Правовые методы государственного регулирования экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,41 Мб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые методы государственного регулирования экономики

Содержание

Введение

1. Правовые методы государственного регулирования экономики

1.1 Понятие, цели и задачи государственного регулирования экономики

1.2 Правовое регулирование экономической деятельности в РФ

2. Система государственной поддержки предпринимательства в г. Зеленогорске Красноярского края

2.1 Состояние малого предпринимательства

2.2 Реализация правового регулирования предпринимательства

2.3 Организации по регулированию предпринимательской деятельности

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Введение


Государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций, во всех общественных системах. Так, в административно-командной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. В рыночной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов, - с этим успешно справляется рыночный механизм. Однако существует много других причин, которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, среди этих причин можно выделить: существующие монополии; наличие многочисленных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве; наличие внешних эффектов; излишне коммерческое распределение доходов.

Представление о роли государства, степени его воздействия на экономику страны, различались в разные периоды экономического развития общества. Классики политической экономии, прежде всего А. Смит, полагали, что рыночная экономика вполне способна к саморегулированию и самоорганизации, а поэтому государственное вмешательство должно ограничиваться двумя сферами - защитой права частной собственности и свободы экономического выбора, разрешать споры между участниками рыночного процесса, все то, что отдельный человек не может самостоятельно выполнить или делает это не эффективно, призвано осуществить государство. Для этого государство должно использовать такой механизм, как принятие нормативно-правовых актов.

В настоящее время существует два ведущих методологических подхода к вопросу государственного регулирования рыночной экономики. Джон Кейнс и его последователи полагают, что государство должно постоянно следить за состоянием параметров рынка. Любое нарушение равновесия должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Неоклассическая школа и ее последователи заявляют, что вмешательство государства в экономику должно быть ограничено, и осуществляться в том случае, когда этого требует экономическая ситуация. Независимо от принадлежности к той или иной школе экономисты сегодня рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями.

Таким образом, государство осуществляет регулирование национальной экономики с различной степенью государственного вмешательства в ее функционирование. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки. Теория государственного регулирования экономики представлена в трудах зарубежных классиков А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Д. Кейнса, Т. Веблена и их последователей. Среди российских учёных можно отметить Л.И. Абалкина, Е.Т. Гайдара, С.Ю. Глазьева, А.И. Илларионова, А.Я. Лившица, А.И. Нестеренко, Л.Г. Ходова, Е.Г. Ясина и др.

Цель данной работы: изучение правовых методов государственного регулирования экономики.

Задачи:

раскрыть понятие, цели и задачи правого государственного регулирования экономики в России;

изучить особенности государственное регулирование предпринимательской деятельности;

провести анализ состояние малого предпринимательства г. Зеленогорске Красноярского края;

исследовать систему поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Зеленогорске Красноярского края.

Источниками информации для написания курсовой работы послужили: базовая учебная литература, монографии, статьи и обзоры в периодических изданиях, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а также материалы ресурсов Интернет.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемых источников и приложений.

правовое регулирование государственное экономика

1. Правовые методы государственного регулирования экономики


1.1 Понятие, цели и задачи государственного регулирования экономики


Одна из основных функции государства - экономическая - заключается в формировании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений. Роль государства на различных этапах развития общества неодинакова. Современное российское общество характеризуется переходным состоянием экономики, что не может не учитываться при изучении проблем соотношения государства, права и экономики. Однако в любом случае речь идет об экономике рыночного типа, о рынке. Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений основывается на ограниченности возможности рыночной экономики в производстве общественных товаров, что и является основным побудительным мотивом в деятельности государства в сфере экономики.  Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства (п.1 ст.34) может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции.

Государственное регулирование экономики - это совокупность субъектов, объектов, принципов, целей, механизмов, методов и инструментов регулирования, образующих целостное единство, и обращено на всю систему народного хозяйства, поэтому носит системный характер. Указанная системная целостность регулирования заключена в поддержании определенных (упорядоченных), соответствующих интересам общества, экономических отношений.

Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах:

при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности);

государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;

государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

государственное вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;

усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.

Таким образом, современная рыночная экономика является "государственно-регулируемой". Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики. При этом, государственное регулирование рыночной экономики преследует следующие цели:

минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами: механизмы, методы и инструменты, регулирующие воздействия на рыночную экономику.

Под методом государственного регулирования экономики необходимо понимать способ влияния государства через законодательные и исполнительные органы на сферы предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий для их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.

Система методов государственного регулирования разнообразна. Виды выделяемых методов у разных авторов существенно отличаются.  Государственное регулирование осуществляется по двум направлениям, которые различаются по методам регулирования:

. по формам влияния:

прямые методы, охватывающие регулирование использования государственной собственности и государственных ресурсов.

косвенные методы, влияющие на интересы хозяйствующих субъектов, например, через налоговую систему, кредит, таможенные сборы.

. по способам влияния: административные, экономические, правовые.

Административные методы представляют собой способы воздействия государства, связанные с формированием правовой инфраструктуры. Их функция - обеспечение стабильности юридической обстановки экономической жизни, защита конкурентной среды, соблюдение прав собственника. Административные меры подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения. Административное регулирование экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью системы административных мер осуществляющих государственный контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды, т.е. запрет, разрешение, принуждение.

Экономические методы регулирования предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование, государственное целевое управление.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке государством правовых норм, определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.

Некоторые авторы дополнительно выделяют институциональные методы, связанные с формированием исполнительных структур государственной власти, объектов государственной собственности, государственного сектора, с подготовкой экономических программ и экономических прогнозов, поддержкой исследовательских центров по экономике, различных экономических советов и союзов и т.д.

Наиболее часто используемая классификация: деление методов на прямые и косвенные. Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка, и представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности. К ним относятся:

. Определение стратегических целей развития экономики и их отображение в индикативных и других планах, целевых программах;

. Государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг;

. Государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

. Правовые и административные ограничения и запрещение производства определенных видов продукции;

. Лицензирование операций экспорта и импорта товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы и целевые комплексные программы, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные затраты, лимиты и т.д. К прямым методам также относят и амортизационную политику (установление нормы амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация).

Методы прямого воздействия охватывают также определенные виды контроля: валютный контроль, ограничение экспорта капитала, эмиссии денежных знаков, лицензирование отдельных видов деятельности. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Административные методы относятся к методам прямого воздействия. К административным методам относят такие меры, как запрет, разрешение, принуждение. Для каждой сферы экономики степень их применения различна. К примеру, административные методы часто применяются при охране окружающей среды, регулировании разрешений на ведение предпринимательской, индивидуально-трудовой деятельности, выдаче лицензий. В этом аспекте государственное регулирование наиболее отчетливо проявляется в системе действующих законов. Правовое регулирование составляет основу управляющего воздействия государства на экономическую деятельность.

