Искусство украинского танца
Украинский танец
Среди богатейшей истории народного творчества одной из
самых ярких страниц является народное творчество Украины. Не только в нашей
стране, но и далеко за ее пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь
щедро одаренный народ украинский создал многожанровое искусство. И среди всех
искусств танец занимает особое место.
Украинский
народный танец, также как и другие виды народного творчества, развивался на
протяжении всей истории украинского народа, обогащаясь новым содержанием и
своеобразными выразительными средствами. В нем нашли свое отображение радость
творческого труда, героизм борьбы и величие побед, задорная веселость, мягкий
юмор и другие черты, присущие украинскому национальному характеру.
Танец
Украины – то задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и нежен. Искусство
Украины, как и всякое искусство, отражало в себе всю историю и жизнь
украинского народа, его в прошлом нелегкую жизнь. До воссоединения Украины с
Россией украинский народ подвергался поработительным набегам, грабившим его
материальные и духовные богатства. Упорная, продолжительная из века в век
борьба с крымскими татарами, польской шляхтой, австро–венгерскими панами,
наложила оттенок на все народное творчество, в особенности на песенное и
эпическое.
Украинский
народ, в силу постоянных бед, обрушившихся на него со всех сторон, по своему
складу характера скорее драматичен, нежели весел. Особенно это заметно по
песням и танцам женщин, в которых говорится о тяжелой женской доле. В силу
необходимости постоянно отражать набеги иноземцев, мужское население Украины,
образовав Запорожье и другие казачества, почти все время проводило в походах.
На
плечи женщин ложился нелегкий труд и одиночество. Но с казачеством связана тема
борьбы и воли, непримиримость к врагам, вольнолюбию, жизнерадостности, которые
порождались самой борьбой украинского народа за свою независимость. Тут же
имеет место и общепризнанный искрометный украинский юмор, с которым казаки, а с
ними и весь народ Украины, относятся ко всем свои невзгодам, высмеивая своих
врагов.
Сегодня
народное искусство Украины по своим отличительным чертам и этнографическим
особенностям делится на 5 этнографических зон.
I –
я зона – Центральная Украина. В нее входят Киевская, Полтавская, Сумская, север
Харьковской, Черкесская, юг Житомирской, север Днепропетровской и Запорожской
областей. Этот район характеризует то, что обычно принято считать
общеукраинским. Здесь сложился общенациональный украинский язык, путем слияния
киевского и полтавского наречий. Танцем культура этого района очень богата.
Здесь бытуют гопак, и казачки, веснянки, хороводы и прочие танцы, но разговор о
них пойдет ниже, при детальном рассмотрении каждого из этих танцев. Нужно
отметить, что на создание украинской культуры танцевальной, как и культуры
вообще, огромное влияние имели культуры соседних народов: России, Белоруссии,
Польши, Венгрии, Крымского ханства и др..
II
– я зона – Полесье. Тут особенно сказывается географическое положение этой зоны
и ее климатические условия и соседство с другими народами. Золотистая местность
и по сей день нетронутые леса. особый род занятий породили в этом краю и
своеобразную манеру исполнения танцев. Шаги танцев более мелкие, с прискоком,
осторожные, мало чем похожие на движения танцев степной Украины. Наиболее
распространенными в этих краях являются такие танцы как “Крутняк”. Само
название этого танца говорит за себя – это значит крутиться, вертеться. Рисунок
этого танца больше построен по кругу. Но только большой круг встречается редко,
чаще всего он дробится на мелкие кружки и кружочки, быстро, на мелких, дробных
шагах вращающихся по движению часовой стрелки, Также распространен здесь и
“полесский гопак”, который является разновидностью общественного гопака.
В
Полесье входят: Волынская. Ровенская, север Киевской и Житомирской, юго –
восток Львовской и некоторые части других областей. Из географического
положения видно, что на творчество Полесья большое влияние имеют Польша и
Белоруссия.
