Развитие дополнительного образования в Новосибирске и области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,14 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие дополнительного образования в Новосибирске и области

Введение

Актуальность. Система дополнительного образования детей в современных российских условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие детей.

Изначально внешкольное образование не входило в государственную систему народного образования и объединяло такие формы, как публичные лекции, вечерние школы, народные библиотеки и театры, народные университеты, профессиональные курсы, повторительные классы и т. д. И только в 1918 г. оно обрело статус государственного.

Обращение к историческим урокам становления отечественной системы дополнительного образования детей - это стремление не просто проанализировать одну из областей педагогической теории и практики. Это еще и попытка рассмотреть особенности формирования, изменения, характера детерминации такого рода комплексной, межотраслевой и междисциплинарной по своей сути сферы социальной жизни, как дополнительное образование детей. Это нужно еще и для того, чтобы понимать, как руководителю и педагогу работать сегодня, используя наиболее ценное из накопленного богатого опыта и стремясь избежать вероятных ошибок.

Сегодня в Российской Федерации система дополнительного образования детей все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг.

Сказанное актуализирует роль дополнительного образования детей на современном этапе, требует его разноуровневой проработки и исследования с учётом современных тенденций развития национальной образовательной системы Российской Федерации. В настоящее время имеется ряд работ российских ученых, исследующих систему дополнительного образования детей, среди которых В.И. Андреев, А.Г. Асмолов, В.А. Березина, Л.Н. Буйлова, В.П. Голованов, Д.Н. Грибов, О.И. Донина, М.Р. Катукова, М.Б. Коваль, О.А. Мирончева, С.В. Сальцева, А.П. Фадеева, А.И. Щетинская и др.

Проблема. Тем не менее, в настоящее время актуальность возвращения к истокам становления внешкольного образования связана с возрастающей потребностью в извлечении, оценке и практическом использовании того богатого опыта.

Цель курсовой работы - изучение развития системы дополнительного образования детей на примере г. Новосибирска.

Предмет исследования - дополнительное образование детей.

Объект исследования - развитие дополнительного образования детей в России и Новосибирске.

Задачи исследования:

) охарактеризовать систему дополнительного образования в дореволюционной России;

) изучить основные особенности дополнительного образования в советский период;

) рассмотреть развитие системы дополнительного образования в Новосибирске и НСО;

) проанализировать историю развития дополнительного образования на примере Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Новосибирска Центр внешкольной работы «Галактика».

Глава 1. Становление и развитие дополнительного образования в России

образование дополнительный внешкольный

1.1Становление системы дополнительного образования в России в дореволюционный период

Зарождение дополнительного (внешкольного) образования во второй половине XIX в. - это образование, прежде всего взрослых, а затем и детей, которое было обусловлено определенными социально-экономическими, политическими и культурными условиями России в этот период: переход страны к капиталистическому, машинному способу производства (для которого требовался более образованный рабочий); осознание прогрессивной частью общества необходимости просвещения широких народных масс; подъем гуманистической мысли и демократизация общественной жизни страны, где одной из форм ее проявления было становление и развитие местного самоуправления. Мы говорим о внешкольном образовании в этот период, так как сам термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Отмена крепостного права в России повлекла за собой переоценку нравственных ценностей, прежде всего, признание значимости человеческой личности самой по себе, гуманного отношения в обществе к женщинам и детям. Выдающиеся деятели просвещения того времени внесли неоценимый вклад в дальнейшую разработку теории и практики построения процесса воспитания на принципиально новой основе, предполагающей уважение личности обучающегося, развитие его природных способностей, в том числе и в дополнительном образовании.

Весьма ценны, в этой связи, педагогические взгляды великого русского педагога К.Д. Ушинского, который считал, что «нельзя преувеличивать влияние школы на развитие ребенка. Школа не имеет права вторгаться в чуждую ей область и мешать своими уроками влиянию других великих воспитателей человека: природы и жизни».

Одной из основных задач учителя он видел в том, чтобы не только передавать знания, но и развивать в нем (в ученике) желания и способность приобретать новые знания.

В современной трактовке с учетом развития педагогической теории и практики это положение могло бы звучать не сколько по-иному: современное общеобразовательное учреждение должно иметь в своей образовательной системе такие компоненты основного и дополнительного образования, которые в образовательных целях позволяют широко использовать возможности природной и социокультурной среды, создавать условия и ситуации, влияющие на развитие мотивации и способностей ребенка к по знанию, научному и социальному творчеству, самосовершенствованию.

В период своего зарождения и вплоть до Октябрьской революции внешкольное образование не носило государственный характер. Оно развивалось, главным образом, на основе «частной инициативы» различных общественных объединений, союзов, кооперации, профсоюзов, отдельных личностей и органов местного самоуправления. Появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс. Проходит бурное развитие общественно-педагогической мысли в России.

