Государство и право Византии. Кодификация Юстиниана

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,5 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государство и право Византии. Кодификация Юстиниана

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)"

Нижегородский филиал МЭСИ




КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

"История государства и права зарубежных стран"

Тема: "Государство и право Византии. Кодификация Юстиниана"

По специальности "Юриспруденция"


Выполнил студент:

Королёв Н.Г.

Заочная форма обучения. Проверил преподаватель:

К. ю. н., доцент Кравченко Ю.М.





г. Нижний Новгород 2012

Содержание

Введение

1. Разделение Римской империи на Западную и Восточную и её падение

2. Кодекс Юстиниана 529 года

3. Общее положение в Западной Римской империи в V в.

4. "Дигесты" Юстиниана

5. Новеллы Юстиниана

6. Кодекс юстиниана 534 года

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Византийское государство сформировалось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия.

Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов. Первый этап (IV - середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора. Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада: Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня. Наконец, на третьем этапе (в XIII-XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его распадом в XIII-XIV вв., что, в конечном счете, привело его в XV в. к гибели.

Византия оказала значительное влияние на политическое развитие, народов Южной и Восточной Европы, а также Закавказья. Она долгое время была хранителем и проводником государственно-правового наследия античности. Восприятие феодальными государствами Болгарии, Сербии, Киевской Руси и Грузии обширного культурного наследия Византийского государства способствовало их прогрессивному развитию.

1. Разделение Римской империи на Западную и Восточную и её падение

Племенные союзы германцев, славян, сарматов, мавров все более крепли и расширялись. В их среде росла социальное расслоение и все более укреплялась власть вождей. Некоторые из этих вождей, поступив на римскую службу, получали высокие чины и большие богатства, другие вели свои отряды на империю ради захвата новых земель для поселений. Рядовые варвары, которые селились в империи в качестве пленных летов и федератов, жестоко страдали от эксплуатации землевладельцев, государства и собственных вождей, по дешевке продававших их работорговцам, которые затем перепродавали их в провинции. Правительство, желая изолировать новых поселенцев, запрещало подданным империи вступать в браки, вести торговлю. Родственные связи варваров не признавались законом, поэтому понятно, что они охотно переходили на сторону своих соплеменников, которые вторгались в империю.

В это время за Дунаем сложились сильные готские союзы, с которыми воевали сарматские и славянские племена. В 70-х гг. тяжелое поражение готам было нанесено продвинувшимися до причерноморских степей гуннами. Покоренные гуннами остготы вошли в их племенной союз. Гунны выступили совместно с некоторыми сарматскими и славянскими племенами против вестготов. Тогда вестготы обратились к правительству империи с просьбой предоставить им убежище на их территории. Положение в империи было очень напряженным. Рано умершего Иовиана сменил выдвинутый высшими военными и гражданскими чинами Валентиниан (364 - 375 гг.), который снова разделил империю и назначил августом Востока своего брата Валента (364-378 гг.). При правлении Юлиана незавершенные и затем отмененные реформы ввергли империю в крайнее расстройство. Вскоре после прихода к власти императора Валента против него поднял восстание племянник Юлиана Прокопий. Он провозгласил продолжение политики Юлиана. Ему удалось захватить Константинополь, Кизик. Знатных приверженцев Валента Прокопий казнил. Лишь с большим трудом Валенту удалось разгромить его движение. В 366 г. сам Прокопий был казнен. Стремясь успокоить низшие слои населения и разрядить напряженную обстановку, Валентиниан и Валент провели ряд мер. Они издали несколько эдиктов, которые защищали "маленьких" людей от "сильных", учредили особую должность дефенсора (защитника) плебса, боролись с коррупцией чиновников. Вместе с тем были ограничены права городских курий, в частности сбор налогов с колонов был передан землевладельцам, а не городским властям. Валентиниан умирает. Правителями западной половины империи стали его братья - Грациан, (367 - 383 гг.) и малолетний Валентиниан II (375 - 392 гг.). В этот напряженный момент на Дунай явились вестготы с просьбой принять их на римскую землю. Им дали такое разрешение в 376 г., и вестготы поселились во Фракии.

Разрешение целому варварскому союзу жить по своим законам и со своей администрацией положило начало создания на территории империи инородных образований - прообразов будущих варварских королевств.

В правление императора Феодосия (379 - 395 гг.) было достигнуто последнее, по существу уже эфемерное, объединение империи. Он сам в значительной мере зависел от готских войск и их вождей. Правительство же западной части империи еще больше зависело от своих варварских военачальников. Здесь вновь нарушилось политическое равновесие. Это выявилось в появлении узурпаторов. Грациан был свергнут и убит узурпатором Магном Максимом (382 - 387 гг.), которого сменил брат Грациана Валентиниан II, разбивший Максима с помощью Феодосия. При нем фактическим правителем был командующий галльской армией франк Арбогаст, в конце концов заменивший Валентиниана II императором Флавием Евгением (392 - 394 гг.). Сложное внутреннее и внешнее положение государства заставило императорское правительство Феодосия принять ряд мер по укреплению империи. Был объявлен строгий розыск беглых колонов и рабов, и они были возвращены землевладельцам, были увеличены льготы для тех землевладельцев, которые приступали к возделыванию пустующих земель. В интересах сенаторского сословия была учреждена должность защитника сенаторов, который следил за охраной привилегий этого сословия. Являясь опытным политиком, Феодосии понимал, какую напряженность в государстве создают ожесточенные споры, в частности ариан и никейцев, столкновения монахов и различных еретиков. и Феодосии решил покончить с этим. В своем эдикте "о кафолической вере" (380 г.) объявил об обязательности православного вероисповедания. Понимая, что церковь может быть сильным союзником, только имея сильный авторитет, он и сам оказывал ей всяческое уважение и покровительство. В 395 г. Феодосии, который был прозван Великим, умер. Согласно завещанию империя была разделена между его сыновьями: августом Запада стал одиннадцатилетний Гонорий, а августом Востока - восемнадцатилетний Аркадий.

Таким образом, в 395 г. произошло окончательное политическое разделение рабовладельческого государства на два государственных образования: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию). Хотя во главе той и другой стояли родные братья и сыновья Феодосия, а в юридической теории сохранялась идея единой империи, управляемой лишь двумя императорами, фактически и политически это были два самостоятельных государства со своими столицами (Равенна и Константинополь), своими императорскими дворами, которые стояли перед императорскими правителями и, наконец, с равными социально-экономическими базами. Процесс исторического развития на западе и в Византии стал приобретать разные формы и пошел по разным путям. В Восточной Римской империи процессы феодализации сохраняли черты большей преемственности старых общественных структур, проходили медленнее, совершались при сохранении сильной центральной власти императора в Константинополе. Постепенное ослабление центральной власти Западной Римской империи объясняется серьезными социально-экономическими изменениями, которые произошли в римском обществе в IV-V вв. Кризис рабовладельческого способа производства стал особо острым, в этом же состоянии находилось и связанное с ним хозяйство. Приходили в упадок города, сокращалось товарное производство и торговля, постоянно усиливалась натурализация экономики, что привело к перемещению центра экономической жизни из городов в деревню, - необъятные латифундии, превращались в центры не только сельского хозяйства, но также ремесла и торговли.

Особенно важным фактором, влияющим на экономическое положение в Западной империи в IV-V веках, стала налоговая политика государства. В целом резко возросли налоги и теперь превышали экономические возможности налогоплательщиков. Это постепенно погружало их в нищету, подрывало их хозяйства. Содержание роскошного императорского двора, разветвленного бюрократического центрального и провинциального аппарата, армии требовало огромных средств. В то же время общеэкономический упадок и сокращение материальных ресурсов хозяйств, а также натурализация империи, изъятие из-под налогового пресса церковных земель и многих магнатских латифундий, разорение обширных пространств варварскими набегами сокращали возможности налогоплательщиков. Тяжесть налогового бремени усугублялась хищениями и произволом бюрократического аппарата, а также непосредственно сборщиков налогов.

Произвол бюрократии и невыносимый фискальный гнет задевали даже интересы провинциальной знати, которая вместе с церковными общинами всячески боролась за свои привилегии и требовала от слабеющей империи более энергичных мер по поддержанию безопасности границ, а также подавлению социальных движений народных масс - колонов, рабов, зависимых и просто обнищавших людей. С каждым десятилетием в V в. имперское правительство все хуже и хуже могло выполнять эти важнейшие для государства задачи. Это означало, что постепенно оно утрачивало свое право на существование. Провинциальные землевладельцы и местная церковь, опираясь на огромные земельные владения и обширные средства, постепенно брали в свои руки функции подавления восстаний, отражения варварских вторжений. Они игнорировали распоряжения императоров, вступали в сепаратные контакты с предводителями пограничных варварских племен. Произошло сужение социальной опоры Римской империи. Все это говорило о том, что началась ее медленная, но неуклонная агония.

