Семья как институт социализации ребенка

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    279,69 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Семья как институт социализации ребенка
















Семья как институт социализации ребенка

семья дошкольный возраст ребенок

Введение

Актуальность исследования. Личность человека развивается и совершенствуется под постоянным влиянием других людей. Человек приспосабливается к выполнению конкретных обязанностей в обществе, несёт ответственность за своё поведение, поступки и действия.

По мнению большинства ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), именно первые годы жизни - это наиболее важный период для социального, личностного и интеллектуального развития. Так как в детском возрасте у человека закладываются первые представления себе и формируется самосознание, кроме того образуются устойчивые формы взаимодействия с окружающими, социальные и моральные нормы [7. С. 216].

В детском возрасте большое влияние на процесс социализации оказывают так называемые агенты социализации. Это лица, с которыми у ребенка постоянно происходит непосредственное взаимодействие. Одним из таких агентов является семья. Именно в семье ребенок учится общаться, приобретая первый социальный опыт. Опыт работы в сфере дошкольного образования говорит о том, что данному вопросу уделяется недостаточно внимания. Родители не видят важности своей роли в процессе социализации ребенка, полностью возлагают ход данного процесса на дошкольное образовательное учреждение.

Ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявление тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.

Проблема. В науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной социализации личности ребенка в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. В связи с чем возникает противоречие между необходимостью обеспечения полноценного процесса социализации личности ребенка-дошкольника и невозможностью достижения искомого качества без сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Объект исследования: процесс семейного воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: роль семьи как института социализации ребенка дошкольного возраста.

Цель исследования - изучение семьи как института социализации ребенка дошкольного возраста.

Гипотеза: Если ребенок дошкольного возраста воспитывается в социально благополучной семье, то уровень его социализации выше, чем у детей из социально - неблагополучных семей.

Для реализации поставленной цели нужно решить ряд задач:

. Провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования.

. Выявить уровень социализации дошкольников из благополучных и неблагополучных семей.

. Проанализировать полученные данные на предмет выявления зависимости между типом семьи и уровнем социализации ребенка.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоритические (изучение и анализ психолого - педагогической литературы по изучаемой проблеме);

эмпирические методы (опрос, анкетирование);

методы статистической обработки информации.

Выборка: 15 благополучных и 15 неблагополучных семей, имеющих детей дошкольного возраста.

База исследования:

Практическая значимость заключается в возможности применения полученных данных в практической деятельности педагогов и психологов в работе с детьми дошкольного возраста.

Теоретическая значимость заключается в том, что изучена степень влияния семьи на процесс социализации личности ребенка.

Новизна исследования. Новизна заключается в том, что семья как социальный институт хорошо изучена в отечественной социологической литературе, но следует отметить, что данное исследование вносит вклад в изучение семьи как социального института в формировании личности ребенка дошкольного возраста.

Теоретико - методологическая база исследования: работы А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна, С.А. Козловой, Т.Д. Пашкевич.

Этапы исследования:

.        Провести методики выявляющие уровень социализации детей.

.        Выявление зависимость между типом семьи и уровнем социализации дошкольника.

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении определены цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, которая требует доказательства.

В первой главе дан глубокий анализ литературных источников по изучаемому вопросу.

Во второй главе представлен материал исследования семьи как института социализации ребенка.

В заключении подведены итоги курсовой работы.

1.Изучение процесса социализации в работах зарубежных и отечественных ученых

В общем понимании социализация - это процесс присвоения, приобретения социального, а именно процесс, результатом которого становится включение социального в структуру личности.

Понятие «социальное» в истории психологии имеет как минимум три трактовки: социальное как общественное, социальное как общечеловеческое, социальное как коллективное.

Понимание социального как общечеловеческого предполагает, что есть что-то общее, которое объединяет людей. Но остается нерешенным вопрос о том дано ли такое общее социальное человеку изначально или все же оно приобретается в процессе взаимодействия личности с обществом. Другими словами, у новорожденного ребенка есть данная всеобщая характеристика или ему предстоит ее приобрести. В литературе известны разные точки зрения на этот вопрос. Так Л.С. Выготский говорил, что ребенок, родившись, уже является элементом определенной культуры и определенных социальных связей. Он считал, что «очень наивно понимать социальное только как коллективное, как наличие множества людей. Социальное и там, где есть только один человек и его личные переживания» [8. С. 110].