За всю длительную историю российского образования не только общественные объединения, но и административно-правительственные круги выступили инициаторами создания внешкольных учреждений для детей. Частная инициатива и местное самоуправление были тесно взаимосвязаны. Конец ХIХ - начало ХХ в. характеризуется разнообразием направлений научных исследований в области педагогического знания и заметного влияния педагогических теорий на характер детских учреждений, их образовательную жизнь. Кредо российского педагогического сообщества этого периода (по мнению М.В. Богуславского), сводилось к следующим принципам:

признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности;

направленность образования и воспитания на самоактуализацию, саморазвитие и самоорганизацию учащегося в различных видах деятельности (познавательной, трудовой, эстетической);

трактовка интересов развивающейся личности как приоритетных образовательных целей, носящих характер «самодостаточной самобытности»;

ориентация на субъект-субъектные отношения между педагогом и воспитанниками;

подчеркивание активно-деятельностной роли обучающегося в многообразном процессе учения и обучения, включение в познавательную деятельность целостной детской личности в ее духовных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлениях.

По мнению инициаторов дополнительного образования, реализация этих принципов возможна только в альтернативной школе педагогической среде, где доминирует право ребенка на свободный выбор и самоопределение: «...Только при свободе можно избежать обычного явления: вызывания отвращения к предметам, которые в свое время и свободно были бы любимы. Только при свободе возможно узнать, к какой специальности ученик имеет склонность, только свобода не нарушает воспитательного влияния».

Именно идея о свободном выборе и праве ребенка на ее осуществление в собственном образовании является, с нашей точки зрения, приоритетной для современного дополнительного образования детей.

Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Заслуга в этом представителей прогрессивной интеллигенции - П.Ф. Лесгафта, С. Шацкого, А.. Зеленко, К.А. Фортунатова и др., которые, пытаясь противостоять консерватизму официального воспитания и образования, говорили о создании благоприятных условий для развития индивидуальных качеств личности ребенка, а также о формировании у него ответственности, солидарности, товарищества. И не только говорили. Жизнь и разнообразные занятия в организованных ими клубах, несомненно, способствовала этому. Из всех институтов воспитания эти объединения были наиболее демократичны, т. к. обеспечивали равное участие детей и взрослых в управлении и организации жизнедеятельности коллективов.

Из практических начинаний С.Т. Шацкий делает педагогически значимые выводы, главный из которых: «Воспитание есть особым образом организованная жизнь детей». Для детей важен факт участия в деятельности сообщества сверстников, подчеркивал Шацкий, - они влияют друг на друга сильнее, чем взрослые. Руководители детских сообществ должны работать вместе с ними, становиться членами единого коллектива. Эту мысль актуализирует позднее А.С. Макаренко, развивший теорию и методику деятельности детского коллектива.

Дополнительное (внешкольное) образование в конце ХIХ - начале ХХ в., преодолевая большие трудности, развивалось на общественных гуманистических началах как яркое демократическое явление, связанное с осуществлением на практике идеалов свободного образования и просвещения народа, где огромную роль сыграли такие общественные движения, как частная инициатива и местное самоуправление. Учреждениями внешкольного образования в этот период был накоплен богатый организационно-педагогический опыт. К сожалению, после Октябрьской революции теоретические разработки известных педагогов прошлого, богатейший практический опыт учреждений были забыты.

Тем не менее, изучая становление и развитие системы дополнительного образования в России в этот период, можно отметить, что возникнув как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов, форм демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики. Являясь частью социокультурной среды, внешкольные объединения всегда своей деятельностью реализовывали принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на все изменения, как в потребностях самого ребенка, так и общества.

На рубеже XIX - XX вв. в России была разработана теория внешкольного образования, которую представляли три основные концепции:

. Антрополого-гуманистическая концепция. Она сформировалась и развивалась в контексте общей проблемы «человек - образование - культура - творчество» (В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, С.О. Серополко, В.И. Чарнолуский, Н.В. Чехов, С.Т. Шацкий). Светская направленность этой концепции характеризовалась тремя уровнями: философским, социальным, педагогическим:

) на философском уровне внешкольное образование рассматривалось как «постоянная внутренняя работа личности над всеми элементами человеческого Я, не только психическими, но и физическими» (Е.Н. Медынский);

) социальный уровень внешкольного образования был представлен идеей о том, что оно является не только образованием взрослых, но и самообразованием;

) на педагогическом уровне внешкольное образование было представлено как антропогогика.

. Идеалистическая модель (С.И. Гессен). Основу этой концепции составляет идея о том, что внешкольное образование как «духовное и образовательное странничество» - один из наиболее эффективных путей вхождения индивида в культуру. Внешкольное образование не прекращается на протяжении всей жизни человека, самодетерминировано и глубинно укоренено в культуре.

