Выбор и обоснование типа бурового и транспортного оборудования при разработке месторождения открытым способом
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Санкт-Петербургский
государственный горный университет
Кафедра
разработки месторождений полезных ископаемых
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине Разработка месторождений полезных ископаемых
Тема
работы: Выбор и обоснование типа бурового, экскавационного и транспортного
оборудования при разработке месторождения открытым способом
Автор: студент гр. Труфанова
Ю.С.
Проверила: Овчаренко Г.В.
Санкт-Петербург
2012г.
АННОТАЦИЯ
Курсовой проект базируется на знаниях,
полученных в процессе изучения курса «Разработка месторождений полезных
ископаемых». В данной работе рассчитываются параметры основных технологических
процессов при открытой разработке месторождения. Определяется необходимое
количество горнотранспортного оборудования в карьере и на отвале.
Решения, принятые в процессе выполнения проекта,
позволяют обеспечить высокую производительность труда и безопасность работ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
.
ПОДГОТОВКА ГОРНЫХ ПОРОД К ВЫЕМКЕ
.1
Выбор способа подготовки горных пород к выемке
.2
Определение параметров взрывных работ
.3
Определение парка буровых станков карьера
.
ЭКСКАВАЦИЯ
.1
Выбор модели экскаватора
.
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГОРНОЙ МАССЫ
.1
Автомобильный транспорт
.
БУЛЬДОЗЕРНОЕ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕ
.1
Обоснование параметров отвала
.2
Выбор модели бульдозера, фронта разгрузки отвала и числа бульдозеров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение курсового проекта способствует
овладению практическими навыками принятия технических решений в инженерных
вопросах основ горного производства, научит пользоваться справочной и
нормативной литературой по открытой разработке месторождений полезных ископаемых.
Добыча полезных ископаемых и извлечение
вмещающих пустых пород в карьерах состоит из основных и вспомогательных
процессов. К основным процессам относятся:
▪подготовка горной
массы к выемке;
▪выемочно-погрузочные
работы (экскавация);
▪перемещение полезного
ископаемого от пунктов погрузки к пунктам приема, а пустых пород - в отвалы
(транспортирование);
▪отвалообразование.
Данный курсовой проект содержит расчеты
технологических параметров этих четырех процессов в соответствии с заданными
условиями.
В ходе выполнения курсового проекта были
закреплены теоретические основы пройденного материала, освоены методы принятия
проектных решений, которые позволяют достичь высокой производительности работ и
обеспечить необходимый уровень безопасности. Также были получены навыки решения
инженерных задач горной промышленности, определения параметров карьера, выбора
основного горнотранспортного оборудования и технологических показателей
открытой разработки месторождений с учетом современных горнотехнических условий
разработки.
1. ПОДГОТОВКА ГОРНЫХ ПОРОД К ВЫЕМКЕ
.1 Выбор способа подготовки горных
пород к выемке
Согласно исходным данным, с учетом категории
пород по трудности экскавации (III) и классификации пород по шкале М.М.
Протодьяконова (9) выбираем способ разработки с частичным
разрыхлением-взрыванием.
Определяем диаметр скважины:
мм
где dc - диаметр
скважины, мм- высота уступа, м- удельный расход ВВ, кг/м3
∆ - плотность заряжания, т/м3
Выбор бурового станка осуществляется по
полученному диаметру. Таким образом, выбираем CБШ-320-36.
Таблица 1 Основные рабочие параметры
карьерного бурового станка СБШ-320-36
Диаметр
скважины, мм
|
Глубина
вертикальных скважин, м
|
Коэффициент
крепости породы
|
Техническая
производительность, м/ч
|
Угол
наклона скважины к вертикали
|
Масса
станка, т
|
320
|
36
|
8-18
|
25-12
|
0;
15; 30
|
Н.д.
