Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,32 Мб
  • Опубликовано:
    2013-02-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ.А.И. ГЕРЦЕНА

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра сурдопедагогики







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих.

Санкт-Петербург 2009 г.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Исследование литературы и практического опыта использования музыки при обучении глухих детей

§1. Влияние музыкального искусства на развитие детей

§2. История использования музыкальных средств в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха

§3. Теоретические основы музыкального воспитания глухих детей

3.1 Восприятие музыки при нарушениях слуха

3.2 Восприятие музыкальных сигналов пациентами с кохлеарными имплантами

3.3 Использование звукоусиливающей аппаратуры на музыкальных занятиях в школе глухих

§4. Использование музыки во внеклассное время в школе глухих

4.1 Задачи музыкального воспитания в школе глухих

4.2 Виды внеклассных музыкальных занятий

4.3 Школьный праздник как один из методов музыкального воспитания в школе глухих. Коррекционно-развивающая направленность праздника

§5. Опыт музыкального воспитания в нашей стране и за рубежом

5.1 О проекте "Фестиваль "Поющие руки"

5.2 Проект "А музыка звучит"

5.3 Из опыта Японских глухих музыкантов

Глава 2. Изучение влияния музыкальных занятий на развитие и коррекцию устной речи глухих школьников младших классов

§1. Актуальность, цели и задачи проведенного эксперимента

§2. Первый этап эксперимента. Обследование устной речи глухих школьников

2.1 Обследование состояния звукопроизношения и слитности устной речи

2.3 Обследование темпа речи

2.4 Обследование состояния дыхательной функции

2.5 Обследование словесного ударения

2.6 Интерпретация результатов обследования

§3. Второй этап эксперимента. Проведение серии занятий "Классный час"

§4. Третий этап эксперимента. Обследование устной речи глухих школьников после проведения серии экспериментальных занятий

Заключение

Список литературы

Введение

"…Любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, он должен относится к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызывать в детях любовь к тому, чего не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен". (Д.Б. Кабалевский)

Когда-то давно великий Аристотель сказал: "Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи".

Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении с музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют развитые музыкальные вкусы.

Общие психолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны Л.С. Выготским, В.Г. Ивановым, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, В.Г. Максимовым и другими.

Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д.Б. Кабалевский, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Рыцарева, Т.В. Челышева и другие. В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались А.Ф. Любова, Л.В. Моисеева, Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, О. Апраксина. В области развития музыкальной культуры в условиях профессиональной подготовки учителя музыки Т.А. Колышева, Р.А. Тельчарова, Н.В. Соколова.

Однако все перечисленные изучения музыкального интереса относятся к области массового музыкального воспитания и формирования вкуса в школьном возрасте. Подобных исследований применительно к музыкальному образованию в школе глухих существует очень мало, тогда как современные коррекционные школы призваны решать не только задачи общего и коррекционного образования учащихся, но и формирования духовной культуры школьников.

Перспективность направления музыкально-педагогических исследований в сфере музыкальной культуры требует своей дальнейшей разработки. Особо актуальным представляется изучение особенностей музыкального воспитания детей в школе глухих, так как давно известно, что музыка используется не только в целях эстетического и нравственного воспитания, но и в коррекционных целях. Однако проблемы целенаправленного формирования музыкальной культуры школьников с нарушениями слуха во внеклассных формах работы изучены недостаточно полно.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: "Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих ”.

В нашем исследовании мы будем опираться на работы Е.З. Яхниной, Г.И. Яшунский, Н.Е. Яшунской, И.С. Белик и других педагогов и учёных, которые занимались данной проблемой.

Целью нашего исследования является изучение особенностей музыкального воспитания детей во внеклассное время в школе глухих.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

музыкальное воспитание школа глухой

1. Изучить исторический аспект использования музыки в коррекционных целях.

. Раскрыть физиологические особенности и возможности восприятия музыки глухими детьми.

. Определить влияние музыки на развитие детей с нарушениями слуха.

. Выделить методы музыкального воспитания во внеурочное время в школе глухих.

. Выявить возможности коррекционного воздействия на глухих учащихся при помощи музыкальных занятий.

Объектом нашего исследования является музыка как способ культурного, нравственного и эстетического воспитания глухих школьников, а также как метод коррекционной работы в школе глухих.

Предметом исследования определены особенности музыкального воспитания в школе глухих.

В ходе работы применялись теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и музыкальной литературы по исследуемой проблеме, анализ передового педагогического опыта. Кроме того, были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты на базе специальной коррекционной школы-интерната №31 1 вида.

По структуре работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Исследование литературы и практического опыта использования музыки при обучении глухих детей


§1. Влияние музыкального искусства на развитие детей


Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника. Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии. Области научного обоснования возможностей развития и коррекции отклонений в развитии детей средствами художественной деятельности в последнее время значительно расширились. Положительное влияние занятий театральной деятельностью на детей с задержкой психического развития, качественные изменения в развитии воображения, знаково-символической функции мышления, внимания, возможности коррекции отклонений в развитии личностной сферы раскрыты в исследованиях Е.А. Медведевой. Особое значение в данном виде художественной деятельности играет музыка, оживляющее театральное действие, наполняющая его мелодикой, усиливающая эмоциональное воздействие и на исполнителя, и на зрителей.