На сегодняшний день, такой точки зрения придерживается А.В. Брушлицкий, который утверждает, что любой индивид и его психика изначально и всегда социальны…социальное - это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах [12. С.15]. Противоположным данной трактовке является утверждение о том, что личности необходимо присвоить социальное, обрести свою сущность в процессе взаимодействия с обществом. Это утверждение достаточно широко распространено как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

Другая точка зрения говорит, что социальное как взято из общества, вычерпано из него и имеет «общественное» происхождение. Существует несколько мнений о том, что именно вычерпывает личность из общества: Дюркгейм пишет, что связи коллективные идеи, представления и ценности; в работах М.М. Бахтина, Э. Кассирера, Л.С. Выготского основными социальными единицами являются символ, язык, речь; в интеракционизме предметом анализа становится ролевые предписания и нормы; в генетической психологии Ж.Ж. Пиаже, Дж.Г. Мида, в социально-генетической концепции Рубцова социальное представлено как «вычерпанные» из общества и присвоенные в ходе социальных взаимодействий способы деятельности и мышления [16. С. 132].

При анализе социализации, обычно, опираются на понимание социального как общественного. Исходя из этого, социализация - это установление личностью субъективных отношений с обществом, имеющих конкретные модификации и конкретные формы. При этом особенность данного общества влияет на личность, отражаясь в ней.

Истории психологии есть несколько трактовок процесса социализации:

социализация как гоминизация (приобретение сущности в социуме);

социализация как экстериоризация (раскрытие изначальной сущности человека в социуме);

социализация как адаптация (сопряжение сущностного и общественного);

социализация как интернализация (овладение социальным, перенесение его в глубинные пласты личности) [13. С. 163].

Очень часто под процессом социализация понимается процесс приспособления или адаптации. Эта трактовка является наиболее ранней. Она возникла еще в период господства природоцентризма, но попрежнему остается популярной за рубежом.

Понимание социализации как приспособления или адаптации характерно для, бихевиоризма, необихевиоризма и психоанализа (Э. Торндайк, Б. Скиннер, Уолтерс и др.) и в некоторой степени символического интеракционизма (Л. Колберг, Д. Джосом, Т. Ньюком и др.). Данного мнения придерживаются и некоторые отечественные психологи (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.Ф. Лазурский). Неофрейдисты считают социализацию процессом адаптации в социуме, приближение природных импульсов, инстинктов и требований социальной среды, где данные инстинкты могут быть действительно удовлетворены, в результате чего вырабатываются социально приемлемые способы их получения. Представители необихевиоризма и бихевиоризма (Б. Скиннер, В. Уолтерс, Э. Торндайк и др.) характеризуют социализацию как процесс социального научения, стимулируемого необходимостью адаптации к социуму. Символические интеракционисты (Т. Ньюком, Дж. Мид, Д. Джосом, Д. Хорке, Л. Колберг) считают, что социализация является результатом адаптации, приспособления человека к групповым нормам, которая происходит в процессе социального взаимодействия людей.

В современной отечественной психологии также есть психологи разделяющие взгляд на социализацию как адаптацию. Так Б.Г. Парыгина предлагает следующее определение: «Процесс социализации - вхождение в социальную среду, приспособления к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» [9. С.124].

При анализе термина «социализация» в литературе Запада, Ю.И. Кривов сделал вывод о том, что большинство авторов (Р. Дерек, В.И. Гуд, Б. Уолмен и др.) придерживаются при определении понятия «социализация» парсонианской традиции [20. С. 14]. Ряд исследователей пытаются подчеркнуть активность личности в процессе социализации (У.М. Уэнтворд, Ф.О. Джиринг, Ф.Дж. Рамтон, А. Бандура, Б. Бернштейн, Д. Харгривс, Р. Харре).

Основой расхождения взглядов является сам подход к культуре как совокупности значений, ценностей, идей, символов и т.д., на которую опирается понимание социализации как интернализации. В противовес данному подходу ученые предлагают понимание культуры как конструкции для жизни, специфического способа деятельности, существования. В отечественной психологии примерно в таком значении используются термины «образ жизни», «социально-исторический образ жизни», «социальная ситуация развития». В такой трактовке подчеркивается и изменчивость и историчность среды существования человека, и процесс социализации приобретает экзистенциональный смысл.

В наше время в отечественной науке достаточно прочно укрепилось представление о том, что социализация - это двусторонний процесс, который включает в себя не только усвоение, но и воспроизводство индивидом общественных отношений. Психолог Г.М. Андреева пишет: «Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [2. С. 340].

А.В. Мудрик в своих работах также пишет о двух сторонах социализации: «С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, систему социальных связей, а с другой, в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду» [4. С. 6].

С.Н. Беличева также утверждает, что «социализация, прежде всего, предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений» [7. С. 22].

В своей работе Б.Д. Парыгин акцентирует внимание на том, что «испытывая на себе влияние среды, социальных институтов и собственной деятельности, личность вместе с тем относительно автономна в развитии своего внутреннего мира, в развитии самосознания и самоотношения. Активная жизненная позиция личности как раз и заключается в ее способности к осуществлению функций самоконтроля, саморегуляции, самоутверждения и самосознания» [17. С. 46].

Человек в процессе социализации выступает с одной стороны как объект, с другой, как субъект общественных отношений. Социализация личности, таким образом, может рассматриваться в двух аспектах - субъектном и объектном.

