Оценка кредитоспособности заемщиков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    498,83 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка кредитоспособности заемщиков

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты анализа кредитоспособности заемщиков

.1 Понятие кредитоспособности, специфика ее определения

.2 Этапы анализа кредитоспособности заемщиков

.3 Организационный механизм анализа кредитоспособности заемщиков

1.4 Классификация модели оценки кредитоспособности заемщиков в РК и зарубежный опыт

2. Практика оценки кредитоспособности заемщиков в АО "БЦК"

. Перспективы развития, повышения эффективности оценки кредитоспособности заемщиков в РК

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Текущая экономическая ситуация на территории Республики Казахстан, сложившаяся под влиянием мирового экономического кризиса, привела к существенным изменениям во взаимоотношениях между коммерческими банками и заемщиками. И без того высокая рискованность банковской деятельности повысилась под влияние кризисных экономических условий, так как успешная работа банка главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиентов. Структура активов банковской системы РК свидетельствует о том, что значительная часть из них приходится на кредитный портфель. Кредитные операции банка являются ведущими среди прочих как по прибыльности, так и по масштабности размещения средств.В нынешних условиях хозяйствования, коммерческие банки вынуждены работать в чрезвычайных обстоятельствах. Они очутились в центре многих противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых процессов, происходящих в экономике, политике и социальной сфере. Кризис неплатежей повышает риск невозврата ссуды клиентом банку. Поэтому в настоящий момент важное значение приобретает качество оценки потенциальных клиентов. Исходным моментом в оценке возможностей потенциального клиента, желающего получить кредит, является определение банком возможности заемщика вернуть основную сумму кредита в обусловленное время и уплатить проценты за пользование им.

Один из основных способов избежать невозврата ссуды является тщательный и квалифицированный отбор потенциальных заемщиков. Основными средствами такого отбора являются экономический анализ деятельности клиента с позиции его кредитоспособности и сведения, свидетельствующие о своевременности выплат по предыдущим кредитам клиента. Существует множество методик оценки качества заемщиков, в данной работе будут рассмотрены лишь основные методы, комбинируя и дополняя которые можно создать методику для оценки кредитоспособности любого типа заемщиков.

Тема курсовой работы выбрана мной не случайно, что обоснованно ее актуальностью . Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли , отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерным банкам

Цель работы состоит в анализе теорий кредитных рисков, а также в проведении сравнительной характеристики методик оценки кредитоспособности заемщиков

Объектом исследования является кредитный риск и методики оценки кредитного риска.

Предметом исследования является возможности управления кредитным риском.

Основные задачи работы сводятся к определению видов кредитных рисков, определению способов их оценки и выделению наиболее эффективных методов минимизации кредитного риска, применяемых в банковской системе современного Казахстана .А также выявить проблемы связанные с профессиональной банковской и казахстанской общегосударственной спецификой , определить методы совершенствования банковских методик, перспективы банковского менеджмента в управлении с рисками

При анализе кредитоспособности банки должны решить следующие вопросы:

Способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок?

Готов ли он их исполнить

На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а также он связан с личными качествами руководителей предприятий.

Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, а также оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки. Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа баланса предприятия на предмет ликвидности, эффективности использования кредита и оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств руководителей предприятий.

1. Теоретические аспекты анализа кредитоспособности заемщиков

1.1 Понятие кредитоспособности, специфика ее определения

Процесс кредитования связан с действием многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому до составления условий кредитования и заключения кредитного договора банк по получении заявки и необходимых документов должен тщательно изучить факторы, которые могут повлечь за собой непогашение ссуд, т.е. осуществить оценку кредитоспособности заемщика

Различают кредитоспособность в узком и широком смысле слова. В узком смысле под кредитоспособностью понимают, прежде всего, такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в том, что ссудный капитал будет своевременно возвращен. В широком смысле слова кредитоспособность приравнивают к платежеспособности, т.е. способности предприятия с наступлением времени погасить все свои долги в совокупности, в том числе и перед банком. Следует отметить, что в российской практике под кредитоспособностью понимается способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). В западной практике кредитоспособность - это способность и желание клиента своевременно погасить основной долг и проценты в установленные сроки

Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формализованных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, а баланс ликвиден и размер собственного капитала достаточен, то разовая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заключения о некредитоспособности клиента. Кредитоспособные клиенты не допускают длительных неплатежей банку, поставщикам, бюджету.

Уровень кредитоспособности заемщика является составляющим элементом кредитного риска ссудной операции, который относится к группе индивидуальных (частных) рисков банка.

Риск ссудной операции складывается из риска заемщика и риска продукта. Кредитоспособность клиента банка является формой выражения степени риска заемщика. Факторами этого риска являются эффективность деятельности клиента, достаточность его капитала, репутация, профессионализм менеджеров, ликвидность баланса, непрерывность кругооборота фондов и т.д. Из факторов риска заемщика непосредственно вытекают критерии оценки кредитоспособности клиента банка. Факторами риска кредитного продукта являются его соответствие потребностям заемщика (особенно по сроку и сумме), факторы делового риска, вытекающие из кредитуемого мероприятия, надежность источников погашения, качество вторичного источника погашения долга.

Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить следующие критерии кредитоспособности клиента:

кредитоспособность заемщик риск ссудный

Рисунок 1- Критерий кредитоспособности клиента

Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие этой цели кредитной политике банка. Репутация клиента как юридического лица складывается под воздействием таких факторов, как длительность его работы в данной сфере, соответствие экономических показателей среднеотраслевым, кредитная история, репутация в деловом мире его партнеров (поставщиков, покупателей, кредиторов). Репутация менеджеров оценивается в соответствии с их профессионализмом (образованием, опытом работы), моральными качествами, финансовым и семейным положением, взаимоотношениями руководимых ими структур с банком. Даже при четком понимании клиентом цели испрашиваемой ссуды ее выдача является рисковой, если противоречит утвержденной кредитной политике, например, нарушает утвержденные лимиты отдельных сегментов кредитного портфеля.

Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права подать заявку на кредит, подписать кредитный договор или вести переговоры, т.е. наличие определенных полномочий у представителя организации, достижение совершеннолетия или другие признаки дееспособности заемщика - у физического лица.

Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность зарабатывать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности). Известна и другая позиция, изложенная в экономической литературе, когда кредитоспособность связывают со степенью вложения капитала в недвижимость. Это хотя и представляет собой форму защиты от риска обесценения средств в условиях инфляции, не может быть основным признаком кредитоспособности заемщика. Дело в том, что для перевода недвижимости в денежные средства требуется время. Вложение средств в недвижимость связано с риском обесценения активов. Поэтому целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.

Капитал клиента - не менее значимый критерий кредитоспособности клиента. При этом особенно важны два аспекта его оценки: достаточность капитала, которая анализируется на основе сложившихся требований к минимальному уровню капитала и коэффициентов финансового левериджа: степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком. Чем больше вложения собственного капитала, тем выше заинтересованность заемщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска.

Под обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в кредитном договоре. Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды в банке в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение заемщиком его обязательств в срок при финансовых затруднениях. Качество залога, надежность гаранта, поручителя и страхователя особенно важны при недостаточном денежном потоке у клиента банка, проблемах с ликвидностью его баланса или достаточностью капитала. [5;103].

В отечественной и зарубежной практике банковского кредитования используются следующие способы обеспечения ссуд:


К условиям, в которых совершается кредитная операция, относятся текущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка и учитываются при решении вопроса о стандартах банка для оценки денежного потока, ликвидности баланса, достаточности капитала, уровня менеджмента заемщика.

Последний критерий - контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита стандартам банка и органов надзора).

Рассмотренные критерии кредитоспособности клиента банка определяют содержание способов ее оценки. К числу таких способов относятся: оценка делового риска; оценка менеджмента; оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых коэффициентов; анализ денежного потока; сбор информации о клиенте; наблюдение за работой клиента путем выхода на место. [2;274]

1.2 Этапы анализа кредитоспособности заемщиков

Анализ кредитоспособности заемщика должен осуществляться согласно принципам системности и комплексности. При изучении структуры, элементов и системы анализа кредитоспособности заемщика следует обеспечить проведение всех необходимых этапов исследования, причем на всех стадиях анализа кредитоспособности, т.е. на стадиях предварительного, оперативного и ретроспективного анализа.

