Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,79 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ















Курсовая работа

По дисциплине: Уголовное право

Тема: Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 и ст. 229 УК РФ)

Введение

Среди многих проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, на одно из первых мест все увереннее выходит проблема наркомании, как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности.

Масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальную стабильность российского общества в уже ближайшей перспективе.

Во многих развитых государствах сегодня существует система правового, медицинского, социального и прочего обеспечения реабилитации наркоманов одновременно с мощной пропагандистской кампанией против наркотиков. В России, к сожалению, подобная система находится в зачаточном состоянии. Такое положение на фоне роста числа наркоманов, количества преступлений, совершаемых под воздействием наркотиков, требует от общества принятия радикальных незамедлительных шагов. Уже сегодня существует реальная опасность проникновения наркотиков в армию и другие силовые структуры, что может создать серьезную угрозу для обороноспособности страны. Хотя, на мой взгляд, во главу угла ставить нужно в первую очередь человеческую жизнь, а уж потом обороноспособность, товарооборот и прочее. Стремительный рост наркотизации, алкоголизма среди детей и подростков влияет на здоровье нации.

Таким образом, начинается процесс деградации значительной части тех, кто мог бы составить новую образованную и квалифицированную элиту государства, в которой оно действительно крайне нуждается на этапе перехода к рыночной экономике.

Вызывает тревогу, прежде всего, то, что наркотики становятся все более и более доступными молодежи, что на российский рынок во все возрастающем объеме выбрасываются новые наркотические вещества, в том числе мощного разрушающего действия.

Сегодня мир наркоманов структурно организован. Установки и ценностные ориентации наркоманов и токсикоманов игнорируют системы социальных ценностей, запреты и ограничения общества, что в свою очередь порождает рост преступности.

Актуальность темы данной работы определяется тем, что наркомания - одно из явлений тесно связанных с преступностью. Во-первых, все чаще с целью завладения наркотиками или денежными средствами для их приобретения совершаются тяжкие корыстные и корыстно-насильственные преступления. Во-вторых, нередко преступления совершаются под воздействием наркотиков. Наконец, взаимосвязь наркомании и преступности проявляется в совершении противоправных действий, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Наркобизнес - это одно из самых опасных явлений современной преступности.

Они должны быть сделаны как со стороны правительственных структур, так и со стороны средств массовой информации, учреждений культуры, а также национально ответственного бизнеса.

Цель - дать уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков с учетом действия норм уголовного права и складывающейся судебно-следственной практикой, определить ответственность за данные преступления.

Задача: изучить нормативно-правовые акты, научную литературу и материалы судебно-следственной практики по теме. Определить понятия, виды преступлений, связанных с наркотиками, а самое главное - ответственность за данные преступления. Дать юридический анализ объективных и субъективных признаков составов преступлений.

1.Наркотические средства и психотропные вещества. История возникновения уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ

Определение понятий «Наркотические средства» и «психотропные вещества».

Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение - наркотиком следует считать любое вещество (имеющее или не имеющее законного применения в медицине), которое является предметом злоупотребления в других целях, кроме медицинских.

Каждый из наркотиков обладает большим разнообразием скрытых свойств, по pазному влияющих на нервную систему и психику человека.

С юридической точки зрения наркотическими средствами и психотропными веществами считаются такие одурманивающие вещества, которые признаны в качестве таковых официальными органами и взяты ими под контроль.

Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», принятый Государственной Думой 10 декабря 1997 года, одобренный Советом Федерации 24 декабря 1997, классифицирует следующие понятия:

наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;

психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;

прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

История возникновения угловной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

Поскольку преступления, связанные с оборотом наркотиков, имеют международный характер, понятие и перечень наркотических средств определяется прежде всего в документах международного права. В данный момент Российская Федерация подписала и ратифицировала: Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах ; Конвенцию о психотропных веществах 1971 г.; Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

Единая конвенция 1961 г. содержит Списки I-IV, включающие в себя перечень наркотических средств, в том числе препараты, находящиеся под международным контролем. Конвенция 1971 г. - Списки I-IV, включающие перечень психотропных веществ. Конвенция 1988 г. содержит Таблицы I и II, часто используемые при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ и поэтому нуждающиеся в международном контроле.

Однако государственный суверенитет предполагает, что международные обязательства выполняются путем принятия нормы национального законодательства. На территории России право признания того или иного вещества наркотическим или психотропным предоставлено Постоянному комитету по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности России.

В настоящий момент на территории страны действуют три таких списка.

Перечень №1 является сводным списком наркотических средств, отнесенных к таковым Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. и приказами соответствующих министерств России. Данный Перечень включает 240 наименований веществ синтетического и природного происхождения, в том числе лекарственных препаратов и растений.

Перечень №2 содержит список тех наркотических средств, которые одновременно отнесены к лекарственным.