В рамках исследования возрастной психологии ученые характеризуют социализацию со стороны личности и её индивидуальной активности по овладению социальным знанием. Важно отметить, что при таком подходе активность личности не делят по оси присвоение-преобразование-реализация, процесс усвоения - творческий, интимный, преобразовательный процесс. На это в своих работах обращал внимание Л.С. Выготский.

В своих трудах А.Г. Асмолов выделил три грани социализации:

.        Грань индивидуализация, отражает « основной генетический закон культурного развития: от интерпсихологического, социальной коллективной деятельности ребёнка к индивидуальному интрапсихическому…».

.        Грань «интимизации» - отражает переход от «Мы» к «Я», проблему самосознания личности.

.        Грань интериоризации как производство внутреннего плана сознания [6. С. 293].

А.Г. Асмолов утверждает, что социализация ребёнка - это усвоение различных социальных ролей, формирование социального характера и других социально-типических проявлений личности, которые обусловлены местом личности в общественных отношениях, её образом жизни, её социальной позицией [21. С. 30].

Таким образом, процесс социализации - это индивидуальный творческий процесс, связанный с включением личности в социальные отношения, осознанием их и наполнением индивидуальным смыслом. Данный процесс трудный, его регуляция извне нередко приводит к рассогласованиям, с которыми часто сталкиваются педагоги и психологи в ситуациях, когда ребёнок слепо подчиняется выбранным для него другими способам действия: ходит в школу, в детский сад, делает уроки и т.п., но непосредственного, смыслового действия сам не производит.

1.1 Специфика социализации ребёнка

Ребёнок изначально социален, он полностью зависит от окружающих. С рождения ребёнка происходит его знакомство социальным миром. Настолько ребёнок будет адекватен, зависит от того, насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания.

Д.И. Фельдштейн пишет, что ребёнок находится в очеловеченном мире с момента рождения, среди предметов, которые наполнены человеческим смыслом, имеющих социальные функции. Ребёнок применяет средства и орудия, созданные в истории человечества, овладевает языком как инструментом мышления, при помощи которого он усваивает человеческий опыт и общается с другими людьми [13. С. 152].

Социализация индивида рассматривается в понятиях: «ведущий вид деятельности», «социальная ситуация развития», «кризис», «личностные новообразования»[11.С.75]. Причём характеристика возраста рассматривается в континууме всего развития: взаимообусловленности и взаимодействия этих параметров в смежных возрастах (предшествующих и последующих).

Современные исследователи И.С. Кон, С.А. Козлова А.В. Мудрик, рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:

интеграции и принятия социального мира как данности;

адаптации к социальному миру;

дифференциации - способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.

Достижения и направленность человека, который осуществляет процесс социализации, связаны с обретением на каждой стадии освоения культуры нового качества. Выделяются такие стадии: онтогенез (развитие субъекта), персоногенез (становление личности) и культурогенез (появление индивидуальности) [1. С. 231].

Каждая стадия социализации отличается у ребенка новым статусом во внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Единство внешнего и внутреннего содержания определяет стратегию развития - от жизнетворчества, к социотворчеству, и, наконец, культуротворчеству [22. С. 183].

Процесс социального развития дошкольников предполагает не просто усвоение ребёнком культурных ценностей, а становление собственного отношения к нему, трансформации и преобразования культурных ценностей в собственные межличностные достижения.

Таким образом, факты окружающей жизни, которые присваиваются ребёнком, встраиваясь в его картину мира, способствуют образованию целостной концепции жизни и своего места в ней.

Общим для всех точек зрения на социализацию ребёнка является то, что в ходе взаимодействия с социумом он социальной жизни персонализируется, окультуривается и персонифицируется (становится индивидуальностью).

Следовательно, социализация есть единство экстериоризации (воспроизводство, продуцирование культуры) и интериоризации (впитывание, усвоение культуры) [17. С. 165].

Процесс знакомства ребенка с культурой и социализация происходят под влиянием нескольких факторов, которые определяют направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учёт дает возможность эффективно осуществлять управление процессом воспитания в ДОУ, а также прогнозировать траектории социального развития ребёнка.

Выделяют следующие особенности в процессе социализации детей:

у детей базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений, корректируются в процессе вхождения в социум;

дети усваивают социальные нормы, как предписанные регуляторы поведения;

социализация детей строится на подчинении взрослым, на выполнении определённых правил и требований;

у детей при социализации ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера) [5. С. 72].

Эта специфика социализации ребёнка требует специальной четкой организации деятельности взрослых - комплексного сопровождения социального становления ребёнка в процессе его образования, воспитания и развития.

Факторы, которые влияют на процесс социализации ребенка.

Прежде всего - это микрофакторы - непосредственная среда жизнедеятельности ребёнка, ближайшее социальное окружение: семья, детское сообщество, соседи, микросоциум.