В 1923 г. ученый-педагог, философ и публицист С.И. Гессен в работе «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» также ввел понятие «внешкольное образование». Он писал, что «внешкольное образование более всего развито именно там, где широко и правильно поставлено образование школьное, не только не делающее ненужным внешкольное образование, но, напротив, вызывающее в нем особенную потребность» и останавливался «не перебирая всех форм, только на двух, главных с его точки зрения, библиотеках и народных университетах».

. Религиозная концепция (В.В. Зеньковский). Это концепция характеризуется как христианско-антропологическое направление в педагогике внешкольного образования, где человек рассматривается как активный субъект образования. Религиозное внешкольное образование понималось В.В. Зеньковским в основном как религиозно-нравственное воспитание. К концептуальным основам современного дополнительного образования детей в России, которые были заложены в дореволюционную эпоху, можно отнести:

учет индивидуальных склонностей и возрастных особенностей воспитанников;

добровольность, свободу выбора детьми нужного им учреждения и конкретного детского объединения; открытость и общедоступность системы внешкольного образования, отсутствие ограничений при приеме; бесплатность занятий.

В послеоктябрьский период стали входить в жизнь интересные педагогические начинания, появляться оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, внешкольной работы, велись серьезные научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы.

Именно после Октябрьской революции внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием было включено в общую систему народного просвещения.

.2 Развитие дополнительного образования в России в советский период

Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20-30-е гг. прошлого века была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методологические материалы по внешкольному воспитанию.

Создавались все новые и новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства.

Поражает уже само обилие форм: детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы. Отрадным фактом для того времени было стремление педагогов не только увеличить число учреждений дополнительного образования, но и теоретически осмыслить накопленный опыт и дать научно-методическое основание внешкольного образования. Именно тогда были определены основные задачи внешкольного образования, внешкольного воспитания и внешкольной работы.

Важную роль в определении содержания внешкольной работы сыграла деятельность Н.К. Крупской. Основными принципами этой работы Н.К. Крупская считала следующие: внешкольная работа не должна быть продолжением школьной учебы; она должна охватывать всех детей; внешкольный работник должен строить свою работу так, чтобы она развивала индивидуальность ребенка и формировала умение жить в коллективе, быть коллективистом; всячески развивать инициативу детей, помогать им в их творческой работе, максимально использовать игру; участие в кружках должно быть добровольным; необходима дифференциация детских интересов, содействие подростку в выборе профессии.

В 20-е - начале 30-х гг. XX в. усилиями Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, С.Т. Шацкого велись теоретические разработки проблем внешкольного образования, внешкольной работы, внешкольного воспитания, практическое создание условий для ее осуществления.

Были определены основные задачи внешкольного образования, внешкольной работы: развитие способностей и интересов детей; повышение их интеллектуального уровня и творческой активности. Принципами внешкольного образования, внешкольной работы выступали: добровольность участия детей в работе; их самодеятельность; массовость (не в смысле обязательности, а в смысле доступности для всех).

В этот период идет интенсивное развитие теории воспитания, где ведущим и определяющим был целостный подход к личности воспитанников и процессу воспитания. Именно в это время были заложены основы теории социального воспитания.

В 30-е годы ХХ в. система внешкольного образования получила свое научное обоснование как система внешкольного воспитания и внешкольной работы. Труды теоретиков внешкольного образования, внешкольного воспитания, внешкольной работы оказались востребованными в в 60-е гг. Именно тогда стала пользоваться широкой известностью методика И.П. Иванова, который, опираясь на идеи А.С. Макаренко, в Ленинграде, во Фрунзенском доме пионеров, создал школу пионерского актива «Коммуна юных фрунзенцев» - КЮФ.

В КЮФ, руководимой педагогами И.П. Ивановым и Л.Г. Глебовым и методистом Дома пионеров Ф.Я. Шапиро, моделировались отношения творческого содружества, или сотрудничества всех фрунзенцев - взрослых и подростков. Здесь не было деления на «актив» и «пассив», здесь все стремились прийти на помощь друг другу, прожить день с пользой для себя, для людей, для всего коллектива. Здесь работа коллективно обдумывалась и коллективно выполнялась, для ее выполнения создавался совет дела. Вся деятельность ребят понималась как творчество - личное и общественное. Благодаря Коммуне юных фрунзенцев появились и стали распространяться по всей стране, в разных вариантах, трудовые десанты, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, пресс-конференции, города веселых мастеров, диспуты и многие другие формы общей гражданской заботы школьников об улучшении своей и окружающей жизни.