В связи с этим предварительный анализ кредитоспособности заемщика должен включать следующие этапы:

) формирование информационной базы анализа кредитоспособности;

) оценка достоверности представленной информации;

) предварительная оценка потенциального заемщика;

) обработка полученной информации;

) сравнительный анализ полученных финансовых коэффициентов с нормативными значениями;

) качественный анализ финансовых коэффициентов;

) определение веса финансовых коэффициентов в рейтинговом показателе;

) расчет рейтингового (интегрального) показателя организации-заемщика;

) присвоение заемщику класса (рейтинга) на основе интегрального показателя;

) анализ нефинансовых (качественных) показателей;

) заключение (вывод) по итогам оценки кредитоспособности заемщика, определение перспектив его развития для решения вопроса об условиях и возможности предоставления кредита

Условия, при которых был предоставлен кредит, изменяются во времени и это имеет определенные последствия, влияющие на финансовое положение заемщика и его возможность расплачиваться по кредиту. В условиях экономического спада или возникновения определенных проблем в тех отраслях, где работает заемщик, необходимо наиболее часто и тщательно проводить оперативный мониторинг. Поэтому в банке должен осуществляться периодический мониторинг кредитоспособности каждого заемщика. В ходе такого мониторинга регулярно оценивается изменение уровня кредитного риска, и по итогам определения его уровня подготавливается и применяется система адекватных мер. В каждом банке должна действовать эффективная система внутреннего контроля, как на уровне отдельных кредитов, так и на уровне кредитного портфеля. Эта система должна обеспечить качественное управление операциями по кредитованию, установление уровня кредитных требований по отдельным кредитам и кредитному портфелю в целом, определение достаточности резервов на возможные потери, своевременное обновление информации о заемщике, контроль за уровнем кредитного риска. [8,27]

Таким образом, на стадии оперативного мониторинга кредитоспособности необходимо проводить экономический анализ по следующим этапам:

) разработка графика и периодичности мониторинга по каждому заемщику, отдельно - по крупным, средним, мелким, проблемным кредитам;

) сбор (в соответствии с графиком мониторинга) и анализ финансовой информации о заемщике;

) оценка изменений финансового состояния заемщика и прогноз влияния различных факторов на выполнимость условий кредитного договора в будущем;

) контроль исполнения заемщиком условий договора, в том числе проверка соответствия реального графика платежей по кредиту графику, предусмотренному кредитным договором;

) оценка изменения уровня кредитного риска;

) оценка состояния обеспечения, предоставленного по кредиту;

) проверка полноты соответствующей документации, касающейся обеспечения и возможности распоряжаться кредитом в случае возникновения у заемщика проблем с его погашением;

) оценка соответствия выданного кредита кредитной политике банка и требованиям, предъявляемым со стороны контролирующих органов [9, c. 32]

Ретроспективный анализ кредитоспособности заемщика базируется на всей информации, содержащейся в кредитном досье заемщика и собранной за время действия кредитного договора. Главными задачами ретроспективного анализа кредитоспособности являются объективная оценка результатов взаимодействия кредитора и заемщика, выявление всех факторов, оказавших как положительное, так и отрицательное влияние на исполнение условий кредитного договора, выявление неэффективности и недочетов в действиях работников кредитного и других подразделений банка при сопровождении кредитного договора, определение величины убытков кредитора вследствие невыполнения заемщиком кредитных обязательств.

) обобщение информации, касающейся взаимодействия кредитора и заемщика в период действия кредитного договора;

) анализ тенденций изменения финансового состояния заемщика и его влияние на изменение уровня кредитного риска;

) анализ тенденций изменения качества и стоимости обеспечения в течение срока действия кредитного договора;

) анализ тенденций изменения нефинансовых показателей заемщика;

) присвоение заемщику класса кредитоспособности по итогам выполнения кредитного договора с учетом тенденций изменения всех количественных и качественных характеристик заемщика;

) внесение корректировок в кредитную историю заемщика.

На основе информации ретроспективного анализа кредитоспособности заемщика возможно формирование его кредитной истории, которая может быть использована в целях предварительного анализа кредитоспособности в случае последующего обращения заемщика за новым кредитом. Таким образом, все три стадии анализа кредитоспособности заемщика взаимосвязаны и образуют замкнутый цикл, в котором выходная информация на одной стадии анализа является входной на следующей стадии. [9,145]

После изучения кредитным подразделением всех представленных заемщиком (поручителем, гарантом, залогодателем) документов, установления юридическим подразделением правовой силы этих документов, их проверки службой безопасности на предмет наличия негативной информации о деловой репутации организации и руководства заемщика (поручителя, гаранта, залогодателя) составляется мотивированное заключение, содержащее анализ возможности и условий предоставления кредита, которое передается на рассмотрение Кредитному комитету банка. Решение о предоставлении или отказе в предоставлении кредита принимает Кредитный комитет.

При принятии решения об отказе в выдаче кредита или в случае положительного решения работник кредитного подразделения направляет в адрес клиента письменное уведомление за подписью руководителя кредитующего подразделения. При положительном решении помимо этого вся исходная информация о заемщике вносится в базу данных кредитора, определяется точный срок привлечения заемщиком кредитных ресурсов в рамках заключаемого кредитного договора и начинается оформление всей кредитной документации. На основании письменного запроса кредитующего подразделения подразделение, ведущее учет кредитных операций, резервирует номер ссудного счета. Одновременно с оформлением кредитного договора работник кредитующего подразделения оформляет с заемщиком дополнительное соглашение к договору банковского счета о праве банка на безакцептное списание средств, а также договор поручительства, залога и другие необходимые договоры [10,64]

При оформлении договора залога в нем указываются: предмет залога; его оценочная стоимость с учетом поправочных коэффициентов; предмет, размер и сроки исполнения обязательств по кредитному договору; у какой из сторон находится предмет залога; местонахождение предмета залога. Далее кредитный договор, завизированный кредитным работником, согласованный с юридическим подразделением и руководителем кредитующего подразделения, направляется на подпись заемщику, а затем визируется юридическим подразделением и руководителем кредитующего подразделения и передается на подпись руководителю банка. После подписания договора всеми сторонами один экземпляр передается заемщику, а работник кредитующего подразделения регистрирует его в журнале регистрации кредитных договоров.

После оформления договоров (кредитного, залога, поручительства и пр.) работник кредитующего подразделения: начинает формировать кредитное дело, куда подшивается полный пакет документов, послуживших основанием для выдачи кредита; передает в подразделение, сопровождающее кредитные операции, оригиналы кредитной документации (для учета, регистрации, хранения, передачи другим подразделениям), карточки с образцами подписей заемщика, копии дополнительных соглашений к договорам банковского счета о праве на безакцептное списание средств со счетов заемщика (поручителя) в случае возникновения просроченной задолженности, копию страхового полиса и другие документы. Подразделение, ведущее учет кредитных операций, открывает заемщику ссудный счет и другие необходимые счета на основании распоряжения и кредитной документации, переданных подразделением, сопровождающим кредитные операции.

Получив от кредитующего подразделения распоряжение о предоставлении кредита и платежные документы заемщика, подразделение, сопровождающее кредитные операции, осуществляет контроль соответствия поступивших распоряжений условиям кредитного договора, проверку подписей на платежных документах, дает распоряжение подразделению, учитывающему кредитные операции, отразить в балансе ссудную задолженность по кредиту. В течение срока действия кредитного договора работник кредитующего подразделения: контролирует исполнение заемщиком условий договора, целевое использование кредита, финансовое состояние заемщика (запрашивает бухгалтерскую отчетность и другие необходимые документы); проводит оценку кредитных рисков; выявляет признаки проблемной задолженности и принимает меры к погашению просроченной задолженности; осуществляет мониторинг текущего состояния заемщика, поручителя, гаранта, залогодателя; вносит на рассмотрение Кредитного комитета предложения по изменению условий кредитного договора с последующим оформлением дополнительных соглашений; совершает другие необходимые действия. После окончательного погашения заемщиком всех обязательств кредитное дело закрывается и через определенное время передается в архив.

Одним из определяющих условий качественной организации работы по анализу кредитоспособности потенциального заемщика является закрепление в нормативных документах банка всего комплекса выполняемых работ. Данный подход позволяет работникам банка, относящимся к разным структурным подразделениям или к одному подразделению, четко выполнять все требующиеся процедуры и обязанности в соответствии с необходимой последовательностью действий. Грамотно составленные внутренние документы дают возможность с наименьшими издержками и более эффективно применять механизм кредитования, а также минимизировать кредитный риск [11,34]

1.3 Организационный механизм анализа кредитоспособности заемщиков

В процессе организации работы по кредитованию юридических и физических лиц, как правило, принимает участие:

         кредитное подразделение

         юридическое подразделение;

         подразделение, отвечающее за безопасность;

         подразделение, осуществляющее оперативный учет кредитных операций;

         проводящее расчетно-кассовое обслуживание;

         при необходимости другие подразделения (по работе с ценными бумагами, бухгалтерское, экономическое и т.д.). При обращении заемщика в банк сотрудник кредитного подразделения принимает и собирает все необходимые документы.

