Предпринимательство в экономике региона

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,29 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предпринимательство в экономике региона















КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

Предпринимательство в экономике региона

Студент группы № 4890б

Белоусов Владимир Олегович




Ханты-Мансийск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Категория предпринимательства в гражданско-правовом регулировании

.1 Понятие предпринимательской деятельности

.2 Признаки предпринимательской деятельности

.3 Место предпринимательского права в правовой системе Российской Федерации

.4 Субъекты предпринимательского права

Глава 2. Характеристика предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе-Югре

.1 Предпринимательская деятельность в ХМАО описание

.2 Основные направления и тенденции развития предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе

.3 Рекомендации в отношении развития редпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе

Заключение

Список литературы

Введение

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе.

Рыночная экономика - это прежде всего экономика свободного предпринимательства. С переходом российской экономики к рыночным формам хозяйствования все большее число людей вовлекается в предпринимательство.

Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.

В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.

Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории

В данной курсовой работе мы рассмотрим тему - «Предпринимательство в экономике региона» По этому вопросу существует много учебников и статей, но в каждом из этих источников отражается точка зрения конкретного автора, что приводит в конечном итоге к дискуссии.

Актуальность - современное общество стремительно развивается, на смену одним технологиям приходят новые, на рынке предоставления услуг, в условиях конкуренции появляются всё новые и новые организации и мелкие фирмы, поэтому данная тема и требует изучения.

Методологическую основу исследования составляют:

-теоретический метод;

-метод обобщения;

-метод обработки данных.

Нормативно-правовой базой исследования послужили: действующие российские нормативные правовые акты, Постановления и Законы Правительства Российской Федерации

Эмпирической базой данной работы служат обобщения материалов опубликованных в учебной литературе, данные других исследователей, работающих над этой проблемой.

Источники информации - учебные пособия, затрагивающие данную тему, учебно-методическая литература, законодательная литература, Интернет.

Объект исследования - предпринимательская деятельность. Предметом исследования являются - виды предпринимательской деятельности.

Основной целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение понятия, видов предпринимательской деятельности, их признаков, и характеристик.

Определим задачи данной работы, ими является:

.Изучение понятия предпринимательской деятельности;

.Изучение признаков предпринимательской деятельности;

.Определение места предпринимательского права в правовой системе Российской Федерации;

.Рассмотрение субъектов предпринимательского права;

.Приобретение навыка по изучению (анализу и обобщению) практического материала;

Ход работы складывается поэтапно. Структура данной работы включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список.

Первая глава подробно рассматривает понятие, признаки предпринимательской деятельности, обозначаются субъекты предпринимательства. Для удобства прочтения и усвоения материала, выделяется вторая глава, в которой мы поговорим о формах и видах предпринимательства. Третья глава содержит информацию с рекомендациями в отношении развития предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе. По итогам работы сделано заключение и приведен список использованной литературы, который содержит в себе перечень законодательных актов, которые были использованы для написания данной курсовой работы, а также наименование учебных пособий, которые также послужили одной из основ при изучении вышеупомянутой темы, на первом этапе работы.

ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ УРЕГУЛИРОВАНИИ

.1 ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Легальное определение предпринимательской деятельности дано в ст. 2 <consultantplus://offline/ref=A5A2D7606E33F78CC9722E31DFE2222978349C0B51B7D31CDA5750AE6DC32BBB35D9C8E8CC3129P5a8H> Гражданского Кодекса Российской Федерации: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

1.2ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

. Предпринимательская деятельность характеризуется самостоятельностью.

Условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность предпринимателя. Имущественная самостоятельность определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности.

Организационная самостоятельность - это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности, начиная от принятия решения о занятии такой деятельностью, выбора ее вида, организационно-правовой формы осуществления, круга учредителей и т.п.

Вместе с тем самостоятельность предпринимателя небезгранична. Будучи деятельностью социальной, она должна подчиняться тем социальным нормам, которые действуют в обществе.

