Механизмы психологической защиты

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    147,82 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизмы психологической защиты















Тип работы: реферат

Тема: Механизмы психологической защиты

Содержание

Введение

1. Понятие и значение психологической защиты

2. Классификация видов психологической защиты

3. Основные виды механизмов психологической защиты

3.1 Синдром эмоционального выгорания

3.2 Проекция и проективная идентификация

3.3 Групповые защитные механизмы

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Впервые термин "психологическая защита" был использован З. Фрейдом.

Психологическая защита - это система регуляции, служащая устранению или сведению до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Психологическая защита направлена на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа "я" и образа мира, которая достигается путем устранения из сознания источников конфликтных переживаний .

Защитные механизмы - это психологические стратегии, с помощью которых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога и стресс.

По существу, их можно рассматривать как стили реагирования человека в угрожающих для него ситуациях, используемые на бессознательном уровне. Не случайно одна из методик, с помощью которой диагностируется выраженность того или иного защитного механизма, названа "методикой психологической диагностики индекса жизненного стиля".

Выделено уже большое количество защитных механизмов, но самыми изучаемыми оказались восемь: отрицание, вытеснение, компенсация, регрессия, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.

В настоящее время трудно недооценить понятие "психологическая защита" и виды защитных механизмов личностей, поскольку они окружают нас везде - как в семье, на работе, на учебе, повседневной жизни.

1. Понятие и значение психологической защиты


Понятие "психологическая защита" как предмет психологического исследования представляет собой многогранное, многомерное и одно из самых противоречивых явлений. Многие авторы, как зарубежные, так и отечественные, в настоящее время ссылаются на недостаток эмпирических исследований данного феномена, обусловленный, прежде всего, дефицитом методов исследования психологических защит. А так же многообразие определений понятия "психологическая защита" в рамках различных подходов.

Впервые термин "механизм психологической защиты" был использован З. Фрейдом в работе "Защитные нейропсихозы", в 1894 году.

З. Фрейд считал "психологической защитой" форму разрешения конфликта между влечениями и социальными требованиями.

Его дочь расширила представления о механизмах защиты, рассматривая их не только как врожденные особенности, но и как индивидуальные свойства, приобретаемые индивидом в ходе онтогенеза. Защитные механизмы представляют деятельность сознания, которая начинается когда "Я" подвергается чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность.

К. Хорни, представитель социокультурной теории отмечала, что желание личности оебспечить себя безопасностью порождается чувством "коренной тревоги", ощущением беспокойства, неуютности. Также действует тенденция к удовлетворению своих желаний, которая может входить в конфликт с тенденцией к безопасности.

Э. Фромм - представитель гуманистической теории изучал внутриличностный и межличностный аспект психологической защиты в рамках сущности и природы человеческой агрессии.

Понятие "механизмы психологической защиты" определяются как система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа "Я", как указано в психологическом словаре.

Психологическая защита тесно связана с защитной организацией организма. Некоторые пациенты приходят в анализ тогда, когда надеются не расширить контакт с самими собой и со своими объектами, а наоборот, отчаянно нуждаются в убежище от всего этого. Их первая цель в анализе - установить, или, точнее говоря, восстановить защитную организацию против внутренних и внешних объектов, которые причиняют им почти непереносимую тревогу.

Текущая жизнь пациентов пронизана мало модифицированными инфантильными тревогами. Это пациенты со слабым Эго, которые с большим, чем это характерно для нормы, чувством преследования подошли в младенчестве к границам депрессивной позиции, как ее определила Кляйн, но оказались неспособны преодолеть ее, взамен этого сформировав защитную организацию. Защитная организация, однако, оказывается ненадежной, поскольку комбинация слабого Эго и острых атакующих тревог, что делает преодоление депрессивной позиции невозможным, делает невозможным для таких пациентов и поддержание защитной организации. Их жизнь колеблется между периодами уязвимости и периодами ограниченности: они подвергаются воздействию интенсивной тревоги со стороны своих объектов, когда защитная организация не срабатывает.

 


2. Классификация видов психологической защиты


Среди исследователей не существует единой точки зрения на общее количество защит и на степень их соотнесенности друг с другом.

К механизмам психологической защиты Зигмунд Фрейд относил такие, как отрицание, вытеснение, замещение, проекция, рационализация, регрессия, реактивные образования и некоторые другие. Они не осознаются личностью и автоматически включаются, когда человек попадает в неприятную для себя ситуацию. Эти защитные механизмы, с одной стороны, служат для снижения остроты отрицательных переживаний; с другой - искажают восприятие реальности и проявляются в определенных реакциях личности. Отрицание проявляется в том, что сотрудник отказывается принять факт своей ошибки и на замечание руководителя у него возникает реакция "не может быть".