В Перечень №3 включены наркотические средства, запрещенные для применения на людях и производства, в том числе посевов и выращивания.

Перечень данных веществ меняется и дополняется Постоянным комитетом с периодичностью примерно раз в год.

Высшая судебная инстанция страны, обобщая судебную практику по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами, отметила, что для определения вида средства и вещества (наркотическое, сильнодействующее или ядовитое), их названий, свойств, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические средства, требуются специальные познания, в связи с чем суды должны располагать экспертным заключением, полученным в соответствии с методиками, утвержденными Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России.

В целях усиления борьбы с преступлениями, связанными с наркотиками и их распространением Указом Президента РФ от 11 марта 2003 года был создан Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2.Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконное приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 228 УК РФ)

Статья 228 УК предусматривает, по сути дела, три самостоятельных состава преступления:

а) незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере (ч. 1);

б) незаконное приобретение или хранение с целью сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2 - 4);

в) нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем (ч. 5).

Различна и степень общественной опасности рассматриваемых деяний. Острие уголовной репрессии обращено, прежде всего, на преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ с целью сбыта. Речь идет о подпольной торговле наркотиками, их изготовлении в нелегальных лабораториях и иных формах организованной преступной деятельности в рассматриваемой сфере.

Основным непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 228 УК, является безопасность здоровья населения. В то же время рассматриваемые деяния могут посягать на иные объекты, причинять ущерб другим общественным отношениям, например общественной безопасности, нормальной деятельности государственных предприятий и учреждений (при нарушении установленных правил производства наркотических средств или психотропных веществ) и т.д. Указанные отношения являются непосредственными дополнительными объектами рассматриваемых составов преступлений.

Отличительным признаком преступлений, предусмотренных ч. 1 - 4 ст. 228 УК, является и предмет посягательства: наркотические средства и психотропные вещества.

Наркотическими средствами признаются определенные вещества растительного или синтетического происхождения, лекарственные препараты, содержащие наркотические вещества, которые оказывают специфическое (стимулирующее, возбуждающее, угнетающее, галлюциногенное) воздействие на центральную нервную систему и включены Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности РФ в Список наркотических средств.

Поскольку для их определения требуются специальные познания, при расследовании и судебном рассмотрении дел указанной категории необходимо располагать заключением биологической или химической экспертизы об отнесении тех или иных объектов к наркотикам либо психотропным веществам (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 27 апреля 1993 г.). Заключение экспертизы нельзя заменить ни справками работников агропрома или медицинских учреждений, ни показаниями обвиняемого о том, что ему известен характер соответствующего вещества .

Наркотик или психотропное вещество как предмет преступления представляет собой материальный объект определенного вида, имеющий объем, вес, т.е. конкретные качественно - количественные признаки.

Количество наркотического средства или психотропного вещества имеет существенное значение для правовой оценки содеянного.

Крупный и особо крупный размеры являются квалифицирующими обстоятельствами при совершении преступлений, предусмотренных ч. 1, 3, 4 ст. 228 УК РФ.

Кроме того к квалифицирующим обстоятельствам указанного преступления относятся: его совершение группой по предварительному сговору, неоднократно, в крупном размере, организованной группой

Небольшой размер наркотических средств при незаконном их приобретении или хранении без цели сбыта влечет административную ответственность. Если же нет предмета преступления - реального наркотического средства или психотропного вещества, обладающего определенным видом, объемом, весом, - состав преступления отсутствует.

В действующем законодательстве минимальное количество наркотического средства, определяющее наличие предмета преступления, как известно, не установлено, а в правоприменительной практике преобладает мнение, что для квалификации содеянного по ст. 228 и 229 УК РФ количество наркотического вещества вообще не имеет значения.

С этим, конечно, нельзя безоговорочно согласиться. Микроскопическое количество наркотического средства, не способное оказать вредное воздействие на организм человека, не может быть предметом преступления, связанного с наркотиками. Должно быть какое-то реальное наличие определенного наркотика.

При этом надо иметь в виду, что нередко вредное воздействие на организм оказывает прием даже сравнительно незначительного количества некоторых наркотиков (героина, кокаина, морфина, промедола, омнопона и т.д.). уголовный ответственность наркотический психотропный

Вопрос о размере наркотического средства решается в каждом конкретном случае исходя из фактического его количества (объема, веса), а также свойств различных видов наркотических средств, отличающихся между собой по степени воздействия на организм человека.

Степень активности наркотического средства устанавливается с помощью экспертизы.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 - 4 ст. 228 УК РФ, характеризуется совершением активных действий. Законодательная конструкция составов указанных преступлений такова, что для признания их оконченными достаточно лишь установить факт совершения лицом предусмотренного законом деяния (так называемые формальные составы). Последствия же (а они могут быть самыми тяжкими) лежат за пределами состава и влияют лишь на индивидуализацию ответственности.