Следует отметить, что признак самостоятельности отличает предпринимательскую деятельность от трудовой. Заключив трудовой договор, работник должен подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, выполнять возложенные на него обязанности, соблюдать трудовую дисциплину. Проявление инициативы при осуществлении трудовой деятельности также возможно, однако очевидно, что объем ее несопоставим с самостоятельностью предпринимателя.

. Предпринимательская деятельность сопряжена с риском.

Рисковый характер предпринимательства коренным образом отличает его от хозяйственной деятельности периода административно-плановой экономики, допускавшей существование заведомо убыточных предприятий, которые при плохих результатах хозяйствования могли обратиться за поддержкой к государству.

Предпринимательский риск - мощный стимул к успешной работе; уменьшения убытков можно достичь путем заключения договора страхования предпринимательского риска, т.е. риска убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риска неполучения ожидаемых доходов.

В юридической литературе категория риска также вызывает живой интерес. Не имея возможности представить всю палитру определений, приведем одно из них, предложенное В.С. Белых, который под предпринимательским риском понимает "потенциальную возможность (опасность) наступления или ненаступления события (совокупности событий), повлекшего неблагоприятные имущественные последствия для деятельности предпринимателя".

. Предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли.

Получение прибыли, являясь основной целью предпринимателя, придает его деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже в том случае, если в результате получена не прибыль, а убыток. Вместе с тем, если получение прибыли как цель не ставится изначально, деятельность нельзя назвать предпринимательской, она не носит коммерческого характера. Так, в соответствии со ст. 247 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов При этом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с положениями НК РФ (ст. 41 НК РФ).

Следует заметить, что цель получения прибыли положена в основу разграничения организаций на коммерческие и некоммерческие в ст. 50 Гражданского Кодекса Российской Федарации.

Нельзя не обратить внимания и на такой квалифицирующий признак предпринимательской деятельности, как систематичность в извлечении прибыли.

Безусловно, систематическое получение прибыли не может рассматриваться в качестве единственной цели предпринимательской деятельности. Вместе с тем чисто теоретической представляется конструкция, предлагаемая в литературе, которая допускает выход на рынок предпринимателя, не ставящего перед собой в качестве стратегической задачи извлечение прибыли как результат своей деятельности.

. В соответствии с легальным определением предпринимательской деятельности прибыль извлекается субъектами от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Данный признак, как представляется, сформулирован весьма неудачно. Дело в том, что предпринимательская деятельность многогранна, и в рыночной экономике ее направления никак не могут быть представлены закрытым перечнем. Почему, например, нужно вести речь лишь о правомочии пользования в отношении имущества? А если субъектом извлекается прибыль в процессе реализации права распоряжения имуществом? Видимо, не имело смысла в законе перечислять возможные направления предпринимательской деятельности, так как они определяются прежде всего рынком.

. Наконец, как сказано в ст. 2 Гражданского Кодекса Российский Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Буквальное толкование законодательной нормы приводит к выводу, что, если деятельность осуществляется лицами незарегистрированными, она не является предпринимательской. Такой вывод представляется неверным. Действительно, как же в таком случае применять ст. 171 "Незаконное предпринимательство" Уголовного Кодекса РФ "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)". Такой признак предпринимательской деятельности, как осуществление ее лицами, зарегистрированными в установленном порядке, - формальный признак, т.е. признак, легализующий эту деятельность, придающий ей законный статус. Его отсутствие не приводит к утрате деятельностью качества предпринимательской, однако делает ее незаконной. Следует отметить, что в научной и учебной литературе предлагается рассматривать и иные, не представленные в законодательном определении признаки предпринимательской деятельности. Обратим внимание на некоторые из них.

Признак профессионализма предпринимательской деятельности. В качестве признака предпринимательской деятельности профессионализм предлагает выделять, в частности, О.М. Олейник. Раскрывая понятие профессионализма предпринимателя, автор пишет, что данный признак состоит в:

ведении этой деятельности людьми, имеющими определенную квалификацию или информацию, необходимую для принятия и реализации решений. В качестве подтверждения профессионализма действующее законодательство в одних случаях признает ранее полученное образование (например, юридическое, экономическое, медицинское), а в других требует сдачи предпринимателем соответствующих экзаменов (например, для аудиторов);

осуществлении предпринимательской деятельности по определенным правилам и методикам;

соответствии результатов деятельности определенным требованиям;

наличии государственных гарантий деятельности.