Методы косвенного воздействия заключаются в том, что объект не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и принимаемые им решения. Законодательные структуры, правительство создают предпосылки, нормативную базу к тому, чтобы при самостоятельно выбранных решениях субъекты строили свою политику в соответствии с экономическими целями государства. Такие методы, как правило, предполагают соблюдение экономического равновесия на протяжении достаточно длительного времени, и в кризисных условиях их эффективность проявляется в меньшей степени.

Косвенные методы реализуются экономическими средствами. Методы косвенного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют "правила игры" в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности.

К ним относятся:

. Налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот.

. Регулирование цен, процентные ставки по кредиту и кредитные льготы.

. Таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инноваци-онной и других направлений экономической политики, а также методы мораль-ного убеждения.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

В рыночной экономике основу составляют методы косвенного воздействия и экономические методы. Наибольшую значимость имеют финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику. Большую роль играет регулирование государством налогового законодательства. В рыночной экономике налоги - один из основных методов регулирования финансового положения всех субъектов.

В переходной и смешанной экономиках применяется сочетание прямого и косвенного воздействия. Применение административных и экономических методов в разных сферах и отраслях имеет различную степень распространения, но приоритет отдается экономическим методам.

В современном обществе для реализации методов косвенного воздействия необходимы прозрачность в построении экономической системы, высокая гражданская культура населения, доступность каждого частного лица к информации о принимаемых на всех уровнях хозяйствования решениях. Прямые методы ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. В то же время косвенные методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая.

Кроме прямых и косвенных методов, некоторые авторы выделяют методы регулирования производственной деятельности (заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование, лицензирование) и государственное предпринимательство (участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долями акций, принадлежащих государству) .

Однако, следует отметить, что среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно. Для эффективной реализации экономической политики нужно обеспечить комплексность и взаимосвязь всех методов государственного воздействия на экономику.


1.2 Правовое регулирование экономической деятельности в РФ


С юридической точки зрения принципиально важно, что любое регулирующее воздействие государства проводится с помощью правовых инструментов. Именно посредством издания нормативно-правовых актов реализуются меры воздействия государства на рынок. Более того, именно с помощью нормативно-правовых актов можно определить ту самую меру государственного воздействия, за пределы которой государство выйти не вправе. Даже сторонники минимального воздействия государства на экономику признают, что именно на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, и контроль над их исполнением.

Итак, с юридической точки зрения государственное регулирование экономики выражается в том, что государство издает нормативно-правовые акты, опосредующие государственное воздействие на экономику, формирует законодательную основу рынка.

Правовые методы государственного регулирования экономики - это система законов и нормативно-правовых актов, регламентирующая деятельность субъектов хозяйствования. Необходимое в этом случае принуждение обеспечивается развитием общественного сознания и силой государственной власти.

Цель правового обеспечение экономики - правовыми средствами поддерживать и совершенствовать эффективность экономического механизма, экономики страны в целом, не допускать вакуума координации воспроизводства, обеспечивать балласт частных и публичных интересов.

Основой правового регулирования экономики является разработка и юридическое закрепление законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур, предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т.д.

В Российской Федерации основы государственного регулирования экономики закреплены в Конституции. Согласно ст.71 Конституции РФ в ведении РФ находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д. Эти и другие нормы Конституции РФ предопределяют государственное регулирование экономики и составляют фундамент правового обеспечения такого регулирования. Конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы, а так же устанавливают их гарантии.

Далее следуют: Федеральные конституционные законы, раскрывающие и детализирующие основные положения Конституции РФ. Наиболее важными являются ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", "Об арбитражных судах в РФ", которые определяют систему судебных органов, обеспечивающих защиту нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательского права.

Основную массу среди источников российского права составляют федеральные законы, среди которых особое место занимают кодексы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс.

В настоящее время действует большое количество федеральных законов, регламентирующих отдельные аспекты предпринимательской деятельности. Условно можно выделить федеральные законы:

а) устанавливающие правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательской деятельности;

б) устанавливающие требования к предпринимательской деятельности;

в) регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности;

г) регулирующие отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Подзаконные нормативные правовые акты, среди которых можно выделить:

а) Указы Президента РФ, призванные восполнить пробелы в законодательном регулировании, а так же при необходимости оперативно развивать законодательные положения.

б) постановления Правительства РФ, которые должны издаваться во исполнение и в развитие федеральных законов и указов Президента РФ.

в) нормативные правовые акты министерств и ведомств. Федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, детально регламентирующие отдельные вопросы предпринимательской деятельности, находящиеся в сфере ведения органа исполнительной власти.

Нормативные правовые акты субъектов РФ. Многие вопросы регулируются на уровне субъектов РФ, которые наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, действующие на территории субъекта, их издавшего.

Хозяйственно-правовые акты органов местного самоуправления, которые они издают, опираясь на гл.8 Конституции РФ и ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", реализуя право собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

Локальные правовые акты регулируют отношения, возникающие внутри организации как субъекта предпринимательской деятельности. Они издаются субъектом самостоятельно и не распространяются на иных лиц. Однако положения локальных правовых актов могут играть существенную роль, например, при признании сделки, совершенной юридическим лицом, недействительной. Примерами локальных правовых актов являются: правила внутреннего трудового распорядка, положение о совете директоров акционерного общества, приказ об учетной политике организации.

Кроме того, источниками права являются обычаи делового оборота. Обычаи правового оборота применяются тогда, когда законодательно, то или иное правоотношение не урегулировано. Согласно ст.5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат обязательным для участников правоотношения положениям законодательства или договору.

Составной частью правовой системы РФ является также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Рассмотрим кратко методы государственного воздействия на экономику и то, как они опосредуются в нормативно-правовых актах.

Через кредитно-денежную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, - на потребительский и инвестиционный спрос. Государство регулирует денежную массу в обращении различными методами, ведь именно оно занимается эмиссией денег. Среди инструментов регулирования денежной массы можно выделить, например, политику процентной ставки, под которую Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Когда национальный банк понижает учетную ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд, а кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег. Повышая же учетную ставку, Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и, следовательно, предложение денег.

Мощным инструментом кредитно-денежной политики является изменение нормы обязательных резервов кредитных организаций. Введение обязательной нормы обусловлено необходимостью обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков. Даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям предложения денег.

Еще один способ кредитно-денежной политики - проведение операций на открытом рынке. Это покупка и продажа государственных облигаций, с одной стороны, Центральным банком, с другой - коммерческими банками, финансовыми компаниями и населением. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.

Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, на объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Без отлаженной кредитно-денежной политики невозможна борьба с инфляцией.

Государственная кредитно-денежная политика определяется Центральным банком. Согласно ст.45 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России ежегодно представляет в Государственную Думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, составной частью которого является таможенная политика, также один из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, оно может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы, - влиять на экспорт и импорт. Традиционно большое значение здесь имеют таможенные пошлины, с помощью которых можно устанавливать барьеры для проникновения в страну иностранных товаров, чем поддерживать конкурентоспособность на внутреннем рынке национальных производителей.