Проведенный анализ тенденций в современных исследованиях объективно подтверждает, что специальная психология и коррекционная педагогика на современном этапе находятся в поиске эффективных средств коррекции и все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. В процессе занятий музыкой, пением у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания, слушание музыки, музыкально-ритмические занятия более эффективно влияют на развитие речевой функции, слухового внимания, моторики у детей с нарушением слуха. Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях (с движениями, с театрализованной деятельностью) по отношению к ребенку с проблемами в развитии проявляются, прежде всего, в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.

Рассмотрим особенности музыкального искусства. В музыкальных образах, в отличие от пространственного искусства (живопись, скульптура и т.п.), обладающего средствами объективного изображения действительности, передаются прежде всего чувства, эмоции, настроения, мысли людей. Музыкальные произведения передают динамику эмоционально-психологических состояний: смену чувств, настроений, переживаний. Музыка может изображать конкретные явления окружающей жизни с помощью звукоподражания: шум волн, пение птиц, стук колёс и др. Однако же, ярко изобразительная музыка всегда имеет определенную эмоциональную окраску: например, пение птиц может быть и радостным, и встревоженным. Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность всегда имеет вспомогательное значение и не всегда присутствует в музыкальном произведении.

Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие.

Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Она воплощает то, что социально характерно в эмоциональной жизни народов и исторических эпох, способствует познанию внутреннего мира человека. Влияние музыки связано прежде всего с ее огромными возможностями эмоционального воздействия, что особенно важно в детском возрасте, когда эмоции являются важнейшими генетическими формами регуляции поведения ребенка, формирования всех его сторон личности. С помощью музыкальных произведений ребенок эмоционально познаёт мир и себя. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Б.В. Теплов подчёркивал, что "музыка не может дать новых фактических или идейных знаний, но она может в высокой степени углубить имеющиеся знания, дав им новое качество, сделав их знаниями эмоционально насыщенными. Музыка есть эмоциональное познание" /Теплов - 1947, с.143/.

Музыкальное воспитание способствует качественному становлению человека. Уже в одном из трактатов античного периода отмечалось, что тот, кто приобщился к музыке, не запятнает себя никаким неблагородным поступком, но, стяжав благодаря музыке величайшую пользу, будет полезен и себе, и родине, всюду соблюдая пристойность, благоразумие и порядок" /"Античная музыкальная эстетика" 1960/.

Подчеркнем, что музыкальное воспитание признано одним из основных направлений формирования нравственной личности. А.В. Сухомлинский писал: "Культура воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека" /Сухомлинский В.А., 1974 стр.170/

Важнейшей задачей музыкального воспитания в общеобразовательной школе признано "воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность" /Д.Б. Кабалевский, 1981 с.122/.

Трудно переоценить роль музыки в эстетическом развитии детей. В процессе музыкального воспитания обостряется восприимчивость ко всему миру эстетических ценностей, к прекрасному в жизни и искусстве. Дети учатся не только правильно, но и эмоционально, выразительно выполнять танцевальные движения, петь, передавая характер музыки и смысл текста. Они становятся грамотными и благодарными слушателями, глубоко чувствующими и понимающими хорошую музыку.

С помощью музыкального воспитания совершенствуются творческие способности детей. Все виды музыкальной деятельности - восприятие музыкальных произведений, их исполнение, создание - по своему психологическому механизму связаны с развитием воображения и творчества.

Таким образом, музыка, как и другие виды искусства, развивает не только "специфическую", но "всеобщую, универсальную способность человека, …которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере деятельности и познания…" /Э.В. Ильенков, 1984; с.240/

Подчеркнем, что музыка широко используется в лечебных и коррекционных целях. Известно, что внешние воздействия, связанные с музыкой, вызывают реакцию всего организма. Это позволяет применять музыкальные средства в системе психосоматических и психотерапевтических мероприятий (Б.В. Асафьев, В.М. Бехтерев, Л.С. Брусиловский, А.Н. Борисов, И.М. Догель, Е.П. Жиляев, С.С. Корсаков, Ю.П. Лисицын, В.И. Петрушин, И.В. Темкин, К. Рюгер, Г.П. Шипулин, В.С. Шушурджан и др.). Музыкотерапия, как один из видов арттерапии, оказывает влияние на регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма, психоэмоционального состояния, на приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекцию коммуникативных функций, активизацию творческих проявлений. Музыка широко применяется в специальной педагогике в коррекционно-развивающей работе со всеми категориями детей с нарушениями в развитии.