На втором месте мезофакторы - этно социокультурные условия региона, СМИ, субкультуры, типа поселения(мегаполис, малый город; средний город, портовый, промышленный, курортный центр, индустриально-культурный; село - большое, малое, среднее).

Также макрофакторы - страна, общество, этнос, государство.

Мегафакторы - космос, мир, планета, которые соотносятся с аспектами регионального, национального, глобального и континентального в развитии человека [18. С. 90].

Социализация личности ребёнка происходит под влиянием всех перечисленных выше факторов. Кроме того, каждый ребенок, вместе с чертами, обусловленными непосредственным окружением, развивает в себе многообразные культурно-исторические ценности, с окружением находящимся вокруг непосредственно не связанные.

Одним из важных аспектов социализации личности ребёнка является социальное развитие. Социальное развитие в философии - это процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, как процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм, как процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта [12. С. 193]. Социальное развитие довольно сложное и противоречивое явление. Как пишет Д.И. Фельдштейн, в данном процессе постоянно есть две стороны социализации и индивидуализации. Социализация предстает здесь как присвоение ребёнком общественных норм, а индивидуализация в виде постоянных открытий, утверждений и формирования себя как субъекта.

Самореализация ребенка отличается от самореализации взрослых. На этот процесс влияет много факторов. В дошкольном возрасте особую роль в самореализации играет семья. Таким образом, специфика социализации ребёнка требует специальной организации деятельности взрослых - комплексного сопровождения социального становления ребёнка в процессе его воспитания, образования и развития. Личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Роль и влияние социального мира на жизнь и развитие ребёнка может быть описана через совокупность факторов, обусловливающих процесс социализации подрастающего поколения.

1.2 Роль семьи в процессе социализации ребенка дошкольного возраста

Одной из основных функций современной семьи является социализация подрастающего поколения. Агентами социализации выступают социальные институты и люди, включенные в этот процесс, - родители, сверстники, сиблинги, представители церкви, учителя, телевидение и другие СМИ. Но наиболее значимой частью мира ребенка является семья. По данной причине она рассматривается обычно как первичный и более мощный агент социализации, который играет ключевую роль в формировании личностных мотивов и черт; в управлении социальным поведением; в передаче ценностей, норм и веры, которые свойственны данной культуре. В своих работах А.В. Мудрик рассматривает семью как важный институт социализации детей, который представляет персональную среду жизни и развития детей. Качество самореализации определяется рядом параметров каждой конкретной семьи (демографический - структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей; неполная или полная; однодетная, мало- или многодетная); социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; социально-экономический - занятость родителей на работе и имущественные характеристики; технико-гигиенический - оборудованность жилища, условия проживания, особенности образа жизни) [12. С. 81].

Цель социализации ребенка являются личностные качества, которые он должен приобрести, и социальное поведение, которое он должен усвоить. Юнисс считает, что социализация это процесс обоюдного или совместного регулирования на протяжении всей оставшейся жизни участвующих в социализации сторон, а не процесс перехода контроля от родителей к ребенку по мере того, как он становится более независимым и способным регулировать свое поведение самостоятельно. Маккоби предполагает, что длительность родительского влияния определяется крепостью и разумностью их отношений с ребенком, установленных в период среднего детства. В некоторых случаях вклад родителей в совместное регулирование поведения подавляет волю детей, в других - способствует увеличению их автономии в рамках таких отношений. Кроме того, взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окажутся весьма полезными при взаимодействии со сверстниками [20. С. 48].

Какую бы сторону развития личности ребёнка мы ни взяли, то всегда окажется, что главную роль в его эффективности на определенном этапе играет семья. Семья вводит ребёнка в социум, именно в ней ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенческом возрасте малыша кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним играют, занимаются, а в дошкольном ему открывают мир. В обобщенном виде социализацию определяют как влияние среды в целом, которое приобщает индивида к участию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, утверждению себя и выполнению разных социальных ролей, поведению в коллективах [2. С. 93].

Если классифицировать семьи, положив в основу социализацию личности, то можно выделить три типа: семья государственная, семья традиционная, семья персонифицированная.

В традиционной семье организация воспитания детей строится на традициях патриархальности. Такая семья подготавливает своих детей для жизни в коллективе или общине, где есть глава семейства. В таких семьях формируется потребительское отношение к жизни. Главным условием проживания в ней является опора не на себя, а на семейный клан, на семейные связи, род и т.п. Индивидуальность членов семьи подавляется, а их жизнь подчиняется строгому регламенту [6. С. 59].

В государственном типе семей молодое поколение полагается не на семейный общину или род, а на государство. Вся жизнь такой семье устроена так, чтобы подготовить молодежь к карьере. Главное - это заниматься той деятельностью, которая нужна государству. В государственном типе семьи родители учат детей не тому, что им пригодится в реальной жизни, а тому, на что есть социальный заказ [6. С. 73].

