О ходе реализации приоритетного национального проекта в сфере образования: постановление Президиума ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 5 от 20.03.2006 г. // ОвД. - 2006. - № 15. - С. 11-19
Глава II. Деятельность ОМСУ муниципального образования г. Южно-Сахалинска по реализации ПНП на территории
школьное образование муниципальный
Национальный проект «Образование»
В целях реализации проекта на территории области утвержден региональный сетевой план-график основных мероприятий на 2012 год.
По направлению «Модернизация системы дошкольного образования» реализуется долгосрочная целевая программа «Обеспечение доступности дошкольного образования в Сахалинской области на 2011-2015 годы».
Заключены муниципальные контракты на строительство ДДУ в 5-ти муниципальных образованиях. Ввод объектов - IV квартал 2012 года.
В первом полугодии 2012 года после проведения капитального ремонта введены в действие дошкольное учреждение на 220 мест в г. Южно-Сахалинске,
По направлению «Достижение стратегических ориентиров, заявленных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» на проведение региональных конкурсов, направленных на стимулирование образовательных учреждений и педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, из областного бюджета на 2012 год выделено 5,6 млн. рублей.
В мае 2012 года утвержден список победителей и лауреатов конкурса лучших учителей. В соответствии с установленной квотой, к профессиональному празднику День учителя, за счет федерального бюджета 3 победителя получат денежное поощрение в размере 200 тыс. рублей, 10 участников конкурса - в размере 100 тыс. рублей за счет средств областного бюджета. Чествование педагогов состоится в октябре текущего года в ходе торжественного приема Губернатора области.
Проведен конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в котором приняли участие 11 школ. По итогам конкурса определено пять школ - победителей для получения государственной поддержки в размере 1 млн. рублей на реализацию проектов долгосрочного развития (3 школы в г. Южно-Сахалинске),
В конкурсе на лучшую областную инновационную площадку определено 3 победителя (2 школы г. Южно-Сахалинска). Размер премий составил 100 тыс. рублей.
В муниципальных конкурсах достижений талантливой молодежи приняло участие более 2 тыс. человек, на организацию и поощрение победителей из местных бюджетов в январе-июне 2012 года израсходовано 1,2 млн. рублей.
В рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» на территории области с применением дистанционных технологий обучаются 85 детей с ограниченными возможностями здоровья из 14 муниципальных образований.
Образовательный процесс осуществляется 210 педагогами и 38 координаторами общеобразовательных учреждений. Дети обучаются по всем дисциплинам учебного плана школ по месту проживания.
К ресурсам Интернет подключено 115 базовых рабочих мест детей-инвалидов и педагогов, а также методистов Центра дистанционного образования (73 - по наземному каналу, 42 - по спутниковому).
На данные цели из областного бюджета за январь-июнь 2012 года израсходовано 30,5 млн. рублей (67,2% от плана).
Проводится работа по организации дистанционного обучения с 2013 года для следующей группы детей (30 человек).
За январь-июнь 2012 года ежемесячное денежное вознаграждение получили 2548 педагогов. На данные цели за счет средств федерального бюджета израсходовано 40,9 млн. рублей (59,6% от плана), из областного бюджета - 50,9 млн. рублей (49,5%).
На обеспечение горячего питания всех учащихся начальных классов и учащихся 5-11 классов из малоимущих семей, а также семей, находящихся в социально опасном положении, из областного бюджета в январе-июне 2012 года выделено 107,1 млн. рублей (57,1% от плана).
Комплекс мер по модернизации системы общего образования г Южно-Сахалинска Сахалинской области в 2011 году (далее - Комплекс мер) разработан в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В., данным на заседании Правительства Российской Федерации 04 апреля 2011 года (протокол № 11, пункт 3), постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».