Музыкальное развитие, как подчеркивает Н.А. Ветлугина в книге "Музыкальное развитие ребенка", явление сложное многозначное. Музыкальное воспитание как педагогический процесс охватывает ход внутренних процессов и внешних влияний в их единстве, учитывая внутренние законы развития ребенка и влияние на это развитие внешних условий. Движущими силами музыкального развития являются прежде всего воздействия обучения и воспитания, обстоятельства внешней жизни, а также качественные изменения в психических процессах, вызываемые музыкальными переживаниями ребенка. На основании накопленного опыта и сформированного уровня музыкального развития ребенок сам активно участвует в процессе дальнейшего развития. Его музыкальность зависит от врождённых индивидуальных задатков, но она есть и результат развития в процессе обучения и воспитания /Н.А. Ветлугина, 1968 с.69/.

Таким образом, музыкальное развитие и воспитание взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Обучение способствует развитию, Но и уровень развития определяет успешность обучения. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, у них формируется музыкально-эстетическое сознание. Развитие у детей эмоций, интересов, вкусов способствует приобщению их к музыкальной культуре, что важно для их общего духовного становления.

§2. История использования музыкальных средств в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха


При определении содержания обучения и воспитания детей с нарушениями слуха традиционно учитываются приоритетные направления формирования личности слышащих детей. Одно из таких направлений - музыкальное воспитание.

Понимая значение музыки в развитии слышащего ребенка, сурдопедагоги стремились использовать музыкальные средства в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха. Первые попытки использования музыки относятся к середине 19 века. Так, в 1859 году директор Санкт-Петербургского училища для глухонемых Я.Т. Спешнев, ученик и приемник В.И. Флери, впервые в Росси ввел в учебный план экспериментальные занятия с использованием музыки.

М. Богданов-Березовский в книге "Положение глухонемых в России" отмечает, что эти уроки уже за один учебный год дали заметные результаты. Он приводит выдержку из обращения в Опекунский совет управляющего училищем с просьбой разрешить ввести систематические занятия с использованием музыки. К сожалению, ходатайство было отклонено, и эти уроки не были включены в учебный план.

В нашей стране музыкальная ритмика в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, стала применяться с 30-х гг. ХХ в. Ритмика, кроме своей основной цели - развитие общей моторики и координации движений и воспитание ритма через движения (основная идея Жака Далькроза - первого организатора ритмики как предмета) в условиях работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, стала использоваться для развития ритмической структуры устной речи.

Через движение к ритму речи - такой подход с использованием двигательных упражнений под музыку и соединения их с речью начали разрабатывать с 1926 г. в ритмическом кабинете Научно-практического института слуха и речи в Ленинграде. Этот новый подход не ограничивал ритмику выполнением только ритмических движений под музыку, а расширял ее возможностью произносительной стороны речи глухих детей, воспитания "говорящего глухонемого".

Полученные данные свидетельствовали о перспективности разрабатываемого подхода и позволили уже с 1929 г. ввести уроки ритмики в учебный план школ для глухих детей. Перед этими уроками были поставлены задачи художественного и нравственного воспитания учащихся средствами музыки, физического их развития, расширения кругозора, подготовки к трудовой деятельности, обогащения словаря. Особое значение придавалось формированию у школьников ритмической структуры речи, что осуществлялось с помощью развития у детей свободных, ритмичных, координированных движений, соединения их с музыкой и словом.

При проведении уроков ритмики ориентация глухих детей на музыкальное звучание осуществлялась прежде всего на основе вибрационной чувствительности и зрительного восприятия исполнения музыки учителем. При опоре на вибрационные ощущения глухие дети воспринимали лишь аккордовое звучание в низком и среднем регистрах фортепиано, различали контрастные динамические и темповые отношения в музыке, простейшие ритмы и метрический акцент. Использование специально сконструированного для уроков ритмики звукоусиливающего аппарата не оказывало глухим учащимся существенной помощи в восприятии музыки. С этим аппаратом дети могли воспринимать только звуки рояля в низком и среднем регистрах до половины 1 октавы и различать скорость чередования звуков и их силу. У детей с большой потерей слуха сенсорная основа восприятия музыки была резко сужена, что ограничивало возможность использования музыкальных средств для их обучения и воспитания.

В дальнейшем создание новой, более качественной стационарной звукоусиливающей аппаратуры позволило в условиях специального обучения расширить возможности восприятия элементов музыки учащимися. Так, результаты обучения в слуховом кабинете глухих школьников со значительными остатками слуха, полученные И.Г. Багровой, показали, что дети могут научиться различать на слух звучание некоторых музыкальных инструментов, определенные тембры певческих голосов, узнавать мелодии песен, получить представление о звучании хора и оркестра.

В 1960-1970-х гг. уроки ритмики были исключены из учебного плана школы для глухих детей. Музыка в грамзаписи использовалась в основном на занятиях в слуховом кабинете. Эти занятия проводили в младших классах два раза в неделю. Слушание музыки составляло лишь небольшую их часть. Школьники учились различать на слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры характер музыки (грустный, веселый) и определенные средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный), метр (двух-, трех-, четырехдольный), регистры (низкий и высокий), тембры певческих голосов (мужской, женский), и музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, труба), а также сольное и коллективное исполнение инструментов.

