Форма представления результатов исследования
Форма представления результатов исследования
Вступление
Методы интерпретации данных (формы
представления) корректнее называть подходами, поскольку они являются в первую
очередь объяснительными принципами, предопределяющими направление интерпретации
результатов исследования. В научной практике получили развитие генетический,
структурный, функциональный, комплексный и системный подходы. Использование
того или иного метода не означает отбрасывания других.
Завершением любой исследовательской
работы является представление результатов в той форме, которая принята научным
сообществом.
. Основные принципы
представления результатов исследования
Завершением любой исследовательской
работы является представление результатов в той форме, которая принята научным
сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов:
квалификационную и научно-исследовательскую.
Квалификационная работа - курсовая
работа, дипломная работа, диссертация и т.д. - служит для того, чтобы
соискатель, представив свой труд на суд экспертов, получил документ,
удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их
оформления и представления результатов изложены в инструкциях ВАК, положениях,
принятых учеными советами, и в других документах. Нас интересует вторая форма -
представление результатов научной работы.
Условно вид представления научных
результатов можно разделить еще на три подвида: 1) устные изложения; 2)
публикации; 3) компьютерные версии. Но все они относятся к тем или иным вариантам
представления текстовой, символической и графической информации. Поэтому
разговор о способах оформления и представления научных результатов
целесообразно начать с характеристики методов описания данных.
Наиболее детально этот вопрос
рассмотрен в работе В.А. Ганзена «Системные описания в психологии» [1]. Под
описанием понимается любая форма представления информации о полученных в
исследовании результатах. Различают следующие варианты представления
информации: вербальная форма (текст, речь); символическая (знаки, формулы);
графическая (схемы, графики); предметно-образная (макеты, вещественные модели,
фильмы и др.).
2. Вербальная форма
В человеческом сообществе основным
способом передачи информации является слово. Поэтому любое научное сообщение -
это, прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два
вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и научном языке.
Любое представление результатов исследования по сути своей является текстом
смешанного вида, где в естественноречевую структуру включены фрагменты,
сформулированные на строго понятийном языке. Эти языки нельзя строго
разграничить, ибо все время происходит взаимопроникновение житейского и
научного: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из
естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности. И
вместе с тем, в отличие от обыденного языка, научный термин имеет однозначное
предметное содержание. А главное - значение научного термина определяется его
местом в системе терминов данной науки, теории или модели. В психологии грань
между научной и обыденной терминологией весьма тонка, поэтому читатель всегда
может привнести значение из обыденного языка в свою интерпретацию
психологического научного текста. Это порождает дополнительную трудность для
автора-психолога.
Главное требование к научному тексту
- последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не
загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры
и «лирические отступления» для того, чтобы привлечь внимание к особо значимому
для понимания сути звену рассуждений. Научный текст, в отличие от литературного
текста или повседневной речи, очень клиширован - в нем преобладают устойчивые
структуры и обороты. В этом он сходен с бюрократическим языком деловых бумаг.
Роль этих штампов чрезвычайно важна - внимание читателя не отвлекается на
литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на
значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах,
формулах. [3]
. Геометрическая и
графическая форма
Геометрическая форма
Следующая форма описания результатов
- геометрическая. Геометрические (пространственно-образные) описания являются
традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое
описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к языковому описанию.
Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить
систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте.
Информационная емкость геометрического описания очень велика.