Важным фактором социально-политического развития в западно-римском рабовладельческом обществе V в., доказывающим его постепенную деградацию, стало усиливающееся расхождение интересов западной христианской церкви, которая объединилась вокруг папы, и императорского правительства. Западная церковь, которая располагала разветвленной организацией, огромными богатствами и сильным моральным воздействием на жителей государства, приобрела исключительное политическое влияние. Западным римским императорам не удалось парализовать это влияние и поставить его под собственный контроль, как это сделали императоры Византии. Способствовало этому также и формальное разделение резиденций. Центром западной церкви стал город Рим - символ римской мощи и культуры, а центром императорского двора - Медиолан, а с 402 г. - Равенна.

Общая деградация Западной Римской империи ярко выразилась в ее военной мощи. Реформированная императорами Диоклетианом и Константином, римская армия к концу IV в. обнаружила свою слабость и малую боеспособность. При сокращении материальных ресурсов и населения Империи, а также массовом уклонении от военной службы возникли огромные трудности с комплектованием армии. Пограничные войска превратились в слабо дисциплинированные поселения военных колонистов, которые больше занимались своим хозяйством, чем воинской службой.

Римская полевая армия также потеряла свои боевые качества, потому что она была составлена из насильно набранных рекрутов. Часто ими становились колоны, завербованные преступники и другие сомнительные элементы. Все чаще римские воины становились орудием честолюбивых планов своих командиров или грабителями своего собственного населения, а не средством защиты государства от внешнего врага.

Огромная римская армия, которая насчитывала порядка ста сорока тысяч пограничных и около ста двадцати пяти тысяч полевых войск, требовала колоссальных средств для содержания. С каждым десятилетием она все хуже и хуже выполняла свои прямые функции. Ослабление римской армии не было секретом для императорского правительства, укрепление армии стало для него первостепенной задачей. Для укрепления военной организации западно-римские императоры пошли по пути, который был известен еще с IV в.: заключение договоров с вождями варварских племен, по которым последние объявлялись союзниками (федератами империи) и получали от императоров места для поселения, продовольствие, снаряжение, а также регулярную плату. Таким образом, они превращались в наемные соединения римской армии.

Однако каждый понимал, что это был наиболее опасный путь усиления военной мощи. Подобные варварские войска во главе со своими конунгами (королями) далеко не всегда повиновались императорским приказам. Они проводили самостоятельную политику и нередко обращали оружие не столько против внешнего врага, сколько против мирного населения с целью грабежа. К тому же возможность контактов с варварскими дружинами со стороны провинциальной знати усиливала наряду с другими причинами провинциальный сепаратизм и создавала условия для союза провинциальной знати и варварских предводителей. Все это, понятно, противоречило интересам императорского двора.

В конце IV в. началось так называемое "великое переселение народов", которое было вызвано движением огромной коалиции племен во главе с гуннами из прикаспийских степей в западном направлении. Во время этого "великого переселения народов" конца IV-V в. в невиданных ранее масштабах произошли перемещения многочисленных народов, племенных союзов и племен Восточной и Центральной Европы. Они оказали огромное влияние на социально-экономические отношения и на политическое положение как в Европе, так и во всем Средиземноморье, на падение рабовладельческого римского общества, на падение всей античной цивилизации.

Таким образом, произошла фактически социальная революция, которая привела к разрушению рабовладельческого общества, основой и оплотом которого являлась Римская империя, произошла смена двух социально-экономических формаций.

. Кодекс Юстиниана 529 года

Мировую известность получил Юстиниан благодаря своей законодательной деятельности, которая поражает широтой размаха. В его время в римском праве царил полный беспорядок.

Во время еще языческой Римской империи, когда законодательная власть находилась всецело в руках императора, единственной формой законодательства были императорские конституции, получившие название "законов" (leges). В противоположность последним, все право, созданное прежним законодательством и разработанное юристами классического периода, называлось "древним правом" (jus vetus или jus antiquum). С половины III века юриспруденция стала быстро падать; юридическая же литература ограничивалась чисто компилятивной работой, стараясь на основании выдержек из императорских конституций и наиболее известных сочинений старых юристов составлять сборники для облегчения судьям, которые уже не были в состоянии справиться со всей юридической литературой. Но это были лишь частные сборники, не имевшие никакой официальной силы. Поэтому в действительности судья должен был разбираться во всех императорских конституциях и во всей обширной классической литературе, что одному человеку было не под силу и какого-либо центрального органа для опубликования императорских конституций не существовало; увеличиваясь ежегодно в количестве и будучи разбросаны по разным архивам, императорские конституции представляли громадные трудности для пользования, тем более что новые указы очень часто отменяли или изменяли старые. Поэтому чувствовалась настоятельная потребность собрать императорские указы воедино и дать всем желающим возможность пользоваться таким сборником. Что же касается облегчения пользования классической литературой, т.е. "древним правом", то при Феодосии II и его западном современнике Валентиниане III был издан закон, придававший юридически обязательную силу сочинениям лишь пяти наиболее известных юристов. (Пампинион, Павел, Гай, Ульпион, Мадестен) Прочие юридические писатели могли не приниматься в расчет. Конечно, это было только формальным разрешением вопроса, тем более что и у пяти узаконенных юристов вовсе не легко было найти подходящее решение для данного случая; сами юристы иногда противоречили друг другу; наконец, при изменившихся условиях жизни решения классических юристов оказывались иногда устаревшими. Одним словом, чувствовалась общая потребность в полном и официальном пересмотре всей правовой системы в подведении итогов всего многовекового развития.

В предшествовавших кодексах были собраны за определенное время лишь императорские конституции. Юридическая литература в них затронута не была. Юстиниан предпринял громадную законодательную работу составить не только свод императорских конституций до своего времени, но и переработать юридическую литературу. В 528 году императором была созвана комиссия из десяти опытных и знающих человек, в числе которых находился Трибониан, и Феофил, профессор права в Константинополе.

Задача комиссии была пересмотреть прежние три кодекса, удалить из них все устаревшее и привести в порядок конституции, вышедшие после кодекса Феодосия; все это должно было составить один сборник. В апреле 529 года кодекс Юстиниана (Codex Justinianus) уже был опубликован; будучи разделен на двенадцать книг и заключая в себе конституции со времени императора Адриана до Юстиниана, он сделался единственным обязательным для всей империи сводом законов и отменял, таким образом, прежние три кодекса.

Если работа Юстиниана над кодексом была облегчена предшествовавшими законодательными сборниками, то подобная же работа над "древним правом" являлась уже личным делом императора. В 530 году Трибониану было поручено составить комиссию, которая должна была пересмотреть сочинения всех классических юристов, сделать из них извлечения, отбросить устаревшее, устранить разногласия и, наконец, весь собранный материал расположить в известном порядке. Для этой цели комиссии пришлось прочесть и разобрать около двух тысяч книг. Эта громадная работа, на исполнение которой никто из его предшественников не надеялся, которая считалась невозможной для человеческого ума через три года была закончена. Опубликованный в 533 году свод, разделенный на пятьдесят книг, получил название дигест (Digesta), или пандект (Pandectae), и тотчас же вступил в действие.