В 60-70-е гг. прошлого века принципами внешкольного воспитания, внешкольной работы уже выступали: массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам; развитие их инициативы и самодеятельности; общественно полезная направленность деятельности; разнообразие форм внешкольной работы; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В СССР существовала педагогически целесообразная и разносторонняя государственная система внешкольных детских учреждений, куда входили сеть Дворцов и Домов пионеров, станции юных пионеров и натуралистов, музыкальные, художественные и спортивные школы, секторы при дворцах культуры и клубах, детские объединения добровольных спортивных обществ, загородные и городские пионерские лагеря, детские театры, стадионы, парки, библиотеки и другие учреждения. Сюда же входили внешкольные учреждения министерств культуры, путей сообщения, морского и речного флота. Основными принципами их работы были тесная связь с жизнью и производством, активное участие детей в общественно-полезном труде, многопрофильность деятельности.

К 1970-м годам в СССР произошло закрепление концепции и формы работы внешкольного учреждения, которая была разработана в 50-60 гг. По мнению экспертов, внешкольное учреждение представляло собой коллектив детей и взрослых объединенный общностью цели, а также синтезом формальных и неформальных отношений между школьниками и педагогами.

В советской системе образования в качестве главных принципов вне-школьной работы считались:

массовость и общедоступность занятий на основе объединения детей по интересам;

развитие инициативы у школьников и их самостоятельности;

общественная польза от занятий;

многообразие форм внешкольной работы;

обращение внимания на возраст и индивидуальные особенности ребенка или подростка.

В целом, в 1970-80 гг. был достигнут пик наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью социалистического общества. Именно тогда определились приоритетные направления внешкольного досуга, и сложилась отечественная система работы с детьми, единственная в своем роде - разграничивающая и четко формирующая определенные задачи и содержание воспитательной работы. Весь воспитательный процесс при этом обязательно опирается на индивидуальные особенности и учитывает возраст ребенка. Все это позволило сформировать уникальный комплекс по воспитанию и внешкольному образованию детей и молодежи.

Внешкольные учреждения, наряду со средними образовательными заведениями, стали одними из главных воспитательных инструментов, методическая роль в распространении педагогических знаний зачастую выходила на первый план, уделялось внимание индивидуальной работе с детьми из неблагополучных семей. Усилилась роль внешкольных центров в координации всей воспитательной работы.

В 80-е гг. стали выявляться слабые места системы, в частности, стало ясно, что для дальнейшего развития внешкольных учреждений требуется предоставление им большей финансовой и хозяйственной самостоятельности. Для решения новых проблем требовался творческий поиск путей и новых средств модернизации всей структуры внешкольного образования при соответствующем документационном обеспечении нового правового статуса. Все эти и другие проблемы резко обострились в условиях реформирования экономики страны. Общеизвестно, что с 1992 года дополнительное образование детей включено Законом Российской Федерации «Об образовании» в государственную систему образования. Именно с этого времени начался процесс преобразования системы внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. В марте 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 233 утверждается «Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей». Эти два государственных документа являются знаковыми для исторического обозрения дополнительного образования детей в качестве новой образовательной структуры.

. Историческими предпосылками возникновения и становления отечественной системы дополнительного образования детей послужили теория и практика внешкольного образования, общественного воспитания, социально-культурной деятельности, детского движения, попечительской и благотворительной деятельности в России.

. возникновение внешкольного образования в России относится к концу XIX века, т.е. с момента возникновения кружков, курсов ликвидации неграмотности.

. Идея о свободном выборе и праве ребенка на его осуществление в собственном образовании (образовании себя) является ключевой для теории современного дополнительного образования детей.

Глава 2. Развитие дополнительного образования в Новосибирске и области на современном этапе

.1 Анализ развития дополнительного образования в Новосибирске и области

Важнейшей составляющей образовательного пространства Новосибирска и Новосибирской области является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

В настоящее время в системе дополнительного образования детей Новосибирска и области 276 учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности, в которых занимаются более 160 тысяч детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет:

система образования - 142 учреждения;

системы культуры - 96 учреждений;

физической культуры и спорта - 11;

управления по делам молодежи - 30.

% от общего количества обучающихся занимаются в учреждениях системы образования.

Охват детей услугами дополнительного образования составляет 66% от общего количества школьников (в среднем по России около 40% детей).

Областная сеть учреждений дополнительного образования детей включает 60 многопрофильных учреждений (около 65,8 % от общего числа воспитанников), 82 однопрофильных учреждений. Многопрофильные учреждения дополнительного образования детей являются центрами организационно-методической работы, организаторами крупных социально значимых муниципальных и региональных мероприятий, реализуют программы гражданского воспитания, духовно - нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности.

В число однопрофильных учреждений дополнительного образования детей входят 59 учреждений физкультурно-спортивной направленности, 5 учреждений художественно-эстетической направленности, 4учреждения научно-технической и спортивно-технической направленности, 1учреждение туристско-краеведческой направленности, 1учреждение эколого-биологической направленности, 5 детских оздоровительных центров.

Одна из главных задач образовательной политики в сфере дополнительного образования детей в Новосибирске и НСО - обеспечение доступности образовательных услуг, в том числе для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Самыми популярными остаются физкультурно-спортивная (32,5%) и художественно-эстетическая (33%) направленности.