III
– я зона Подолье. Район Украины, примыкающий к Карпатам и выходящий к границе с
Венгрией, Румынией, Чехией. Она включает в себя Хмельницкую, Тернопольскую,
Дрогобыжскую, юго – запад Иваново – Франковской областей. В этих местах издавна
развивались овцеводство, скотоводство, имеющие решающее значение в оформлении
быта и культуры этого края. В танцах преобладают трудовые и игровые темы.
Повсеместно бытуют в этой местности такие танцы как “Роман”, “Никола”, “Марина”
и пр., которые чаще всего строятся на игровом элементе и на отношениях между
участниками. Очень распространены тут обрядовые пляски и хороводы, но о них
ниже.
IV
– я зона – Карпаты. Наиболее в этнографическом плане большая зона. Карпаты
населяет множество больших и малых народов. Культура здесь очень богата и
своеобразна, подчас даже контрастна одна другой. Тут как нигде сказывается
близость и влияние соседей. Каждый район и область очень своеобразны и
неповторимы. Гуцулы, буковинцы. бойки, станиславцы, верховинцы и множество
других народностей, населяющих Карпаты, - все имеют свою песню, танцевальную
культуру, свой костюм, свои обряды и обычаи. Изучение этой богатой культуры
составляет отдельную тему.
V –
я зона – Крым с прилегающими к нему крайне южными областями Украины. Сюда
входят: Одесская, Симферопольская. юг Запорожской и Днепропетровской областей,
Николаевская область. Тут чувствуется влияние татарской культуры, тат как эта
территория была территорией Крымского ханства. Из танцев, относящихся к
украинским, здесь наиболее распространен херсонский гопак. Это танец украинских
чумаков, ездивших на волах в Крым за солью. Творчество чумаков, их песни и
танцы имели огромное значение для развития украинских тенденций в Крыму.
Характеризуя
общенациональные танцы Украины, следует прежде всего отметить то, что на их
развитие огромное влияние имели обряды Украины, Изобилие народных обрядов,
обычаев, празднований, гуляний – порождало новые традиции, новые танцы. Обряды
эти во многом сходны с обрядами русских и других славянских народов. Как и у
большинства этих народов на Украине тоже существуют купальские обряды с их
весенними играми и забавами, рождественские праздники с кол ядами и щедринками
и др. Все эти обряды явились наследием еще языческой Руси. порождали массу
ритуальных и обрядовых танцев. Хороводы вокруг майского дерева “Маринонька”, в
котором девушки плетут венки, гадают, и рисунок танца напоминает хитроумные
переплетения венка. Все эти пляски известны под общим характеризующим названием
– “Веснянка”. В них наряду с девичьими хороводами имеются и пляски ряженых.
Удалы пляски парней с девушками вокруг костра и т.д. Вершиной же, карточкой
танцев Украины, является гопак. Он в первоначальной своей форме недавно. Это
был воинственный танец запорожских казаков, и первоначально плясать гопак
разрешалось только мужчинам. В гопаке казак показывал свою ловкость, удаль.
смелость. Часто изображались в гопаке целые сцены боя, походов.
О
танцующем гопак казаке в народе говорили: “Казак пляшет, как на коне скачет”. У
запорожских казаков гопак имел особое, организующее значение. Так, известно
множество фактов, когда в стане казаков не было единства фактов, когда в стане
казаков не было единства в отношении плана действия и когда все способы для
достижения единства были исчерпаны, гетманы, взяв в руки булаву – символ
гетманской власти – выходили в круг и , предварительно поднеся казакам по чарке
горилки, начинали плясать гопак. Тот из казаков, который входил в круг плясать,
тем самым давал согласие на повиновение гетману. и часто случалось так, что
гопак всех увлекал в пляс. Позднее гопак стали танцевать не только на Сечи, но
и в деревнях, и в городах. Сначала, как и на Сечи, его танцевали одни мужчины.
но постепенно входят и женщины. Так он постепенно приобрел парадную форму,
которую мы наблюдаем сейчас.
Очень
сходен с гопаком и другой, посвященный запорожским казакам украинский парный
танец – “Казачок”, названный так народом в честь своих защитников. Фактически
это гопак, только в несколько упрощенной форме. Казачок обязательно и всегда
танцевали парами, и ,вследствие участия в нем девушек, казачок более лиричен,
не имеет больших трюков, рисунков.