Объективная сторона криминального деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, выражается в незаконном приобретении или хранении без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере.

Незаконным приобретением наркотических средств или психотропных веществ следует считать их покупку, получение в обмен на другие товары и вещи, в уплату долга, взаймы или в дар, присвоение найденного, сбор дикорастущих конопли и мака или их частей, а также остатков неохраняемых посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т.п. (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г.). В данном случае речь идет о противоправных способах получения наркотиков во владение (кроме похищения или выращивания, образующих составы других преступлений). Оно может быть как возмездным (покупка, оплата услуги, принятие в виде погашения долга), так и безвозмездным (в виде дара, по наследству, при находке). Чаще всего приобретение наркотиков носит возмездный характер. Приобретение наркотических средств следует считать оконченным преступлением с момента их перехода во владение виновного.

Под незаконным хранением наркотических средств или психотропных веществ следует понимать фактическое обладание наркотическими средствами или психотропными веществами лицом, не имеющим на это прав, независимо от места их нахождения и продолжительности времени хранения. Хранение наркотических средств или психотропных веществ - длящееся преступление.

Ответственность за хранение наркотических средств или психотропных веществ должно нести также лицо, принявшее их на сохранение от другого лица. Это не всегда учитывается в правоприменительной практике.

Изучение судебной практики показывает, что при обнаружении у лица названных средств квалификация практически всегда происходит как по признаку хранения, так и приобретения (по-видимому, считается, что одно не может существовать без другого). Например, С. пыталась передать своему другу Б., находящемуся под арестом в отделении милиции, 0,02 грамма героина, спрятанного в военный билет последнего. Этот военный билет с героином С. взяла из дома Б. и перевезла в отделение милиции для передачи Б. Органы предварительного следствия действия С. оценили как незаконное приобретение и хранение в целях сбыта, а также перевозку наркотических средств. Однако представляется, что приобретения наркотических средств в данном случае не было.

Обратимся к п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами». Он гласит: «Приобретением наркотических средств или психотропных веществ надлежит считать их покупку, получение в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, содержащих наркотические вещества, остатков находящихся на неохраняемых полях посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т.д.». Следовательно, при приобретении наркотических средств или психотропных веществ лицо получает возможность распоряжаться ими по своему усмотрению. Приобретение наркотических средств для личного потребления практически всегда связано и с их незаконным хранением, и здесь квалификация содеянного по обоим признакам обоснованна. Но такой жесткой связи указанных действий может не быть в случаях, когда наркотические средства приобретаются или хранятся в целях сбыта.

Необходимость четкого разграничения признаков приобретения и хранения наркотических средств диктуется и соображениями процессуального характера. Дело в том, что сам факт обнаружения у задержанного наркотических средств, которые находились у него без законных оснований, является вполне достаточным для предъявления обвинения в незаконном хранении наркотиков. В то же время органы предварительного следствия жестко связывают хранение наркотиков с их приобретением, хотя очень часто не имеют возможности установить обстоятельства такого приобретения. Поэтому в процессуальных документах пишется ставшая шаблонной фраза, что обвиняемый в неустановленное время, в неустановленном месте, у неустановленного лица приобрел такое-то количество наркотических средств. Подобная формулировка означает, что фактически лицо обвиняется в преступлении, объективная сторона которого не установлена. Между тем согласно УПК РФ в описательной части обвинительного заключения должна быть изложена сущность дела: место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства. Эти же данные должны содержаться в приговоре. Без их установления едва ли можно считать обвинение доказанным, а приговор - обоснованным и законным. Не установление признаков объективной стороны преступления и, следовательно, фактически не предъявление лицу обвинения в этой части существенно ограничивает его право на защиту. К тому же нередки случаи, когда задержанные по подозрению в приобретении наркотиков утверждают, что обнаруженные у них наркотики подброшены работниками милиции. Именно установление обстоятельств приобретения наркотических средств позволило бы опровергнуть такие утверждения. В настоящее время их истинность обычно проверяют путем допроса оперативных работников, проводивших задержание, которые, естественно, все дружно отрицают. Считаю такой способ проверки абсолютно неубедительным.

Незаконно наркотические средства чаще всего изготавливаются путем выработки их из природного сырья (например, гашиша из индийской конопли) либо посредством соединения ряда веществ любыми способами (как частными лицами, так и не уполномоченными на то работниками фармацевтических предприятий, медицинских и других учреждений).

Практические работники по-разному определяют момент окончания преступления, связанного с незаконным изготовлением наркотического средства. Иногда полагают, что оконченный состав данного преступления определяется фактом получения готового наркотика. Такое понимание не соответствует смыслу закона.

