Страхи в младшем школьном возрасте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,43 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Страхи в младшем школьном возрасте

Введение

Актуальность исследования: Современные условия развития ребенка очень изменились со времен, когда компьютер был большой редкостью, и о нем даже не грезили. На телеэкранах теперь показывают ив основном заграничные мультфильмы с навязанными героическими стереотипами действующих персонажей, очень далеких для традиций Украины и по поступкам и по типу мышления. Существует мнение, что нам навязывают чужие ценности и стереотипы поведения. Дети в дошкольном возрасте, как губка поглощают всю информацию вокруг, потому что они еще не способны различить, что для них полезно, а что может принести вред. Уже в детском саду мальчики начинают разыгрывать военные сцены, представлять убийство. Эти и другие случаи разыгрывания печальных бытовых сцен из жизни нездоровых родителей являются печальными примерами неудачного и проблемного воспитания отдельно взятого ребенка. Но на таких случаях следует останавливать свое внимание психологами и педагогам, потому что они и могут быть в дальнейшем ключом к решению коррекционных вопросов, которые могу помочь в налаживании атмосферы во всей группе детей, путем индивидуальной психологической работы с такими агрессивными проблемными детьми. Именно в ролевых играх, как и в рисунке, в полном виде проявляется воображение детей и их страхи.

Дети в дошкольном возрасте получают в теории фрейдовского и адлерианского психоанализа, наиболее значительные представления о мире: о роли мужчины, женщины, окружающих людей, о семье, о мире в целом и о себе, и на этом возрастном этапе очень важным является сопровождение ребенка в его открытиях и своевременное разъяснение непонятных ему вопросов. Чем более широкие будут способности ребенка к мышлению и воспроизведению своих чувств, тем меньшая вероятность что пустоты в сознании ребенка станут работать против него образуя страхи. В судьбоанализе принято называть такое явление расширением своего «Я», когда большинство из происходящего вокруг осознается и принимается мышлением, вместо того, чтобы отдавать власть неизвестных явлений - либо тайным силам, либо иным причинам. В таком случае у подрастающего ребенка с самого детства формируется здоровое восприятие и он более адаптивен на последующих своих жизненных этапах. Однако, далеко не всем детям удается вовремя помочь в силу либо их скрытности, либо невнимательности родителей и велика вероятность формирования у них детских навязчивых страхов, которые потом могут получить новую силу в подростковом возрасте, если не буду разрешены во время. Эти страхи могут стать серьезной причиной в низкой адаптивности ребенка к школе и быть скрытой причиной многих жизненных неудач. Поэтому важной задачей можно рассматривать диагностику детских страхов с целью их проработки и естественной коррекции.

Исследованием страхов у детей занимались такие ученые, как:

Л.С Выготский, А.И. Захаров, Ж. Годфруа, К. Изард, Д. Соколов,

Л. Костина, П. Симонов, Е. Ивлева, Т. Симсон, А. Прихожан.

Объект исследования - детские страхи

Предмет исследования - страхи в младшем школьном возрасте.

Цель исследования - на примере детей младшего школьного возраста проанализировать особенности формирования, проживания и преодоления наиболее распространенных детских страхов.

Задачи исследования:

. Провести теоретический анализ детских страхов в научной психологической литературе.

. Выявить особенности формирования и влияния на ребенка детских страхов.

. Провести эмпирическое исследование детских страхов.

. Составить рекомендации для эффективной проработки детских страхов.

Для решения поставленных задач исследования использовался комплекс методов:

• теоретический анализ исследуемой проблемы на базе изучения научной психологической литературы;

• психолого-педагогический (констатирующий) эксперимент;

• тестирование (цветовой тест М. Люшера, тест «Несуществующее животное», методика выявления детских страхов А. Захарова и

М. Панфиловой);

• методы количественной и качественной обработки данных.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

.1 Психологические особенности дошкольного возраста

Индивидуальное развитие ребенка невозможно без прохождения естественных стадий развития и свойственным способам поведения на каждой из стадий. До момента готовности к школе, дети не мыслят своего существования без игр. Ведь самым большим наказанием для детей является не телесное или моральное наказание за провинность - а именно запрет на игру. Дети больше всего огорчаются, когда их не выпускают на улицу играть во дворе с ребятами. Это происходит не спроста, поскольку именно в игре ребенок видит смысл своей жизни, игра увлекает, это такая же история, которую могли бы показывать по телевизору, но происходящая наяву. Во время игры ребенок учится обращаться с предметами, изучает их свойства, даже находит вещам применение и полезность для себя. Позднее, когда игра становится ролевой - дети научаются способам взаимоотношений со сверстниками. Особенно полезны такие игры детям - единственным в своей семье, у которых нет братьев и сестер,, поскольку им больше и негде получить опыт взаимодействия с такими же , равными людьми, как они сами.

Так же одной из важнейших функций игры является помощь в борьбе с внутренними детскими страхами. Почти любой страх можно вывести в поле известного, далее его обыграть и сделать неопасным. В терапии по методу символдрамы существует работа в образе с объектом страха, такая работа проводится одинаково как с детьми так и со взрослыми. Образ называется «опушка леса», в нем предлагается дождаться чего-то страшного, что выйдет из леса и потом накормить это «страшно», после можно и поиграть с этим существом. Такие упражнения помогают снять во первых миф неизвестности, во вторых сближают клиента со своим страхом, что в свою очередь лишает страх той присущей ему потенциальной энергии.

Если рассматривать психологическое развитее дошкольника, то невозможно не упомянуть об основных психических, когнитивных новообразованиях этого возраста. Принято считать основным критерием нормального развития ребенка дошкольного возраста его постепенно формирующуюся готовность к школе, которая в свою очередь состоит из таких новообразований, как: коммуникативная готовность, когнитивная готовность, уровень эмоционального развития, технологическая оснащенность, личностная готовность.

Ребенок постепенно осваивает правила и нормы взрослых- так проявляется коммуникативная готовность. Дошкольники приобретают способность к эмпатии к окружающим. Однако, для дошкольника все еще симпатия и антипатия более значимы, чем нормы и правила.

Уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения - понимается как когнитивная готовность дошкольника. Умственное развитие в промежутке от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм, и неумение сосредоточиться на изменениях объекта [12, 50].

Ребенок ищет пути формирования модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Это происходит с помощью сказки. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. В возрасте четырех-пяти лет наблюдается пик развития сказочного мышления. Затем оно разрушается, как только ребенок начинает различать быль и небыль, сказка превращается в миф. Ребенок творит собственную мифологию, начиная с пяти лет. Именно к этому возрасту относятся различные вопросы о происхождении первые вопросы, на которые ребенок хочет получить ответы в процессе обучения.

Следующий важный этап в жизни дошкольника - появляющееся желание осмыслить явление смерти. Как правило, ребенок уяснив, что смерть переживается взрослыми как нечто трагическое, принимает решение либо все жизнь опасаться ее, любо бороться с ней, став врачом или спасателем и т.д. Чаще всего ключевые моменты осознания явления смерти происходят во время болезней, особенно если ребенок попадает в больницу, там осознание возможной смерти оказывает очень весомое влияние на дальнейшую жизнь ребенка [1, 415].

В основном дети в дошкольном возрасте еще не способны полноценно контролировать свое эмоциональное состояние, они легко расстраиваются и так же легко приходят в полнейший восторг от самых, казалось бы незначительных пустяков. В три года ребенок еще не способен к настоящей агрессивности в поведении, которая проявляется в интервале от четырех до пяти лет и то как под влиянием воспитателей и родителей ему удается справляться с этими вспышками гнева можно так же судить и об уровне эмоционального развития. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения.

