Развитие скоростно-силовых качеств на уроках волейбола у учащихся 6 классов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    87,55 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие скоростно-силовых качеств на уроках волейбола у учащихся 6 классов

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теоретических основ физического воспитания







Курсовая работа

Тема: Развитие скоростно-силовых качеств на уроках волейбола у учащихся 6 классов










Чита, 2013г.

ВВЕДЕНИЕ

Волейбол - одна из самых популярных спортивных игр в России.

Как средство физического воспитания - он очень эффективен и по праву занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания населения нашей страны. При правильной организации занятий, волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, быстроты, проявления смелости и сообразительности.

Наряду с решением задач укрепления здоровья разносторонней физической подготовки, совершенствования жизненно важных двигательных умений, хорошо поставленное обучение волейболу выявлению волейбольных талантов в школьном возрасте и создает предпосылку для приобщения людей разного возраста к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Волейбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приемов, эмоциональностью, воздушностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является, по мнению многих специалистов, эффективным средством для всестороннего физического развития. Популярность волейбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются, прежде всего, экономической доступностью игры, простотой правил игры, простого инвентаря, оборудования, доступностью игры для любой возрастной категории, занимающихся высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом игрового состязания, возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, и в тоже время возможностью его использования, как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодежи.

Овладение волейболистами техникой игры в совершенстве имеет решающее значение в достижении высокого спортивного мастерства. С точки зрения эффективности действий в игре на первый план выступает задача обеспечения высокой надежности технических приемов как в обычных игровых, так и в более трудных условиях соревнований, что напрямую зависит от физической подготовки волейболистов. Целостный и сложный характер игры требует оптимального сочетания названных факторов. Результативность игроков, прежде всего, определяется разнообразием арсенала технико-тактических действий и высоким уровнем развития физических качеств.

Современный спортивный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовки. Физическая подготовка тесно связана со всеми другими сторонами подготовки волейболистов. Высокий уровень развития физических качеств - быстроты, силы, выносливости, ловкости- главное условие владения техникой и тактикой волейбола. Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку. Секционные занятия по волейболу имеют, прежде всего, спортивную направленность. Здесь предъявляется больше требований к функциональной и двигательной подготовке, чем на школьных уроках и учебных занятиях. Сейчас секции волейбола оснащены самым необходимым и новым оборудованием: площадки, сетки, снаряды, специальные тренажёры - всё сделано по последнему слову техники и с учётом многих пожеланий людей, которые не первый год посещают спортивные секции по волейболу. Цель проведения секционных занятий по волейболу - привлечение учащихся к массовым занятиям, формирование у них целостного представления о спортивной игре «Волейбол».

Актуальность. Средний школьный возраст считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организме ребенка.

В этом возрасте более интенсивно развиваются физические качества. Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростно-силовые, высокий уровень развития которых имеет большое значение как при овладении рядом сложных профессий, так и при достижении высоких результатов в волейболе. Данные научно-методической литературы и спортивная практика показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы - сложный и малоэффективный процесс, тогда как средний школьный возраст создаёт для этого благоприятные предпосылки. Известно, что возраст 11-12 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие беговых координаций и вместе с тем на развитие физических качеств, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах прыжка, метания, бега на скорость

В этой связи становится понятной актуальность исследования, которая состоит в том, чтобы разработать тренировочную программу, рассчитанную на интенсивное развитие скоростно-силовых качеств, проявляемых в беговых и прыжковых движениях, в том числе и в волейболе, используя которую можно было бы обеспечить быстрый прирост развития этих качеств.

Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс, направленный на воспитание скоростно-силовых качеств детей 11-12 лет, занимающихся волейболом.

Предмет исследования. Методика развития скоростно-силовых качеств у учащихся 6 классов на уроках волейбола.

Цель исследования. Разработать методику развития скоростно-силовых качеств с использованием интервального метода у учащихся 6 классов, занимающихся волейболом.

Рабочая гипотеза исследования. Предполагается, что внедрение в учебно-воспитательный процесс разработанной методики позволит повысить показатели скоростно-силовых качеств у детей 11-12 лет, занимающихся волейболом.

Структура и содержание курсовой работы. Работа состоит из введения, трёх глав, в которые входят девять параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЕ

.1 Характеристика двигательной деятельности учащихся, занимающихся волейболом

Волейбол - одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, передачи, нападающий удар, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма волейбол является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью.

Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды, подчинения своих действий общей задаче.

Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Игра протекает при взаимодействии всех игроков своей команды и сопротивления игроков противника, прилагающих все усилия и умения, чтобы нейтрализовать атакующие действия и контратаку. В связи с эти на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях.

Для того чтобы приземлить мяч на половину противника, необходимо преодолеть его сопротивление, а это возможно лишь, в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость.

Деятельность волейболиста в игре - не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды - основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и, опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.

Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищаться. Чтобы перехватить инициативу соперника и дать ему возможности произвести результативную атаку, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партеров и местонахождения мяча. Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состояния здоровья и интеллекта игроков.

За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении остроты атак, в стремлении интенсивно бороться у сетки или в глубине площадки. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требуется огромных затрат сил.

Н.И. Алиханов утверждает, что соревнование должно доставлять спортсмену чувство радости. Это требование справедливо для каждого соревнования, независимо от того, носит ли оно вспомогательный характер или является кульминационным. Тренеры, инструкторы и руководители команд должны заботиться о тщательной подготовке каждого спортсмена к соревнованию и необходимо иметь в виду, прежде всего следующее:

спортсмену должно быть известно, какое личное и общественное значение имеет данное соревнование и каких целей в нем следует добиться. Спортсмен должен понимать то, что каждое соревнование представляет собой испытание, требующее полной активной отдачи, а также частного игрового поведения по отношению к противнику. В коллективе нужно развивать радостное боевое оптимистическое настроение.

Установлено, что энергетическое обеспечение игровой деятельности носит смешанный характер. Во время игры волейболист использует 80-90% максимального энергетического потенциала.

Важный показатель функционального состояния организма - сердечнососудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС) является кардиологическим критерием, отражающим степень физиологической нагрузки. Установлено, что ЧСС волейболистов во время игры достигает 180-210 уд/мин.

Величина тренировочной нагрузки отражает степень воздействия тех или иных упражнений, выполняемых игроком, на его организм. Каждому тренеру важно знать тренирующее воздействие упражнений и их систематизацию по характеру изменений в организме. Исследования показали, что специальные упражнения волейболистов существенно различаются по ответной реакции организма. Например, при выполнении подач ЧСС составляет в среднем 90-110 уд/мин, уровень потребления кислорода - 30 % от максимальной величины; при выполнении специальных упражнений в защите ЧСС находится в пределах 120-140 уд/мин, уровень употребления кислорода в пределах 50% от МПК; при выполнении игровых упражнений ЧСС достигает 170-190 уд/мин, величина кислородного долга5-7 л/мин. За игру спортсмен теряет в весе 2-3 кг. Энерготраты у спортсменов разного пола и квалификации различны.