Согласно Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. их изготовление означает все процессы, при помощи которых они могут быть извлечены, включая рафинирование, превращение одних наркотических средств в другие. Получение при этом готового наркотика - не обязательное условие наличия оконченного состава преступления. Сам по себе процесс незаконного приготовления этих средств из наркотикосодержащих растений и их частей либо переработка сырья или полуфабрикатов, а равно различных лекарственных препаратов с целью извлечения содержащихся в них наркотических средств или получения таких средств путем химических реакций означает оконченный состав незаконного изготовления наркотических средств. Следовательно, понятие «изготовление наркотиков» охватывает и процесс их производства. То же самое касается и «изготовления психотропных средств». По одному уголовному делу химическая экспертиза установила, что обнаруженная и изъятая у обвиняемого растительная масса представляет собой измельченные коробочки растения масличного мака снотворного; в ней содержатся алкалоиды опия (наркотические вещества - морфин, кодеин, тебаин). По заключению экспертизы указанная растительная масса является наркотическим средством - изготовленной кустарным способом маковой соломкой. Суд ошибочно квалифицировал действия виновного как покушение на изготовление наркотического средства. Между тем перечень N 3 Списка растений и веществ, отнесенных к наркотическим средствам и запрещенных для применения на людях, включает в число таких средств и маковую соломку, поскольку она сама по себе пригодна к употреблению в качестве наркотического средства.

Таким образом, в приведенном примере налицо процесс изготовления наркотического средства, т.е. оконченный состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ.

Оконченным составом незаконного изготовления наркотических средств является также извлечение сока из головок мака, так как свернувшийся сок мака содержит наркотическое средство - опий. Одним из способов изготовления наркотических средств и их сокрытия является, например, пропитка бинтов и тампонов млечным соком мака. Поэтому ошибочной признана практика отдельных судов, которые не усматривали в таких действиях состава преступления и необоснованно прекращали дела в отношении лиц, виновных в незаконном изготовлении и перевозке наркотиков подобным способом.

Не имеет значения для оконченного состава незаконного изготовления наркотического средства или психотропного вещества степень их концентрации и активности.

Незаконная переработка наркотических средств или психотропных веществ означает их переделку и рафинирование (очистку от посторонних примесей) без соответствующего на то разрешения в целях повышения их концентрации и одурманивающего эффекта.

Незаконная перевозка наркотических средств или психотропных веществ заключается в их перемещении из одного места в другое любым видом транспорта - наземным, подземным, водным, воздушным, независимо от способа транспортировки и места хранения незаконно перемещаемых средств или веществ.

Незаконную пересылку и хранение наркотических средств или психотропных веществ нужно отграничить от их незаконного перемещения через таможенную границу РФ. Такие действия представляют собой разновидность уголовно наказуемой контрабанды и подлежат дополнительной квалификации по ст. 188 УК РФ

Наиболее опасной формой распространения (реализации) наркотических средств или психотропных веществ является их незаконный сбыт. В результате указанных действий другое лицо становится обладателем названных средств или веществ. Форма передачи наркотика или психотропного вещества в фактическое обладание другого лица не влияет на правовую квалификацию содеянного точно так же, как и то, была ли эта передача возмездной или безвозмездной. Сбыт наркотических средств или психотропных веществ следует считать оконченным преступлением с момента получения их другим лицом.

Скупка и перепродажа наркотических средств в зависимости от наличия или отсутствия отягчающих обстоятельств квалифицируются по ч. 2, 3, 4 ст. 228 УК РФ.

Действия лица, сбывающего под видом наркотических или психотропных какие-либо иные вещества с целью завладения деньгами или имуществом граждан, следует квалифицировать как мошенничество (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г.). Покупатели же в некоторых случаях могут нести ответственность за покушение на незаконное приобретение наркотиков.

Для состава незаконного сбыта наркотических средств или психотропных веществ не имеет значения, каким образом получившее их лицо распорядится ими: употребит лично, передаст другому лицу, будет хранить и т.п. Если сбытчик заведомо знает, что наркотик либо психотропное вещество используется покупателем для осуществления иных преступных действий (например, для склонения к потреблению или для продажи посетителям притона), то его деяние следует квалифицировать и как пособничество в совершении соответствующих преступлений.

Часть 3 ст. 228 УК РФ устанавливает ответственность за квалифицированный вид преступления, предусмотренного ч. 2 данной статьи. Опасность рассматриваемого преступления повышается при совершении данного преступления:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) в крупных размерах.

Под совершением преступления группой лиц по предварительному сговору следует понимать участие в преступлении двух или более лиц, заранее договорившихся о совместном его совершении. Сговор означает соглашение между участниками группы на изготовление и другие незаконные операции с наркотиками или психотропными веществами, достигнутое до начала соответствующих действий. Форма сговора для квалификации значения не имеет. Неоднократность означает совершение лицом одного из указанных в ч. 2 ст. 228 УК РФ действий два раза или более. При этом не имеет значения (поскольку говорится не о судимости, но именно о неоднократности), было ли лицо судимо ранее за предыдущее деяние (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г.). Сочетание указанных в законе действий при этом может быть различным.