В перечень основных документов, поступающих в банк от потенциального заемщика, входят:

) кредитная заявка;

) нотариально заверенные копии учредительных документов;

) финансовые отчеты (бухгалтерский баланс и отчет о прибыляхи убытках);

) отчет о движении кассовых поступлений;

) внутренние финансовые отчеты;

) данные внутреннего оперативного учета;

) прогнозные финансовые отчеты;

) бизнес-план;

) хозяйственные договоры, являющиеся основой для заключения кредитной сделки;

) сведения о кредитах, полученных в других банках;

) сведения о конъюнктуре рынка и основных конкурентах;

) информация об аффилированных лицах;

) налоговые декларации.

После приема документов от заемщика кредитный инспектор тщательно изучает кредитную заявку и рассматривает остальной пакет документов для предварительного определения основных условий кредитования, суммы и срока кредита, обеспечения по кредиту. [9,153]

Одной из важнейших целей создания кредитной заявки является более наглядное представление информации о заемщике для членов Кредитного комитета. Привлекательность кредитной заявки для банка состоит в способности заемщика выполнять в будущем условия кредитного договора. А для кредитного работника банка важно количественно оценить эту привлекательность, чтобы классифицировать все множество поступающих кредитных заявок.

Показатели, характеризующие рейтинг кредитной заявки, должны соответствовать следующим условиям:

         простота интерпретации значений показателей кредитной заявки;

         возможность присвоения показателям количественных значений по разработанной балльной системе;

         объективность оценки показателей вне зависимости от субъективного мнения лица, анализирующего заявку;

         достоверность получаемой при анализе информации;

         отсутствие какого-либо дублирования данных, содержащихся в заявке;

         достаточный уровень ценности и информативности для пользователей полученного интегрального значения. [4, c. 31]

В кредитной заявке содержатся две группы показателей: внешние и внутренние.

Рисунок 3- Группы показателей в кредитной заявке

Учет всех перечисленных факторов позволяет банку сформировать надежный кредитный портфель [5,123]

Для объективной оценки достоверности представленной информации кредитному инспектору целесообразно запросить у потенциального заемщика независимое аудиторское заключение (выданное аудиторской фирмой с безупречной репутацией) по итогам отчетных периодов, по которым представлены финансовые отчеты. При анализе учредительных документов инспектор устанавливает круг лиц, имеющих полномочия подписывать кредитный договор, изучает договор обеспечения и представленную финансовую отчетность. Представленные организацией-заемщиком налоговые декларации должны содержать отметки налоговых органов о сдаче этих деклараций в предусмотренные законодательством сроки. Кроме того, кредитный инспектор должен проверить комплектность документов, необходимых для выдачи кредита, и в случае необходимости недостающие или дополнительные документы.

Для предварительной оценки кредитоспособности потенциального заемщика кредитный инспектор лично беседует с ним с целью более детального выяснения важных сторон кредитной сделки, на которых нужно сконцентрировать внимание (цель кредита, планируемые источники его погашения, методика расчета запрашиваемой суммы кредита), а также для составления психологического портрета заемщика, формирования видения и оценки положения организации и перспектив ее развития.

По результатам такой беседы кредитный инспектор может предварительно оценить серьезность, надежность, репутацию потенциальных заемщиков, особенно тех из них, кто впервые обращается в данный банк за кредитом, а также обоснованность кредитной заявки, степень обеспечения кредитными ресурсами, влияние последствий выдачи кредита на кредитный портфель банка и в целом его соответствие кредитной политике банка.

В ходе анализа кредитоспособности на этапе обработки полученной информации проводится непосредственный анализ финансовых документов, представленных заемщиком по методике, применяемой в конкретном банке. Сравнение полученных значений финансовых показателей с применяемыми банком нормативными значениями является одним из наиболее трудных этапов, так как на сегодняшний день нет системы отраслевых нормативных значений и применение тех или иных нормативных значений порой неоправданно для специфики деятельности организации.

Качественный анализ финансовых коэффициентов заключается в необходимости определить для каждого из них ограничения, отклонение от которых в ту или иную сторону не является положительным моментом в деятельности организации, или такой анализ вообще невозможен в силу объективных причин. Например, для коэффициента независимости, рассчитываемого как отношение собственных средств к валюте баланса, нормативное значение в разных отраслях экономики может колебаться от 0,3 до 0,9, а значения, ограничивающие этот показатель, составляют 0 и 1; для коэффициента ликвидности, рассчитываемого как отношение оборотных активов к сумме краткосрочных обязательств, ограничениями показателя могут быть значения 1 и 2 (нижняя граница обусловлена тем, что оборотных активов должно хватить для покрытия заемщиком обязательств, а превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более чем в 2 раза может свидетельствовать о нерациональном вложении средств и об их неэффективном использовании)

Для расчета веса финансовых коэффициентов в рейтинговом показателе необходимо:

определить группу финансовых коэффициентов, используемых для расчета рейтингового показателя;

установить степень значимости каждого финансового коэффициента для оценки кредитоспособности заемщика;

определить рекомендуемые нормативные (критические) значения каждого финансового показателя и его возможные границы в зависимости от отрасли деятельности организации;

уточнить вес каждого финансового коэффициента на основе анализа финансовой отчетности и информации об отрасли деятельности организации.

Рейтинговый показатель организации-заемщика, как правило, рассчитывается по формуле, в которой учитываются вес финансового показателя, его категория в зависимости от полученного значения и границ применения, а также количественное значение показателя. В соответствии с полученной суммой баллов заемщику присваивается определенный класс, который позволяет сделать заключение о возможности предоставления кредитных ресурсов.

Однако анализ кредитоспособности заемщика лишь на основе количественных показателей не дает его точной оценки, так как неизученными остаются качественные показатели. Учет только количественных показателей приводит к нивелированию особенностей, присущих конкретному заемщику, которые также влияют на его кредитоспособность и на решение о выдаче ему кредита [15,178]

1.4 Классификация модели оценки кредитоспособности заемщиков в РК и зарубежный опыт

Среди подходов к оценке кредитоспособности заемщиков можно выделить две группы моделей:

Рисунок 4 - Подходы к оценке кредитоспособности

Классификационные модели дают возможность группировать заемщиков: прогнозные модели позволяют дифференцировать их в зависимости от вероятности банкротства; рейтинговые - в зависимости от их категории, устанавливаемой с помощью группы рассчитываемых финансовых коэффициентов и присваиваемых им уровней значимости. К классификационным моделям относятся следующие методы:

. Рейтинговая оценка (общая сумма баллов) рассчитывается путем умножения значения показателя на его вес (коэффициент значимости) в интегральном показателе. В мировой практике при оценке кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов применяются в основном следующие пять групп коэффициентов: ликвидности, оборачиваемости, финансового рычага, прибыльности, обслуживания долга. [15,178]

. Кредитный скоринг - технический прием, являющийся модификацией рейтинговой оценки и предложенный в начале 40-х годов XX в. американским ученым Д. Дюраном для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Отличие кредитного скоринга заключается в том, что в формуле рейтинговой оценки вместо значения показателя используется его частная балльная оценка. Для каждого показателя определяется несколько интервалов значений, каждому интервалу приписывается определенное количество баллов или определяется класс. Если полученный заемщиком рейтинг ниже значения, заранее установленного сотрудниками банка, то такому заемщику будет отказано в кредите, а если соответствует нормативам, то кредитная заявка будет удовлетворена. Преимуществами рейтинговой модели являются простота (так как достаточно рассчитать финансовые коэффициенты и, приняв во внимание коэффициенты их значимости, определить класс заемщика), возможность расчета оптимальных значений по частным показателям, способность ранжирования организаций по результатам, комплексный подход к оценке кредитоспособности (так как используются показатели, отражающие различные стороны деятельности организации). [19,19]

. Прогнозные модели, получаемые с помощью статистических методов, используются для оценки качества потенциальных заемщиков. При множественном дискриминантном анализе (МДА) используется дискриминантная функция (Z), учитывающая некоторые параметры (коэффициенты регрессии) и факторы, характеризующие финансовое состояние заемщика (в том числе финансовые коэффициенты). Коэффициенты регрессии рассчитываются в результате статистической обработки данных по выборке фирм, которые либо обанкротились, либо выжили в течение определенного времени. Если Z-оценка фирмы находится ближе к показателю средней фирмы-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ее положения она обанкротится. Если менеджеры фирмы и банк предпримут усилия для устранения финансовых трудностей, то банкротство, возможно, не произойдет. Таким образом, Z-оценка является сигналом для предупреждения банкротства фирмы. Применение данной модели требует обширной репрезентативной выборки фирм по разным отраслям и масштабам деятельности. Сложность заключается в том, что не всегда можно найти достаточное число обанкротившихся фирм внутри отрасли для расчета коэффициента регрессии.[20,68]

. Модель CART (Classification and regression trees - "классификационные и регрессионные деревья") - непараметрическая модель, основные достоинства которой заключаются в возможности широкого применения, доступности для понимания и легкости вычислений, хотя при построении применяются сложные статистические методы. В "классификационном дереве" фирмы-заемщики расположены на определенной "ветви" в зависимости от значений выбранных финансовых коэффициентов; далее идет "разветвление" каждой из них в зависимости от следующих коэффициентов. Точность классификации при использовании данной модели - около 90%.