Расходные обязательства по данным направлениям Комплекса мер предусмотрены следующими нормативными законодательными актами:
Закон Сахалинской области от 01 августа 2008 года № 75-ЗО «Об образовании в Сахалинской области»;
- постановление администрации Сахалинской области от 24 декабря 2010 года № 414-па «Об областной целевой программе «Здоровое питание обучающихся в образовательных учреждениях Сахалинской области
на 2010 - 2012 годы» (определяет порядок и размер выплат на организацию питания обучающихся, перечень необходимого технологического оборудования, объем средств на его приобретение);
постановление администрации Сахалинской области от 20 января 2009 года № 17-па «Об областной целевой программе «Пожарная безопасность образовательных учреждений в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы» (определяет объекты, мероприятия и объемы финансирования с целью повышения пожарной безопасности учреждений);
постановление Правительства Сахалинской области от 15 сентября 2010 года № 438 «О долгосрочной целевой программе Сахалинской области «Повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращение издержек в бюджетном секторе Сахалинской области в 2010 - 2015 годах и в перспективе до 2020 года».
Расходные обязательства, предусмотренные данными нормативными законодательными актами, соответствуют направлениям, обозначенным в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года
№ 436 «О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».
В 2011 году федеральная субсидия была направлена на возмещение произведенных в 2011 году расходов бюджета Сахалинской области, связанных с исполнением расходных обязательств, связанных с пополнением фондов библиотек общеобразовательных учреждений.
Организационная структура управления комплексом мер направлена на достижение поставленных целей посредством распределения ответственности, полномочий и прав при реализации Комплекса мер.
В целях общей координации проекта создан межведомственный совет при Правительстве Сахалинской области по вопросам реализации проекта по модернизации системы общего образования Сахалинской области (далее - Совет).
В состав Совета включены: заместитель председателя Сахалинской областной Думы, секретарь регионального отделения политического совета Сахалинского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Кислицин Александр Степанович, представители областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, системы общего образования, общественных организаций, представляющих интересы педагогического сообщества.
Ответственное лицо за реализацию проекта в Сахалинской области - заместитель председателя Правительства Сахалинской области Ирина Ивановна Трутнева, председатель Совета.
Уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по реализации Комплекса мер распоряжением Правительства Сахалинской области определено министерство образования Сахалинской области.
В целях практической реализации проекта, мониторинга, координации и оперативного контроля за ходом выполнения Комплекса мер в министерстве образования Сахалинской области сформирована и утверждена рабочая группа под руководством министра образования Сахалинской области Евгения Александровича Сафонова.
В соответствии с правовым актом министерства образования Сахалинской области региональным оператором реализации Комплекса мер определено государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Сахалинской области» (ректор - Шевченко Андрей Николаевич). Оператор проекта обеспечивает организацию и проведение электронного мониторинга хода реализации проекта как системы мер контроля непрерывного отслеживания результатов (промежуточных и итоговых), соблюдения нормативных процедур его проведения и достижения целей проекта, а также осуществляет методическое сопровождение проекта «Институт развития образования Сахалинской области».
2.2 Внедрение новых образовательных технологий, как элемент повышения качества образования
Решение стратегической задачи совершенствования технологий повышения качества образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
) реализация ПНПО как механизма системных изменений и инновационных преобразований в регионе.
Реализацию настоящих мероприятий осуществляют департамент образования Сахалинской области и администрации муниципальных образований Сахалинской области.
В рамках мероприятия планируется: развитие механизмов конкурсной поддержки образовательных учреждений, обеспечивающих формирование инновационных образовательных программ и использование новых технологий обучения.
Результатом реализации данных мероприятий станет существенное улучшение условий обучения, развитие и совершенствование инновационных педагогических практик. Будут созданы условия для обеспечения внедрения эффективных образовательных технологий.
2) расширение использования современных образовательных технологий, в том числе информационных и коммуникационных. Широко внедряются в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии. Сегодня в школах находится
996 единиц компьютерной техники, из которых 3 775 используется в учебном процессе, из них 2 033 находится в предметных кабинетах. На одно автоматизированное рабочее место (АРМ) ученика приходится 11 обучающихся. В школах 101 компьютерных класса, более 200 мультимедийных проекторов, 170 интерактивных досок и др.
С 2009 года поэтапно внедряется единая система автоматизации управления образованием области NetSchool «Сетевой Город. Образование» в рамках реализации областной целевой программы «Электронный Сахалин».
