Особенности социального интеллекта личности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,75 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности социального интеллекта личности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра психологии



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Психологическая культура личности

Тема: Особенности социального интеллекта личности

Выполнила

студентка 1 курса, группы 1226зс

Максименко К.С.

Проверил

преподаватель

Лямина О.Н.




Рубцовск 2013 г.

Содержание

Введение

Интеллект личности

Социальный интеллект

Общие научные подходы изучения интеллекта

Социальный интеллект. Общие моменты определения

Заключение

Список литературы

Введение

Социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, - особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.

Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект есть то, что измеряется тестами интеллекта. Имеются различные точки зрения на оценку данного высказывания. По мнению Б.Ф. Анурина, оно достаточно тавтологично, тривиально и прямо напрашивается на критику. Другие исследователи считают такое определение рекурсивным, что является чрезвычайно распространенным в математике, информатике, компьютерном программировании, искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности, такие как принцип «позитивного многообразия».

Интеллект личности

Интеллект личности способность обрабатывать информацию: анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, формулировать выводы и прогнозировать развитие событий, процессов, умение находить различные варианты решения проблем.

Социальный интеллект

пособность понимать другого человека, учитывать интересы других людей, умение сопереживать, устанавливать контакты, прогнозировать развитие коммуникативных процессов, умение оценить социальную ситуацию и правильно понять свою роль в ней, понимание своих прав и обязанностей, морального долга. Социальный интеллект является основой социализации (усвоения общественных норм, правил, законов).

Рассматривая интеллект как индивидуальное, личностное свойство человека, мы можем отметить, что в содержании функций отражается двойная обусловленность социального интеллекта, т.е. внутренний мир и внешний.

Когда в психологии впервые была выдвинута концепция социального интеллекта, то к данному понятию интерес изменился. Ученые-исследователи стремились понять и объяснить специфику данного феномена, предлагали отличные друг от друга пути его изучения, выделяли различные формы интеллекта.

Изучение социального интеллекта проходило в несколько этапов.

Этапы изучения социального интеллекта

этап (1920 -1924 гг.) впервые в научный психологический лексикон был введен термин «социальный интеллект».

В 1920 г. американским журналом «Психология и образование» («Psychology and education») был организован круглый стол, с целью выяснения понятия «интеллект».

этап (1925-1938 гг.) психометрическое изучение социального интеллекта. Определение социального интеллекта были в соответствии с психометрическим подходом переведены в стандартные измерения индивидуальных различий.

этап (кон.30-х - 1965 гг.) социальный интеллект исчезает из предметного поля психологии. И дальнейшую работу в этой области признали бесперспективной. Все исследования были прекращены.

Принято выделять несколько общих научных подходов к изучению интеллекта.

Общие научные подходы изучения интеллекта

1.Структурно-генетический подход который базируется на идеях Ж. Пиаже и рассматривает интеллект, как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой.

2.Когнитивный подход основывается на понимании интеллекта, как когнитивной структуры, спецификой, которой определяется опытом индивида. Основоположниками данного подхода являются Дж. Брунер, О.К. Тихомиров.

.Факторно-аналитический подход наиболее распространен в современной психологии. Его основоположником является Чарльз Спирмен. Он рассматривает интеллект, как общую «умственную энергию», уровень которой определяется успешностью выполнения любых тестов.

.Иерархические модели интеллекта где интеллектуальные качества выстраиваются в иерархию по уровню обобщенности. Одна из распространенных концепций принадлежит Р. Кэттелу.

Разнообразие подходов к определению социальный интеллект демонстрирует неоднозначность его структуры. В тоже время в определениях СИ можно отметить ряд общих моментов.

личность социальный интеллект

Социальный интеллект. Общие моменты определений

1.Большинство подходов СИ трактуется как способность, следовательно, он связан с определённой деятельностью и является личностным образованием.

2.Учёные признают СИ независимым от общего интеллекта.

.Социальный интеллект описывается как сложное структурное образование, состоящее из нескольких способностей.

.Предметом этих способностей выступает установление отношений между событиями, в которых действующими лицами являются сам человек и его социальное окружение.

Имеющиеся в психологии эмпирические исследования затрагивают проблему СИ преимущественно в таких аспектах, как изучение особенностей СИ и психологических качеств личности, его взаимосвязи с общим интеллектом и его компонентами.

Заключение

Сформировавшийся социальный интеллект выступает показательной характеристикой конкретной цивилизации, конкретного типа культуры и в этом качестве может быть охарактеризован как субъективный фактор исторических процессов применительно к коллективному субъекту истории.

Социальный интеллект - способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе.

Данная способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности.

Особую актуальность проблема социального интеллекта и повышения уровня его развития приобретает у руководителей-профессионалов, осуществляющих руководство людьми и коллективом. Уровень развития социального интеллекта руководителя во многом определяет особенности взаимодействия человека в группе и формирования коллектива (команды). По мнению многих исследователей от личности руководителя во многом зависит принятие успешных управленческих решений, эффективность управления, успех деятельности организации.

Список литературы

2.Лужбина, Н. А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности: Дис... канд. псих.: Барнаул, 2002. - 192

.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов - СПб.- 2000 - 592с.

.Шапарь В.Б. Рабочий словарь психолога-консультанта - Ростов н/ Д.: Феникс, 2005. - 496с. - (Словари) ISBN 5-222-07133-2

.Автор: Хлебодарова Ольга Борисовна Рубрика: Психология и социология Опубликовано в № 11 (34), ноябрь 2011 г.

Похожие работы на - Особенности социального интеллекта личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!