Технология планирования учебной программы по физическому воспитанию для учащихся 5-6 классов, основанной на игре волейбол

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,26 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технология планирования учебной программы по физическому воспитанию для учащихся 5-6 классов, основанной на игре волейбол

Технология планирования учебной программы по физическому воспитанию для учащихся 5-6 классов, основанной на игре волейбол

Оглавление

Введение

Глава 1. Литературный обзор

.1 Анализ современных действующих программ по физическому воспитанию учащихся

.2 Проблемы разработки школьных программ по предмету «физическая культура»

.2.1 Требования к разработке школьных учебных программ

.3 Содержание программы физического воспитания в школе, основанной на игре «волейбол»

Глава 2. Организация, методы и методика исследования

.1 Методы исследования

.2 Организация исследования

Глава 3. Разработка вариативной части программы основанной на игре «волейбол»

.1 Предпосылки, послужившие разработке содержания вариативной части учебной программы

.2 Технология планирования уроков по волейболу в школе

.3 Содержание экспериментальной программы для учащихся 5 - 6 классов основанной на игре «волейбол»

Глава 4. Результаты исследования

.1 Изменения показателей физической подготовленности школьников 5-6 классов, занимающихся физической культурой по обычной и экспериментальной программе.

Выводы

Список литературы

Приложение

Введение

Социальной задачей настоящего времени является радикальная перестройка системы школьного физического воспитания, особенно его фундамента- учебной программы.

Физическое воспитание школьника должно отвечать единой цели- «разностороннему физическому воспитанию в интересах формирования здорового образа жизни». Воспитать у школьника потребность в двигательной активности, стремление к физическому совершенствованию, укреплению здоровья можно только тогда, когда каждый учащийся на себе почувствует преимущество крепкого здоровья и духа, надежность и защищенность, наличие у себя необходимой силы, быстроты, выносливости и ловкости, большого разнообразия двигательных навыков и умений.

Сегодня физическое воспитание учащихся практически отодвинуто на задний план, и неудивительно, что уровень физической подготовленности детей и молодежи оценивается как крайне неудовлетворительной. Ухудшается их адаптация к режиму предстоящей трудовой деятельности, особенно условиям воинской службы. Дети испытывают гиподинамию, а организованные формы физического воспитания, предусмотренные школьной программой, составляют в среднем только 32% от общей суточной потребности ребенка в движении.

Задача физической культуры в том, чтобы привить ребенку культуру сознательного и грамотного отношения к своему телу, к своему здоровью, для чего нужна хорошая мотивация. Только тогда, когда ребенок будет сознательно, с интересом выполнять ту или иную физическую нагрузку, предлагаемую учителем физической культуры, можно решить задачи, поставленные в учебных программах. Главная задача сельской школы-найти новые пути интенсификации учебно-образовательного процесса.

Игра волейбол - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях. Современные медико-биологические и социологические исследования показывают, что систематические занятия волейболом вызывают значительные морфофункциональные изменения в деятельности анализаторов, опорно-двигательном аппарате и внутренних органах и системах. В частности, улучшается глубинное и периферическое зрение, повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц; выполнение прыжков в игре способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляется связочный аппарат кистей рук и увеличивается их подвижность; улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания. Обоснована эффективность занятия волейболом для коррекции осанки школьников 13-14 лет.

В процессе игровой деятельности занимающиеся испытывают положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу. Благодаря этому игра представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха всех слоев населения.

Занятия спортивными играми имеют динамический, скоростно-силовой характер с изменяющимися структурами движений и интенсивностью. Ситуационные, нестандартные движения во всех спортивных играх предъявляют высокие требования к совершенствованию двигательных возможностей растущего организма, к аналитико-синтетической деятельности центральной нервной системы, совершенствованию деятельности двигательного и зрительного анализатора и оказывают на эти системы значительное воздействие.

Осуществление на практике положений реформы общеобразовательной и профессиональной школы требует совместных усилий педагогов, учителей физической культуры и спортивных специалистов, родителей, самих учащихся, направленных на всестороннее физическое развитие в интересах формирования здорового образа жизни.

Среди большого разнообразия средств решения задачи укрепления здоровья и всестороннего физического развития в школе важное место занимает игра в волейбол. Это объясняется не только ее доступностью и эстетической красотой, но и благотворным влиянием на развитие жизненно важных качеств, и прежде всего, основных свойств внимания, что имеет исключительное значение в школьном возрасте.

Наряду с решением задач укрепления здоровья, разносторонней физической подготовки, совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков хорошо поставленное обучение волейболу способствует выявлению «волейбольных» талантов еще в школе, а также создает предпосылки для массового приобщения людей разного пола и возраста к систематическим занятиям этим видом спорта в течение всей жизни.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что социальной задачей настоящего времени является радикальная перестройка системы школьного физического воспитания, особенно его фундамента- учебной программы.

Цель исследования: разработка экспериментальной программы для учащихся общеобразовательных школ на основе игры волейбол.

Проблемы исследования заключается в научном обосновании необходимости разработки экспериментальной программы физического воспитания на основе игры волейбол.

Задачи исследования:

1. Изучить в научной и методической литературе состояние проблемы исследования.

2. Разработать экспериментальную программу, основанную на игре волейбол.

3. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы по физическому воспитанию школьников.

Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся.

Предметом экспериментальной работы является новая экспериментальная программа по волейболу.

Гипотеза исследования: мы предположили, что при внедрении нашей экспериментальной программы повысится эффективность содержания программы по физической культуре в школе, повысит уровень физической подготовки школьников, повысит интерес и потребность к занятиям физической культурой.

Научной новизной исследования являются следующие положения:

представлена новая экспериментальная программа занятий на основе игры «волейбол»

Практическая значимость исследования заключается:

·   в разработке проекта программы, которая может быть рекомендована для использования учителями физической культуры при планировании и построении учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию.

·   результаты данного исследования могут быть использованы в лекционном материале и практических занятиях на факультетах физической культуры и спорта педагогических вузов, в техникумах и институтах повышения квалификации.

Глава I. Литературный обзор

.1       Анализ современных действующих программ по физическому воспитанию учащихся

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о необходимости коренного изменения организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. В системе физического воспитания переосмысливаются цели, содержание, методика, формы урочных и внеурочных занятий [20,25,26,30,32,33,53,85]. Многие недостатки физического воспитания учащихся объясняются общим состоянием нашей школы, которой нередко присущ догматизм, авторитаризм, обезличенность. Задачи физического воспитания в течение длительного времени носили, в основном, прикладной характер под девизом: "Готов к труду и обороне!" [171], отсюда возникла обезличенность учебно-воспитательного процесса.

В ходе обучения учителям не удается приобщить основную массу учащихся к систематическим занятиям физической культурой. Выпускники школ слабо владеют способами творческого использования полученных знаний, часто оказываются беспомощными при подборе средств самосовершенствования, оценке своих возможностей, организации элементарных условий для занятий. Школьная система физического воспитания должна создать условия для раскрытия и развития не только физических способностей, но и духовных, нравственных качеств [69].

Исходя из запросов современного общества, необходимо предпринять существенные меры для перестройки физического воспитания в школе, прежде всего, уточнить цели и задачи школьной системы физического воспитания. Здесь существует несколько подходов.

Учитывая, что состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу, цель физического воспитания школьников направлена на решение оздоровительных задач [118].

Но свести суть физического воспитания к решению только оздоровительных задач - это значит существенно обеднить смысл и назначение физического воспитания в целом. Одними средствами физического воспитания добиться здоровья школьников невозможно. Занятия физической культурой - лишь одно из условий, от которого зависит здоровье ребенка [119].