В городе началась работа по созданию региональной сети ресурсных центров, которые являются ключевым инструментом развития информационно-коммуникационной структуры, обеспечивающей переход сферы сахалинского образования на современные технологии обучения. Это абсолютно новое для Сахалинской области направление. Пять школ - победителей приоритетного национального проекта «Образование» оборудованы аппаратно-программными комплексами «Лаборатория «Архимед», основная задача которых - организация сетевого взаимодействия и экспериментальной деятельности старшеклассников.
Реализацию настоящих мероприятий осуществляют департамент образования Сахалинской области, администрации муниципальных образований Сахалинской области, Сахалинский областной институт переподготовки и повышения квалификации кадров, подведомственные образовательные учреждения.
Мероприятия направлены на создание условий для дальнейшего развития информационной образовательной среды Сахалинской области, внедрение в учебный процесс современных электронных средств поддержки и сопровождения учебного процесса.
3) обновление структуры и содержания образования на основе вводимых стандартов общего и профессионального образования, оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей.
В рамках направления планируется: создание условий для внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения; разработка программно- учебно -методических комплексов для реализации профильного обучения и индивидуальных образовательных программ; разработка и издание учебно-методических пособий по предметам.
Результатом реализации данных мероприятий станет творческая реализация базисного учебного плана образовательных учреждений, отражающего нормативы государственного образовательного стандарта, его региональной составляющей, позволяющей удовлетворять запросы населения в образовательных услугах посредством личностно-ориентированных технологий воспитания и обучения.
4) развитие профильного обучения на старшей ступени общего образования, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей.
Мероприятия направлены на усиление влияния образования на социализацию и гражданскую идентификацию личности, ее профессиональное самоопределение, формирование способности и готовности к самореализации.
Результатом реализации данных мероприятий станет создание сетевого взаимодействия профильных классов и школ, углубление вариативности и индивидуализации образования, расширение доступности качественного образования для выпускников отдаленных и сельских школ.
5) формирование системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования, проведение летних научных лагерей и школ, развитие системы конкурсов и олимпиад, с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций.
Мероприятия направлены на обеспечение образовательных потребностей одаренных детей с целью воспроизводства интеллектуального потенциала области.
В рамках направления планируется: обновление практики деятельности летних (сезонных) профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся; расширение системы олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников; развитие модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся; проведение областных мероприятий предметной направленности; спартакиады школьников и обучающихся учреждений профессионального образования; слеты, акции.
) Обеспечение здоровья школьников.
Мероприятия направлены на обеспечение здоровья школьников, формирование здорового образа жизни.
В рамках направления планируется: внедрение новых технологий и методики здоровье сберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса; разработка и реализация рекомендаций по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся; организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни; формирование и развитие механизмов взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта.
Результатом реализации данных мероприятий станет переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников; улучшение здоровья школьников.
2.3 Мониторинг качества образования, как элемент механизма контроля за реализацией ПНП « образование» на территории муниципального образования г. Южно-Сахалинска
. Мониторинг может выступить средством повышения качества образования в регионе, если он представляет собой процедуру выявления и описания количественных и качественных показателей в соотнесении с федеральными и региональными требованиями к оценке качества образования, а его результаты являются информационной основой для корректировки, прогнозирования, планирования мероприятий, направленных на достижение качества образования в соответствии со спецификой конкретного региона
. Использование мониторинга как средства повышения качества образования в регионе возможно при наличии критериев и показателей оценки образования, отражающих особенности региона; а также разработке технологии проведения мониторинга с учетом региональной специфики.
. Показатели качества образования в конкретном регионе могут быть разбиты на две группы: инвариантную и вариативную. Инвариантные показатели позволяют оценить качество дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями. Вариативные показатели позволяют учесть региональную специфику образования.
. Процедура применения мониторинга как средства повышения качества образования включает следующие этапы:
подготовительный (сбор информации в регионе о качестве образования с использованием инвариантных и вариативных показателей);
аналитический (систематизация и обобщение полученных данных, выявление наиболее острых проблем, снижающих качество образования региона);
практический (разработка на основе данных мониторинга ряда мероприятий (управленческого, педагогического, методического, организационного характера), направленных на внесение корректив в различные направления деятельности образовательных учреждений региона с целью повышения качества образования и механизм использования мониторинга как средства повышения качества образования в регионе предполагает наличие взаимосвязанных (прямых и обратных) действий руководителей образования всех уровней (регион, муниципалитет,) и специалистов всех видов.