В решении вопроса о том, совершены ли незаконные приобретение, хранение, изготовление, переработка, перевозка, пересылка, а также сбыт наркотических средств или психотропных веществ в крупных размерах, следует исходить из рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности РФ. В них дан «нормативный ключ» к однозначному решению этого сложного вопроса квалификации преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает особо квалифицированный состав данного преступления. Это предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 228 УК РФ деяния, совершенные организованной группой либо в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере.

Речь прежде всего идет об устойчивой группе лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. При этом все участники организованной группы независимо от выполняемой каждым из них роли в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ признаются его соисполнителями. Рекомендации об отнесении размеров наркотических средств и психотропных веществ к особо крупным даны Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности РФ, исходя из их количества и степени воздействия на организм человека. Это все то, что превышает крупные размеры.

С субъективной стороны составы преступления, предусмотренные ч. 1 - 4 ст. 228 УК РФ, характеризуются наличием прямого умысла. Виновный сознает, что совершает указанные в диспозициях ч. 1 - 4 ст. 228 УК РФ незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами, и желает их совершить. Для квалификации содеянного по ч. 1 ст. 228 УК РФ необходимо, чтобы предусмотренные в ней действия были совершены без цели сбыта. Понятие «без цели сбыта» означает, что виновный, приобретая или храня наркотические средства и психотропные вещества, не имел намерения передать их в распоряжение другого лица.

Наличие цели сбыта при незаконных приобретении или хранении наркотических средств и психотропных веществ дает основания для квалификации содеянного по ч. 2, 3, 4 ст. 228 УК РФ. Такая же квалификация будет иметь место при незаконных изготовлении, переработке, перевозке, пересылке наркотических средств или психотропных веществ, совершенных как в целях сбыта, так и без цели сбыта.

Установление цели сбыта при незаконных действиях с наркотиками представляет собой на практике значительные трудности. Иногда правоохранительные органы полагают, что цель сбыта можно выявить исходя лишь из факта обнаружения у лица наркотических средств в большом количестве.

Вряд ли это правильно. Большое количество наркотиков, изъятых у виновных, само по себе о цели сбыта с бесспорностью не свидетельствует. Количество изъятых у виновного наркотических средств должно приниматься во внимание лишь в совокупности с другими данными, свидетельствующими о цели сбыта.

Подлежат оценке, в частности, данные об источниках существования лиц, привлекаемых к ответственности, стоимости приобретенных наркотиков, их употреблении либо неупотреблении указанными лицами и т.д. Неполное выяснение этих обстоятельств может повлечь судебные ошибки.

Субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 - 4 ст. 228 УК РФ, могут быть граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

В связи с тем что рассматриваемые преступления часто совершаются лицами, которые сами употребляют наркотики, в том числе имеющими уже диагноз «наркомания» или «токсикомания», надо помнить о необходимости проведения судебно - психиатрической экспертизы. Как правило, наркоманы признаются вменяемыми в отношении совершенных ими общественно опасных деяний. Объясняется это тем, что сознательно употребляющее наркотики лицо, даже попав в зависимость от них, отдает отчет в своих действиях, когда приводит себя в состояние наркотического опьянения. У большинства наркоманов, правда, снижен контроль за своими поступками, способность руководить своими действиями (особенно в период наркотического голодания, так называемой ломки, когда они испытывают невыносимые страдания). Но поскольку субъект виновно привел себя в подобное состояние, он в силу ст. 23 УК РФ должен нести ответственность за содеянное. Вместе с тем в случаях, когда систематическое употребление наркотиков достигло столь значительной степени, что возникли стойкие изменения в психике и лицо потеряло возможность руководить своими действиями, экспертиза может признать его невменяемым. Сказанное относится и к ситуациям, связанным с употреблением психотропных веществ.

Самостоятельный состав преступления предусмотрен ч. 5 ст. 228 УК РФ. Речь идет об ответственности за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил.

Рассматриваемое преступление посягает на нормальную деятельность государственных предприятий и учреждений, занимающихся производством и другими операциями с наркотическими средствами и психотропными веществами, а в конечном счете - на безопасность здоровья населения.

Предметом преступления являются наркотические средства и психотропные вещества, а также находящиеся под специальным контролем вещества, инструменты и оборудование, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. К последним Постоянный комитет по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности РФ относит: заводские или кустарно изготовленные машины или приспособления для таблетирования указанных веществ; автоматические и ручные мешалки субстанций, веществ, не отнесенных к изделиям, входящим в кухонные наборы; полуфабрикаты, пустые ампулы, шприц - тюбики и разных объемов капсулы; приспособления для маркировки ампул, шприц - тюбиков, капсул; устройства кустарные или заводские для охлаждения жидкостей при экстракции и перегонке (за исключением бытовых холодильников), а также устройства для экстракции и перегонки; устройства для фильтрации жидкостей под вакуумом.

