Роль органов МСУ в сфере торговли и общественного питания

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,77 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль органов МСУ в сфере торговли и общественного питания

Введение

Понятие местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Местное самоуправление является основой конституционного строя страны; правом населения на самостоятельное решение вопросов местного значения; формой народовластия.

Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Местное самоуправление*признаётся и гарантируется в статьях 3 (п. 2), 12, 130-133 и др. Конституции, а в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 2 прямо указывается: «Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации».

Итак, местное самоуправление как форма народовластия имеет следующие основные признаки:

) местное самоуправление имеет особый субъект: население муниципального образования;

) местное самоуправление - особая форма демократического механизма управления обществом и государством;

) местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения;

) местное самоуправление имеет особую форму организации и осуществления власти: самостоятельность;

) местное самоуправление осуществляет свою деятельность под собственную ответственность.

Понятие Находкинский городской округ - муниципальное образование город Находка. Находкинский городской округ является муниципальным образованием, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.

«Находкинский городской округ», «городской округ» и «город Находка» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Еще мало исследованы показатели эффективности общественного питания, система и методы их анализа и планирования. Требуют также своего совершенствования система оценочных показателей, Выпуск продукции собственного производства в натуральном выражении не планируется, не ведется систематический учет и оперативный анализ финансовых результатов, не исчисляется рентабельность составных частей товарооборота, блюд и кулинарных изделий. Основные утверждаемые показатели товарооборот и прибыль при планировании слабо увязываются между собой. Все это приводит к тому, что конечный финансовый результат и натуральные показатели товарооборота как носители потребительской стоимости, по существу, находится вне поля зрения управленческой деятельности. Всё это определяет актуальность темы курсовой работы.

Предмет: роль муниципальной системы управления в создании условий для обеспечения населения услугами торговли и общественного питания на территории Находкинского городского округа.

Объект: торговля и общественное питание торговля.

Цель данной курсовой работы является определение роли местного самоуправления в создании условия для обеспечения населения услугами торговли и общественного питания на территории Находкинского городского округа.

1. Роль МСУ в создании условий для обеспечения населения услугами торговли и общественного питания

.1 Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Закон предусматривает ограничение прав граждан на местное самоуправление на отдельных территориях в целях обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и защиты конституционного строя. Численность поселения не может служить препятствием в осуществлении права граждан на местное самоуправление.

Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных и других стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения ее вклада в развитие всего общества. Основными элементами улучшения этого качества являются: повышение уровня жизни; изменение образа жизни в лучшую сторону; улучшение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни людей.

Система местных органов самоуправления всегда тесно связана с административно-территориальным делением государства. Оно не может противопоставляться центральной власти, суверенитет которой распространяется на всю территорию государства.

Главная цель создания системы местного самоуправления - улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов - основа увеличения бюджетных и внебюджетных доходов местного сообщества.

Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением. Однако это не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Местные интересы находятся в тесной связи с общими. Самоуправление должно согласовываться с деятельностью центральных органов.

Так как местное самоуправление базируется на основе принципов самоответственности, то этот термин следует понимать как управление населением соответствующей территории своими делами и под свою ответственность. К предметам ведения местного самоуправления отнесен широкий круг вопросов, в том числе: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и использование местного бюджета; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения, энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализация. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность.

Методы, применяемые в местном самоуправлении:

·экономические;

·организационно-распорядительные;

·социально-психологические.

Наибольший эффект может быть достигнут только при их сочетании, так как они тесно взаимосвязаны.

Местное самоуправление обладает определенными признаками, среди которых можно отметить следующие:

·наличие у муниципального образования собственности и автономного бюджета;

·существование и реальное функционирование местных представительных органов;

·отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему;

·соблюдение принципа невмешательства центральной власти в решение вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления;

·реальная возможность участия всего населения соответствующей территории в процессе выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения;

·выборность всего состава местных органов власти на широкой демократической основе, регулярная сменяемость и отчетность перед избирателями, осуществление контроля над аппаратом управления;

·свобода и ответственность местных органов самоуправления в рамках своей компетенции при имеющихся ресурсах;

·гарантия социальной защиты населения, образующего местное сообщество, особенно при проведении крупномасштабных преобразований.

Положительные стороны местного самоуправления заключаются в следующем:

1. Местное сообщество получает полную свободу решения всех социальных, экономических, политических и других вопросов местного значения исходя из интересов населения соответствующего муниципального образования и особенностей его развития.

. Местное сообщество приобретает реальное право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, определять целесообразность, направления, условия и сроки ее приватизации и муниципализации на местах.

. Расширяется бюджетная самостоятельность, которая гарантируется федеральным законом. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

. Местное самоуправление предусматривает гарантии и обеспечение минимальных государственных социальных стандартов по основным показателям уровня качества жизни.

. Создаются благоприятные условия для развития народовластия.

Население, образующее местное сообщество, приобретает полную свободу в выборе и использовании разнообразных форм непосредственной демократии (местных сходов, собраний, конференций, референдумов жителей и т.д.). Население получает закрепленное федеральным законом и уставом местного сообщества право на проявление правотворческой инициативы по всем вопросам местного значения. Это способствует развитию собственной правовой базы муниципальных образований в сочетании в соответствии с федеральной правовой базой. Проекты местных нормативно-правовых актов, внесенные населением в органы самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - обнародованию для всеобщего сведения.