Необходимо отметить, что есть и другие подходы [120,121]. Цель физического воспитания - формирование физической культуры личности. Например, задачи физического воспитания направлены на углубленное изучение одного вида спорта (баскетбола, волейбола). В.И. Лях и др. [119], считают, что цель физического воспитания заключается в содействии всестороннему развитию личности. Точка зрения на этот счет В.Н. Шаулина [168] другая: "Декларирование всесторонности (всесторонность недостижима по определению: нельзя охватить все, распылять внимание) отвлекает от основного, затмевая тем самым истинные намерения". По его мнению, физическое воспитание должно быть направлено на разностороннее развитие личности. Задачи носят образовательный характер, акцент делается на обучение школьников двигательным навыкам и умениям, вооружение учащихся умениями и способами самостоятельного воздействия на свою телесность, получение знаний о своем организме на занятиях по физической культуре.

Существуют и иные суждения о цели физического воспитания в школе, которые сводятся, главным образом, к тренировочной направленности, к так называемой кондиционной тренировке, развитию физических качеств [119]. Задачи носят тренирующее направление: повышение уровня двигательной подготовленности детей на уроках, улучшение функционального состояния, приучение к занятиям физическими упражнениями.

Целью общего среднего физкультурного образования должно быть обучение школьников основам самостоятельной двигательной деятельности. Задачи физического воспитания носят образовательный характер и направлены на обучение школьников основам физкультурно-оздоровительной деятельности.

Наряду с целевыми установками, к важным аспектам перестройки физического воспитания в школе относятся содержание и структура разрабатываемых программ. Болиенков В.Г. [118] рекомендует в содержание физического воспитания включать до 80 % аэробных упражнений циклического характера. По мнению других авторов [120,121], содержание должно основываться на углубленном освоении одного или нескольких видов физических упражнений, видов спорта.

Программное содержание материала уроков физической культуры должно состоять из двух основных частей: базовой и вариативной [87]. У этих же ученых существует еще один подход к содержанию физического воспитания, направленный на развитие двигательных способностей [119].Существуют иные подходы, предусматривающие выведение урока физической культуры из школьного расписания и необходимость поиска новых форм организации физкультурного воспитания в школе [20]. Есть иные суждения, где содержание направлено на физическую подготовку. В этом направлении содержание уроков физической культуры построено на базовых средствах двигательной деятельности и базовых основах избранного вида спортивной специализации.

Существенные перемены должны произойти в методике проведения занятий. В настоящее время педагогический процесс строится преимущественно на репродуктивных методах, мало учитываются индивидуальные способности учащихся и учителя [33,168].

Преобладание технократического подхода породило массовый конвейер по воспроизводству безликих индивидуумов. А сам педагогический процесс стал безличностным, авторитарным, лишенным привлекательности. Из двигательной деятельности на занятиях утрачена живая ткань движений, эмоциональность. Важнейшее условие перестройки педагогического процесса - перевод его на принципы демократизации и гуманизации.

Педагогический процесс в физическом воспитании должен идти по пути интенсификации и оптимизации [89,91], повышения целенаправленности обучения и усиления мотивации занятий физической культурой и спортом [168], перехода от количественных к качественным критериям [88].

Естественно, какие бы идеи совершенствования и перестройки ни были предложены, они останутся нереализованными, если наши школы не получат настоящего учителя, учителя с большой буквы.

Опыт школ свидетельствует, что в настоящее время многие педагоги не отличаются широкой образованностью, высоким уровнем культуры, в том числе и в области культуры физической. Их часто не отличает духовное богатство, интеллигентность [84]. Многим не хватает методического мастерства, знаний возрастных особенностей воспитанников, нет четких, ясных представлений о современных теориях обучения, развития и воспитания. «Любовь» к детям часто носит риторический оттенок, на занятиях не стимулируется самодеятельность и творчество учащихся, поэтому столь необходима существенная перестройка подготовки учительских кадров в педагогических институтах, переподготовки учительских кадров на курсах усовершенствования; необходимо достичь единства вузовской подготовки [167]. Важнейшее значение имеет разработка для поступающих в вуз специальных тестов, бесед, заданий, которые раскроют призвание абитуриентов.

В ходе вузовских занятий необходимо усилить психолого-педагогическую подготовку. Занятия в институте должны быть направлены не на узкую специализацию, а на воспитание личности, обогащение студентов богатством современной культуры. В этом же плане должна проводиться работа на курсах повышения квалификации учителей. Необходимо уйти от стандартного, уравнительного подхода при составлении учебных планов, программ [168].

Больше следует ориентироваться на опыт и знание учителей, их индивидуальные возможности и особенности. Активные методы на курсах повышения квалификации должны стать ведущими. Шире следует использовать современные организационно - деятельностные игры [91].

При перестройке школьной системы особое внимание привлекает управление физическим воспитанием. Центральные органы должны определять стратегию и идеологию развития непрерывного физического воспитания, разрабатывать базовое содержание образования физической культуры 1-11 классов [168].

Региональные и местные органы управления физическим воспитанием в соответствии с основными идеями и направлениями базового содержания призваны разрабатывать вариативный компонент программ по физическому воспитанию [118,173].

Важное значение в ходе перестройки системы физического воспитания имеют научные исследования, научно-методическое обеспечение физического воспитания. Научные исследования в области физического воспитания учащихся должны проводиться на федеральном и региональном уровне. Учителям физической культуры необходимы научно-методические рекомендации по всем направлениям физического воспитания (образовательное, оздоровительное, тренирующее). Учащиеся нуждаются в учебниках, учебных пособиях по физической культуре [30].

Ждет своего решения проблема компьютеризации учебного процесса, внедрения различных приборов и аппаратуры для получения срочных данных о ходе занятий и реакций организма каждого учащегося на предлагаемую нагрузку. Уроки физической культуры должны включать и своеобразные лабораторные задания по самосовершенствованию, предусматривающие овладение умениями контролировать результаты своих занятий, развитие двигательных способностей. Намечается тенденция к постоянному совершенствованию всех составных частей физического воспитания: целей и задач, содержания, форм и методов [54,85].

В соответствии с современными концепциями развития физического воспитания система образования, как отмечалось, все больше приобретает черты гуманизации и демократизации. Применительно к практической деятельности учителей в общеобразовательных учреждениях это означает прежде всего то, что учителям предоставляется право самостоятельно вносить коррективы в существующие программные документы по планированию и организации учебно-воспитательного процесса. Эта самостоятельность, однако, не должна выходить за рамки научно разработанных ограничений. Эти рамки в настоящее время условно принято называть базовым компонентом подготовленности школьников. Вариативный компонент позволяет учителям проявить профессиональную грамотность, открывает широкие возможности для творчества [89,93].

Региональные особенности можно классифицировать следующим образом:

·   климатические особенности данного региона;

·   социальная обстановка в данном регионе;

·   национально - этнические традиции региона.

Цели обучения, развития и воспитания также могут изменяться в зависимости от конкретных условий данного региона. В местах, где намечается отставание в развитии определенных качеств, необходимо вносить коррективы для исправления этого отставания.

В тесной зависимости от вышесказанного находятся и факторы содержания обучения, развития и воспитания. На первый план выступает задача разработки базового и вариативного содержания учебного материала. На основании изложенного можно сделать некоторый вывод: в разных регионах необходимы свои специфические системы физического воспитания, подкрепленные программным содержанием [20,173].

волейбол физический двигательный экспериментальный

1.2 Проблемы разработки школьных программ по предмету «физическая культура»

За последние годы в нашей стране перестройка системы образования обусловила постоянный поиск наиболее оптимальных путей построения учебно-воспитательного процесса в сфере физической культуры.

Это связано с постоянно возникающими противоречиями между образовательно-воспитательными возможностями заложенного в учебные программы содержания и растущими требованиями жизни и общества к уровню культуры и образованности подрастающего поколения. Одним из наиболее значимых факторов полноценной реализации любых проявлений личности в выполнении каких-либо социальных функций является состояние здоровья и уровень трудоспособности, приобретаемые в значительной мере при условии вовлечения этой личности в систему рационального организованного физического воспитания [10,20,26,30,43,64].

Наметившиеся тенденции в совершенствовании системы физического образования способствуют тому, что особое значение приобретает проблема эффективности физического воспитания школьников, осуществляемого в рамках учебного предмета «физическая культура» и призванного заложить основы физического образования и разностороннего физического развития детей [11,46,47,49,70,91,92].