Объективная сторона деяния выражается в нарушении специальных правил, о которых идет речь в диспозиции указанной статьи.

Нарушение указанных правил осуществляется путем как действия, так и бездействия. Оно может, например, выражаться в отсутствии инструктажа работников соответствующего предприятия, учреждения, в несоблюдении правил санитарии при производстве, упаковке и хранении наркотических препаратов, в пренебрежительном отношении к выполнению обязанностей руководителей при осуществлении надзора за соблюдением порядка изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска указанных средств, неосуществлении необходимого контроля за выдачей наркотических веществ, что может привести к их использованию в преступных целях .

Уголовный кодекс Российской Федерации предполагает необходимость обращения к нормативным актам, регулирующим правила производства и оборота наркотических средств. Речь идет, например, о правилах учета, хранения, прописывания и использования наркотических лекарственных средств, утвержденных приказами Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, и т.д. Для оконченного состава данного преступления не требуется наступления общественно опасных последствий. Достаточно самого факта нарушения правил обращения с наркотиками. Опасность данного преступления заключается в том, что оно создает условия для выхода наркотических средств из-под контроля.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Субъектом данного преступления выступают как должностные, так и иные лица, которые в силу порученной им работы обязаны соблюдать установленные в данной области правила.

Должностное лицо, допустившее нарушение этих правил, наряду с совершением преступлений против интересов государственной службы (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки и др.), подлежит ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 228 и ст. 285 или 290 УК РФ.

Примечанием к ст. 228 УК РФ регламентируется специальный вид освобождения от уголовной ответственности при незаконных действиях с наркотическими средствами или психотропными веществами. В соответствии с этим примечанием «лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление». Эта норма обладает значительной профилактической направленностью, стимулируя деятельное раскаяние лиц, совершивших незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Закон предусматривает два условия освобождения от уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ:

а) добровольная сдача их органам власти;

б) активное способствование раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ;

в) изобличение лиц, их совершивших; обнаружение имущества, добытого преступным путем.

Добровольная сдача наркотических средств или психотропных веществ означает выдачу лицом этих средств и веществ представителям власти (главным образом, правоохранительных органов) при наличии реальной возможности распорядиться ими иным образом. Одно только намерение сдать наркотические средства или психотропные вещества (даже выраженное письменно в форме соответствующего заявления в органы внутренних дел) не освобождает лицо от уголовной ответственности за незаконные действия с ними.

Активное способствование раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, означает личное добровольное участие субъекта в предусмотренных законодательством об оперативно - розыскной деятельности мероприятиях криминальной милиции или другого органа дознания, направленных на раскрытие либо пресечение данного преступления, установление фактических обстоятельств дела, причастных к совершению криминального деяния лиц, места нахождения последних и их задержание, розыск и возвращение похищенного или изъятого из оборота имущества.

По смыслу закона под незаконным изготовлением наркотических средств следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, направленные на получение из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ одного или нескольких готовых к использованию и потреблению наркотических средств из числа включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (утвержденный 30 июня 1998 г. постановлением Правительства Российской Федерации).

При этом в каждом конкретном случае, помимо оценки действий виновного, необходимо устанавливать и направленность его умысла, стремился ли он своими действиями получить вещество, содержащее повышенную концентрацию наркотического средства, либо такую цель перед собой не ставил. Согласно сводной таблице заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения Российской Федерации марихуана высушенная и невысушенная относится к одной и той же категории наркотических средств.

3.Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. (ст. 229 УК РФ)

Данное преступление в старом УК РСФСР было предусмотрено ст. 224(1). В редакции ст. 229 нового Уголовного кодекса Российской Федерации по сравнению с ранее действовавшей нормой предусмотрена ответственность за вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, за счет последних расширен предмет данного преступления, а также изменились формулировки квалифицирующих признаков.

Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью безвозмездное изъятие и (или) обращение наркотических средств или психотропных веществ в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу таких средств или веществ.

Предметом хищения здесь могут быть любые наркотические средства или психотропные вещества, в том числе и не имеющие государственной цены, а изготовленные кустарными методами.

Вымогательство наркотических средств или психотропных веществ - это требование передачи таких средств или веществ или права на них или совершения иных действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

Ответственность за хищение наркотических средств или психотропных веществ наступает в случаях незаконного их изъятия из предприятий, организаций и учреждений, незаконного сбора наркотикосодержащих растений или их частей (коробочки и стебли мака, стебли конопли и др.) с полей сельскохозяйственных предприятий и земельных участков граждан, на которых выращиваются эти растения, а также незаконного изъятия наркотических средств или психотропных веществ у граждан.