. Методика на основе анализа денежных потоков позволяет использовать не данные об остатках по статьям активов и пассивов, а коэффициенты, определяемые по данным об оборотах ликвидных активов, запасах и краткосрочных долговых обязательствах, посредством расчета чистого сальдо различных поступлений и расходов денежных средств за определенный период. Разница между притоком и оттоком средств показывает величину общего чистого денежного потока. Кратковременное превышение оттока над притоком говорит о дефиците денежных средств (более низком рейтинге клиента). Систематическое превышение оттока над притоком средств характеризует клиента как некредитоспособного. Сложившаяся средняя величина общего денежного потока может устанавливаться в качестве предела выдачи новых кредитов, так как показывает размер средств, с помощью которых клиент имеет возможность погашать долговые обязательства. На основе соотношения величины общего денежного потока и размера долговых обязательств клиента определяется его класс кредитоспособности. Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о слабых сторонах управления предприятия. При решении вопроса о выдаче кредита на длительный срок анализ денежного потока проводится не только на основе данных за истекший период, но и на основе прогнозных данных на планируемый период [21,143]

В рамках комплексных моделей анализа возможно сочетание количественных и качественных характеристик заемщика. Можно выделить следующие методы:

. Правило "шести Си", применяемый банками США. В его основе лежит использование шести базовых принципов кредитования, обозначенных словами, начинающимися с английской буквы "Си" (С): Character, Capacity, Cash, Collateral, Conditions, Control.

Характер заемщика (Character):

ответственность

надежность

честность,

порядочность

серьезность намерений клиента.

. Методика "CAMPARI" заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом. Название CAMPARI образуется из начальных букв следующих слов: С (Character) - репутация, характеристика клиента; A (Ability) - способность к возврату кредита; М (Margin) - маржа, доходность; Р (Purpose) - целевое назначение кредита; A (Amount) - размер кредита; R (Repayment) - условия погашения кредита; I (Insurance) - обеспечение, страхование риска непогашения кредита.

. Методика "PARTS" применяется банками Великобритании и расшифровывается: P (Purpose) - назначение, цель получения кредита; A (Amount) - сумма, размер кредита; R (Repayment) - оплата, возврат (долга и процентов); Т (Term) - срок предоставления кредита; S (Security) -обеспечение погашения кредита. Комплексные методики оценки кредитоспособности заемщика применяются многими коммерческими банками, однако эти методики недостаточно теоретически проработаны и в них мало использован математический аппарат.

Основными недостатками системы отбора заемщиков коммерческими банками на сегодняшний день являются:

субъективизм - зачастую решения, принимаемые кредитными инспекторами, основаны только на интуиции и личном опыте;

негибкость и нестабильность - качество оценки является случайной величиной, которую невозможно улучшить или ухудшить, и зависит от эмоционального состояния и предпочтений эксперта;

отсутствие системы обучения, передачи знаний и повышения квалификации - прежде чем стать высококвалифицированным специалистом, необходимо накопить определенный уровень знаний, основанный на приобретении достаточного опыта в данной сфере, а обучение кредитных аналитиков находится, как правило, на недостаточно высоком уровне вследствие отсутствия эффективных методик анализа и технологий обучения;

ограничение числа рассматриваемых заявок, которое обусловлено ограниченными физическими ресурсами человека, в результате этого - упущенная выгода от ограничения числа рассматриваемых заявок Банковское дело: современная система кредитования [22,78]

. Методика, основанная на анализе делового риска использует качественные факторы при оценке заемщика. Деловой риск связан с непрерывностью кругооборота оборотных средств, с вероятностью не завершить эффективно этот кругооборот. Анализ такого риска позволяет прогнозировать достаточность источников погашения заемных средств.

При изучении кредитоспособности предприятия (фирмы) важное значение имеет анализ коэффициентов, характеризующих соотношения различных статей баланса и динамики этих показателей. В мировой банковской практике используется множество финансовых коэффициентов для оценки кредитоспособности заемщика ссуды.

Для стран с развитой экономикой характерны сложные и дифференцированные по клиентам и банкам методики оценки кредитоспособности клиентов.

В Казахстанской банковской практике уже достаточно широко применяется мировой опыт оценки кредитоспособности клиента, в основе которого находится определение класса кредитоспособности заемщика. Национальный банк РК руководствуется опытом других стран и разрабатывает методические указания по анализу кредитоспособности заемщика.

В основе определения класса кредитоспособности заемщика находится критериальный уровень показателей и их рейтинг. В зависимости от величины основных коэффициентов заемщики распределяются на три класса кредитоспособности.

Для оценки кредитоспособности заемщика используются три основных показателя:

Коэффициент ликвидности (в дальнейшем Кл);

Коэффициент покрытия (Кп);

Показатель обеспеченности собственными средствами (Посс).

Коэффициент ликвидности характеризует способность клиента оперативно высвободить из оборота денежные средства для погашения долга. Он рассчитывается следующим образом:


Чем выше значение этого коэффициента, тем надежнее заемщик.

Коэффициент покрытия позволяет определить достаточность всех

видов средств заемщика для погашения долга. Данный показатель можно определить по формуле:


Показатель обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует размер собственных средств заемщика. Чем выше значение данного коэффициента, тем надежнее заемщик.


Для расчета показателей ликвидности и покрытия необходимо определить сумму краткосрочных обязательств. В нее входят:

долгосрочные кредиты и займы

краткосрочные кредиты и займы

расчеты с кредиторами

авансы, полученные от покупателей и заказчиков

прочие краткосрочные пассивы

доходы будущих периодов

Описанные финансовые коэффициенты кредитоспособности рассчитываются на основе остатков по балансу на отчетные даты.

Как известно, заемщики банка по степени кредитоспособности делятся на три класса:

класс - первоклассный заемщик (надежный);

класс - обычный заемщик (неустойчивый);

класс - ненадежный заемщик

Классность заемщика можно определить по таблице 1 с учетом отрасли.

Таблица 1 - Отраслевой уровень коэффициентов, позволяющих определить класс заемщика.


Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности.

класс присваивается при 100-150 баллах;

класс - при 151-250 баллах;

класс - при 251-300 баллах. Пример определения суммы баллов приводится в таблице 2.

Таблица 2 - Пример определения суммы баллов.

Показатели

Рейтинг показателей %

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

 

класс

баллы

класс

баллы

класс

баллы

 К.л.

 40

 1

 40

 2

 80

 120

К.п.

30

1

30

2

60

3

90

П.осс.

30

1

30

2

60

3

90

Итого

 

1

100

2

200

3

300


При коэффициентах и показателях, все значения которых соответствуют 1 классу количество баллов равно 100, 2 классу - 200 и 3 классу - 300. (варианты 1,2,3). Поэтому при промежуточной величине баллов от 100 до 150 присваивается 1 класс (надежный заемщик), от 151-250 - 2 класс (неустойчивый заемщик), от 251-300 - 3 класс (ненадежный заемщик). В 4 варианте значение показателей 180 баллов позволяет присвоить 2 класс, в 5 варианте при 280 баллах - 3 класс и в 6 варианте при 140 баллах - 1 класс.

Важно банками рассчитывать и дополнительные показатели определения кредитоспособности заемщика.

В учебной литературе кредитоспособность, как основной критериальный показатель, изучается современными коммерческими банками достаточно прочно. Уместно пользоваться расчетом различных показателей и коэффициентов, изучать опыт других стран.

В российской практике (как и в мировой) выбор оценки заемщика определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка. Используемые коэффициенты можно сгруппировать на пять групп:- Коэффициент ликвидности.- Коэффициенты эффективности или оборачиваемости.- Коэффициенты финансового левеража.- Коэффициенты прибыльности - Коэффициенты обслуживания долга.

В каждой группе определяется ряд коэффициентов и это можно представить в таблице 3.

Таблица 3 - Ряд коэффициентов в каждой группе

Показатели

1.

Коэффициент ликвидности: - коэффициенты текущей ликвидности - коэффициенты быстрой (оперативной) ликвидности

2.

Коэффициенты эффективности (оборачиваемости): - оборачиваемости запасов - оборачиваемости дебиторской задолженности - оборачиваемости основных средств - оборачиваемости активов

3.

Коэффициент финансового левеража: - соотношение всех долговых обязательств (краткосрочных и долгосрочных) и активов. - соотношение всех долговых обязательств и собственного капитала. - соотношение всех долговых обязательств и акционерного капитала

4.