Определенное место ритмические упражнения под музыку должны были занимать на уроках физической культуры. Дети учились изменять движения, ориентируясь на темп (быстрый, медленный), динамику звучания (громкая, тихая), характер звуковедения (плавная, отрывистая музыка), акцент. Звукоусиливающую аппаратуру на уроках музыки не использовали. Трудно представить себе реализацию этой программы в практике, так как один учитель должен был совмещать и умение играть на фортепиано, и владение методикой преподавания глухим детям физкультуры и ритмики. Не вызывает сомнения, что использование музыки в таких условиях не могло в достаточной мере способствовать решению коррекционных задач, практически не способствовало эстетическому воспитанию учащихся.

Таким образом, с 1960-х гг. (вплоть до введения музыкально-ритмических занятий в учебный план специальных школ) музыкальные средства в коррекционной работе с глухими детьми использовались недостаточно. Возможности музыки для развития учащихся были реализованы только в практике отдельных учителей-энтузиастов.

С 1986 г. В учебный план специальных школ для глухих и слабослышащих детей введена учебная дисциплина - музыкально-ритмические занятия. Обучение на музыкально-ритмических занятиях базируется на взаимодействии музыки, движений и устной речи в различных сочетаниях: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. Известно, что музыка содействует ритмической организации движений, создаёт определенный эмоциональный настрой. Поэтому развитие слухового восприятия музыки у школьников способствует формированию у них ритмичных и выразительных движений. В свою очередь движения оказывают положительное влияние на развитие восприятия музыки. Двигательное моделирование музыкальных структур служит одним из основных приемов развития у детей слухового восприятия музыки.

Специальная работа над хорошей осанкой, движениями, умением напрягать и расслаблять мышцы и развитием чувства ритма положительно влияет на формирование у детей произносительной стороны речи, в том числе при использовании фонетической ритмики, разработанной в поликлинике "SUVAG" (Загреб) и активно применяемой на музыкально-ритмических занятиях. Взаимодействие музыки и устной речи при декламации песен эффективно для формирования ритмико-интонационной структуры речи глухих детей. /Яхнина Е.З., с. 59-63/

 

§3. Теоретические основы музыкального воспитания глухих детей


3.1 Восприятие музыки при нарушениях слуха

Известно, что нормально слышащий человек воспринимает музыку прежде всего на основе слуха. Определенное значение имеет зрительное восприятие музыканта-исполнителя, его эмоциональные переживания в связи с настроением музыки, атмосферы концертного зала, что позволяет более полно прочувствовать музыку, особенно в период развития музыкального восприятия у детей. Выявлена также роль тактильно-вибрационной чувствительности у музыкантов: например, скрипач воспринимает не только на слух звуки скрипки, но и вибрацию скрипки и смычка в его руках. Отмечается, что у музыкантов-исполнителей по сравнению с другими людьми наблюдается заметное повышение вибрационной чувствительности, почти в два раза. Одновременное воздействие вибрации на ухо и на руку музыканта позволяет ему воспринимать такие слабые вибрации, которые оказываются ниже порога чувствительности при изолированном слуховом восприятии.

Важное значение для восприятия музыки слышащими людьми имеют кинестетические ощущения. Музыкальное восприятие часто сопровождается определенными, пусть не всегда заметными движениями. В процессе развития восприятия музыки широко используется пение, для которого важны не только слуховые, но и кинестетические ощущения от движения речевых органов. Двигательное моделирование отдельных музыкальных структур, общего настроения музыки широко используется для развития восприятия музыки.

Рассмотрим сенсорную основу восприятия музыки у детей с нарушениями слуха. Глухие и слабослышащие дети могут воспринимать звучание музыкального инструмента, прикладывая руки к его поверхности или ощущая его колебания, находясь на небольшом расстоянии от звучащего инструмента и воспринимая ногами колебания пола и всем телом колебания воздуха, вызванные звучащим инструментом.

Однако о восприятии музыки с помощью вибрационной чувствительности можно говорить в значительной мере условно. Е.З. Яхнина ссылается на работы Л.И. Переслени и Т.В. Розановой, которые отмечают, что "гораздо более ограниченные возможности по сравнению с чувствительностью слуховой в отношении анализа и синтеза звуковых воздействий не позволяют воспринимать музыку в единстве всех ее выразительных и изобразительных средств…".

Возможности восприятия музыки на основе вибрационной чувствительности значительно ограничены. Дети отличают шумовую вибрацию (барабан) от музыкальной (рояль). С помощью вибрационной чувствительности глухие различают только резко противопоставленные звучания. Им доступно (без электроакустической аппаратуры) лишь аккордовое звучание в среднем и низком регистрах фортепиано. В этом диапазоне музыкальных звуков глухие дети способны научиться различать динамические оттенки, при этом меццо-форте они слышат как тихое звучание, а фортиссимо - как громкое. Они различают также темповые изменения - чередование аккордов быстрых и медленных. Важнейший выразительный элемент музыки - мелодию глухие дети на основе вибрационной чувствительности не воспринимают. Ограниченность восприятия музыки на основе вибрационных ощущений связана также с тем, что при выполнении движений под музыку (ходьба, бег, гимнастические и танцевальные движения) дети все время изменяют положение в пространстве, их ноги не находятся постоянно на полу, и вибрации воздействую попеременно на разные участки тела. Чередующееся напряжение и расслабление мышц при движении также затрудняет восприятие ребенком вибрационных воздействий.