Сущность игры будет раскрыта неполно, если не учесть большого напряжения нервной системы игроков и необходимости морально - волевых усилий для достижения победы. Знание всех сторон, характеризующих деятельности-волейболиста, помогает планировать учебно-тренировочный и соревновательный процесс, создавать нормативные основы или модельные характеристики, на достижение которых должен быть направлен учебно-тренировочный процесс.

1.2 Характеристика проявления скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности волейболиста

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечением оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств, употребляются термины «развитие» и «выносливость». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

В современной литературе используют термины « физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественные. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относятся силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что когда говориться о развитии силы или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.

У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физических задатков.

анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов - сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);

физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем - максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);

биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);

телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);

хромосомные (генные).

На развитие двигательных способностей влияет также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и потому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.

Педагог по физической культуре и спорту должен знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способности организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.

Получит точную информацию об уровне развития двигательных способностей (высокий, средний, низкий) можно с помощью соответствующих тестов (контрольных упражнений).

Сила

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют:1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5)биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная активность.

К собственно мышечным факторам относятся: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себе мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.

Различают собственно силовые и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).

Собственно силовые способности проявляются:

) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с около предельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса);

) при мышечных напряжениях изометрического (статистического) типа (без изменения длины мышц).

В соответствии с этим различают медленную и статистическую силу.

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статистическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.

Статическая сила характеризуется двумя особенностями проявления:

при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статистическая сила)

при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека, насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статистическая сила).

Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.);

общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг).

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движения (например, отталкивание в прыжках в длину и высоту. С места и разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п. При этом, чем значительнее внешнее отягощение, переодеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь),

тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят:

) быструю силу;

) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявлением в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.). Для оценки уровня развития взрывной силы, пользуются скоростно-силовым индексом /в движениях, где развиваемые усилия близки к максимуму:

= Fmax\tmax

где Fmax- уровень максимальной силы, проявляемый в конкретном упражнении;- максимальное время к моменту достижения Fmax.

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила- это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.

Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.

Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц, выделяют статистическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета, проявляется статистическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость.

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить, как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуации и смешанных режимов работы мышц».

В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила - это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно - она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия.

Результаты исследования позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые способности в равной мере зависят как от наследственных, так и от средовых факторов. Статическая силовая выносливость определяется в большей мере генетическими условиями, а динамическая выносливость зависит от взаимных (примерно равных) влияний генотипа и среды.

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек - 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела ( к 10-11 годам она составляет примерно 23%, к 14-15 годам - 33%, а к 17-18 годам - 45%). Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям.

При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.

Выполнение большинства технических приемов в волейболе требует проявления специальной силы в различных её видах. Это, прежде всего, максимальная и взрывная сила. Поэтому совершенствование специальной силы направлено на повышение скоростно-силовых способностей.

При совершенствовании максимальной силы в основном выполняется работа преодолевающего и уступающего характера в динамическом режиме. На работу в преодолевающем режиме рекомендуется затрачивать в 2 раза меньше времени, чем на работу в уступающем режиме. Эффективны также упражнения, выполняемые в изокинетическом режиме, в объеме 20-30% от общего. Полезны и упражнения, выполняемые в статистическом режиме, но они не должны превышать 10% общего объема работы, направленной на совершенствование специальной силы.

При совершенствовании взрывной силы следует обращать внимание на суммарное напряжение всех участвующих в движение мышц. Основным режимом работы мышц при этом является динамический характер работы - преодолевающий. Упражнения выполняются в придельном или около придельном темпе, продолжительность выполнения отдельных упражнений - до снижения работоспособности и темпа. Длительность интервалов отдыха должна обеспечить полное восстановление работоспособности волейболиста, продолжительность пауз 1-3 минуты в зависимости от тренированности и квалификации спортсмена. Количество повторений занятий зависит от характера упражнений, их объема.

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций является начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3с.

Сложные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборство, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватной данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временный интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота или темп движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 сек.).

В различных видах двигательной активности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость, способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижение на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человек, так как она обусловлен не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др. Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость, определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6с. Способность как можно дольше удержать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

Проведение эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце.

Возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения, быстрота сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движения зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреативного и гликолитического механизмов (анаэробно - без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствует, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-80%поределяется наследственностью. Средне сильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных фактах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).

Большинство технических приемов в волейболе требуют проявления специальной быстроты, которая выражается быстрой реакцией, придельной быстротой отдельных движений, быстротой передвижений. Эти формы быстроты наблюдаются в различных сочетаниях и в совокупности с другими двигательными качествами и техническими приемами обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов. Необходимо помнить, что элементарные формы быстроты плохо поддаются совершенствованию, а при комплексном её проявлении возможен значительный прогресс в результате специальной тренировки.

Быстрота реакции реализуется в способности волейболиста понять намерения и действия партнеров и соперников при изменении определенной игровой ситуации, в определении направления полета мяча, что позволяет максимально быстро оценить создавшуюся обстановку и принять наиболее рациональное решение, опередив соперника.

Придельная быстрота отдельных движений проявляется, например, при различных стартовых ускорениях игроков. Быстрота передвижений характеризуется способностью волейболиста максимально быстро преодолеть отрезки в 3-6-9 метрах в различных направлениях.

Следует отметить, что совершенствование специальной быстроты можно проводить по двум направлениям. Первое направление - это дифференцированное совершенствование отдельных составляющих специальной быстроты. Второе направление - интегральная подготовка, объединяющая локальные способности в целостные двигательные акты. Волейболу присуще комплексное проявление быстроты при непрерывно изменяющих игровых ситуациях, требующих проявления реакции с выбором и реакции на движущийся мяч, неоднократных стартовых ускорений при выполнении блокирования или нападающих ударов, выполнение технических приемов и тактических взаимодействий в максимально быстром темпе.

При совершенствовании специальной быстроты следует учитывать некоторые особенности:

упражнения нужно выполнять после хорошей разминки и максимальной готовности организма к двигательной деятельности;

длительность одной серии упражнений должна быть такой, при которой не снижается придельная скорость;

число повторений упражнений в серии 4-5 раз;

интервал отдыха между повторениями должен быть таким, чтобы следующее повторение начиналось без снижения скорости;

упражнения нужно выполнять в первой половине учебно-тренировочного занятия.