Внешнеэкономическая, валютная и таможенная политика регламентируется в России на уровне федеральных законов. Так, таможенная политика государства определяется Таможенным кодексом и Законом РФ "О таможенном тарифе". Валютной политике посвящен ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Внешнеэкономическая политика - предмет ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Государственное предпринимательство целесообразно в сферах, где преобладают малорентабельные предприятия, и в тех отраслях хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего, отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относится предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко - и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики и т.д.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие, как оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Фискальная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может привести к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики. Главное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления функций государства. Налоговая политика государства отражается в Налоговом кодексе.

Отметим, что все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах требуют соответствующего изменения денежной массы; изменения в фискальной и денежной политике влияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

Степень активности государственного вмешательства может изменяться в зависимости от экономической ситуации. Оно активизируется при необходимости стимулировать экономический рост, поощрить прогрессивные сдвиги в отраслевой и региональной структуре и снижается при необходимости простого поддержания экономического равновесия. Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выйти из кризиса можно лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер обеспечения экономического роста. Однако, эффективность государственного регулирования далеко не безгранична, и избыточное присутствие государства в экономике может принести вред.

1.3 Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Одним из направлений государственного регулирования рыночной экономики является государственная поддержка предпринимательства. Это вытекает из функций государства - создавать благоприятные условия для развития предпринимательства.

Под правовым обеспечением экономики предпринимательской деятельности, прежде всего, мы понимаем формирование правовой среды, в рамках который протекает экономическая деятельность. За последние годы приняты оказывающие положительное влияние на развитие предпринимательства такие важные институционально-правовые акты, как ГК РФ, АПК РФ, Таможенный кодекс, НК РФ (II часть, ряд глав), федеральные законы об АО, о производственных кооперативах, о конкуренции и организации монополистической деятельности на товарных рынках, о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о государственной поддержке малых предприятий и др.

Под основными направлениями государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать те конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов (субъектов предпринимательской деятельности).

Способы воздействия государства на предпринимательскую деятельность многогранны: государственный контроль, экономические рычаги воздействия, правовые механизмы поддержки предпринимательства. Так, к элементам правового режима предпринимательства относятся:

) гарантированная законом самоорганизация и выбор форм хозяйствования;

) свободное определение целей хозяйственной деятельности и средств их достижения;

) самостоятельность в выборе партнеров, распоряжении средствами, имуществом, прибылью;

) ответственность предпринимателей за соблюдение законов и иных правовых актов, определяющих правила участия в рыночных отношениях;

) государственная поддержка предпринимательства, возможность юридической защиты законных интересов и прав предпринимателя. К ним также относятся программы развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, и обязанности центральных, региональных и местных органов в этой сфере.

Как отмечалось ранее, государством используются прямые и косвенные методы регулирования. К прямым правовым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. К косвенным методам относятся, прежде всего, средства денежно-кредитной и бюджетной политики, прогнозирование и косвенное планирование, инструменты регулирования цен и т.п.

Субъекты хозяйственной деятельности легитимируются посредством государственной регистрации. Цели государственной регистрации: осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности; проведение налогообложения; получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного управления и самоуправления информации о субъектах хозяйственной деятельности. Деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается без государственной регистрации.

Еще одним из элементов правового регулирования экономики является порядок прекращения предпринимательской деятельности путем реорганизации или ликвидации (добровольной или принудительной) субъектов хозяйственной деятельности. Государственная регистрация и прекращение предпринимательской деятельности может производиться только в порядке, определяемом законодательными актами.

Одним из важнейших способов государственного регулирования предпринимательства является лицензирование т.е. отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, предприниматели могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Понятие, порядок лицензирования и перечень видов деятельности, требующих лицензирования, закреплены в ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

К приоритетным, направлениям правового обеспечения относят:

антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;

валютные ограничения в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле;

регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий);

патентное законодательство;

защиту прав потребителя;

государственные контракты;

экспорт товаров и технологий двойного назначения;

государственное содействие частному предпринимательству.

Необходимо отметить, что в системе таких регулирующих норм государственного воздействия на экономику "антимонопольное законодательство" имеет важнейшее значение.  Основной целью антимонопольного регулирования является предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, таким образом, он нацелено на создание благоприятных условий для конкурентной среды и развитие предпринимательства.

Самым опасным для рыночной экономики фактором является недобросовестная конкуренция. Конкуренция, являясь базовым механизмом рыночных отношений, побуждает хозяйствующих субъектов к соперничеству, что и способствует достижению наилучших экономических показателей.

Недобросовестная конкуренция разрушает этот механизм и государство принимает на себя функцию контроля за соблюдением "правил игры", прежде всего в форме недопущения монополий, средствами правового регулирования. Это не позволяет экономическому господству концентрироваться в одних руках, препятствует злоупотреблению монопольным положением и позволяет обеспечить открытость рынков. Для отечественной экономики, с ее высоким уровнем монополизации производства, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Правовые основы поддержки конкуренции как особого направления деятельности государства заложены в Конституции РФ. Законодательной базой обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности служат, прежде всего, ФЗ "О защите конкуренции", ФЗ "О естественных монополиях".

Антимонопольная политика включает меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов;

дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур;

поддержку конкуренции;

поощрение диверсификации;

антимонопольную экспертизу принимаемых законов.

Прямая поддержка предпринимательства включает в себя бюджетные субсидии и субвенции малому предпринимательству в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям, а так же субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения и диверсификации производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров, развития экспорта и транспортно-логистической инфраструктуры, налоговые льготы.

Косвенная поддержка заключается в обязательном резервировании части государственного и муниципального заказа для малого предпринимательства, венчурное финансирование, а также административная и муниципальная реформа, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры (инкубаторы, технопарки и технополисы, информационные, консультационные, патентные, рекрутинговые, прокатные, транспортно-логистические, складские и распределительные и др. центры).

Проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности возложено на Федеральную антимонопольную службу. Задачи, функции и полномочия закреплены в Законе "О защите конкуренции". Этот нормативный акт определяет и основные направления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и предусматривает санкции за нарушение требований. Немаловажную роль в антимонопольном регулировании играет ФЗ "О рекламе", где отображены положения о ненадлежащей рекламе и мерах по предотвращению недобросовестной конкуренции посредством ненадлежащей рекламы.

Признавая необходимость свободного рыночного ценообразования, законодательство предусматривает определенные механизмы регулирования цен на товары и услуги. Например, Указ Президента РФ "О мерах по упорядочению государственного регулировании цен (тарифов)" и одноименное Постановления Правительства РФ. Речь идет, прежде всего, о регулировании цен на продукцию естественных монополий. Конкретным примером может служить ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ".

