Возможности применения компьютерных программ для обучения игре на акустической гитаре
Уральский государственный
педагогический университет г. Екатеринбург
И.Ю. Тихомиров
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА АКУСТИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ
В настоящее время использование компьютерных технологий в учебном процессе интенсивно развивается, но, к сожалению, пока применяются далеко не везде несмотря на широкие возможности их использования. На уроках в музыкальной школе эти технологии используются редко из-за недостатка соответствующей технической базы и низкой компьютерной грамотности педагогов, в то время как современные школьники достаточно уверенно пользуются компьютером. Использование компьютерных технологий в обучении может не только повысить продуктивность и качество обучения, но и облегчить работу педагогу, потому что эти технологии дают более наглядную и многоплановую информацию об изучаемом предмете. Все это предъявляет новые требования к подготовке педагогов. Современный педагог должен быть в курсе разработки и развития новых методических разработок и возможности использования мультимедиа технологий, а также должен уметь применять или адаптировать их в своем учебном процессе.
Акустическая гитара - инструмент, широко востребованный в среде подростков и молодежи. В многолетней практике обучения игре на гитаре используются разнообразные методические пособия, «школы», а в последние десятилетия появились и интересные музыкально-компьютерные программы, содержащие технологии обучения игре на акустической гитаре. Представляется целесообразным объединить интерес подростков и молодежи к игре на гитаре и к работе с компьютером для освоения навыков гитарного исполнительства и музицирования.
Для достижения этих целей необходимо изучить, с одной стороны, современные музыкально-компьютерные программы, посвященные обучению игре на акустической гитаре, а, с другой, - цели и мотивы контингента лиц, обучающихся игре на акустической гитаре.
В Интернете представлен целый ряд специальных музыкально-компьютерных программ, содержащих технологии обучения игре на акустической гитаре - рекомендации, упражнения, образцы исполнения, нотный материал и т. д. Назовем лишь некоторые из них:
. Е. Медведев. Видеошкола игры на гитаре от компании Бука Софт, (2007).
. А. Носов. Гитарная школа (2008).
. А. Николаев. Уроки игре на гитаре в двух частях (2004).
. Гитара. Уроки мастера для начинающих Д. Агеев (2008).
. Игра на гитаре для "чайников", разработана в США (2004).
. А. Кравченко. Школа игры на гитаре в двух частях (2005).
Каждую из этих программ можно использовать в учебном процессе, но необходимо иметь в виду, что они предназначены для различного контингента обучающихся, преследующих разные цели.
Изучение контингента лиц, осваивающих приемы игры на акустической гитаре, показало наличие трех основных категорий:
- дети, обучающиеся в детской музыкальной школе, возраст которых составляет 12-17 лет;
дети, посещающие кружки гитары при различных учреждениях основного и дополнительного образования; к этой категории относятся подростки и старшие школьники в возрасте 13-18 лет;
лица, обучающиеся игре на акустической гитаре самостоятельно, т. е. занимающиеся самообразованием, различного возраста - от подростков до взрослых.
Рассмотрим более подробно каждую из этих трех категорий обучающихся.
Дети, посещающие кружки гитары при различных учреждениях основного и дополнительного образования. Они хотят освоить приемы аккомпанирования на гитаре собственному пению (в основном, для музицирования в быту). Ведущие мотивы для них - желание самоутвердиться, повысить свой статус в социальной группе, а также принимать участие в различных праздниках и фестивалях самодеятельного творчества. Процесс обучения, как и в предыдущей группе, регламентирован учебными планами (несколько иного уровня сложности) и контролируется педагогом, применение МКТ аналогично предыдущей группе. Для них целесообразно использовать программы № 1, 2, 5.
Дети (и взрослые), которые осваивают игру на акустической гитаре самостоятельно. При тех же целях и мотивах обучения, им по разным причинам (отсутствие материальных возможностей, позднее начало занятий, возраст и т. п.) приходится осваивать приемы игры на гитаре индивидуально, без какого-то ни было контроля со стороны Для них компьютер может стать незаменимым и эффективным помощником. Особое значение следует при этом уделить индивидуальному выбору музыкально-компьютерной программы, в наибольшей степени отвечающей запросам конкретного лица. Наиболее целесообразен выбор программ № 3, 4, 5, 6.
В перспективе дальнейшей разработка выдвинутой проблемы необходимо:
теоретически обосновать возможности включения музыкально компьютерных технологий в процесс обучения игре на акустической гитаре;
адаптировать современные обучающие музыкально-компьютерные программы к содержанию традиционного процесса обучения игре на акустической гитаре;
выявить резервы музыкально-компьютерных технологий для повышения эффективности обучения игре на акустической гитаре;
охарактеризовать традиционные методики обучения, проанализировать их особенности и резервы;
выявить приемы использования музыкально-компьютерных программ на разных этапах обучения игре на акустической гитаре.
компьютерный программа акустический гитара
ЛИТЕРАТУРА
1. Самоучители игры на гитаре [Электронный ресурс]: обучающий сайт-режим доступа: http://www.samouchim.ru
2. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс]: электронная библиотека - режим доступа: <http://pedlib.ru>
© И. Ю. Тихомиров, 2011