Тот минимум знаний, умений, навыков, позволяющих обучаться в школе, умение читать, считать, писать называется теоретической оснащенностью. Считается, однако, что более всего следует уделить внимания развитию воображения. Главный аспект познавательной готовности - высокий уровень развития воображения.

При переносе значений с одного предмета на другой в игровой ситуации и развивается воображение. Игра осуществляется не в видимом, а в смысловом поле. Это означает, что ребенок действует в игре с тем, чем предмет является по смыслу, а не по свойствам.

Под влиянием таких двух межполовых факторов как привлекательность у девочек и эффективность у мальчиков, у дошкольников складываются основные структуры личности: Я-концепция, притязания, основные побуждения развивающейся личности [1, 420].

Известно, что Я-концепция включает в себя 3 таких аспекта, как: оценочный, эмоциональный и когнитивный. Оценочный аспект проявляется в собственной самооценке путем шкалирования. Самооценки в собственном виде еще нет, ребенку трудно оценить себя без внешней опорной шкалы. Ребенок не может оценить такие свои качества, как доброта, чуткость и т.д., но если попросить его отметить меру этих качеств на предложенной ему шкале, он с этим справится. Когнитивный аспект включает способность составить описание самого себя. Эмоциональный аспект характеризуется типом переживаний, ведущую роль играет эмоциональный фон. Самым доступным методом понимания ребенка могут послужить рисунки, лепка, просьба составить рассказ на свободную тему.

В шесть лет ребенок уже способен совершать поступок исходя из его целесообразности и даже полезности.

.2 Характеристика страхов у детей дошкольного возраста

Человеку свойственно приспосабливаться к любым условиям жизни и существования. Люди так устроены, что в отличие от животных способны найти способы выжить и в пустыне и на северном полюсе. Тоже самое касается социального мира. Взрослый нормально развитый человек может приспособиться к условиям жизни, к правилам почти любого современного общества. Такая адаптивность формируется на протяжении всего периода становления личности, начиная от младшего дошкольного возраста и заканчивая поздней юностью. Именно благодаря страху перед неизвестностью после смерти люди находят в себе силы жить дальше, как бы это парадоксально не звучало. Страхи, возникающие с самого детства играют, на определенных этапах становления человека, свою важную роль. Во-первых, они помогают ребенку избежать реальных опасностей, во вторых формируют потребность узнать о неизвестном страшном явлении как можно больше, что бы этот страх свести на нет. Некоторые дети интуитивно идут этим путем, с некоторыми нужно вместе дойти до этого.

Важным остается условие, чтобы жизненные силы ребенка целиком не уходили на борьбу со страхом, что может привести к полному игнорированию страшащих объектов, либо детским психическим расстройствам.

Мы можем более подробно изучить некоторые из основных по распространенности детских страхов в дошкольном возрасте.

В книге Захарова «Детские неврозы» даны описания таких известных общих для детей младшего дошкольного возраста страхов:

Захаров с коллегами отправились в детские сады, чтобы опросить ребят. Свое мнение высказали 326 детей. Выяснилось, что вся троица: Кощей, его современный аналог - Бармалей и Яга наиболее часто завладевает воображением мальчиков в три, а девочек - в четыре года. Это одновременно и наиболее наивный период жизни, Когда бурно развивается воображение. Его создания еще не столь отчетливо отделяются от реальности, а сказочные образы живут в сознании ребенка самостоятельной жизнью [15 ,144].

Неудивительно, что верят и боятся Кощея и Ягу дети эмоционально чувствительные и впечатлительные, обладающие развитым воображением. Страх, как и вера, таким образом - своеобразный тест на развитие этих психических качеств, свидетельство глубины и остроты чувств ребенка.

Есть дети, не испытывающие страхов вообще. Это может случиться, когда поведение родителей ребенка не дает ему ни малейшего повода ощутить, что чего-то можно бояться. И дети, можно сказать, в младенчестве усваивают, что только так и можно себя вести.

Однако полное отсутствие страхов - не всегда безусловный плюс. В ряде случаев это указывает на эмоциональную обедненность, отсутствие глубины переживаний; Такие Дети не только сами не боятся, но и не тревожатся за других добрых героев, которым грозит опасность[15 ,144].

Совсем особенная категория бесстрашных детей - из семей хронических алкоголиков. Заметно, что чувства у такого ребенка поверхностны, обещания - бездумны, а раскаяние рассчитано только на внешний эффект. Да и что там бояться каких-то выдуманных чудовищ, если чудовище - пьяного, безобразно ведущего себя отца или мать - ребенок видит ежедневно? Испытывает сначала отвращение, а затем - равнодушие, не боясь возможной опасности, потому что она привычна...

Страх перед "чудовищами" нередко соединяется у младших дошкольников с боязнью темноты, одиночества и замкнутого пространства. Это понятно: ведь согласно своему "репертуару", Яга уводит к себе для расправы непослушных детей, а какой нормальный ребенок, бывает, не слушается родителей? Кощей и Яга действуют коварно, из-за угла, часто в кромешной тьме. Вот почему ребенок слезно просит родителей не оставлять его в темноте, приоткрыть дверь и сидеть рядом. Ему становится легче, спокойнее и уже не чудятся повсюду ужасы [15 ,144].

В старшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать что человек в конце концов умирает при чем вначале он понимает это по отношению к бабушке и дедушке, а потом и в отношении родителей. Последнее может стать причиной ночных кошмаров и желанием не отпускать родителей от себя, как бы привязать их к себе через болезни, потребность в их внимании может резко возрасти наряду с таким осознанием. Для родителей важно дать понять ребенку что они делают для ребенка все возможное со своей стороны, однако смерть - это естественное явление и к нему следует относиться скорее с исследовательским интересом, так как это происходит со всеми. Также ослабить тревогу ребенка можно переводом его энергии в творчество и веселые игры. Также ребенок может бояться либо испытывать навязчивый страх перед ночными кошмарами, животными, природными явлениями- громом, молниями, рекой, огнем, пожаром, войной эти страхи наиболее свойственны для старшего дошкольного возраста. В этих страхах фигурирует угроза для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это является проявлением страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения [16, 92].

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться. Главным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испытывая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: «Лучше бы мне умереть», девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью [16 ,93].

Иногда страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: «А мы не опоздаем?», «А мы успеем?», «А ты придешь?» Непереносимость ожидания проявляется в том, что, ребенок «эмоционально перегорает» до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например прихода гостей, посещения кино и т. д. Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью [41].

1.3 Классификация страхов в научной психологической литературе

страх ребенок психики дошкольный

В этой главе нашей работы мы уже рассмотрели основные виды страхов детей младшего и старшего дошкольного возрастов. Далее нам следует разобраться в том какие виды страхов выделяют для взрослых людей и какие причины образования этих страхов выделяют ученые психологи. Возможно, это поможет проследить динамику трансформации детских страхов на протяжении жизни человека.

Классификация страхов по Карвасарскому. Страхи людей

.Страхи, связанные с пространством

В эту категорию страхов людей Карвасарский выделил следующие виды фобий:

·        Клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства.

В пример автор приводит страх лифта или страх находиться в закрытом помещении. Часто такие страхи возникают в тех случаях, когда человек столкнулся с проблемной ситуацией. Например, он однажды застрял в лифте и очень испугался.

·        Агорофобия - страх открытых пространств.