Несмотря на всю важность дигест, поспешность работы не могла не отразиться на достоинствах труда, в котором можно заметить повторения, противоречия, устаревшие решения; затем, благодаря полномочию, данному комиссии, сокращать тексты, пояснять их и, наконец, сводить несколько текстов в один, в работе заметен некоторый произвол, следствием которого были иногда искажения древних текстов. Единства в этой работе не было. Последнее обстоятельство заставляло иногда ученых юристов XIX века, придававших первостепенное значение классическому римскому праву, сурово судить дигесты Юстиниана. Однако, дигесты, несмотря на многие их несовершенства, сослужили большую практическую службу, к тому же они сохранили потомству богатый материал, извлеченный из произведений классических римских юристов, которые далеко не все до нас дошли. Одновременно с работой над дигестами Трибониану и двум его ученым помощникам, Феофилу, профессору в Константинополе, и Дорофею, профессору в Бейруте (Сирия), была поручена новая задача-хорошее практическое руководство. В том же 533 году был составлен, преимущественно в учебных целях, официальный элементарный курс гражданского права, состоявший из четырех книг и получивший название институций (Institutiones). Императорский указ, которым санкционировались институции, был адресован "к жаждущей законов молодежи". Во время работ над дигестами и институциями текущее законодательство не бездействовало; было издано немало указов; целый ряд вопросов требовал пересмотра. Одним словом, кодекс в издании 529 года уже оказался во многих своих частях устаревшим. Тогда было приступлено к новой переработке кодекса, которая и была закончена в 534 году - второе издание кодекса, исправленное и дополненное, было опубликовано под названием Codex repetitae praelectionis. Последнее издание уничтожало собой издание 529 года и заключало в себе указы со времени Адриана до 534 года. Этим закончено было составление Свода. Это первое издание Свода не сохранилось.

Указы, выходившие после 534 года, назывались новеллами (novellae leges). В то время как кодекс, дигесты и институции были написаны на латинском языке, громадное большинство новелл было издано уже на языке греческом, что являлось серьезной уступкой со стороны императора, пропитанного римскими традициями, требованиям действительной жизни. В одной новелле Юстиниан писал: "Мы этот закон написали не на отечественном языке, но на разговорном греческом, чтобы закон всем был известен из-за легкости понимания".

Сам Юстиниан, несмотря на свое намерение, не собрал в одно целое выходившие при нем новеллы. Но некоторые частные сборники новелл были составлены во время его правления. Новеллы рассматриваются как последняя часть законодательства и являются одним из самых важных источников для внутренней истории его эпохи.

Все указанные четыре части - кодекс, дигесты, институции и новеллы - должны были, по мысли императора, составить один свод, или Corpus, права; но при нем они не были соединены в такой сборник. Только позднее, в Средние века, начиная с XII века, когда в Европе возродилось изучение римского права, весь законодательный свод Юстиниана стал называться Corpus juris civilis, т.е. Свод гражданского права. Так он называется и в настоящее время.

Громоздкость законодательного творения Юстиниана и уже малопонятный для большинства населения его латинский язык привели к тому, что еще при жизни императора появился ряд греческих толкований (парафраз, indices, комментариев) отдельных частей Свода, более или менее дословные переводы институции и дигест с примечаниями, различные переработки кодекса на греческом языке, особенно при помощи изложения или перевода его текста с примечаниями. Эти вызванные потребностями времени и практическими соображениями небольшие юридические сборники на греческом языке, иногда заключавшие в себе немало ошибок и искажений первоначального латинского текста, оттеснили оригинал и почти заменили его.

В новейшее время в изучении законодательного творения Юстиниана замечается интересное явление. До сих пор изучение Юстинианова свода, не считая новелл, служило средством для лучшего знакомства с римским правом и имело, таким образом, вспомогательное значение. Сам по себе свод не изучался, не служил предметом "независимого" исследования. При такой постановке вопроса главный упрек делу Юстиниана заключался в том, что он или, скорее, Трибониан, извратил классическое право, сокращая или дополняя тексты. В наши дни, однако, упор делается на то, соответствовало ли творение Юстиниана нуждам его времени, в какой мере оно успело их удовлетворить. Изменения классических текстов надо, соответственно, рассматривать не как результат произвола составителей, а как результат их желания приспособить римское право к условиям жизни восточной империи VI века.

Успех кодекса в выполнении этой задачи следует рассматривать в связи с общими общественными условиями времени. И эллинизм, и христианство должны были оказать влияние на работу составителей. Живые обычаи Востока также должны были быть отражены в пересмотре старинных римских законов. В соответствии с этим некоторые исследователи говорят о восточном характере законодательной деятельности Юстиниана. Задача современной историко-юридической науки - определить и оценить византийские влияния на Юстиниановом Своде, а именно в кодексе, дигестах и институциях. Новеллы Юстиниана как текущее законодательство, конечно, отражали на себе условия и нужды современной эпохи.

Стоит заметить, что во время правления Юстиниана процветали три школы права. Одна - в Константинополе, другая - в Риме и третья в Бейруте. Все остальные школы были закрыты, ибо они служили базой для язычества. В 551 году Бейрут был разрушен страшным землетрясением, за которым последовала приливная волна и пожар. Бейрутская школа была перенесена в Сидон, но в дальнейшем значения не имела. В России, при царе Федоре Алексеевиче (1676-1682), существовал проект перевода Юстинианова Свода на русский

. Общее положение в Западной Римской империи в V в.

В 395 г. произошло окончательное политическое разделение ранее единой Средиземноморской империи как рабовладельческого государства на два государственных образования: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию). Хотя во главе и той и другой стояли родные братья и сыновья Феодосия, а в юридической теории сохранялась идея единой Империи, управляемой лишь двумя императорами, фактически и политически это были два самостоятельных государства со своими столицами (Равенна и Константинополь), своими императорскими дворами, с разными задачами, стоящими перед правительствами, наконец, с разными социально-экономическими базами. Процесс исторического развития на Западе и в Византии стал приобретать разные формы и пошел по разным путям. В Восточной Римской империи процессы феодализации сохраняли черты большей преемственности старых общественных структур, проходили медленнее, совершались при сохранении сильной центральной власти императора в Константинополе.

Иным оказался путь к феодальной общественно-экономической формации на. Западе. Его важнейшей особенностью является ослабление центральной власти римского императора и ее уничтожение как политической надстройки рабовладельческого общества, сохранявшей и консервировавшей рабовладельческие порядки. Другой его особенностью является постепенное формирование на территории Империи самостоятельных политических образований - варварских королевств, в рамках которых процесс развития феодальных отношений приобретает отличные от Византии формы, в частности форму синтеза новых отношений, формирующихся в недрах разлагающихся рабовладельческих структур, и отношений, развивающихся в среде завоевателей, варварских племен и племенных союзов.

Постепенное ослабление центральной власти Западной Римской империи объясняется серьезными социально-экономическими изменениями римского общества IV-V вв.: более острым кризисом рабовладельческого способа производства и связанного с ним хозяйства, прежде всего захирением городов, сокращением товарного производства и торговли, постоянно усиливающейся натурализацией экономики и перемещением центра экономической жизни из городов в деревню - огромные латифундии, которые превращаются в центры не только сельского хозяйства, но и ремесла и торговли ближайшей к поместью округи.

юстиниан римский юрист дигест

Связанные с рабовладельческими формами хозяйства и городской жизнью слои рабовладельцев, прежде всего муниципальные рабовладельцы, или, как их называли в IV-V вв., куриалы, разорялись и деградировали как основной класс общества. Напротив, все более укреплялись социальные позиции крупных магнатов, собственников огромных земельных массивов с самым разнообразным населением, располагающих большим запасом продовольствия и ремесленной продукции, имеющих собственную охрану и укрепленные виллы. Слабые западно-римские императоры наделяют могущественных магнатов, которые, как правило, принадлежали к высшему социальному слою Империи - сенаторам - и занимали важные посты в армии, в провинциальной администрации, при императорском дворе, рядом привилегий (освобождение от налогов, от обязательств по отношению к ближайшему городу, наделение элементами политической власти над населением поместий и др.). Такие магнаты помимо императорских благодеяний самовольно (в ряде случаев с согласия населения) распространяют свою власть (пат-роциний) на соседние независимые деревни, в которых проживали свободные земледельцы.

Укрепляется и церковное землевладение. Церковные общины отдельных городов, управлявшихся епископами, теперь располагали крупными земельными массивами, на которых жили и трудились разные категории работников: колоны, рабы, зависимые и свободные земледельцы. В VB. на Западе распространяется монашество, организуются монастыри, владеющие обширными землями. Укреплению церковного и, в частности, монастырского землевладения способствовали и добровольные дары верующих христиан, и щедрые подарки императоров, и более благоприятные условия существования, поскольку церковные земли были освобождены от тяжелых налогов. Между светскими магнатами и церковными иерархами начинается сближение. Зачастую члены одной и той же сенаторской семьи становятся высшими чиновниками и занимают епископские кафедры (например, семья знатного галльского аристократа Сидония Аполлинария). Нередки случаи, когда представитель знати начинал свою карьеру в качестве имперского чиновника, а затем принимал священнический сан и становился церковным деятелем (например, Амвросий Медиоланский).

