Гарантии осуществления основных прав и свобод личности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,17 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гарантии осуществления основных прав и свобод личности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «ОДЕССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»










Курсовая работа

Гарантии осуществления основных прав и свобод личности











Одесcа-2010

Содержание

Введение

Глава 1. Основные права и свободы человека: понятие и классификация

.1 Понятие прав и свобод человека и гражданина

.2 Основные права и свободы человека и их классификация

Глава 2. Гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина

.1 Гарантии прав и свобод человека. Понятие и классификация

.2 Гарантии прав и свобод человека и гражданина в украинском законодательстве

.3 Право на международную защиту как важная гарантия реализации прав человека и гражданина в Украине

Глава 3. Механизм гарантирования реализации прав и свобод человека

Выводы

Список использованных источников и литературы

Введение

Обоснование выбора темы и её актуальность. Тема прав и свобод человека, без сомнения, является наиболее обсуждаемой темой на сегодняшний день. Несмотря на то, что исследования данного вопроса проводились еще античными мыслителями, можно смело утверждать, что систематизированное представление о правах и свободах человека появилось лишь в середине ХХ века с выходом Декларации прав человека. Всвязи с провозглашением перечня основных и незыблемых прав, возникла проблема закрепления гарантий осуществления данных прав и свобод.

С момента создания Декларации прошло уже почти 60 лет, и теперь смело можно говорить о том, что за это время теоретиками и практиками юриспруденции была разработана система гарантий осуществления основных прав и свобод человека. За годы независимости для Украины не раз остро становился вопрос обеспечения прав и свобод человека. И это не смотря на то, что в данный момент украинским законодательством предусмотрен широкий спектр гарантий осуществления основных прав и свобод человека. Именно с позиции актуальности проблемы гарантирования прав человека я и выбрала данную тему для написания курсовой работы.

Цель и задачи работы. Целью работы является анализ системы гарантий осуществления прав и свобод человека.

На основании данной цели были поставлены такие задачи: охарактеризовать понятие прав и свобод человека, классифицировать основные права человека, проанализировать понятие гарантий обеспечения прав человека, привести их классификацию, а также детально описать существующие гарантии обеспечения прав человека в национальном законодательстве.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются правоотношения, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека.

Предметом исследования является система гарантий осуществления прав и свобод человека, а также её элементы в отдельности.

Методы исследования. При написании курсовой работы я использовала ряд правовых и общенаучных методов. Основным методом для написания работы стал метод анализа гарантий прав человека как правового явления. Также я использовала дедуктивный метод, который предопределяет особенности построения моего плана. Не менее важную роль сыграл метод исследования монографических публикаций.

Анализ использованных источников и литературы. При написании данной работы я прежде всего обращалась к Конституции Украины как основному источнику гарантий прав и свобод человека в Украине. Стоит также отметить некоторые законы Украины, такие как «О судоустройстве и статусе судей» и «Об исполнении решений и применении практики Европейского Суда по правам человека».

Среди научной литературы основой для моего исследования стали монографии и научные работы отечественных ученых-теоретиков юриспруденции. В частности стоит отметить пособия по теории государства и права под редакцией Скакун О.Ф и Марченко М.Н. Также заслуживают упоминания результаты исследований Заворотченко Т.М и Погорилко В.Ф., посвященных вопросам обеспечения прав и свобод человека.

Обоснование структуры работы. Говоря о гарантиях осуществления прав и свобод человека, правильным будет кратко охарактеризовать суть понятия «права и свободы человека» и привести классификацию данных прав и свобод. Именно раскрытию этих вопросов уделена первая глава работы. Во второй главе разбирается само понятие гарантий осуществления прав и свобод человека, а также исследуются существующие в украинском законодательстве гарантии осуществления прав человека. Третья глава посвящена изучению правового механизма гарантирования прав и свобод человека.

Глава 1. Основные права и свободы человека: понятие и классификация

.1 Понятие прав и свобод человека и гражданина

Возникновение понятия «права человека», т. е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V-IV вв. до н.э. древнегреческие мыслители (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства [15, 215].

Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Вирджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о Правах Конституции США (1791 г.). Непреходящее значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.) [15, 219].

Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).

Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы» : свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности».

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вне-национальны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства [18, 271].