Например, страх выходить из дома. Такой человек предпочтет остаться голодным, нежели самому отправиться в магазин за покупками.

·        Страх глубины и высоты.

Тоже относиться к данной категории страхов [43].

. Социофобии - страхи, связанные с контактами с другими людьми.

·        Страх покраснеть в коллективе - социопатия.

Некоторые люди боятся покраснеть в присутствии других людей. У них очень развита идеализация общественного мнения. Они бояться выглядеть смешно в глазах окружающих.

·        Страх выступать на публике.

Этот вид страха хорошо поддается коррекции. Достаточно поработать с ним и как можно чаще бывать перед публикой и страх нейтрализуется.

Страх познакомиться.

Некоторые молодые люди испытывают страх подойти к девушке, начать с ней говорить. В основном это связано с низкой самооценкой и неуверенностью в себе.

Страх потерять любимого человека.

Такой вид страха возникает тогда, когда человек раньше потерял близкого и испытал боль. И теперь ему страшно вновь переживать негативные эмоции. Этот страх можно отнести к неудовлетворенным в детстве симбиотическим и оральным потребностям.

.Нозофобии - страх и навязчивые опасения за свое здоровье.

В последнее время этот вид страха у людей встречается довольно часто. Этот страх на прямую связан со страхом смерти.

·        Кардиофобия - это страх остановки сердца, страх умереть от сердечного приступа.

·        Канцерофробия - страх заболеть раком.

.Страх смерти или танатофобия

Очень сильный страх, основа всех страхов. Этот вид страха испытывают все люди. Но у кого-то он может стать патологическим [43].

.Различные сексуальные страхи.

·        Страх перед беременностью.

·        Страх не соответствовать ожиданиям партнера.

·        Страх «быстрого конца» у сильного пола

.Страх навредить себе и близким

Некоторые люди боятся нанести вред своему ребенку или родителям. Этот страх становиться навязчивым и начинает управлять жизнью того человека,который испытывает данный вид страха.

.Контрастные страхи

Например, страх громко произнести нецензурные слова в обществе у благовоспитанного человека или страх "совершить что-то непристойное, грязное" у священника во время богослужения.

.Страх перед страхом.

Этот вид страха выявляет наивысшую степень невротичности из всех остальных видов страха, поскольку объектом страха выступает эмоция, это можно отнести к двойному смысловому уровню.

Кэррол Изард в своей книге «Эмоции человека» дает ряд причин формирования страхов.

Причины страха могут быть разделены на 4 класса: а) внешние события или процессы, б) влечения и потребности, в) эмоциии г) когнитивные процессы субъекта. Причины, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть врожденными или приобретенными [18, 315].

. Врожденные детерминанты. Рядом авторов, были предложены классификации врожденных детерминант страха. Грэй разделил все причины страха на 4 категории: интенсивность, новизна, эволюционно-выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном взаимодействии..

. Культурные детерминанты страха. Хотя некоторые причины"страха, рассмотренные в предыдущей части, в какой-то степени подвержены влиянию культурных условий и опыта, существует широкая сеть детерминант страха, которые почти исключительно являются результатом научения. Так, даже негромкий сигнал воздушной тревоги может вызвать страх [18, 317].

Влечения и гомеостатические процессы как причины страха. По сравнению с эмоциональными и когнитивными процессами: влечение и сохранение гомеостазиса составляют менее важный класс причин страха. Влечение становится важным, когда оно возрастает до такой степени, что начинает свидетельствовать об определенном дефиците и вызывает эмоцию. В некоторых из таких случаев вызванной эмоцией является страх

Другие эмоции как причины, страха. В принципе любая эмоция может вызвать страх, так же как и любую другую эмоцию. Сходство нейрофизиологических механизмов с эмоцией страха приводит к тому, что они часто являются его активаторами. Как утверждает Томкинс, внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если не полное - к возбуждению. Косвенное подтверждение тесной связи между страхом и возбуждением можно найти у Балл в ее работе, посвященной гипнотически внушенному страху. Она показала, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись. Она рассматривает это как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций интерпретирует конфликтное поведение как результат колебания между страхом (ведущим к поведению избегания) и интересом (ведущим к исследовательской активности) [18, 320].

Когнитивные процессы. Когнитивные процессы представляют собой наиболее общий и распространенный вид причин страха. Например, страх какого-либо определенного объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти или антиципацией. К сожалению, такой познавательный процесс может быть неточным. Так что можно обучиться бояться не той ситуации или слишком многих ситуаций или даже вообще всех жизненных ситуаций. Воспоминание или предвидение страха само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх. Если человек по ошибке рассматривает кого-то как источник страха, он может испытывать страх, просто думая об этом человеке, думая о встрече с ним и встречаясь с ним на самом деле. Таким образом, человек, предмет или ситуация могут стать источником страха а) через формирование гипотез, б) через антиципацию, с) через прямое столкновение [18, 320].

Выводы по 1 главе

В первой главе мы рассмотрели основные подходы к классификациям страхов в научной психологической литературе, рассмотрели психологические особенности дошкольников, изучили основные типологии страхов.

Нами были установлены причины формирования детских страхов по вине не корректных замечаний и запугиваний взрослых - родителей, ближайших родственников, а также педагогов. Стало известно, что вовремя не проработанные страхи дошкольного возраста в последствие могут проявиться с новой силой в подростковом возрасте.

Дети в дошкольном возрасте получают, наиболее значительные представления о мире: о роли мужчины, женщины, окружающих людей, о семье, о мире в целом и о себе, и на этом возрастном этапе очень важным является сопровождение ребенка в его открытиях и своевременное разъяснение непонятных ему вопросов. Чем более широкие будут способности ребенка к мышлению и воспроизведению своих чувств, тем меньшая вероятность что пустоты в сознании ребенка станут работать против него образуя страхи.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

.1 Обоснование выбора методик исследования детских страхов в дошкольном возрасте

Для исследования страхов у детей популярностью среди практических психологов пользуются такие методики, как: методика ДАТ, проективные методики: рисунок «Несуществующего животного», «Рисунок страха», «Выбери лицо», цветовой тест Макса Люшера.

В нашем исследовании, были использованы проективные методики: Тест Люшера, Рисуночный тест „Несуществующее животное”, методика А. Захарова и М. Панфиловой, поскольку они имеют весьма разноплановый характер применения. Первые две имеют чисто проективную структуру, в то время как методика А. Захарова представляет собой стандартизированный вариант теста.

Тест Макса Люшера

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, расположение духа, функциональное состояние и наиболее стойкие черты личности.

Заграничные психологи применяют иногда тест Люшера с целью профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях из выбора брачных партнеров. Значение цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента разных испытуемых.

Характеристика цветов (по Люшеру) содержит в себе 4 основных и 4 дополнительные цвета.

Основные цвета:

синий - символизирует покой, удовлетворенность;

сине-зеленый- чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

оранжево-красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, нарушение;

светло-желтый - активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый) 6) коричневый) 7) черный, 8) нулевой (0). Символизируют отрицательные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, неприятности. Значение этих цветов (как и основных) наибольшей мерой определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, которые будет показаны ниже.

Инструкция (для психолога): "Перемешайте цветные карточки и расположите их цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему более всего нравится. При этом нужно объяснить, что он должен выбрать цвет, не стараясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т.п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону , перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из семы цветов, которые остались, наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз по правую сторону от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке.

Через 2-3 мин. снова положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом объясните, что испытанный не должен запоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, будто бы впервые.