Общественный строй. Он основан на государственном типе семьи, но крайне неустойчив. Члены такой семьи постоянно подвержены политическим страстям, они революционны и радикальны. Такой тип семьи имеют большинство стран Восточной и Западной Европы. Примером являются Россия, Германия, Франция.

В персонифицированных семьях родители прикладывают все усилия, чтобы выработать у детей самостоятельность и как можно раньше отдалить их от себя, сделать максимально независимыми. Родители во взаимоотношениях со своими детьми используют позицию «рядом», держатся на равных с ними и требуют от них в свою очередь выполнения обязанностей. Для родителей этих детей детство не подготовка к жизни, а сама жизнь. В этом случае ребята не повторяют путь родителей, а выбирают собственный. Для такого образа жизни необходимо крепкое здоровье и жизненный опыт, в связи с этим в персонифицированных семьях детей с малого возраста приучают к физическим упражнениям и труду, причем в детских забавах и играх они должны полагаться только на себя. Такой подход к воспитанию обеспечивает не только самостоятельность и здоровье ребенка, но и овладение им обширным социальным опытом. Дети из персонифицированных семей вырастают свободолюбивыми, энергичными, творческими личностями [3. С. 294].

У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные», хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные.

Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети не здоровы, т. к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей приводят ребенка к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. Ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мир или наоборот пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя, т. е. он не может найти свое место в семье, а затем и в жизни.

Обобщая, можно сделать вывод, что семья играет большую роль в процессе социализации ребенка дошкольного возраста. От того какая семья зависит степень овладения ребенка навыками правильного, социально - одобряемого поведения, уровень самооценки, умение выстраивать отношения с окружающими, принятие морали и этики.

Изучением социализации личности занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Б. Скиннер, Э. Торндайк, Д.Б. Эльконин.

Социализация личности во многом зависит от деятельности ребенка, его активного участия в труде, от того, какое влияние окружающая среда оказывает на расширение границ его кругозора, как заботятся государство и общество о будущем поколении. Учитываются ли в процессе воспитания возрастные и индивидуальные особенности ребенка, может ли он самостоятельно находить решение своих проблем, насколько поощряют его самостоятельность, как формируется его уверенность в своих силах. Данные качества личности воспитываются в семье, а образовательные учреждения выступают в качестве вспомогательных средств, а не основного, как считают многие родители.

Специфика социализации ребёнка требует специальной организации деятельности взрослых - комплексного сопровождения социального становления ребёнка в процессе его воспитания, образования и развития. Личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Роль и влияние социального мира на жизнь и развитие ребёнка может быть описана через совокупность факторов, обусловливающих процесс социализации подрастающего поколения.

От того, насколько семья социально благополучна и как много времени родители ребенком, зависит будущая личность человека, а значит его жизнь в целом.

2. Исследование зависимости между типом семьи и уровнем социализации ребенка дошкольного возраста

.1 Организация и проведение исследования

Объект исследования: процесс семейного воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: роль семьи как института социализации ребенка дошкольного возраста.

Цель исследования - изучение семьи как института социализации ребенка дошкольного возраста.

Гипотеза: Если ребенок дошкольного возраста воспитывается в социально благополучной семье, то уровень его социализации выше, чем у детей из социально - неблагополучных семей.

Для реализации поставленной цели нужно решить ряд задач:

. Провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования.

. Выявить уровень социализации дошкольников из благополучных и неблагополучных семей.

. Проанализировать полученные данные на предмет наличия зависимости между типом семьи и уровнем социализации ребенка

Выборка: 15 благополучных и 15 неблагополучных семей, имеющих детей дошкольного возраста.

На первом этапе мы провели ряд методик для выявления уровня самореализации детей из благополучных и неблагополучных семей. Были выбраны для изучения следующие показатели: агрессивность, усвоение социальных норм, общительность, популярность среди сверстников.

Были подобраны следующие методики: «Нелепицы», «Социометрия», «Уровень тревожности ребенка» (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М).

Первой проводилась методика «Нелепицы». Цель ее проведения оценивание элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, которые существуют между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни и природой. С помощью данной методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамотно выражать свои мысли.

Процедура проведения методики следующая. Сначала ребенку показывают картинку. В ней есть несколько нелепых ситуаций с животными. Во время проведения методики ребенок получает инструкцию следующего содержания:

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть» [13. С. 429].

Следующей была проведена методика определения уровня тревожности.

Методика представляет собой опросник для родителей. Он состоит из 20 вопросов. Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл. Критерии оценивания по данной методике следующие:

Высокая тревожность - 15-20 баллов Средняя - 7-14 баллов Низкая - 1-6 баллов.

Умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками мы оценивали с помощью социометрии. Каждому ребенку был задан вопрос: с кем бы из ребят ты хотел играть? Ребята должны были выбрать из группы трех ребят. Исследователь вносил в бланк выбор каждого ребенка. Были посчитаны количество выборов ребенка другими детьми, а также отмечены взаимные выборы (Приложение 3).