Местное самоуправление - это противовес всесилию и злоупотреблению центральных государственных структур. Реальное участие в местном самоуправлении предоставляет населению возможность для получения политического образования. Общие задачи, совместная деятельность людей3 их общая ответственность положительно влияют на развитие демократии.

Противники развития местного самоуправления в России утверждают, что в конечном счете оно приведет к дезинтеграции, расколу общества и ущемлению национальных интересов. Однако такие мнения противоречат опыту существования местного самоуправления в странах с развитой рыночной экономикой, где не наблюдается таких негативных последствий.

Местное самоуправление допустимо лишь при определенных условиях:

1. Гарантируется соблюдение общегосударственных интересов.

. Обеспечиваются территориальная целостность, суверенитет и безопасность государства.

. Сохраняется единое экономическое пространство, не разграниченное таможенными, финансовыми и иными барьерами, что способствует свободному перемещению товаров и услуг на всей территории страны.

Появление таких негативных явлений, как преобладание в условиях местного самоуправления частных интересов над общими и интересов местного сообщества над общенациональными, ослабление межрегиональных социально-экономических связей, возникновение трудностей в разработке и практической реализации крупномасштабных и дорогостоящих проектов и программ в связи с ограниченностью средств отдельно существующих местных сообществ и многие другие, может быть йсключено. при правильной организации местного самоуправления.

К числу задач, решаемых с помощью местного самоуправления, относятся следующие:

1. Выявление социальных целей, приоритетов и потребностей проживающего на данной территории населения.

. Определение потребности территории в трудовых, материальных и финансовых ресурсах.

. Укрепление финансово-хозяйственной базы местных сообществ.

. Создание необходимых условий для высокоэффективной деятельности всех расположенных на территории предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

. Обеспечение многообразия форм участия населения в решении местных вопросов социально-экономического развития.

. Формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов.

. Повышение инвестиционной привлекательности территории.

В настоящее время в России существует множество причин, доказывающих необходимость развития местного самоуправления. Среди основных причин можно выделить следующие:

1. Потребность в демократизации всех сфер жизни российского общества, общегосударственной и региональной децентрализации с перераспределением в разумных пределах власти и ресурсов между федеральной, промежуточными территориальными (региональными) структурами и административно-территориальными образованиями в пользу местных сообществ.

2. Ориентация местных сообществ на самопомощь, повышение деловой активности всего дееспособного населения соответствующих территорий.

3. Необходимость сбалансирования интересов и отношений федеральных, региональных, местных территориальных образований и соответствующих им органов власти, правильного распределения между ними полномочий и ответственности.

. Потребность в улучшении качества жизни большей части населения всех территориальных образования.

Развитие местного самоуправления в городах России не только важная, но и очень сложная задача. Ее решение возможно только при наличии прочного научного фундамента. Сегодня, к сожалению, уровень научного обеспечения местного самоуправления очень низкий.

Несмотря на существенные различия, имеющиеся в самоуправлении различных типов и видов городов, есть много общих проблем, которые необходимо решать на единой научной базе.

1.2 Правила оказания услуг в сфере торговли и общественного питания

самоуправление общественный питание торговля

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.05.2001 №389 под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Режим работы исполнителя - государственной или муниципальной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Режим работы исполнителя - организации иной организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно.

В случае временного приостановления оказания услуг (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю информацию о дате и сроках приостановления своей деятельности.

Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

Исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания. Он должен иметь ассортиментный перечень производимой им продукции общественного питания, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов.

Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

Исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске.

Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителям информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, то он обязан представить информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Указанная информация размещается в удобных для ознакомления потребителя местах.

Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация должна содержать:

·перечень услуг и условия их оказания;

·цены в рублях и условия оплаты услуг;

·фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

·сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об объеме его порций;

·сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);

·обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.

Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания.

Информация об исполнителе и оказываемых им услугах доводится до сведения потребителей в месте предоставления услуг на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

Исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами.

Условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Предварительный заказ на оказание услуги может быть оформлен путем составления документа (заказ, квитанция и другие виды), содержащего необходимые сведения (наименование исполнителя, фамилия, имя и отчество потребителя, вид услуги, ее цена и условия оплаты, дата приема и исполнения заказа, условия выполнения услуги, ответственность сторон, должность лица, ответственного за прием и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ, и другие сведения), а также путем оформления заказа посредством телефонной, электронной или иной связи. Один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю.

Исполнитель обязан оказать потребителю услуги в сроки, согласованные с потребителем. Исполнитель обязан оказать услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа.

Исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за оказываемые услуги в зависимости от метода обслуживания, типа, специализации исполнителя и других условий.

Потребитель обязан оплатить оказываемые услуги в сроки и в порядке, которые согласованы с исполнителем.

Исполнителем при расчетах за оказываемые услуги выдается потребителю документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или другие виды).

Исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания.

Исполнитель обязан проводить контроль качества и безопасности оказываемых услуг, включая продукцию общественного питания, в соответствии с требованиями нормативных документов.

К оказанию услуг, связанных непосредственно с процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием потребителей, допускаются работники, прошедшие специальную подготовку, аттестацию и медицинские осмотры в соответствии с обязательными требованиями нормативных документов.

Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату.

Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору:

·назначить исполнителю новый срок;

·потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;

·отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

·безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания;

·соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общественного питания;

·безвозмездного повторного изготовления продукции общественного питания надлежащего качества.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при оказании услуг исполнитель несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей.

Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы, на которые возложены функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.

2. Виды и формы предприятий торговли и общественного питания

Торговля как отрасль экономики является главным связующим звеном между производителем и потребителем. В торговле завершается кругооборот средств, вложенных в изготовление потребительских товаров, и создается экономическая основа для возобновления и расширения производства.

2.1 Общая характеристика отросли

Торговля - это отрасль экономики и вид экономической деятельности, объектом которой является товарообмен, купля-продажа товаров, обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, а также хранение товаров и их подготовка к продаже.

Торговля является сегодня не только серьезной бюджетообразующей отраслью, но и важным каналом распределения инвестиций в объекты инфраструктуры, распространения новых технологий управления товарными потоками, важнейшим стимулом промышленного роста. Кроме того, она выполняет важную социальную функцию обеспечения населения продовольствием и товарами массового спроса, создает дополнительные рабочие места и является источником дохода для многих жителей.

Торговля - одна из самых первых отраслей, которая стала активно развиваться в постперестроечной России. Экономические реформы, проводимые в России в последнее десятилетие, привели к серьезной перестройке в сфере торговли. Развитие предпринимательства, демонополизация и приватизация вызвали к жизни новые формы организации товарного рынка. В середине прошлого десятилетия стали создаваться крупные торговые комплексы. Их финансировали производители продуктов и товаров. Сейчас идет перераспределение рынка в пользу торговых сетей и складывается новая торговая отрасль - крупные сетевые компании.

Целью коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий является изучение спроса населения и рынка сбыта, выявление и изучение источников поступления и поставщиков, организация хозяйственных связей с поставщиками, заключение договоров на поставку товаров. Кроме того, коммерческая работа торговых предприятий включает организацию оптовой и розничной продажи товаров, установление договорных связей с покупателями товаров (в опте), формирование оптимального ассортимента, управление товарными запасами, рекламно-информационную деятельность, организацию торгового обслуживания, оказание торговых услуг и другие торговые операции.

Торговля и общественное питание является одной из лидирующих отраслей по вкладу в отечественный ВВП - ее доля свыше 20%. Для сравнения - доля топливно - энергетической отрасли, занимающей второе место, составляет 12-13% ВВП. Объем товарооборота растет темпами, превышающими рост ВВП и рост инвестиций в РФ. Общая численность занятых в торговле и общественном питании превышает 10 млн. человек или около 15% всех занятых в экономике. При этом за последние годы, в отличие

от большинства отраслей экономики, численность занятых в сфере торговли и общественного питания увеличивается.

В государственной статистике в структуре отрасли «Торговля и общественное питание» выделяют оптовую и розничную торговлю.

Розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Выделяют следующие основные виды торговых точек розничной торговли:

·Супермаркеты - магазины самообслуживания площадью свыше 300м2, ассортимент продуктов питания и промышленных товаров высокий;

·Минимаркеты - магазины площадью менее 300 м2, ассортимент продуктов питания и промышленных товаров высокий;

·Универмаги - магазины с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров;

·Продовольственные магазины - магазины продовольственных товаров повседневного спроса;

·Киоски и павильоны - точки нестационарного типа, специализация на товарах импульсного спроса;

·Специализированные магазины - более 75% торговой площади / оборота приходится на одну группу товаров;

·Открытые рынки - скопления торговых точек на единой территории под одной администрацией.

Среди новых форматов розничной торговли развитие получили гипермаркеты, торговые центры и комплексы.

Оптовая торговля - торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу. Основными задачами оптовых предприятий являются:

− поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и поиск потребителей, а при необходимости размещение заказов на предприятиях-товаропроизводителях в соответствии с покупательским спросом по ассортименту, количеству и качеству;

− закупка товаров у производителей, их доставка и хранение;

− формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;

− проведение маркетинговых исследований для производителей товаров и розничных предприятий с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;

− внедрение современных и прогрессивных методов оптовой торговли;

− информационное и консалтинговое обслуживание.

В настоящее время существует множество видов предприятий оптовой торговли.

Главными принципами их классификации являются масштабы их деятельности, выполняемые функции, товарная специализация.

Общественное питание - вид деятельности, который имеет свои особенности по сравнению с торговлей, а как отрасль - и значительно меньшие масштабы. Оборот этой отрасли в 2003 г. составил 182,7 млрд руб.

Основной функцией предприятий общественного питания является производство собственной кулинарной продукции для последующей реализации и организации потребления этой продукции. Услуги предприятий общественного питания подразделяются на:

·услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;

·услуги питания;

·услуги по организации потребления и обслуживания;

·услуги по реализации кулинарной продукции;

·услуги по организации досуга;

·информационно-консультативные услуги.

Среди основных типов предприятий общественного питания обычно выделяют рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные. В последние годы широкое развитие получила сеть предприятий быстрого питания «фаст-фуд», представленная как стационарными точками, так и передвижными киосками.

2.2 Характеристика отрасли общественного питания

Общественное питание, сокр.: общепит - отрасль народного хозяйства, совокупность предприятий, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции. За рубежом отрасль предприятий общественного питания называется англ. catering; термин иногда используют без перевода.

В состав отрасли общественного питания входят:

·Предприятия общественного питания - осуществляют производство кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, а также их реализацию и (или) организацию потребления.