Если наркотикосодержащие растения собираются на полях сельскохозяйственных предприятий и земельных участках граждан, которые их не сеяли и не выращивали, такие действия не могут рассматриваться как хищение, а должны квалифицироваться как незаконное приобретение наркотических средств (по ч. 1 или 2 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от наличия цели сбыта и размера).

Хищение наркотикосодержащих растений или их частей следует квалифицировать как оконченное преступление по статье 229 УК РФ.

Хищение наркотических средств или психотропных веществ и их последующее хранение, перевозку, пересылку и сбыт надлежит квалифицировать по совокупности ст.ст. 229 и 228 УК РФ.

Получение наркотических средств или психотропных веществ по поддельным рецептам за плату является незаконным приобретением соответствующих средств или веществ. Безвозмездный способ завладения такими средствами или веществами путем обмана или злоупотребления доверием следует квалифицировать как хищение в форме мошенничества.

Говоря о формах хищения, надо иметь в виду, что хищение путем кражи, мошенничества и грабежа без отягчающих обстоятельств, а равно вымогательства без отягчающих обстоятельств следует квалифицировать по ч. 1 статьи 229 УК РФ.

Хищение путем грабежа с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия подлежит квалификации по ч. 2 той же статьи, а хищение путем разбоя - по ч. 3. При этом хищение наркотических средств или психотропных веществ путем кражи, мошенничества, а также грабежа считается оконченным с момента завладения наркотическими средствами или психотропными веществами.

Хищение путем разбоя, а также вымогательство считаются оконченными преступлениями с момента нападения с целью завладения соответствующими средствами или веществами или предъявления требования передачи таких средств или веществ, либо передачи права на них, либо совершения других действий имущественного характера.

Действия виновного, похищающего наркотические средства или психотропные вещества путем грабежа с применением насилия или разбоя, полностью охватываются диспозициями соответствующих частей статьи 229 УК РФ и не требуют дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 161 или ст. 162 УК РФ.

Хищение наркотических средств или психотропных веществ, совершенное бандой, подлежит квалификации по совокупности ст.ст. 229 и 209 УК РФ.

Аналогичным образом должен решаться вопрос о квалификации хищения наркотических средств или психотропных веществ, совершенного лицом с использованием своего служебного положения, в том числе тем, кому указанные средства или вещества были вверены в связи с его служебным положением либо под охрану.

Такое деяние подлежит квалификации по ч. 2 ст. 229 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 160 УК РФ не требует.

По той же части статьи следует квалифицировать хищение либо вымогательство соответствующих средств или веществ, если они совершены лицом с использованием своего служебного положения, не связанного с охраной или хранением, а равно с правом совершения иных действий с наркотическими средствами или психотропными веществами.

С субъективной стороны преступления, предусмотренные статьей 229 УК РФ, совершаются с прямым умыслом: виновный осознает, что похищает наркотические средства или психотропные вещества либо вымогает их, и желает этого.

Субъектом рассматриваемых преступлений может быть как частное лицо, достигшее 14-летнего возраста, так и должностное лицо, обладающее полномочиями по хранению, охране или совершению иных действий с наркотическими средствами или психотропными веществами.

Заключение

Развитие системы контроля над оборотом наркотиков и усиление борьбы с их незаконным распространением происходило постепенно. Сфера контроля расширялась с принятием каждого нового международно-правового договора и изменениями в характере потребления наркотиков в разных зонах мира.

Российская Федерация участвует в международных Конвенциях, и в силу международных обязательств (хотя и со значительным опозданием) стала создавать свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации. Основу ее составляет принятый 8 января 1998 г. и вступивший в силу 15 апреля 1998 г. Федеральный закон N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации может осуществляться в очень ограниченных целях и при соблюдении определенных правил.

Главное положение, имеющее принципиальное значение, прежде всего, для уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, закреплено в статье 40 Федерального закона "О

наркотических средствах и психотропных веществах", согласно которой в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Однако уголовная ответственность за незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ не предусматривается, за такое потребление устанавливается административная ответственность. Поэтому в соответствии со ст.228 УК РФ уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств или психотропных веществ в целях собственного потребления (т.е. без цели сбыта) наступает только в случаях, если они составляют крупный размер. Предполагается, что личное их потребление не должно быть связано с крупными размерами. Вместе с тем, до недавнего времени, проблема заключалась в том, что ни в уголовном, ни в ином законодательстве вопрос о небольших, крупных и особо крупных размерах до 13 марта 2004 года, не был разрешен. До этого времени понятие крупного размера относительно рекомендации по определению крупного размера наркотических средств и психотропных веществ содержалось в заключениях Постоянного комитета по контролю наркотиков, который однако, вообще, не является государственным органом. Наконец, проблема юридического закрепления величины крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ стала решена после принятия Постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 8 июля 2006 г., 4 июля 2007 г.)