В последнее время популярными становятся среди подростков и молодежи естественнонаучная, социально-педагогическая и культурологическая направленности.

В целом систему дополнительного образования детей можно охарактеризовать как мобильную. Это подтверждают изменения в структуре контингента обучающихся. Услугами дополнительного образования в большей степени пользуются подростки в возрасте 10 - 14 лет (50% от общего числа обучающихся), что является положительным фактором, так как именно для этого возраста занятость является одним из средств профилактической работы. Однако в последние годы увеличивается количество детей, занятых дополнительным образованием в возрасте от 6 лет и от 18 лет.

На развитие системы дополнительного образования детей влияет состояние кадровых ресурсов. На сегодняшний день в системе дополнительного образования детей Новосибирска и области работают 6081 человек, при этом доля педагогов со стажем работы от 10 до 20 лет и более составляет 64,25 %. Вместе с тем, в последние годы наметилась положительная тенденция в дополнительном образовании детей - приток молодых специалистов.

Актуальным сегодня остаются вопросы обновления содержания дополнительного образования детей, что во многом зависит от материально-технической базы, творческой инициативы педагогов, поиска новых путей, связанных с интеграцией областей знаний, нетрадиционностью подходов и методов.

На сегодняшний день создана система методического сопровождения образовательного процесса учреждений дополнительного образования детей, осуществляемая государственными учреждениями дополнительного образования детей: Областной центр дополнительного образования детей, «Автомотоцентр», Новосибирский учебно-авиационный центр им. Покрышкина, государственное учреждение дополнительного профессионального образования НИПКиПРО. Повышение педагогического и профессионального мастерства работников системы дополнительного образования детей Новосибирска и области осуществляется системно через различные формы: практические, проблемные, авторские, тематические семинары, курсы повышения квалификации, круглые столы и другие.

Эффективная реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» требует создания системы сетевого взаимодействия общего образования и дополнительного образования детей и формирование на этой основе единого образовательного пространства региона. Основными направлениями этого взаимодействия должны быть следующие:

работа с одаренными детьми (выявление, развитие, поддержка);

развития системы предпрофильной подготовки и профильного обучения;

введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

В каждом из этих направлений интеграции со стороны руководителей муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений (далее - ОУ) должна осуществляться взвешенная политика по организации и координации действий, разработке нормативных актов, обеспечивающих создание условий для формирования единого образовательного пространства с учетом специфики территории. Примеры интеграции программ общего и дополнительного образования детей представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1 - Примеры интеграции программ общего и дополнительного образования детей

Образовательная областьНаправленность интеграцииЕстественнонаучнаяПодготовка к ЕГЭ, олимпиадам, научно-исследовательская деятельностьФизическая культураФормирование здорового образа жизни, ритмика, хореография, туризмИстория, обществознаниеШкольные музеи, жизнь в обществе, история родного края, социальные проектыТехнологияДекоративно-прикладное творчество, моделирование одежды, традиции кулинарииИскусствоМировая культура, народное творчество

Условиями осуществления интеграции могут служить:

анализ потенциала учреждений дополнительного образования детей (далее - УДОД) в предоставлении дополнительных образовательных услуг;

анализ возможностей ОУ в реализации внеурочной деятельности;

построение содержательной линии образовательных программ основного и дополнительного образования.

Осуществление интеграции общего и дополнительного образования детей на уровне территориального образования возможно на основе принципов согласованности, комплексности, долгосрочности, разноуровневости. При этом направленность интеграции по образовательным областям (группам предметов) Базисного учебного (образовательного) плана для ОУ РФ должна быть выполнена.

Таким образом, мы видим, что происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ УДОД на типовые программы ОУ, и соответственно, от этого зависит какие цели, содержание, методы, формы и средства обучения необходимо учесть, для того, чтобы получить качественно новые результаты интегрирования.

Интегративный подход при разработке образовательных программ и проектировании организации образовательного процесса может быть выражен в следующей схеме (рис. 1):










Рисунок 1 - Согласование общих целей и механизмов реализации образовательных программ между ОУ и УДОД

В Новосибирске, а в большей части в Новосибирской области при детальном рассмотрении этого вопроса объективно существует ряд проблем:

. Отсутствует практика обобщения и распространения передового педагогического опыта работы учреждений, педагогов по теме интеграции общего и дополнительного образования.

. Не получили должного развития данное направление в работе методических служб муниципальных образований.

. Существует проблема вовлечения обучающихся в проектную и общественно-значимую деятельность.

. Сложно решаются вопросы мотивационных механизмов стимулирования труда педагогов, работающих в условиях интеграционного процесса.

. Требует совершенствования система организации и управления этим процессом.

Однако верно сделанный выбор моделей интеграции позволяет обеспечить реальные результаты.