·Заготовочные предприятия, или цехи общественного питания - осуществляют централизованное механизированное производство полуфабрикатов, кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, снабжая ими доготовочные предприятия, магазины кулинарии и предприятия розничной торговли.

Доготовочные предприятия (общественного питания) - осуществляют приготовление блюд из полуфабрикатов и кулинарных изделий, их реализацию и организацию потребления.

Сюда также входят специализированные предприятия общепита разных типов, которые вырабатывают и реализуют однородную по ассортименту кулинарную продукцию с учётом специфики обслуживания и организации досуга потребителей. В их числе - рестораны, кафе, кафетерии, столовые, кафе, пивные, пельменные, закусочные, пирожковые, пышечные и т.п.

Понятие «предприятие общественного питания» - официальное совокупное наименование учреждений, специально оборудованных в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями для приёма пищи гражданами. Предприятия общепита могут располагаться как в общественных местах, доступных для всех граждан (так называемая общедоступная сеть), так и на территории учреждений и предприятий, обслуживая только работающих там лиц (так называемая закрытая сеть). В общедоступной сети выделяются, помимо отдельных предприятий разных собственников, едино управляемые группы технологически взаимосвязанных предприятий питания и сопутствующих предприятий. Эти подсети - при наличии единого собственника - также носят названия «сетей питания» с организационной точки зрения. Крупнейшие из них имеют фирменные («Русское бистро», «Макдоналдс») или функциональные («Сеть школьных столовых») наименования.

В экономическом анализе и при проектировании предприятия общественного питания характеризуются такими показателями, как вместимость (количество мест в обеденном зале), производительность (количество блюд, производимых в смену)

Для этого были спроектированы и построены в крупнейших городах гигантские фабрики-кухни (в минской, например, работало 400 чел.), а более мелких - цехи общественного питания, классический тип заготовочной организации общепита. Их основная продукция - готовые блюда для доставки в заводские столовые и полуфабрикаты для доставки в магазины кулинарии способствовали значительной экономии времени в домашнем хозяйстве. Говоря в терминах той эпохи, развитие фабрик, цехов и учреждений общественного питания «способствовало перестройке быта трудящихся на социалистических началах и освобождению населения, особенно женщин, от домашней кухни. Оно давало возможность женщине активно участвовать в общественной и культурной жизни общества». Общепит на предприятиях и особенно в школах (дореволюционная школа не знала горячих обедов) позволил обеспечить полноценное питание во время рабочего дня и учёбы, создать нормальный режим для здоровья.

Неспециалисты, не знавшие, что и бары и рестораны также относятся по отраслевой классификации к предприятиям общественного питания, иногда употребляли слово «общепит» с негативным оттенком, подразумевая при этом невысокое качество обслуживания и поварского искусства в уличных и заводских столовых. Вместе с тем, все, даже самые отсталые предприятие общепита, получали в обработку исключительно натуральные продукты, без красителей, вкусовых и соевых добавок. Качество снижалось за счёт разворовывания недовкладываемых продуктов, разбавления напитков и т.п.

.3 Классификация видов предприятий общественного питания и их организационно-правовых норм

Согласно ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 года №35 и введенному в действие с 1 июля 1994 года (далее ГОСТ Р 50647-94), предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.

При этом под кулинарной продукцией понимается совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.

Кулинарная продукция должна соответствовать требованиям государственных стандартов, стандартов отрасли, стандартов предприятий, сборников рецептур блюд и кулинарных изделий, технических условий и вырабатываться по технологическим инструкциям и картам при соблюдении санитарных правил для предприятий общественного питания.

Нужно отметить, что на сегодняшний день оказанием услуг общественного питания, как одним из видов предпринимательской деятельности, занимается громадное количество организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом предприятия общественного питания, предназначенные для удовлетворения потребности в питании и проведении досуга, различаются между собой по типам, по размерам, а также по видам оказываемых услуг.

Тип предприятия общественного питания - это вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры, предоставляемых потребителям услуг.

В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №198 (далее ГОСТ Р 50762-95) установлена следующая классификация типов предприятий общественного питания:

·ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;

·бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;

·кафе - предприятие, оказывающее услуги по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки;

·столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;

·закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием.

Кроме того, в ГОСТ Р 50647-94 дополнительно выделены следующие объекты сферы общественного питания:

·диетическая столовая - столовая, специализирующаяся в приготовлении и реализации блюд диетического питания;

·столовая - раздаточная - столовая, реализующая готовую продукцию, получаемую от других организаций общественного питания;

·буфет - структурное подразделение организации, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления.

То есть, как видно из приведенного списка, классификация предприятий общественного питания зависит от таких факторов, как:

·ассортимент реализуемой продукции и сложность ее приготовления;

·техническая оснащенность предприятия общественного питания;

·квалификация персонала;

·качество и методы обслуживания;

·виды предоставляемых услуг.

Нужно отметить, что такие виды предприятий общепита как рестораны и бары подразделяются еще и на классы. Класс предприятия общественного питания - совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.

При определении класса предприятия учитывают следующие факторы:

·уровень обслуживания;

·изысканность интерьера;

·номенклатура предоставляемых услуг.

Ресторан «класса люкс» - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий.

Ресторан «высшего класса» - оригинальность интерьера, комфортность, выбор услуг, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий.

Ресторан «первого класса» - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления.