Помимо рассмотренных выше направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые можно назвать основными, существуют и иные направления и формы правового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов. Это, прежде всего, формулирование правовых требований в области обеспечение качества товаров (работ, услуг), охрана окружающей среды, пожарной безопасности и иной безопасности, обеспечения санитарных и гигиенических норм и т.д. Так, в условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является рынок, который воздействует на интересы предпринимателей, заставляя их улучшать качество товара.

Правовое регулирование качества товаров, работ, услуг в современных условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Принцип свободы договора при определении требований к качеству претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов, в частности, защиты прав потребителей. Эти ограничения закреплены в специальном законодательстве, обеспечивающем надлежащее качество товаров, работ и услуг.

К таким нормативным актам относятся, например, ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов, ФЗ "Об обращении лекарственных средствах". Однако, основную роль в регулировании данных отношений играет ФЗ "О техническом регулировании". Данный закон регулирует отношения, возникающие:

при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

Формой правового регулирования предпринимательской деятельности являются и стандартизация и подтверждение соответствия. Необходимо отметить также вопрос о защите прав потребителей. Основным источником является Закон РФ "О защите прав потребителей".

Актуальными представляются и многочисленные нормативные акты, устанавливающие экологические требования к возведению зданий, сооружений и ведению хозяйственной деятельности предпринимателей, проведению экологической экспертизы. Особо можно обратить внимание на ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и требования к деятельности предпринимателей, предусмотренные этим законом.

Таким образом, государственное регулирование экономики - это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства. Реализация целей государственного регулирования рыночной экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов воздействия на субъекты хозяйствования. Различают прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Правовые методы следует рассматривать в качестве одного из основных средств государственного регулирования экономики, которая заключается в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы их существования.

2. Система государственной поддержки предпринимательства в г. Зеленогорске Красноярского края


2.1 Состояние малого предпринимательства


Город Зеленогорск основан в 1956 году и имеет статус закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО Зеленогорск).

Вся территория ЗАТО Зеленогорск является территорией муниципального образования со статусом городского округа.

Расположен город в центральной части Красноярского края на территории Рыбинского района, на левом берегу реки Кан, в устье реки Барга, которая проходит непосредственно через город и представляет собой искусственное русло в виде открытого и закрытого каналов. Расстояние от города до краевого центра составляет 165 км. Связь с краевым центром осуществляется автомобильным транспортом.

Географическое положение территории характеризуется как относительно выгодное с точки зрения климатических условий и круглогодичной транспортной доступности. Преимуществом месторасположения города является наличие собственного источника пресной воды, благоприятных сейсмических, гидрологических и географических условий, месторождений таких полезных ископаемых как рудное золото (рудник Богунайский), слюда (шахты Маркеловская и Марковская) и песчано-гравийное сырье.

На территории города расположены 14 памятников культурного наследия, из них 11 объектов археологического наследия (стоянки и могильники грунтовые), находящиеся на государственной охране.

ЗАТО Зеленогорск является городом с высокоразвитым промышленным производством. Экономический потенциал города представлен предприятиями атомной промышленности, электроэнергетики, строительной отрасли, пищевой, полиграфической промышленности.

По данным Всероссийской переписи населения, проведённой в 2010 году, среднегодовая численность населения города за 2010 год составила 66150 человек, в 2011 году - 65819 человек. На протяжении ряда последних лет отмечается сокращение численности населения города. Причина сокращения численности населения - естественная и миграционная убыль.

Рисунок 1 - Динамика численности населения города

По предварительной оценке в 2012 году численность населения составила 65501 человек или 99,5% к уровню 2011 года, из них мужчин - 45,9%, женщин - 54,1%.

Рисунок 2 - Демографическая ситуация

Ситуация на рынке труда, сложившаяся за ряд последних лет, характеризуется снижением численности занятых в экономике города, снижением численности работников организаций города. По оценке в 2012 году численность занятых в экономике снизится на 0,67 тысяч человек и составит 30,3 тыс. человек.

В тоже время развитие субъектов малого и среднего бизнеса в г. Зеленогорске характеризуется повышением предпринимательской активности населения, увеличением количества субъектов малого предпринимательства, повышением доли малого и среднего предпринимательства в общем обороте организаций города и вклада в бюджеты всех уровней. Так в 2011 году на территории города действовало 482 малых и средних предприятия, что на 6,2% меньше, чем в 2010 году (514 единиц), количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 4,2% и составило 1755 человек (2010 год - 1684 человек). К 2015 году количество малых и средних предприятий, с учётом закрывающихся и вновь создаваемых, планируется на уровне 522 единицы, количество индивидуальных предпринимателей - 1770 человек.

Доля работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех организаций составила 15,5%. Данный показатель к 2015 году достигнет уровня 18,4%.

Рисунок 3 - Динамика численности работников организаций малого и среднего бизнеса, человек

Среднемесячная заработная плата работников списочного состава организаций малого бизнеса в 2011 году уменьшилась на 5,1% и составила 10407,4 рублей, работников среднего бизнеса - увеличилась на 43,0% и составила 24833,7 рублей. Темп роста номинальной заработной платы планируется: в 2012 году - 104,7%, в 2013 году - 106,0%, в 2014 году - 105,2%, в 2015 году - 104,8%. К 2015 году средняя заработная плата работников организаций малого бизнеса составит 12734,2 рублей в месяц, работников среднего бизнеса - 30385,8 рублей в месяц.

В 2011 году оборот организаций малого бизнеса увеличился на 15,3% и составил 3883,8 млн. рублей, оборот организаций среднего бизнеса увеличился в 2,8 раза и составил 698,2 млн. рублей.

Рисунок 4 - Оборот организаций малого и среднего бизнеса, млн. рублей

В прогнозируемом периоде ожидается сохранение позитивных тенденций развития субъектов малого предпринимательства. Увеличение оборота организаций малого бизнеса планируется: в 2012 году - на 5,3%, в 2013 году - на 7,0%, в 2014 году - на 5,9%, в 2015 году - на 5,5%.

Объем инвестиций в основной капитал организаций малого бизнеса в 2011 году снизился на 58,3% и составил 7,5 млн. рублей (в 2010 году - 17,9 млн. рублей). В 2012 году ожидается увеличение объёма инвестиций на 7,7%, в 2013 году - на 7,3%, в 2014 году - на 7,1%, в 2015 году - на 6,8%.

2.2 Реализация правового регулирования предпринимательства


Нормативно-правовая поддержка предпринимательства со стороны государства заключается в создании такой нормативно-правовой базы, которая, регулируя деятельность малых предприятий на всех этапах его жизненного цикла, обеспечивала бы при этом наиболее благоприятные возможности для развития этого сектора экономики.

Реализация правового регулирования предпринимательства в г. Зеленогорске происходит в условиях единого правового пространства РФ опираясь на Федеральные законы: от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 25.12.2012); от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В целях создания условий для развития малого и среднего предпринимательства в Зеленогорске реализуется целый комплекс мер.