Коэффициенты прибыльности: - коэффициент нормы прибыли - коэффициенты рентабельности - коэффициенты нормы прибыли на акцию

5.

Коэффициенты обслуживания долга: - коэффициент покрытия процента - коэффициент покрытия фиксированных платежей.


Коэффициенты ликвидности (текущей и быстрой) показывают способность заемщика в принципе рассчитаться по своим долговым обязательствам и способность быстро высвободить из своего оборота средства в денежной форме для погашения долга банка в срок.

Коэффициенты эффективности (оборачиваемости) дополняют первую группу (Кл), здесь учитывается длительность оборота в днях, количество оборотов, все показатели анализируются в динамике и с конкурирующими предприятиями.

Коэффициенты финансового левеража показывают степень обеспеченности заемщика собственным капиталом, зависимость клиента от привлеченных ресурсов.

Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность использования всего капитала, включая его привлеченную часть.

Коэффициенты рентабельности показывают степень влияния процентов и налогов на рентабельность предприятия (фирмы).

Коэффициенты обслуживания долга показывают, какая часть прибыли используется для возмещения процентных и всех фиксированных платежей.

Все указанные коэффициенты рассчитываются на основе фактических отчетных данных или прогнозных величин на планируемый период.

Анализ денежного потока, как способ оценки кредитоспособности заемщика, охватывает оборот средств у клиента в отчетном периоде. Сопоставляются отток и приток средств у заемщика за период, соответствующий сроку испрашиваемой ссуды.

Таблица 4 - Элементы притока и оттока средств у клиента.

Приток средств за анализируемый период

Отток средств за анализируемый период

1. Прибыль, полученная в данном периоде

1. Уплата налогов.

2. Амортизация начисленная

2. Уплата процентов

3. Высвобождение средств из запасов

3. выплата дивидендов.

Высвобождение средств из дебиторской задолженности.

4. Уплата штрафов и пени.

Высвобождение средств из основных фондов

5. Вложение средств в запасы.

Высвобождение средств из прочих активов

6. Вложение в дебиторскую задолженность

Увеличение кредиторской задолженности

7.Вложение в прочие активы.

Рост прочих пассивов

8.Вложение в основные фонды.

9.Сокращение кредиторской задолженности.

Выдача новых ссуд.

10.Уменьшение прочих пассивов.


11.Отток акционерного капитала.


12.Погашение ссуд.


Разница между притоком и оттоком средств определяет величину общего денежного потока. Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о слабых местах управления предприятием (фирмы). Сроки здесь берутся за последние три года или прогнозные периоды.

Анализ делового риска вскрывает причины и факторы риска из-за замедления кругооборота фондов на отдельных стадиях: создание запасов, стадия производства, стадия сбыта.

Оценка кредитоспособности предприятий (фирм) производится по вышеуказанным критериям и показателям. Аналогично все эти показатели можно использовать для оценки кредитоспособности мелких предприятий. Однако, из-за отсутствия лицензий и аудиторских заключений о деятельности мелких предприятий, банки больше используют правило по изучению характера заемщика, его репутацию, личное интервью, посещение фирмы.

Общая оценки мелких заемщиков содержит:

оценка делового риска;

наблюдение за работой клиента;

личное интервью с владельцами предприятия (фирмы);

оценка личного финансового положения владельца.

Оценка кредитоспособности физического листа производится банками на основе изучения финансового положения и имущества клиента, состава семь, личностных характеристик, дохода и потребности в ссуде и т.д. Изучается кредитная история заемщика, стабильность дохода, продолжительность работы на одном месте, адрес проживания, размер капитала. [21,274]

2. Практика оценки кредитоспособности заемщиков в АО "БЦК"

Перемены, происходящие в экономике Республики Казахстан, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях между коммерческими банками и субъектами хозяйствования.

На сегодняшний день кредитные операции банка являются ведущими среди прочих как по прибыльности, так и по масштабности размещения средств. Исходным моментом в оценке возможностей потенциального клиента, желающего получить кредит, является определение банком возможности заемщика вернуть основную сумму кредита в обусловленное время и уплатить проценты за пользование им.

Один из основных способов избежания невозврата ссуды является тщательный и квалифицированный отбор потенциальных заемщиков. Главным средством такого отбора является экономический анализ деятельности клиента с позиции его кредитоспособности. Под кредитоспособностью понимается такое финансовое состояние предприятия - заемщика, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика возвратить кредит в соответствии с условиями кредитного соглашения.

Существует множество методик оценки качества заемщиков - методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения кредита. Применяемые в настоящее время и рекомендуемые способы оценки кредитоспособности заемщика опираются, главным образом, на анализ его деятельности в предшествующем периоде и ориентированы, в основном, на решении расчетных задач. При всем значении таких оценок, они не могут исчерпывающе характеризовать кредитоспособность потенциального заемщика в будущем.

Из всего вышесказанного следует, что актуальность данной темы не вызывает сомнения. Объектом исследования является кредитоспособность и оценка потенциальных заемщиков АО "Банк Центр Кредит".

АО "Банк Центр Кредит" - универсальный банк второго уровня, входящий в пятерку ведущих банков Казахстана. Он является одним из ведущих банков Республики Казахстан, обладает генеральной лицензией Нацбанка на совершение банковских операций в национальной и иностранных валютах и осуществляет свою деятельность на основе международных стандартов банковского дела, в соответствии с Действующим законодательством.

Решение локальной задачи оценки кредитоспособности клиента не может быть эффективным в отрыве от кредитной политики банка. Кредитная политика АО "Банк Центр Кредит" представляет собой совокупность различных мероприятий по изменению объема кредитов и уровня процентных ставок, регулированию рынка ссудного капитала. Кредитная политика тесно связана с денежной политикой, регулирующей денежное обращение.

На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, а также региона, к которому принадлежит потенциальный заемщик.

Наиболее комплексно понятие кредитоспособность раскрыто в следующем определении: "…кредитоспособность представляет собой способность заемщика получить кредит, способность возвратить его. Она определяется показателями, характеризующими заемщика: его аккуратность при расчете по ранее полученным кредитам, его текущим финансовым положением и перспективой изменения, способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников".

Основные цели и задачи оценки кредитоспособности хозяйствующего субъекта представлены на рисунке 5.

Рисунок 5- Цели и задачи кредитоспособности заемщика

Для анализа кредитоспособности клиента в теории и практике используется ряд методов, представленных на рисунке 6.

Рисунок 6 - Методы определения кредитоспособности

Преимущество используемых Z-моделей состоит в том, что, будучи сочетанием нескольких показателей, выраженных в одной цифре, их значения являются однозначными. Это является более привлекательным при использовании в контрасте с использованием традиционных показателей ликвидности, задолженности и др., изменения динамики которых могут быть в различных направлениях, затрудняя интерпретацию общего состояния компании. Начиная с 2003 года в РК создаются кредитные бюро, которые аккумулируют и обобщают информацию о финансовом и имущественном положении потенциальных заемщиков и предоставляют информационные услуги банкам. Кредитные бюро расширяют возможности бизнеса и среднего класса, обеспечивают более объективное отношение к населению при кредитовании, а также стимулируют развитие сектора малого и среднего бизнеса. Преимущества, с точки зрения потребителей, заключается в том, что те из них, кто имеет надежную, положительную кредитную историю, получат более высокие кредитные лимиты, что обеспечит еще более высокую покупательную способность.

Скоринговый метод применяется в основном для определения кредитоспособности физических лиц и представляет собой систему начисления определенного количества баллов заемщику за каждый ключевой показатель. Каждый ключевой фактор (показатель) получает в баллах числовую величину, соответствующую уровню его рискованности. По результатам такого ранжирования составляется бальная шкала в виде сгруппированной по факторам таблицы. Путем сравнения ее данных с показателями, характеризующими заявителя на ссуду, производится оценка его кредитоспособности. Претенденту, набравшему баллов больше критического (порогового) уровня, при отсутствии компрометирующей информации будет предоставлен кредит. Если же суммарный балл не превышает пороговой отметки, просьба на получение кредита отклоняется.

Логический метод применяется для юридических лиц и заключается в экспертной оценке кредитоспособности заемщика с прогнозированием, предполагает взвешенный анализ личных качеств и финансового состояния потенциального заемщика.

В АО "Банк ЦентрКредит" Методика анализа кредитоспособности и платежеспособности заемщика представляет собой руководство по рассмотрению кредитных заявок по всем целевым программам розничного кредитования за исключением случаев, специально оговоренных соответствующими процедурами Кредитной политики.

Основные проблемы в области анализа кредитоспособности и оценке потенциальных заемщиков банка представлены на рисунке 7.