|
1.2 Определение параметров взрывных
работ
Линия сопротивления по подошве:
, м
где dc - диаметр скважины
для выбранной модели бурового станка, м
Проверка линии величины
сопротивления по подошве по возможности безопасного обуривания уступа:
Глубина перебура:
Длина забойки:
Длина заряда ВВ:
Глубина скважины:
Расстояние между скважинами в ряду:
где m - коэффициент сближения
скважин
Величина общего заряда ВВ
Вместимость 1 м скважины:
Проверка массы заряда ВВ по условию вместимости
в скважину:
Расстояние между рядами скважин при многорядном
короткозамедленном взрывании:
Ширина взрывной заходки:
горнотранспортный оборудование карьер выемка
где n - число рядов скважин
Высота развала при многорядном КЗВ:
Ширина развала (от линии первого ряда скважин):
где F - группа пород по СниПу
Ширина развала при многорядном взрывании
Объем взрывного блока из расчета
подготовленности для экскаватора запаса взорванной горной массы на двухнедельный
срок:
, м3
где Qx - Суточная
эксплуатационная производительность экскаватора, м3/сутки
Длина взрывного блока
Число скважин во взрывном блоке
Выход горной массы с 1 м скважины:
1.3 Определение парка буровых
станков карьера
Общая длина скважин, которую необходимо
пробурить за год:
где Агм - годовая
производительность карьера по скальной горной массе, м3. Производительность
карьера по вскрышным работам:
Производительность карьера по
полезному ископаемому:
ŋ = (1,05 - 1,1) - коэффициент
потери скважин
- для полезного ископаемого
- для вскрышных работ
Необходимое количество буровых
станков в карьере
где Qб - сменная
производительность бурового станка, м/смб - количество смен бурения
одним станком в году, смен
- для полезного ископаемого
Сменная производительность бурового
станка
где Тсм -
продолжительность смены, ч То и Тв - соответственно
продолжительность выполнения основных и подготовительных операций, приходящаяся
на 1 м скважины, ч Киб - коэффициент использования сменного времени:
где Тп-з, Тр,
Твп - соответственно продолжительность
подготовительно-заключительных операций, регламентируемых перерывов и
внеплановых простоев в течение смены, ч
Продолжительность основных операций,
приходящихся на 1 м скважины:
где υб -
техническая скорость бурения, м/ч
Списочное количество буровых станков
где n =1,2 - коэффициент резерва
- для полезного ископаемого
- для вскрышных работ
2. ЭКСКАВАЦИЯ
.1 Выбор модели экскаватора
Выбор модели экскаватора осуществляют на основе
сопоставления технических характеристик серийно выпускаемых экскаваторов с
параметрами развала взрывной заходки.
Высота расположения напорного вала (Ннв)
и максимальная высота черпания (Нmax) экскаватора должны
удовлетворять неравенству:
, где Нр - высота развала
пород взрывной заходки, м.
Нmax =13,25 м, Ннв
= 0,56*13,25=7,42 м
Ширина экскаваторной заходки
где Ry - радиус черпания
экскаватора на уровне стояния, мy =10,5 м, А=16,8 м
Выбираем экскаватор типа ЭКГ-4Ус в 2 заходки
Таблица 2.
Вместимость
ковша, м3
|
4
|
Рабочая
скорость передвижения, км/ч
|
н.д.
|
Радиус
черпания на уровне стояния, м
|
10,5
|
Установленная
мощность двигателя, кВт
|
250
|
Максимальный
радиус черпания, м
|
15,5
|
Масса
экскаватора с противовесом, т
|
211
|
Максимальная
высота черпания, м
|
13,25
|
Максимальный
радиус разгрузки, м
|
13,7
|
Максимальная
высота разгрузки, м
|
9,2
|
Продолжительность
цикла, с
|
29
|
Сменная эксплуатационная производительность
экскаватора:
где E - емкость
ковша экскаватора, ;
- продолжительность рабочей смены,
ч;
- коэффициент наполнения ковша
экскаватора;
- продолжительность рабочего цикла
экскаватора, сек.
Годовая эксплуатационная производительность
экскаватора:
где - количество смен работы
экскаватора в году.
Необходимое количество экскаваторов
для вскрышных работ в карьере:
где - производительность карьера по
вскрыше,
Списочное количество экскаваторов:
где - коэффициент резерва экскаваторов.
3. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГОРНОЙ МАССЫ
.1 Автомобильный транспорт
Выбор модели автосамосвала
Модель автосамосвала выбирается по оптимальному
соотношению между емкостью кузова автосамосвала и ковша экскаватора:
где Vаг - геометрический
объем кузова автосамосвала, м3
Е - емкость ковша экскаватора, м3
То есть для экскаватора ЭКГ-4Ус с
емкостью ковша в 4 м3 нужен автосамосвал с объемом кузова 16, 20 или
24 м3.
Проверка возможности перевозки
установленного объёма горной массы выбранной моделью автосамосвала по
грузоподъемности:
т >
где Gт - техническая
грузоподъемность автосамосвала, тф - вес груза, фактически
перевозимого автосамосвалом, тн - коэффициент наполнения кузова
автосамосвала, 0,9-1,05
γ - плотность пород вскрыши в
массиве или полезного ископаемого, т/м3
Выбираем автосамосвал марки 7548 для
транспортирования полезного ископаемого.