Результаты интеграции для обучающихся:

увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности;

позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения;

расширяет тематику изучаемого материала;

демонстрирует способности, невостребованные основным образованием;

увеличивает спектр учебных предметов;

повышает роль самостоятельной работы;

реализует лучшие личностные качества.

Результаты интеграции для образовательного учреждения:

адекватность современным требованиям образования и воспитания;

объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;

широкий выбор деятельности;

появление новых перспектив развития;

получение качественного педагогического результата.

С принятием ФГОС роль дополнительного образования детей существенно возрастает.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

В качестве содержательных механизмов такой интеграции является реализация Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы.

В качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:

разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач;

кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

взаимообучение специалистов, обмен опытом;

совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

В качестве финансовых механизмов интеграции между учреждениями общего и дополнительного образования детей может быть организация взаимодействия:

на договорной основе по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы (учреждения дополнительного образования);

ФГОС предполагают взаимодействие общего и дополнительного образования во внеурочной деятельности в рамках учебного процесса. Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ.

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия ОУ реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. ОУ предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. не только учителями ОУ, но и педагогами УДОД. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Таким образом, ОУ и УДОД должны составить целостную разноуровневую систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства области.

Задачи в системе дополнительного образования детей, решение которых требует особого внимания:

обеспечение гарантий доступности дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей, разработки инновационных образовательных программ, в том числе технического профиля, адаптивного спорта, обеспечивающих гибкость, вариативность, внутреннее развитие дополнительного образования;

развитие системы поддержки одаренных детей;

повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;

повышение эффективности управления системой дополнительного образования региона;

создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений.

.2. История деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Новосибирска Центр внешкольной работы «Галактика»

Центр внешкольной работы «Галактика» - это крупнейшее учреждение дополнительного образования Дзержинского района города Новосибирска.

Старое название: Районный дом пионеров и школьников.

Районный дом пионеров и школьников создан для организации свободного времени детей, подростков и юношества в феврале 1966 года. Он располагался по адресу проспект Дзержинского 36, в здании бывшего Райисполкома Дзержинского района.

С 1974-1975 учебного года, после закрытия восьмилетней школы № 96 по пр. Дзержинского 83, районный дом пионеров и школьников переведен в это здание.

Первый кружок в Доме пионеров был открыт с 01.03.1966 года - это был кружок массовиков-затейников.

В январе 1967 года стали работать хоровые коллективы, кружок ручного вязания, хореографический коллектив.

С выделением новых штатных единиц руководителей кружков с 1968 по 1980 годы стали работать кружки:

горнистов и барабанщиков;

авиамодельный кружок;

кружок «Красные следопыты»;

радиокружок;

кружок художественного слова;

литературно-творческое объединение;

кружок штабистов;

кружок юнкоров,

кружок юных корреспондентов;

театр кукол;

духовой оркестр;

кружок резьбы по дереву;

оформительский кружок;

кружок технического творчества;

кружок бальных танцев;

кружок юных туристов.

Методисты Дома пионеров руководили Штабами:

старших вожатых;

районным пионерским штабом;

штабом игры «Зарница» и краеведения;

клубом интернациональной дружбы;

отрядными и октябрятскими вожатыми;

клубами по месту жительства;

штабом «Гайдаровец».

Таким образом, к 1980 году в Районном доме пионеров и школьников работало 23 кружка, в которых занималось 1188 ребят, учащихся с 1 по 10 классы. Районный пионерский штаб «Дзержинец», районный комсомольский штаб «Прометей» неоднократно награждались Грамотами Райкома, Горкома и Обкома ВЛКСМ за большую работу по воспитанию подрастающего поколения.

По инициативе Районного дома пионеров и школьников проводились традиционные праздники:

Слет трудовых объединений;

Слет правофланговых отрядов;

Праздник политической песни;

Любимая игра «Зарница»;

Туристические слеты;

Календарные праздники;

Смотры и конкурсы художественной самодеятельности.

В 1991 году Решением Президиума совета народных депутатов Дзержинского района № 65 от 14.05.1991 года создан районный Центр внешкольной работы «Галактика» при районном отделе образования, объединив для этой цели Дом пионеров и школьников, Шахматный клуб и клубы по месту жительства ПЖРТ-1: «Тимуровец», «Искра», «Шахматный», «Калейдоскоп» «Ритм», «Спринт».

Каждый клуб стал работать по своему профилю:

«Спринт» - клуб интеллектуально-развивающих игр.

«Арго» (бывший «Тимуровец»)- историко-археологический клуб.

«Ритм» - клуб прикладного творчества.

«Шахматный» - клуб шахмат и шашек.

«Искра» - военно-спортивная школа «Союз».

«Калейдоскоп» - многопрофильный клуб.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей - Центр внешкольной работы «Галактика» создано на основании постановления мэра от 04.11.93 №1179, зарегистрировано Новосибирской городской регистрационной палатой 04.11.93 №ГР 608, как Муниципальное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Галактика» Дзержинского района.