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под «личностью» подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В настоящее время в международно-правовых актах, в литературе и законодательстве развитых государств категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.

1.2 Основные права и свободы человека и их классификация

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права [17, 10].

Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

Экономические права - это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т. д.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.

Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

Исторический опыт совместного проживания людей позволяет выявить закономерности развития прав человека, общие и специфические принципы их формирования и реализации. В данном случае представляется возможным обратить внимание на следующие положения.

Во-первых, права человека носят универсальный характер. Они распространяются на всех людей, применимы во всех странах, независимо от членства последних в тех или иных международных сообществах. Разумеется, объем и эффективность реализации прав и свобод зависит от целого ряда факторов и прежде всего от уровня развития общества в целом.

Во-вторых, права человека находятся в постоянном развитии, отражают динамику общественных отношений и рост правосознания граждан.

В-третьих, права человека - это не юридическая догма, не социальный фетиш. Их нельзя абсолютизировать и отрывать от реальной жизни, от разумного человека. В ряде международно-правовых и внутригосударственных документов допускаются ограничения некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т.п. В законодательстве ФРГ, Франции, Италии устанавливаются допустимые пределы частной собственности, подчеркивается необходимость ее использования в интересах общества. В Швейцарии свободная продажа и купля земли ограничена соображениями целесообразности. Например, земли сельскохозяйственного назначения при замене владельца не могут быть использованы по иному назначению.

В-четвертых, правам человека обязательно корреспондируют обязанности. Соответствие прав и свобод человека юридическим обязанностям является одним из важных условий их успешной реализации [14, 195].

Глава 2. Гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина

.1 Гарантии прав и свобод человека. Понятие и классификация

Важным средством защиты прав и свобод человека являются гарантии. Они являются системой норм, принципов и требований, обеспечивающих процесс соблюдения прав и законных интересов человека. Назначением гарантий является обеспечение благоприятных условий для реализации конституционно закрепленного статуса человека. Таким образом, гарантии является средством, обеспечивающим переход от предусмотренных конституцией возможностей к реальной действительности. Эффективность гарантий зависит от уровня развития общеправовых принципов, состояния экономики, уровня развития демократических институтов, реальности политической системы общества, наличия системы совершенных законов в государстве, эффективности механизмов реализации законоположений, степени правового сознания, правовой культуры населения, согласованности интересов населения и общества в целом и наличие высокоэффективного органа конституционного контроля [18, 281].

Гарантии представляют собой систему согласованных факторов, обеспечивающих фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека.

Многообразие факторов, обеспечивающих реальность прав и свобод, определяет разнообразие их гарантий. Распространенной в юридической литературе является классификация гарантий по следующим критериям:

По практическим направлениям:

а) общие, охватывающие всю совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на обеспечение реализации прав и свобод человека, их защита и восстановление в случае нарушения.

В свою очередь, общие гарантии классифицируют по сферам общественных отношений на:

Экономические, составляющих способ производства, существующие формы собственности, наличие рыночных отношений, экономическую свободу граждан, свободный выбор форм и видов трудовой деятельности, наличие разнообразных форм предпринимательской деятельности и т.п.;

Политические, к которым относится деятельность государства, представительство политических интересов институтами политической системы, наличие реально действующих институтов непосредственной и представительной демократии, возможность населения обращаться за защитой прав в специальных органов государства и т.д.;

Организационные, характеризующихся как реально действующие полномочия органов государства, должностных лиц и общественных объединений по созданию необходимых для реализации прав и свобод условий;

б) специальные гарантии, которые определяются как система юридических средств, способствующих процессу реализации, защиты и восстановления прав и свобод субъектов права, их содержанием является предоставление государственно-властной общеобязательности как правам человека, так и их защиты. Юридические гарантии имеют конституционную и законодательную формы закрепления. Так, основными конституционными гарантиями являются: обжалование в суде решений органов государства и должностных лиц; право на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями лиц или органов, действующих от имени государства; право на правовую помощь; возможность получать информацию о содержании прав и обязанностей; принцип презумпции невиновности человека; возможность ограничения конституционных прав и свобод.