Бар «класса люкс» - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, заказных и фирменных напитков и коктейлей.

Бар «высшего класса» - оригинальность интерьера, комфортность, выбор услуг, широкий выбор заказных и фирменных напитков и коктейлей.

Бар «первого класса» - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный набор напитков и коктейлей несложного приготовления, в том числе заказных и фирменных.

Классность присваивается только ресторанам и барам, остальные типы предприятий общественного питания на классы не подразделяются.

Однако помимо типов и классности предприятия общественного питания могут различаться по таким признакам, как ассортимент реализуемой продукции, место нахождения и контингент посетителей.

Так, например, кафе по ассортименту реализуемой продукции подразделяются на кафе-мороженое, кафе-кондитерская, а по контингенту потребителей могут быть представлены как кафе для молодежи или детское кафе.

Бары по ассортименту реализуемой продукции могут быть следующих видов: молочный, кофейный, пивной, коктейль-бар и так далее.

Определенные различия имеют и столовые. По ассортименту они могут быть представлены общего типа или диетическими, по месту расположения - общедоступными или закрытого типа, например, столовая на территории завода, предназначенная для организации питания только своих сотрудников.

Кроме того, столовые можно условно разделить на столовые, изготавливающие и реализующие продукцию собственного изготовления и раздаточные столовые, реализующие готовую продукцию, получаемую от других предприятий общественного питания.

Предприятия общественного питания могут предоставлять потребителям консультации специалистов по изготовлению, оформлению блюд, а также обучать правилам сервировки. Такие услуги относятся к информационно-консультационным услугам.

Кроме того, для привлечения клиентов нередко предприятия общественного питания оказывают такие виды услуг, как парковка автотранспорта, вызов такси по желанию клиента, мелкий ремонт и чистка одежды, услуги по хранению и так далее.

Организационно-правовая форма предприятия есть просто форма юридической регистрации предприятия, которая создает этому предприятию определенный правовой статус.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить на: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Полное товарищество - это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Управление предпринимательской деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех его участников. Каждый участник полного товарищества как правило имеет один голос при решении каких-либо вопросов на общем собрании. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Т. е. фактически это утверждение означает неограниченную ответственность товарищей.

Полные товарищества распространены преимущественно в сельском хозяйстве и сфере услуг; обычно они представляют собой небольшие по размеру предприятия и их деятельность контролировать достаточно просто.

Данная организационно-правовая форма предприятия характерна для более крупных предприятий из-за возможности привлечения значительных финансовых ресурсов через фактически неограниченное число коммандитистов.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Данная организационно-правовая форма распространена среди мелких и средних предприятий.

Общество с дополнительной ответственностью - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Т. е. фактически общество с дополнительной ответственностью представляет из себя гибрид полного товарищества и общества с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество (АО) - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Открытое акционерное общество (ОАО) - общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) - общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Учредительным документом акционерного общества является его устав. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций данного акционерного общества, которые приобрели акционеры. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Собрание акционеров может назначать совет директоров с его председателем в случае, когда общее число акционеров превышает 50 человек.

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В Российской Федерации в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Предприятие называется федеральным казенным предприятием, если оно управляется государственными органами (т.е. основано на праве оперативного управления федеральным имуществом).

Индивидуальный предприниматель (ИП) без образования юридического лица, являющийся физическим лицом, есть также организационно-правовая форма предприятия, например, крестьянское (фермерское) хозяйство является предприятием, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

3. Органы контроля, характеристика и анализ общественного питания в сети «Блиноф», г. Находка

.1 Контролирующие органы общественного питания

За деятельностью предприятий общественного питания осуществляют контроль:

Территориальное управление Роспотребнадзора

Трудовая инспекция,

Органы прокуратуры,

Органы санитарного надзора,

Органы пожарной безопасности,

Налоговая инспекция.

Наиболее частые нарушения:

отсутствие достоверной информации о товаре (не указана страна-производитель, сроки изготовления, сроки годности),

нарушение санитарных правил (продажа без сертификатов, без документов, без подакцизных марок, несоответствие по качеству и комплектности нормативно-технической документации, продажа брака, просрочки, утиля, продажа без ценников),

обман, обсчет, обмер, обвес покупателей.

За подобные нарушения предусмотрена административная ответственность, в некоторых случаях (вопрос безопасности, качества товара и др.) уголовная ответственность.

Чтобы правильно организовать торговлю, необходимо знать ГОСТы на хранение и реализацию товаров.

раз в год необходимо проводить государственную поверку всех весов.

Взаимодействие с контролирующими органами

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля.

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:

Номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

Наименование органа государственного контроля;

Фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

Наименование юридического лица или фамилии, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю;

Цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

Правовые основания проведения мероприятия по контролю, в т.ч. нормативные правовые акты;

Дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятия по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица или индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятия по контролю может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

В целях проверки выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Внеплановая проверка, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля также в случаях:

Возникновения угрозы здоровья и жизни граждан;

Обращения граждан с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля не вправе:

Проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля, от имени которого действуют должностные лица;

Осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

Требовать представление документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относящиеся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

Требовать образцы продукции для проведения экспертизы без оформления акта об отборе образцов в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами.

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом органа государственного контроля, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в 2-х экземплярах.