Украинское
искусство, восприняв лучшие традиции украинского народного танца и очистив это
наследие от всего чужого, наносного, непрестанно пополняет его новыми
выразительными средствами, обогащает хореографический язык. Разнообразие
хореографических средств, глубина образов и сюжетов, богатство эмоциональных
красок и красота рисунка придают украинскому танцу необычайную привлекательность
и делают его ценной составной частью многонационального хореографического
искусства.
Движение
2 — “тынок” (“падебаск”)
Исполняется
на один такт. Исходное положение ног: третья позиция, правая нога впереди.
На
“раз” — опуститься на правую ногу вперёд и чуть вправо, колено присогнуто.
Левая нога невысоко поднимается вперед, колено свободно, подъем вытянут, но не
напряжен (рис, 256).
На
“и” — переступить на левую ногу на полупальцы, спереди-накрест правой ноги
(рис. 25б).
На
“два” — переступить на правую ногу позади левой на всю ступню, слегка сгибая
ногу в колене. Левая нога поднимается невысоко вперед (рис. 25г).
На
“и” — перескочить с правой ноги на левую, как на “затакт”.
Движение
продолжается с другой ноги. Корпус прямой или слегка поворачивается то правым,
то левым плечом вперёд. Во время исполнения “тынка” с правой ноги корпус
поворачивается левым плечом вперед, при исполнении “тынка” с левой ноги корпус
поворачивается правым плечом вперед.
Движение
15— “веревочка”
Исполняется
на один такт.
Исходное
положение ног: третья позиция, правая нога впереди.
На
“затакт и” — слегка подскочив, проскользнуть вперед на низких полупальцах левой
ноги, колено свободно. Правая нога, согнутая в колене, поднимается спереди
около левой ноги и переводится назад за левую ногу, колено направлено в сторону
и слегка вперед, подъем вытянут, но не напряжен.
На
“раз”—правая нога опускается на низкие полупальцы позади левой ноги в третью
позицию, колено свободно или слегка присогнуто.
На
“и” — с чуть заметным подскоком проскользнуть вперед на правой ноге. Левая нога
поднимается спереди и переводится назад за правую ногу, как на “затакт”.
На
“два” — левая нога опускается на низкие полупальцы позади правой ноги, как на
счет “раз”.
На
“и”—.повторить движение на “затакт”.
“Веревочка”
исполняется на месте или с продвижением назад.
Движение
18 — “выхилясник”
Исполняется
на один такт.
Исходное
положение ног: шестая позиция, носки чуть разведены в стороны.
На
“раз” — слегка подскочив, опуститься на всю ступню левой ноги, колено слегка
присогнуто. Одновременно правая нога становится невыворотно на носок правее
левой ноги, колено присогнуто и направлено влево, пятка - вправо. Корпус слегка
поворачивается правым плечом вперед, голова повернута к правому плечу (рис.
28а).
На
“два” — второй подскок на всей ступне левой ноги, колено согнуто. Одновременно
правая нога, вытягиваясь в колене, выворотно становится на каблук вперед и чуть
вправо. Корпус слегка поворачивается левым плечом вперед, голова поворачивается
к левому плечу (рис. 286).
На
“и”— пауза.
С
началом следующего такта исполнитель перескакивает на правую ногу и выполняет
“выхилясник” левой ногой по тому же принципу.
“Выхилясник”
часто сочетается с тройными притопами.
Движение
23 — “подбивка”
Исполняется
на два такта.
Исходное
положение ног: первая позиция.
На
“затакт и” — раскрыть руки широко в стороны, взяв в каждую руку по несколько
лент от венка. Поднять правую ногу невысоко вправо, левая нога немного согнута
в колене (рис.30а)
1
такт
На
“раз”—правую ногу, немного согнув в колене, приставить по шестой позиции к
левой и перенести на нее тяжесть корпуса, левую ногу слегка поднять от пола
(рис. 306).
