Семья как институт социализации ребенка
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
Российский
государственный социальный университет
Контрольная
работа
По
курсу: «Содержание и методика педагогической деятельности»
На
тему: «Семья как институт социализации ребенка»
Выполнила:
Проверила:
Воронеж
2008
Оглавление.
1.
Введение
3
2.
Семья и
воспитание ребенка в семье 4
3.
Отличие
современной семьи от семьи прошлых лет 6
4.
Социализация
ребенка 10
5.
Заключение
14
6.
Список
используемой литературы 15
Введение.
Первоначально
понятие «социализация» пришло из политэкономики. Там данный термин
означал общение земли, средств производства и т.п.
В 1887 г.
американский социолог Гиддингс Ф.Г. в своей книге «Теория социализации» дал
определение, близкое к современному: развитие социальной природы или подготовка
человека к социальной жизни.
Сегодня проблему
социализации изучают философы, социологи, психологи, педагоги и др.
На социализацию
влияют: государство (к этому относят обязательный минимум образования, возраст
его начала, сроки службы в армии, др. законы); влияние различных обстоятельств
на общество (это стихийное бедствие, катастрофы); нормы и правила, создаваемые
обществом и государством (материальные, духовные ценности, культура);
воспитание.
Макс Вебер ввел
понятие «воспитание» и дал ему определение: действие, направленное на
разрешение проблем.
Социализация является
непрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует с социумом.
Это происходит во время общения, работы, игры. Ребенок начинает учиться
культуре общения, правилам поведения, овладевает ролями мужчины и женщины…
Воспитание – прерывный процесс, так как ограничено местом и временем. Оно считается
основной категорией в педагогике. И продолжается в течение всей жизни.
Объектом
социализации является человек. В нашем случае – ребенок. Семья – это первичный
институт социализации и одновременно является субъектом.
Данной теме
следует уделять много внимания, потому что именно в семье начинается развитие
ребенка, его воспитание. В семье даются первые навыки общения, культуры,
работы. Без этих первичных умений ребенок не сможет стать полноценным членом
общества.
Семья и
воспитание.
О воспитании
написано много книг и статей. Именно они дают информацию о том, как нужно
воспитывать ребенка. Но все сходятся в том, что решающую роль в воспитании
играет семья. От того, в каких условиях растет ребенок, зависит его физическое
и эмоциональное развитие.
Семья – первичная
ячейка общества, его социально-бытовая основа, находящаяся в тесной взаимосвязи
и взаимодействии с социально-производственной его основой. На своем уровне она
концентрирует в жизнедеятельности своих членов весь комплекс отношений,
существующих в обществе.
При этом семья
активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведений своих
членов, в реализации их статуса.
В младенчестве
семья играет главную роль, которую не могут заменить другие институты
социализации. Но уже в подростковом возрасте роль семьи уменьшается.
В семье
происходят формирование психологического пола ребенка. В первые 3 года жизни
это влияние определяющее, потому что ребенок усваивает атрибуты предписываемого
ему пола: особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы.
Поведенческие образцы мужчины и женщины. В дальнейшем развитии малыша семья
продолжает помогать или мешать формированию психологического пола юноши или
девушки.
После того, как
ребенок пойдет в детский сад, он попадает в среду, которая выступает как
условие его изменения и развития. Человек сам создает среду, в которой будет
протекать его жизнь. Изменив ее, личность меняется, меняются нравы, привычки,
страсти и чувства. Здесь фактором формирования личности и развития
психологической структуры личности выступает система общественных отношений
Но приобретение
своего опыта, пусть он и маленький, в семье в результате познания окружающего
мира, переживаний по поводу поведения близких людей и его собственные действия
в ответ на их поведение – один из путей формирования у ребенка качеств,
необходимых ему в дальнейшем для успешного общения с другими людьми.
Говоря о семье
как о части системы общественного воспитания новых поколений, нельзя упускать
из виду ее значимость в этой системе. Именно родители, семья в целом, - часто
того не замечая – вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей,
ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Эти первые уроки жизни в
семейном укладе создают основу, исходя из которой, ребенок, юноша (девушка) или
подросток избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает
социальную информацию в качестве руководства к действию.
Семейное
воздействие на ребенка уникально по интенсивности и результативности. Ведь оно
охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы
непрерывно и основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между
собой.
Здесь речь идет
не о чувстве любви и доверии, а об ощущениях детьми своей безопасности,
защищенности, возможности делиться своими переживаниями и получать помощь.
Семья – основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их
жизни. Во многом это качество сохраняется в подростковый период.