Для совершенствования специальной быстроты рекомендуется использовать повторный, интервальный и соревновательный методы.

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятности и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.

Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеет высокое развитие мышечного чувства и так называемая пластичность нервных корковых процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене, толчке, развиваются усилия максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражение является так называемая «взрывная» сила, т.е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время-прыжок.

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т.е. сочетание разбега и прыжка.

Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, которое определяется скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета.

Скорость и сила - основа прыжка.

Для выполнения прыжка необходимо обладать высокоразвитой ловкости, которая особенно необходима в полетной фазе прыжка.

Также, для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину, необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх (волейбол, баскетбол, гандбол и др.)

Особенно, когда от человека требуется проявления наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (напряжение, вес и инерцию собственного тела и пр.). В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческого организма. Если повышается уровень максимальной силы, то в зоне больших и внешних сопротивлений, это приводит и к росту скорости движений. Если же внешнее отягощение невелико, то рост силы практически не сказывается на росте скорости. Наоборот, повышение уровня максимальной скорости приведет к возрастанию скоростных и силовых возможностей лишь в зоне малых внешних сопротивлений и практически не сказывается на росте скорости движений, если внешнее сопротивление достаточно велико. И только при одновременном повышении максимальных показателей скорости и силы увеличивается скорость во всем диапазоне внешних сопротивлений.

Добиться существенного повышения уровня максимальной скорости чрезвычайно тяжело: но задача повышения силовых возможностей разрешима. Потому, для повышения уровня скорости необходимо использовать силовые упражнения.

Их эффективность здесь тем значительнее, чем большее сопротивление приходиться преодолевать во время движения. Например, показатели прыжка в высоту с места, непосредственно зависят от относительной силы ног (а именно этот показатель является одним из основных при наборе-отборе детей в группу начальной подготовки, также как и тест, прыжок в длину с места в секцию волейбола).

Как уже было сказано, показатель прыгучести очень важен для игры в волейбол. Чем выше этот показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды. Более трети всех игровых действий волейболистов, связанных с блокированием, нападающими ударами, вторыми передачами, выполняются в высоком прыжке, поэтому умение правильно и высоко прыгать является для них необходимым. Например, выполнение нападающего удара. Если игрок обладает высокой прыгучестью и умеет грамотно расположиться с мячом во время атаки, то можно сказать с уверенность, что он успешно завершит усилия всей команды. Специфика выполнения прыжковых движений заключается в том, что волейболист действует в условиях жесткого лимита времени, когда необходимо осмыслить игровую ситуацию и принять решение. Поэтому, реализация двигательной программы при отталкивании основана на сложно координированном действии в сочетании с точностью реагирования на движущийся объект. Сигналом для начала движения при отталкивании служит совокупность признаков, определяющих его начало. При этом волейболист должен так организовать движения отдельных частей тела, чтобы покинуть опору в нужный момент. Такое регулирование времени отталкивания специфично для прыжков при выполнении нападающих ударов, блокирования и вторых передач.

Игроку нападения необходимо уметь сочетать все параметры прыжка с действиями связующего, с характером его передачи. Подобные задачи приходиться решать и блокирующим игрокам, определяя момент отталкивания и выноса рук над сеткой. В процессе отталкивания волейболист должен уметь подчинить высоту прыжка соответствующей тактической ситуации.

Большинство прыжков в игре проходит на фоне усталости. Порой волейболисту приходиться делать подряд несколько прыжков. Все это предъявляет большие требования к прыгучести игроков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что скоростно-силовые качества, т.е. прыгучесть - это важное качество для игры волейболиста.

1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств

В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того, установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только подвергаются качественным изменениям (развитию) в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются «сенситивными» периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название «критических». По мнению ученых, эффективное управление процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза. Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:

Возрастные особенности воспитания двигательных способностей.

Еще в начале XX столетия ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствительность к воздействиям внешней среды. Считают, что существует естественная периодизация, состоящая из взаимосвязанных, но отличающихся друг от друга этапов.

Этапы, на которых происходят значительные изменения, называют критическими периодами. Критическими потому, что они играют большую роль в развитии организма. Например, недостаток в питании детей 8-9 и 12-13 лет приводит к значительному отставанию их физического развития, поскольку задерживается рост тканей трубчатых костей. З.И. Кузнецова указывает на то, что наиболее тяжело сказывается недостаточное питание в период полового созревания.

Известный советский педагог Л.Выгодский обращал внимание на необходимость изучения чувствительных периодов с тем, чтобы установить оптимальное сроки обучения. Он говорил, что педагогическое воздействие может дать нужный эффект лишь на определенном этапе, а в другие периоды быть нейтральными или даже отрицательными.

Все мы хорошо знаем, что ребенка нужно научить ходить в раннем дошкольном возрасте. Если этого не произойдет, то в последующие годы становление вертикального положения тела идет очень медленно. Дети, выросшие до 11-13 лет вне человеческого общества, ходят очень плохо и быстрее передвигаются на четвереньках.

Известно также, что научит детей кататься на коньках и велосипеде легче всего в возрасте 6-8 лет (вероятно, потому, что в эти годы активно развиваются органы равновесия), при этом навык сохраняется на долгие годы. А вот быстрее всего научить детей плавать можно лишь в возрасте 9-11 лет, а не дошкольном, как часто говорят и пишут.

Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8-12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой скоростной силы. Например, прыжкам, порой трудно научить не потому, что детям не доступна координация движений в полете, а потому, что они еще не могут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточной силой.

Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит активное развитие двигательных качеств. По данным З.И. Кузнецовой, проведено много исследований по изучению возрастных особенностей развития силы, быстроты, выносливости и других двигательных возможностей детей. В лаборатории физического воспитания НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР накоплены многочисленные данные, специальный анализ которых показа, что:

Развитие различных двигательных качеств происходит разновременно (гетерохронно);

Величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек, а также отличаются относительными величинами, если сравнить прирост разных двигательных способностей;

У большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели разных двигательных качеств различны по своему уровню, даже если рассматривать отдельные показатели быстроты и силы (например, если мальчик быстро пробегает короткую дистанцию, то это еще не значит, что он сможет быстро реагировать на внезапный сигнал в игровой обстановке, уровень силовой выносливости у одного и того же ребенка в большинстве случаев не совпадает с уровнем статистической и динамической выносливости и т.д.).

Специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузки, разрешающей сопоставить данные детей разного возраста, пола и физического развития, дает различный педагогический эффект и более высокий в период взлета того или иного двигательного качества.