Таблица 3 Технические характеристики
автосамосвала БелАЗ-7548
Грузоподъемность,
т
|
42
|
Объем
кузова, м3 геометрический с «шапкой»
|
21
26
|
Габариты,
мм длина ширина высота
|
8120
3787 3845
|
Радиус
поворота (min),
м
|
10,2
|
Погрузочная
высота, мм
|
3805
|
Мощность
двигателя, кВт
|
405
|
Масса,
т
|
29,5
|
Выбираем автосамосвал марки 7540 для
транспортирования вскрышных пород.
Таблица 4 Технические характеристики
автосамосвала БелАЗ-7540
Грузоподъемность,
т30
|
|
Объем
кузова, м3 геометрический с «шапкой»
|
15
18
|
Габариты,
мм длина ширина высота
|
7133
3480 3560
|
Радиус
поворота (min),
м
|
8,7
|
Погрузочная
высота, мм
|
3255
|
Мощность
двигателя, кВт
|
309
|
Масса,
т
|
21,8
|
Продолжительность рейса автосамосвала:
где tр -
продолжительность разгрузки автосамосвала, минп - продолжительность
погрузки автосамосвала, мингр - продолжительность рейса груженого
автосамосвала, минпор - продолжительность движения порожнего
автосамосвала, минМ - продолжительность маневровых операций и
ожидания, мин
- для полезного ископаемого
- для вскрышных пород
Продолжительность погрузки
автосамосвала
где kэ - коэффициент
экскавации:
- для полезного ископаемого
- для вскрышных породц -
продолжительность рабочего цикла экскаватора, сек
- для полезного ископаемого
- для вскрышных пород
Продолжительность движения груженого
и порожнего экскаватора
где Lпр, Lгр -
длина пути в соответственно порожнем и грузовом направлении, кмгр, Vпор
- скорость движения соответственно груженого и порожнего автосамосвала, км/ч kраз
= 1,1- коэффициент, учитывающий разгон и торможение автосамосвала
- для полезного ископаемого
- для вскрышных пород
Продолжительность разгрузки
автосамосвала: 1,0 мин
Продолжительность маневровых
операций и ожидания за рейс: 2,0 мин
Эксплуатационная производительность
автосамосвала
где Тсм -
продолжительность рабочей смены, чтг =0,9 - коэффициент
использования грузоподъемности
- для полезного ископаемого
- для вскрышных работ
Количество автосамосвалов,
необходимых для обслуживания экскаватора
- для полезного ископаемого
- для вскрышных работ
Суточный грузооборот карьера по
горной массе
где Агм - годовая
производительность карьера по горной массе, т/годга - количество
суток работы автотранспорта в год
Суточный объем вскрышных работ:
Рабочий парк автосамосвалов,
обеспечивающий суточный грузооборот карьера
где Gкс - суточный
грузооборот карьера, т/сутнер =1,1 - коэффициент неравномерности
работы автотранспортасм - количество смен работы экскаватора в сутки
Рабочий парк автосамосвалов,
обеспечивающий суточную выемку вскрышных пород:
Инвентарный (списочный) парк
автосамосвалов для полезного ископаемого:
для вскрышных пород:
где nсп =1,15 -
коэффициент резерва автосамосвалов.
в ходе расчетов были выбраны экскаватор ЭКГ-4Ус,
и 2 типа автосамосвалов: 7548 и 7540.
4. БУЛЬДОЗЕРНОЕ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕ
.1 Обоснование параметров отвала
Выбор высоты отвала:
Высота бульдозерных отвалов на равнинной
местности изменяется в широких пределах и ограничивается в основном
физико-техническими характеристиками складируемых пород.
Годовое приращение площади отвала:
где - объем вскрыши, подлежащей
размещению в отвале в течение года, ;
- остаточный коэффициент
разрыхления породы в отвале,
- высота отвала, м;
- коэффициент, учитывающий
использование площади отвала.
.2 Выбор модели бульдозера, фронта
разгрузки отвала и числа бульдозеров
Выбираем модель бульдозера .
Выбор модели бульдозера осуществляется с учетом
принятой модели автосамосвала.