Вместе с тем мониторинг может выступать не только как процедура оценки качества образования, но и как средство его повышения. Этот аспект практически не исследован. В большинстве работ по проблемам качества образования мониторинг рассматривается в рамках деятельности федеральных органов управления (К.Ю. Белая, Н.А.Виноградова, Л.И. Фалюшина и др.), с помощью которого оценивается качество реализации государственных стандартов и основных образовательных программ образования на уровне региональных, муниципальных образований. Мониторинг часто проводится без учета региональной специфики образования, не используются возможности мониторинга как средства повышения качества образования, не вполне отработан системный механизм использования результатов мониторинга на различных уровнях управления (регион, муниципалитет, администрация образовательного учреждения), а также в деятельности педагогов образовательных учреждений. Вместе с тем именно на уровне региона и муниципалитета доходит до конкретного гражданина образовательная политика государства, удовлетворяются образовательные потребности населения, живущего на конкретной территории региона, имеющего политическую, экономическую, культурную, социальную, национальную специфику. Данная специфика требует помимо учета федеральных требований к процедуре мониторинга разработки дополнительных подходов, принципов, критериев, показателей, технологий, условий.
Оценка качества образования в г.Южно-Сахалинске позволила установить следующие региональные проблемы: недостаточное материально-техническое обеспечение; неблагополучные тенденции показателей здоровья детей; нарушения норм предельной наполняемости в группах дошкольного образования, классах в школах; слабое программно-методическое обеспечение; низкий уровень кадрового обеспечения. Использование мониторинга как средства повышения качества образования в муниципальном образовании возможно при условии разработки технологии оценки качества образования с учетом региональных особенностей образования.
Заключение
Современный этап модернизации образования, усложнение его функций обострил необходимость внедрения различных технологий,в том числе мониторинга как элемента механизма повышения качества образования.
Непрерывное отслеживание такого сложного педагогического явления как качество образования, изменяющегося не только с течением времени, но и в зависимости от типа образовательного учреждения, его приоритетного направления, реализуемых вариативных общеобразовательных программ и т.д., могут быть осуществлены посредством мониторинга.
Реализация мониторинга как средства повышения качества образования необходима для педагогического прогнозирования, принятия адекватных управленческих решений относительно хода образовательного процесса. Только организованный мониторинг способен удовлетворить эти требования.
Под качеством образования мы понимаем:
совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающихся;
степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач, главными социальными институтами, обеспечивающими это качество, являются образовательные учреждения (образовательное учреждение, школа, высшие учебные заведения и т.д.);
социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности;
Главным показателем качества образования является способность данной ступени образования обеспечивать удовлетворение всего комплекса потребностей педагогов, родителей, детей, создавая, таким образом, соответствующую мотивацию их деятельности по повышению качества основных условий образовательного процесса, качества реализации образовательного процесса, качества результатов образовательного процесса.
Одной из основных причин выявленных региональных проблем качества образования является отсутствие системы, технологии мониторинга, критериев и показателей оценки качества образования и неэффективное использование мониторинга как средства повышения качества образования в регионе.
С учетом современных требований к качеству образования и с учетом региональных особенностей критериями оценки качества образования в Южно-Сахалинске выступили: оценка организации деятельности образовательного учреждения, материально-техническая база образовательного учреждения, программно-методическое обеспечение образовательного процесса, кадровое обеспечение образовательного процесса, удовлетворение потребностей системы образования, особенности развития детей.
