роль здесь также играет критика и самокритика.

4. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

.1 Понятие формы и методы правового воспитания

Для повышения уровня правовой культуры общества в целом и для повышения правовой культуры личности необходимо правовое формирование и правовое воспитание личности. Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Одна из главных целей правового воспитания - выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу. В задачи правового воспитания входит формирование: знаний о праве; внутреннего уважения к праву; умения применять правовые знания на практике; привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.

Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.

Его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения, военнослужащие и т. д.); содержание воспитания - передача воспитуемым юридического опыта общества; формы и методы правового воспитания. Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном правосознании, должны быть переданы при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, поэтому правовое воспитание во многом предполагает их усвоение. Немного скажем о формах правового воспитания, так как это один из основных его элементов о котором не сказать просто нельзя. К формам правового воспитания относятся:

правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, средствами массовой информации и т. д.);

правовое воспитание правонарушителей правоприменительными органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, и др.);

юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате конкретного участия в правоприменительной деятельности);

самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, самостоятельное изучение законодательства). Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, и т. д.).

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относятся убеждение; принуждение; наказание; поощрение; потенциальная угроза применения санкций; профилактика; предупреждение и др. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств. В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое. Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям - носителям субъективных прав и свобод.

4.2 Государственная политика правового воспитания

Определённо, правовоспитательный процесс носит политический характер, а государственная политика в области правового воспитания является составной частью внутренней политики в стране и нуждается в серьёзном анализе. Сегодня в России отсутствуют фундаментальные теоретические исследования разрешающие методологические проблемы государственной политики в области правового воспитания, определяющие понятие, содержание, принципы и формы её реализации.

До недавнего времени в России не существовало единого направления государственной политики в области правового воспитания. 4 мая 2011 года Президентом РФ Медведевым Д.А. утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания», которые призваны обеспечивать законодательную базу в области правового воспитания. В результате реализации Основ должны возрасти роль закона в системе социальных регуляторов, усилиться правовые начала в поведении людей, в жизни общества, ведь норма права - это идеальная модель должного поведения. Кроме того, определённая в Основах государственная политика должна нести особую нагрузку в силу того, что правовое воспитание является своеобразным сосредоточением всех видов воспитания. Государственная политика в области правового образования, основывается на таких важных принципах и направлениях, как,

принципы: законность; гуманизм; демократизм; взаимосвязь с патриотическим, трудовым, экологическим и другими видами воспитания на общей правовой основе; соответствие закономерностям развития правового государства и гражданского общества.

направления: правовое просвещение и правовое информирование граждан; развитие правового образовании и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права; совершенствование системы юридического образования и подготовка квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права; преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленной на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан. Начинать правовое воспитание следует с дошкольного возраста. Необходимо приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Основой правового воспитания учащихся является их правовое просвещение. Праву на сегодняшний день принадлежит огромная роль, поскольку оно позволяет приобрести не только знания в этой области, но и правильно понимать общественные явления, ориентироваться в жизни, знать свои права и обязанности, определять грань дозволенного и допустимого. Зачастую школьники не имеют представления о том, что допустимо, а что нет, вследствие чего они не представляют к каким серьезным последствиям могут привести их «мелкие шалости». Для реализации этих принципов и направлений проводятся научные конференции, семинары, тренинги для педагогов, принимаются законопроекты, создаются различные проекты. Примером может служить созданный в 2011 проект «Детская правовая школа» на базе Российского Университета кооперации, целью которого является - содействие развитию правового просвещения, образования и воспитания правовой культуры и компетентности подрастающего поколения россиян.

4.3 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры

Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание-это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом. Целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей». К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная его цель - «воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения России», овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Элементы механизма правового воспитания как деятельность есть конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой. Рассмотрим процессы которые, по моему мнению, утрачивают воздействие на правовое воспитание. Это СМИ и художественная литература.

К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, их удельный вес сократился. Эта форма работы обычно используется в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.