.3МЕСТО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

предпринимательское право гражданское

В системе права Российской Федерации предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного) гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др. Рассмотрим, как соотносятся между собой предпринимательское право и основные отрасли права в сфере предпринимательства:

) Базовой отраслью права является конституционное право, ибо на его основе формируются другие отрасли права, в том числе и предпринимательское.

Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., - базовый закон государства, представляющий собой юридическую базу всего действующего законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Конституцией установлены свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии и ограничения конкуренции. Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен рубль;

) Следующей по значимости отраслью права, взаимодействующей с предпринимательским правом, является гражданское право, представляющее собой систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.). Предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

) Но наибольшим по объему регулятором отношений в сфере предпринимательства является все же административное право.

Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования. Оно оказывает определенное регулирующее воздействие и на негосударственные организации. Например, обязательная государственная регистрация. Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений. Административное право характеризуется наличием отношения «власть - подчинение» и регулирует отношения неравноправных субъектов.

.4 СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

Субъекты предпринимательского права - это граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, государство, муниципальные образования.

Субъекты предпринимательских правоотношений - это конкретные участники, стороны правоотношения, наделённые субъективными правами и юридическими обязанностями в сфере хозяйствования.

В них указывается, что хозяйствующие субъекты - это российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели.

Субъект предпринимательского права - лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.

Рассмотрим признаки субъектов предпринимательского права.

. Легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации.

. Наличие хозяйственной компетенции, т.е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях - на основании лицензии.

Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную компетенцию. Общая компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Ограниченную компетенцию имеет субъект, который самостоятельно ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив цель своей деятельности в учредительных документах.

Специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

. Наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности. Правовыми формами такого обособления могут быть право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Обособленное имущество служит основой самостоятельной имущественной ответственности.

. Самостоятельная имущественная ответственность означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством.

Глава 2 Характеристика предпринимательской деятельности в Ханты-Мансийском Автономном Округе

2.1 Предпринимательская деятельность в ХМАО описание

В 2008 году на территории Югры осуществляло свою деятельность 1,03 тыс. малых предприятий. Среднесписочная численность работников в них составила 44,87 тыс. человек. Оборот малых предприятий Югры за январь-декабрь 2008 года составил 96,6 млрд. рублей.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры приняты и действуют два закона окружного значения - "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" от 27.12.2007 года №213-оз и "О Программе развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2004-2010 годы" от 30.12.2003 года № 82-оз. На основании закона о Программе проводится финансирование малых предприятий, организация семинаров и консультаций для малых предприятий, формирование реестра нежилых помещений для субъектов малого бизнеса, формирование положительного общественного мнения о малом предпринимательстве.

В автономном округе действуют организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, среди них Фонд поддержки предпринимательства Югры его филиалы и представительства, Торгово-промышленные палаты, Окружной бизнес-инкубатор его филиалы и представительства, Лизинговые компании, Консалтинговый центр.

В 2010 году на территории автономного округа осуществляло свою деятельность 18,2 тыс. малых предприятий с учетом микропредприятий и 226 средних предприятий. Среднесписочная численность работников по оценке составила на малых предприятиях с учетом микропредприятий 92,9 тыс. человек и средних предприятиях 26,2 тыс. человек. На территории автономного округа зарегистрировано 49,3 тыс. индивидуальных предпринимателей. Наиболее популярными в сфере малого и среднего предпринимательства являются такие виды экономической деятельности, как:

·оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 35,5%;

·строительство - 17,9%;

·операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг -17,2%;

·транспорт и связь - 10,0%.

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства автономного округа за январь-декабрь 2010 года составил 334,6 млрд. рублей. Деловой активности способствуют созданные в автономном округе условия, направленные на развитие малых и средних предприятий.

Консолидированный объем средств, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в январе-декабре 2010 года, составил 2 911,4 млн. рублей, в том числе средства автономного округа 334,8 млн. рублей.