2.2 Обработка и анализ результатов проведения исследования

На первом этапе исследования было проведено 3 методики. Проанализируем результаты каждой из них. При обработке данных проведения методики «Нелепицы», мы обратили внимание, что у детей их благополучных семей гораздо выше уровень сформированности элементарных представлений. Все данные по двум группам респондентов внесены в таблицу 1.

Таблица 1. Уровень сформированности элементарных образных представлений с помощью методики «Нелепицы»

Дети из неблагополуч. Семей

Уровень Сформиров

Дети из благополуч. семей

Уровень сформиров

1

Катя

2

1

Алина

7

2

Ваня

3

2

Миша

6

3

Света

5

3

Дима

8

4

Алина

3

4

Полина

8

5

Миша

6

5

Даша

9

6

Дима

2

6

Саша

7

7

Лиза

4

7

Миша

8

8

Варя

4

8

Рита

6

9

Ксюша

5

9

Катя

5

10

Полина

3

10

Оля

6

11

Стас

3

11

Лена

8

12

Паша

2

12

Максим

9

13

Саша

3

13

Артур

8

14

Миша

1

14

Карина

7

15

Арина

2

15

Яна

8


Для наглядности по каждому типу семьи данные представлены в виде диаграмм.

Рис. 1. Диаграмма. Уровень сформированности элементарных представлений у дошкольников из неблагополучных семей.

Рис. 2. Диаграмма. Уровень сформированности элементарных представлений у дошкольников из благополучных семей.

Таким образом, из приведенной выше таблицы видно, что у 100% детей из неблагополучных семей наблюдается низкий уровень сформированности элементарных образных представлений. Дети из благополучных семей (15 человек, 100) обладают показателями, характеризующими средний уровень сформированности элементарных образных представлений. При детальном анализе было выявлено, что они не только смогли найти все нелепицы, но и смогли объяснить свое мнение, сказать как правильно. Дети из неблагополучных семей, даже если правильно находили нелепицы, но объясняли с трудом или вовсе отказывались что - либо объяснять.

Для более точного анализа результатов мы воспользовались U- критерием Манна - Уитни. Он позволил определить значимость различий уровня сформированности элементарных представлений у детей из благополучных и неблагополучных семей.

Были получены следующие результаты.Эмп = 3.5, находится в зоне значимости.

Результаты применения критерия Манна - Уитни для обработки данных методики «Нелепицы»

Таблица

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

2

3.5

7

21

2

3

8

6

17.5

3

5

14

8

25.5

4

3

8

8

25.5

5

6

17.5

9

29.5

6

2

3.5

7

21

7

4

11.5

8

25.5

8

4

11.5

6

17.5

9

5

14

5

14

10

3

8

6

17.5

11

3

8

8

25.5

12

2

3.5

9

29.5

13

3

8

8

25.5

14

1

1

7

21

15

2

3.5

8

25.5

Суммы:


123.5


341.5


Результат: UЭмп = 3.5

Критические значения

Рис.

Рис.

Это подтверждает наличие корреляционной зависимости в исследуемых выборках.

Применим данный критерий для обработки данных методики определения уровня тревожности.

Данные, полученные в ходе проведения методики с родителями, внесены в таблицу 2

Таблица 2. Уровень тревожности испытуемых

Дети из неблагополуч. семей

Уровень тревожности

Дети из благополуч. семей

Уровень тревожности

1

Катя

12

1

Алина

11

2

Ваня

13

2

Миша

6

3

Света

3

Дима

5

4

Алина

13

4

Полина

13

5

Миша

16

5

Даша

4

6

Дима

18

6

Саша

14

7

Лиза

11

7

Миша

7

8

Варя

14

8

Рита

6

9

Ксюша

15

9

Катя

13

10

Полина

13

10

Оля

6

11

Стас

13

11

Лена

10

12

Паша

12

12

Максим

2

13

Саша

13

13

Артур

11

14

Миша

11

14

Карина

5

15

Арина

18

15

Яна

6


Таким образом видно, что 11 человек (73%) из неблагополучных семей обладают средним уровнем тревожности, 4 человека (27%) - высоким. У детей из благополучных семей не наблюдается наличие высокого уровня тревожности. 8 человек (53%) обладают низкими показателями тревожности, 7 человек (47%) - средними.

Рис. 3. Диаграмма. Уровень тревожности у детей из неблагополучных семей.

Рис. 4.Диаграмма. Уровень тревожности у детей из благополучных семей.

Из данных таблицы 3 (приложение 2), видно, что уровень тревожности у детей из благополучных семей ниже, чем у детей из неблагополучных. UЭмп = 24.5 - данное значение находится в зоне значимости.