В связи с этим необходима разработка новых учебных программ, отвечающих требованиям жизни и общества по предмету физическая культура.

Успешность реализации функций предмета «физическая культура» впрямую зависит от соответствия учебной программы тем требованиям, которые предъявляются к ней как нормативно-дидактическому документу.

Подобный документ определяет содержание предмета на уровне учебного материала, включаемого в реальный педагогический процесс, а также регламентирует взаимосвязанную деятельность субъекта и объекта (учителя и учащегося) в достижении единой конечной цели.

Главными критериями полноценности программы являются:

·полнота отражения цели и содержания учебного предмета «физическая культура» как органической части целостного содержания общего школьного образования;

·соответствие цели и содержания возрастным возможностям учащихся, задачам и условиям работы современной общеобразовательной школы;

·соответствие содержания программного материала и заложенной в программу нормативной системы возможностям реализации их в условиях конкретных регионов, различающихся климатогеографическими особенностями, национальными и бытовыми традициями, уровнем физического развития и здоровья детей;

·соответствие содержания и структуры программы дидактическим нормативам, обоснованным в современной концепции содержания общего среднего образования.

Теоретические предпосылки построения школьных программ по предмету «Физическая культура». Характер и логика исследования обусловили необходимость рассмотрения:

1.   Принципиальных научных требований к построению и содержанию школьных учебных программ в свете концепции содержания общего среднего образования;

2.   Существующих определений понятия «учебная программа» с точки зрения необходимого и достаточного состава существенных признаков;

3. Основных функций учебной программы.

Предметное преподавание в современной общеобразовательной школе обусловливает статус любого школьного предмета как органической части существующей дидактической системы общего среднего образования, поэтому разработка учебных программ не может рассматриваться вне концепции данной системы. В качестве общей методологической основы цели и содержания общего среднего образования концепция обусловлена идеей всестороннего и гармонического развития учащихся. Именно эта идея определяет содержание образования, отражающего потребности общества и обеспечивающего передачу подрастающему поколению определенной части социального опыта как базовой основы достижения всестороннего и гармоничного развития учащихся [19,25,31,54,63].

Педагогическая реализация социального заказа выражается, в частности, в текстах учебных программ. Процесс же разработки учебных программ, с одной стороны, регулируется установленными в дидактике нормативами проектировочной деятельности (например, формирование содержания программы с учетом ведущей функции учебного предмета), а с другой стороны, корректируется текущей педагогической действительностью.

Обобщая академические определения сущности понятия «учебная программа» («Словарь иностранных слов», 1966; «Педагогическая энциклопедия», 1968; «Философский словарь», 1981; «Словарь русского языка», 1987) и учитывая представления о данном предмете ряда авторов учебников, учебных пособий и монографий (Качашкин В.М.,[64] Ильина Т.А.,[63]

Сушкова Ф.Б.,[153] Завьялов Л.К.,[56] и др.), можно дать развернутое определение понятия «учебная программа».

Школьная учебная программа - это обязательный для учителя Государственный нормативный документ, воплощающий в себе цель и содержание школьного образования в рамках функциональных возможностей конкретного учебного предмета; определяющий соотношение объемов содержания теоретического и практического учебного материала, логическую последовательность и дозировку по времени его изучения в целом, по годам обучения, разделам и темам; прогнозирующий результаты обучения и воспитания конкретных возрастных контингентов школьников, интегрирующий, программирующий и направляющий деятельность учителя и учащихся на достижение этих результатов в рамках установленного времени; обусловливающий основные требования к методам и организации преподавания предмета. Для понимания сущности и места «учебной программы» в существующей дидактической системе необходимо учитывать ее основные функции. Опираясь на определения понятия «функция» в социальном контексте как «обязанность, круг деятельности», предписанный обществом той или иной социальной системе («Большая советская энциклопедия») и не выходя за рамки современной семантики, под «функциями учебной программы» мы понимаем:

1.  Ее значение как компонента дидактической системы, представляющего цель и содержание образования на уровне учебного материала конкретного школьного предмета.

2.  Ее роль в реализации этого содержания, предполагающая запланированные изменения в развитии и подготовленности учащихся под влиянием их взаимоотношений с учителем в рамках установленных программой требований.

Изложенное позволяет выделить в качестве основных функций учебной программы: проецирующую функцию, которая проявляется в тексте программы в полном объеме, но предельно свернутом виде как отражение содержания конкретного учебного предмета;

·функцию целеполагания, которая проявляется в двух формах текстового изложения:

а)в описании цели и конкретизирующих ее педагогических задач, решаемых в рамках возможностей учебного предмета;

б)в перечне знаний, умений и личностных качеств учащихся как заданных конечных результатов усвоения ими предполагаемого программами учебного материала;

·нормативную функцию, которая проявляется в регламентации задач и содержания учебного предмета с учетом его специфических особенностей и образовательно-воспитательных возможностей, установлении норм учебного времени на изучение предмета в целом, в каждом из классов, разделов и видов учебного материала в годичном цикле обучения, определении количественных норм и требований к качеству усвоения обучающимися знаний и умений, к уровню сформированности их личностных качеств как критериев оценки продуктивности совместного труда учителя и учащихся, наличии в программе некоторых рекомендаций по организации и выбору учителем методов обучения и воспитания;

·программирующую функцию, которая проявляется в систематизации программного материала по годам обучения, разделам и темам в соответствии с логикой предмета, принципами обучения и воспитания, возрастными возможностями конкретных контингентов учащихся и перспективой их развития;

·контролирующую функцию, которая проявляется в том, что заложенные в программу задачи и нормативные требования при сопоставлении их с реально достигнутыми результатами школьников служат критериями оценки как эффективности учебного труда учеников, так и работы учителя.

.2.1 Требования к разработке школьных учебных программ

Исходя из концепции содержания школьного образования, наиболее общим требованием к созданию учебных программ по разным предметам является разработка их на единых теоретических основах, обеспечивающих, с одной стороны, отражение в каждой из программ и специфических для конкретного предмета задач и содержания образования, и общепедагогических, могущих быть реализованными в рамках его образовательно-воспитательных возможностей, а с другой стороны, отражение всей совокупности учебных программ, цели и содержания школьного образования как целостного явления [53,56,64,87,117,118,119,120].

В программах необходимо отражать межпредметные связи как условие обеспечения единства обучения и воспитания, как средство комплексного подхода к системе предметного преподавания, формирование в сознании учащихся представления о целостности реального мира, объективно существующих причинно-следственных зависимостях между предметами и явлениями окружающей действительности.

Функция целеполагания, которая предполагает полноту, конкретность и системность раскрытия в объяснительной записке и программе, связана с целями учебного предмета, конкретизируется в системе общих педагогических задач, решаемых в процессе преподавания предмета.

Полнота содержания программы подразумевает наличие такого количественного и качественного состава учебного материала, которая гарантировала бы возможность реализации специфических функций учебного предмета в рамках необходимого и достаточного, а в общепедагогическом смысле (формирование элементов мировоззрения, нравственных проявлений, ориентационно-ценностного отношения к действительности и др.) - в рамках необходимого и возможного.

Ведущие единицы содержания учебного предмета должны быть представлены в программе наиболее полно. Именно они служат основой определения содержания и классификации вспомогательных единиц учебного материала, являются ориентиром для определения норм учебного времени, отводимого на изучение отдельных тем и разделов программы, предмета в целом, а также для определения критериев оценивания (по количественным и качественным результатам) совместного труда учителя и учащихся.

Программа должна иметь процессуальный характер, задающий общее направление реализации ее содержания и выражающийся в заданной последовательности решения в усложняющихся от класса к классу педагогических задач. В предлагаемой программе - системность изучения ее разделов и тем, в структурировании текста программы (по признаку ведущей функции предмета) - знания и способы деятельности, в том числе, творческой, ориентационно-ценностной; в планируемой динамике изменение личностных качеств учащихся.

Программа должна быть вариативной, что обеспечивается выделением в ней базового и вариативного компонентов содержания, каждый из которых обязателен к реализации.