В Акте указываются:

- дата, время и место составления акта;

наименование органа государственного контроля;

дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего мероприятие по контролю;

наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавшего при проведении мероприятия по контролю;

дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

сведения об ознакомлении с актом представителя юридического лица или частного предпринимателя, присутствующих при проведении мероприятия по контролю, их подписи, или отказ от подписи.

Один экземпляр акта вручается руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю под расписку.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю. В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, дате, времени, проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, административных правонарушениях и о выданных предписаниях. А также указывают фамилию, имя, отчество, должность лица, осуществившего мероприятие по контролю, и его подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Если к Вам пришли с проверкой, встречайте проверяющего всегда с улыбкой. Это психологически важно, т.к. проверяющий уже заранее настроен к Вам негативно, а своим резким поведением вы можете еще более это усилить. Не конфликтуйте, ведите себя спокойно.

При любой проверке вы имеете право ознакомиться с удостоверением личности проверяющего, названием и адресом его органа, телефоном. Этим правом не следует пренебрегать. Такого рода сведения следует записывать и сохранять. Это вам может пригодиться впоследствии, чтобы найти того, кто вас проверял. Всегда просите проверяющего представиться и предъявить служебное удостоверение.

В соответствии со ст. 203 Кодекса об административных правонарушениях органам внутренних дел даны полномочия давать правовую оценку и право налагать административные взыскания только за следующие виды правонарушений:

незаконная торговля товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 146-3 КоАП) - штраф: от 3-х до 100 МОТ;

продажа товаров без документов (в т. ч. без применения ККМ) (ст. 146-5 КоАП) - штраф от 50-ти до 100 МОТ;

продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов (ст. 146-7 КоАП) - штраф от 10 до 100 МОТ с конфискацией немаркированного товара;

обман потребителей в небольшом (до 1/10 МОТ) размере (ст. 150-3 КоАП) - штраф от 1 до 30 МОТ

Проверка налоговой инспекцией

Права налоговой инспекции определены в статье 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ», в соответствии с которой государственным налоговым органам представляется право:

производить проверки денежных документов, отчетов и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

получать от предприятий, граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика;

обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, организаций;

требовать от руководителей и др. должностных лиц, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и др. обязательных платежей в бюджет;

приостанавливать операции предприятий по расчетным и др. счетам банках в случае не предоставления бухгалтерских отчетов, балансов и др. документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

применять к предприятиям… финансовые санкции;

возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

В соответствии с положением ст. 6 Закона РФ «О применении ККМ (контрольно кассовая машина) при осуществлении денежных расчетов с населением на налоговые органы возложена обязанность налагать штрафы на предприятия и физические лица:

за неприменение ККМ;

за использование неисправной ККМ;

за осуществление торговых операций после приостановления деятельности лица;

за то, что лицо, осуществляющее торговлю, не вывесило ценник на продаваемый товар;

за невыдачу чека покупателю.

За нарушение этого закона предусмотрен штраф в размере от 50 до 100 МОТ.

Штрафы могут налагаться как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на которых зарегистрирована ККМ, так и на продавцов.

Проверка Территориальным управлением Роспотребнадзора

Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ, согласно которого ей предоставлены следующие права:

осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности;

производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;

осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствия их требованиям конкретного стандарта или др. нормативного документа;

давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;

получать от предприятий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе товаров. также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Роспотребнадзор;

составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцами предписания;

передавать материалы в следственные органы;

выступать стороной в судах, арбитражных судах;

выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу за реализацию товаров, произведенных от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров.

продавец обязан давать объяснения, связанные с результатом проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки сооветствующим управлениям Роспотребнадзора.

Органы Роспотребнадзора полномочны на основании ст. 224-6 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания при следующих видах правонарушений:

нарушение правил торговли (ст. 146 КоАП), штраф: от 3 до 25 МОТ;

незаконная торговля товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 146-3 КоАП) штраф: от 3-х до 100 МОТ;

продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст. 146-4 КоАП) штраф от 3-х до 25 МОТ;

продажа товаров без документов (в т.ч. и без применения ККМ) (ст. 146-5 КоАП) штраф от 50 до 100 МОТ;

нарушение государственной дисциплины цен (ст. 146-6 КоАП) штраф от 50 до 100 МОТ;

обман потребителей в небольшом размере (ст. 150-3 КоАП) штрф от 1 до 30 МОТ.

Работники Роспотребнадзора в процессе проверки составляют Акты, которые не являются решением. Решение по Акту принимает руководитель.

Роспотребнадзор обладает только теми полномочиями, которые не являются исключительной компетенцией других контролирующих органов.

Давать правовую оценку и наказывать за санитарные правонарушения (неправильное ведение санитарной книжки, ее отсутствие и т.п.) - это исключительная компетенция органов Госкомсанэпиднадзора. А, например, давать правовую оценку и наказывать за правонарушения, связанные с нарушением правил государственных стандартов, правил обязательной сертификации (просроченные сертификаты, их отсутствие и т.п.) - это исключительная компетенция органов Госстандарта.

Проверка органами Госстандарта

Органы Госстандарта осуществляют свою деятельность на основании Положения «О государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии», утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.05.1999 г. №498.

Органы Госстандарта имеют право:

запрашивать в установленном порядке у организаций независимо от организационно-правовой формы собственности документы и сведения по вопросам, входящим в компетенцию Госстандарта России;

давать разъяснения по входящим в компетенцию Госстандарта России вопросам разработки и применения стандартов, правил, рекомендаций и иных документов по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, государственному контролю и надзору, инспекционному контролю;

принимать в пределах своей компетенции постановления, обязательные для выполнения федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности.