Определенное вспомогательное значение для развития у глухих и слабослышащих детей восприятия музыки имеет зрительный анализатор. Прежде всего это связано с восприятием характера музыки. В первоначальный период знакомства с музыкой дети с тяжелыми нарушениями слуха не умеют даже вычленять музыкальное звучание как особый акустический сигнал. Однако, наблюдая за эмоциональным и выразительным исполнением педагога, они понимают, что данное звучание эмоционально окрашено, "заряжаются" соответствующим настроением: весело приплясывают, медленно, "задумчиво" кружатся и др. В дальнейшем эмоциональный отклик педагога на музыку также помогает детям глубже прочувствовать ее характер. С помощью зрительного восприятия клавиатуры и пианиста глухие и слабослышащие уточняют свои слуховые и вибрационные ощущения от музыкального звучания, соотносят их с конкретными словесными определениями средств музыкальной выразительности. Например, при обучении восприятию регистров фортепиано они видят и осознают, что исполнение в правой части клавиатуры соответствует высоким звукам, в левой - низким, посередине - средним.

Сенсорная основа восприятия музыки глухими детьми включает широкое использование зрительного анализатора. Двигательное моделирование музыкальных структур является одним из основных приемов развития восприятия музыки у глухих и слабослышащих детей.

В процессе коррекционно-развивающего обучения широко используются музыкально-ритмические движения, игра на элементарных музыкальных инструментах.

Восприятию ритмического рисунка содействуют также кинестетические ощущения от речевых органов в процессе мелодекламации.

В сурдопедагогике были неоднократные попытки формирования у глухих детей слухового восприятия музыки (с помощью электроакустической аппаратуры). Однако из-за использования звукоусиливающей аппаратуры, уступающей по своему качеству современной, и в связи с недостаточной слуховой тренировкой в целом (развитие речевого слуха, восприятия неречевых звучаний) у детей с тяжелыми нарушениями слуха возможности слухового восприятия были ограничены. Это не позволяло расширить у них сенсорную основу восприятия музыки, ограничивало возможности ее использования в коррекционно-образовательных и воспитательных целях. / Яхнина Е.З. 2003, с.44-47 /

В результате многолетних исследований под руководства профессора Е.П. Кузьмичевой разработана оригинальная дифференцированная педагогическая система интенсивного развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста. Работа по развитию слухового восприятия у каждой категории детей имеет свои цели и задачи. Определены содержание и методика развития нарушенной слуховой функции у детей, начиная с первых месяцев жизни, созданы государственные программы по развитию слухового восприятия в специальных детских садах и специальных школах для глухих и слабослышащих детей, методики развития речевого слуха, восприятия неречевых звучаний и музыки у детей с нарушениями слуха (Е.П. Кузьмичёва, И.Г. Багрова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхнина).

3.2 Восприятие музыкальных сигналов пациентами с кохлеарными имплантами

В последние несколько лет изучались особенности восприятия музыкальных сигналов пациентов с кохлеарными имплантами. Исследования проводили: Росс Я., Королева И.В., Огородникова Е.А., Пак С.П., Столярова Э.И., Тартуский университет, Тарту, Эстония; НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербург, Россия; Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, Санкт-Петербург, Россия

Учеными представлены результаты исследования восприятия музыкальных сигналов (фрагменты народной музыки, звуки различных инструментов) русскоязычными пациентами с кохлеарными имплантами (КИ). Известно, что восприятие музыки с помощью КИ характеризуется сильными искажениями, а также низкой эффективностью реабилитации. Эти ограничения, прежде всего, определяются особенностями преобразования звуковых сигналов процессором КИ и, как следствие, нарушениями восприятия спектрально-временных характеристик акустических сигналов пациентом с КИ.

В исследовании участвовали 9 пациентов с КИ (Tempo +, MED - EL) разного возраста и длительностью использования КИ. В первой части исследования пациентам предъявляли 4 музыкальных отрывка с разными спектрально-временными и мелодическими характеристикам (японская флейта, йойки, литовское многоголосие, горловое пение). Пациентов просили оценить различные параметры сигналов в соответствии со специальной анкетой, а затем идентифицировать их при предъявлении в случайном порядке. Во 2-й части работы пациенты распознавали 11 музыкальных инструментов в ситуации без предварительного прослушивания и после обучения.