Однако базовый компонент должен быть представлен таким содержанием и объемом учебного материала, усвоение которого обеспечивает достижение некого стандарта общеобразовательной подготовленности в пределах возможностей предмета, независимо от климатогеографических, социально-экономических, демографических и национальных особенностей региона, типа и условий работы школы, степени материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса, индивидуальных особенностей учащихся, профессионального статуса учителя [87,99,118,159].

Вариативный компонент содержания программы может быть представлен несколькими (одинаковыми по объему учебного времени) вариантами, разнящимися составом учебного материала, но обеспечивающими идентичный образовательно-воспитательный эффект. Такая вариативность позволяет учителю выбирать средства обучения и воспитания с учетом условий своей работы, но при единой целевой направленности [8,54,56,119,155].

В программе должна быть система форм и средств контроля, соответствующих функциям предмета и отражающих основные компоненты содержания. Подобная система может быть представлена в программе разделом «Требования к учащимся», состоящим из перечисления уровней сформированности знаний (фактов, понятий, терминов и т.д.) и умений интеллектуального или практического характера, которые должны быть усвоены учащимися по окончании изучения темы, раздела, всей программы года обучения или нескольких программ, представляющих ступени общеобразовательной школы, разделом «Учебные нормативы», результаты обучения по которым поддаются количественным измерениям.

Перечисленные требования к разработке школьных учебных программ должны быть положены при построении как авторских, так и национально-региональных компонентов.

Требования к использованию национальных средств физического воспитания на уроках физической культуры. Решение проблемы совершенствования общего образования и каждого предмета зависит от определения и конкретизации исходных требований.

К совершенствованию содержания уроков физической культуры за счет обогащения его элементами национальных видов спорта, игр и отдельных физических упражнений нами определены следующие исходные требования:

соответствие общеобразовательной направленности физического воспитания,

гармоническая связь с общим для всех школ программным материалом;

соответствие региональным особенностям;

унификация и систематизация;

соответствие условиям школьного урока.

Общеобразовательная направленность требует подбора таких средств, которые благоприятствуют дальнейшему совершенствованию физического воспитания школьников, служат единым для всего народа задачам. В большинстве случаев детей привлекают не только сами упражнения, но и история их возникновения, правила использования в прошлом и настоящем. Это обеспечивает благоприятные предпосылки для налаживания межпредметных связей.

Ведущей задачей физического воспитания в общеобразовательной школе является подготовка выпускников к жизни. Совершенствование содержания физического воспитания должно осуществляться с учетом не только существующих профессий, но и тенденций их изменения в будущем. При отборе национальных видов упражнений важно иметь в виду необходимость создания предпосылок для освоения видов двигательной деятельности, имеющих первостепенное общеобразовательное и прикладное значение, овладение которыми диктуется условиями современной жизни. Требование общеобразовательной направленности предполагает подбор упражнений в соответствии с реальными возможностями учебной работы, дифференциацию содержания программы.

Физическое воспитание в школе регламентируется научно-обоснованными программами, содержание которых составляют физические упражнения, призванные обеспечивать полноценную физическую подготовленность школьников.

.3 Содержание программы физического воспитания в школе, основанной на игре «волейбол»

Волейбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания учащихся: укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости.

Волейбол как базовый вид спорта нашей программы выбран не случайно, т.к. имеет много достоинств. Это простота оборудования мест игры, правила ее ведения, большая зрелищность. Разнообразие двигательных навыков, отличающихся по интенсивности усилий и по координационной структуре, способствует развитию всех физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Занятия волейболом содействуют развитию у занимающихся смелости, настойчивости, решительности и дисциплинированности. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, сотрудничеству и взаимопомощи. Великолепно и эстетично воздействие волейбола на человека.

В силу универсальности волейбола как средства физического воспитания упражнения из его арсенала в той или иной мере применяются практически во всех формах физического воспитания, предусмотренных школьной комплексной программой по физической культуре. В физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня средства волейбола применяются на удлиненных переменах и во время ежедневных физкультурных мероприятий в группах продленного дня. На уроках физической культуры в V-VII классах волейбол (8 ч) изучается вместе с другой, избранной из трех, спортивной игрой (баскетбол, гандбол, футбол). В VIII-XI классах может изучаться один волейбол (16 ч) - из четырех, включенных в программу игр (по выбору школы). Во внеклассной работе по волейболу организуются спортивные секции, а также группы начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ для учащихся, пожелавших заниматься волейболом. В общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях волейбол включается в ежемесячные дни здоровья, внутри школьные соревнования, физкультурные праздники и туристские слеты и походы. Выбор средств здесь весьма широк: от отдельных упражнений и подготовительных к волейболу игр до двусторонней игры и соревнований по волейболу - в зависимости от названных выше форм физического воспитания и условий проведения занятий.

Главная направленность уроков, построенных на материале волейбола,- содействовать решению задач физического воспитания школьников средствами волейбола, обучить основам навыков этой игры и привить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями во внеурочное время по месту жительства, вооружить для этого соответствующими знаниями и умениями. На уроках не готовят волейболистов, нельзя отдавать предпочтение тем учащимся, которые научились играть в волейбол в секции или спортивной школе. Более того, они должны помогать учителю в проведении уроков.

Изучение техники и элементарной тактики игры в волейбол осуществляется на уроках физической культуры в 5-11 классах и в спортивных секциях (внеклассная форма работы).

При проведении уроков по волейболу должны сохраняться черты, присущие игровому методу: сюжетная организация действий, повышенная заинтересованность, основанная на коллективной деятельности, создание условий для самостоятельных решений и проявления инициативы. Необходимо, чтобы состязательные начала присутствовали не только во время проведения учебных игр, но и в отдельных упражнениях (кто точнее выполнит прием, кто дольше жонглирует мячом и др.).

В подготовительную часть урока входят организация класса (построение, сообщение задач урока) и разминка (5-8 мин), в которую включают упражнения для разогревания пальцев и кистей рук, коленных и голеностопных суставов, разнообразные прыжки, движения с имитацией технических приемов. Задания разминки должны соответствовать основным задачам урока.

В основной части (30-35 мин) решаются задачи обучения и закрепления игровых приемов волейбола, развитие физических качеств с помощью имитационных, подводящих, основных упражнений с мячом с учетом возрастных особенностей развития детского организма.

Учебной программой по волейболу должно быть предусмотрено изучение стоек и перемещений, нижних и верхних передач и подач мяча.

к возрасту ,част-

к меса„ жЯ видь, по„щрений

Прямого нападающего удара, одиночного блокирования, а также изучение простейших тактических действий в защите и нападении.

На уроках по волейболу учащимся сообщают теоретические сведения об игре, о правилах соревнований, о личной гигиене, об основах техники и тактики игры.

При обучении игровым приемам необходимо до 70% общего времени урока отводить упражнениям с мячом. Как закрепление усвоенного материала необходимо проводить соревнования внутри класса, между классами по мини- волейболу, игры по упрощенным правилам, соревнованиям по исполнению технико-тактических приемов волейбола.

Спортивные секции по волейболу организуют для учащихся, желающих заниматься этим видом спорта. При отборе необходимо согласие родителей, разрешение классного руководителя и врача.

Секции по волейболу комплектуют раздельно для мальчиков и девочек (8-9,10-11,12-13 лет), юношей и девушек (14-15,16-17 лет).

Продолжительность занятий для детских групп - 60 мин не мет двух раз в неделю, для юношеских групп - 90 мин не менее трех раз в неделю.

В подростковых и юношеских группах учащиеся овладевают основами техники и тактики игры. Тренировочные занятия в секциях отличаю уроков по волейболу как повышенными нагрузками на организм учащихся, так и увеличенным объемом изучаемого материала.

В период соревнований учащиеся играют за свои классы на первенстве школы, за школу - на первенствах района, города и др.

Помимо соревнований по волейболу необходимо проводить соревнования по физической подготовке и технике игры внутри групп и между группами.

Самостоятельная работа учащихся - это выполнение заданий по физической подготовке, по совершенствованию техники игры, изучение рекомендуемой литературы.