Несомненно, что эффект от занятий в спортивных секциях и самостоятельных занятиях учащихся по заданиям учителя или тренера, если педагоги будут знать, какие же возрастные периоды являются критическими в развитии двигательных способностей. Более полное представление об этом вопросе дадут таблицы, на которых обозначены возрастные этапы для мальчиков и девочек, когда происходит прирост различных двигательных способностей.

В течение первого года пребывания детей в школе, не является сколько-нибудь заметных изменений в развитии их двигательных возможностей . Увеличение объема двигательной деятельности в режиме дня первоклассников дает прирост лишь 10-20%.

По данным З.И. Кузнецовой, наблюдаются следующие возрастно-половые особенности развития двигательных способностей.

С 8-9 лет происходит бурное развитие движений в беге и плавании, причем скорость передвижения в плавании имеет второй этап интенсивного прироста с 14 до 16 лет. Максимальные величины темпа бега и частоты вращения педалей на вело станке достигает мальчиками к 10, а девочками к 11 годам и в дальнейшем почти не изменяются.

Сила мышц у девочек 9-10 лет при тренировке на скорость плавания возросла за 1 год так, что приблизилась к показателям 12-14 летних девочек; увеличение числа прыжковых упражнений на уроках физической культуры в младших классах на протяжении четырех месяцев дало прирост в прыгучести, равный годовому или превышающего его.

Сила мышц и скоростно-силовые качества наиболее интенсивно нарастают в результате на начальных этапах пубертатного периода. Сила мышц спины и ног девочек интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти прекращается после наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода прироста силы мышц: с 9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук заканчивается к 15 годам.

Статистическая выносливость мышц рук у мальчиков и девочек имеет один критический период - с 8 до 10 лет. Статистическая выносливость мышц спины у девочек активно увеличивается в 11-12 и 13-14 лет с задержкой в первый год менструального цикла; у мальчиков - только в предпубертатный период, с 8 до 11 лет.

Прыжковая выносливость у девочек резко возрастает с 9 до 10 лет, у мальчиков с 8 до 11 лет (на 200% при расчете на 1 кг веса тела). В дальнейшем эти периоды с возрастом изменяются незначительно.

Силовая выносливость основных групп мышц к 11 годам у девочек достигает величин, свойственных девочкам 15-16 лет, а выносливость к мышечным нагрузкам умеренной интенсивности практически уже не отличается от девочек 14-15 лет (в основном за счет интенсивного прироста с 9 до 1 лет).

Выносливость мальчиков к работе умеренной интенсивности увеличивается с 8 лет на 100-105%, 9 лет - 54-62%, 10 лет - на 40-50% в течение одного учебного года при занятиях только на уроках физической культуры.

З.И. Кузнецова подчеркивает, что в период полового созревания, выносливость к физическим нагрузкам, как правило, увеличивается. И если даже удается повысить по средствам тренировки, то достигнутый эффект держится недолго. Более четко это выявляется, если сгруппировать данные не по «паспортному», а по биологическому возрасту, а также учесть пропорциональность основных антропометрических параметров (длина и вес тела, окружность грудной клетки); выносливость стабилизуется к моменту появления половых признаков и далее снижается до тех пор, пока не установиться «гормональное равновесие».

В целом, можно считать, что самые существенные изменения в двигательных способностях происходят в младшем школьном возрасте, а у девочек - преимущественно в период с 8 до 11 лет.

Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании, не потому, что им мешает плохая техника движения, а главным образом, ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Все вышеприведенные данные позволяют дать научное обоснование дифференцированному подбору средств и методов для развития двигательных способностей детей, уточнить содержание программ для уроков физической культуры и занятий разными видами спорта, более точно определить дозировку физической нагрузки.

Направленность работы в области развития двигательных качеств у детей школьного возраста определена государственной программой. А.А. Гужаловский отмечал, что очень важно при проведении этой работы не упускать из поля зрения возрастные периоды, особенно благоприятные для развития тех или иных двигательных качеств. Так именно в эти периоды работа, направленная на развитие того или иного двигательного качества, даёт наиболее видимый эффект.

Знание закономерности развития, становления и целенаправленного совершенствования различных сторон двигательных фикций детей и подростков позволяет учителю или тренеру на практике более эффективно планировать материал для развития двигательных способностей, успешнее организовывать и методически правильно осуществлять процесс их развития на уроке.

Программа по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы уделяет большое внимание развитию двигательных способностей. В каждом её разделе, посвященном формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, предусмотрен материал для развития двигательных способностей. В среднем в старшем школьном возрасте программа предлагает ежегодно уделять внимание развитию не менее 12-14 качеств двигательной деятельности. Так, например, с IV по X классы включительно, при прохождении раздела гимнастика, необходимо содействовать развитию силы, силовой и статической выносливости, подвижности в суставах и тренировке органов равновесия; при прохождении раздела легкой атлетики - развитию скоростно-силовых качеств, скоростной и силовой выносливости; при изучении материала лыжной и кроссовой подготовки, коньков и плавания - развитию скоростной выносливости, выносливости в ходьбе и беге, умеренной интенсивности и к длительной циклической работе. Освоение материала программы из разделов: ручной мяч и баскетбол, и волейбол следует осуществлять совместно с направленным развитием таких двигательных качеств, как выносливость, быстрота и точность движения, быстрота и выносливость в игровых действиях, скоростно-силовые качества.

Эффективность работы, направленной на развитие того или иного двигательного качества, будет зависеть не только от методики и организации педагогического процесса, но и от индивидуальных темпов развития этого качества. Если направленное развитие двигательного качества осуществляется в период ускоренного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период замедленного роста.

Поэтому целесообразно осуществлять направленное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост.

Особенности развития двигательных качеств необходимо учитывать в процессе работы по физическому воспитанию. Это позволяет более точно выделить периоды, которые требуют повышенного внимания с точки зрения развития двигательных качеств.

1.4 Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня развития скоростно-силовых качеств

Какими бы природными задатками не обладал волейболист, высокого уровня развития прыгучести он может достичь лишь при тщательно продуманной и систематической тренировке. Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировочного процесса разносторонне строго-специализированной подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).

Прыгучесть зависит от силы мышц ног и быстроты сокращения мышц. В зависимости от характера работы опорно-двигательного аппарата основной наиболее типичной формой силовых проявлений для волейболистов является взрывная сила.

Взрывная сила характеризует способность мышц к проявлению значительных напряжений в минимальное время, отчего, в частности, зависит прыгучесть.

Решая задачу совершенствования специальной прыгучести, волейболисты применяют отягощения меньшей массой. В этом случае работа мышц, например, при выпрыгивании со штангой весом 60кг, характерно большим динамическим максимумом силы. Поэтому полагают, что упражнения с большим отягощением увеличивают силовой потенциал мышц, а с небольшим - совершенствуют способность к быстрому выполнению движения. Однако применение этих средств полностью не решает проблемы развития взрывной силы.