Первый выбор характеризует желательное состояние, второе - действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования".

В результате тестирования получаем восемь позиций:

первая и вторая - явное преимущество (обозначаются ++);

третья и четвертая - преимущество (обозначаются х х) ; пятая и шестая - безразличие к цвету (обозначаются = =);

седьмая и восьмая - антипатия к цвету (обозначаются - - ).

На основании анализа в более, чем 36 000 результатах исследований М.Люшер дал образцовую характеристику избранных позиций:

-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без лишнего напряжения);

-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

-я и 4-я позиции характеризуют преимущество цвета и отражают ощущение испытуемым искренней ситуации, в которой он находится, или же образ действий, которые ему подсказывает ситуация;

-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, расположение духа, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервное трактование цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как несоответствующий в данной ситуации;

-я и 8-я позиции характеризуют отрицательное отношение к цвету, стремлению подавить какую-нибудь потребность, мотив, расположение духа, отражаемые данным цветом. + + х х = = - -34102567

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке преимущества с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

Зоны (+ +; х х; = =;- -) образуют 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Одним из приемов трактования результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию дальше пятой, значит, характеризуемые ими свойства, достаточно не удовлетворены, итак, имеют место тревожность, отрицательное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта - субъективная направленность "внутрь". Общее положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Соединение цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает с внешней стороны. Соединение цветов № 1 и 4 (сын и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от среды. При соединении цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности "извне" (красный цвет). Соединение зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления "вовнутрь", автономности, упрямства стремлению "извне", зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению М. Люшера, символизируют следующие психологические нужды:

№ 1 (синий) - потребность в удовлетворении, покое, стойкой положительной благосклонности;

№ 2 (зеленый) - потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) - потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) - потребность в перспективе, надеждах на лучше, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-и - 5-и позициях, считается, что эти нужды в известной мэре удовлетворяются, воспринимаются удовлетворительно как; если они в 6-й - 8-й позициях, имеет место какой-нибудь конфликт, тревожность, неудовлетворенность через неблагоприятные обстоятельства. Цвет, который отбрасывает, может рассматриваться как источник стресса. Например, что отбрасывает синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, благосклонности.

Тест «Несуществующее животное»

Исследовательский прием построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И. М. Сеченову, - «Всякая мысль заканчивается движением».

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц подытоживается определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления в ответ движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысль-представление, которые вызывают страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, которое оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслонить. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, падение. При выполнении рисунка лист бумаги является моделью пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связанно с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим временами, будущим, прошлым. Связано оно также с действенностью или идеально-умственным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связанно с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство впереди и вверху, связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Кроме общих закономерностей психомоторной связи и отношение к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы операции с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест «Несуществующее животные» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест - ориентировочный и как единый исследовательский прием обычно не используется и требует объединения с другими методами как батарейный инструмент исследования.

Инструкция: «придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием» [9, 107].

Методика выявления детских страхов

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".

.2 Анализ результатов исследования

В данном исследовании принимали участие 15 детей возрастом от 5 до 6 лет. Из них 8 мальчиков и 7 девочек.

Первым этапом нашего исследования было проведение методики «Несуществующее животные», данные по которой были занесены в таблицу данных 2.2.

Респондент 1. Тематически животное нейтральное. Глазам предоставляется особое значение. Это символ страха, присущий человеку. Также для респондента свойственна заинтересованность в информации, прослеживается зависимость от окружающих. Прослеживается ригидность в мышлении, банальность, строгий контроль за своими действиями, ощущениями, мыслями. В целом респондент зависим от социума.

Респондент 2. Ему присущи претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание. Также из некоторых деталей рисунка можно сделать вывод, что испытуемому присуща тенденция к рефлексии, раздумьям, но прослеживается нерешительность, боязнь активных действий, также наблюдается вербальная агрессия. Размер голові животного говорит о том, что испытуемій ценит рациональное начало в себе и окружающих, но одновременно можно выстроить защиту от окружающих. Из этого рисунка можно сделать вывод, что респондент не находится в острой ситуации переживания страхов.

Респондент 3. Положение рисунка на листе в норме. Голова животного направленная на рисующего, отсюда предположение об эгоцентризме. Глазам уделяется особое значение, которое говорит о присущем респонденту страхе. Также респонденту присуща чувственность, контроль за своими мыслями, выводами, решениями. Наличие выступлений: панциря, игл, говорит об агрессивной защите от окружающих. Похожесть животных с человеком говорит об инфантилизме, эмоциональной незрелости.

Респондент 4. Рисунок выполнен простым карандашом, который может говорить о сниженном эмоциональном фоне. Вероятна шизоидная акцентуация, еще и потому что у животного 2 головы. Несущая опорная часть фигуры - соединение точное - это характер контроля за своими мыслями, выводами, решениями. Наличие острых деталей и неуклюжести рисунка свидетельствует о наличии агрессии у респондента.

Респондент 5. Рисунок выполнен простым карандашом, который может говорить о сниженном эмоциональном фоне. Животные расположено в нижней части листа, который может говорить о неуверенности в себе, заниженном уровне домогательств и заниженной самооценке. Большие глаза, могут свидетельствовать об наличие контроля и большому количеству страхов. Отсутствие шеи у животных может означать односторонность мышления и направленности лица, также можно предположить, что респонденту присущий некоторый уровень агрессии.

Респондент 6. Респондента можно охарактеризовать как лицо способное к рефлексии, раздумьям, но не как человека действия. Нередко нерешительность, страх, боязнь активных действий. Присущий контроль за своими действиями, решениями. Степень агрессивности выражена количеством, располагает и характером острых углов на рисунке, особенно весомые в этом отношении прямые символы агрессии-когти, острые клыки, зубы. Тематически животное агрессивно.

Респондент 7. Рисунок выполнен простым карандашом, который может говорить о сниженном эмоциональном фоне. Животные расположено в верхней части листа, который свойственно лицам из завышенным уровнем притязаний. Несущая опорная часть фигуры - соединение точное - это характер контроля за своими мыслями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправлена, конформность мыслей и установок, стационарность и банальность. Акцент на глазах, может свидетельствовать о наличии контроля и страхов.

Респондент 8. Рисунок выполнен цветными карандашами, который может говорить о нормальном протекании эмоций. Очень четко нарисованы когти, в большом количестве, которое может свидетельствовать о высоком уровне агрессии. Значение детали «уха» - заинтересованность в информации, значимости окружающих. Детально прорисованный рот, может говорить о чувственности респондента. Отсутствие шеи у животных может означать односторонность мышления. Эмоция страха скорее всего трансформирована в эмоцию гнева и желание активно нападать.

Респондент 9. Рисунок выполнен шариковой ручкой, которая может говорить о наличии депрессивных черт лица. Лист бумаги при выполнении задачи был расположен вертикально, что может говорить о стремлении респондента к самопознанию. Рисунок расположен в верхней части листа, что свидетельствует о завышенном уровне притязаний. Рисунок выполнен крайне неаккуратно, что может говорить об застревании на анальной стадии развития, и наличии так называемого анального страха - утерять, быть лишенным определенных субъективных благ.

Респондент 10. Рисунок выполнен простым карандашом, который может говорить о сниженном эмоциональном фоне. Но в тоже время животные расположено в левой части листа, который может говорить о важности для респондента эмоциональных ощущений и обращенности в прошлое. Говорить об открытых проявлениях страха невозможно из-за слабого в целом эмоционального фона.