В режиме учебного дня упражнения из волейбола применяются на удлиненных переменах и во время физкультурных занятий в группах продленного дня. Основным ориентиром при выборе упражнений здесь будут упражнения, изученные по разделу «Волейбол».

На удлиненных переменах упражнения из волейбола применяются в V-XI классах. В число упражнений, как правило, включаются те, которые хорошо знакомы всем учащимся того или иного класса по урокам физической культуры. Основными методами проведения таких упражнений будут игровой и соревновательный.

Глава II. Организация, методы и методика исследования

.1 Методы исследования

В данной работе были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы;

2. Педагогическое наблюдение;

3. Контрольные испытания (тестирование);

. Педагогический эксперимент;

. Математико-статистическая обработка данных.

Анализ научно-методической литературы - этот метод был использован для изучения состояния вопросов, исследуемых в данной работе, с целью чего было проанализировано большое количество литературных источников. Анализ литературы был направлен на обработку определений оценки координационных способностей. Также данный метод используется для получения информации о ранее проводимых исследованиях по изучаемой проблеме, конструктивные и методические документы Министерства образований РФ, труды передовых учителей физической культуры страны.

Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов, регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.

К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:

• только наблюдение представляет возможность судить о многих деталях живого педагогического процесса в их динамике; оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;

• наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;

• в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях как, например, при анкетировании);

• наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса) (Ашмарин Б.А.,1979; Матвеев А.П.,1990).

Педагогический эксперимент - является фундаментом для любого исследования, проводимого в области педагогики. Он характеризуется тем, что является запланированным вмешательством человека в изучаемое явление.

Контрольные испытания (тестирования)- проводятся с помощью контрольных упражнений, или тестов. Контрольные испытания помогают: выявить уровень развития двигательных качеств, оценить степень технической и тактической подготовленности, сравнить подготовленность как отдельных занимающихся, так и целых групп, выявить преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятия.

Использовались следующие тесты:

1. Быстрота, скоростная выносливость и ловкость, связанные с изменением направления движений и чередованием ускорения и торможения оценивались при помощи челночного бега 5 раза по 10 метров.

2. Динамика силы мышц нижних конечностей оценивалась при помощи прыжка в длину с места толчком двух ног.

3. Метание набивного мяча из-за головы сидя (вес мяча 1 кг)

4. Общая и скоростная выносливость определялась временем бега на 1500м

Математико-статистическая обработка данных - обработка проводилась с помощью статистических формул.

В статистической обработке определялись следующие показатели:

. Вычислялась средняя арифметическая величина по формуле:

;

где - знак суммирования;

n - число вариант;

х - полученные в исследованиях значения (варианты).

Средняя арифметическая величина позволяет сравнивать и оценивать группы изучаемых явлений в целом.

. Вычислялось среднее квадратичное отклонение по размаху (Н.А.Толоконцев,1961; и др.) по формуле:

;

где  - наибольшее число вариантов;

  - наименьшее число;

 К - табличный коэффициент, соответствующий определенной величине размаха (Б.А.Ашмарин, 1978).

. Вычислялась средняя ошибка среднего арифметического значения по формуле:


Ошибка дает представление о том, насколько средняя арифметическая величина, полученная на выборочной совокупности (n) отличается от истинной средней арифметической величины (М), которая была бы получена на генеральной совокупности.

. Вычислялась средняя ошибка разности по формуле:

;

где и  - средние арифметические величины первого и второго измерения;

 и  - ошибки средних арифметических первой и второй группы.

Средняя ошибка разности дает представление о том, насколько характеристики достоверно различны, т.е. установить статистически реальную значимость между ними.

. Определялась достоверность различия показателей по таблице вероятностей  по распределению Стьюдента (- критерий Стьюдента).

По вычисленным показателям  и  при (= 6) в таблице определяется число  (уровень достоверности), которое показывает вероятность разницы между и . Чем больше , тем менее существенна разница, тем меньше достоверность различий.

) = 0,0 - 1,9; - достоверных различий нет, т.к. Р>0,05.

) = 2,0 - 2,5; - есть достоверные различия в малой степени, т.к. Р<0,05.

) = 2,6 - 3,3; - есть достоверные различия в средней степени, т.к. Р<0,01.

) = 3,4 - ; - есть достоверные различия в высокой степени, т.к. Р<0,001.

. Находилось процентное соотношение относительного сдвига результатов внутри групп по формуле:

Х от =Абсолютный сдвиг/М до эксперимента *100%,

Где Абсолютный сдвиг = М1 - М2.

Статистическая достоверность различий определялась: между средними арифметическими величинами двух групп испытуемых в начале и в конце этапов исследования; в каждой группе в течении эксперимента ( между I и II этапом, между II и III этапом, между III и IV этапом и между I и IV этапом).

2.2 Организация исследования

Исследование проводилось в 4 этапа:

1   этап - изучалось состояние исследуемой проблемы по данным научно-методической литературы. Подготавливалась материально-техническая база для проведения педагогического эксперимента.

2   этап - разработка экспериментальной программы на основе игры «волейбол»

3   этап -проведение педагогического эксперимента. В экспериментальной группе спортсмены тренировались по разработанной методике, а в контрольной группе - по традиционной методике .

4   этап -обработка полученных результатов, написание дипломной работы.

Организация исследования проводилась на базе школы №3, Курагинского района, Красноярского края. Было отобрано 2 группы по 18 человек в возрасте от 11 до 12 лет.

класс Курагинской средней школы №3 составил экспериментальную группу, где дети занимались по нашей экспериментальной программе, а 5_ класс составил контрольную группу, где занятия проводились по традиционной программе.

Исследование проводилось с 1 сентября 2006 года по 28 декабря 2007 года, т. е. один учебный год.

Глава 3. Разработка вариативной части программы основанной на игре «волейбол»

.1 Предпосылки, послужившие разработке содержания вариативной части учебной программы

В решении проблемы совершенствования системы физического воспитания детей школьного возраста первостепенное значение приобретает творческое использование прогрессивных традиций физического воспитания, выявление новых источников для пополнения и обогащения существующего состава средств физического воспитания.

Необходимость разработки этой программы обосновывается следующими мотивами:

·   слабостью материальной базы и нехваткой специалистов по физическому воспитанию;

·   значительным снижением физической подготовленности и интереса учащихся к урочным и внеурочным формам физического воспитания;

Данная программа преследовала решение следующих задач:

.         Оздоровительные - формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения, расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей.

.         Образовательные - формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, расширение двигательного опыта посредствам усложнения ранее освоенных движений и овладение новыми.

.         Воспитательных - главной задачей является воспитание у подрастающего поколения глубокой приверженности к материальным и духовным ценностям; воспитание физических, нравственных, интернациональных качеств; воспитание силы, воли, устойчивости, выдержки, самостоятельности, эстетических и духовных потребностей; проявления инициативы, настойчивости.

.2       Технология планирования уроков по волейболу в школе

Современная теория физического воспитания определяет игры как действенное педагогическое средство и рекомендует обратить внимание , прежде всего, на содержание игр, поскольку от этого зависит их воспитательное значение.

Игра - это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные стороны жизни, получают значительную информацию. Игра способствует развитию кругозора, внимательности, наблюдательности. Ребенок постоянно стремится к деятельности и удовлетворяет эту потребность в игре (60).

Занятия спортивными и подвижными играми со школьниками различных возрастных групп имеют существенные различия при определении задач, в выборе средств и методов организации занятий учащихся.

Несмотря на повсеместную популярность командных видов спорта, учащиеся средней школы не должны заниматься только ими в ущерб таким видам физической активности как гимнастика, различные упражнения на снарядах и со снарядами, акробатика. Специалисты многих стран считают, что хорошо спланированная программа физического воспитания должна включать не только спортивные игры, но и упражнения развивающего характера (72, 183).