Таблица 4. Результаты применения критерия Манна- Уитни для обработки данных уровня тревожности

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

12

15.5

11

12.5

2

13

20

6

6.5

3

15

26.5

5

3.5

4

13

20

13

20

5

16

28

4

2

6

18

29.5

14

24.5

7

11

12.5

7

9

8

14

24.5

6

6.5

9

15

26.5

13

20

10

13

20

6

6.5

11

13

20

10

10

12

12

15.5

2

1

13

13

20

11

12.5

14

11

12.5

5

3.5

15

18

29.5

6

6.5

Суммы:


320.5


144.5


Рис.

Это также свидетельствует о наличии корреляционной зависимости признаков в исследуемых выборках.

Данные социометрии мы не стали обрабатывать статистическим методом, так как нам важен качественный, а не количественный анализ результатов.

Таблица 3. Данные социометрии по ребятам из обеих групп

Дети из неблаг. Семей

Количество выборов (взаимных)

Дети из благоп. семей

Колич. выборов (взаимных)

1

Катя

3 (1)

1

Алина

11(3)

2

Ваня

2

2

Миша

6(1)

3

Света

4

3

Дима

5(1)

4

Алина

5 (2)

4

Полина

3

5

Миша

3

5

Даша

4(1)

6

Дима

4

6

Саша

4

7

Лиза

1

7

Миша

7(2)

8

Варя

4 (1)

8

Рита

6(2)

9

Ксюша

5 (3)

9

Катя

8(1)

10

Полина

3

10

Оля

6(1)

11

Стас

7 (2)

11

Лена

4

12

Паша

5 (1)

12

Максим

7(2)

13

Саша

3

13

Артур

4(1)

14

Миша

6(2)

14

Карина

3(2)

15

Арина

4

15

Яна

6(1)


В скобках указаны взаимные выборы.

Среди детей из неблагополучных семей нет популярных среди сверстников. Их выбирало меньшее количество детей. Они в свою очередь останавливали свой выбор в основном на детях из такой же семьи как у них. Взаимных выборов у них также меньше, чем у ребят из благополучных семей.

Обобщим результаты всех трех методик. Сравнивая данные, мы видим, что ребята из неблагополучной семьи тревожные, замкнутые или тревожные агрессивные. Им тяжело строить взаимоотношения с окружающими. Подобная ситуация в семье сказывается на их интеллектуальном развитии. У детей узкий кругозор, дефицит словарного запаса. Все это затрудняет их социализацию. Дети из благополучных семей более общительны, умеют сотрудничать. В семьях, где родители постоянно занимаются своим подрастающим поколением, растут более уверенные в себе, спокойные, жизнерадостные ребята. Их интеллектуальное развитие соответствует возрасту. Постоянное общение со взрослыми способствует расширению их кругозора и словарного запаса. Социализация у таких ребят проходит гораздо успешнее.

Семья является важным институтом социализации личности дошкольника. В ходе теоретического изучения мы выявили качества личности, которые свидетельствуют о том, что процесс социализации проходит успешно. К этим показателям относятся тревожность, уровень освоения элементарных представлений об окружающем мире, а также умение выстроить межличностные взаимоотношения со сверстниками. Мы предположили, что данные показатели будут сформированы только у тех ребят, которые воспитываются в благополучных семьях, где родители систематически занимаются развитием своего малыша. В соответствии с этим было выбрано две группы ребят. Одни из них росли в благополучных семьях, другие нет. Эти данные нам предоставил психолог ДОУ, который хорошо знает все семьи.

Для проверки своей гипотезы мы выбрали 3 методики: «нелепицы», «уровень тревожности» и социометрию.

Сначала были проведены все методики в обеих группах. Затем мы сравнили результаты по каждой методике между группами.

У 100% детей из неблагополучных семей наблюдается низкий уровень сформированности элементарных образных представлений. Дети из благополучных семей (15 человек, 100) обладают показателями, характеризующими средний уровень сформированности элементарных образных представлений. При детальном анализе было выявлено, что они не только смогли найти все нелепицы, но и смогли объяснить свое мнение, сказать как правильно. Дети из неблагополучных семей, даже если правильно находили нелепицы, но объясняли с трудом или вовсе отказывались что - либо объяснять. 11 человек (73%) из неблагополучных семей обладают средним уровнем тревожности, 4 человека (27%) - высоким. У детей из благополучных семей не наблюдается наличие высокого уровня тревожности. 8 человек (53%) обладают низкими показателями тревожности, 7 человек (47%) - средними.

Оказалось, что действительно, у ребят из неблагополучных семей более низкий уровень освоения элементарных представлений об окружающем, повышенный уровень тревожности, и они с трудом выстраивают межличностные со сверстниками. Среди детей из благополучных семей, наоборот, преобладают спокойные ребята, с широким кругозором, имеющие много друзей и пользующиеся популярностью среди сверстников.