Должностные лица Госстандарта России осуществляют от его имени и в соответствии с положением об организации и осуществлении государственного контроля и надзора, утверждаемым Правительством РФ, государственный контроль и надзор за:

соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией, государственный метрологический контроль и надзор, контроль за качеством и безопасностью товаров.

Проверка органами местного самоуправления

Полномочия органов власти местного самоуправления определены ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей», в которой установлено, что органы местного самоуправления на территории муниципального объединения имеют право:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

анализировать договоры, заключаемые продавцами с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителя;

при выявлении товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья потребителей незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров;

в случае выявления продажи товаров, не сопровождающейся достоверной и точной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков, если установление этих сроков обязательно, приостановить продажу товаров до представления информации или прекращать продажу товаров;

В ходе проверки нельзя препятствовать проверяющим, нужно предоставлять им всю необходимую информацию, не выходя за пределы коммерческой тайны.

Следить за тем, чтобы в ходе проверки не возникло непроверенных, ложных, надуманных данных (отклеилась акцизная марка с бутылки и лежит рядом-надо быстренько приклеить, нет ценника на товар в этом месте, но он есть в другом).

Следить за оформлением результатов проверки. По результатам проверки составляется акт в 2-х экземплярах (кто проверил, когда, какие нарушения, в какое время), 1 экз. остается у них, 2-й отдается или пересылается в вышестоящую организацию.

Проверяющий делает запись в журнале проверок (журнал должен быть прошит, пронумерован, удостоверен печатью, если он отсутствует, проверяющий указывает это в акте).

Результаты мероприятий проверки не подлежит разглашению.

Директор внимательно прочитывает составленный акт и подписывает его только в том случае, если со всем согласен, иначе потом это опротестовать будет сложно.

При взаимодействии с проверяющими нужно учитывать, что эти органы имеют широкие возможности и вести себя с ними следует предельно тактично, вежливо, грамотно.

Общественные объединения потребителей для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проверять соблюдение прав потребителей и правил торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнение работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законами и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

.2 Краткая характеристика сети кафе «БЛИНОФ», г. Находка

«БЛИНОФ» - активно развивающаяся сеть европейских кондитерских ориентированных на самых взыскательных и утонченных знатоков кондитерского направления европейской кухни.

Управление происходит из главного офиса, располагающегося по адресу г. Находка, ул. Линейная, 8б, где принимаются все решения, касающиеся маркетинга, финансов и закупок.

Фирменный стиль кафе «БЛИНОФ» это:

Специфика - настоящий рай для гурманов, а особенно почитателей русской кухни.

В кафе имеет смысл зайти и за необычным хлебом ручной работы. На фабрике-кухне работает команда технологов, мастера ставят кондитерские изделия. Безукоризненный сервис - в каждом заведении сети гости встречают дружелюбные улыбки, внимательность и профессионализм. Вся работа подчинена потребностям и желаниям наших посетителей.

Позиционная компания направлена на людей с уровнем дохода средним и выше среднего.

На результатах реализации планов основан контроль и оценка эффективности управления сетью. Контроль осуществляется по следующим критериям: динамика прибыли, объем продаж, количество постоянных клиентов. Можно выделить стратегический контроль, текущий контроль за выполнением конкретных мероприятий, а также контроль прибыльности, подразумевающий анализ фактической прибыли и эффективности маркетинговых усилий.

3.3 Анализ общественного питания в сети кафе «БЛИНОФ» г. Находка

Чтобы правильно выбрать направление исследования, нужно ясно и четко изложить проблему. Исходными данными для определения проблемы являются сведения о состоянии и функционировании организации. Таким образом, необходимо изучить результаты производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности организации, проанализировать основные отчетные и статистические и данные.

Ниже, в таблице 1, указаны основные финансовые показатели кафе «БЛИНОФ».

Таблица 1. - Основные финансовые показатели кафе «БЛИНОФ»

Показатели2011 г. тыс. руб.2012 г. тыс. руб.Выручка от реальных продаж15853,416005,7Чистая прибыль2696,31616,1Себестоимость продаж13039,413877,6Расходы на маркетинг2822021150Остальные расходы1112011230

Из таблицы 1 видно, что деятельность сети кафе протекает достаточно успешно. За 1 год на 4% возросла выручка от реализованных услуг. Произошел рост чистой прибыли за счет уменьшения себестоимости продукции, в связи с переходом на отечественные ингредиенты и уменьшения расходов на маркетинг. Несмотря на то, что расходы на стимулирование сбыта возросли, значительно снизились расходы на «раскрутку» новых кафе, что привело к незначительному уменьшению расходов на маркетинг.

В дальнейшем, кафе «БЛИНОФ» планирует расширить сеть кафе, что неизбежно приведет к увеличению расходов на маркетинг. Услуга, которую предоставляет сеть кафе и является своего рода продуктом. Основными ее особенностями являются неосязаемость, неотделимость, непостоянство и невозможность хранения. Для того чтобы определить качество предоставляемой услуги, необходимо проанализировать такие показатели как: расположение, интерьер, экстерьер, направление кухни, качество обслуживания, ценовая политика и другие факторы.