Рисунок 7- Основные проблемы в области анализа кредитоспособности и оценке потенциальных заемщиков банка

Решить проблемы ссудного портфеля можно путем:

эффективного управления кредитным портфелем с помощью разумной кредитной политики банка;

разработки системы показателей классификации компании по уровню динамики финансового риска;

соблюдения нормативов, установленных НБРК;

эффективного анализа кредитных заявок;

внедрения экспресс-программы;

внедрения кредитного рейтинга.

Подробнее хотелось бы остановиться на кредитном риске, под которым понимается вероятность значительных убытков по кредитам и другим активам вследствие невыполнения заемщиком своих обязательств. Кредитный риск подразделяется на две группы:

риск, связанный с заемщиком, оценивающий вероятность потенциальных убытков;

внутренний риск кредитного продукта, который оценивает размеры денежных потерь в том случае, если клиент не выполняет условий соглашения.

В настоящее время большое внимание уделяется наличию в банках систем управления рисками, соответствующих международным стандартам. В соответствии с рекомендациями международных организаций внедрение в банках систем управления рисками должно быть основной мерой, способствующей укреплению и росту стабильности финансовой системы.

Управление рисками - это процесс, включающий четыре основных элемента:

оценка риска;

измерение риска;

контроль риска;

мониторинг риска.

На практике имеется несколько "колец обороны", на которые могут полагаться владельцы банка для сохранения финансовых позиций своих учреждений.

Рисунок 8- Способы защиты от кредитных рисков

АО "Банк Центр Кредит" разработал внутреннюю политику управления рисками в соответствии с законодательством РК, а также документами Базельского комитета по банковскому надзору. Управление всеми видами рисков (включая кредитный) осуществляется образованными для этих целей комитетами и департаментами. К примеру, в организационной структуре банка существуют Комитет АЛКО (Комитет по управлению активами и обязательствами), ДАУР (Департамент анализа и управления рисками), Кредитный комитет и др. Изучение кредитоспособности осуществляется для качественной оценки заемщика до решения вопроса о выдаче кредита и его условиях, определение способности и готовности клиента вернуть взятые им в долг средства в соответствии с кредитным договором.

Изучение банками разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов, или, напротив, обеспечивают их своевременный возврат, составляет содержание банковского анализа кредитоспособности. [24,146]

Сравнительный анализ надежности двух заемщиков: АО "Алтын-Бидай" и АО "Толкын-Бидай" в "Банк Центр Кредит".

Таблица 5 - Финансовые данные АО "Алтын-Бидай":


1 января 2010 год (в тысяч тенге)

Денежные средства

182,781

Дебиторская задолженность

219,613

Текущие обязательства

657,790

Текущие активы

428,686

Собственный капитал

Внеоборотные активы

685.654


1)      Коэффициент ликвидности = (Денежные средства + Дебиторская задолженность)/текущие обязательства

Кл = (182,781+219,613)/ 657,790 = 0.6

2)      Коэффициент покрытия = текущие активы / текущие обязательства

Кп = 428,686 / 657,790 = 0.6

3)      Пок.обесп.СОС = (собственный капитал- внеоборотные активы)/ текущие активы

Пок.обесп.СОС= 1,044,864- 685.654/428,686=0.8

АО "Толкын Бидай":

Таблица 6 - Финансовые данные АО "Толкын-Бидай":

1 января 2010 год (в тысяч тенге)


Денежные средства

345,455

Дебиторская задолженность

435,445

Текущие обязательства

525,000

Текущие активы

700,000

Собственный капитал

1,600,000

Внеоборотные активы

743.000


1)      Коэффициент ликвидности = (Денежные средства + Дебиторская задолженность)/текущие обязательства

Кл = (345,455+435,445)/ 525,000 = 1.5

2)      Коэффициент покрытия = текущие активы / текущие обязательства

Кп = 700,000 / 525,000 = 1.3

3)      Пок.обесп.СОС = (собственный капитал- внеоборотные активы)/ текущие активы

Пок.обесп.СОС= 1,600,000- 743.000/700,000=1.2

Таким образом сравнивая кредитоспособность этих двух заемщиков можно сделать следующие выводы: Рассчитав все необходимые коэффициенты в АО "Алтын-Бидай" все коэффициенты менее 1,т.е относятся к 3 классу, что значит что финансовое состояние этого предприятия является удовлетворительным, т.е этот заемщик ненадежный.

Что касается второго заемщика АО "Толкын- Бидай" ,можно сделать вывод что он является надежным, т.к все коэффициенты относятся к первому классу и у организации высокая финансовая устойчивость, их финансовое состояние позволяет быть уверенными в своевременном и полном исполнении всех обязательств.

3. Перспективы развития, повышения эффективности оценки кредитоспособности заемщиков в РК

Нежелание предоставлять банку информацию о своем бизнесе - одна из основных проблем. Кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ) для многих банкиров - один из основных видов деятельности. Но вместе с тем это и довольно рисковое дело. Не зря банки требуют столь внушительные пакеты документов. Так, ни один перечень не обходится без заявления на предоставление кредита для бизнеса, анкеты поручителей, финансовой отчетности за два последних квартала текущего года с отметкой инспекции, списка основных средств, копий договоров с крупными покупателями и поставщиками, учредительных документов.

Опираясь на практику зарубежного и отечественного кредитного дела, для оценки кредитоспособности заемщика был сделан выбор не которой совокупности показателей, отраженных в таблице 7. При необходимости предложенную систему можно расширить дополнительными коэффициентами, учитывая рассмотренные критерии.

Таблица 7 - Рейтинговая оценка кредитоспособности заемщика

Анализ финансовой отчетности заемщика


Оценка качества кредитуемого проекта заемщика

Изучение кредитной истории заемщика

Расчет коэффициентов кредитоспособности

Оценка личных качеств и компетентности руководителей

Соблюдение принципов кредитования

Соответствие кредитной политике банка

Сравнение их с нормативными значениями

Анализ уровня менеджмента на предприятии

Анализ развития отрасли реализации проекта

Обоснование параметров кредитного соглашения

Определение класса кредитоспособности

Выявление степени надежности заемщика

Прогноз на будущее и оценка перспектив

Обоснование параметров кредитного соглашения

Определение общего рейтинга




Принятие решения о возможности предоставления кредита





Как отмечают аналитики, за последние три-четыре года объем кредитования малого и среднего бизнеса вырос на 80 процентов. И банкиры уверяют, что они открыты для сотрудничества с малым и средним бизнесом. Предприниматели же это отрицают, жалуясь на то, что им проще занять на "черном" рынке, нежели получить кредит в банке.

Одним из основных препятствий развития сегмента является нежелание заемщиков предоставлять банку информацию о своем бизнесе, ведь ни для кого не секрет, что большинство малых предприятий работает с применением так называемых серых схем.

Вторая причина - довольно долгий срок рассмотрения кредитной заявки: часто заемщикам деньги нужны "прямо сейчас". Банк отдает предпочтение заемщикам, которые планируют свои финансовые потоки и заранее приходят за кредитом.

Выход из ситуации очень простой - повышение доверия между банками и заемщиками. Банк и клиент должны выступать как деловые партнеры. Заемщики должны понимать, что банку выгодно, чтобы бизнес заемщика работал прибыльно. Более того, банк может выступать в качестве финансового консультанта для клиентов.

Рисунок 9 - Основными проблемами кредитования бизнеса

Некоторые специалисты выделяют следующие основные проблемы с кредитованием малого и среднего бизнеса:

"черная касса" в большинстве малых предприятий и, соответственно, бухгалтерская отчетность, пригодная только для минимизации выплаты налогов. Отсюда следует, что кредит таким предприятиям давать очень дорого, так как требуется тщательная проверка;

средний бизнес обслуживать и развивать сложно, так как в силу исторических причин компании часто хотят очень специализированных услуг, которые сложно вписываются в продуктовые схемы больших банков. Соответственно, клиенты часто перемещаются "кустами" от одного банка к другому вместе с клиентскими менеджерами.

Главной проблемой кредитования малого и среднего бизнеса, остается отсутствие у предприятий этого сектора экономики достаточного обеспечения.

В АО "Банк Центр Кредит" эта проблема решается при помощи беззалоговых кредитов. Но хотя их размер может составлять около 1 миллиона тенге., размеры все равно ограничены в связи с высокими рисками, которые несет банк. Возможен также вариант, при котором лимит беззалогового кредитования определяется в зависимости от оборотов по расчетному счету - это овердрафт по расчетному счету. Однако многие предприятия малого и среднего бизнеса до сих пор не полностью проводят обороты по расчетному счету, в результате чего снижается лимит кредитования.

Существующая в настоящее время законодательная база носит в основном декларативный характер - она утверждает необходимость поддержки малого и среднего бизнеса, предусматривает определенные программы, но при этом набор конкретных мер, направленных на реализацию заявленных целей, очень ограничено.