Респондент 11. Рисунок выполнен в синем цвете, который может говорить об интеллектуализации и контроле. Животные расположено в верхней части листа, что говорит о завышенном уровне притязаний. Наличие панциря говорит о потребности в защите. Острые элементы рисунка могут свидетельствовать о некоторой агрессии. Вероятно респондент стремится к состоянию покоя, хочет чтоб его не трогали. Вероятно наличие страха быть потревоженным.

Респондент 12. Рисунок выполнен цветными карандашами, были использованные яркие энергичные цвета. Голова направлена на зрителя, что объясняется как выражение эгоцентризма. Животные на листе расположенная с левой стороны, что может говорить об эмоциональности респондента, подвижности эмоциональной сферы. Значение детали «уха» - заинтересованность в информации, значимости окружающих. Ярко выраженных страхов выявлено не было.

Респондент 13. Рисунок выполнен простым карандашом, который может говорить о сниженном эмоциональном фоне. Животные на рисунке расположенная в левой части листа, который может говорить об эмоциональности респондента а также направленности на размышления о прошлом, что может рассматриваться как компенсаторный механизм. На рисунке также изображены большие уши, что, вероятно, может свидетельствовать о стремлении лица к получению информации, но также и о высокой зависимости от мыслей окружающих. Также можно предположить, что респонденту присущи творческие склонности. Вероятно наличие страха остаться одному, без поддержки окружающих, зависимость от взрослых, несамостоятельность.

Респондент 14. Рисунок выполнен акварельными красками, что говорит о высоком эмоциональном развитии респондента. В рисунке большое значение предоставляется глазам, что может свидетельствовать о контроле и страхе. Сильных страхов выявлено не было.

Респондент 15. Рисунок выполнен простым карандашом, который может говорить о сниженном эмоциональном фоне. Значение детали «уши»- заинтересованность в информации, значимости окружающих. Лист при выполнении задачи был расположен вертикально, что может говорить о стремлении респондента к самопознанию. Страх контроля.

По этим данным можно построить таблицу данных 2.1.

Таблица 2.1.

Показатели по методике "Несуществующее животные"

Респондент

"Несуществующее животные

1

Не высокое влияние страхов на жизнь

2

Не высокое влияние страхов на жизнь

3

Высокое влияние страхов на жизнь

4

Не высокое влияние страхов на жизнь

5

Высокое влияние страхов на жизнь

6

Не высокое влияние страхов на жизнь

7

Не высокое влияние страхов на жизнь

8

Не высокое влияние страхов на жизнь

9

Высокое влияние страхов на жизнь

10

Не высокое влияние страхов на жизнь

11

Высокое влияние страхов на жизнь

12

Высокое влияние страхов на жизнь

13

Не высокое влияние страхов на жизнь

14

Высокое влияние страхов на жизнь

15

Высокое влияние страхов на жизнь


Полученные результаты для наглядности были занесены в диаграмму (см. рис. 2.1.)


Как видно из диаграммы 2.1. больше половины испытуемых 8 человек нормально развиваются, и страхи в их жизни не имеют такого влияния как у 7 остальных испытуемых, по поводу которых можно предположить высокий уровень инфантильности и не желание взрослеть, отсюда и остаются детские страхи, место которых в норме должна занять будущая озабоченность учебным процессом. Однако также можно предположить не нормальные условия развития детей, такие как неквалифицированные авторитарные педагоги и пьющие родители, тогда такой ход развития детей является закономерным.

Следующим этапом нашего исследования было проведение методики тест Люшера.

Выводы по результатам теста:

Респондент 1. Некоторая ситуативная тревожность, эмоциональная сфера не стойкая. Потребность чувствовать себя причиной и иметь больше широкую сферу влияния делает его неспокойными, движимым своими желаниями и надеждами. Может стараться распространять свою деятельность слишком широко. Действует спокойно, с минимумом волнений, чтобы не губить контроля над своими взаимоотношениями с окружающими. В обществе своих знакомь и близких любит чувствовать себя легко и расковано. Егоцентричен и потому обидчиво. Фрустрация ведет к стрессу. Ищет независимости и воли от каких-нибудь ограничений. Выраженная восприимчивость к внешним раздражителям. Хочет одолевать ощущение пустоты и отдаленности от других. Боязнь, что он могли воспрепятствовать достичь того, чего он хочет и ищет успокоение в бессмысленной деятельности.

Респондент 2. Некоторая ситуационная тревога, неустойчивая эмоциональная сфера. Ждет интересных и волнительных событий. Может очень нравиться окружающей - подкупая их своим явным к ним интересом и самой искренностью своей обворожительности. Слишком развитое воображение, любит фантазировать и мечтать. В сотрудничестве чувствует себя хорошо, однако брать на себя роль лидера не склонен. Фрустрация, вызванная для него неприемлемыми ограничениями воли. Ищет независимости и воли от каких-нибудь ограничений. Стремиться избегать критики.

Респондент 3. Невыраженная тревога, эмоциональная сфера - неустойчивая. Ждет успеха, нарушение, жизнь полной впечатлений. Любит контакт с другими, энтузиаст по натуре. Восприимчивый ко всему нового. Действует благоустроено, методически и самостоятельно, имеет потребность в сочувственном понимании, признании и одобрении. Готов принимать участие и разрешить вовлечь себя, но старается избегнуть конфликтов. Стресс, вызванный неспособностью все время поддерживать отношения в желательном состоянии. Чувствительный и чуткий на мягкость и тонкость чувств. Стремиться объединиться с теми, кто может оказывать содействие его интеллектуальному или художественному росту. Борется с ограничениями и запретами.

Респондент 4. Средний уровень тревоги. Эмоциональная сфера - неустойчивая. Имеет потребность в каком-нибудь спасании от всего, что его угнетает, цепляется за неясные и иллюзорные надежды. В сотрудничестве с другими работает хорошо. Избегает прибавлять любые чрезмерные усилия, имеет потребность в безопасности и дружеском окружении. Фрустрация, вызванная для него неприемлемыми ограничениями воли. Ищет независимости и воли от каких-нибудь ограничений. Люто подвергает критике существующие условия.

Респондент 5. Амбивалентность отношений между нормальным индивидуализмом и упорным издевательством над всеми другими точками зрения. Желает относиться ко всему спокойно, не отвечать отказом себе в комфорте и безопасности. Старается улучшить свое положение и повысить престиж. Недовольный существующим положением дел. Легко подвергается влиянию окружения, высокий уровень эмпатии. Готов принимать участие и разрешить вовлечь себя, но старается избегнуть конфликтов. Стресс, вызванный нежелательными ограничениями. Хочет действовать только в согласии со своими убеждениями. Борется с ограничениями и запретами.

Респондент 6. Высокий уровень тревоги. Обнаруживает сильное сопротивление которым бы то не было ограничением, упрямо отстаивает свое мнение. Легко подвергается влиянию окружения, высокий уровень эмпатии. Готов принимать участие и разрешить вовлечь себя, но старается избегнуть конфликтов. Хочет чувствовать себя эмоционально привлеченным. Стресс, вызванный неудачей его попыток добиться понимания и безопасности. Чувствительный к внешним раздражителям и старается все подвергнуть испытанию . Бегство от переутомления в иллюзии.