По характеру гарантии классифицируют на:

а) нормы и принципы материального и процессуального права, в процессе реализации обеспечивают реальность прав и свобод человека;

б) судебная защита нарушенных прав и свобод и возможность их судебного обновления;

в) контроль за соблюдением законодательными, исполнительными и судебными органами положений Конституции о правах и свободах человека и гражданина. Важное значение в сфере парламентского контроля принадлежит Уполномоченному по правам человека;

г) ответственность за нарушение прав и свобод человека, распространяется на всех субъектов права без исключения.

а) национальные (внутригосударственные), которые закрепляются нормами национального законодательства и гарантируются государством. Они, в свою очередь, существуют как: государственную защиту прав и свобод человека, провозглашенный в. 3 Конституции Украины и определен как обязанность государства осуществлять правовое регулирование прав и свобод, а также обеспечивать правовыми средствами соблюдению, выполнение и защита прав и свобод; судебная защита прав человека, является демократическим, объективным и справедливым средством решения вопросов, связанных с правами и свободами человека и гражданина; право человека на самозащиту, позволяющее субъектам защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств любыми, не запрещенными законом, средствами;

б) международные, устанавливаемые международными актами по правам человека (закрепляют стандарты прав человека) и обеспечивают возможность каждому после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в международные судебные учреждения или органы международных организаций.

По субъектам, реализующим гарантии, различают: гарантии Верховной Рады Украины как органа, исключительно законами определяет содержание прав и свобод человека и гражданина и гарантии этих прав; гарантии Президента Украины как гаранта прав и свобод человека и гражданина; гарантии органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию предоставленных гражданам прав и свобод; судебные гарантии, призванные защищать и обновлять права и свободы; гарантии омбудсмена, который принимает меры к предотвращению нарушений прав и свобод; гарантии прокуратуры, которая осуществляет представительство интересов гражданина в суде в случаях, определенных законом; адвокатские гарантии по обеспечению права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи при решении юридических дел; гарантии политических партий и общественных организаций, защищающих права и свободы граждан, в них объединяются; гарантии местных администраций и органов местного самоуправления, которые на соответствующей территории обеспечивают соблюдение прав и свобод граждан; гарантии международных органов и организаций, членом которых является Украина [18, 285].

По особенностям правового статуса, гарантируется, определяют:

а) общие гарантии, которые закреплены конституционно и распространяются на всех субъектов общественных отношений в равной мере;

б) родовые, которые способствуют защите интересов определенных категорий граждан. Как правило, закрепляются определенными нормативными актами. Так, гарантии правовой и социальной защиты работников милиции предусмотренные Законом Украины «О милиции»;

в) отраслевые, гарантирующих права и свободы субъектов в определенной сфере деятельности и закреплены отраслевым законодательством (например, нормы ГК Украины, вмещающих гарантии прав собственника);

г) индивидуальные гарантии как факторы организационного, процессуального, материального и правового характера, обеспечивающие реализацию прав человека в конкретных жизненных обстоятельствах на основе закона.

По содержанию различают:

а) контрольные гарантии, обеспечивающие возможность выявить нарушения прав человека и повысить эффективность восстановления нарушенных интересов;

б) процедурные гарантии, которые определяют порядок, способы, условия внедрения норм материального характера путем четкого определения и соблюдения процедуры их реализации;

в) организационно-технические гарантии обеспечивают реализацию правового статуса путем использования средств техники и связи.

Гарантии реализации и защиты прав и свобод осуществляются системой органов и средств, охватываемых категорией «механизм защиты прав граждан».

В юридической литературе последнего времени этот механизм характеризуют как социально-правовой. Механизм социально-правовой защиты отражает права и свободы личности как высшей ценности, уровень социальной справедливости в обществе, степень гарантированности прав и свобод личности; осуществления общественного порядка и безопасности. Упомянутый выше механизм характеризуется определенной структурой, которую составляют взаимодействующие элементы.

Основными факторами повышения действенности работы механизма социально-правовой защиты прав человека, как и других средств обеспечения этих прав, являются: создание эффективных контрольных процедур восстановления нарушенных прав; совершенствование правовой базы по регулированию и защите прав и свобод человека на национальном и международном уровнях, совершенствование механизма реализации конституционных прав и свобод; распространение информации о правах и свободах человека; оказания помощи профессиональными юристами, разрабатывающих проблемы прав человека, парламентариям и населению, повышение уровня правовой культуры и сознания всех субъектов права [15, 231].