Важным фактором экономического положения Западной империи в IV и особенно в V. в. становится налоговая политика государства. В целом можно говорить о резком возрастании налогового бремени, которое превышает экономические возможности налогоплательщиков, постепенно погружает их в нищету, подрывает их хозяйство. Содержание роскошного имперского двора, разветвленного бюрократического центрального и провинциального аппарата, армии требовало огромных средств. В то же время общий экономический упадок и сокращение материальных ресурсов хозяйств, натурализация Империи, изъятие из-под налогового пресса церковных земель и многих магнатских латифундий, разорение обширных пространств варварскими полчищами сокращали возможности налогоплательщиков. Тяжесть налогового бремени усугублялась хищениями и произволом бюрократического аппарата и сборщиков налогов. "Римское государство превратилось в гигантскую сложную машину исключительно для высасывания соков из подданных. Налоги, государственные повинности и разного рода поборы ввергали массу населения во все более глубокую нищету; этот гнет усиливали и делали невыносимым вымогательства наместников, сборщиков налогов, солдат. Вот к чему пришло римское государство с его мировым господством: свое право на существование оно основывало на поддержании порядка внутри и на защите от варваров извне; но его порядок был хуже злейшего беспорядка, а варваров, от которых оно бралось защищать граждан, последние ожидали как спасителей"1.

Невыносимый фискальный гнет, произвол бюрократии задевали и социальные интересы провинциальной знати, которая вместе с местными церковными общинами во главе с епископами боролась за свои привилегии, а также требовала от слабеющей Империи более энергичных мер по поддержанию и безопасности границ и подавлению социальных движений угнетенных масс: колонов, рабов, зависимых и обездоленных людей. В V в. с каждым десятилетием имперское правительство все хуже и хуже выполняло эти важнейшие задачи, утрачивая свое право на существование. Провинциальные землевладельцы и местная церковь, опираясь на огромные земельные массивы и обширные средства, постепенно берут в свои руки функции подавления социальных движений провинциальных низов, отражения варварских вторжений, игнорируют распоряжения императоров, вступают в сепаратные контакты с предводителями пограничных варварских племен. Происходит сужение социальной опоры Римской империи, начинается ее медленная, но неуклонная агония.

Важным фактором социально-политического развития в западно-римском рабовладельческом обществе VB становится постепенное расхождение интересов западной христианской церкви, объединяющейся вокруг римского папы, и императорского правительства. Западная церковь, располагающая разветвленной организацией, огромными богатствами и сильным моральным воздействием, приобретает и политическое влияние. Западным римским императорам не удалось парализовать это влияние и поставить его под собственный контроль, как это сделали византийские императоры. Этому способствовало и формальное разделение резиденций, центром западной церкви стал город Рим - символ римской мощи и культуры, центром императорского двора стал Медиолан, а с 402 г. - Равенна. Средством политического влияния западной церкви стала и поддержка провинциальной знати, и широко развитая благотворительность среди низших классов (реализация огромных запасов продовольствия и материальных ресурсов церкви), что контрастировало со все усиливающимся налоговым прессом центрального правительства. И по мере того как падал авторитет Империи и ее бюрократического аппарата, возрастало социально-экономическое и политическое влияние церковной организации.

Общее одряхление Западной Римской империи ярко выразилось в развале ее военной организации. Реформированная Диоклетианом и Константином римская армия к концу IV в. стала обнаруживать свою слабость и малую боеспособность. При сокращении материальных ресурсов и населения Империи, массовом уклонении от военной службы возникали все большие трудности с комплектованием армии. Пограничные войска превращались в слабо дисциплинированные поселения военных колонистов, занятых больше своим маленьким хозяйством, чем воинской службой.

Составленная из насильно набранных рекрутов, зачастую тех же угнетаемых колонов, завербованных преступников и других сомнительных элементов, римская полевая армия теряла боевые качества. Римские воины зачастую становились орудием честолюбивых планов своих командиров или грабителями своего собственного населения, а не эффективным средством защиты государства от внешнего врага.

Огромная римская армия, насчитывающая около 140 тыс. пограничных и около 125 тыс. полевых войск, требующая колоссальных средств для своего содержания, с каждым десятилетием все хуже и хуже выполняла свои прямые функции. Ослабление римской армии не было секретом для имперского правительства, и для укрепления военной организации западно-римские императоры встали на путь, известный еще в IVв.: заключение договоров с вождями варварских племен, по которым последние объявлялись союзниками (федератами) Империи, получали от императоров места для поселения, продовольствие и снаряжение, регулярную плату и превращались в наемные соединения римской армии. Однако это был опасный путь. Такие варварские дружины во главе со своими конунгами (королями) далеко не всегда повиновались императорским приказам, они проводили самостоятельную политику, нередко обращали свое оружие не столько против внешнего врага, сколько против мирного населения с целью его грабежа. К тому же возможность сепаратных контактов с варварскими дружинами со стороны провинциальной знати питала наряду с другими причинами сильный провинциальный сепаратизм и создавала условия для союза провинциальной знати и варварских предводителей вопреки интересам императорского двора.

Одним из решающих факторов исторического развития римского общества и государства в V в. стало революционное движение угнетенных и обездоленных слоев населения. Мучительное формирование новых классов производителей осложнялось наличием рабовладельческого государства, тормозившего развитие более мягких форм зависимости, чем рабство. Всеобщее закрепощение, установленное при доминате в IV в., представляло собой систему, причудливо сочетающую новую форму зависимости и собственно рабовладельческих отношений, систему, от которой жестоко страдали не только самые низшие, но и средние слои римского населения. Все это обостряло социальную обстановку в Империи, создавало большую напряженность в классовых отношениях, выливавшуюся в разные формы социального и классового протеста. Положение усугублялось невыносимым фискальным гнетом, произволом чиновников и армии, включая наемные варварские дружины, общим оскудением, отсутствием внутренней безопасности и стабильности. Особенностью массовых движений VB. был их разнородный социальный состав, участие представителей разных классов и социальных групп: рабов, колонов, разоряющихся свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших городских и даже некоторых средних слоев, куриалов. Социальный протест часто переплетался с сепаратными настроениями и религиозными столкновениями, и в таком случае состав участников народных движений становился еще более пестрым. Не имея четких политических программ, массовые движения V в. объективно были направлены против рабовладельческого государства, остатков отживших рабовладельческих отношений, опутывающих римское общество и мешающих движению вперед.

В Африке социальный протест населения принял форму религиозных движений. Уже с III в. африканские христианские общины проявили сепаратистские настроения, получившие организационное оформление в учении епископа Доната. Революционным крылом донатизма стали так называемые циркумцеллионы или агонистики (борцы за истинную веру), в движении которых явления социального протеста преобладали. "Какой господин, - говорил их противник Августин, - не был вынужден бояться своего раба, если он прибегал к их (агонистиков. - Авт.) покровительству? Кто осмеливался хотя бы угрожать разорителю или виновнику? Кто мог взыскать с разорителя винных складов, с должника, требующего их помощи и защиты? Под страхом дубинок, пожаров, немедленной смерти уничтожались документы на худших рабов, чтобы они уходили в качестве свободных. Отнятые долговые расписки возвращались должникам. Всех, кто пренебрегал их грубыми словами, принуждали выполнять приказания еще более грубыми бичами. Некоторые отцы семейств, люди высокого происхождения и благородного воспитания, были принесены еле живыми после их избиений или, привязанные к жернову, вращали его, подгоняемые бичами, как презренный скот". До конца 420-х годов агонистики были серьезной опасностью для местных рабовладельцев и римской власти.

Своеобразной формой социального протеста становятся ереси - религиозные течения, не признающие утвержденные догматы ортодоксальной церкви. Особенное распространение в V в. в Галлии имела ересь выходца из Британии Пелагия, отвергавшего основной догмат христианской церкви о греховной природе людей, якобы обремененной первородным грехом Адама, и на этом основании отрицающего рабство, угнетение и социальную несправедливость. Пелагианство в своеобразной религиозной форме, путем подчеркивания совершенной сущности человека оправдывало различные формы социального протеста низов римского общества против усиливающейся эксплуатации, фискального гнета и норм рабовладельческого права.

Различные по формам своего проявления массовые народные движения расшатывали отживающие общественные отношения и стоящее за ними рабовладельческое государство - Западно-римскую империю.