Отношение и
атмосфера в семье представляются в глазах детей не только как надежное убежище
от невзгод, но и его модель. Жизнь предоставляет нам множество примеров
прочности убеждений, мотивов, стереотипов поведения, которые люди воспринимают
в детские годы от родителей и других старших членов семьи. Но, к сожалению, не
всегда такие примеры положительны.
Отличие
современной семьи от семьи прошлых лет.
Семья – это основанная на браке или
кровном родстве малая группа, члены которой связаны взаимопомощью, общностью
быта; в ней вырабатывается совокупность норм и образцов поведения.
Современная семья
очень сильно отличается от семьи прошлых лет тем, что отношения между
родителями и детьми изменились, можно сказать, кардинально. Теперь они более
привязаны эмоционально друг к другу. Так, накопленный опыт дедушек и бабушек
редко передается детям. Это связано с тем, что сами ребята перестали стремиться
к перениманию опыта у старших поколений.
Но при этом
отношения между родителями и детьми стали сложнее. Сегодня большинство детей
имеют высокий уровень образования и могут проводить время вне семьи. Здесь
сказался экономический кризис прошлых лет, когда взрослые были вынуждены искать
пути для того, чтобы выжить в мире. Но и сейчас многие семьи вынуждены работать
на двух-трех работах, чтобы обеспечить себя и своих родственников. В это время
дети остаются без присмотра и чувствуют свою независимость. В определенной мере
это плохо влияет на их развитие, образование, культуру.
В последние годы
было замечено, что авторитет родительской власти потерял свою силу. Многие
взрослые этого не понимают и стараются всеми силами вернуть его, применяя силу.
Это неправильно. На смену авторитета родителя должен прийти авторитет личности
родителей.
В течение долгих
лет в сознании людей укоренилось разделение
труда. На некоторые профессии брали только женщин или только мужчин. Да и
домашние дела были поделены на «мужские» и «женские». Этот стереотип в
настоящее время уходит в прошлое. Теперь с ребенком может заниматься и отец в
то время, когда мать зарабатывает себе и им на жизнь.
При этом на
сегодняшний момент, занимать руководящие должности может не только мужчина, но
и женщина. Так, в Областной Думе уже сейчас присутствуют женщины. Из этого
можно сделать вывод, что статус женщины повысился.
Современные родители
не воспринимают опыт своих бабушек и дедушек, основываясь на личном опыте,
личных убеждениях. В какой-то степени это правильно.
В некоторых
семьях принято не делить обязанности, как это было раньше, а объединять их.
Так, например, муж может приготовить и убрать дома, когда у него появиться
свободное время. И если совсем недавно это считалось стыдным, то теперь – это в
порядке вещей.
Но
взаимоотношения в семье имеют основополагающую сущность. Когда ребенок растет
среди скандалов и драк он перенимает опыт общения такой же и по-другому не
понимает. Чрезмерная опека тоже плохо влияет на детей, они становятся
нерешительными, злыми…. Да и между взрослыми если нет взаимопонимания, то очень
трудно находиться вместе. Особенно, когда требуется поддержка и помощь.
Среди современных
семей наблюдаются и такое, что вместе с молодоженами и их детьми, живет и
старшее поколение. Это стало нормальным явлением в мире. С чем связано такое?
В первую очередь
с тем, что жилплощадь дорожает постоянно, в то время как заработанные платы
остаются на одном уровне. Очень многие молодые семьи не могут позволить себе
приобрести жилье. И дело не в том, что они не хотят.
Уже стало
нормальным в мире, что существуют семьи, которые не заключали юридический брак.
Социологи и правоведы ввели такое понятие, как фактическая семья. В этой семье
также имеется общность быта, взаимная ответственность ее членов, дети.
Нельзя сказать,
что в этом случае отношения и ответственность находятся вне правового
регулирования и базируются только на нормах нравственности. Нет. Существуют
правовые гарантии, добровольное или принудительное признание отцовства,
взыскание алиментов и требования к родителям обеспечить надлежащее воспитание
детей.
Несмотря на то,
что прогресс движется вперед, экономика страны тоже стала достаточно
стабильной, и все же существуют неполные семьи. В нашей стране ежегодно
заключается огромное количество браков. Но число разводов и смертей растет из
года в год. Чаще всего это материнские семьи (мать и дети). Реже – отцовские.
Некоторая часть таких семей вновь становится полными после вторичного брака.
Многие годы
успешно функционировала система семейного воспитания, которую можно назвать
«автоматической». Воспитывался в первую очередь сам уклад семейных отношений.
Семья была преимущественно многодетной, члены ее активно осуществляли
взаимопомощь и взаимозащиту.