У рынка кредитования малого и среднего бизнеса очень хорошие перспективы. Спрос в настоящее время значительно превышает предложение и будет только расти. Объем рынка кредитования малого бизнеса увеличился в 2010 году более чем на 90процентов, и составил около 10 миллиардов долларов. Потребность малых предприятий в кредитных ресурсах оценивается в 25-30 миллиардов долларов. В настоящее время эта потребность удовлетворена примерно на 20-30 процентов, объясняет специалист.

Интересно то, что дочерние предприятия иностранных банков не смогут занять лидирующие позиции на этом рынке, так как традиционно эти банки очень консервативны и неохотно берут на себя высокие риски, связанные с кредитованием малого бизнеса.

В ближайший год сохранятся текущие тенденции - это снижение ставок по кредитам, увеличение сроков кредитования, упрощение процедуры получения кредита. Кроме того, мы ожидаем появления новых финансовых инструментов для малого и среднего бизнеса. Кредитование малого и среднего бизнеса имеет все шансы стать следующим хитом банковских продаж после потребительского кредитования и ипотеки, резюмирует специалист.

Рынок растет очень быстро: за 2010 год портфель банковских кредитов, выданных малого и среднего бизнеса, увеличился почти вдвое. Кредитование малого и среднего бизнеса будет становиться все более популярным направлением в сфере банковских услуг. Кроме того, постепенно кредиты на развитие малого и среднего бизнеса будут дешеветь. Например, с 2005 по 2010 годы среднегодовая кредитная ставка снизилась с 26,6 до 12,2 процентов. Конкуренция в этом сегменте рынка будет увеличиваться, банки будут наращивать технологии. Будут уменьшаться и сроки рассмотрения кредита малого и среднего бизнеса.

Если сегодня для принятия решения о выдаче кредита минимально требуется в среднем 3,3 дня, максимально - 11,6 дня, то в 2010 году эти показатели были равны соответственно 5,8 и 3,8 дням.

В последнее время малого и среднего бизнеса демонстрировал стабильный рост: увеличиваются обороты представляющих его компаний и предпринимателей, количество создаваемых ими рабочих мест, вклад предприятий этого сектора в ВВП страны.

Макроэкономическая стабилизация в целом и преодоление инфляции, в частности, также позволят населению шире использовать банковские ссуды для решения жизненно важных проблем. Все это указывает на необходимость дальнейшего развития и совершенствования кредитных связей коммерческих банков с населением на основе изучения отечественного и зарубежного опыта.

С моей точки зрения, необходимо развивать комплексное банковское обслуживание населения, предоставляя последним широкий выбор банковских продуктов и услуг, увеличивая доходы, формируя ресурсную базу банка, расширять кредитные отношения с населением.

Дальнейшее развитие и совершенствование кредитных взаимоотношений банков с заемщиками возможно и целесообразно осуществлять на основе изучения и внедрения на практике передового отечественного и зарубежного опыта. Использование опыта других стран в области кредитования частных лиц может идти по мере накопления коммерческими банками опыта по кредитованию, укрепления материально-технической базы, обеспечения необходимыми кадрами, по нескольким направлениям:

совершенствования используемых и внедрения новых видов ссуд;

повышения качества банковского обслуживания населения;

дифференциации условий предоставления ссуд в зависимости от вида ссуды, срока использования, уровня доходов заемщика и так далее;

унификации порядка оформления и использования кредитов и другое.

Представляется целесообразным существенно расширить перечень видов ссуд, предоставляемых клиентам на образование, на организацию собственного бизнеса, а также предоставлять различные услуги, в том числе информируя клиентов о программах стимулирования инвестиций и предпринимательства.

Кроме того, положительный эффект для развития кредитования индивидуальных заемщиков имело бы также:

введение целевых жилищно-строительных вкладов и предоставление на этой основе первоочередного права на получение инвестиционного кредита владельцам вкладов после соблюдения установленных условий: срока хранения и необходимой суммы накопления средств на вкладе;

проведение маркетинговых исследований банков с целью выявления потребности населения в новых видах ссуд;

повышение уровня информированности частных клиентов банков о новых видах кредитов и банковских услуг;

максимальный учет интересов клиента, индивидуальный подход при кредитовании.

Развитие кредитных отношений населения с банками - это вопрос не только экономический, но и политический и социальный. Помимо необходимой экономической и политической стабилизации, разработки коммерческими банками социально-ориентированной кредитной политики во взаимоотношениях с населением, он требует также модернизации форм и методов кредитования, совершенствования процентной политики и условий предоставления и погашения кредитов, использования опыта зарубежных стран с рыночной экономикой.

Совершенствование кредитования населения в условиях роста межбанковской конкуренции служит для банка важным фактором, укрепляющим его общественный имидж, привлекательность и доходную базу. Эти свойства потребительского кредита обеспечивают возрастающее к нему внимание.

Таким образом, при работе с большим числом индивидуальных заемщиков их платежеспособность нужно оценивать только исходя из официальных текущих доходов, усредненных за достаточно продолжительный период времени. Необходимо также уделять большое внимание стабильности доходов и вероятности их изменения в будущем. Последнее, относится, в частности, к платежеспособности и к стабильной работе предприятия, перечисляющего заработную плату потенциального заемщика в банк.

В банке должны быть сформулированы четкие и однозначные критерии, которыми должен руководствоваться работник банка, принимая решение о кредитовании сотрудника предприятия. Список этих критериев не должен быть избыточным, и любое значение каждого из них должно быть легко проверяемым.

На пространстве СНГ казахстанская банковская система считается одной из самых прогрессивных и грамотно построенных. Но отечественные потребители пока не имеют достаточного опыта в общении с финансовыми институтами. Проблема соотечественников в том, что сбережения у них появились лишь недавно, и как ими лучше распорядиться, какому банку и в какой форме доверить, многие попросту не знают. Где открыть счет или депозит? В каком банке выгоднее условия кредитования? Через какой банк приобрести платежную карточку или осуществить перевод? Все эти вопросы для казахстанских потребителей сегодня весьма актуальны.

В наш стремительный век нелегко уследить за всеми новшествами и разобраться в качестве и выгодности услуг, предлагаемых потребителям банковским сектором. Поэтому изначально следует провести мониторинг банковских услуг, который помог бы заемщику сориентироваться в море предложений. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что услуги в различных казахстанских банках не имеют существенных отличий. Практически у всех банков (во всяком случае у тех, что активно работают с физическими лицами) в арсенале имеется несколько видов депозитов, ипотечных и потребительских кредитов, платежных карточек и так далее. И у всех банков условия по этим видам услуг очень схожи. Для примера депозиты, на которые можно в любое время вкладывать деньги, а также снимать их (соблюдая минимальный неснижаемый остаток). Еще некоторое время назад они были редкостью, сейчас же такие депозиты предлагают очень многие банки. При этом в какой бы банк вы ни положили деньги на депозит, прибыль по окончании срока вклада будет различаться очень незначительно, так как ставки вознаграждения у всех примерно одинаковы. Ставки вознаграждения отличаются несущественно. Какие-то банки дарят клиентам, открывающим депозит, платежные карты, другие же привлекают потребителей розыгрышами призов или возможностью поменять валюту депозита в течение срока действия договора без потери вознаграждения. В общем, можно долго изучать предложения, и в конце концов выбрать то, что оптимально подходит именно вам, но итог, то есть полученная прибыль, все равно окажется примерно такой же, как и у вкладчиков других банков. В основном это обусловлено тем, что максимальная ставка выплат по депозитам ограничивается Фондом гарантирования вкладов физических лиц.

В июне на расширенном заседании консультативного совета АO "Казахстанский фонд гарантирования депозитов" обсуждался вопрос об отмене максимальных ставок вознаграждения по гарантируемым депозитам и расширении гарантируемой базы за счет включения в нее негарантируемых срочных и условных депозитов (VIP-депозитов).

Но пока максимальные ставки остаются в силе и, как говорится, выше головы банки прыгнуть не могут. Хотя, конечно, доход по различным депозитам разнится в зависимости от того, на какой срок открыт вклад (чем больше срок, тем выше процент доходности), собираетесь ли вы снимать проценты ежемесячно или хотите получить их в конце срока депозита с капитализацией (ежемесячное получение процентов, естественно, предполагает меньший доход), и ряда других причин. Но все возможные варианты условий по депозитам можно найти и в пределах одного банка. Если же какой-то банк предлагает более выгодную, необычную или интересную услугу, то остальные очень скоро тоже вводят подобную.

Примерно такая же ситуация и с кредитованием, переводами, открытием платежных карточек и так далее. Полноценное ноу-хау на казахстанском банковском рынке встречается не часто. Из свежих примеров на ум приходят только кредитные карты Казкоммерцбанка GoCard, предполагающие, что чем больше вы тратите, тем больше у вас скапливается бонусов, которыми затем можно расплачиваться за различные услуги и товары.