.06.2002 г. Новосибирской городской регистрационной палатой зарегистрирован устав в новой редакции с изменением наименования на Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей - Центр внешкольной работы «Галактика».

.12.2005 г. Инспекцией федеральной налоговой службой по Дзержинскому району г. Новосибирска зарегистрирован устав в новой редакции.

.09.2007 г. утвержден Устав МОУ ДОД ЦВР «Галактика» приказом начальника департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска за №1689-од. зарегистрирован инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска 19 октября 2007 г.

Центр внешкольной работы «Галактика» - крупнейшее учреждение дополнительного образования Дзержинского района. Наличие достаточного большого количества промышленных предприятий и значительное расширение торгово-коммерческих организаций на территории района определяют в целом социальный состав населения.

За более чем 40 лет со времени основания Дома пионеров и школьников и 16 лет образовательной деятельности Центра Внешкольной работы «Галактика» он занимает достаточно устойчивое положение в образовательном пространстве района. Наличие в структуре ЦВР клубов по месту жительства и организация взаимодействия со всеми общеобразовательными учреждениями дают возможность достаточно широкого охвата детей разных возрастных групп вне зависимости от места проживания.

Помимо основной функции Центра - реализация дополнительных образовательных программ, деятельность коллектива в рамках образовательного пространства района носит так же просветительский, организационный, консультационный характер. Особо в этом контексте следует отметить создание на базе ЦВР «Галактика» районного центра внеклассной и внешкольной воспитательной работы, в рамках которого осуществляется методическая и организационная помощь классным руководителям по организации воспитательной работы. Все направления деятельности педагогов, так или иначе, связаны с основной задачей - создание условий для дополнительного образования детей.

Анализируя формы работы коллектива Центра на уровне города, можно выделить следующие:

. Реализация образовательных программ на базах учреждений науки, культуры, спорта, образовательных учреждений различных типов (тир РОСТО, АСК СибЛет, Новосибирский военный институт МО РФ, бассейн «Водник», НГКМ, НГПУ, театры города и др.)

. Участие в реализации ежегодных программ Совет директоров Домов и Центров творчества г.Новосибирска

. Участие в различных городских конкурсах профессионального мастерства, методических выставках, конкурсах, семинарах, конференциях

Для педагогов по дошкольному обучению

Для учителей истории (на базе клуба «Арго»)

Для классных руководителей школ №153, 36, 57, школы-интерната №161(на базе клуба «Арго»)

Для учителей технологии «Новые технологии в художественно-прикладном творчестве»

Наряду с традиционными формами (организация деятельности творческих объединений на базах школ, проведение досуговых программ для школьников в каникулярное время, консультационную работу педагогов ЦВР с педагогами школ по различным образовательным областям и т.д.), с 2006 года это сотрудничество перешло на качественно новый уровень. Индивидуализация сотрудничества - работа напрямую с классными руководителями - привело к созданию новых программ (досуговых и образовательных), рассчитанных на целые коллективы классов и групп продленного дня. Значительную роль в этом играют педагоги-организаторы клубов по месту жительства.

Ими успешно реализуются досуговые программы культурно-развлекательного и познавательного характера, разрабатываются и внедряются краткосрочные образовательные программы, ведется большая просветительская работа.

Центр внешкольной работы - это учреждение открытого типа, которое имеет тесные связи со всеми школами района, с учреждениями культуры района - ДК имени Чкалова, ДК «Строитель», ДК имени Калинина, парком культуры и отдыха «Березовая роща», библиотеками, а так же с культурными учреждениями города Новосибирска.

областным краеведческим музеем;

картинной галереей;

зоопарком;

театром «Глобус»;

областной юношеской библиотекой;

колледжем культуры;

Сибирской ярмаркой и др.

Центр внешкольной работы «Галактика» неоднократно награждался Золотыми и Серебряными медалями Сибирской ярмарки, Дипломами и Благодарственными письмами.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей - Центра внешкольной работы «Галактика» реализует организационно-педагогическую модель - интеграция клубов по месту жительства, общеобразовательных школ в единое воспитательно-образовательное пространство с учетом специфики Дзержинского района, кадровых возможностей, интересов и запросов детей от 5 до 18 лет и их родителей.

В течение последних 10 лет в Центре внешкольной работы «Галактика» большое внимание уделялось совершенствованию учебных программ, созданы авторские программы и технологии. Действенную помощь в их создании педагогами Центра оказывают научные руководители - кандидаты педагогических наук Кошман Н.В., Лисецкая Е.В. и заместитель директора по научно-методической работе Вальщикова М.В.

Учебные и досуговые программы Центра решают задачи развития творческих способностей и формирование внутренней культуры личности на основе интересов и увлечений, развитие позитивных качеств личности.