Вытеснение характеризуется забыванием, то есть сотрудник может совершать одну и ту же ошибку не в силу своей "бестолковости" или из-за "вредности", а потому, что сделанное ему замечание было болезненно для него и он вытеснил его из своего сознания.

Проекция - это бессознательное наделение других людей собственными чувствами, негативными качествами, которые не осознаются их носителем. Поэтому, во-первых, руководитель может обвинять сотрудника в том, что присуще ему самому, но не осознается им. Во-вторых, сотрудник может бессознательно приписать начальнику свои собственные чувства и поэтому воспринять его слова совсем не так, как ожидает руководитель.

Рационализация обеспечивает блокировку осознания истинных мыслей, чувств и мотивов деятельности человека; он в силу данного механизма использует более приемлемые для себя объяснения своего поведения. Одним из проявлений рационализации является оправдание себя.

Регрессия выражается в инфантильности, когда поведение сотрудника напоминает поведение беспомощного ребенка.

Реактивные образования проявляются в том, что вместо истинных чувств личность демонстрирует противоположные. Например, вместо агрессии или ненависти сотрудник использует лесть.

Интерес представляет классификация психологических защит, которые наиболее полно представлены в работах Л.Р. Гребенникова.

Можно выделить четыре группы:

защитные механизмы, которые объединяет отсутствие переработки содержания того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или отрицанию,

преобразование (искажением) содержания мыслей, чувств, поведения человека: рационализация, проекция, идентификация, замещение, реактивные образования, компенсация и многие другие,

механизмы психологической защиты, которые составляют механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения (сублимация, защитный механизм реализации в действии),

механизмы психологической защиты манипулятивного типа: регрессия, механизм фантазирования.

В целом большинство психологов современности выделяют определенный набор механизмов психологической защиты, которые считаются универсальными.

Интерес представляет классификация, приведенная Н. Мак-Вильямс, которая выделила два уровня - первичные и вторичные защитные механизмы. Рассмотрим их.

К первичным защитным механизмам относятся:

·        Всемогущий контроль - восприятие себя как причины всего, что происходит в мире. Проявляется в бессознательном восприятии человеком себя как причины всего, что происходит в окружающем его мире. Наиболее заметными проявлениями работы этого механизма являются ощущение ответственности за всё вокруг и попытки всё контролировать. Если же контролировать что-либо не удаётся - возникает чувство вины <#"607947.files/image001.gif">

Рис. 1. Модель уровневой организации психологической защиты

Существенный вклад в понимание природы психологической защиты на групповом уровне вносят исследования в области психологии и психотерапии семьи. Тому есть несколько причин, главная из которых заключается в следующем: современные психологическая диагностика и психологическая коррекция нарушенных семейных отношений основаны на представлении о семье как целостной структуре. Это, в первую очередь, отражается в языке описания тех или иных феноменов, присущих семье как социальной общности. Один из таких феноменов получил название "семейный миф". Это - набор взаимно согласованных, но искаженных ролей, которые играют члены семьи. Он не подвергается внутри семьи никакому сомнению, служит хорошей программой для социальных контактов вне ее и в то же время уменьшает гибкость самой семейной системы. Его функция состоит в том, что он позволяет каждому члену семьи выстраивать собственную психологическую защиту с помощью других членов и всей системы внутрисемейных отношений. До тех пор, пока семья зиждется на семейном мифе, она является "больной" системой. Но "болезнь" обнаруживается лишь тогда, когда миф дает трещину, т.е. оказывается более не в состоянии поддерживать хоть какой-то, пусть временный, гомеостаз внутрисемейных отношений. Обычно семейный миф формируется на почве какого-то неразрешенного кризиса - развода, чьей-то смерти, семейной тайны.А. Ферейра считает, что этот миф возникает в тех семьях, для которых характерно расщепление и отвержение чего-то нежеланного, травмирующего. На его место "водружается" некоторый фантом, призванный благоприятным образом заменить отсутствующее. Следует отметить, что описанный механизм по всем своим функциональным признакам соответствует "защитному", являясь при этом сугубо групповым, а не индивидуальным. Необходимость иметь дело с семьей как целым подчеркивается и в рамках концепции "патологизирующих ролей", рассматривающей нарушения в семье в качестве причины психических расстройств ее членов.

Разводя семейные системы по характеру их связей с окружающим миром на открытые и закрытые, В. Сатир отмечает, что для закрытых систем характерны скрытые, устаревшие, жесткие, неизменные правила семейной жизни. Члены таких семей вынуждены что-то делать со своими потребностями, изменять их, чтобы подстроиться под установленные правила. Такое положение дел усугубляется запретом на их обсуждение. Сами по себе правила необходимы для функционирования любой социальной общности, они регулируют взаимоотношения членов группы в достижении какой-то единой цели. Однако действие этих правил может быть самым разным, оно способно повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия.