Особое место в системе правового регулирования предпринимательства занимают Программы поддержки предпринимательства. В целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и повышения их роли в решении социально-экономических задач города, на основании вышеназванных федеральных законов, Устава города Зеленогорска, а также в развитие краевой целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае", на территории г. Зеленогорска, утверждена городская целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Зеленогорске на период на 2011-2013 гг.".

Программа направлена на реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение благосостояния граждан, формирование экономически активного среднего класса, обеспечение устойчивого социально-экономического развития города, увеличение удельного веса предпринимательства в экономике города

В 2011 году в рамках Программы субъектам бизнеса осуществлялась реализация мероприятий по информационной, имущественной и финансовой поддержке:

оказаны консультационные услуги о порядке предоставления государственной и муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

предоставлена финансовая поддержка субъектам малого предпринимательства за счёт средств местного бюджета на возмещение части процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях - 152,7 тыс. рублей и на возмещение вновь созданным субъектам малого предпринимательства части затрат, связанных с приобретением основных средств и началом коммерческой деятельности - 119,9 тыс. рублей;

предоставлена финансовая поддержка субъектам малого предпринимательства в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае" на 2011-2013 годы за счёт средств краевого бюджета, направленных бюджету ЗАТО Зеленогорск в целях софинансирования муниципальной программы и финансирования мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства: субсидии на возмещение части процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях - 183,7 тыс. рублей и субсидии на возмещение вновь созданным субъектам малого предпринимательства части затрат, связанных с приобретением основных средств и началом коммерческой деятельности - 50,0 тыс. рублей.

Объем расходов местного бюджета г. Зеленогорска в 2012 и 2013 годах на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства возрастет в 6,1 раза и составит: 2012 - 2157,7 тыс. рублей, а в 2013 - 3068,0 тыс. рублей (2010 год - 506,4 тыс. рублей). Это стало возможным за счет финансовой поддержки ОАО "ТВЭЛ", предоставляемой на безвозмездной основе на реализацию мероприятий Программы.

В прогнозируемом периоде также планируется применение мер финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде возмещения процентных ставок по кредитам, в виде возмещения части затрат связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности вновь созданным субъектам малого предпринимательства.

Отметим, что город обладает развитой транспортной и логистической инфраструктурой, а также с избытком обеспечен энергетическими ресурсами. По оценке мэра А. Тимощенко, резерв мощности по тепловой энергии составляет 86%, по электрической - 42%. Также, Зеленогорск обладает высоким профессиональным и образовательным уровнем, а на его территории располагаются свободные территории и объекты промышленной недвижимости, поэтому все вышеперечисленное делает Зеленогорск привлекательным для размещения индустриального парка и развития современной бизнес-среды.

2.3 Организации по регулированию предпринимательской деятельности


В регулировании предпринимательства в г. Зеленогорске задействованы как государственные органы, в функции которых входит прямое осуществление создания благоприятных условий для развития предпринимательства, так и организации, в функции которых прямо не входит осуществлять процесс управления предпринимательской системы.

Одним из важнейших институтов поддержки и развития предпринимательства в городе Зеленогорске стал Центр содействия предпринимательству, работающий по принципу "одного окна" (Приложение 1).

Среди основных задач центра - оказание содействия в реализации мероприятий городской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства", а также краевых целевых программ; информационно-консультативное обслуживание субъектов предпринимательства; снижение их затрат, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов, а также развитие инвестиционной деятельности.

Здесь можно получить информацию о льготах и преимуществах, предоставляемых малым предприятиям, порядке их получения, в том числе о программах обучения, проводимых для малых предприятий бесплатно, источниках и процедурах получения финансовой поддержки.

Сотрудники Центра проводят консультирование и по другим вопросам, возникающим у предпринимателей, готовят и предоставляют предпринимателям необходимый информационный и справочный материал. Желающие начать свой бизнес могут получить информацию об адресах и телефонах налоговых, лицензирующих органов и других структур, регулирующих предпринимательскую деятельность.

В пределах своей компетенции Центр осуществляет взаимодействие с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в установленной сфере деятельности. Инфраструктура поддержки и развития предпринимательства в Зеленогорске построена на тесном взаимодействии различных государственных и негосударственных организаций, в том числе с Торгово-Промышленной палатой Красноярского края, с Экспертным советом по вопросам развития частного бизнеса и поддержки предпринимательства края, с более чем 30 ассоциациями, технопарками, бизнес-инкубаторами.

Руководство центром осуществляет заместитель главы администрации по экономике и финансам. В состав центра по согласованию входят представители администрации города, федеральных органов исполнительной власти, кредитных и страховых организаций, центра занятости населения, а также информационно-правового центра, действующего в библиотеке имени Маяковского.

Для привлечения предпринимателей к выработке и реализации муниципальной политики в области развития бизнеса создан Координационный совет, который возглавляет глава администрации ЗАТО г. Зеленогорск.

Координирует деятельность созданной структуры посредством ответственного специалиста, который выполняет функции диспетчера - Отдел муниципальных заказов и предпринимательства администрации.

Отдел предпринимательства, инвестиционной политики и муниципальных заказов, разрабатывает мероприятия поддержки бизнеса, осуществляет текущий контроль за ходом их реализации, распространяет методические пособия, консультирует предпринимателей через Центр содействия малому и среднему предпринимательству, осуществляет медиа-сопровождение мероприятий и акций, проводимых органами местного самоуправления.

Осуществлять информационно-просветительскую работу путем освещения и обсуждения в муниципальных средствах массовой информации вопросов малого и среднего предпринимательства, пропаганды предпринимательской деятельности. Оказывать правовую помощь гражданам по вопросам защиты прав потребителей.

Отдел также производит обеспечение муниципальных нужд в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения городского округа посредством формирования и размещения муниципального заказа, в том числе в реализации программ поддержки малого предпринимательства; координирует деятельность городских организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросам реализации инвестиционных проектов и, создает тем самым, условия для обеспечения жителей города услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

С той же целью в Зеленогорске работает представительство ОАО "Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса", обеспечивающее предпринимателям доступность целевых займов, гарантирующее поручительство перед банками, а также оказывающее консультационные и образовательные услуги на безвозмездной основе.

Центр занятости населения г. Зеленогорска работает по программе развития самозанятости и предпринимательской активности безработных граждан, стоявших на учете в службе.

Информационно-правовой центр МУК "Библиотека им. Маяковского" обеспечивает доступ к информации по правовым темам в локальном и удаленном режимах (АБИС, "Марк", "Интернет"), информационно-правовая система КонсультантПЛЮС, ГАРАНТ, Законодательство России, портал поддержки малого предпринимательства "Бизнес-инкубатор", Электронное правительство Красноярского края, сайт Администрации ЗАТО г.