Многолетние поиски в этом направлении привели к разработки так называемого ударного метода развития взрывной силы и реактивной способности мышц, смысл которого заключен в том, чтобы стимулировать мышцы ударным растягиванием, предшествующим активному усилию. Для этого следует использовать не отягощение, а кинетическую энергию тела, накопленную им при свободном падении с определенной высоты. Для лучшего использования мышечной энергии целесообразно: 1) волокна мышцы значительно растянуть; 2) при этом передать им больше кинетической энергии; 3) в обратном движении активно сократить мышцу.

Накопленный значительный потенциал напряжения мышц в фазе амортизации и отсутствии дополнительного отягощения тела обеспечивают более мощную работу мышц в фазе отталкивания и большую скорость их сокращения, о чем можно судить по большой высоте взлета тела после отталкивания.

В связи с вышеизложенным, для совершенствования специальной прыгучести рекомендуется использовать прыжки в глубину. Для прыжковых упражнений продолжительность одного повторения 10-15 прыжков, интенсивность - максимальная, интервал отдыха между повторениями 1-2 минуты, количество повторений 4-6 раз. Оптимальная высота спрыгивания при прыжках в глубину определяется подготовленностью волейболиста. Ориентировочно она должна быть равна 90% от максимальной высоты прыжка спортсмена. Приземляться следует на переднюю часть стопы. Исходная поза в момент касания опоры должна соответствовать положению, при котором начинается отталкивание при прыжках в волейболе.

При составлении нашей программы для развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов было просмотрено и изучено несколько программ различных авторов. В каждой из этих программ можно было увидеть положительные и отрицательные моменты. Например, такие авторы, как: С.И. Алиханов, А.В. Беляев, Ю.Д. Железняк в большей степени на тренировочных занятиях предлагают использовать упражнения с отягощениями. В их программе присутствуют такие упражнения как приседание со штангой на плечах и другие подобные. В этом есть отрицательный компонент этой программы. У детей в возрасте 12-13 лет еще полностью не сформировалась костная система, то есть в таких упражнениях большая нагрузка идет на позвоночник, следовательно, это травмоопасно. Упражнения такого характера можно использовать в практике с волейболистами в возрасте 16-17 лет.

Просмотрев многие методики различных авторов по развитию прыгучести у волейболистов 13-14 лет, мы отобрали из всех предлагаемых упражнений, наиболее на наш взгляд, эффективные.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Задачи исследования

волейбол скоростной силовой качество

Выявить уровень развития скоростно-силовых качеств у волейболистов в возрасте 11-12 лет;

Разработать программу по внедрению предложенной методики, направленной на развитие скоростно-силовых качеств;

Определить наиболее эффективные методы и средства воспитания скоростно-силовых качеств у волейболистов 11-12 лет.

.2 Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Анализ научно-методической литературы.

Педагогический эксперимент.

Педагогическое тестирование.

Медико-биологические исследования

Математическая статистика.

.2.1 Анализ литературных источников по исследуемой проблеме

Анализ литературы позволил определить направление работы, сформулировать задачи настоящего исследования и выбрать пути их решения. Анализ литературных источников позволил также определить состояние изучаемой проблемы в настоящее время, уровень её актуальности и разработанности в науке и практике работы современных образовательных заведений. В процессе работы над выбранной проблемой анализировались источники, освещающие важнейшие проблемы, связанные с оздоровлением подрастающего поколения, внедрение в современную систему образования достижений передовой практики в области физического воспитания и спортивной тренировки детей школьного возраста.

В результате анализа литературных источников было установлено, что высокий уровень развития скоростно-силовых способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных и т.д.) идет значительнее успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей - важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня, видно, насколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.

Анализ литературных источников позволил составить представление о состоянии исследуемых вопросов, обобщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов, касающихся вопроса скоростно-силовой подготовки волейболистов.

.2.2 Педагогические наблюдения

В ходе проводимого эксперимента данный метод применялся с целью определения физического и психологического состояния испытуемых, объема и интенсивности нагрузки. Учитывались субъективные ощущения занимающихся, что помогало корректировать содержание занятий в зависимости от состояния испытуемых. Педагогическое наблюдение позволило осуществлять контроль за эффективностью, применяемой методики, направленной на воспитание скоростно-силовых качеств у детей в возрасте 11-12 лет в процессе учебно-тренировочных занятий.

2.2.3 Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент проводился в общеобразовательной школе п.г.т. Карымское. Под наблюдением находилось 30 учащихся 6 класса. Данный метод в проводимом исследовании был основным и характеризовался как многоэтапный эксперимент. Целью его являлось обоснование содержания и методики проведения учебно-тренировочных занятий для школьников, занимающихся волейболом, а также проверка научной гипотезы. Предполагалось, что использование разработанной нами методики, положительно скажется на показателях, характеризующих уровень развития скоростно-силовых качеств, школьников 11-12 лет, занимающихся волейболом.

В процессе проведения педагогического эксперимента сравнивались показатели контрольной и экспериментальной групп (характеристика и показатели контрольной и экспериментальной групп описаны в 4 главе).

В ходе педагогического эксперимента определяли характер и динамику роста показателей скоростно-силовых качеств учащихся контрольной и экспериментальной групп, занимающихся по разработанной нами методике.

2.2.4 Педагогическое тестирование

Выбор тестов был обусловлен необходимостью наиболее полно охарактеризовать уровень развития скоростно-силовых качеств испытуемых, и включал следующие виды упражнений:

Прыжок в длину с места - предназначен для определения «взрывной силы». Тест выполняется из положения стоя, выпрыгиванием двумя ногами одновременно с приземлением на две ноги. Результат определяется от линии старта до точки касания пяток испытуемого.

Бег 30 метров с высокого старта - определяет скорость преодоления дистанции. Испытуемый встаёт к линии в положении высокого старта. По команде «Марш!», он начинает бег с максимально возможной скоростью. Результат оценивается по времени пробегания отрезка.

Бросок набивного мяча (1кг) из положения сед, ноги врозь - используется для оценки скоростно-силовых способностей. Из положения сед, ноги врозь, мяч удерживается над головой двумя руками, испытуемый слегка наклоняется назад и бросает мяч вперед как можно дальше. Из трёх попыток засчитывается лучший результат. Длина броска измеряется от точки пересечения таза и туловища до ближайшей точки касания мячом.