Обратимся к художественной литературе, отражающей степень правовой культуры общества. «Художественная культура вступает в непосредственную связь с правовой на уровне отношений, чувств. Чувства играют основную роль в эстетическом отношении к миру». Художественные образы воздействуют на сознание людей. Впечатления, полученные от прочтения книги, отражают правовые отношения и в значительной степени способствуют совершенствованию правовой культуры. Это действительно для классической литературы, произведений великих писателей, поэтов, таких как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.С Грибоедов.

В последнее время, произошло изменение в сознании общества, и задачи художественной литературы имеют сейчас не воспитательный и познавательный характер, а, скорее, развлекательный.

В большинстве случаев так называемые модные бестселлеры несут антиправовую культуру в массы. Книги пестрят изобилием сцен насилия и разврата, обосновывая это реальностью жизни.

Подытожив, можно сказать, что формирование правовой культуры - сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни.

Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении я бы хотел подвести итог выше сказанному. И так правовое сознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций людей в отношении всей юридической действительности. Как форма общественного сознания правовое сознание имеет ряд общих черт и особенностей. Особенности: 1. предмет отражения - это окружающая правовая действительность; 2. способ отражения юридической действительности - по средствам специальным юридических категорий, таких как юридические права, правовые обязанности и законность. Структура правосознания представляет собой два элемента - правовая психология и правовая идеология. Правовую психологию составляют правовые чувства, оценки, переживания, традиции, привычки, эмоции и настроения. Правовая идеология выражается в правовых понятиях, суждениях, принципах, теориях, концепциях. Существует много видов правового сознания выделяемых по разным основаниям. В зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием, выделяют индивидуальное, групповое (коллективное) общественное правовое сознание. По способу отражения правовой действительности выделяют обыденное и научное (теоретическое). Функции правосознания сводятся к трем основным: познавательная, оценочная и регулятивная. И стоит указать наиболее интересующие нас явления правовой действительности связанные с малой развитостью правового сознания - это правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовой нигилизм - это активное отрицание права его ценностей, как в целом, так и отдельных его институтов. Правовой идеализм - это неоправданное и необоснованное преувеличение возможностей права, к нему приписываются то, что оно не в состоянии дать обществу. Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п. В настоящее время в юридической и другой литературе, в периодической печати отмечается невысокий уровень правосознания и правовой культуры в нашем обществе. Об этом свидетельствует рост преступности, других правонарушений. Достаточно длительное функционирование командно-административной системы, которая была в большей степени приспособлена к выполнению указаний различного ранга руководителей, а не к соблюдению законов, породило у значительной части населения извращенное, деформированное представление о праве.

Существует и проблема правового нигилизма. Суть ее состоит в недооценке значения и роли права и законности, а порой и в игнорировании требований законов.

Таким образом, повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление правового нигилизма, с другой - преодоление правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.

Уровень юридической грамотности, правовой культуры членов общества зависит в первую очередь от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет и целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для права социально-политической практики.

Правовое воспитание может проводиться в различных формах. Это, прежде всего, юридическое образование, просвещение, правовая пропаганда, широкая гласность в правотворческой и правоприменительной практике.

Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.

Вот, пожалуй, и все основные выводы, которые я сделала для себя в ходе исследования правового сознания, правовой культуры и правового воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алексеева С.С. Теория государства и права. М., 1985.

2.Бабаева В.К. Общая теория права: 1995.

.Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел: М., 1991.

.Коваленко А.И. Теория государства и права, 2001.

.Лазарева В.В. Общая теория права и государства. 1998.

.Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М., 1969.

.Пиголкина А.С. Общая теория права. 1996.

.Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968.

.Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963

.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. 1995.

.Червонюк В.И. Теория государства и права. М.: ИНФРА-М, 2010.

.Корельский В.М, Теория госудавтра и права М.: НОРМА, 2002.

.Матузов Н.И. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004.

.Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009.

.Соколов Н.Я Профессиональное сознание юристов. М., 1988.

.Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2006.

.Гайворонская Я.В. Правосознание и профессиональные деформации юриста. 2009. № 5.

.Димитров А.В. Введение в юридическую психологию. М., 2003.

.14 июля 2011 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5527// 11 полоса. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания».


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!