С целью информирования предпринимателей города о новых нормативно-правовых документах, программа льготного кредитования субъектов малого предпринимательства, мероприятиях, проводимых Центром содействия, в городе и районе, - организует конференции предпринимателей, совещания, семинары, круглые столы по актуальным вопросам ведения бизнеса. В ходе работы этих мероприятий анализируется развитие малого предпринимательства на территории города и близлежащих муниципальных районов (городов), обсуждаются проблемные вопросы развития предпринимательства, формулируются предложения органам государственной власти города и региона по дальнейшему развитию предпринимательства.

Проводит бесплатное обучение предпринимателей по различным вопросам ведения бизнеса.

С 2013 года запущен Фонд поддержки предпринимателей г. Зеленогорска, который будет оказывать финансовую поддержку в виде грантов, безвозмездных займов, предоставлять имущественную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, уже ведущим деятельность на территории города или желающим открыть своё дело в Зеленогорске. Так, реализация программы микрокредитования позволит субъектам малого предпринимательства: получить дешевый среднесрочный кредит, реализовать свои проекты, расширить бизнес; сформировать кредитную историю.

Создание фонда стало возможным благодаря усилиям со стороны Правительства Красноярского края, Министерства инвестиций и инноваций, Красноярского регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса, ОАО "ТВЭЛ" и администрации Зеленогорска.

Создание фонда поддержки в Зеленогорске - своевременный и важный шаг для развития предпринимательства Зеленогорска, учитывая специфику "закрытого" города. Предварительно, целевые ориентиры - до 200 рабочих мест создать в ближайшей перспективе.

Поиск стратегических инвесторов и партнеров для зеленогорского промпарка ведет и градообразующее предприятие - ПО "Электрохимический завод" (предприятие ТВЭЛ). Завод готов "поделиться" свободными территориями и незадействованными промышленными объектами. В общей сложности, речь идет о 70 тысячах квадратных метров, из них 36 тысяч - складских помещений.

Таким образом, для развития предпринимательства в городе Зеленогорске используются все известные и хорошо зарекомендовавшие себя формы поддержки: финансовая, информационная, правовая, методическая, организационная и т.д.

На основании изложенного выше можно сделать вывод, что государственное регулирование экономики представляет собой деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию национальной экономической политики, с использованием методов публично-правового воздействия на экономику и частноправового регулирования экономики в форме прогнозов и программ, государственной поддержки, защиты, технического и налогового регулирования, а также государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства субъектами предпринимательской деятельности.

Заключение


Таким образом, завершая работу, можно сделать следующие выводы. Одной из важнейших функций государства в условиях рыночного хозяйствования является регулирование экономики. Первая глава нашего исследования посвящена изучению правовых методов государственного регулирования экономики в РФ: раскрыты понятие, цели и задачи государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование развития экономики - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов - административно-правовых и экономических регуляторов. Административно-правовое регулирование проявляется, прежде всего, в создании государством правовых основ экономики. Экономическое регулирование используется для активизации нужных обществу форм деятельности, а также для ограничения и подавления нежелательных форм.

Правовое государственное регулирование экономики выражается в том, что государство издает нормативно-правовые акты, опосредующие государственное воздействие на экономику, формирует законодательную основу рынка. Основы государственного регулирования экономики России закреплены в Конституции.

Рассмотренные в работе методы и инструменты правового государственного регулирования экономики помогли нам ближе познакомиться с особенностями государственным регулированием предпринимательской деятельности. Известно, что развитие малого бизнеса выступает необходимым условием существования и функционирования современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Мировой опыт доказал, что без этого сектора экономики невозможно гармоничное развитие экономики в целом, так как он определяет темпы экономического роста, структуру и качество до 40-50% валового национального продукта. Следовательно, государство при регулировании малого бизнеса и малого предпринимательства должно разрабатывать инструментарий поддержки предпринимательства.

Во второй главе нами проведен анализ системы государственного регулирования предпринимательства на примере города Зеленогорска Красноярского края. В частности:

рассмотрено текущее состояние предпринимательства в городе, которое характеризуется повышением предпринимательской активности, увеличением количества субъектов малого предпринимательства, повышением доли малого и среднего предпринимательства в общем обороте организаций города и вклада в бюджеты всех уровней;

исследована система поддержки малого и среднего предпринимательства, в регулировании которого задействованы как государственные органы, в функции которых входит прямое осуществление создания благоприятных условий для развития предпринимательства, так и организации, в функции которых прямо не входит осуществлять процесс управления предпринимательской системы.

Главным институтом поддержки и развития предпринимательства в городе Зеленогорске является Центр содействия предпринимательству, работающий по принципу "одного окна", объединяющий все организации поддержки и содействия предпринимательству. Основная задача Центра - оказание содействия в реализации целевых городских и краевых программ "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства", информационно-консультативное обслуживание субъектов предпринимательства.

Таким образом, правовые методы следует рассматривать в качестве одного из основных средств государственного регулирования экономики.

Список используемых источников


1.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ от 26.01.2009. - №4. - Ст.445.

2.      Об общих принципах местного самоуправления в РФ (ред. от 25.12.2012): ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ // СЗ РФ от 06.10.2003, № 40, ст.3822.

.        О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (ред. от 06.12.2011): ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ // СЗ РФ от 30.07.2007, № 31, ст.4006.

.        О лицензировании отдельных видов деятельности (ред. от 28.07.2012): ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ // СЗ РФ от 09.05.2011, № 19, ст.2716.

.        О защите конкуренции: ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст.3434.

.        О техническом регулировании (ред. от 03.12.2012): ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ // СЗ РФ от 30.12.2002, № 52 (ч.1), ст.5140.

.        Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. - 478 с.

.        Беляева О.А. Предпринимательское право / О.А. Беляева. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 352 с.

.        Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / Н.Л. Гаращенко. - П-Камчатский: КамчатГТУ, 2007. - 166 с.

.        Глебова И.С. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие / И.С. Глебова, Р.Р. Садыртдинов. - Казань: КГУ, 2008. - 326 с.

.        Зенин И.А. Предпринимательское право: учеб. для вузов / И.А. Зенин. - М.: Высшее образование, 2007. - 629 с.

.        Казитова, Э.И. Правовое обеспечение экономики. Практикум / Э.И. Казитова. - Барнаул: АлтГТУ, 2010. - 140 с.

.        Коммерческое право: учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб.: Питер, 2009. - 800 с.

.        Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2006. - 624 с.

.        Маркина Е.Ю. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / Е.Ю. Маркина. - СПб.: Александровский лицей, 2009. - 60 с.

.        Николаева Л.А. Экономическая теория / Л.А. Николаева, И.П. Черная. - Владивосток: ВГУЭС, 2011. - 52 с.

.        Новиков М.В. Государственное регулирование экономики: Конспект лекций / М.В. Новиков. - Таганрог: ТРТУ, 2010. - 156 с.

.        Отчет главы Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города за 2011 год // Панорама. - 2012. - 30 мая. - №22. - С.4-5.