В психологии используется несколько
основных форм графического представления научной информации: опирающиеся на
характеристики, топологические и метрические. Один из традиционных способов
представления информации, использующих топологические характеристики, - это
графы. То есть множество точек (вершин), соединенных ребрами (ориентированными
или неориентированными отрезками). Различают графы планарные и
пространственные, ориентированные (отрезки-векторы) и неориентированные,
связные и несвязные. В психологических исследованиях графы используются очень
часто при описании результатов. [4] Многие теоретические модели исследователи
представляют в виде графов. Примеры: иерархическая модель интеллекта Д. Векслера
или модель интеллекта Ч. Спирмена; они представлены в форме дендритных
несимметричных графов. Схема функциональной системы П.К. Анохина, схема
психологической функциональной системы деятельности В.Д. Шадрикова, модель
концептуальной рефлекторной дуги Е.Н. Соколова - примеры ориентированных
графов. Чаще всего ориентированные графы используются при описании системы
причинных зависимостей между независимой, дополнительными и зависимой
переменными. Неориентированные графы применяются для описания системы корреляционных
связей между измеренными свойствами психики. «Вершинами» обозначаются свойства,
а «ребрами» - корреляционные связи. Характеристика связи обычно кодируется
разными вариантами изображения ребер графа. Положительные связи изображаются
сплошными линиями (или красным цветом), отрицательные связи - пунктиром (или
синим цветом). Сила и значимость связи кодируются толщиной линии. Наиболее
весомые признаки (с максимальным числом значимых связей с другими) помещаются в
центре. Признаки, имеющие меньший «вес», располагаются ближе к периферии.
Графическая форма
Наряду с графами в психологии
применяются и пространственно-графические описания, в которых учитывается
структура параметров и отношения между элементами (либо метрические, либо
топологические). Примером является известное описание структуры интеллекта -
«куб» Д. Гилфорда. Другой вариант применения пространственного описания -
пространство эмоциональных состояний по В. Вундту или же описание типов
личности по Г. Айзенку («круг Айзенка»). [4]
В случае если в пространстве
признаков определена метрика, то используется более строгое представление
данных. Положение точки в пространстве, изображенном на рисунке, соответствует
реальным координатам ее в пространстве признаков. Таким способом представляются
результаты многомерного шкалирования, факторного анализа, латентно-структурного
анализа и некоторых вариантов кластерного анализа.
Каждый фактор отображается осью
пространства, а параметр проведения, измеренный нами, - точкой в этом
пространстве. В других случаях, в частности при описании результатов
дифференциально-психологических исследований, точками изображаются испытуемые,
осями главные факторы (или латентные свойства).
Первичным способом представления
данных является изображение распределения. Для отображения распределения
значений измеряемой переменной на выборке используют гистограммы и полигоны
распределения. Часто для наглядности распределение показателя в
экспериментальной и контрольной группах изображают на одном рисунке.
Гистограмма - это «столбчатая»
диаграмма частотного распределения признака на выборке. Используется декартова
система координат. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают
значения измеряемой величины, а на оси ординат - частоты или относительные
частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке. Если на гистограмме
отображены относительные частоты, то площадь всех столбиков равна 1.
В полигоне распределения количество
испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный
интервал величины), обозначают точкой с координатами: X - градация
признака, Y - частота (количество людей) конкретной градации или
относительная частота (отнесение количества людей с этой градацией признака ко
всей выборке). Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить
полигон распределения, или гистограмму, исследователь должен разбить диапазон
измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на
равные отрезки. Рекомендуют использовать не менее 5, но не более 10 градаций. В
случае использования номинальной или порядковой шкалы такой проблемы не
возникает.
Если исследователь хочет нагляднее
представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с
разными качественными особенностями (количество мужчин и женщин), то ему
выгоднее использовать диаграмму. В секторной круговой диаграмме величина
каждого сектора пропорциональна величине встречаемости каждого типа. Величина
круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость
признака.
.
Графическо-аналитическая форма
Вариантом отображения информации,
переходным от графического к аналитическому, являются в первую очередь графики,
представляющие функциональную зависимость признаков. Собственно говоря, полигон
распределения - это и есть отображение зависимости частоты встречаемости
признака от его величины.
Идеальный вариант завершения
экспериментального исследования - обнаружение функциональной связи независимой
и зависимой переменных, которую можно описать аналитически.