Выпрыгивание вверх - используется для измерения скоростно-силовых способностей. Испытуемый встает лицом к стене с мелом в руке и делает отметку на расстоянии вытянутой вверх руки. Затем он выполняет прыжок вверх и делает ещё одну отметку в наивысшей точке прыжка. Высота выпрыгивания определяется расстоянием между двумя отметками.

2.2.5 Методы математической статистики

Математико-статистическая обработка данных - проводилась с помощью статистических формул.

В статистической обработке определялись следующие показатели:

. Вычислялась средняя арифметическая величина по формуле:

; где - ; где - знак суммирования;

- число вариант;

х - полученные в исследованиях значения (варианты).

Средняя арифметическая величина позволяет сравнивать и оценивать группы изучаемых явлений в целом.

. Вычислялось среднее квадратичное отклонение по размаху (Н.А.Толоконцев,1961; и др.) по формуле:

 ;

где  - наибольшее число вариантов;

 - наименьшее число;

К - табличный коэффициент, соответствующий определенной величине размаха (Б.А. Ашмарин, 1978).

. Вычислялась средняя ошибка среднего арифметического значения по формуле:


Ошибка дает представление о том, насколько средняя арифметическая величина, полученная на выборочной совокупности (n) отличается от истинной средней арифметической величины (М), которая была бы получена на генеральной совокупности.

. Вычислялась средняя ошибка разности по формуле:

 ;

где и  - средние арифметические величины первого и второго измерения;

 и  - ошибки средних арифметических первой и второй группы.

Средняя ошибка разности дает представление о том, насколько характеристики достоверно различны, т.е. установить статистически реальную значимость между ними.

. Определялась достоверность различия показателей по таблице вероятностей  по распределению Стьюдента (критерий Стьюдента).

По вычисленным показателям  и  при (= 6) в таблице определяется число  (уровень достоверности), которое показывает вероятность разницы между и . Чем больше , тем менее существенна разница, тем меньше достоверность различий.

) = 0,0 - 1,9; - достоверных различий нет, т.к. Р>0,05.

) = 2,0 - 2,5; - есть достоверные различия в малой степени, т.к. Р<0,05.

) = 2,6 - 3,3; - есть достоверные различия в средней степени, т.к. Р<0,01.

) = 3,4 - ; - есть достоверные различия в высокой степени, т.к. Р<0,001.

. Находилось процентное соотношение относительного сдвига результатов внутри групп по формуле:

Х от =Абсолютный сдвиг/М до эксперимента *100%,

Где Абсолютный сдвиг = М1 - М2.

Статистическая достоверность различий определялась: между средними арифметическими величинами двух групп испытуемых в начале и в конце этапов исследования;

2.3 Организация исследования

Настоящее исследование проводилось в 3 этапа.

Первый этап (сентябрь-октябрь 2013г.).

На данном этапе проводилось теоретическое изучение проблемы воспитания скоростно-силовых качеств школьников 11-12 лет по данным научно-методической литературы, выбор направления работы, определение гипотезы, цели, уточнение задач работы, конкретизация методов исследования, изучения практического опыта. На этом этапе нами осуществлялся также предварительный педагогический эксперимент.

Второй этап - (сентябрь 2013г. - октябрь 2013г.).

На данном этапе нами проводился сбор основных данных педагогического исследования, который осуществлялся в два этапа:

а) период предварительного эксперимента.

Проводился в общеобразовательной школе п.г.т Карымское и был направлен на решение следующих задач: корректировка и уточнение методики проведения учебно-тренировочных занятий, направленных на воспитание скоростно-силовых качеств; систематизация программного материала разрабатываемой методики.

б) период основного педагогического эксперимента.

Проводился общеобразовательной школе п.г.т Карымское. В проведении педагогического эксперимента участвовало 30 школьников. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Контрольная группа включала 15 школьников. Экспериментальная группа была составлена также из 15 школьников. В конце эксперимента состав этих групп не изменился.

Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике. Контрольная группа занималась по общепринятой программе. На данном этапе проводился сбор экспериментальных данных об эффективности проводимого исследования.

Третий этап (сентябрь-октябрь 2013г.).

На этом этапе проводился анализ полученных в результате проведения экспериментальных данных, научно-литературное оформление дипломной работы, составление методических рекомендаций для учителей-практиков и тренеров ДЮСШ, внедрение результатов проделанной работы в практику.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ

Для проведения исследования использовался принцип постепенности увеличения нагрузок при планировании и реализации разработанной нами экспериментальной программы подготовки волейболистов, учащихся шестых классов. Суть педагогического эксперимента заключается в приоритетности развития у юных волейболистов скоростно-силовых способностей (80%), за счет распределения общего тренировочного времени на физическую подготовку (20%), по сравнению с традиционно принятой общей теорией и методикой физического воспитания (50 х 50%.).

Дозировка нагрузки, объем, скорость выполнения, количество повторений и пауз на восстановление, разработанные нами, базировалась на основе общего положения энергообразования анаэробной производительности при мышечной работе алактатной направленности (максимальная мощность достигается на 2 - 3 секундах и поддерживает мышечную деятельность на высоком уровне 10 - 15 секунд) и гликолитического воздействия (максимальная интенсивность на 1 - 2 минутах), при пульсе 162 - 180 и восстановлении до 100 ударов в минуту.

Тестирование и контрольные испытания физической и технико-тактической подготовленности проводились в начале и конце учебного года (сентябрь - май) по общепринятой методике. Реализация запланированного педагогического эксперимента была организована и проведена в течение двух лет (2012 - 2013 г.) на спортивной базе школы №49 г.Читы. Состав группы - 16 человек.

В результате проведенных исследований выяснилось, что учащиеся показывают достаточно хорошие (Табл. 1) результаты в тестах, которые используются для оценки уровня развития физических качеств лиц различного возраста, занимающихся волейболом. Так, полученные усредненные данные скоростной выносливости в сочетании с ловкостью действий, проявленных на волейбольной площадке (Табл. 1, тесты 1 и 2), учащимися данной группы за первый год изменились в лучшую сторону. Так, скоростная выносливость при выполнении данных тестов возросла на 0,8 и 1,3с1-1 соответственно, что составили 6,8% для теста 1 и 9,8% для теста 2.

Контрольные изменения исходных показателей в данных тестах, по истечении учебного года, указывают, что в сентябре 2012 г. данные учащиеся показали практически идентичные результаты с тем же периодом 2013 г. (Табл. 1) 11.2с1-1 и 11.7с1-1 соответственно в тесте 6м х 5 раз. Небольшое улучшение времени 0,5с1-1 выполнение данного теста в сентябре 2012 г., по всей вероятности, обусловлено возрастными изменениями организма учащихся и явлениями остаточной тренированности. Отсутствие изменений времени выполнение теста 1 в конце 1 и 2 года подготовки (10.9с1-1) говорит о том, что юные учащиеся достигли максимальных, для данного возраста, результатов. Это связано с тем, что возрастной период 10 - 14 лет характеризуется ускоренными ростовыми изменениями тела спортсмена, который в свою очередь, накладывают отпечаток на действия учеников, связанные с таким качеством как ловкость.