За 2010 год открыто 607 малых предприятий, сохранено 5 169 рабочих мест и создано 1 671 рабочее место.

В 2010 году автономному округу за счет средств федерального бюджета установлен объем средств субсидии, предоставляемой на реализацию мероприятий программы развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2004-2010 годы в размере 105,5 млн. рублей, в том числе:

на реализацию мероприятий по поддержки начинающих предпринимателей в виде грантов на создание собственного бизнеса в размере 20,0 млн. рублей;

на поддержку малого и среднего предпринимательства путем микрофинансирования 70 млн. рублей;

на возмещение предприятиям затрат связанных с расходами на обучение своих сотрудников в сумме 4 млн. рублей;

компенсация затрат по бизнес-инкубированию в сумме 1,5 млн. рублей; а также на компенсацию затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по уплате процентной ставки по привлекаемым кредитам 10 млн. рублей.

В целях создания благоприятных условий для функционирования малых и средних предприятий в 2010 году осуществлялись виды поддержки: микрофинансирование; компенсация процентной банковской ставки; обеспечение гарантий по обязательствам; организация семинаров, консультации для предприятий и др.

Еще одним источником поддержки предприятий малого и среднего бизнеса являются муниципальные программы. По состоянию на 31 декабря 2010 года во всех муниципальных образованиях приняты и действуют муниципальные программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Консолидация финансовых ресурсов: федерального бюджета, окружного и местного позволяет более эффективно оказывать государственную поддержку развитию бизнеса.

Для координации действий всех органов власти, прозрачности, целесообразности и эффективности принимаемых управленческих решений в автономном округе функционирует Совет по развитию малого и среднего предпринимательства, члены которого участвуют в экспертизе нормативных правовых актов, способствующих созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в автономном округе.

По состоянию на 1 января 2011 года в 21 муниципальном образовании автономного округа осуществляют свою деятельность 48 советов (комиссий) по развитию малого и среднего предпринимательства при органах государственной и муниципальной власти.

В целях поддержки предпринимательства путем сокращения затрат на аренду помещений на базе Окружного бизнес инкубатора осуществляется формирование фонда нежилых помещений для размещения субъектов предпринимательства по льготным ставкам. На территории автономного округа утвержден перечень государственного имущества, находящегося в пользовании субъектов малого и среднего предпринимательства. Сформированы и утверждены перечни муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение или пользование субъектам предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые реализуются на территории 13 городских округов и 9 муниципальных районов, а также в 16 городских и сельских поселениях автономного округа. В данные перечни включены 417 объектов общей площадью 109,2 тыс. кв. метра, из них 348 объектов общей площадью 93,6 тыс. кв. метров сдается в аренду 256 субъектам малого и среднего предпринимательства.

По состоянию на 1 января 2011 года 129 субъектов малого и среднего предпринимательства автономного округа реализовали преимущественное право на приобретение арендуемого ими имущества, находящегося в муниципальной собственности, в результате чего приватизировано 141 объект недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, находящегося в муниципальной собственности, с общей площадью 29,6 тыс. кв.м.

2.2 Основные направления и тенденции развития предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе

Одним из основных направлений деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югрыпо реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 марта 2009 года № 116-рп «О реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года», является переход к устойчивому развитию экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Одной из задач, решаемых в целях реализации указанного направления, является развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в автономном округе (далее - Субъекты).

Меры, направляемые на развитие малого и среднего предпринимательства, предпринимаемые органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, стали одним из факторов, позволивших предпринимателям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры существенно минимизировать потери, вызванные финансово-экономическим кризисом. Сокращение объемов произведенной продукции (работ, услуг) в сфере малого предпринимательства и объемов инвестиций малых предприятий за последние два года свидетельствует о недостаточности собственных ресурсов и необходимости внешних инвестиционных вливаний в малый бизнес.

Ряд проблем, стоящих перед автономным округом связан с существенной зависимостью экономики от мировых цен на нефть, так как на долю топливно-энергетического комплекса приходится 95% промышленного производства. Также отмечается наличие проблем, связанных с недостаточным развитием наукоемкого малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики. Современный малый бизнес в округе активно проявляется в строительстве, торговле, операциях с недвижимостью, в оказании услуг, и только отчасти в промышленности. В нефтедобыче, глубокой лесопереработке, производственных услугах для нефтегазовых, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаний, агросервисе его присутствие незначительно.