Скрытый характер правил - фактор их отрицательного действия на личность. Новые члены семьи, будь то младенец, появившийся на свет в данной семье, или муж дочери (жена сына), пришедшие в родительскую семью супруги (супруга), знакомятся с уже действующими семейными правилами, т.е. объективной данностью, реальностью, с которой необходимо считаться, но о которой нельзя получить достоверные сведения. В результате они вынуждены играть по правилам, о наличии которых узнают только будучи наказанными за их нарушение, но о содержании которых могут лишь догадываться.

Обратимся к исследованиям в области группового принятия решений. Поиск ответа на вопрос, почему люди, каждый из которых сам по себе достаточно компетентен, умен и прозорлив, объединившись в группу, демонстрируют нечто противоположное, принимают глупые и необдуманные решения, привел к выделению довольно специфического группового явления - феномена "группомыслия" (groupthink). Феномен группомыслия впервые был описан американским исследователем И. Джанисом на материале изучения ошибочных политических решений американского правительства, приведших к серьезным негативным последствиям в XX столетии. Под "groupthink" понимается "стиль мышления людей, полностью включенных в группу, где стремление к единомыслию важнее, чем реалистическая оценка возможных вариантов действий". Разработанная Джанисом теоретическая модель включает в себя ряд факторов, провоцирующих возникновение данного феномена. К ним относятся: высокий уровень сплоченности группы; изоляция группы (отсутствие внешних экспертных оценок); директивное руководство; несовершенная процедура поиска и оценки альтернатив; гомогенность состава группы; провокационный ситуативный контекст.

На групповом уровне анализа симптомы "groupthink" проявляются в иллюзии группы по поводу собственного совершенства и неуязвимости, в коллективной рационализации происходящего, в стереотипизации соперников как врагов, в требовании лояльности от членов группы, в возникновении самоцензуры, приводящей к иллюзии единодушия, в появлении "самозванных хранителей устоев". Уверенность в том, что "мы - хорошая и мудрая группа", в ситуации неопределенности и риска актуализирует стереотип: "в хорошей группе вырабатывается хорошее решение". Многочисленные последующие попытки, с одной стороны, конкретизировать достаточно описательную по своему характеру модель Джаниса, а с другой, - эмпирически убедиться в существовании данного феномена и изучить его механизмы, привели к общему выводу о том, что главную роль в возникновении "группового духа" играют не ситуативные факторы, а устойчивые характеристики самой группы. В первую очередь такие, как директивное лидерство, изоляция группы, гомогенность группового состава и др.).

Групповые феномены, обнаруживающиеся в процессе совместного принятия решения и характеризующие группу как предпочитающую единомыслие качеству решения, дополняются особенностями ее структуры.

Таким образом, можно констатировать, что значительное число исследований, так или иначе затрагивающих проблемы малой группы, обнаруживают существование ряда групповых феноменов, которые выполняют защитную функцию, направленную на сохранение стабильности групповых отношений, наличной групповой структуры, т.е. в целом - на поддержание ее целостности и позитивности образа "своей" группы в восприятии ее членами. Это позволяет нам соотнести проявления защитной активности на обозначенных уровнях и в соответствующих контекстах (табл.1).

Таблица 1.

Сравнительные характеристики психологической защиты в зависимости от уровня анализа

Параметры защиты Уровни анализа

Субъект защиты

Предмет защиты

Источник угрозы

Средства зашиты

Примеры

Внутриличностный

"Я"

Границы "Я", позитивное самочувствие

"Оно" и "Сверх-Я"

Защитные механизмы и техники

Описанные в психоанализе: вытеснение, регрессия, изоляция и др.

Межличностный





А. Защитные действия в ответ на манипулятивное воздействие

А. Диадный

Личность в целом

Внешний (как правило, значимый Другой)

Защитные формы поведения

Б. Защитные формы поведения в тренинговой группе

Б. Внутригрупповой






Групповой

Группа

Групповая целостность, позитивный Мы-образ

Внутренний (дезинтеграционные процессы)

Защитные механизмы групповой динамики

Особые нормы или система норм

Межгрупповой

Группа

Групповая целостность, позитивный Мы-образ

Внешний (другая группа)