В тесте 2 связанной с проявлением скоростной выносливости (Табл. 1) так же произошли определенные положительные изменения. Так, если среднее время пробегания теста 2 "Елочка" в начале исследования (сентябрь 2012 г.) составило 31.5с1-1 , то в конце первого года обучения оно улучшилось на 1,3с1-1 и составило 30.9с1-1 . В конце второго года подготовки (2013 г.) время пробегания данного теста так же улучшилось на 1.2с1-1 и составило 29.7с1-1 .

Полученные устойчивые изменения в тесте на скоростную выносливость говорят о возросшей тренированности юных спортсменов после двух лет целенаправленных занятий. Однако, по всей вероятности, изменения весоростовых показателей учащихся в сторону увеличения (феномен акселерации) не дает возможности дальнейшего улучшения в результатах по данным обоих тестов.

О том, что данный возрастной период характеризуется усиленным ростом и увеличением веса тела юных спортсменов свидетельствуют и результаты двух следующих тестов (№№ 3, 4 табл. 1). Полученные данные говорят о том, что метания набивного мяча, выполняемые из исходного положения сидя и стоя на полу и с места постоянно растут. За два года занятий юные волейболисты имели прирост в результат теста 3 на 1, 4м, а в тесте 4 - на 2,51м.

Особенно значительный сдвиг в результатах наблюдается после второго года подготовки. Сравнение показывает, после первого года обучения (Табл. 1) наблюдались положительные сдвиги в результатах метания мяча в обоих тестах №3 и №4 (соответственно 0,6м и 0,35м), но они оказались не значительными. На втором году обучения, наблюдается более значительный прирост результатов в метании набивного мяча. Так, в тесте №3 он составил 0,87м, а в тесте №4 - на 0,81м, что соответственно больше на 0,27м и 0,4м, по сравнению с первым годом обучения.

Таким образом, полученными результатами в тестах на метание набивного мяча подтверждается предположение о значительном влиянии повышения весоростовых изменений учащихся одного возраста на улучшение показателей.

В следующих двух тестах (№№5, 6), которые на наш взгляд наиболее точно отражают собственно скоростно-силовые способности юных волейболистов, учитывая то, что абсолютное большинство двигательных действий в этой игре спортсмены выполняют с помощью прыжков, так же получены значительные приросты показателей.

Так, за два года обучения (Табл. 1), результаты прыжка в длину с места (тест №5) выросли на 34 см. Однако, следует отметить и тот факт, что прирост данной результативности получен, в основном, за первый год занятий (прирост составил 17 см). За второй год обучения данный прирост выявился несколько меньшим и составил 13 см.

В тест №6 (прыжок вверх с места) результаты в первый год подготовки (Табл. 1) выросли на 4,8 см, а за второй - на 7,7 см. В целом, высота подъема общего центра тяжести (ОЦТ), за два года подготовки возросла до 44,9 см при средних исходных данных в 21,8 см и составила 23,1 см. Полученный прирост результативности в тесте №6 (прыжок вверх с мета) превысил исходный показатель на 105,0%, что явилось следствием целенаправленной работы по развитию скоростных и силовых качеств, а так же применением интенсивной технологии совершенствования скоростно-силовых способностей у юных волейболистов.

О необходимости и соблюдения выбора приоритетности и избирательности средств в развитии физических качеств у учащихся шестых классов говорят результаты теста №7 (измерение становой силы). За два года подготовки прирост становой силы составил 15,2 кг и практически был постепенным (6,2 кг 1-й год и 6,0 кг - 2-й год) и постоянным.

Из таблицы 2 видно, что результаты всех тестов выросли на достоверно значимые величины (р<0,05). Особенно это касается скоростно-силовых способностей, где прирост оказался наиболее значительным и находится в диапазоне 17,8-51,4%. Несколько худшие результаты учащиеся показывают в тестах №1 и №2 на ловкость и скоростную выносливость (7,3-6,1%), что говорит о наступившем возрастном барьере в развитии данных качеств. Особенно это видно (Табл. 2) на втором году обучения, где прирост показателей в данных тестах составил всего 2,7% и 3,9% соответственно, когда как на первом - полученные результаты увеличились на 6,8% и 9,8% каждое. Средний процентный прирост показателей всех тестов за первый год тренировок составил 11,2%, а за второй год, по отношению к первому - 9,4%. Падение прироста результативности произошли, прежде всего, за счет тестов №1, 2, 5, 7, что в одном случае (тесты 1,2) говорит о недостаточности внимания тренера к развитию ловкости и скоростной выносливости в возрасте 10 - 14 лет, а с другой - о влиянии возрастных изменений происходящих в организме занимающихся связанных с увеличением массы и длины тела (тесты 5, 7).

Однако, данные изменения, показанные в таблицах 1 и 2, показывают соотношение роста результатов выполнения тестов от начала до конца 2-х летнего эксперимента и ежегодную динамику изменений.

На рисунках 1 - 7 показанные сравнительные данные существующих нормативных требований программы школы и полученные результаты в ходе эксперимента. Из полученных результатов видно, что в начале исследований (сентябрь 2012 г) все показатели тестирования уступают модельным характеристикам нормативных требований программы. В конце исследования (2013 г) все модельные нормативы были юными волейболистами превзойдены, особенно в тестах на ловкость и скоростную выносливость.

Таблица 1 - Результаты контрольных испытаний по физической подготовке

Контрольные нормативы

2012

2013



сентябрь

май

сентябрь

май

1.

Тест 6м х 5(сек)

11,7

10,9

11,2

10,9

2.

Тест "Елочка" (сек)

31,5

30,2

30,9

29,7

3.

Метание н/мяча (1 кг) сидя(м)

4,1

4,7

4,63

5,5

4.

Метание н/мяча (1 кг) стоя(м)

7,2

7,55

8,9

9,71

5.

Прыжок в длину с места (см)

157

174

178

191

6.

Прыжок вверх (см)

21,8

26,6

36,2

44,9

7.

Становая сила (кг)

31,3

37,5

40,5

46,5


Таблица 2 - Динамика показателей физической подготовленности

Контрольные нормативы

2012

2013

Всего за период



изменение

%

изменение

%

изме нение

%

1.

Тест 6м х 5(сек)

- 0,8

6,8

- 0,3

2,7

-0,8

7,3

2.