В 2002 году по результатам аттестации ЦВР «Галактика» присвоена высшая квалификационная категория. В 2008 году при аккредитации учреждение подтвердило свой статус учреждения дополнительного образования детей высшей категории.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на существующий ряд проблем в развитии учреждений дополнительного образования Новосибирска и области, эти учреждения стараются в полной мере обеспечить организацию образовательного и воспитательного процесса, о чем свидетельствует изучение истории развития УДОД ЦВР «Галактика».

Заключение

Рассмотрев вышеизложенный в курсовой работе материал, можно сделать выводы о том, что становление и развитие системы дополнительного образования в России прошло долгий путь.

Исследователями выделяются хронологические периоды, в которых наиболее ярко прослеживаются особенности развития внешкольного образования и особенности становления дополнительного образования. По мнению исследователей, этими периодами являются временные отрезки: конец XIX - начало XX века, 20-30-е годы XX века, 40-80-е годы XX века и период с 1992 года по настоящее время.

Изучая процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования в конце ХХ - начале XXI вв., исследователи обращают внимание на изменения в функциях учреждений дополнительного образования: отпала функция идеологического воспитания, направленная на формирование заранее заданной мировоззренческой позиции; значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности; ведущей стала образовательная функция; функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подход к определению путей их осуществления.

На рубеже ХХ-XXI веков произошли очень важные изменения и в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей дошкольного возраста. Привычным стало создание учреждениями своих образовательных программ, в которых формулируется единый подход, некая общая философия деятельности. Многие руководители различных творческих объединений стали разрабатывать свои авторские программы, стремясь, прежде всего, создать условия для развития творческой активности дошкольников и реализовывать собственный профессиональный и личностный потенциал.

История становления и анализ современного состояния дополнительного образования в нашей стране на протяжении многих лет его существования показали, что оно может рассматриваться как определенная система, включающая в себя совокупность взаимодействующих элементов: образовательных программ различного уровня и направленности; учреждений дополнительного образования детей; органов управления образованием; детских и молодежных общественных объединений, реализующих дополнительные образовательные программы.

Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка.

Изучение развития дополнительного образования в Новосибирске и НСО показало, что на сегодняшний день существует ряд проблем, которые, в основном заключаются в реализации программ ДО в УДОД. Тем не менее, не смотря на существующие проблемы, система дополнительного образования в нашем городе и области планомерно развивается, о чем свидетельствуют данные официальной статистики (количество учреждений ДО, количество воспитанников). Также о положительной динамике развития учреждений ДО свидетельствует анализ деятельности УДОД ЦВР «Галактика» - учреждения, созданного на базе бывшего Дворца пионеров. Всё это говорит о том, что дополнительное образование выполняет особую роль в создании новой образовательной парадигмы развивающего образования и является самостоятельным и самоценным видом образования.

Список использованной литературы

1.Богуславский М. В. ХХ век российского образования. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 320 с.

.Байбородова Л.В., Золотарева А.В., Серебренников Л.Н. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. - 220 с.

.Бойко Е.Л., Золотарева А.В., Пикина А.Л. Дополнительное образование в учреждениях НПО (СПО): методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. - 207 с.

.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 2006. - 448 с.

.Голованов В.П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей // Вестник ПСТГУ. - 2009. - С. 69-84.

.Егорова А.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в России// Воспитание школьников. - 2009. - №6. - С33-36.

.Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования // Дополнительное образование. - 2010. - № 9. - С. 6.

.Золотарева А.В. Дополнительное образование: двери и форточки ФГОС // Директор школы. - 2011. - № 8. - С 82-86.

.Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А. Мониторинг результатов деятельности учреждения дополнительного образования детей: учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 186 с.

.Каргина З.А. Понятие «Дополнительное образование детей» в представлениях теоретиков и практиков // Материалы международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии. / НП «Сибирская ассоциация консультантов», 01 августа 2011 г.: http://sibac.info.

.Коваль М.Б. Внешкольные учреждения в системе общественного воспита-ния.// Воспитательная деятельность внешкольных учреждений. Сб. научн. тр. /Ред. Коваль М.Б. и Чумаковой М.П. М.: Изд. АПН СССР, 1986. - С. 5-13.

.Плетнева Е. Одна из главных задач в сфере дополнительного образования при переходе на ФГОС - доступность образовательных услуг // Министерство образования, науки и инновационной политики Ново-сибирской области. - 2013. - URL: http://www.edunso.ru.

.Смольников Е.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике: (историко-педагогический анализ): дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2006. - 229 с.

.Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 9. М.; Л., 1950. - С. 117.

.Центр внешкольной работы «Галактика» - URL: http://www.galaktika.nios.ru.

.Шацкий С.Т. Детский труд и новые пути. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М.: Наука, 1990. Т. 1. - С. 201-256.

Похожие работы на - Развитие дополнительного образования в Новосибирске и области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!