Респондент 7. Некоторая ситуационная тревога, неустойчивая эмоциональная сфера. Приветственно относится к новым идеям и возможностям. С готовностью принимает участие во всем, что может привнести оживление и волновать. Обстоятельства такие, что он считает, что должен идти на компромиссы. Стресс, вызванный чрезмерным самоконтролем. Испытывает потребность объединения с людьми, которые имеют такие же высокие стандарты. Хочет выделиться из гурьбы. Нуждается в признании со стороны других. Стремиться избегать критики и ограничение воли.

Респондент 8. Средний уровень тревоги. Ищет освобождение от проблем и беззаботного состояния физической легкости, в котором он мог бы расслабиться и восстановить силы. В сотрудничестве с другими работает хорошо. Действует благоустроено, методически и самостоятельно. Настаивает на потому, что его надежды, замыслы и мечты - реальные, однако имеет потребность в подбадривании и одобрении. Высокая восприимчивость к внешним раздражителям. Хочет преодолеть ощущение пустоты и отделенности от других. Чем бы он не занимался, считает себя в этом довольно компетентным. Страх, который ему могут воспрепятствовать достичь желательного.

Респондент 9. Средний уровень тревоги. Эмоциональная сфера - неустойчивая. Хочет делать приятное впечатление, чтобы в нем видели необыкновенную личность, ему нужно видеть насколько он в этом процветает. Активный, направленный во вне и неугомонным. Разочарованный тем, что события развиваются так медленно. Не желает растрачивать себя или затрачивать которые или усилие. Готов принимать участие и разрешить вовлечь себя, но старается избегнуть конфликтов. Желание независимости. Существующая ситуация или отношения - неудовлетворительные, чувствует что без вмешательства других решить это не сможет. Может страдать способность сосредоточивать.

Респондент 10. Высокий уровень тревоги, неустойчивая эмоциональная сфера. Испытывает потребность в физическом облегчении, в безопасности и возможности восстановить силы. В сотрудничестве чувствует себя хорошо, однако брать на себя роль лидера не склонен. Проявляет инициативу в преодолении препятствий и трудности. Стресс, вызванный подавленной чувствительностью. Получает удовлетворение от всего тонкого, утонченного, изысканного. Контролируемая реактивность. Подвергает критике существующие условия.

Респондент 11. Некоторая ситуационная тревога, неустойчивая эмоциональная сфера. Очень нравиться окружающим, имеет к ним интерес. Склонен фантазировать и мечтать. В сотрудничестве чувствует себя хорошо, однако брать на себя роль лидера не склонен. Фрустрация, вызванная для него неприемлемыми ограничениями воли. Боится критики в свой адрес.

Респондент 12. Высокий уровень тревоги. Обнаруживает сильное сопротивление, отстаивает свое мнение. Легко подвергается влиянию окружения, высокий уровень сопереживания. Хочет чувствовать себя эмоционально вовлеченным. Чувствительный к внешним раздражителям и старается все подвергнуть испытанию . Бегство от переутомления в иллюзии.

Респондент 13. Средний уровень тревоги. Эмоциональная сфера - неустойчивая. Хочет делать приятное впечатление, чтобы в нем видели необыкновенную личность, ему нужно видеть насколько он в этом процветает. Активный. Участлив, но старается избегать конфликтов. Стремление к независимости. Существующая ситуация или отношения - неудовлетворительные, чувствует что без вмешательства других решить это не сможет.

Респондент 14. Некоторая ситуативная тревожность, эмоциональная сфера не стойкая. Потребность чувствовать себя причиной и иметь больше широкую сферу влияния делает его неспокойными, движимым своими желаниями и надеждами. Может стараться распространять свою деятельность слишком широко. Действует спокойно, с минимумом волнений, чтобы не губить контроля над своими взаимоотношениями с окружающими. В обществе своих знакомь и близких любит чувствовать себя легко. Обидчив и эгоцентричен. Фрустрация ведет к стрессу. Ищет независимости и воли от каких-нибудь ограничений. Выраженная восприимчивость к внешним раздражителям. Хочет одолевать ощущение пустоты.

Респондент 15. Средний уровень тревоги. Эмоциональная сфера - неустойчивая. В сотрудничестве работает хорошо. Не желает прилагать любые чрезмерные усилия. Фрустрация, вызванная для него неприемлемыми ограничениями воли. Ищет независимости и воли от каких-нибудь ограничений. Подвергает критике существующие условия.

Данные результатов теста представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Таблица сырых данных по тесту М. Люшера

Респондент

+

+

х

Х

=

=

-

-

1

Ж

Син

Красн

К

З

Ф

Сер

Чёрн


Ж

Красн

Син

Ф

З

К

Чёрн

Сер

2

Красн

Ж

Ф

Син

Чёрн

К

З

Сер


Ф

Ж

Син

Красн

З

Сер

К

Чёрн

3

Красн

Чёрн

Син

З

К

Ж

Ф

Сер


К

Ж

Син

Красн

сер

З

Ф

Чёрн

4

Син

З

Чёрн

Ж

Красн

К

Ф

Сер


Ж

Сер

Красн

Син

З

К

Чёрн

Ф

5

Чёрн

Син

Ж

Ф

Красн

З

Сер

К


Красн

З

К

Ж

Син

Сер

ф

Чёрн

6

Ж

З

Сер

Ф

Чёрн

Син

к

Чёрн


Чёрн

К

Ж

Син

Сер

З

ф

Чёрн

7

Син

Ф

З

К

Красн

Ж

Сер

Чёрн


Ж

Син

Красн

Ф

Чёрн

к

з

8

К

Ф

Ж

Син

Красн

З

Чёрн

Сер


З

Красн

Син

К

Ж

Ф

Чёрн

Сер

9

Красн

З

Ж

Чёрн

Син

Ф

К

Сер


Ф

К

Ж

Красн

З

Сер

син

Чор

10

Сер

З

Син

Ж

Чёрн

Ф

Чёрн

К


Ж

З

Син

Красн

К

Чёрн

Сер

Ф

11

Красн

Ж

Ф

Син

Чёрн

К

З

Сер


Ф

Ж

Син

Красн

З

Сер

К

Чёрн

12

Ж

З

Сер

Ф

Чёрн

Син

к

Чёрн


Чёрн

К

Ж

Син

Сер

З

ф

Чёрн

13

Красн

З

Ж

Чёрн

Син

Ф

К

Сер


Ф

К

Ж

Красн

З

Сер

син

Чор

14

Ж

Син

Красн

К

З

Ф

Сер

Чёрн


Ж

Красн

Син

Ф

З

К

Чёрн

Сер

15

Син

З

Чёрн

Ж

Красн

К

Ф

Сер


Ж

Сер

Красн

Син

З

К

Чёрн

Ф


Следующим этапом нашего исследования было проведение методики выявление детских страхов А. Захарова и М. Панфиловой. Полный список вопросов методики (см. Приложение 1).

Результаты проведения методики приведены ниже в таблице 2.3.

Таблица 2.3

№ Респондента

Медицинские страхи

Физического ущерба

Страх смерти (своей)

Боязнь животных

Страхи сказочных персонажей

Страхи темноты и кошмарных снов

Социально опосредованные страхи

Пространственные страхи

1

Х

Х

Х



Х

Х

Х

2


Х


Х


Х

Х


3

Х

Х




Х

Х


4

Х

Х


Х





5


Х



Х

Х

Х

Х

6

Х



Х



Х


7

Х

Х





Х


8

Х

Х

Х



Х

Х

Х

9

Х

Х


Х


Х

Х


10

Х

Х



Х

Х

Х


11


Х

Х





Х

12

Х



Х


Х

Х


13

Х

Х

Х




Х


14

Х

Х




Х

Х


15

Х

Х




Х

Х



Для наглядности данные были представлены в диаграмме 2.2.