2.2 Гарантии прав и свобод человека и гражданина в украинском законодательстве

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией Украины в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в статьях раздела ІІ [17, 15].

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование.

Гарантом прав и свобод выступает Президент Украины в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Украины. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Кабинета Министров Украины согласно пункту 2 статьи 116 Конституции Украины [1].

Эта же функция составляет главное назначение судебной системы. В соответствии со статьей 2 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», суд, осуществляя правосудие на принципах верховенства права, обеспечивает каждому право на справедливый суд и уважение к другим прав и свобод, гарантированных Конституцией и законами Украины, а также международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ст. 22 Конституции: она устанавливает, что Украине законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод [1].

Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует обращения в Конституционный Суд Украины.

В то же время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Важно иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях. Например, часть 2 статьи 34 прямо предусматривает возможность ограничения свободы слова и самовыражения, если это сделано в интересах национальной безопасности и направлено на защиту населения от каких либо угроз [1]. Аналогичным образом может быть ограничено право на свободу вероисповедания, мирные собрания и.т.д.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.).

Конституция Украины гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод в соответствии со статьей 55. Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства [1].

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», каждому гарантируется защита его прав, свобод и законных интересов независимым и беспристрастным судом, созданным в соответствии с законом. Каждый имеет право на участие в рассмотрении своего дела в определенном процессуальным законом порядке в суде любой инстанции [6].

Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на судебную защиту в Украине наравне с гражданами и юридическими лицами Украины.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде, к подсудности которого оно отнесено процессуальным законом.

Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда.

Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку. Детальнее особенности возмещения вреда в зависимости от ситуации закреплены в Главе 82 Гражданского кодекса Украины «Возмещение вреда» [8, 32].

Отдельного упоминания заслуживает конституционная гарантия компенсации вреда, причиненного органом государственной власти или местного самоуправления. Согласно ст. 56 Конституции каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий. Более детально данный вопрос раскрыт в Законе Украины «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда» N 266/94-ВР от 01.12.1994 и положениями Гражданского кодекса Украины [2].

Граждане также имеют право защищать свои права с помощью оружия. Постановлением Верховного Совета Украины N 2471-XII от 17.06.1992 «О праве собственности на некоторые виды имущества» гражданам дано право на приобретение охотничьего гладкоствольного и нарезного оружия, а также холодного оружия, пневматического калибром более 4.5 мм и скоростью полета пули более 100 м/с и газовых пистолетов и револьверов [7]. Более подробно порядок приобретения и хранения гражданами данных видов оружия описан в приказе Министерства внутренних дел «Об утверждении Инструкции о порядке изготовления, приобретения, хранения, учета, перевозки и использования огнестрельного, пневматического и холодного оружия, устройств отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, и указанных патронов, а также боеприпасов к оружия и взрывчатых материалов» [8].

К сожалению, на сегодняшний день вопрос оборота гражданского оружия недостаточно урегулирован законодательно, как и порядок его применения. Из-за такого несовершенства законодательства применение оружия при самообороне представляет большую опасность для обороняющегося, так как данное деяние может быть легко квалифицировано как превышение необходимой обороны в соответствии с частью 3 статьи 36 Уголовного Кодекса Украины.

В уголовном законодательстве Украины предусмотрено лишь три случая, в которых обороняющийся освобождается от ответственности независимо от тяжести вреда, нанесенного нападающим, будь то телесные повреждения или смерть.

Так, часть 5 статьи 36 Уголовного Кодекса Украины определено, что не является превышением пределов необходимой обороны и не имеет последствием уголовную ответственность применение оружия или каких бы то ни было иных средств или предметов:

·для защиты от нападения вооруженного лица

·для защиты от нападения группы лиц

·для предотвращения противоправного насильственного вторжения в жилище либо другое помещение, независимо от тяжести вреда, причиненного посягающему.

В вышеуказанных случаях, обороняющийся может быть привлечен к уголовной ответственности лишь в том случае, если примененное им оружие находилось у него на незаконных основаниях [17,23].

2.3 Право на международную защиту как важная гарантия реализации прав человека и гражданина в Украине

право свобода человек гарантия

Конституция Украины предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 55). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Украины и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Украины. В противном случае жалоба не будет допущена к рассмотрению [1].