Коренные изменения социально-экономической структуры, государственной организации происходили в условиях усиливающегося притока варварских племен к римским границам, их постоянных прорывов и грабежей приграничных и глубинных территорий. Живущие вдоль римского пограничного лимеса племенные федерации франков, свевов, алеманов, бургундов, вандалов, готов и других племен переживали процесс разложения родового строя и формирования раннеклассовых отношений/ который был ускорен мощным влиянием римской цивилизации. Происходит выделение слоя племенной знати, объединяющей вокруг себя воинственные дружины своих соплеменников, которые. военное ремесло предпочитают всякому другому; растет воинственность приграничных варварских племен. Их агрессивность подогревается ослаблением военной мощи Империи и богатствами римских провинций.

В конце IV в. начинается так называемое великое переселение народов, вызванное движением большой коалиций племен во главе с гуннами из прикаспийских степей в западном направлении.

Во время великого переселения народов конца IV-V вв. произошли в невиданных ранее масштабах перемещения многочисленных народов, племенных союзов и племен Восточной и Центральной Европы. Они оказали огромное влияние и на социально-экономические отношения, и на политическое положение как в Европе, так и во всем Средиземноморье, на падение рабовладельческого римского общества, всего античного мира.

Таковы были коренные особенности и конкретные формы проявления социальной революции, в процессе которой рушились рабовладельческое римское общество и его государственность в западной части бывшей Средиземноморской Римской рабовладельческой империи.

. Распад и гибель Западно-римской империи. В начале V в. имперскому правительству, во главе которого стоял опекун малолетнего императора Гонория (395-423 гг.), вандал по происхождению, Стилихон, пришлось решать две неотложные задачи: отражение варварских вторжений в Италию и подавление сепаратистского движения в Галлии.

В 401-402 гг. с большим трудом удалось отразить нашествие вестготских дружин во главе с Аларихом и возобновить с ним договорные отношения. В 404-405 гг. Италия пережила страшную опасность от вторгнувшихся из-за восточных Альп полчищ гота Радагайса, который дошел до Флоренции, но был наголову разбит недалеко от этого города. Эти вторжения показали, что самая серьезная опасность угрожает центру государства, Италии и непосредственно столицам государства - исторической столице городу Риму и резиденции императора, которой стала сильно укрепленная, окруженная труднопроходимыми болотами Равенна. Для защиты императорской столицы Стилихон перевел в Италию часть маневренных полевых войск из Британии и Галлии, ослабляя тем самым оборону рейнских границ и всей Галлии. Отвод части войск означал, что Империя фактически оставляла западные провинции на произвол судьбы. Этим немедленно воспользовались племенные коалиции аланов, вандалов и свевов, которые прорвали в 407 г. рейнскую границу и, форсировав Рейн, ворвались в Галлию, опустошая все на своем пути. Галло-римская знать была вынуждена взять дело обороны провинций в свои руки. Стоящие в Британии и Галлии войска провозгласили императором Константина (407-411 гг.), которому удалось восстановить положение на рейнской границе, оттеснить вандалов и свевов в Испанию, несколько стабилизировать внутреннюю обстановку в самой Галлии, подавить активность багаудов.

Укреплению позиций узурпатора Константина в Галлии способствовало бездействие центрального правительства, занятого отражением новой угрозы Италии со стороны того же Алариха, находившегося в Иллирии. В 408 г., после отстранения от власти и убийства всемогущего временщика Стилихона, пришедшая к власти придворная группировка разорвала союзные отношения сАларихом и его дружины вновь двинулись на Италию. Аларих на сей раз избрал путь на город Рим и осенью 408 г. осадил "вечный город". Лишь ценой большого выкупа жителям Рима удалось добиться снятия осады и ухода вестготов. Попытки Алариха договориться с Равенной о приемлемом мире были вновь сорваны придворной группировкой, и Аларих в целях устрашения равеннского двора повел свои дружины на слабо защищенный Рим. По пути на Рим к готам присоединялись беглые рабы. Предоставленный на произвол судьбы, не получивший никакой поддержки от императора, укрывшегося в прекрасно укрепленной Равенне, город Рим был взят 24 августа 410 г. (причем ворота Рима были открыты городскими рабами) и жестоко разграблен. Падение Рима произвело сильнейшее впечатление на современников. Рим покоритель стольких государств и племен, историческая столица мирового государства, символ римской мощи и цивилизации, "вечный город", сам стал жертвой варварских дружин. Падение и жестокое разграбление Рима у всех культурных людей Средиземноморья пробудило понимание обреченности вообще Римского государства, близкого заката Западно-римской империи, ее культуры, всего общественного устройства. Один из крупнейших деятелей христианской церкви начала V в. епископ города Гиппона Регия Августин под влиянием этой катастрофы начал работу над своим знаменитым впоследствии сочинением "О граде божьем" (412-425 гг.), в котором размышлял над причинами взлета и падения земных царств, в том числе и Римской империи, и развивал свою концепцию божественного града, идущего, на смену земным царствам.

Имперское правительство в Равенне после 410 г. оказалось в очень тяжелом положении: разграбившие Рим вестготы (после неожиданной смерти 34-летнего Алариха в 410 г. конунгом готов был провозглашен его племянник Атаульф) блокировали Италию, самозванный император Константий правил в Галлии, а в Испании хозяйничали прорвавшиеся туда полчища аланов, вандалов и свевов. Империя разваливалась. В этих условиях Равенна была вынуждена изменить свою политику по отношению к варварам и пойти на новые уступки: от обычного найма варварских отрядов на службу Империи, как это делалось еще в IV в., западно-римские императоры были вынуждены согласиться на создание полусамостоятельных варварских государственных образований на территории Империи, сохранявшей призрачный суверенитет над ними. Так, в 418 г., для того чтобы удалить опасных вестготов из Италии и вместе с тем освободиться от узурпаторов, вестготам во главе с королем Теодорихом была предоставлена для поселения Аквитания - юго-западная часть Галлий.

Вестготы поселились здесь на постоянное жительство всем племенем, с женами и детьми. Их воины и знать получили земельные наделы за счет конфискаций от Уз до Уг земли у местного населения. Вестготы приступили к налаживанию собственного хозяйства, используя действующие в их среде правовые нормы и обычаи. С Местными жителями,. римскими гражданами и землевладельцами, у которых продолжали действовать нормы римского права, были установлены определенные отношения. Вестготы рассматривались как завоеватели, хозяева всей территории, хотя считались союзниками (федератами) императорского двора. В 418 г. таким образом возникло первое варварское королевство на территории Западноримской империи.

Еще в 411 г. равеннский двор признал в качестве федератов Империи племенные образования свевов, прочно осевших в северозападной части Испании, и вандалов, которые, однако, не смогли закрепиться в Испании и, воспользовавшись приглашением африканского наместника Бонифация, не без. согласия Равенны, в 429 г. переправились в Африку, образовав там свое вандальское королевство во главе с королем Гензерихом. В отличие от вестготов, имевших мирные отношения с местными жителями, вандалы в своем королевстве установили жесткий режим по отношению к местному римскому населению, в том числе к землевладельцам, христианским иерархам, разрушали города, подвергали их грабежам и конфискациям, превращали жителей в рабов. Слабые попытки местной римской администрации и самого равеннского двора принудить вандалов к покорности не привели ни к каким результатам, и в 435 г. Империя признала официально Вандальское королевство как союзника Империи с формальным обязательством вносить ежегодную подать Равенне и защищать интересы императора. Значительная часть африканских провинций была фактически потеряна.

Из других варварских образований на территории Империи можно назвать королевство бургундов, возникшее в Сабаудии, т.е. в юго-восточной Галлии (443 г.), и королевство англосаксов в юго-восточной части Британии (451 г.). Новые полусамостоятельные варварские королевства подчинялись распоряжениям императорского двора лишь в том случае, если это соответствовало их интересам, но чаще проводили собственную внутреннюю и внешнюю политику. Императоры были бессильны привести их к повиновению. Умело маневрируя в сложной политической обстановке, равеннский двор в 420-450-х годах еще сохранял видимость существования Западной Римской империи, в которой варварские королевства и области лишь считались ее составными частями. Некоторой сплоченности Западной Римской империи способствовала страшная опасность, которая стала угрожать ей со стороны гуннских племен.

Гунны, в 377 г. захватившие Паннонию, в конце IV - начале V в. не представляли еще серьезной опасности для Рима. Напротив, римляне охотно вербовали гуннские отряды для достижения своих военно-политических целей. Например, один из известных римских политиков, пользующийся большим влиянием при дворе императора Валентиниана Ш (425-455 гг.), Флавий Аэций часто использовал наемные гуннские отряды против других племен: бургундов, вестготов, франков, бага-удов и др.