Диаграмма 2.2


Как видно из диаграммы 2.2 - на первом месте по распространенности в данной группе детей младшего школьного возраста - социально опосредованные страхи (страх наказания, публичного унижения,) и страхи физического ущерба - 13 респондентов выбрали этот вид страха, далее, 12 респондентов выбрали медицинские страхи, 10 человек выбрали как острый - страх темноты и кошмарных снов, 5 человек отметили что страх у них вызываю животные, остальные формы страхов имеют незначительное распространение в группе.

.3 Рекомендации по преодолению страхов в дошкольном возрасте

Мы предлагаем комплекс практических упражнений разработанных опытным врачом А. Захаровым.

Как и при общей заторможенности, неуверенности, нерешительности и страхе перед новыми контактами, хороший результат в преодолении детских страхов обещает комплекс "пяти игр". Такие входящие в него игры, как "пятнашки" и "прятки", могут быть использованы уже в первые годы жизни. Весь же игровой комплекс наиболее эффективен в пять-десять лет.

Упражнение 1. "Пятнашки"

В комнате в беспорядке расставляются стулья так, чтобы между ними можно было пробежать. Уславливаемся: касаться их нельзя - задевший становится сразу водящим. Нельзя пятнать, протягивая руку выше стула, он считается как бы сплошным, например, колонной до потолка. Нельзя садиться на стул, объявляя себя вне игры. Так что запретов, как видим, хватает - это вносит в такую бесшабашную игру, как "пятнашки", элементы организованности [7, 155].

Пятнающий постоянно меняет темп передвижения - от нарочито замедленных шагов до бега стремглав, внезапно поворачивается, делает обманные движения, угрожающе кричит: "догоню", "берегись", "поймаю". Игра продолжается не больше 5-10 минут и служит своего рода эмоциональной разминкой для последующих игр.

Упражнение 2. "Жмурки"

По очереди каждому из играющих завязывают глаза, и он, повернувшись несколько раз кругом, чтобы затруднить ориентировку, начинает искать. Стулья от предыдущей игры остаются беспорядочно расставленными, так что ищущий неизбежно должен быть осторожным, но и это не избавит его от неудач. Двигаться он может, вытянув вперед руки, как бы ощупывая пространство впереди, и, вдобавок, угрожает расправой тем, кто встретится на пути. Остальные участники игры стоят неподвижно. Перебегать запрещается: можно только приседать, изгибаться, чтобы не быть обнаруженным, но не выдавать себя шумом, учащенным дыханием или смехом. Подобная "гробовая тишина" создает особую волнующе-тревожную и, вместе с тем, радостно-захватывающую атмосферу. Кто обнаружен, тот отходит в заранее условленное место. Важно и опознать пойманного. Если одного из играющих долго не находят, он может обнаружить себя, сделав шаг вперед и произнеся над ухом водящего громко "у!" или хлопнув в ладоши.

Игру можно активизировать: если она затягивается, и поиск долго ни к чему не приводит, один из тех, кто уже найден, начинает считать до десяти. Тогда водящий, естественно, начинает быстрее двигаться, но и чаще натыкается на различные препятствия, что создает веселую сумятицу. Игра заканчивается распределением призовых мест в зависимости от того, когда кого нашли.

У всех детей есть стремление лидировать в играх, но это нужно заслужить. Взрослые должны просто создать благоприятные условия для успеха, но так, чтобы ребенок не догадывался об этом. Во всех играх исключительное значение для самоутверждения имеют похвала и признание детских успехов. Если хотите, это внушение уверенности в способности преодолевать препятствия, достигать намеченной цели.

Упражнение 3."Прятки"

Проводятся вечером при плотно закрытых шторах и выключенном свете. По возможности используется все пространство дома или квартиры; если же куда-то прятаться нельзя, то надо об этом заранее договариваться. Пока все прячутся, водящий стоит на лестнице и считает до десяти или просто ждет некоторое время. Свет не включается, и поиск идет "вслепую". Один из тех, кого нашли, может ускорить игру, громко считая до десяти. Найденные идут к двери и ждут, выражая сожаление по поводу того, что их так быстро нашли. Все участники игры должны быть по очереди в роли водящего. Ни в коем случае нельзя заставлять детей быть первыми, если они этого не хотят. Тогда следует начать с себя и, "не обнаружив" их, предложить: "А теперь давай посмотрим, может, и ты меня не сможешь найти". Если ребенок боится темноты, сперва можно играть днем, а затем уже вечером [7, 155].

Упражнение 4."Кто первый"

Играющие стоят на коленях, опершись руками на пол и немного подавшись вперед (как перед стартом). Проводится стартовая черта, и сорвавшийся раньше времени получает замечание за фальстарт. На расстоянии нескольких метров поставлены два стула так, чтобы между ними можно было пролезть. По очереди каждый из играющих придумывает какое-либо сочетание из цифр, например, "3-5", или названий животных, например, "крокодил - лягушка", или предметов мебели, например, "стол - стул". Об этом сообщается всем играющим. Далее загадывающий "сбивает с толку", произнося полностью или частично неправильные сочетания, например, "крокодил - корова". Суть игры д. том, что загадывающий может в любой момент произнести необходимые для старта "сигнальные слова" и первым двинуться, пока другие соображают, что к чему. Все начинают передвигаться, мешая и толкая друг друга. Почти всегда это вызывает сильное оживление, смех, эмоциональные реплики, тем более, что между стульями может пролезть только один. Выигрывает только тот, кто быстрее всех вернется к месту старта и дотронется до заранее приготовленного приза вроде конфетки или игрушки [7, 156].

Упражнение 5."Быстрые ответы"

Играющие также находятся за одной чертой, но уже стоят. Вся комната размечена предметами на квадраты - так, чтобы при правильном ответе можно было продвинуться на небольшой шаг. Задающий вопросы находится в конце комнаты, перед ним - приз тому, кто первый преодолеет все квадраты, проявив максимум находчивости и смекалки при ответах. Отвечать можно не только правильно, по-взрослому, но и по-детски, непосредственно и шутливо. Ответы не должны повторяться, и давать их следует быстро, в пределах счета "один, два, три". Не менее важно, чтобы и вопросы следовали непрерывно, один за другим, "как из пулемета". Поэтому игру вначале ведет взрослый, задавая вопросы каждому из участников по очереди, например: "Как называется страна, где живут самые высокие люди на Земле?". Взрослые обычно тушуются, мямлят, называют наугад любые страны, в то время как ребенок, к которому переадресовывается вопрос, может уверенно ответить: "Великания". На вопрос: "Где живут самые маленькие люди на Земле?" - ответ, как вы догадались, будет: "В Лилипутии". Примеры других вопросов и ответов: "Почему лампа светит?" - "Потому что она - лампа"; "Почему птички поют?" - "Потому что им весело"; "Почему крокодил зеленый?" - "Потому что он живет в болоте"; "Почему мороженое холодное?" - "Потому что оно - из холодильника" и т. д. Через несколько вопросов уже заметно, что некоторые участники игры опережают других. Особенно радуются этому дети, когда им удается обогнать взрослых, нередко мучительно ищущих подходящие ответы. Ответы не должны повторяться, приз чаще всего достается тем, кто дает остроумные, оригинальные объяснения [7, 157].