В таких семьях
дети наблюдали трудовую деятельность родителей и участвовали в ней. Огромную
роль играло то, что дети практически постоянно находились на природе, наблюдали
за животными. А авторитет отца и других старших членов семьи служил как образец
поведения и защитника.
При этом нельзя
забывать о том, что в те времена темпы взросления детей были огромными.
Подрастающее поколение вступало в жизнь в экстремальных ситуациях. Гражданская
война, восстановление народного хозяйства – все это требовало от каждого члена
общества готовности участвовать в общих делах и выполнять посильные поручения.
В таких тяжелых
условиях ребенку и подростку не уделяли много времени в семье. Но при этом для
них всегда был определен круг обязанностей, которые выполнялись беспрекословно.
Каждый член семьи имел свои обязанности.
Несмотря на то,
что все жили достаточно плохо, семьи были многодетными. И очень мало было
социально-неблагополучных семей, конфликтных.
Да, обстановка
прошлых лет отрицательно сказалась на материальном уровне, психологическом. Но
она существенно стимулировала и ускоряла гражданское становление, достижение
социальной зрелости.
Большая часть
семей проживала в сельской местности и жила за счет выращенных фруктов и
овощей. Здесь дети могли наблюдать за трудовой деятельностью родителей
постоянно. Сейчас и в городских и в сельских семьях дети видят, как родители
собираются на работу и приходят с работы. Но они не наблюдают труд родителей и
не знают, в чем он заключается.
Социализация
ребенка.
Социализация
ребенка неотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах
взрослых, подражая им. Изменения в жизни, экономической, политической и прочих
ее сферах настолько быстры, что малышам придется жить в том мире, который
существенно отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания
должна оцениваться не по тому, сколько передали опыта и знаний, а по тому,
сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в
условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Любая семья
имеет особые возможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю
последующую жизнь.
В семье ребенок
набирается уроков взаимоотношений полов и будущей семейной жизни. Формируется
характер, уровень самооценки и самокритичности. Здесь же он развивается
умственно, физически, психологически. Интересы членов семьи, их образовательный
уровень сказываются на интеллектуальном развитии детей, закладываются
стремления к образованию и самообразованию.
Помимо этого
семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами и ролями.
Недостаток внимания со стороны родителей приводит к детским конфликтам и не
появляется связь с ребенком.
В процессе
воспитания закладываются и формируются ценностные ориентации человека, которые
проявляются в отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления,
планы и способы их достижения.
Большую роль
семья играет в процессе социального развития человека. Так как одобрение,
поддержка, безразличие или осуждение влияют на детей, помогают адаптироваться к
различным ситуациям, искать выход из сложных жизненных ситуаций.
От того, какая
семья (полная или нет, расширенная) зависит воспитание ребенка. Можно привести
такой пример: отношение родителей к дедушкам и бабушкам перенимаются и детьми.
Поэтому, если Вы сами себе позволяете по отношению к старшему поколению
грубость, резкость, то и Ваши дети будут грубить. В последствии это обернется к
Вам.
Целью семьи можно
считать – обучение: гигиене, бытовым умениям, культуре общения; развитию
физических, интеллектуальных и личностных качеств; развитию способностей (спортивных,
художественных, образовательных).
Современные
разводы и рождение второго ребенка или вне брака отражаются на психике детей.
Причинами такого могут быть – неразвитее чувство ответственности, долга,
легкомысленное отношение к браку, подозрительностью…
Но если в семье
присутствует человек, который считается алкашом, наркоманом, то развод, с точки
зрения воспитания, необходим. Ведь дети каждый день получают негатив, наблюдая
пьяные скандалы и драки. Во многих случаях такую модель поведения не удается изменить
и тогда ребенок воспроизводит судьбу родителей.
Расширение
бытовых удобств повлекло за собой проблемы. Они ограничивают участие детей от
домашнего труда. Данную ситуацию усугубили и сами родители, когда стараются
оградить ребенка от труда и помощи по дому. Такие дети вырастают эгоистами,
которые считают, что родители обязаны их обслуживать.
Сложности
семейного воспитания связаны с деятельностью массовой информации, с
формируемыми кино, прессой, телевидением, радио образами людей, которым хочется
подражать, считать идеалом, быть в чем-то похожим.
Так, хулиганы,
антигерои, наркоманы, тунеядцы в фильмах и компьютерных играх воспринимаются
как наблюдаемые в жизни. Таких героев подают без нравственной оценки, что
приводит к дезадаптации общественного мнения подростков.