Одним из возможных способов международной защиты прав и свобод человека является подача жалобы в профильный комитет Организации объединенных наций. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия <javascript://> для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. С 1 января 1999 года он является единственным и главным органом Европейского Совета по защите прав человека и основных свобод. Юрисдикция нового единого Суда распространяется на все государства, ратифицировавшие Конвенцию, и касается только тех вопросов, которые непосредственно относятся к толкованию и применению данной Конвенции и принятых к ней Протоколов. Каждое государство-участника Конвенции представляет судья <javascript://>, избираемый сроком на шесть лет.

Права и свободы, закрепленные в Конвенции, постоянно насыщаются новым содержанием, уточняются и конкретизируются как посредством принятия к ней дополнительных протоколов, так и в результате решений Европейского Суда по правам человека, имеющих силу прецедента. Многие ученые и политические деятели пришли к выводу, что Европейская Конвенция стала самым совершенным и эффективным договором в области прав человека в мире.

Следует также отметить, что решения Европейского Суда по правам человека являются источником права для судов Украины, вопреки действующей романо-германской правовой системы, не признающей прецедент источником права. В соответствии со статьей 17 Закона Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского Суда по правам человека», суды Украины применяют при рассмотрении дел Конвенцию и практику Суда как источник права. Таким образом, при обращении с жалобой в суд граждане имеют право ссылаться на решения Европейского Суда по правам человека в качестве обоснования своих требований [5].

Глава 3. Механизм гарантирования реализации прав и свобод человека

В механизме гарантирования прав и свобод человека можно выделить два уровня - международный га внутригосударственный, которые выступают как две самостоятельные системы. Причем между ними существует тесная взаимосвязь и они взаимодействуют прежде функционально.

Современные ученые-правоведы, подчеркивая глобальном характере прав и свобод человека, считают, что государства должны признавать социогуманитарный содержание права и приоритет общечеловеческих ценностей. Тем более, что "каталог" прав и свобод человека закреплено в таких международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 p.). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 p.), а также в региональных конвенциях по этим вопросам [9].

В международном механизме гарантирования прав и свобод человека можно выделить средства гуманитарной интервенции, силовые средства защиты и средства давления. Средства гуманитарной интервенции являются неправовыми нелегитимными, поскольку они противоречат принципам современного международного права и представляют реальную угрозу как для мирных межгосударственных отношений, так и для самих прав и свобод человека. Средства давления (экономическая блокада, эмбарго, дипломатическая изоляция и т.д.) и силовые средства защиты прав и свобод человека применяются по решениям Совета Безопасности ООН и рассматриваются как крайняя мера решения гуманитарных кризисов.

Наиболее эффективными являются политические и правовые средства гарантирования прав и свобод человека. Так, применение политических средств способствует плодотворному сотрудничеству государств в гуманитарной сфере, которое определяет и соответствующую внутригосударственную ориентацию, оказывает влияние на правовые системы конкретных государств.

Сотрудничество государств, осуществляемое через структуры ОБСЕ, сначала способствовало активизации позиции ее членов по защите прав и свобод человека, а затем признанию ими общеевропейских документов и механизма защиты указанных прав и свобод путем присоединения к ним. Следствием этого стало становление современной модели европейской системы защиты прав и свобод человека в рамках Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод. Наше государство присоединилось к Конвенции и признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека после принятия 17 июля 1997 p. Верховной Радой Украины с отдельными оговорками, обусловленными особенностями введения в действие некоторых положений Конституции Украины, связанных с гарантиями неприкосновенности человека и его права на защиту.

В ходе указанного выше сотрудничества государств главный акцент делается на реализации международных стандартов в национальном законодательстве, поскольку только в рамках последнего "каталог" основных прав и свобод человека приобретает реальное содержание. Причем большое значение предоставляется судам как одному из важнейших институтов, решает указанные задачи правовыми средствами.

Место национальных механизмов гарантирования прав и свобод человека определяется субсидиарным характером его международно-правового механизма, предусмотренного в частности. Конвенцией.

В связи с этим представляет интерес вопрос о соотношении формальной конституции и "фактически установленного порядка", т.е. материальной конституции, которая определяет особенности применения норм международного права в национальном праве, в частности в правовой системе Украины.

Согласно ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства нашего государства [1].