Учитывая экономические особенности и месторасположение Ханты-Мансийского округа. Рядок компаний было предложено развитие следующих направлений деятельности для региона:

развитие ремесел

создание и развитие производства древесного угля.

Поддержка ремесленничества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Необходимо разработать и ввести в действие региональную целевую программу поддержки народных художественных промыслов, которая позволит проводить в регионе единую стратегию развития ремесленничества. Предлагаемая целевая программа должна учитывать следующие аспекты:

·создание и обновление информационной базы данных, отражающей положение ремесленничества в регионе (географическое распределение, ремесленники, выставки-ярмарки, семинары и т.д.);

·создание Интернет-сайта, содержащего информацию о ремеслах, ремесленниках, истории народного художественного промысла в регионе и его современное состояние;

·создание Интернет-магазина, предлагающего продукцию народных художественных промыслов региона;

·привлечение молодого населения к ремесленничеству, например, проведение на базах летних лагерей акций, посвященных народным художественным промыслам (изучение технологий, проведение курсов)

На сегодняшний день в лесопромышленном комплексе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в процессе первичной переработки леса образуется значительное количество невостребованных остатков, которые можно было бы использовать при производстве древесного угля. Вместе с тем, древесный уголь, который потребляется населением и предприятиями автономного округа, производится за пределами округа и в его цене велика транспортная составляющая. Учитывая данные факторы развитие данных направлений является в настоящее время для региона приоритетным.

2.3 Основные задачи в отношении развития предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе

Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Основными целями в ее реализации являются:

.Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике.

.Формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.

Целевые индикаторы развития этого сектора экономики на период 2011 - 2014 годов предусматривают:

увеличение доли занятых на малых и средних компаниях по отношению к занятым в экономике населению с 13,5% в 2010 году до 15,3% к 2014 году, при этом численность работающих в этих предприятиях увеличится на 16,2% по сравнению с 2010 годом;

увеличение доли выпуска малых и средних компаний в общем объеме отгруженных товаров собственного производства промышленности округа с 19,4% в 2010 году до 19,5% к 2014 году;

рост количества малых и средних компаний на 1 тысячу человек, на 25% (до 15 компаний к 2014 году с 12 в 2010 году).

В 2006 - 2008 годах принят ряд федеральных законов, позволяющих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления формировать перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного исключительно для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Имущество, включенное в такие перечни, должно предоставляться на условиях долгосрочной аренды(на срок не менее 5 лет), а для социально-значимых видов экономической деятельности - по льготным ставкам арендной платы.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры приняты и действуют законы окружного значения: О развитии малого и среднего предпринимательства вХанты-Мансийском автономном округе - Югре от 27.12.2007 №213-оз и Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе на 2011-2013 годы и на период до 2015 года от 09.10.2010 № 241-п.

Для поддержки субъектов инновационного предпринимательства на территории автономного округа действует долгосрочная целевая программа Инновационное развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2009-2014 годы. Одна из крупных задач - формирование доступной системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

За период 2005 - 2010 годов проведена работа по формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, созданы и действуют:

·бизнес-инкубатор;

·венчурный фонд;

·фонд микрофинансирования;

·гарантийный фонд;

·технопарк.

В целях привлечения долгосрочных инвестиций для реализации инвестиционных проектов, реализуемых субъектами предпринимательства путем участия в уставных капиталах, создано некоммерческое партнерство Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с уставным капиталом 200,0 млн. рублей.

Существенный потенциал для развития предпринимательства связан со снижением издержек субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с государственным регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности. В пределах предоставленного права субъектам Российской Федерации, в части снижения ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, принят Закон автономного округа от 30.12.2008 №166-оз О ставках налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Расширение доступа малых и средних компаний к финансированию проектов традиционно включалось в приоритеты программы. Объем консолидированных средств, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, на период 2011-2015 годов предполагается в размере 6,8 млрд. рублей.