В целом же ситуация с похожестью и сопоставимостью услуг, предлагаемых казахстанскими банками, свидетельствует о стабильности и высоком уровне банковской системы страны. Скажем, если вы решите выбрать лучший швейцарский банк с максимально выгодными услугами, то вряд ли справитесь с задачей, так как все они примерно на одном уровне и предлагают похожий продукт. Причем если раньше крупнейшие лидирующие казахстанские банки уделяли работе с физическими лицами меньше внимания, чем своему сотрудничеству с крупными клиентами (юридическими лицами), а разнообразные и выгодные потребительские кредиты и депозиты для физических лиц предлагали в основном банки поменьше, то сейчас конкуренция на рынке розничных банковских услуг обострилась. И это, кстати, косвенно свидетельствует о реальном росте доходов населения и о приумножении личных накоплений казахстанцев. А также говорит о том, что казахстанцы становятся более уверенными в завтрашнем дне и все меньше боятся "жить в кредит".

Второй положительный момент, который можно отметить в сложившейся ситуации, заключается в том, что, не имея возможности эффективно конкурировать по ставкам вознаграждения, банки пытаются вводить новые дополнительные услуги.

Что касается доступности информации, то таковой лишь с натяжкой можно считать рекламу. Она, конечно, свое дело делает, так как потребители не располагающие временем на проведение мониторинга банковских услуг, зачастую выбирают тот банковский продукт, который более активно рекламируется. Так, более половины из опрошенных нами нескольких десятков потребителей банковских услуг отметили, что остановили выбор на том или ином банке, поддавшись влиянию рекламы.

Хотя понятно, что далеко не всегда широко рекламируемая услуга является лучшей. Кроме того, банки в выгодном свете выставляют плюсы той или иной своей услуги, но на этапе рекламы никогда не информируют о ее минусах. Например, практически ни один банк не афиширует размер своей комиссии при выдаче потребительских кредитов. Например, взяв потребительский кредит в Альянс Банке и в последствии рассчитав платежи, можно выяснить, что комиссия банка составила 5 процентов от суммы кредита. Более того, оказалось, что, оформив кредит на сумму 300 тысяч тенге, он получил на руки 285 тысяч, но проценты по кредиту выплачивает с полной суммы. Впрочем, Альянс Банк в данном вопросе не исключение, и многие другие банки также в последний момент информируют клиентов о том, что выданная в кредит сумма окажется меньше той, на которую вы рассчитываете.

В общем, реклама ненадежный источник информации, зато практически все казахстанские банки имеют сайты. А если банковский сайт хорошо продуман и удобен для пользователей, то на нем можно найти всю необходимую информацию. В этом плане хорош сайт Казкоммерцбанка, ТемирБанка на котором можно воспользоваться специальным калькулятором и рассчитать доход по депозитам, размер выплат по кредитам и так далее. Подобная калькуляция возможна и на сайтах БанкТуранАлем, Альянс Банка, Нурбанка и некоторых других.

К сожалению, далеко не все казахстанские потребители являются продвинутыми пользователями Интернета, поэтому большое значение имеет то, насколько грамотно и вежливо отвечают на вопросы сотрудники банков. Большое значение при выборе банка имеет удобство обслуживания в нем, то есть разветвленная сеть филиалов и достаточное количество банкоматов. Но не всегда обилие филиалов это гарантия качества обслуживания. [25,34]

Заключение

Кредитоспособность заемщика (хозяйствующего субъекта) - это его комплексная правовая и финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика.

Цель анализа кредитоспособности заемщика состоит в комплексном изучении его деятельности для обоснованной оценки возможности вернуть предоставленные ему ресурсы. Применяемые в настоящее время и рекомендованные способы оценки кредитоспособности опираются главным образом на анализ данных о деятельности заемщика в предшествующем периоде. При всем значении такой оценки она не может исчерпывающем образом характеризовать кредитоспособность заемщика в предстоящем периоде.

Среди подходов к оценке кредитоспособности заемщиков можно выделить две группы моделей:

) классификационные модели;

) модели на основе комплексного анализа.

Классификационные модели дают возможность группировать заемщиков: прогнозные модели позволяют дифференцировать их в зависимости от вероятности банкротства; рейтинговые - в зависимости от их категории, устанавливаемой с помощью группы рассчитываемых финансовых коэффициентов и присваиваемых им уровней значимости. Недостатками классификационных моделей являются их "замкнутость" на количественных факторах, произвольность выбора системы количественных показателей, высокая чувствительность к недостоверности исходных данных, громоздкость при использовании статистических межотраслевых и отраслевых данных. В рамках комплексных моделей анализа возможно сочетание количественных и качественных характеристик заемщика.

Предварительный анализ кредитоспособности заемщика должен включать следующие этапы: формирование информационной базы анализа кредитоспособности; оценка достоверности представленной информации; предварительная оценка потенциального заемщика; обработка полученной информации; сравнительный анализ полученных финансовых коэффициентов с нормативными значениями; качественный анализ финансовых коэффициентов; определение веса финансовых коэффициентов в рейтинговом показателе; расчет рейтингового (интегрального) показателя организации-заемщика; присвоение заемщику класса (рейтинга) на основе интегрального показателя; анализ нефинансовых (качественных) показателей; заключение (вывод) по итогам оценки кредитоспособности заемщика, определение перспектив его развития для решения вопроса об условиях и возможности предоставления кредита.

В современных условиях коммерческие банки разрабатывают и используют собственные методики оценки кредитоспособности заемщиков с учетом интересов банка. Сбербанк России разработал и применяет методику определения кредитоспособности заемщика на основе количественной оценки финансового состояния и качественного анализа рисков. Финансовое состояние заемщика оценивается с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на такие изменения. В "Банк Центр Кредит" с целью выяснения уровня кредитоспособности хозяйствующего субъекта используется Инструкция по определению кредитоспособности заемщика, в которой установлены общие требования и порядок анализа финансово-хозяйственного положения заемщика. Финансовое состояние заемщика при этом оценивается с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив.

Список использованной литературы

1. Макыш С.Б., "Банковское дело", Учебное пособие, Казахстанский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы 2005г. С.103

. Банковское дело под ред. Сейткасымова Г.С. Алматы, Каржы-каражат, С.274

. Закон Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" от 31 августа 1995 г. N 2444.

. Хамитов Н.Н. Банковское дело // Алматы, 2008 г. С. 31

. Банковское дело: Учебник под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П., М., Финансы и статистика, 2002г. с.123

. Банковское дело: учебник / О.И.Лаврушина, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева др.; под ред. засл. деят. науки РФ, д.э.н., проф. О.И. Лаврушина. - 4-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2006. - 768с.

. Банковское дело: учебник/ под ред. Г.Н.Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. М. Финансы и статистика, 2003.

Грачев В. Оценка платежеспособности предприятия за период

. Баранов П., Лунева Ю. Принципы формирования методики оценки кредитования заёмщика // Аудитор. - 2010

. - № 9. - С. 32-37..

. Панова Г. Кредитная политика коммерческого банка [Текст] / Г. Панова. - М.: ИКЦ Дис,2006. - С. 145-146..

. Гусева И. Анализ кредитоспособности предприятия [Текст] // Справочник экономиста. - 2005. - № 4. - С. 64-66..

.Кирисюк Г., Ляховский В. Оценка банком кредитоспособности заемщика 12. Деньги и кредит. - 2000. - № 7. - С. 34-37..

. Г. Панова. -М.: ИКЦ Дис,2006. - С. 153-155.

. учебно-практич. пособ. / Д. Ендовицкий, И. Бочарова. - М.: КНОРУС, 2005. - С. 95-97..

. О. Козлова, М. Сморчкова, А. Голубович. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 178-180..

. А. Ольшаный. - М.: Русская деловая литература, 2004.- С. 234-236..

. О. Маркова, Л. Сахарова, В. Сидоров. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - С. 87-89..

. Б. Герасимов, Ю. Лаута, Е. Герасимова. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2001. - С. 54-55..

. Финансы и кредит. - 2004. - № 1. - С. 19-21..

. учебно-практич. пособ. / Д. Ендовицкий, И. Бочарова. - М.: КНОРУС, 2005. - С. 68-70..

. учеб. пособ. - 2-е изд./ О. Лаврушин, О. Афанасьева, Л. Корниенко. - М.: КНОРУС, 2006. - С. 143-145..

. Г. Белоглазова, Л. Кроливецкая. - СПб: Питер, 2004. -С.77-78..

. Финансовый менеджмент. - 2008. - № 6. - С. 27-28..

24. Официальный сайт банка Центр Кредит

25. Политика управления рисками АО "Банк ЦентрКредит" от 27.05.2010

Похожие работы на - Оценка кредитоспособности заемщиков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!