Для развития, руководство сети кафе «БЛИНОФ» реализует специальные программы по управлению персоналом:

Проводит специальные программы по мотивации сотрудников, т.е. премирование лучших;

Дает им возможность быстро продвигаться по карьерной лестнице;

Постоянно проводит мастер-классы по их обучению.

Цена является важнейшим фактором бизнеса, непосредственно влияющим на получение дохода, поэтому формирование эффективной политики ценообразования является ключевой задачей любого предприятия.

Кроме вышеперечисленных факторов, следует учитывать соотношение между трудозатратами в приготовлении различных блюд (например, приготовление фаршированных блинчиков и стакана чая - принципиально разные вещи).

Соответственно, коэффициент может быть совершенно иным. Иначе может возникнуть неоправданная диспропорция в стоимости тех или иных блюд.

Цель коммуникационной политики сети кафе «БЛИНОФ» - создать имидж кафе, предлагающих высококачественный сервис, вкусную кухню, а также дополнительные услуги по приемлемым для целевой аудитории ценам. «БЛИНОФ» совместно со своими партнерами (например, с поставщиками) часто проводит акции по вводу новых блюд и напитков в меню.

Анализ товарооборота позволяет оценить достигнутые результаты, изучить динамику продаж. Данные о товарообороте и его составе в период с января по декабрь 2012 г. приведены в табл. 2.

Таблица 2. - Оценка товарооборота за 2012 г., тыс. руб.

МесяцыРеализация продукции собственного производстваПродажа покупных товаровЯнварь704,83196,43Февраль480,72113,82Март419,86100,37Апрель593,7152,59Май818,7481,52Июнь932,53149,13Июль904,25203,56Август701,8141,72Сентябрь723,58121,67Октябрь701,64106,44Ноябрь702,45110,25Декабрь780,25154,22

Важным показателем, характеризующим торгово-производственную деятельность предприятия, является доля продукции собственного производства в общем объеме товарооборота. Этот показатель за исследуемые месяцы в среднем составил 83,7%, что является достаточно высоким уровнем для предприятий питания. Таблица 2 также показывает, что в марте самый невысокий уровень товарооборота, а в период с февраля по апрель наблюдается невыполнение плана. Это объясняется, в первую очередь, снижением удельного веса продукции собственного производства в общем объеме товарооборота, а также, общим сокращением числа посетителей сети кафе в данный период.

Заключение

Система муниципального управления, как и вся система местного самоуправления, в современной России, находится на стадии становления. Ее законодательная база еще пока несовершенна и во многом противоречива, не вполне устоялась терминология, опыт муниципальной практики относительно невелик.

Экономические и финансовые ресурсы местного самоуправления крайне недостаточны и не обеспечивают удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Но особенно нуждается муниципальная власть в квалифицированных кадрах, способных эффективно управлять в рыночной среде муниципальным имуществом, финансами, муниципальными предприятиями и учреждениями, объектами городского хозяйства и социальной сферы, разрабатывать и реализовывать местные программы развития, привлекать к этой работе хозяйствующие субъекты, общественные объединения, все слои населения, умело взаимодействовать с органами государственной власти.

Вместе с тем в процессе своей деятельности органы местного самоуправления тесно взаимодействуют с органами государственной власти, и, прежде всего, с органами регионального управления, которыми в РФ являются в первую очередь органы государственной власти субъектов федерации. Иной раз достаточно трудно провести грань между органами местного самоуправления и органами регионального управления даже в теории. Тем более возникают конфликты и различного рода недоразумения в практической деятельности властных структур.

Сеть кафе «БЛИНОФ», г. Находка обеспечивает населения своей продукцией.

В работе выполнен анализ деятельности общественного питания сети кафе «БЛИНОФ», г. Находка.

Список используемой литературы

1.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 6 октября ​2003 года №131.

2.ГОСТ 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 года №35.

.Постановление Правительства от 15 августа 1997 года №1036 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания».

.Аяцков Д.В. и др. Местное самоуправление в России. 2008.

.Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 2009.

.Актуальные проблемы формирования местного самоуправления // Государство и право, 2007. №5.

.Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 2008.

.Володин В.В. Субъект РФ: проблемы власти, управления и правотворчества. Саратов: Волжский сад, 2008.

.Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие / О.П. Ефимова, Н.А. Ефимова; под ред. Н.И. Кабушкина. - М.: Новое занание, 2004. - 392 с. - (Экономическое образование).

.Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко - 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Новое знание, 2002.

.Краснов М.А. Введение в муниципальное право. М., 2003.

.Кумакова С.В. Государственное управление и местное самоуправление: современные методы управления. Саратов, 2006.

.Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право. М., 2007.

.Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 2007.

.Кумакова С.В. Государственное управление и местное самоуправление: современные методы управления. Саратов, 2006.

.Панова Л.А. Организация производства на предприятии общественного питания (в экзаменационных вопросах и ответах): Уч. пособие - 2-е изд. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.

.Радченко Л.А. Организация производства на предприятии общественного питания: Учебник. Изд. 4-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2005.

.Региональные особенности местного управления и самоуправления // сост. В.Г. Игнатов, А.В. Понеделков, А.В. Старостин и др. - Ростов-на-Дону, 2006.

.Феоктистова В.И. Экономика предприятий: Учеб. пособие - М.: Издательство РГТЭУ, 2007.

21. Конституция РФ.

Похожие работы на - Роль органов МСУ в сфере торговли и общественного питания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!