Условно выделим два различных по
содержанию типа графиков: 1) отображающие зависимость изменения параметров во
времени; 2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых
двух других переменных). Классическим вариантом изображения первой зависимости
является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного
материала и временем, прошедшим после заучивания. Аналогичны многочисленные
«кривые научения» или «кривые утомления», показывающие изменение эффективности
деятельности во времени.
Графики функциональной зависимости
двух переменных также не редкость в психологии: законы Фехнера, Стивенса (в
психофизике), Йеркса-Додсона (в психологии мотивации), закономерность,
описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в
ряду (в когнитивной психологии), и т.п.
Существует ряд простых рекомендаций
по построению графиков.
1. График и текст должны взаимно
дополнять друг друга.
2. График должен быть понятен
«сам по себе» и включать все необходимые обозначения.
. На одном графике не
разрешается изображать больше четырех кривых.
. Линии на графике должны
отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.
. Надписи на осях следует
располагать внизу и слева.
. Точки на разных линиях
принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.
Если необходимо на том же графике
представить величину разброса данных, то их следует изображать в виде
вертикальных отрезков, чтобы точка, обозначающая среднее, находилась на отрезке
(в соответствии с показателем асимметрии).
Видом графиков являются
диагностические профили, которые характеризуют среднюю выраженность измеряемых
показателей у группы или определенного индивида.
Наиболее важный способ представления
результатов научной работы - числовые значения величины: 1) показатели
центральной тенденции (среднее, мода, медиана); 2) абсолютные и относительные
частоты; 3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия,
процентильный разброс); 4) значения критериев, использованных при сравнении
результатов разных групп; 5) коэффициенты линейной и нелинейной связи
переменных и т.д. и т.п. Стандартный вид таблиц для представления первичных
результатов: по строкам - испытуемые, по столбцам - значения измеренных
параметров. Результаты математической статистической обработки также сводятся в
таблицы.
Существующие компьютерные пакеты
статистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц
для представления их в научной публикации.
Итогом обработки данных «точного»
эксперимента является аналитическое описание полученных зависимостей между
независимыми и зависимыми переменными. Если до недавних пор в психологии для
описания результатов использовались преимущественно элементарные функции, то
сегодня исследователи работают практически со всем аппаратом современной
математики. К числу простейших аналитических выражений, описывающих эмпирически
полученные зависимости, относятся, например, психофизические «законы» Г.
Фехнера или С. Стивенса. Не меньшую известность получили законы У. Хика и Р.
Хаймета, по которым определяется зависимость времени реакции выбора от числа
альтернатив:
t=k·log (n+1)
и
t=a+b·log(n),
где t - время реакции выбора,
п - число стимулов, a, b, k - константы.
Аналитические описания, как правило,
итоговое обобщение не одного, а серии исследований, проведенных разными
авторами. Поэтому они редко являются завершением отдельной экспериментальной
работы.
Конкретный вид функциональной
зависимости выступает в качестве содержания гипотезы, которую проверяют в
критическом эксперименте.
Итак, представление научной
информации должно определяться алгоритмом, представленным на рисунке.
Выводы
вербальный исследование
аналитический
Представление результатов,
полученных в процессе эксперимента или исследования - это важнейший этап,
логически завершающий проделанную работу. Правильный подход к выбору формы
представления результатов позволит в полной мере раскрыть суть работы,
отобразить все взаимосвязи и зависимости между элементами.
Должным образом представленная
сообществу работа облегчает ее восприятие, уменьшает количество вопросов,
возникающих при ознакомлении с ней. В то же время, даже самое первоклассное
исследование неумело преподнесенное публике способно испортить авторитет
экспериментатора и показать нулевую ценность.
Использованная
литература
1. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во.
Ленигр. ун-та. 1984. - 176 с.
2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб.
пособие. Пер. с англ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 464 с.
3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология - СПб: «Питер»,
2000. - 320 с.
. Коновалова М.Д. Экспериментальная психология: конспект лекций
-
http://www.uhlib.ru/psihologija/yeksperimentalnaja_psihologija_konspekt_lekcii/index.php