Все данные были обработаны с помощью U-критерия Манна - Уитни. Результаты оказались в зоне значимости, а значит, полностью подтвердилась гипотеза исследования. Процесс социализации у ребят из благополучных семей проходит успешнее.

Заключение

Человек является существом социальным, его прогресс зависит не только от биологических, а также, от социальных законов. Поэтому формируется он только при наличии общественных условий жизни.

Изучением социализации личности занимались отечественные и зарубежные ученые. Большой вклад внесли Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Т. Парсонс, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов, Д.Б. Эльконин.

Они рассматривали процесс социализации как двусторонний: с одной усвоение социального опыта, а с другой переработка и выработка собственного отношения к миру.

Психологи и педагоги в своих работах особое внимание уделяли социализации ребенка, выявляя особенности и факторы, влияющие на данный процесс. Ученые указывали на то, что наиболее важным фактором, влияющим на социализацию ребенка, является семья. Именно в ней происходит приобретение первого социального опыта.

Цель написания нашей курсовой работы полностью достигнута. Мы изучили семью, как институт социализации ребенка. В ходе исследования мы решили ряд задач. На первом этапе провели глубокий анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования. Потом изучить уровень социализации дошкольников из благополучных и неблагополучных семей. Проанализировали полученные данные на предмет выявления зависимости между типом семьи и уровнем социализации ребенка. Для обработки результатов был применен U-критерий Манна - Уитни.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, полностью подтвердилась Действительно, если ребенок дошкольного возраста воспитывается в социально неблагополучной семье, то уровень его социализации ниже, чем у детей из социально - благополучных семей. Полученные результаты, еще раз подтверждает, что семья является институтом социализации ребенка.

Данные исследования могут применяться работниками ДОУ для проведения родительских собраний и индивидуальных бесед. Подборка методик может быть использована психологом образовательного учреждения. Воспитатели и психологи должны показать родителям, какую роль они играют в процессе развития своего ребенка. Что ни одно образовательное учреждение не заменит родительское тепло, поддержку и любовь. А ведь именно это залог успешной социализации ребенка.

Список использованной литературы

.Андреева, Т.А. Психология семьи./ Т.А.Андреева. - СПб.: Речь, 2010. - 384 с.

.Афанасьева, С. Цветной мир! // Дошкольное воспитание./ С.Афанасьева. - 2004. - N 3. - С. 25-33.

.Белоус О. В. Социально-психологические проблемы формирования личности ребенка в семье // Семейная психология и семейная терапия. /О.В.Белоус. - 2008. - N 2. - С. 81-87.

.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений, - 2-е издание./ Ю.В.Васильева, Т.А.Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 440 с.

.Гараганов, А.В. Причинная психотерапия. / А.В.Гараганов. - М.: Психотерапия, 2006. - 525с.

.Густомясова, А. Воспитание социальной компетентности // Дошкольное воспитание./А.Густомясова. - 2008. - N 5. - С. 106-111.

.Долгова, А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. / А.Г. Долгова. - М.: Генезис, 2009. - 216 с.

.Дружинин, В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. / В.Н.Дружинин. -СПб.: Питер, 2006. - 176 с.

.Дядюнова, И. А. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. /И.А.Дядюнова.- 2007. - N 10. - С. 89-92.

.Заостровцева, М.Н. Агрессивное поведение. / М.Н.Заостровцева.-М.: Сфера,2006.-108с.

.Лоренц, К. Агрессия./К.лоренц. - СПб.: Директмедиа Паблишин, 2008. - 485 с.

.Мудрик, А.В. « Введение в социальную педагогику»./А.В.Мудрик. - М.: 1997.

.Мустаева, Ф. А. Социализация личности ребенка под влиянием социальных проблем современной семьи // Вестник Челябинского гос. ун-та./Ф.А.Мустаева. - 2010. - N 1. - С. 162-167.

.Набиуллин, В. Р. Основные направления анализа процессов социализации ребенка в семье // Вестник ВЭГУ/В.Р.Набиуллиню. - 2009. - № 4. - С. 83-93.

.Пак Т.С. Психология развития и возрастная психология. / Т.С.Пак. - СПб.: Человек, 2010.-48с.

.Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков./Н.М.Платонова. -СПб.: Речь, 2006. - 336 с.

.Подласый, И.П. «Педагогика. Новый курс» Учебник для пед. спец. вузов. В 2 кн./ И.П.Подласый. - М.: ВЛАДОС. - 2001 - 483 с.

.Романчук, О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. / О.И.Романчук. -М.: Генезис, 2010. - 187с.

.Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. / Т.А. Стефановская. - М.: Совершенство, 1998. - 368 с.

.Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. Для педагогов и родителей./В.М.Целуйко. - ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

.Чечет В.В. «Педагогика семейного воспитания». Учебное пособие для вузов. / В.В.Чечет.-Мн.: Верасень, 2006. - 384 с.

Похожие работы на - Семья как институт социализации ребенка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!