Все игры направлены на активизацию эмоционального тонуса, преодоление страхов и повышение уверенности в себе. В игре все равны, никто не поучает, не наказывает и не стыдит, можно стать как "мама" или "папа", и даже превзойти их в чем-то.

Ознакомление с пятью играми не означает, что их непременно нужно "втискивать" сразу в один день. Начинать лучше всего с "пятнашек", за которыми, в один день играют в "жмурки", в другой - в "прятки" и т. д. Важно не пресытиться играми, не потерять интерес. Если игра приелась - отложите ее; пройдет несколько месяцев, и интерес к ней появится снова. Для мальчиков эти игры можно дополнить сражениями с роботами (стрельбой в них из пистолета с присосками), на мечах со щитами, другими подобными играми.

Выводы по 2 главе

В данной главе нами было проведено практическое исследование страхов у детей дошкольного возраста.

Результаты проведения методики «несуществующее животное»:

Можно заметить, что в среднем у половины испытуемых уделено особое внимание на их рисунках области глаз животного что говорит о наличии страхов и страха контроля в том числе

По результатам проведения методики М. Люшера можно заметить, что семеро респондентов имеют ситуативный уровень тревоги, пятеро средний уровень и трое - высокий уровень тревоги.

По методике А. Захарова были получены такие результаты: на первом месте по распространенности в данной группе детей- социально опосредованные страхи (страх наказания, публичного унижения,) и страхи физического ущерба - 13 респондентов выбрали этот вид страха, далее, 12 респондентов выбрали медицинские страхи, 10 человек выбрали как острый - страх темноты и кошмарных снов, 5 человек отметили что страх у них вызываю животные, остальные формы страхов имеют незначительное распространение в группе.

ВЫВОДЫ

В данной курсовой работе нами было проведено два типа исследования: первая часть - теоретическое исследование проблемы возникновения и протекания детских страхов в научной психологической литературе у дошкольников и вторая часть - практическая, представляющая собой тестирование по трем методикам с объяснением их выбора, также во второй главе были представлены практические рекомендации по проработке детских страхов в дошкольном возрасте при помощи комплекса пяти упражнений.

За время выполнения данной работы были сделаны следующие выводы:

. Характер дошкольника имеет следующие особенности: импульсная, склонность немедленно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина - возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли - ребенок 7-8 лет еще не умеет продолжительно преследовать намеченную цель, настойчиво преодолевать трудности.

. Появление страхов в дошкольном возрасте имеет вполне природный характер, связанный с процессом развития восприятия, мышления и воображения ребенка. Страхи имеют под собой символическое, архетипическое начало, свойственное всем людям планеты. Фрейд относит появление страхов с хронологией индивидуального развития ребенка, с преодолением стадий психосексуального развития. У мальчиков в 5-7 лет - отмечается генитальная стадия психосексального развития, которая характеризуется страхом кастрации на основании Эдипова комплекса. Ребенок борется с отцом за мать и боится проиграть в этой борьбе, поскольку отец явно сильней и большего его. Поэтому через его символическое переживание формируется страх травм и увечий. Страх получить часть вместо целого, лишиться части своего тела. Отсюда становится понятным такой общераспространенный детский страх среди мальчиков, как страх черной руки, скелета.

. Одна из причин формирования детских страхов - не корректные замечания, а так же запугивания взрослых - родителей, ближайших родственников, а также педагогов. Стало известно, что вовремя не проработанные страхи дошкольного возраста, в последствии, могут проявиться с новой силой в подростковом возрасте.

. После проведения методики «несуществующее животное» можно заметить, что в среднем у половины испытуемых уделено особое внимание на их рисунках области глаз животного что говорит о наличии страхов и страха контроля в том числе.

. По результатам проведения методики М. Люшера можно заметить, что семеро респондентов имеют ситуативный уровень тревоги, пятеро средний уровень и трое - высокий уровень тревоги.

. Результаты методики А. Захарова и М, Панфиловой: на первом месте по распространенности в данной группе детей- социально опосредованные страхи (страх наказания, публичного унижения,) и страхи физического ущерба - 13 респондентов выбрали этот вид страха, далее, 12 респондентов выбрали медицинские страхи, 10 человек выбрали как острый - страх темноты и кошмарных снов, 5 человек отметили что страх у них вызываю животные.

. В качестве коррекционных процедур можно воспользоваться комплексом из пяти упражнений, предложенных А. Захаровым, направленных на проработку и выведение на поверхность детских страхов в дошкольном возрасте.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2001. - 704 с.

2.      Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. - 256 с.

.        Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн.: Кн. 1. М.: Высшая школа, 1982. - 320 с.

.        Введение в психологию. / Под. ред. А.В.Петровского. - М.: Академия, 1998. - 576 с.

.        Венгер А.Л., Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Педагогика, 1994. - 150 с.

.        Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 624 с.

.        Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М., 1998.

.        Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с.

.        Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс. 2004. - 160 с.

.        Дружинин В.Н. «Экспериментальная психология», Санкт - Петербург 2001г., 320 с.

.        Дьяченко О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко.- М., 1986.

.        Ермолова Т.В., Мещерякова С. Ю. Особенности личностного развития дошкольников перед и на этапе кризиса семи лет//Вопросы психологии. - 1999. - №1. - С. 50-60

.        Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре /Р.И. Жуковская. - М., 2003. - 156 с.

.        Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // В кн..: Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1995. - 358 с.

.        Захаров А. И. Детские неврозы. - М.: Просвещение, 1993. - 211с.

.        Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Питер, 2000.

.        Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М., 1993.

.        Изард К. Эмоции человека. - М.: изд. МГУ, 1980.-439с.

.        Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. - М., 1991. - 134 с.

.        Коломинский Я. Беседы о тайнах психики: .- Мн.: Юнацтва, 1990. - 192 с.

.        Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2000.

.        Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психологическая готовность к школе. - М.: Высшая школа, - 1987. - 84 с.

23.    Кравцова Е.Е. <http://www.voppsy.ru/journals_all/authors/krav1oee.htm> Психологические новообразования дошкольного возраста <http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/966/966064.htm> // Вопросы психологии. - 1996. - №6. - 188 с.

.        Лебедева С.А. <http://www.voppsy.ru/journals_all/authors/lebedesa.htm> Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации <http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/975/975020.htm> // Вопросы психологии. - 1997. - №5. - 197 с.

.        Левис Ш. Ребенок и стресс. - С-Пб.: НЕВА, 2002.

.        Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры /А.Н. Леонтьев //Психологическая наука и образование. - 2006. - №3.

.        Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.

.        Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 314 с.

.        Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.

.        Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999 - 261 с.

.        Основы психодиагностики / автор Зоткин Н.В, - Самара: Универс - групп, - 2007, - 208 с.

.        .Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие - Самара: «Бахрах», 1998., 672 с.

.        .Практикум по возрастной психологии./ Под ред. Л.А. Голвей, Е.Ф. Рыбалко, - М., 2002.

.        Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж, 2000

.        Психокоррекцонная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Владос, 1995

.        Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб: Питер Ком, 1998. - 688 с.

.        Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М.: Прогресс, 1991. - 176 с.

.        Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для пед.уч-щ и ВУЗов.-М.:Школа-пресс,1997.-384с.

.        Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.

.        Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: «Педагогика - Пресс», 1993.-144с.

.        Всемирная электронная сеть Интернет, материалы сайта http://malishi.ru/

.        Всемирная электронная сеть Интернет, материалы сайта <http://www.nnmama.ru>

.        Всемирная электронная сеть Интернет, материалы сайта <http://www.mirrosta.ru>

Похожие работы на - Страхи в младшем школьном возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!