.        Путь к знаниям. Информационный справочник для субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам оказания консультационной, информационной, кадровой и имущественной поддержки. - Красноярск: Министерство экономики и регионального развития, 2008. - 133 с.

.        Савелов В.П. Хозяйственное (предпринимательское) право. Курс лекций / В.П. Савелов. - М.: МИЭМП, 2011. - 216 с.

.        Сидоренко В.В. Государственное регулирование экономики: Учеб. / В.В. Сидоренко, П.В. Михайлушкин. - Краснодар: "Мир Кубани, 2011. - 654 с.

.        Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Г.П. Журавлевой, В.Е. Сактоева, Е.Д. Цыреновой. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. - 936 с.

.        Экономическая теория: учебно-методическое пособие / Под ред.Н.Г. Кузнецова, Ю.П. Лубнева. - Ростов-на-Дону: РИНХ, 2010. - 400 с.

Приложения


Приложение 1

Регламент работы

Центра содействия малому и среднему предпринимательству

ЗАТО г. Зеленогорска

1. Общие положения

.1 Настоящий Регламент определяет порядок создания и организации деятельности Центра содействия малому и среднему предпринимательству г. Зеленогорска, работающего по принципу "одно окно" (Центр).

.2 Центр является коллегиальным органом и создается постановлением администрации ЗАТО г. Зеленогорска.

.3 Основной целью деятельности Центра является оказание содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории г. Зеленогорска, способного активизировать и стимулировать развитие предпринимательского сектора экономики муниципального образования г. Зеленогорск, посредством совершенствования форм и методов работы с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, улучшения качества предоставляемых информационно-консультационных услуг (услуга).

.4 Получателями услуг являются юридические лица - субъекты малого или среднего предпринимательства, физические лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, или граждане, желающие заниматься предпринимательской деятельностью (далее - Получатель услуг).

.5 Услуга предоставляется Получателю услуг в день обращения без предварительной записи или по отдельному графику предоставления услуг.

.6. Услуги Центра предоставляются бесплатно.

. Задачи Центра

.1 Оказание содействия в реализации мероприятий городской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в ЗАТО г. Зеленогорск", а также краевых целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае.

.2 Информационно-консультационное обслуживание субъектов малого и среднего предпринимательства на различных этапах развития.

.3 Увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в позитивные социальные процессы, как на муниципальном, так и на краевом уровнях (повышение занятости, вовлечение в предпринимательство социально незащищенных групп населения).

.4 Содействие в повышении образовательного уровня лиц занятых в малом и среднем предпринимательстве, а также граждан, желающих заниматься предпринимательством.

.5 Снижение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов, а также развитие инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

.6 Освещение позитивных тенденций (примеров) развития малого и среднего предпринимательства на территории края и г. Зеленогорск.

. Функции Центра

.1 Оказывает содействие в реализации краевых и муниципальных целевых программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

.2 Обеспечивает гарантированный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к информационным ресурсам, к поисковым и справочным системам через информационно-правовой центр дистанционного информационно-консультационного бизнес-инкубатора (www.bikr.ru), действующий на базе МУК "Библиотека им. Маяковского".

.3 Обеспечивает взаимодействие субъектов малого и среднего предпринимательства с Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Зеленогорску Красноярского края, Зеленогорским отделом Управления Росреестра по Красноярскому краю, кредитными и страховыми организациями, объединениями предпринимателей, ОВД МВД России по г. Зеленогорску, другими организациями и иными государственными органами.

.4 Осуществляет мониторинг эффективности оказания муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории г. Зеленогорска.

.5 Оказывает помощь субъектам малого и среднего предпринимательства в подготовке документов, необходимых для участия в краевых и муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

.6 Представляет субъектам малого и среднего предпринимательства методические рекомендации и практические пособия по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности.

.7 Содействует в обеспечении субъектов малого и среднего предпринимательства офисными, производственными и складскими помещениями, земельными участками, оборудованием, необходимым для их деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства.

.8 Взаимодействует со средствами массовой информации в области освещения и обсуждения проблем малого и среднего предпринимательства и путей их решения, пропаганды предпринимательской деятельности.

. Организация работы Центра

.1 Руководство деятельностью Центра осуществляет заместитель главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска по экономике и финансам.

.2 В состав Центра, по согласованию, входят представители:

администрации ЗАТО г. Зеленогорска;

федеральных органов исполнительной власти;

кредитных и страховых организаций;

информационно-правового центра, действующего на базе МУК "Библиотека им. Маяковского";

краевого государственного бюджетного учреждения "Центр занятости населения ЗАТО г. Зеленогорска";

другие заинтересованные лица.

Состав участников Центра утверждается постановлением главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска.

.3 Отдел муниципальных заказов и предпринимательства администрации ЗАТО г. Зеленогорска (далее - Отдел) координирует деятельность Центра посредством закрепления ответственного специалиста Отдела, который выполняет функции диспетчера (Диспетчер).

.4 Участники Центра снабжают Диспетчера на бумажных носителях и в электронном виде информационными и методическими материалами (литературой), пользуясь которыми Диспетчер может оказать информационно-консультационную помощь Получателю услуг.

.5 Информационные и методические материалы должны содержать:

порядок и сроки оказания услуги;

категории Получателей услуг, имеющие право на получение услуги;

места обращения граждан за получением услуги (контактная информация об организации или государственном органе, ФИО ответственного сотрудника и его координаты);

график работы организации или государственного органа, оказывающего услугу, с указанием часов приема Получателей услуг;

перечень нормативных правовых актов, регламентирующих оказание услуги;

административный регламент оказания услуг;

перечень документов, предоставляемых Получателем услуг, необходимых для получения услуги;

формы документов, заполняемых Получателем услуг на получение услуги;

перечень видов документов, выдаваемых Получателю услуг, по факту предоставления услуги, механизм получения документов (выдаются лично Получателю услуг или направляются по почте);

сроки рассмотрения документов Получателя услуг, представленных на оказание Услуги;

перечень оснований для отказов в получении услуги;

описание процедуры обжалования решения в случае отказа Получателю услуг;

порядок контроля за осуществлением процедуры оказания услуги;

адреса официальных сайтов в сети Интернет организации или государственного органа, оказывающего услугу.

. Регламент деятельности Диспетчера

.1 Диспетчер, находясь на своем рабочем месте, выполняет следующие функции:

регистрирует обращения Получателей услуг в журнале;

определяет тематику вопроса и уровень сложности;

направляет Получателя услуг к участнику Центра, обладающему полномочиями по специфике вопроса;

готовит ответы Получателям услуг.

.2 В рамках своих полномочий безотлагательно оказывает информационные, консультационные, разъяснительные и методические услуги при условии, что обращение не требует дополнительной проработки вопроса, ответ отражен в имеющихся у Диспетчера методических рекомендациях и справочных документах.

.3 Диспетчер взаимодействует со структурными подразделениями администрации ЗАТО г. Зеленогорска.