Однако к началу 440-х годов происходит резкое усиление гуннов во главе с их предводителем Атиллой (434-453 гг.). Гунны присоединяют к своему союзу ряд племен и, пользуясь слабостью как Западноримской империи, так и Византии (Византия в это время вела тяжелые войны с вандалами в Африке и с персами на Евфрате), начинают опустошительные набеги на области Балканского полуострова. Византийцам удалось частью откупом, частью военной силой отразить нападение гуннов, и они в начале 450-х годов вторглись на территорию Галлии, грабя и сжигая все на своем пути. Гуннские полчища представляли смертельную опасность не только для галло-римлян, римских граждан, землевладельцев, но и для многочисленных варварских племен, живших в Галлии на территории Империи и уже вкусивших блага римской цивилизации. Против гуннов была создана сильная коалиция из франков, аланов, армориканцев, бургундов, вестготов, саксов, военных поселенцев - летов и рипа-риев. По иронии судьбы антигуннскую коалицию возглавил Флавий Аэций, ранее охотно использовавший гуннские наемные отряды в интересах Империи. Решающая битва - одна из крупнейших и кровопролитных битв древности - произошла на Каталаунских полях в июне 451 г. По сведениям готского историка Иордана, потери с обеих сторон составили громадную цифру в 165 тыс. воинов, по другим сведениям - 300 тыс. человек. Гунны потерпели поражение, их обширное и непрочное государственное объединение начало распадаться, а вскоре после смерти Атиллы (453 г.) окончательно развалилось.

Гуннская опасность сплотила на короткое время разнородные силы вокруг Империи, но после Каталаунской победы и отражения гуннского вторжения процессы внутреннего разъединения Империи усилились. Варварские королевства перестают считаться с равеннскими императорами и проводят самостоятельную политику. Вестготы предпринимают завоевание большей части Испании, расширяют свои владения за счет имперских областей Южной Галлии. Вандалы захватывают значительную часть африканских провинций и, построив собственный флот, опустошают побережья Сицилии, Сардинии и Корсики. Воспользовавшись бессилием равеннского двора, вандалы напали на историческую столицу Империи и резиденцию главы западной римской церкви - папы, взяли и подвергли невиданному в истории 14-дневному разгрому город Рим (455 г.). Все что нельзя было увезти с собой, вандалы подвергали бессмысленному уничтожению. С этого времени словом "вандализм" принято называть крайне жестокое, бессмысленное уничтожение культурных ценностей.

В Галлии укрепляется королевство бургундов, усиливается приток франков, которые прочно обосновываются в ее северных областях. Местная знать Испании и Галлии находит более выгодным установить отношения сотрудничества с варварскими королями, реальными хозяевами захваченных ими областей, чем с далеким и бессильным равеннским двором. Как бы закономерным эпилогом разваливающейся западно-римской государственности стала запоздалая грызня за призрачную власть императора среди различных клик придворных и командиров отдельных армий. Те или иные группировки возводят на равеннский трон своих марионеток, с которыми уже никто не считается и которых быстро сбрасывают с престола.

Некоторым исключением был император Юлий Майориан (457-461 гг.). Среди всеобщего хаоса и разрухи Майориан пытался найти средства для внутренней и внешней консолидации Империи. Он предложил несколько важных реформ, которые должны были облегчить налоговое бремя и упорядочить налогообложение, укрепить городские курии и среднее городское землевладение, оживить городскую жизнь и восстановить города, освободить от задолженности жителей оставшихся римских провинций. Майори-ану удалось стабилизировать сложную обстановку в Галлии и Испании и укрепить там римское господство.

Казалось, могущество Империи возрождается. Однако восстановление сильной Западно-римской империи было уже невыгодно ни представителям провинциальной знати, ни тем более варварским королям: Майориан был убит, а с ним и похоронена последняя попытка восстановления Империи. После этого марионеточные равеннские императоры быстро сменяли друг друга в зависимости от влияния той или иной придворной клики. В 476 г. командующий императорской гвардией Одоакр, по происхождению из германского племени скиров, низложил 16-летнего императора, который по иронии судьбы носил имя мифического основателя города Рима и Римского государства Ромула, прозванного за его малолетство не августом, а августулом, уничтожил сам институт Западно-римской империи, а знаки императорского достоинства отослал в Константинополь и образовал в Италии собственное королевство - государство Одоакра.

Западно-римская империя перестала существовать. На ее развалинах возникли новые государства, новые политические образования, в рамках которых началось формирование феодальных общественно-экономических отношений. И хотя падение власти западно-римского императора,. уже давно потерявшего престиж и влияние, не воспринималось современниками как крупное событие, во всемирной истории 476 год стал важнейшим рубежом, концом древнего мира, рабовладельческой социально-экономической формации, и началом средневекового периода всемирной истории, феодальной общественно-экономической формации.

4. "Дигесты" Юстиниана

"Диге́сты" Юстиниана [лат. Digesta Iustiniani; греч. Πανδέκται; Пандекты], наиболее известный и крупный сборник фрагментов произведений римских юристов I-III вв. Составлен по указанию византийского императора Юстиниана I <#"justify">Деятельность комиссии Трибониана.

Имп. Юстиниан называл проделанную работу "невозможной" (opus desperatum - Deo auctore.2). Судя по времени издания имп. конституций, посвященных "Д." Ю., комиссия Трибониана завершила составление "Дигест" за 3 года. Точно не установлено, насколько реален был этот срок для работы комиссии и не была ли эта работа начата ранее 530 г. Из почти 3 млн прочитанных строк (Omnem.1; 2,4 млн) в сборник вошло 150 тыс., т.е.1/20 часть "древнего права".

Об организации рабочего процесса в конституциях имп. Юстиниана нет данных. Вероятно, комиссия сразу же составила общий план деятельности (Ф. Блуме, П. Йорс, И.А. Покровский), возможно, даже жесткий график (А.М. Оноре). Полагаясь на опыт 4 профессоров права, компиляторы разделили всю известную юридическую лит-ру на 3 группы, или массы: комментарии на гражданское право, прежде всего комментарии Ульпиана, Помпония, Павла на сочинения Сабина (он первым получил ius respondendi), а также на сочинения Гая, Юлиана, Алфена, Флорентина, Марциана, Каллистрата, Нерация, Сцеволы (масса Сабина состоит из ок.576 книг и ок.94 сочинений); комментарии на преторский эдикт, не включенные в предыдущую группу, в т. ч. дигесты Цельса, Марцелла, комментарии Павла, Помпония, Яволена, Ульпиана, работы Модестина и др. (масса эдикта включает ок.579 книг и ок.84 сочинений); произведения Папиниана и др. юристов по отдельным правовым вопросам (в массу Папиниана входит 292 книги и ок.82 сочинений) (П. Крюгер, Блуме, Оноре). В 13 титулах "Дигест" имеются сочинения, не вошедшие в предыдущие массы. Возможно, комиссия получила их после начала работы. Эти сочинения принято относить к 4-й массе (т. н. appendix - ок.122 книг Лабеона, Сцеволы, Венулея). По мнению Блуме, возможно, эту группу разбирали те, кто работали с массой Папиниана. Такой взгляд на организацию работы подтверждается структурой большинства титулов (SEPA - по начальным буквам масс Sabinus, edictum, Papinianus и appendix). В нек-рых титулах имеется смещение данного порядка, в связи с чем гипотеза Блуме подвергается сомнениям (Д. Ослер).

Можно предположить, что после сбора материала в указанные массы компиляторы должны были разделиться на 3 рабочие группы - по числу выделенных масс (appendix отнесен к массе Папиниана). В противном случае им вряд ли удалось бы обработать достаточное количество лит-ры, чтобы уложиться в срок. Первые 1,5 года каждая из групп должна была заниматься непосредственно чтением произведений, отбором необходимых фрагментов и их упорядочением по титулам. При этом устранялись выявленные повторы и противоречия. В оставшиеся 18 месяцев 3 рабочие группы, очевидно, вновь составили общую комиссию, которая объединила полученный материал в титулы и в книги, еще раз отслеживая и устраняя повторы и противоречия, при необходимости получая одобрение императора. В тот же период было изготовлено необходимое число копий "Дигест".