Государство несет ответственность за соблюдение норм международного права Поэтому действия отдельных государственных органов рассматриваются как действия государства в целом Согласно ст 27 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г) государство не может ссылаться на особенности национальной правовой системы для оправдания невыполнения ею договора [17, 32]

Чрезвычайно важную роль в обеспечении прав и свобод человека в нашем государстве играет Конституционный Суд Украины, особенности функционирования которого в механизме государственной власти обусловлены формами его процессуальной деятельности Положения Конституции Украины и Закона Украины от 16 октября 1996 г о Конституционном Суде ориентируют его на решение вопросов права На первый взгляд кажется, что у этого единственного в Украине органа конституционной юрисдикции не имеет большого набора средств Ведь он решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции и законов нашего государства Однако соответствующие положения Конституции являются широкими по содержанию [3].

Согласно п 2 ст 13 Закона о Конституционном Суде Украины он осуществляет предварительный конституционный контроль за нератифицированных международными договорами. Границы этой формы контроля обусловлены компетенцией органов государственной власти заключать международные договоры и предметной сферой последних, которые подлежат ратификации парламентом другие международно-правовые акты подлежат контролю со стороны Конституционного Суда Украины во время их реализации [3].

Конституционный Суд Украины ограничен жесткостью конституционной процедуры, предусматривающей особо сложные правила внесения изменений в конституционные положения касающиеся принципа сохранения сущностного содержания прав и свобод человека, основ конституционного строя, демократии и порядка обеспечения единства и стабильности Основного Закона нашего государства (в 64 и разделы I, III и XIII Конституции Украины). При решении дел такого рода Конституционный Суд Украины устанавливает компетенцию соответствующего государственного органа заключать международные договоры. Причем определение сферы действия того или иного международного договора осуществляет орган, уполномоченный его заключать [1].

При реализации норм международного права орган конституционной юрисдикции не вправе решать вопрос о конституционности того или иного международного договора, поскольку такая процедурная форма его деятельности возможна лишь на стадии заключения договоров. Поэтому различают конституционный контроль положений международных договоров и законов, имплементирующих эти положения. В первом случае при отрицательном заключения органа конституционной юрисдикции без изменения конституционных положений международный договор вообще нельзя будет заключить, а во втором отрицательное решение этого органа отражать его функцию, связанную с защитой тех конституционных положений, которые более полно обеспечивают права и свободы человека, чем положение конкретного международного договора.

С ратификацией Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод юрисдикция Европейского суда по правам человека распространилась и на Украину. Поэтому украинские суды обязаны применять положения Конвенции как часть законодательства нашего государства. Вместе они должны учитывать прецедентное право Европейского суда по правам человека.

В связи с этим заслуживает внимания проблема соотношения юрисдикции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции Украины.

Основное задание, связанное с защитой прав и свобод человека, выполняют национальные судебные системы. Время надо отметить, что в их рамках указанный защита может осуществляться не только судебными органами. Это обусловлено обязанностью государств-участников обеспечивать эффективные средства правовой защиты, что предусмотрено ст. 13 Конвенции [17, 41].

Применяя положения Конвенции, украинские суды, в частности Конституционный Суд, безусловно, должны толковать положения национального законодательства в соответствии с нормами этого документа и практики Европейского Суда по правам человека и применять положения Конвенции, если нормы украинского законодательства или практика их применения ущемляют закрепленные в ней права и свободы человека.

Правовая система Украины относится к романо-германской правовой семье, где толкование имеет общий характер. К тому же у парламента нет физической возможности толковать акты законодательства. К тому же сейчас наблюдается тенденция к делегированию законодательных функций правительству.

Полномочия Конституционного Суда Украины относительно толкования Конституции и законов Украины является прямым средством защиты прав и свобод человека. И в этом заключается их ценность. Вместе с тем эти полномочия ограничены диспозитивной правомочиями субъектов инициирования судебной процедуры защиты.

Выводы

В настоящее время в международно-правовых актах, в литературе и законодательстве развитых государств категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются обычно в одном и том же значении.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.

Гарантии реализации прав человека представляют собой систему согласованных факторов, обеспечивающих фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека. Многообразие факторов, обеспечивающих реальность прав и свобод, определяет разнообразие их гарантий.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Граждане также имеют право защищать свои права с помощью оружия.