Эффективными условиями использования мониторинга как средства повышения качества образования выступили: разработка технологии мониторинга как средства повышения качества образования. Под технологией использования мониторинга как средства повышения качества образования в муниципальном образовании понимается система действий его субъектов, выстроенная как особая процедура, реализующая исходные принципы, принятые критерии, показатели, и направленная на выявление факторов, условий, показателей оказывающих наибольшее влияние на качество образования в муниципальном образовании и разработку мер воздействия, с целью повышения их эффективности в системе образования, обеспечения оптимального функционирования образования,при этом: критериями качества образования выступают - оценка организации деятельности образовательного учреждения; материально-техническая база образовательного учреждения; программно-методическое обеспечение образовательного процесса; кадровое обеспечение образовательного процесса; удовлетворение потребностей населения образовании; отдельные направления развития детей; показатели, соответствующие критериям качества образования в конкретном регионе, включают инвариантные и вариативные компоненты.
Процедура применения современных технологий как средства повышения качества образования включает следующие этапы:
подготовительный (сбор информации в региональной системе о качестве дошкольного образования с использованием критериев и показателей содержащих инвариантные и вариативные компоненты);
аналитический (предполагает систематизацию и обобщение полученных данных, для выявления наиболее значимых проблем в дошкольном образовании и влияющих на его качество в регионе);
практический (разработка на основе данных мониторинга ряда мероприятий (педагогического, методического, организационного характера), направленных на внесение корректив, изменений в различные направления деятельности образования региона с целью повышения ее качества.
Исследованная нами проблема рассмотрена как начало разработки комплексного мониторинга качества региональной системы образования и в перспективе могут быть исследования по другим направлениям. Основными объектами мониторинга в последующем могут выступать: нормативы оценок результатов по всем показателям качества образования и др.
Список использованных источников
1. Агранович, М. Индикаторы оценки качества образования Текст. / М.Агранович, П.Кондрашов // Директор школы. - 2007. - № 5. - С. 5-7.
. Астахов, А. Краткий словарь важнейших правовых, экономических, экологических терминов и понятий Текст. / А. Астахов, В. Зайденварг, М. Певзнер, В. Харченко. - М.: Дашков и К, 2002.
. Ахметова, Д. 3. Теория и практика развития школы-комплекса в условиях инноваций и педагогического мониторинга Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: Спец. 13.00.01 / [Казан, гос. ун-т]. - Казань, 1997. С.10
. Белкин, A.C. Профессиографический мониторинг подготовки специалиста в системе высшего педагогического образования Текст. / A.C. Белкин, С.Н. Силина. -Шадринск: Шадр. гос. пед. ин-т. 1999. 66 с.
. Болотов, В.А. Становление общероссийской системы оценки качества образования Текст. / В.А.Болотов // Справочник заместителя директора школы. 2007. - № 10. - С. 18-24.
. Болотов, В.А. Система оценки качества Российского образования. Текст. / В.А. Болотов, Н.Ф.Ефремова // Педагогика. - 2006. №1. - С.22-31.
. Горемыко, М. В. Управление качеством общего образования региона на основе кластерного подхода Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: спец. 13.00.01 / Горемыко Михаил Владимирович. - М., 2010.
. Горемыко, М. В. Качество образования в регионе: проектный метод управления. Текст. / М.В. Горемыко // Народное образование. - М., 2008.-№7.-С. 122-129
. Денякина, JI.M. Технологии управления образовательным учреждением Текст. / JI. М.Денякина. - Минск: Бизнесофсет, 2004. - 204 с.
. Денякина, JI.M. Инновационные технологии в управлении образовательным учреждением Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: спец. 13.00.01 <Общ. педагогика, история педагогики и образования> / Денякина
. Кайнова, Е.Б. Качество образования и способы его измерения. Текст. / Е.Б. Кайнова. М.: АПКиППРО, 2006. - 120 с
. Карпушин, Н. Муниципальная модель мониторинга качества образования Текст. / Н. Карпушин, JI. Гаджиева, И. Петроградских // Народное образование. 2006. - №1. - С.93-97.
. Ковалева, Г. Международное исследование TIMSS Текст. / Г. Ковалева // Народное образование. - 2005. - С.35-36.
. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г.г. Утверждена распоряжением правительства РФ от 3 сентября 2005г. № 1340-р. Текст.
. Концепция областной целевой программы «развитие образования в Сахалинской области на 2010-2012 г.г. Текст. / Утверждена администрацией Сахалинской области 27 апреля 2009г. № 254-ра