Установлено, что у пациентов наблюдаются искажения в восприятии высоты и тембра музыкальных сигналов: максимальные - при восприятии широкополосных звуков (например, орган, оркестр), минимальные - сигналов в частотной области, приближенной к женскому вокалу (виолончель, флейта). Пациенты с КИ способны узнавать звучание различных инструментов в ситуации закрытого выбора. Установлено также, что в процессе обучения способность воспринимать музыку улучшается. В основном, это связано с улучшением различения спектральной окраски музыкальных звуков (их тембра) и ритмического рисунка произведения. При этом результативность тренинга зависит от наличия у пациента музыкального опыта до имплантации. Основным ограничением эффективности музыкальной реабилитации остается недостаток перцептивной информации о высоте (основном тоне) сигналов. Это направление тренинга требует разработки дополнительных процедур для развития слухового восприятия у пациентов с КИ, большинство из которых мотивированы на восстановление способности воспринимать музыку. Этому помогает музицирование - игра на музыкальных инструментах и пение. /#"603659.files/image001.gif">

 

2.3 Обследование темпа речи

Материалом обследования служили повествовательные фразы разной длины, от 6 до 14 слогов.

Ребенку предлагается повторить произносимые логопедом предложения. Темп артикулирования определяется затем как отношение количества фонем в высказываниях ко времени, затраченному на их произнесение (времени "чистой" речи).

При обследовании использовались следующие слова и фразы:

Петушок, петушок.

Золотой гребешок.

Пойдём копать картошку.

Маленькой ёлочке холодно зимой.

Стоит в поле теремок, он не низок, не высок.

 

2.4 Обследование состояния дыхательной функции

Сурдопедагог определяет тип дыхания, объем и плавность речевого дыхания, синхронность речевого и неречевого дыхания, а также продолжительность речевого выдоха.

Материалом обследования служат повествовательные предложения, состоящие из 5-6 слов.

Ребенку предлагается плавно на одном выдохе произнести предложение:

Мама варит кашу.

Оля гуляет в парке.

Саша собирает цветы.

Бабушка вяжет внуку тёплые носки.

Ваня любит рисовать карандашами.

Наташа рисовала на больших листах бумаги.

 

2.5 Обследование словесного ударения

Обследование навыков словесного ударения проводилось на разнообразном по ритмической структуре речевом материале. Предлагаемые для чтения слова предъявлялись сначала без надстрочных знаков, а затем со знаками, обозначающими места ударения.

. Речевой материал для чтения:

)        Двусложные слова.

А) Ударение на первый слог:

Мама, Маша, Оля, кукла, домик, Саша; строит, моет, держит.

Б) Ударение на второй слог:

Цветок, она, Егор, домой; бежит; несёт;

) Трехсложные слова:

А) Ударение на первый слог:

Машенька, синяя, ленточка.

Б) Ударение на второй слог:

Большая, какая, машина

В) Ударение на третий слог:

Улетел, самолёт, далеко

) Фразы, состоящие из двусложных слов:

Мама моет Машу.

Оля держит куклу.

Саша строит домик.

Егор бежит домой

)        Фразы, состоящие из трёхсложных слов:

Синяя ленточка Машеньки.

Какая большая машина!

Самолёт улетел далеко.

)        Фразы, состоящие из слов с разным количеством слогов:

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу.

Ой! Доска кончается!

Сейчас я упаду!

. Материал для самостоятельной речи (картинки):

.        Двусложные слова:


. Трёхсложные слова:

 

2.6 Интерпретация результатов обследования

Результаты обследования заносились в таблицы. Каждый параметр обследования оценивался по пяти бальной шкале. Сначала высчитывался процент правильных ответов (отношение правильных ответов к количеству предъявленных заданий заданий). Затем проценты переводились в баллы.

- 10% - 0 баллов 10 - 20% - 1 балл.

- 40% - 2 балла 40 - 60% - 3 балла

- 80% - 4 балла 80 - 100% - 5 баллов

В ходе эксперимента были составлены таблицы результатов обследования по каждому ученику и речевые карты (см. приложение). Кроме того, были составлены диаграммы, которые включали в себя оценку состояния устной речи по пятибалльной шкале (Диаграмма 1). Затем была составлена общая диаграмма (средние показатели) по всей группе учеников (Диаграмма 2).

Диаграмма 1. Оценка результатов обследования каждого ученика.

.        Сережа Б.


2.      Егор Б.


3.      Настя К.

4.     
Антон М.


5. Никита П.


6. Максим М.


Диаграмма 2. Общая диаграмма по результатам обследования группы испытуемых.

§3. Второй этап эксперимента. Проведение серии занятий "Классный час"


Во время формирующего эксперимента проводились музыкальные занятия во внеурочное время. Занятия проводились в форме кружка и назывались "Музыкальный час". На этих занятиях в игровой форме проводились речевые, двигательные упражнения, знакомство с музыкальными инструментами и игра на них, изучались основы нотной грамоты. В ходе каждого занятия проводилась коррекционная работа: проводилась коррекция произношения, развитие речевого дыхания, работа над слитностью и плавностью речи.