Таблица 5 Техническая характеристика
бульдозера отечественного производства(с неповоротным отвалом) ДЗ-158
Показатели
|
|
ДЗ-158
|
Базовый
трактор
|
|
Т-330
|
Мощность
двигателя
|
244
|
|
Длина
отвала
|
4730
|
|
Высота
отвала
|
1750
|
|
Масса
с трактором
|
45,2
|
|
Суточный вскрышной грузопоток карьера:
где - годовая производительность
карьера по вскрыше, ;
- количество суток работы отвала в
год.
Приемная способность 1 м длины
отвального фронта:
где - фактическая вместимость кузова
автосамосвала, ;
- коэффициент кратности разгрузки;
- ширина кузова автосамосвала, м.
Количество автосамосвалов,
разгружающихся на отвале в течение часа:
где - число рабочих смен в сутки
отвального цеха, смен;
- коэффициент неравномерности
работы;
- продолжительность рабочей смены,
ч;
- объем породы, фактически
перевозимой автосамосвалом за рейс, - коэффициент разрыхления породы в
кузове автосамосвала.
Количество одновременно
разгружающихся на отвале автосамосвалов:
где - продолжительность разгрузки
автосамосвала на отвале, сек;
- время на маневры автосамосвала
при разгрузке на отвале, сек;
Длина фронта разгрузки:
где - ширина полосы по фронту,
занимаемой одним автосамосвалом при маневрировании, м.
Количество отвальных участков, на
которых одновременно осуществляется разгрузка автосамосвалов:
где - длина фронта одного разгрузочного
участка, м.
Количество участков, находящихся в
одновременной планировке:
Количество резервных участков:
Общая длина отвального фронта:
Сменная эксплуатационная
производительность бульдозера (в целике):
где - продолжительность рабочей смены,
ч;
- продолжительность
подготовительно-заключительных операций,
- коэффициент использования
бульдозера во времени;
- коэффициент разрыхления
отсыпанной породы;
- коэффициент, учитывающий уклон на
участке работы; -
коэффициент, учитывающий потери породы в процессе работы бульдозера; -
продолжительность рабочего цикла бульдозера, с.
Объем породы в плотном теле,
перемещаемый отвалом бульдозера:
где - длина отвала бульдозера
(паспортные данные), м;
- высота отвала бульдозера
(паспортные данные), м;
- угол естественного откоса породы,
перемещаемой бульдозером.
Количество бульдозеров в работе:
где - объем вскрышного суточного
грузопотока,
- производительность бульдозера,
- число рабочих смен в сутки
отвального цеха, смен;
- коэффициент заваленности.
Инвентарный парк бульдозеров:
где - ремонтный парк бульдозеров;
- резервный парк бульдозеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения данной работы был
составлен проект отработки участка месторождения при заданных условиях.
Выполнение проекта позволило закрепить знания,
полученные при изучении дисциплины «Разработка месторождений полезных
ископаемых», а также детально ознакомиться с основными технологическими
процессами: подготовка горной массы к выемке, выемочно-погрузочные работы;
перемещение горной массы от пунктов погрузки в пункты приема полезного
ископаемого и пустых пород; отвалообразование.
В соответствии с горно-геологическими условиями
произведен расчет основных параметров технологических процессов при открытой
разработке месторождения, определен необходимый парк горнотранспортного
оборудования.
) Для подготовки горных пород к выемке
буровзрывным способом выбран шарошечный буровой станок СБШ-320-36 с dc
= 320 мм, необходимо 29 станков, принимаем списочное число 35 штук.
) Выбран экскаватор ЭКГ-4Ус, необходимое
количество - 5 штук, списочное - 6.
) Для транспортировки полезного ископаемого
выбран автосамосвал БелАЗ-7548 с грузоподъемностью 42 т и для пустых пород
выбран автосамосвал БелАЗ-7540 грузоподъёмностью 30 т. Списочное число техники
для транспортирования полезного ископаемого и пустых пород - 20 и 120
автосамосвалов, соответственно.
) Для образования отвала выбран бульдозер
ДЗ-158. Количество бульдозеров в работе - 12, списочное число бульдозеров - 17.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Разработка
месторождений полезных ископаемых открытым способом: Программа и методические
указания к курсовому проектированию / Санкт-Петербургский государственный
горный университет. Сост.: Г.В. Овчаренко, С.П. Мозер, Ю.Г. Сиренко. СПб, 2011.
- 40 с.
2) Ржевский
В.В. Открытые горные работы. Учебник для вузов, ч.1. Производственные процессы.
- М.: Недра, 1985.
3) Шпанский
О.В., Буянов Ю.Д. Технология и комплексная механизация добычи нерудного сырья
для производства строительных материалов. - М.: Недра, 1996.