Тест "Елочка" (сек)

- 1,3

9,8

-1,2

3,9

-1,8

6,1

3.

Метание н/мяча (1 кг) сидя(м)

+ 0,6

+0,87

15,8

+1,4

25,4

4.

Метание н/мяча (1 кг) стоя(м)

+ 0,35

4,6

+0,81

8,3

+2,51

25,8

5.

Прыжок в длину с места (см)

+ 17

9,8

+13

6,8

+34

17,8

6.

Прыжок в высоту (см)

+4,8

18

+8,7

19,4

+23,1

51,4

7.

Становая сила (кг)

+ 6,2

16,5

+4

8,6

+15,2

32,7

Примечание: все различия показателей достоверны при р<0,05

Рис. 1 - Результаты показателей физической подготовленности в графиках

Столбец 1 - модельный норматив для группы подготовки 2-го года обучения

Столбец 2 - результат на начало исследования (2012 г.)

Столбец 3 - результат на конец исследования (2013 г.)

Таким образом, результаты двухлетнего применения целенаправленной программы развития скоростно-силовых способностей дает возможность сделать некоторые выводы.

. Преимущества развития физических качеств путем применения упражнений скоростно-силовой направленности (80%) в общем объеме физической подготовленности принесли положительные результаты практически во всех аспектах физической подготовки. Скорость перемещений (тест 6м х 5м, "елочка") поддерживалась на высоком уровне, и улучшилась в среднем на 1,3 сек. или на 6,7%.

. Сила мышц верхнего плечевого пояса (метание н/мяча) также имеет положительную динамику: результат улучшился в среднем на 1,9 м или на 25,6 %. Сила мышц ног (прыжки вверх, в длину с места) также имеет положительную тенденцию: результат улучшился на 28,5 см или на 34,6%. Показатели становой силы улучшились на 1,52 кг или на 32,7% (таблица 1,2).

Таблица 3 - Результаты контрольных испытаний технико-тактической подготовленности

Контрольные нормативы

2003 - 2004г.г.

20004 - 2005 г.г



декабрь

май

декабрь

май

1.

Передача мяча сверху двумя руками над собой в кругу d - 3м, h - 1.5м; кол - во раз

31,3

36,9

47,2

66,9

2.

Передача мяча сверху двумя руками стоя у стены l - 3м, h - 1,5м;кол - во раз

16,3

28,8

51,3

78,7

3.

Передача мяч снизу двумя руками стоя у стены l - 3м, h - 1,5 м; кол - во раз

26,4

35,1

54,3

83,1

4.

Серии передач мяча сверху - снизу (1 серия) в кругу d - 3м, h- 1,5 м; кол - во серий

17

22,9

27,4

39,1

5.

Подача мяча в левую, правую половину площадки; 10 попыток (по 5 в каждую); кол - во раз

4,3

5,9

6,1

6,4

6.

2-ая передача мяча сверху двумя руками из 3-ей зоны в 4 (2);10 попыток (по 5 в каждую); кол - во раз

3,7

4,8

6,3

8,4

7.

Прием подачи в 1 (5) зоне с доводкой в 3 зону; 10 попыток (по 5 в каждой зоне); кол - во раз

3,7

4,1

4,9

6,6


Таблица 4 - Динамика показателей технико-тактической подготовленности

Контрольные нормативы

2003 - 2004

2004 - 2005

Всего за период



изменение

%

изменение

%

изменение

%

1.

Передача мяча сверху двумя руками над собой стоя в кругу d - 3м,высота передачи h- 5м; кол - во раз

+ 5,6

15,2

19,7

29,4

35,6

53,2

2.

Передача мяча сверху двумя руками стоя у стены l - 3м, h - 1,5 м; кол - во раз

+12,5

43,4

27,4

34,8

62,4

79,3

3.

Передача мяча снизу двумя руками стоя у стены l - 3 м, h - 1,5 м; кол - во раз

+8,7

24,8

28,8

34,6

+56,7

68,2

4.

Серии передач мяча сверху - снизу (1 серия) в кругу d - 3м, h - 1,5 м; кол - во серий

+5,9

25,8

11,7

29,9

+ 22,1

56,5

5.

Подача верхняя прямая в левую, правую половину площадки; 10 попыток (по 5 в каждую); кол - во раз

1,6

27,1

+0,3

4,7

+ 2,1

32,8

6.

2-я передача мяча сверху двумя руками из 3-й зоны в 4 (2); 10 попыток (по 5 в каждую зону); кол - во раз

1,1

18,6

+ 2,1

32,8

+ 4,7

55,9

7.

Прием подач в 1(5) зоне с доводкой в 3-ю зону; 10 попыток (по 5 в каждой зоне); кол -во раз

0,4

9,7

+ 1,7

25,7

+ 2,9

43,9

Примечание: все различия показателей достоверны при р<0,05

Эффективность У.Т.П. с оптимизацией состава средств и методов обучения в сторону увеличения времени на упражнения скоростно -силовой направленности (80%) от общего времени физической подготовки положительно сказались на развитие технико -тактических действий юных волейболистов на этапе начальной подготовки (таблица 2,3).

ВЫВОДЫ

Учитывая, что выполнение всех технических и тактических элементов волейбола требует точности и целенаправленности движений, большинство технических приемов в волейболе (подача, атака, блок) требует проявления взрывной силы.

Поэтому физическая подготовка волейболиста должна быть направлена на развитие скоростно-силовых способностей спортсмена.

Все игровые действия в волейболе специфичны для исследуемого направления скоростно-силовых способностей волейболистов.

Дальнейшие исследования в данном направлении могут:

уточнить возрастные границы наиболее интенсивного прироста отдельных компонентов скоростно-силовых способностей юных волейболистов 10-14 лет;

установить силовую эффективность различных упражнений скоростно-силового характера и их влияние на формирование технико-тактической подготовленности;

экспериментально определить рациональные показатели количества повторений и длительности интервалов отдыха при выполнении упражнений скоростно-силового характера для волейболистов 10-14 лет;

разработать педагогическую технологию физической подготовки с преимущественным развитием скоростно-силовых способностей юных волейболистов.

Результаты исследования могут быть использованы при отборе средств и методов тренировки, а также при нормировании нагрузки с учетом морфофункциональных особенностей волейболистов, что позволит повысить уровень их специальной, физической, технико-тактической подготовленности и эффективности всего У.Т.П.

Предлагаемый методический подход, основывающийся на первоочередном развитии скоростно-силовых способностей юных волейболистов, представляет возможность рационализировать состав и распределение средств тренировки и повысить эффективность начальной подготовки в целом.

Похожие работы на - Развитие скоростно-силовых качеств на уроках волейбола у учащихся 6 классов

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!