Каждое занятие проводилось по традиционной схеме:

) Организация начала занятия.

) Основная часть.

) Организация окончания занятия.

Основная часть, в свою очередь, включала следующие этапы:

А) Повторение и закрепление пройденного материала.

Б) Изучение нового материала.

В) Знакомство с музыкальными инструментами и игра на них.

Г) Воспроизведение ритма слов и фраз при помощи игры на музыкальных инструментах.

На этом этапе проводилась работа по развитию речевого дыхания, постановке словесного ударения, слитного и плавного проговаривания речевого материала. Все речевые упражнения включали в себя материал, который использовался в ходе констатирующего эксперимента.

Работа на каждом этапе проводилась в игровой форме. Каждый из учеников участвовал в игре. Последовательность этапов могла меняться в зависимости от сложности нового материала, состояния и настроения учеников и времени проведения занятия (после уроков, после прогулки).

Особенностью данных занятий являлось то, что изучение нового материала и закрепление пройденного проводилось в форме игр, в движениях. Каждый ученик участвовал в игре. Все ученики общались между собой, каждый мог попробовать в себя в разной роли (играть на разных музыкальных инструментах, быть ведущим в какой-либо игре, помогать учителю). В результате новый материал запоминался быстрее, а его изучение не было скучным, однообразным и монотонным.

Выбор именно такой формы проведения занятий обусловливался специфическими принципами обучения детей в школе глухих:

. Опора на предметно-практическую деятельность, которая пронизывает все стороны обучения глухих школьников, оказывает разностороннее коррекционно-компенсаторное влияние на развитие различных компонентов их психической деятельности, обеспечивая "полимодальную чувственную основу познания для естественного процесса формирования высших психических функций и усвоения языка, для овладения знаниями на уровне "житейских понятий" и мотивированного словесного общения" /Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, с.36/.

Опора на предметно-практическое обучение преобразует познавательную деятельность детей, влияя на формирование всех видов мышления. В таких условиях глухие школьники сравнительно легко учатся устанавливать логические зависимости между явлениями и событиями окружающей жизни, непроизвольно запоминают названия действий, объектов, их свойств и качеств.

.        Интенсификация речевого общения является важным условием речевого поведения глухих школьников, чему содействует коммуникативная направленность занятий.

3.      Основной прием развития речевого общения - совместная, коллективная деятельность детей и взрослых, в ходе которой в начале обучения сурдопедагоги побуждают учеников к употреблению готовых речевых конструкций. Овладение речевыми конструкциями разной степени сложности происходит в условиях постоянно расширяющейся речевой практики, стимулирующей накопление словарного запаса, усвоение фонетических м грамматических норм языка.

.        Интенсивное развитие слухового восприятия, включая возможности использования речевого слуха в целостном образовательном процессе, - одна из важнейших задач таких школ.

Кроме того, при организации занятий учитывалось то, что основным видом деятельности школьников является игра.

§4. Третий этап эксперимента. Обследование устной речи глухих школьников после проведения серии экспериментальных занятий


На данном этапе мы выяснили результаты проведенных экспериментальных занятий, насколько они были полезными и к каким изменениям привели.

В контрольном эксперименте использовались те же методики обследования речи испытуемых, что и в констатирующем эксперименте. Кроме того, весь речевой материал, используемый при обследовании, был знаком ученикам: он отрабатывался во время занятий и во время констатирующего эксперимента.

Данные контрольного эксперимента представлены в виде таблиц (см. приложение) и диаграмм (Диаграмма 3, Диаграмма 4). Кроме того, была составлена сравнительная диаграмма по результатам обследования в начале и в конце эксперимента (Диаграмма 5).

Диаграмма 3. Диаграммы по результатам обследования (контрольный эксперимент).

.        Сережа Б.


2.      Егор Б.


3.      Настя К.

4.      Антон М.

. Никита П.

Диаграмма 4. Общая диаграмма по результатам обследования группы испытуемых (контрольный эксперимент).

Диаграмма 5. Сравнительная диаграмма.


Экспериментальные данные показали, что после проведения серии музыкальных занятий во внеурочное время, у учеников возросло качество устной речи при чтении и произнесении знакомых слов и фраз. Важно обратить внимание на то, что улучшение качества устной речи учеников в целом не являлось целью данного эксперимента. Для этого нужно потратить не несколько часов, а очень много месяцев, а иногда и лет. В ходе эксперимента было предъявлено определенное количество слов и фраз, которые отрабатывались в течение нескольких занятий, а затем предъявлялись в процессе контрольного эксперимента. Именно на основании этого материала и делались выводы. Результаты эксперимента доказывают необходимость систематического проведения подобных занятий во внеклассное время для проведения воспитательной и коррекционной работы с учащимися школы 2 вида.

Заключение


Результаты проведенного теоретического и практического исследования послужили основой для следующих выводов.

Любой вид музыкальной деятельности, каждый раздел урока музыки способствует коррекции речи учащихся, развитию мышления, внимания, музыкальной культуры учеников. Но необходима постоянная, глубокая взаимосвязь уроков музыки, общеобразовательных и специальных уроков.