Обучение техническим приемам волейбола на уроках физической культуры строилось в следующей последовательности: подготовительные упражнения, с помощью которых происходит развитие специальных физических качеств, а так же органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого приема; подводящие упражнения, которые служат для овладения техникой приемов в целом или его отдельных элементов; упражнения по технике, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в целостный двигательный акт; совершенствование технического приема в учебной игре.

Обозначенная последовательность обучения достигалась благодаря продуманному подбору упражнений и системе специальных заданий, которые ставились перед учащимися в игре.

В подготовительной части урока игровой направленности решались задачи кроссовой подготовки, а так же формировались легкоатлетические умения и навыки. Например, старт группой, передвижение по твердому и скользкому грунту, преодоление препятствий на местности наступая, перешагивая, прыжком и т.д.

В начале основной части урока все ученики, без исключения, выполняли упражнения с мячами, овладевая техникой новых элементов игры или закрепляя ранее изученный материал. Примерно 50-60 % основной части урока отводилось на закрепление и совершенствование пройденного материала в учебной или двусторонней игре при условии освоения основных технических приемов. Все ученики делились на 4 команды. Две команды играли, а остальные в это время выполняли упражнения, направленные на развитие двигательных качеств и формирование умений и навыков, сдавали контрольные нормативы. Причем, если четверть гимнастическая или легкоатлетическая, то и упражнения на уроке физической культуры в этой четверти подбирались аналогичные, а если игровая, то и средства использовались игровые. Например, пока с двумя командами на волейбольной площадке проводилась учебная или двусторонняя игра, остальные учащиеся прыгали в длину с разбега способом согнув ноги или отрабатывали стартовый разгон.

Во время гимнастической четверти использовались средства гимнастики и акробатики. Например, учащиеся, ожидая своей очереди играть, выполняли кувырки вперед или мост из положения стоя.

Получалось, что каждый ученик в основной части урока в течение 10-12 минут занимался не только играми, но и упражнениями из других разделов школьной программы, что способствовало формированию гимнастических и легкоатлетических умений и навыков в пределах требований для школьников 5-6 классов. Для более полного освоения различных видов программного материала в неигровых четвертях предусмотрены чисто гимнастические или легкоатлетические уроки.

Особое же место на уроках занимали подвижные игры и игровые упражнения с элементами волейбола, помогавшие совершенствовать как индивидуальные качества, так и групповые и командные взаимодействия игроков. Использование разнообразных подвижных игр и эстафет позволяло, на наш взгляд, добиться от учеников хорошего технического исполнения элементов волейбола и ясного понимания тактической сути этой спортивной игры.

Предполагаемая технология проведения уроков игровой направленности, в которой на волейбол отводится до 70% времени занятий позволяет раскрыть неиспользованные резервы урочной формы обучения, повысит эффективность школьной физической культуры.

3.3 Содержание экспериментальной программы для учащихся 5 - 6 классов, основанной на игре «волейбол»

КЛАСС.

1. Основы знаний

Физические упражнения - путь к здоровью, работоспособности и долголетию. Ознакомление с правилами волейбола, с ведением простого протокола. Личная и общественная гигиена. Форма игрока в волейбол.

2. Общая физическая подготовка

Строевые команды. Перестроения из шеренги ж колонны. Обще развивающие упражнения в использованием различных предметов. Самостоятельное выполнение обще развивающих упражнений но индивидуальным комплексам.

Прыжки с поворотом, через скакалку. Опорные прыжки. Прыжок в длину с места и в высоту с прямого разбега, запрыгивание на возвышение. Лазание по канату. Подтягивание на перекладине. Полоса препятствий. Силовые упражнения с гантелями, эспандером. Жим штанги лежа.

Кувырки назад, мост с помощью, стойка на лопатках перекатом назад.

Бег 30 и 60 м с высокого старта, бег до 3 км.

Метание малого мяча на дальность. Переменный двухшажный ход. Торможение "плугом" и "упором". Подъем елочкой. Повторное прохождение отрезков 200-300 м. Прохождение 3-4 м в спокойном темпе. Соревновательная гонка.

3. Специальная подготовка

Несколько передач двумя снизу в паре с учителем. Постановка рук и стойка при передаче двумя сверху. Прямая нижняя подача в 6-7 м.

Игра в пионербол. Перемещения в стойке, передвижения. Передача мяча снизу с отскоком от стены. Учебная игра с элементами волейбола /подача и передача через сетку/.Подвижные игры в элементами волейбола.

6 КЛАСС.

.Основы знаний

Дыхательная система и ее функции при замятиях физическими упражнениями. Преимущество хорошей осанки. Здоровый образ жизни в семье. Что такое хорошее состояние, самочувствие. Азбука волейбола /основные технические приемы/. Показ технических приемов ведущими волейболистами. Просмотр игр первенства школы по волейболу.

2.Общая физическая подготовка

Бег, встречная эстафета, ускорения по прямой, по кругу, в гору, по лестнице. Прыжки на одной и двух вверх по лестнице. Бег на 60 м. Преодоление препятствий в беге. Прыжки в высоты, напрыгивание на препятствие, бег по лабиринту, многоскоки. Прыжки в высоту. Опорные прыжки. Передвижение различным способом на выносливость до 40-60 вариантов. Метание малого мяча, набивного из различных положений.

Силовые упражнения : лазание, подтягивание сериями, переворот в упер, размахивание в упоре на брусьях, вис, угол в висе. Кувырки, стойки на голове н руках, сочетание приемов.

Специальные плавательные упражнения на суше и в воде. Плавание произвольным способам.

Прыжки с бортика бассейна. Плавание по элементам способами кроль на груди и спине.

Плавание по отрезкам.

3.Специальная подготовка

Упражнения и игры с элементами волейбола. Передача мяча сверху двумя руками со своего подброса и партнера. Прямая нижняя подача. Прямая верхняя подача на 4-6 м. Стойки, перемещения. Передачи двумя снизу в парах на мосте и в движении .Контрольные тесты с учителем. Прием мяча с подачи учителя. Игра в волейбол с первой ловлей с подачи. Первенство класса.

Глава 4. Результаты исследования

.1 Изменения показателей физической подготовленности школьников 5-6 классов, занимающихся физической культурой по обычной и экспериментальной программе

Результаты тестирования юношей и девушек 5-6 классов, занимающихся физической культурой по разработанной (экспериментальная группа) и обычной (контрольная группа) программе приведены в 1, 2, 4 и 5 таблицах.

Из представленных данных следует, что исходный уровень физической подготовленности примерно одинаков и достоверных различий не наблюдается.

Воздействие же уроков физической культуры игровой направленности и обычных уроков на организм учащихся, их физическую подготовленность существенно различаются.

Так, достоверные различия исходных и конечных результатов наблюдаются в обеих группах по всем изучаемым параметрам, причем более выраженные в экспериментальной группе.

Конечные результаты тестирования участников контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют о неодинаковом воздействии различных форм уроков физической культуры на показатели физической подготовленности учащихся 5-6 классов.

При анализе полутора годичной взаимосвязи объемов уроков физической культуры и уровня физической подготовленности школьников 5-6 классов, занимающихся по обычной и экспериментальной программам, выделим наиболее характерные особенности , отражающие основные тенденции развития рассматриваемого явления. Отметим прежде всего разноплановый характер взаимозависимости исследуемых параметров в течение учебного года при относительном совпадении их исходных значений. (график надо?)

Так, прирост результатов в челночном беге 5х10м в экспериментальной группе за 1.5 учебных года составил в среднем …%, а у сверстников в контрольной группе он составил …%. Прирост результатов в метании набивного мяча из положения сидя в экспериментальной группе составил …%, в контрольной …%. Прирост результатов в прыжках в длину с места в экспериментальной группе составил …%, в контрольной …%. Прирост результатов в беге на 1500 метров в экспериментальной группе составил …%, в контрольной …%.

К концу исследования было установлено, что результаты достоверно улучшились по сравнению с исходными в обеих группах, однако степень их различна. Так, внутригрупповые показатели в экспериментальной группе достоверны у учащихся 10-12 лет (Р<0.001 т.е есть достоверные различия в малой степени), в контрольной (Р<0.05 т.е есть достоверные различия в высокой степени).