Огромный объем "Д." Ю. дает повод некоторым исследователям утверждать, что компиляторы использовали некий готовый порядок фрагментов (P. Эренцвейг) или составленный ранее обобщающий материал (напр., расширенные комментарии Ульпиана к Сабину), могли не полностью читать оригинальные сочинения или вовсе основывались на неизвестном теперь частном сборнике сочинений юристов, на своего рода "протодигестах". Однако эти гипотезы в целом не признаны научной традицией.

В то же время трудно представить, чтобы компиляторы начали работу с чистого листа, хотя небольшие частные сборники IV-V вв. заметно уступают "Д." Ю. по объему.

Не исключено, что члены комиссии неоднократно прибегали к помощи технического персонала, к-рый выполнял их указания по копированию необходимых фрагментов из сочинений в титулы нового сборника. Вероятно, входившие в комиссию адвокаты при объединении всех масс вновь исправили в тексте устаревшие нормы и термины "древнего права" (Deo auctore.10). Сохранившиеся повторы и противоречия в тексте "Дигест", отсутствие ясного порядка в расположении фрагментов внутри титула, участившееся нарушение последовательности масс в последних 10 книгах указывают на поспешность в работе компиляторов.

Рукописи.

Подлинная рукопись "Дигест" (офиц. текст), составленная, как полагают, для императора и утвержденная им в дек. 533 г., утрачена. "Дигесты" сохранились в неск. рукописях, между к-рыми имеются расхождения. Наиболее древняя и надежная рукопись была создана в Риме ок.600 г. греч. писцами, заново была обнаружена ок.1075 г. в Амальфи (Юж. Италия), затем перевезена в Пизу, откуда в 1406 г. при захвате города флорентийцами вывезена во Флоренцию. Хранится в б-ке Лауренциана без специального шифра (репринтное изд.: Iustiniani Augusti digestorum seu pandectarum Codex Florentinus olim Pisanus phototypice expressus. R., 1902-1910). В лит-ре называется "Littera Pisana" или "Littera Florentina". В рукописи имеется до 14 лакун, восстановленных учеными по визант. законодательным сборникам, гл. обр. по "Василикам".

Структура

В соответствии с указанием имп. Юстиниана "Дигесты" состоят из 50 книг, сгруппированных в 7 частей (partes), что было связано с реформой программы юридического образования (Omnem.2-5). Император уподобил эти части 7 планетам Солнечной системы (Tanta.1). Названия частям даны по начальным словам 1-го титула книги, открывающей данную часть, и не отражают действительного содержания включенных в них книг (кроме 5-й части). Первые 5 частей, вероятно, восходят к структуре комментария Ульпиана на преторский эдикт.

-я ч. "Началa" (πρτα) включает с 1-й по 4-ю книгу; 2-я ч. "О судах" (de iudiciis) - с 5-й по 11-ю книгу; 3-я ч. "О вещах" (de rebus) - с 12-й по 19-ю книгу; 4-я ч. "Пуп, середина" (umbilicus) - с 20-й по 27-ю книгу; 5-я ч. "О завещаниях" (de testamentis) - с 28-й по 36-ю книгу; 6-я часть без названия - с 37-й по 44-ю книгу; 7-я часть без названия - с 45-й по 50-ю книгу (Tanta.2-8).

Каждая книга разделена на титулы, титулы - на фрагменты (leges), длинные фрагменты - на параграфы. Неизвестно, почему в "Дигесты" включено именно 50 книг. Как правило, книги не имели наименования, но неофициально книги 47 и 48, посвященные преступлениям и наказаниям, назывались "страшными" (libri terribiles), книги 23, 26, 28, 30, с к-рых начиналось изложение 4 разделов гражданского права (о приданом, опеке, завещаниях и легатах), - "отдельными" (libri singulares).

Книги "Дигест" (кроме 30-32-й, составляющих один титул) по сложившейся в рим. юридической лит-ре традиции разделены на 429-432 титула (в рукописях их число различно), каждый со своим заглавием, нередко соответствующим рубрикам постоянного эдикта (125-138 гг.), что позволяет ориентироваться в обширном материале. Названия некоторых титулов "Дигест" и Кодекса совпадают.

Образующие титулы фрагменты (leges) представляют собой выдержки из сочинений рим. юристов. В знак уважения к ним (Tanta.10, 20) в начале фрагмента приводится имя юриста и название его произведения (inscriptio).

Расположение фрагментов в титуле не подчинено четкой системе. Титул может включать от 1 (Dig.1.10; Dig.43.31; Dig.43.28, и др. т. н. lex unica) до 246 фрагментов (Dig.50.16), к-рые также разнятся по объему - от 6 (Dig.47.9.2) до 17 тыс. знаков (Dig.38.10.10). Всего в "Дигестах" ок.9 тыс. фрагментов. Средневек. юристы (глоссаторы) разделили длинные фрагменты на параграфы, число к-рых достигает 53 (Dig.1.2.1).

Содержание

основано на традиц. рим. представлении о разделении права на публичное и частное. Прежде всего "Дигесты" являются законодательным памятником частного права, регулировавшим интересы отдельных лиц и относившимся к лицам, вещам и искам (Gai. Inst.1.8). Лишь 1-я и последние 4 книги, входившие в "Д." Ю., посвящены преимущественно публичному праву, к-рое определяло положение Римского государства (res publica) и включало священнодействия, в т. ч. служение жрецов и магистратов (Ульпиан в 1-й кн. "Институций"; Dig.1.1.1.2). Основные публично-правовые нормы, связанные с деятельностью магистратов, иерархией должностных лиц, их полномочиями и отношениями друг с другом, действовавшие в эпоху имп. Юстиниана I, были собраны в Кодексе Юстиниана.

В еще большей степени материал "Д." Ю. зависел не от названного институционного деления, а от рубрик вечного эдикта и 1-го Кодекса Юстиниана. Большинство титулов "Дигест" посвящено отдельным правовым вопросам, так что связь между ними выявляется лишь после обстоятельного знакомства с содержанием.

"Дигесты" открываются изложением основ рим. права (система, источники, лица, вещи - Dig. 1.1-8), его истории (Dig.1.2), а также титулами о праве рим. магистратов (Dig.1.9-22). Книги 2-4 целиком посвящены судопроизводству.

-я часть содержит положения о вещных и смешанных исках (защита права собственности и прав на чужие вещи), расположенные по принципу от простых случаев к сложным случаям предъявления того или иного иска. В частности, кн.5 посвящена истребованию наследства; кн.6 - вещно-правовым искам; кн.7 - узуфруктам; кн.8 - сервитутам; кн.9 - искам о причинении вреда; кн.10 - разделу имущества; кн.11 - искам к конкретному лицу о причинении вреда.

В 3-й части речи идет о неделиктных личных исках, гл. обр. кондикциях (книги 12-13), и об исках из важнейших консенсуальных договоров (книги 17-19).

Наиболее важная, 4-я часть включает книги 20-22 по обязательственному праву (договоры и связанные с ними личные иски), завершающие материал 3-й части "Дигесты": кн.20 - о залоге и ипотеке; кн.21 - об эдильском эдикте, регулировавшем контракты купли-продажи; кн.22 - об исчислении процентов (Dig.22.1-2) и о судебных доказательствах (Dig.22.3-4). В книгах 23-25 излагаются нормы брачного права, в книгах 26-27 - опеки и попечительства.

-я часть целиком посвящена вопросам наследования по завещанию. Изложение наследственного права продолжается в книгах 37-38 (наследование по закону) 6-й части. Последующие книги этой части почти не связаны между собой: кн.39 - о причинении ущерба или угрозе причинения ущерба (Dig.39.1-4) и о дарении (Dig.39.5-6), кн.40 - о правах патронов и вольноотпущенников; в книгах 41-44 разбирается право собственности, владения, права на чужие вещи, защита прав посредством иска, преторского интердикта, эксцепции (встречного возражения); кн.41 посвящена основам римского вещного права; кн.42 - о переходе права собственности; кн.43 - о преторских интердиктах; кн.44 - об эксцепции.

-я, "новейшая" часть включает книги 45-46 о стипуляции, поручительстве, новации и прекращении обязательств; "страшные" книги 47-48 - о деликтах, преступлениях и наказаниях; кн.49 - об апелляциях и кн.50 - о муниципиях, декурионах, повинностях, цензе и о значении юридических терминов.

Правовое положение Церкви.

"Д." Ю. - сборник правовых норм, выработанных теоретическим и судебным творчеством рим. юристов до признания христианства гос. религией, поэтому в них нет специальных норм церковного права и даже не встречается слово "Церковь" (ecclesia). Все специальные нормы относительно Церкви сосредоточены в Кодексе и новеллах Юстиниана.