Защитные механизмы групповой динамики

Перцептивные искажения образа "чужой" группы


Целостность группы как предмет психологической защиты. Однако пока еще открытым остается вопрос о том, насколько правомерно рассматривать саму группу в качестве субъекта защитной активности. Субъектность группы может быть определена, как уже указывалось выше, с одной стороны, полаганием особой совместной групповой деятельности, которая не может быть осуществлена ни одним из составляющих группу индивидов по отдельности, ни даже простым суммированием усилий этих индивидов. Она имеет собственные целевые, процессуальные и содержательные характеристики. С другой стороны, точно так же, как индивидуальный субъект может быть описан в аспекте его специфических признаков, в качественном своеобразии группового субъекта можно выделить отдельные его составляющие. Анализ соответствующей литературы показывает, что в общем ряду социально-психологических характеристик группы можно выделить в самостоятельную категорию признаки, подчеркивающие ее целостность, системность. Другими словами, речь идет об особых свойствах системы "социальная группа", которые не могут быть прямо выведены из свойств составляющих ее элементов (индивидов). Более того, эти свойства как бы "приобретаются" элементами в силу самого факта их включенности в систему. Тем самым ряд индивидуально-психологических свойств и качеств личности составляющих группу людей опосредствуются их включенностью в групповую реальность, так же как их взаимоотношения - характером групповой деятельности и уровнем развития группы.

В этой связи субъективными мы будем считать те групповые характеристики, которые отражают в себе именно целостность группы. С этой точки зрения обращает на себя внимание, в частности, то обстоятельство, что почти все из возможных психологических характеристик группы имеют свои индивидуально-психологические эквиваленты, кроме одной - нормы. Нормы не только характеризуются социальным происхождением (что справедливо, в частности, по отношению ко всем остальным характеристикам индивидуального субъекта), но и существуют, т.е. сохраняются, поддерживаются, изменяются и отменяются исключительно в социальном (групповом) контексте, а будучи выключенными из него - теряют всяческий смысл.

Заключение

Итак, защитное поведение является сложным и неоднозначным феноменом, который изучался такими зарубежными и отечественными специалистами - психологами на протяжении истории психологии.

Психологическая защита является одним из сложнейших явлений в психологии. Этому подтверждение и наличие достаточно большого количества определений термина и методов классификации, которые предлагают психологи.

В целом сущностью и главной функцией механизмов психологической защиты можно считать охрану сознания личности от переживаний и психологического дискомфорта.

Изучение механизмов психологической защиты является важным и актуальным для психологической науки, т.к. благодаря этому можно изучить способы борьбы с внешними и внутренними конфликтами.

Выделяют первичные и вторичные механизмы психологической защиты.

К первичным защитным механизмам относятся: всемогущий контроль, диссоциация, интроекция, отрицание, примитивная идеализация, проективная идентификация, проекция, расщепление Эго, соматизация или конверсия.

К вторичным защитным механизмам относятся: аннулирование или возмещение, вытеснение, возмещение, игнорирование, идентификация, изоляция аффекта - удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания, интеллектуализация, компенсация, морализация, отыгрывание, аутоагрессия, раздельное мышление, рационализация,реверсия, регрессия, сексуализация, сублимация.

Механизмы психологической защиты играют важную в роль в психологической защите организма.

Список использованной литературы


1.      Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. - М.: Гардарики, 2006.

2.      Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник Моск. ун-та. Психология. - №1. - 2009.

.        Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Проспект, 2008.

.        Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. - 2009. - № 4.

.        Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Под ред. Гребенникова Л.Р. - Мытищи: Талант, 2007.

.        Ковалева Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - Иркутск, 2008.

.        Н. Мак-Вильямс Психоаналитическая диагностика. - М.: Класс, 2008. - С.87

.        Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: ГПП "Печатный двор", 2007.

.        Психология. Иллюстрированный словарь / Под ред. Кондакова И.М. - М: Проспект, 2009.

.        Психологический словарь / Под общ. науч. ред.П.С. Гуревича. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007.

.        Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 2009.

.        Российская ассоциация телефонной экстренной психологической помощи: Буклет. - СПб.: Питер, 2007.

.        Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2008. - С.67

.        Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. Пер. с англ. - М.: Проспект, 2009.

.        Хиншелвуд Р.Д. Проективная идентификация // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2006. - №3

.        Шелихова Н.И. Как бороться с мотивационным спадом // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2007. - №11.

.        Штроо В.А. Группа как субъект психологической защиты // Ежегодник Российского психологического общества: Психология сегодня.М., 1996. Т.2. Вып.2.

.        Штроо В.А. Защитные механизмы: от личности к группе // Вопр. психологии. 1998. № 4.

.        Штроо В.А. Исследование групповых защитных механизмов // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2010. - №3.

.        Janis I. L. Groupthink: psychological studies of policy. Boston: Hougton Mifflin Company, 1983

Похожие работы на - Механизмы психологической защиты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!