Решение основной задачи - увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства напрямую связано с пропагандой идей предпринимательства, развитием интереса у молодых людей к самостоятельной деятельности, разъяснением государственной политики содействия развитию предпринимательства.

Для реализации данной задачи максимально используются возможности телевидения, радио, Интернета, наружной рекламы.

Заключение

В заключении необходимо подвести определенные итоги работы:

В первой главе рассмотренные основные вопросы государственного регулирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, вопросы действующего законодательства, даны основные критерии отнесения предприятий к малым, а также программы поддержки предпринимательства.

Во второй главе дано краткое описание текущего состояния предпринимательской деятельности на примере Ханты Мансийского Автономного округа, а также отражены основные направления развития малого бизнеса которые будут актуальны в ближайшей перспективе для данного региона исходя их особенностей данной территории, развитие ремесленного производства, организация производства древесного угля. Развитие данных направлений позволит говорить о решении вопросов занятости населения на данной территории.

На 2011-2014 годы программой развития малого предпринимательства определены следующие направления:

.Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике.

.Формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.

Решение вышеуказанных двух задач напрямую связано с пропагандой идей предпринимательства, развитием интереса у молодых людей к самостоятельной деятельности, разъяснением государственной политики содействия развитию предпринимательства.

Таким образом, Мы рассмотрели вопросы связанные с развитием территории на примере развития малого и среднего бизнеса в Ханты Мансийском Автономном Округе.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 25.12.1993. № 237;

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012). Изменения, внесенные Федеральным Законом вступили в силу с в силу с 02.01.2013 // Российская газета. 08.12.1994. № 238-239;

3.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012). Изменения, внесенные Федеральным Законом вступили в силу с в силу с 01.01.2013 // Парламентская газета. 10.08.2000. № 151-152;

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2012). // Российская газета. 25.06.1996. № 118;

5.Федеральный закон Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в ред. от 01.07.2011 № 169-ФЗ). Изменения, внесенные Федеральным законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ, вступили в силу с 01.07.2011 // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33, ч. 1;

6.Федеральный закон Российской Федерации о некоммерческих организациях от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011). Изменения, внесенные Федеральным законом от 18.07.2011 № 220-ФЗ, вступили в силу с 22.07.2011 // Российская газета. 22.07.2011;

.Федеральный закон Российской Федерации о кредитных потребительских кооперативах граждан от 07.08.2001 № 117-ФЗ (ред. от 03.11.2006) // Российская газета. 09.08.2001. № 151-152;

.Федеральный закон Российской Федерации об общественных объединениях от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011). Изменения, внесенные Федеральным Законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ, вступили в силу с 01.07.2011 года // Российская газета. 25.05.1995. № 100;

.Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011). Изменения, внесенные Федеральным Законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ, вступили в силу с 01.07.2011 года. // Российская газета. 01.10.1997. № 190;

10.Федеральный закон Российской Федерации об акционерных обществах от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 28.12.2010). Изменения, внесенные Федеральным Законом от 04.10.2010 « 264-ФЗ, вступили в силу с 01.01. 2011 // Российская газета. 29.12.1995. № 248;

11.Федеральный закон Российской Федерации о государственных и муниципальных унитарных предприятиях от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 19.07.2011). Изменения, внесенные федеральными законами от 18.07.2011 «№ 220-ФЗ», от 19.07.2011 «№ 246-ФЗ», вступили в силу по истечении 01.08.2011 // Российская газета. 03.12.2002. № 229;

.Федеральный закон Российской Федерации об обществах с ограниченной ответственностью от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 11.07.2011). Изменения, внесенные Федеральным Законом от 11.07.2011 № 200-ФЗ, вступили в силу с 25.07.2011 // Российская газета. 17.02.1998. № 30;

13.Федеральный закон Российской Федерации о производственных кооперативах от 08.05.1996 № 41-ФЗ (ред. от 19.07.2009) // Российская газета. 16.05.1996. № 91;

14.Интернет источники http://www.admhmao.ru/economic/index.htm Маркетинговые исследования

Похожие работы на - Предпринимательство в экономике региона

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!