На
“и”— переступить левой ногой влево во вторую “невыворотную” позицию, ноги в
коленях вытянуты, тяжесть корпуса на левой ноге (рис. 30б).
На “два”—соскочить на правую ногу, слегка присев на ней.
Левую ногу резко выбросить влево, носок и колено левой ноги вытянуть, нога чуть
поднята над полом (рис. 30г),
2
такт
На
“раз” — приставить левую ногу по шестой позиции к правой и перенести на нее
тяжесть корпуса, немного согнув ее в колене, левую ногу слегка поднять.
На
“и” — переступить правой ногой вправо во вторую “невыворотную” позицию. Ноги в
коленях вытянуты, корпус остается на правой ноге.
На
“два” — соскочить на левую ногу, слегка присев на ней. Правую ногу резко
выбросить вправо, носок и колено правой ноги вытянуть, нога чуть поднята над
полом.
На
“и” — пауза.
Движение
27 (женское) — “голубцы, с притопом”
Исходное
положение ног: шестая позиция.
На
“затакт и” — слегка присев на левой ноге, поднять правую невысоко в сторону
(рис. 32а).
1
такт
На
“раз”, — слегка подскочив на левой ноге, подбить ею правую ногу, стукнув
каблуками (рис. 326).
На
“и” — с подскока опуститься на всю ступню левой ноги, чуть отскакивая вправо и
слегка приседая. Правая нога отводится вправо и остается в воздухе, как на
“затакт”.
На
“два” — второй подскок на левой ноге, подбивая правую ногу, как на “раз”.
На
“и”—опуститься на всю ступню левой ноги, как на счет “и” в первый раз
(см. рис. 32а).
2
такт
На
“раз” — невысокий перескок с левой ноги на правую с ударом на всю ступню. Левая
нога, отделяясь от пола, согнутая в колене, подтягивается к правой.
На
“и” — сделать притоп всей ступней левой ноги около правой по шестой позиции,
колени присогнуты.
На
“два” - сделать притоп всей ступней правой ноги. Левая нога поднимается
невысоко влево.
На
“и”—подскочить на правой ноге, поднять левую, как на “затакт”.
Движение
продолжается с другой ноги.
Когда
“голубец” выполняется с правой ноги, корпус слегка наклоняется влево, левая
рука поднимается в сторону, правая на талии, голова поворачивается к правому
плечу и слегка приподнимается. Во время притопа корпус выпрямляется, голова
поворачивается лицом к зрителю, руки кладутся на талию. При движении с другой
ноги направление корпуса и рук соответственно меняется.
Движение
51 — “присядка-растяжка”
Исполняется
на два такта.
Исходное
положение ног; первая позиция.
1
такт
2
такт
На
“раз и”, “два и” — невысоко подняться с приседания, проскользнуть на каблуках в
широкую вторую позицию, колени вытянуты, носки подняты вверх, руки раскрыты во
вторую позицию, корпус прямой (рис. 40).
Движение
56 — “метелочка”
Исполняется
на один такт.
Не
поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель описывает то одной, то другой
ногой полукруг вперед, скользя внутренней стороной стопы по полу и переступая
на эту ногу. “Метелочка” выполняется с продвижением вперед, руки во второй
позиции.
Исходное
положение: глубокое приседание по шестой позиции, руки во второй позиции.
На
“раз” — не поднимаясь с глубокого приседания, сделать правой ногой шаг вперед
на полупальцы, тяжесть тела переходит на правую ногу (рис. 41а).
На
“и” — левая нога, скользя внутренней стороной стопы по полу, описывает
полукруг, начиная чуть сзади и проскальзывая сбоку вперед, колено присогнуто и
направлено вперед (см. рис. 41а)
На
“два” — не поднимаясь с глубокого приседания, переступить на полупальцы левой
ноги перед правой ногой, делая как бы шаг вперед. Тяжесть тела переходит на
левую ногу (рис. 416).
На
“и” — правая нога, скользя внутренней стороной стопы по полу описывает
полукруг, начиная чуть сзади и проскальзывая сбоку вперед, колено присогнуто и
направлено. вперед (см. рис. 416).