Выводы

Анализ проведенного педагогического эксперимента показал, что в результате реализации нашей учебной программы по физической культуре у учащихся 5-6 классов в экспериментальных группах уровень физической подготовленности стал выше, чем в контрольных группах. Наблюдаемый положительный сдвиг в результатах тестирования можно объяснить следующим. Использование уроков игровой направленности позволяет сделать процесс обучения более эмоциональным, повышается эффективность реализации требований комплексной программы физического воспитания учащихся.

Анализ полученных в педагогическом эксперименте результатов подтвердил эффективность разработанной программы и поставленную нами гипотезу, что при внедрении нашей программы повысится эффективность программы по физической культуре в школе, повысит уровень подготовки школьников, повысит интерес и потребность к занятиям физической культурой.

Разработанная нами программа воспитания не требует материальных вложений, а базируется на пересмотре положений организации занятий физической культурой, которая должна соединять в себе опыт прошлых поколений и современных знаний.

Результаты, полученные вследствие воздействия организованного педагогического процесса, свидетельствуют о высокой эффективности предложенной методики, основанной на использовании средств игры волейбол, направленных на развитие комплекса двигательных качеств и доказывают значимость положений дипломной работы.

Делая выводы, можно утверждать, что в результате применения нашей экспериментальной программы повысился уровень физической подготовленности учащихся и их физического развития.

Список литературы

1. Агашин Ф. К. Биомеханика ударных движений.- М., 1977.- 207 с.

. Амалин М. Е. Исследование вопроса тактической подготовки волейболистов-мастеров: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Тарту, 1973.- 19 с.

. Ахмеров Э. К., Ивойлов А. В. Механографический метод регистрации кинематических характеристик разбега и прыжка волейболиста.- Теория и практика физической культуры, 1970, № 4, с. 66-67.

. Ахмеров Э. К. Исследование приспособительной изменчивости движений нападающего удара в волейболе и совершенствование методики обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Л1., 1975.- 28 с.

. Ашмарин Б.А. Теория и методика пед. исследований в ФВ. М; «Физкультура и спорт», 1978г

6. Беляев А. В. Исследование тренировочных и соревновательных нагрузок в волейболе: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1974.- 17 с.

. Волейбол в СССР/Авт. и сост. А. Н. Эйнгорн.- М., 1956.-332 с.

. Волейбольная площадка: Типовой проект.- М., 1956.- 42 с.

9. Волейбол / Под редакцией А.В. Беляева, Савина М.В. Москва, 2000г.

. Волейбол: Энциклопедия/ Составители Сидоров В.Л, Чехов О.С. Москва 2001г.

. Волейбол. Пер. с нем. Под общ. Ред. М. Фидлер. - М.: Физкультура и спорт, 2001г.

12. Волейбол: справочник / сост. А.С. Эдельман; М; Ф и С; 1984г

13. Волейбол: Правила соревнований; Вильнюс; ГосКомСпорт СССР; 1989г

14. Галли А. М. Площадка для волейбола, баскетбола и ручного мяча.- М., 1967.-37 с.

.Гандельсман А. Б., Смирнов К. М. Физическое воспитание детей школьного возраста.- М., 1966.- 231 с.

.Голомазов В. А. Волейбол.- М., 1955.- 190 с.

. Голомазов В.А., Ковалев В.Д., Мельников А.Г. Волейбол в школе; М; Просвещение; 1976г

.Горбов Ф. Д. Экспериментальная групповая психология.- В сб.: Проблемы инженерной психологии.- Л., 1966, вып. 4, с. 12.

.Градовская Т. Значение типологических особенностей высшей нервной деятельности спортсменов-волейболистов для спортивной практики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 1959.- 17 с.

.Железняк Ю. Д., Швец К. А. Возрастные аспекты подготовленности волейболистов.- Смоленск, 1,973.- 52 с.

21. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. - М: Физкультура и спорт, 1965

. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. Москва, 1978г.

. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. Москва, 1991г.

. Железняк Ю.Д, Кунянский В.А. Волейбол: у истоков мастерства. Москва, 1995г.

. Железняк Ю.Д. “Юный волейболист”, Учебное пособие для тренеров. Москва. Физкультура и спорт, 1988 год.

26. Загорский Б.И, И.П. Залетаев, Ю.П. Пузырь и др. “Физическая культура”, Высшая школа 1989 г.

. Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии - М., 1981.

28. Коробейников Н.К, А.А.Михеев, Н.Г. Николаенко “Физическое воспитание”, Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. Высшая школа 1984 г.

29.Ивойлов А. В. Биодинамический анализ двигательных действий волейболистов в защите и экспериментальное обоснование путей их совершенствования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 1967.- 19 с.

.Ивойлов А. В. Волейбол.- Минск, 1974.- 288 с.

.Ивойлов А. В. Волейбол.- Минск, 1979.- 192 с.

.Ивойлов А. В. Волейбол. Очерки по биомеханике и спортивней тренировке.-М., 1981.-152 с.

.Иоселиани Д. М. Методика развития прыгучести волейболистов с использованием специальных снарядов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Л., 1955.-22 с.

. Као - Ван - Тхы. Исследование факторов, определяющих высоту прыжка у волейболистов: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1971.

. Клещев Ю. Н. Организационно-методические основы системы многолетней подготовки команд высших разрядов по волейболу: Авторсф. дис. канд. пед. наук.-М., 1973.- 18 с.

.Коробков А. В., Черняев Г. И. Методика оценки физической подготовленности спортсмена/Под ред. Л. В. Коробкова.- М., 1963

.Кувшинников В. Г. Биомеханический анализ прямого нападающего удара и экспериментальное обоснование эффективных средств его совершенствования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 1972.- 17 с.

. Левчук В. А. Экспериментальное обоснование методики совершенствования прямого удара на основе применения информационно-тренажерных устройств: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Л., 1975.- 19 с.

39. Марков К.К. Тренер- педагог и психолог: Психологические проблемы тренерской деятельности в волейболе. Иркутск 1999г

40.Мутафова Ю. Г. Сплоченность как фактор успешной деятельности малой группы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Л., 1971.- 21 с.

.Новиков А. А. Исследование особенностей устойчивости двигательных навыков под влиянием утомления.- В кн.: На борцовском ковре. М., 1970.-134 с.

. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки.- М., 1970.-480 с.

43. Основы волейбола./Сост. О.Чехов. М.: Физкультура и спорт, 1979

44. Подготовка юных волейболистов/Под ред. Ю. Д. Железняка.- М., 1962.-295 с.

45. Попичев М.И. Индивидуализация технической, физической подготовки и отбор юных волейболистов. Москва, 1990г.

46.Поповский В. М. Прогностичность некоторых морфологических и скоростно-силовых показателей при отборе юных волейболистов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Л., 1980.- 18 с.

47. Правдин В.А. и др. Волейбол - игра для всех - М.: Физкультура и спорт, 1966г.

48. Прельман М.Р. Специальная физическая подготовка волейболистов; М; Физкультура и спорт; 1969г

49.Саркисов М. С. Двигательные реакции в моделируемых условиях спортивной игры как показатель специальной тренированности волейболистов: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Баку, 1971.-17 с.

.Сергеев Э. А. Исследование методов отбора юных волейболистов и прогнозирование роста их спортивных достижений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-Л., 1979.-17 с.

51. Слупский Л.Н. Волейбол: Подготовка связующих. Москва, 1994г

52. Слупский Л.Н. Волейбол: игра связующего; М; Физкультура и спорт; 1984г

53.Слупский Л. Н. Исследование специализации функций в специфических условиях игровой деятельности (на материале волейбола): Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-Л., 1974.-18 с.

54. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. - М.: Просвещение, 1988

. Современная система спортивной подготовки. Под ред. Суслова Ф.П, Сыча В.Л, Шустина Б.Н. Москва 1995г.

56.Стибиц Ф. Волейбол (пер. с чешек.).- М., 1960.- 224 с.