Правильная
позиция семьи может нейтрализовать такие сложности в воспитании, как участие
СМИ и пр. Или, наоборот, возрасти в результате ее ошибок. Если в семье четко
стоят цели и задачи, которые она стремиться достичь, то ребенок вырастет более
уверенным в своих силах, подготовленным к жизни.
В каждой семье
есть две крайности. Одна, когда родители считают, что ребенок еще маленький,
чтобы помогать по дому, сходить в магазин и т.д. Они сознательно ограждают его
от работы. Или же, наоборот, заставляют его делать что-то с помощью «кнута» и
«пряника». Это не лучший метод воспитания.
Почему-то
укоренилось мнение, что родители обеспечивают, а школа должна учить. Это не
правильно. В такой семье существует непонимание того, что они перенимают,
прежде всего, пример родителей, их поведение, атмосферу и общение в семье.
Вторя крайность –
гиперопека. Когда детей отстраняют от дел семьи. От участия в зарабатывании и
распределении средств. При этом сами родители лучше знают, что необходимо их
детям и заставляют последних посещать кружки музыки, шахмат…. В то время, когда
дети не хотят этим заниматься. Это приведет к тому, что навязанный образ жизни
отторгнется, появится отчуждение у ребенка, срывы в поведении, жалобы. В таких
условиях малыш растет неуравновешенным, неискренним, замкнутым.
В семье, где
стоит постоянный контроль и присутствует авторитарный стиль, происходит
отчуждение взрослых от младших, враждебность по отношению к окружающим,
агрессия и протест. Это связано с тем, что контроль над мыслями, желаниями,
поведением приводит к сопротивлению ребенка. За это его наказывают и бьют. Дети,
вырастающие в таких семьях, бывают озлобленными, пассивными и апатичными.
В демократической
семье родители стараются установить хорошие отношения с детьми, привлекают их к
решению проблем, поощряют инициативу и самостоятельность. В таких условиях все
обсуждается, объясняется. Ценится независимость и послушание. Ребенок вырастает
самостоятельным, активным, дружелюбным, ответственным.
В реальности эти
стили воспитания в чистом виде встречаются редко. Обычно, встречаешь смешанный
стиль или компромиссный.
Доброжелательная,
здоровая атмосфера создает условия для развития ребенка и взрослого. Дает
пристанище среди невзгод, где можно получить помощь и поддержку, любовь и признание.
Каждый человек стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.
И от того, какие
культура, атмосфера, цели и принципы, финансовые возможности и отношения царят
в семье – зависит самореализация и развитие полноценного человека. Цели семьи
переходят и к ребенку. Он начинает стремиться к ним, старается оказать помощь в
достижении их своим родителям.
Заключение.
Семья – это
неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно общество не обходилось без
семьи. Поэтому развитие ее, укрепление, стабилизация – дело не только
государства и общества, но и, прежде всего самих супругов. Это важно. Ведь
именно в семье начинается формироваться личность будущего члена общества.
Перенимание
традиций сплачивает семью. Живой пример родителей очень важен в развитии ребенка.
Развитие человека
во взаимоотношениях и под влиянием окружающей среды можно определить как
результат его социализации, т.е. усвоение и воспроизводство культурных
ценностей и социальных норм, а также саморазвитии и самореализации том
обществе, в котором он живет.
Социализация – развитие, обусловленное
конкретными социальными условиями, т.е. в процессе воспитания. Она начинается с
семьи.
Социологическими
исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние
школы, улицы и СМИ. Таким образом, от социального климата в семье, духовного
развития и физического становления в ней детей зависит успешность процессов
развития и социализации ребенка.
В семье
закладываются взаимоотношения с окружающими, границы власти и ответственности,
которые становятся нормой.
В конфликтной
семье дети низкоорганизованы и не имеют собственного потенциала разрешения
кризисных ситуаций. А в криминальных семьях дети не имеют элементарных условий
для воспитания, по отношению к ним допускаются насилие, жестокое обращение.
Часто вовлекаются в преступную деятельность родителей. Как правило, таких детей
ждет бродяжничество, побеги из дома.
Список
используемой литературы.
1.
Дивицына
Н.Ф. «Семьеведение», М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325с.
2.
Игошев
К.Е., Миньковский Г.М. «Семья, школа, дети», М.: Юридическая литература, 1989.
– 197с
3.
Мудрик
А.В. «Социальныя педагогика: учеб. Для студ. Пед. Вузов»/ под ред. В.А.
Сластелино. – 5-е изд., допол. – М.: издательский центр «Академия», 2005. –
200с.
4.
Шакурова
М.В. «Методика и технология работы социального педагога». – 3-е изд., стер. –
М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272с.