Конституция Украины предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 55). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Украины и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

В механизме гарантирования прав и свобод человека можно выделить два уровня - международный га внутригосударственный, которые выступают как две самостоятельные системы. В международном механизме гарантирования прав и свобод человека можно выделить средства гуманитарной интервенции, силовые средства защиты и средства давления.

Наиболее эффективными являются политические и правовые средства гарантирования прав и свобод человека.

Место национальных механизмов гарантирования прав и свобод человека определяется субсидиарным характером его международно-правового механизма, предусмотренного в частности. Конвенцией. Чрезвычайно важную роль в обеспечении прав и свобод человека в нашем государстве играет Конституционный Суд Украины.

Список использованных источников и литературы

1.Конституція України. Закон України від 28.06.1996 № 254к/96-ВР // Відомості Верховної Ради України. -1996. - № 30. - Ст. 141.

.Про порядок відшкодування шкоди, завданої громадянинові незаконними діями органів дізнання, досудового слідства, прокуратури і суду. Закон України від 01.12.1994 p. N 266/94-ВР// Відомості Верховної Ради України. - 1994. -№59. - Ст. 472.

.Про Конституційний Суд України. Закон України від 16.10.1996 p. № 422/96-ВР // Відомості Верховної Ради України. - 1996. -№49. - Ст. 272.

.Про Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини. Закон України від 23.12.1997p. № 776/97-ВР // Відомості Верховної Ради України. - 1998. -№20. - Ст. 99.

.Про виконання рішень та застосування практики Європейського суду з прав людини. Закон України від 23.02.2006p. № 3477-IV // Відомості Верховної Ради України. - 2006. -№30. - Ст. 260.

.Про судоустрій і статус суддів. Закон України від 07.07.2010 № 2453-VI // Відомості Верховної Ради України. - 2007. -№31. - Ст. 280.

.Про право власності на окремі види майна Постанова Верховної Ради від 17.06.1992p. N 2471-XII// Відомості Верховної Ради України. - 1992. -№35. - Ст. 199.

.Про затвердження Інструкції про порядок виготовлення, придбання, зберігання, обліку, перевезення та використання вогнепальної, пневматичної і холодної зброї, пристроїв вітчизняного виробництва для відстрілу патронів, споряджених гумовими чи аналогічними за своїми властивостями метальними снарядами несмертельної дії, та зазначених патронів, а також боєприпасів до зброї та вибухових матеріалів. Наказ Міністерства внутрішніх справ України від 21.08.1998р. №622// Офіційний вісник України. - 1998. -№23. - Ст. 241.

.Міжнародний пакт про громадянські та політичні права. Пакт від 16.12.1966р. // Бюлетень Міністерства юстиції України. - 2002. -№1 .

.Міжнародний пакт про економічні, соціальні та культурні права. Пакт від 16.12.1966р. // Бюлетень Міністерства юстиції України. - 2002. -№2 . - Ст. 11.

.Волинка К.Г. Забезпечення прав і свобод особи в Україні: теоретичні і практичні аспекти // Право України. - 2000. - № 11. - С. 30-33.- Ст. 9.

.Заворотченко Т.М. Поняття конституційно-правових гарантій прав і свобод людини і громадянина в Україні // Держава і право / Збірник наукових праць. Юридичні і політичні науки. - Вип. 13. - К.: Ін-т держави і права ім. В.М. Корецького НАН України, 2001. - С. 94-99.

.Заворотченко Т.М. Система конституційно-правових гарантій прав і свобод людини і громадянина в Україні // Право України. - № 5. - С. 110-116.

.Кравченко В.В. Конституційне право України. Навчальний посібник. - К.: Атіка, 2000. - 320 с..

.Марченко М.Н. Теория государства и права» Учебное пособие. М.: Слово, 2000. - 569 с.

.Погорілко В.Ф. Конституційне право України.. К.: Наукова думка, 2000. - 734 с.

.Погорілко В.Ф., Головченко В.В., Сірий М.І. Права та свободи людини і громадянина в Україні. - К.: Ін Юре, 1997. - 52 с

.Скакун О.Ф. Теорія держави і права: Підручник.-Харків: Консум, 2001. - 656 с.

Похожие работы на - Гарантии осуществления основных прав и свобод личности

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!