. Топышев О. П., Алиханов С. И., Романов П. В. Исследование ударного движения в волейболе методами электрогониометрии и электромиографии.- Теория и практика физической культуры, 1976, № 6, с. 14-16.

.Фетисова С. Л. Биомеханическое исследование подач в волейболе и методика их совершенствования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Л., 1974.- 17 с.

.Фурманов А. Г. Начальное обучение волейболистов.- Минск, 1976.- 148 с.

60. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. - М.: Физкультура и спорт, 1983г.

. Шипулин Г.Я. Сердюков О.Э. Эффективность технико-тактических действий в соревновательной деятельности // Теория и практика ФК. 2001г, №6, стр. 34-36.

62. Щагин В. И. Мяч в воздухе.- М., 1955.- 154 с.

.Эйнгорн А. Н. 500 упражнений для волейболистов. - М., 1959- 204 с.

Приложение

Таблица 1 Показатели физической подготовленности экспериментальной группы 5 А класс (до эксперимента)

Ф И О

5 х 10м (сек)

Прыжок в длину с места (см)

Бросок мяча (1 кг)(м)

Бег 1500м (мин)

Андриенко Владимир Васильев Кирилл Вишкова Екатерина Габидулин Иван Дацук Юрий Губина Аня Кот Настя Панчева Ольга Кокорин Вячеслав Кондратьев Евгений Сидорович Ольга Толстихина Яна Семенов Дмитрий Сиротинин Сергей Гончарик Елена Переведенцева Людмила Мехов Андрей Релех Влад

17.9 18.9 23.6 17.8 19.8 25.0 23.6 24.0 17.6 18.8 21.2 22.8 21.9 22.2 22.2 22.5 19.9 20.1

150 142 130 167 140 115 133 128 157 160 143 130 126 139 138 135 141 144

4.26 4.10 2.82 4.40 3.38 2.34 2.48 2.28 4.80 4.40 2.80 2.51 4.14 3.95 2.90 2.82 3.85 4.09

7.59 8.40 10.38 8.13 9.31 10.52 10.30 10.58 8.52 8.42 10.21 9.59 9.32 8.38 10.54 9.42 8.50 8.56


Среднее арифметическое (М)

21.1

139.8

3.4

9.2


Среднеквадратичное Отклонение (Q)

2.0

11.2

0.7

0.8


Стандартная ошибка средней арифметичной (m)

0.45

2.6

0.15

0.18


Таблица 2 6 А класс (после эксперимента)

Ф И О

5 х 10м (сек)

Прыжок в длину с места (см)

Бросок мяча (1 кг)(м)

Бег 1500м (мин)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Андриенко Владимир Васильев Кирилл Вишкова Екатерина Габидулин Иван Дацук Юрий Губина Аня Кот Настя Панчева Ольга Кокорин Вячеслав Кондратьев Евгений Сидорович Ольга Толстихина Яна Семенов Дмитрий Сиротинин Сергей Гончарик Елена Переведенцева Людмила Мехов Андрей Релех Влад

17.1 17.8 20.0 17.0 17.9 20.2 20.6 20.3 16.9 17.8 19.2 20.4 18.7 18.9 20.0 19.6 17.8 18.0

178 166 162 186 171 141 151 150 189 192 159 144 150 167 162 151 176 170

4.95 4.86 3.58 5.22 4.42 3.38 3.86 3.30 5.46 5.22 3.65 3.40 4.95 4.90 3.67 3.80 4.79 5.00

6.51 7.16 8.28 7.10 7.38 9.16 8.58 9.07 7.32 7.25 8.30 9.00 7.55 7.26 8.53 9.01 7.40 7.51


Среднее арифметическое (М)

18.7

164.7

4.3

7.9


Среднеквадратичное Отклонение (Q)

1.0

14.0

0.6

0.7


Стандартная ошибка средней арифметичной (m)

0.2

3.3

0.15

0.16


Таблица 3


Средняя ошибка разности

4.8

5.9

4.2

6.5


Достоверность различий между результатами до и после эксперимента (по таблице Стьюдента)

Р<0.001

P<0.001

P<0.01

P<0.001


P > 0.05 - нет достоверных различий ( если t= от 0 до 1.9)

P < 0.05 - есть достоверные различия в малой степени ( если t= от 2.0 до 2.5)

Р < 0.01 - есть достоверные различия в средней степени ( если t= от 2.6 до 3.3)

Р < 0.001 - есть достоверные различия в высокой степени ( если t= от 3.4 и выше)

Таблица 4 Показатели физической подготовленности испытуемых контрольной группы 5 Б класс

Ф И О

5 х 10м (сек)

Прыжок в дл. с места(см)

Бросок Мяча (1 кг)(м)

Бег 1500м (мин)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Воробьев Сергей Казаков Виталий Мармышев Евгений Тоята Рима Гречкин Толя Шмелева Екатерина Зимина Елена Руденко Евгений Часовских Света Журавлева Екатерина Короткова Мария Торопов Александр Мельников Михаил Симанчук Надя Шмелева Елена Щуров Владимир Химич Андрей Козлов Николай

17.9 18.6 18.5 22.8 18.9 25.1 22.8 18.3 24.6 20.9 22.2 19.8 21.9 21.8 22.6 22.0 21.1 19.6

156 148 168 130 145 115 132 156 122 140 125 166 130 140 138 130 125 150

4.48 4.40 4.80 2.95 3.80 2.80 3.00 4.84 2.73 2.75 2.40 4.68 4.30 2.63 2.69 4.20 4.00 4.55

7.21 8.15 7.38 10.44 8.57 10.40 9.53 8.06 11.28 10.39 9.42 8.33 8.46 11.30 9.32 9.01 8.48 8.52


Среднее арифметическое (М)

21.0

139.77

3.65

9.15


Среднеквадратичное Отклонение (Q)

2.0

14.56

0.65

1.1


Стандартная ошибка средней арифметической (m)

0.5

3.4

0.15

0.25

Таблица 56 Б класс

Ф И О

5 х 10м (сек)

Прыжок в дл. с места(см)

Бросок мяча (1 кг)(м)

Бег 1500м (мин)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Воробьев Сергей Казаков Виталий Мармышев Евгений Тоята Рима Гречкин Толя Шмелева Екатерина Зимина Елена Руденко Евгений Часовских Света

17.6 17.4 17.0 21.1 17.8 23.4 20.9 16.8 23.2

178 155 178 144 149 137 140 178 138

4.91 4.50 5.20 3.40 4.22 3.05 3.28 5.36 3.03

6.55 7.37 7.25 9.58 8.25 10.00 9.20 7.31 10.50

10

Журавлева Екатерина

19.7

158

3.18

10.02

11

Короткова Мария

21.0

131

3.18

8.50

12

Торопов Александр

17.6

189

4.99

8.05

13

Мельников Михаил

20.0

142

4.72

7.54

14

Симанчук Надя

20.2

162

3.27

10.33

15

Шмелева Елена

20.8

159

3.11

9.00

16

Щуров Владимир

20.6

152

4.41

8.12

17

Химич Андрей

20.0

136

4.82

8.11

18

Козлов Николай

17.8

157

4.79

8.17


Среднее арифметическое (М)

19.6

154.61

4.07

8.55


Среднеквадратичное Отклонение (Q)

1.75

15.9

0.64

1.0


Стандартная ошибка средней арифметической (m)

0.4

3.7

0.15

0.2

Таблица 6


Средняя ошибка разности

2.1

3.0

2.1

2.0


Достоверность различий между результатами до и после эксперимента (по таблице Стьюдента)

Р<0.05

P<0.01

P<0.05

P<0.05

P > 0.05 - нет достоверных различий ( если t= от 0 до 1.9)

P < 0.05 - есть достоверные различия в малой степени ( если t= от 2.0 до 2.5)

Р < 0.01 - есть достоверные различия в средней степени ( если t= от 2.6 до 3.3)

Р < 0.001 - есть достоверные различия в высокой степени ( если t= от 3.4 и выше)

Похожие работы на - Технология планирования учебной программы по физическому воспитанию для учащихся 5-6 классов, основанной на игре волейбол

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!