В нашей стране существуют два вида ответственности за не законные действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами: административная - за личное потребление не в крупных размерах, и уголовная ответственность, особенности которой установлены в ст. 228-233 Уголовного кодекса РФ.

Статья 228 УК РФ в системе уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, является базовой, однако до 13 марта 2004 года она имела очень сложную неудачную конструкцию, обусловленную стремлением законодателя максимально индивидуализировать ответственность виновных лиц. Дифференциация ответственности за соответствующие действия осуществлялась на законодательном уровне в зависимости от субъективных (цель) и объективных (размер веществ) элементов состава преступления.

С 13 марта 2004 года законодатель, с целью упростить достаточно сложную конструкцию статьи 228 УК РФ, выделил преступления, ранее предусмотренные статьей 228 УК РФ в три самостоятельных состава преступлений, разграничил и закрепил их в ст.ст. 228, 228.1 и 228.2 УК РФ.

Ответственность за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет предусматриваются в части 1 статьи 229 Уголовного кодекса РФ.

Предметом данного преступления являются любые наркотические средства или психотропные вещества независимо от наличия на них розничной цены. Объективная сторона данного преступления выражается в хищении либо в вымогательстве.

Проблема распространения и употребления наркотиков в России является общенациональной проблемой, которая представляет угрозу безопасности государства, поскольку по своим долгосрочным последствиям она должна быть отнесена в категорию прямых угроз национальной безопасности России. Причем признание это должно быть сделано на высшем уровне.

При этом необходимо осознать - Россия сегодня находится в уникальном положении - она является государством, которое является одновременно и потребителям, и производителям, и зоной транзита наркотических средств.

1.Учитывая систему распространения наркотиков в городах, прежде всего в крупных, целесообразно проведение общенациональной кампании. При этом особое внимание следует обращать на учебные заведения и места отдыха молодежи.

2.Разработать систему поддержки, как моральной, так и финансовой, учреждений, центров и торговых объектов, которые готовы участвовать в данной кампании.

.С учетом статистических данных о том, что самый опасный возраст с точки зрения вовлечения в наркоманию - 12-17 лет - разработать специальную программу, в которой основное внимание уделить психологическому воздействию на эту возрастную группу, в первую очередь через средства массовой информации, активно используя при этом имеющийся зарубежный опыт, прежде всего США. Принципиальная особенность проведения такой кампании в Российской Федерации должна заключаться в том, чтобы она сочетала бы в себе тесное взаимодействие государственных органов с общественными силами. Практика последних двух лет показывает, что шаги только по одной линии не приносят желательного результата. Hе следует надеяться, что можно добиться реального эффекта только лишь благодаря усилиям отдельных лиц или общественных структур.

.Проблемы распространения наркотиков и борьбы с наркоманией должны быть рассмотрены на уровне руководителей стран СHГ с учетом именно того, что на территорию России основной поток наркотических средств поступает, прежде всего, с Украины, из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, а также из Азербайджана и Грузии.

.Федеральное законодательство недостаточно препятствует вторжению наркобизнеса в духовную жизнь российского общества. Случаи прямой пропаганды наркотиков, в частности некоторыми «звездами» музыкального мира, а также журналистами, фиксируются все чаще. В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие поправки, в частности в такие законы как «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции» и другие.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 N 306 под названием "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации", в целях совершенствования государственного управления в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел РФ преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с возложением на него специальных полномочий в данной сфере.

С 1 июля 2003 года функции МВД РФ по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, передаются вновь созданному комитету.

Список литературы

1.Конституция РФ. - М., Эксмо, 2011

2.Уголовный Кодекс РФ. - М., Эксмо, 2011

.ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 24 декабря 1997 г.

4.Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. - Борьба с наркотиками. Сб. нормативно-правовых актов. М., 2009.

5.Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах. - Борьба с наркотиками. Сб. нормативно-правовых актов. М., 2009.

.Конвенция о психотропных веществах 1971 г. - Борьба с наркотиками. Сб. нормативно-правовых актов. М., 2009.

7.Указ Президента Российской Федерации от 11.03.2003 N 306 под названием "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации". Система «Консультант Плюс»

.Практика Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам за 1992 - 1994 гг. - М., 1995. С. 45

.Бюллетень Верховного Суда СССР, 1988, N 1.

.Гусев С.И. «Актуальные проблемы борьбы с наркоманией». // «Государство и право» №5 1998 г.

.Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации" [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 7. Ст. 787

12.Система Консультант Плюс. 2010 г.

Похожие работы на - Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!