Успешность образовательного и коррекционного процесса на внеклассных музыкальных занятиях находится в зависимости от того, какие формы, методы и приёмы обучения используются на занятиях, от квалификации педагогов, от наличия методических материалов, от правильного распределения времени, отведенного на такие занятия.

Кроме того, педагог, который проводит музыкальные занятия призван формировать у школьников основные личностные качества: мировоззрение, волю, музыкальные вкусы, убеждения. При этом подготовить к самостоятельной музыкальной деятельности, развить творческие способности, инициативу, ответственность, или, иначе говоря, сформировать музыкально-эстетическую и музыкально-педагогическую культуру. Поэтому учитель музыки должен быть образцом музыкальной воспитанности и культуры, он обязан создавать и творить на уроках музыки музыкальную культуру учеников.

Итак, необходимо подчеркнуть, что каждый вид музыкальной деятельности создаёт большие возможности как для общего развития учащихся, так и для коррекции речи, развития психических функций детей.

Экспериментальные данные показали, что на внеклассных музыкальных занятиях можно проводить не менее эффективную работу по коррекции речевых нарушений, чем на индивидуальных занятиях в слуховом кабинете. Кроме того, при творческом подходе к организации занятий и разработке методических материалов такие занятия будут интересными и привлекательными для детей, вследствие чего увеличится интенсивность и эффективность работы, проводимой с учениками.

Имея опыт проведения музыкальных занятий во внеурочное время, хотелось бы предложить несколько методических рекомендаций по проведению таких занятий:

каждое занятие должно иметь определенную структуру: включать в себя повторение пройденного материала и изучение нового;

при подготовке занятий желательно иметь по два варианта упражнений на каждом этапе занятия. Это необходимо потому, что невозможно предугадать, какое будет настроение и состояние здоровья у учеников. В одном случае можно будет дать упражнение сложнее, в другом - легче.

методический материал к уроку должен быть ярким, интересным. Желательно брать как можно больше наглядности, табличек, предметов, поскольку любой материал легче усваивается детьми в процессе предметной деятельности, при рассматривании наглядного изображения;

основной вид деятельности младших школьников - игра. Поэтому рекомендуется абсолютно все виды работы проводить в игровой форме.

каждый ученик должен попробовать себя в разной роли на занятии: помощник учителя, ведущий, участник игры и т.п.;

следует как можно чаще поощрять учеников, тем самым стимулируя их к активному участию во всех видах деятельности на занятии;

ученикам должно нравиться то, чем они занимаются, поэтому необходимо не только предлагать им свои виды деятельности и формы проведения занятий, но и спрашивать у детей, чем бы они хотели заняться, что им нравится.

Данные рекомендации не являются новыми, но они являются основными для проведения внеклассных музыкальных занятий. Некоторые из них используются и на общеобразовательных уроках. Но на музыкальных занятиях эти методические положения следует использовать в комплексе, тогда будет обеспечен успех проведенной работы.

Список литературы


1.      http://www.audiologyonline.ru/articles/? action=article&id=114/

2.      http://arovog. deafnet.ru/page. phtml? c=79&id=267/

3.      http://www.newdayonline.ru/ru/grants/privolg_fo/get_grants_privolg/index. php? id676=1773&usage676=2 <http://www.newdayonline.ru/ru/grants/privolg_fo/get_grants_privolg/index.php?id676=1773&usage676=2>

4.      Андреева Л.В. Сурдопедагогика - М.: Академия, 2005 - 576 стр.

.        Белик И.С. Музыка против глухоты: опыт индивидуал. занятий музыкой с неслышащими детьми по прогр. дет. муз. шк. / И.С. Белик. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 150 стр.

.        Богданов-Березовский М.В. Положение глухонемых в России. С обзором современного состояния вопроса о восстановлении слуха у глухонемых. С предисл. проф. Имп. Воен. - мед. Акад. почетного лейб-отиатра Н.П. Симановского. - СПб.: Попечительство государыни имп. Марии Федоровны о глухонемых, 1901. - 293 стр.

.        Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка - М.: Просвещение, 1968. - 415 стр.

.        Волкова Л.С., Голубева Г.Г. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР - СПб.: "Дефектология", 1995 - №2

.        Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению - М.: Владос, 2008 - 224 стр.

.        Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

.        Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал: Избр. ст. по философии и эстетике - М.: Искусство, 1984 - 349 стр.

.        Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. (Сборник) - М.: Просвещение, 1981. - 192 стр.

.        Основы теории и практики логопедии под ред.Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967 - 173 стр.

.        Пенин Г.Н., Кораблева Л.В., Пономарёва З.А., Красильникова О.А. Воспитание учащихся с нарушениями слуха. - СПб.: Каро, 2006 - 496 стр.

.        Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

.        Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Учпедгиз, 1947. - 143 с.

.        Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: учеб. пособие для студ. вузов - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 стр.

Похожие работы на - Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!