Руководители структурных подразделений администрации ЗАТО г. Зеленогорска определяют лиц, ответственных за взаимодействие с Диспетчером, которые по запросам Диспетчера представляют ему на бумажных носителях и в электронном виде имеющиеся в структурных подразделениях информационные и методические материалы (литературу).

.4 Диспетчер взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти (Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Зеленогорску Красноярского края, Зеленогорским отделом Управления Росреестра по Красноярскому краю, ОВД МВД России по г. Зеленогорск, ветеринарного и фитосанитарного надзора и другими).

Руководителям федеральных органов исполнительной власти рекомендуется:

определить лиц, ответственных за взаимодействие с Диспетчером;

снабжать Диспетчера на бумажных носителях и в электронном виде информационными и методическими материалами (литературой) в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Регламента;

обновлять информацию, указанную в пункте 4.5 настоящего Регламента, по мере необходимости ее изменения и направлять Диспетчеру;

информировать Диспетчера о предоставлении услуг Получателю услуг.

.5 Диспетчер взаимодействует с кредитными и страховыми организациями.

Руководителям указанных организаций рекомендуется:

определить лиц, ответственных за взаимодействие с Диспетчером;

снабжать Диспетчера на бумажных носителях и в электронном виде информационными и методическими материалами (литературой) в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Регламента;

обновлять информацию, указанную в пункте 4.5 настоящего Регламента, по мере необходимости ее изменения и направлять Диспетчеру;

информировать Диспетчера о предоставлении услуг Получателю услуг.

.6 Диспетчер взаимодействуют с информационно-правовым центром, действующим на базе МУК "Библиотека им. Маяковского".

Диспетчер оказывает помощь Получателю услуг по формулировке вопроса и направляет его к специалисту информационно-правого центра.

Специалист информационной - правового центра представляет ответ Получателю услуг, соответствующий тематике заданного вопроса, и информирует Диспетчера о предоставлении ответа Получателю услуг.

.7 Диспетчер взаимодействует с консалтинговыми организациями.

Диспетчер направляет Получателя услуг в консалтинговую организацию для получения услуг.

Руководителям консалтинговых организаций рекомендуется:

определить лиц, ответственных за взаимодействие с Диспетчером;

снабжать Диспетчера на бумажных носителях и в электронном виде информационными и методическими материалами (литературой) в соответствии с п.4.5 настоящего Регламента;

обновлять информацию, указанную в п.4.5 настоящего Регламента;

информировать Диспетчера о предоставлении услуг Получателю услуг.

.8 Диспетчер взаимодействует с краевым государственным бюджетным учреждением "Центр занятости населения ЗАТО г. Зеленогорска".

Руководителю Центра занятости населения рекомендуется:

разработать Порядок взаимодействия Центра занятости населения с Центром содействия малому и среднему предпринимательству ЗАТО г. Зеленогорска;

определить лиц, ответственных за взаимодействие с Диспетчером;

снабжать Диспетчера на бумажных носителях и в электронном виде информационными и методическими материалами (литературой) в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Регламента;

обновлять информацию, указанную в пункте 4.5 настоящего Регламента, по мере необходимости ее изменения и направлять Диспетчеру;

информировать Диспетчера о предоставлении услуг Получателю услуг.

.9 В целях выполнения настоящего Регламента Диспетчер направляет пресс-секретарю администрации ЗАТО г. Зеленогорска для опубликования в газете "Панорама":

разъяснительные материалы по мероприятиям поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

отчеты и аналитические записки по оказанной финансовой, имущественной, консультационной помощи и иных мероприятиях содействия малому и среднему предпринимательству в рамках настоящего Регламента;

по мере необходимости - информацию о проводимых органами местного самоуправления мероприятиях (совещаниях, конференциях, семинарах).

.10. Местонахождение Диспетчера: Отдел муниципальных заказов и предпринимательства администрации ЗАТО г. Зеленогорска, ул. Мира, д.15, каб. 209, контактные телефоны: (8-39169) 9-51-27, Е-mail: industry@admin. zelenogorsk.ru

Состав участников Центра содействия малому и среднему предпринимательству ЗАТО г. Зеленогорска

Петренко Е.М.

 - заместитель главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска по экономике и финансам

Шатов В.Г.

 - начальник отдела муниципальных заказов и предпринимательства администрации ЗАТО г. Зеленогорска

Козлова Р.А.

 - ведущий специалист отдела муниципальных заказов и предпринимательства администрации ЗАТО г. Зеленогорска, Диспетчер Центра

Лупянников С.И.

 - заместитель главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска - руководитель комитета по управлению имуществом

Хохлаков Л. В

 - начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации ЗАТО г. Зеленогорска - главный архитектор

Емельяненко Е.П.

 - начальник отдела статистики администрации ЗАТО г. Зеленогорска

 - начальник отдела городского хозяйства администрации ЗАТО г. Зеленогорска

Полякова Н.В.

 - главный специалист отдела по работе с Советом депутатов и связями с общественностью администрации ЗАТО г. Зеленогорска

Рублева В.Г.

 - директор МУК "Библиотека им. Маяковского"

Калашников И.А.

 - начальник ИФНС России по г. Зеленогорску (по согласованию)

Дегтярев И.Ю.

 - начальник ОВД МВД России г. Зеленогорск Красноярского края (по согласованию)

Шекунова И.С.

 - начальник ГУ УПФР в г. Зеленогорске по Красноярскому краю (по согласованию)

Корниенко С.Н.

 - начальник Государственного учреждения специального управления Федеральной противопожарной службы № 19 МЧС России (по согласованию)

Корнюхов Д.В.

 - начальник Зеленогорского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю (по согласованию)

Иванцова Р.В.

 - начальник Зеленогорского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по Красноярскому краю (по согласованию)

Кононова С.М.

 - директор МУ "Муниципальный архив города Зеленогорска"

Семерич Г.В.

 - специалист - эксперт в г. Зеленогорске отдела государственной статистики (г. Красноярск) (по согласованию)

Лозин А.Г.

 - директор МУП ТС г. Зеленогорска (по согласованию)

Фельк Л.В.

 - директор МУП ЭС г. Зеленогорска (по согласованию)

Шишко И.Н.

 - директор МУП ГЖКУ г. Зеленогорска (по согласованию)

Кашанский А.В.

 - директор Зеленогорского филиала Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования (по согласованию)

Левченко А.А.

 - директор КГБУ "Центр занятости населения ЗАТО г. Зеленогорска" (по согласованию)

Представители

 - страховых организаций (по согласованию); кредитных организаций (по согласованию); консалтинговых организаций (по согласованию);


(Постановление Администрации ЗАТО г. Зеленогорска № 174-п О создании Центра содействия малому и среднему предпринимательству г. Зеленогорска (ред. от 29.10.2010г. № 454-п))

Похожие работы на - Правовые методы государственного регулирования экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!