Тем не менее,"Дигесты" регулировали имущественные права и обязанности Церкви, которая была признана юридическим лицом (СJ.1.2.4, 14, 16, 19, 23 и др.), так же как права и обязанности прочих субъектов права. Это значение "Дигесты" сохраняли в Византии до кон. IX в., пока оставались действующим законом (см. ст. "Василики" <#"justify">Произведения античных юристов в "Д." Ю.

При составлении этого свода предполагалось использовать произведения только тех юристов, которым императоры предоставляли право давать официальные консультации (ius publice respondendi; Dig.1.2.2.48-50; Gai. Inst.1.7) по адресованным императору запросам (Deo auctore.4). Но желание составить более представительный сборник привело к тому, что ius respondendi было признано за всеми юристами, которых упоминали 5 корифеев (Tanta. 20a), поэтому в перечень 40 юристов, цитируемых в "Дигестах" в хронологическом порядке, вошли: I в. до Р.Х. - Квинт Муций Сцевола, Элий Галл, Алфен Вар; I в. по Р.Х. - Антистий Лабеон, Прокул, Яволен Приск, Нераций Приск; II в. - Цельс, Юлиан, Помпоний, Абурний Валенс, Маврициан, Теренций Клеменс, Африкан, Венулей Сатурнин, Гай, Волузий Мециан, Марцелл, Таррунтен Патерн, Флорентин, Папирий Юст, Цервидий Сцевола; III в. - Папиниан, Клавдий Сатурнин, Каллистрат, Аррий Менандр, Тертуллиан, Трифонин, Павел, Ульпиан, Марциан, Мацер, Лициний Руфин, Юлий Аквила (Галл), Модестин, Лициний Руф, Фурий Антиан, Рутилий Максим; IV в. - Гермогениан, Аркадий Харизий.

Еще 51 юрист III в. до Р.Х. - II в. по Р.Х. упоминается, но не цитируется (из III в. до Р. Х.6 чел.; из II в. до Р. Х.13 чел.; из I в.27 чел.; из II в.5 чел.).

Подавляющее большинство цитируемых в "Дигестах" фрагментов (72,6% текста) принадлежит Ульпиану (40%), Павлу (20%), Папиниану, Гаю и Модестину (12,6%). Кроме них часто используются тексты Сцеволы, Помпония, Юлиана, Марциана, Яволена, Африкана, Марцелла. На долю остальных 28 юристов приходится 8,4% цитат. Причина неравномерного цитирования скорее всего в том, что юристы III в. подводили итог работы своих предшественников. Последующее же развитие права отразилось в императорских конституциях.

Юстиниан сообщал, что члены комиссии просмотрели ок.2 тыс. книг (античных свитков) юристов, своих предшественников. Составленный по его указанию перечень произведений и имен юристов (Tanta. 20; Index Florentinus) насчитывает 1505 книг. С учетом фактически использованных перечень можно расширить до 1625 книг. Имп. Юстиниан писал, что комиссия работала также со многими другими неуказанными произведениями (Tanta.17), но вряд ли их число превышало 300. Index Florentinus неточен: 29 фактически использованных работ в нем пропущено и, наоборот, включено 17 неиспользованных сочинений. Поэтому есть предположение, что перечень изначально служил для комиссии компиляторов рабочим каталогом. Более точный список использованных сочинений составлен при подготовке критического издания "Дигест" (обозначается как Bluhme/Krüger Ordo).

Оценка "Д." Ю.

Корпус задумывался и создавался как совершенный по содержанию храм рим. юстиции (Tanta. 20) и изначально имел значение законодательного и исторического документа. Имп. Юстиниан под угрозой привлечения к уголовной ответственности запретил комментировать "Дигесты" и снабжать их сокращениями (sigla) (Tanta.21-22), к-рые могли бы внести в текст неясности. Но запрет не соблюдался (известны схолии Стефана и др.). В Византии "Д." Ю. теоретически сохраняли силу закона до составления "Василик" (кон. IX в.). Однако к этому времени мн. положения либо устарели, либо были заменены последующими законами и не применялись на практике (особенно в области семейных, наследственных, земельных отношений).

В Западной Европе "Д." Ю. как часть византийского законодательства действовали на территории Италии лишь в 554-568 гг., последнее упоминание содержится в письме 603 г. папы св. Григория Великого. После длительного периода забвения, когда европейские народы довольствовались небольшими сборниками римских законов, в кон. XI в. "Дигесты" заново "открыли" и начали изучать в университетах, постепенно адаптировали к средневековым условиям. Они стали субсидиарным источником права в Италии, Франции, Испании (на такой источник ссылались в случае пробела в законе или в праве), приобрели прямое действие в Римско-Германской (Свящ. Римской) империи и сохраняли это значение до кодификации национального права в XIX в.

Значение "Д." Ю. для права Восточной Европы и России не столь очевидно. В России они никогда не действовали непосредственно, но влияние отдельных положений "Дигест" прослеживается через визант. каноническое право (см. ст. Кормчая книга <#"center">5. Новеллы Юстиниана

НОВЕЛЛЫ ЮСТИНИАНА (лат. novellae constitutiones) - изданный в Византии (VI в. н.э.) сборник императорских конституций <#"justify">Язык новелл

Поскольку сохранившиеся рукописные сборники новелл относятся к гораздо более позднему времени, чем время их составления, относительно языка, на котором они были исходно опубликованы существуют разные точки зрения. Возможны три варианта: новеллы были изданы на греческом языке <#"justify">Виды новелл.

Эти конституции, или лат. <#"justify">Структура новелл.

Сами новеллы имеют следующую структуру:

§лат. <#"center">6. Кодекс юстиниана 534 года

Кодекс 534 г., названный "Codex repetitae praeleclionis" (К.2-го изд.). Этот кодекс только и дошел до нас, в том виде, в каком он существует в изданиях Corpus'a juris civilis, т.е. не совсем полным. Веронеский палимпсест начала VII столетия, содержавший в себе полный кодекс, дошел до нас с пробелами. Остальные древнейшие рукописи кодекса представляют собой извлечения, передающие в сокращении только первые 9 книг кодекса. Они начинают пополняться с XI столетия; в конце XII столетия появились рукописи и последних 3 книг. Но и после этого кодексом считались только первые 9 книг, а три последние составляли особый отрывок, известный под названием "tres libri". Греческие конституции (кодекс был издан по-латыни, хотя и был тотчас переведен по-гречески), заключенные в кодекс, которые всегда выпускались западными рукописями (Graeca non leguntur), были прибавлены только к печатному изданию XVI в. из источников церковного и светского права византийской империи. Цельное издание сделано было впервые Готофредом в его "Corpus juris civilis". Практическое значение кодекса Юстиниана на Востоке, а начиная с эпохи подготовки рецепции (XII в.) - и на Западе, было больше значения кодекса Феодосия, так как к нему, вместе с другими частями Corpus'a juris, приурочилось применение и изучение римского права. Научная цена его для понимания чистого римского права гораздо меньше. Изменения, внесенные в текст Трибонианом и его сотрудниками, характерны лишь для эпохи Юстиниана и совершенно затемняют многие стороны исторического развития римского права. Кодекс распадается на 12 книг, книги на титулы, титулы на отдельные императорские постановления (leges или constitutiones), эти последние на параграфы. Цитируют кодекс, указывая обыкновенно lex или constitutio с относящимся к делу §, затем ставят буквы С. (= codicis), название титула и дальше в скобках книгу и титул. Например: l. или с.11 § 1 С. (цитируя с. вместо l. можно букву С. выбрасывать) depositi (4, 34).

Заключение

За 38-летний срок правления император Юстиниан провел широкомасштабную реформу юридической системы. Он систематизировал, собрал воедино все существующие в то время нормативно-правовые акты, привел их в упорядоченную систему. Заложение основ права, поиск путей совершенствования законодательного процесса, необходимость обеспечения согласованности отраслей и комплексов законодательства между собой, выраженной в "пакетном" принципе подготовки законов - основные направления юридической деятельности Юстиниана.

Список использованной литературы

1.Ливанцев К.Е. Сборник документов по всеобщей истории государства и права. Ленингр. институт. 1977 г.

2.Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2, книга 1. М., 1994 г.

.Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2, книга 2. М., 1994 г.

.Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. МГУ 1991 г.

.Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. М., 1993 г.

.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М. 1995 г.

Похожие работы на - Государство и право Византии. Кодификация Юстиниана

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!