Оценка конкурентоспособности предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    219,75 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка конкурентоспособности предприятия

Содержание

 

Введение

I. Понятие и виды конкурентоспособности

1.1 Понятие конкурентоспособности. Ее виды и сущность

.2 Методы оценки конкурентоспособности

.3 Значение оценки конкурентоспособности. Оценка конкурентоспособности бара "Dudki Bar"

.1 Краткая характеристика бара "Dudki Bar"

.2 Краткое описание основных конкурентов бара "Dudki Bar"

.3 Оценка конкурентоспособности бара "Dudki Bar". Направления повышения эффективности конкурентоспособности бара "Dudki Bar"

.1 Направления повышения конкурентоспособности бара "Dudki Bar"

.2 Ожидаемый эффект бара "Dudki Bar"

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение


В условиях развивающейся конкуренции данная тема необычайно актуальна.

Конкуренция служит важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция - это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкурентная среда влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности фирмы: чем выше интенсивность конкуренции (и, следовательно, более агрессивная конкурентная среда), тем сильнее должна быть развита пассивная конкурентоспособность (для адаптации к конкурентной среде), т.к. у организации меньше возможностей для влияния на конкурентную среды в силу несопоставимости внутренних сил фирмы с внешними воздействиями. Активная конкурентоспособность нужна фирме для снижения интенсивности конкуренции: если фирма занимает большую долю рынка, то ее рыночная власть будет выше (и сильнее активная конкурентоспособность), а интенсивность конкуренции со стороны конкурентов ниже.

Рынок общественного питания в России из года в год планомерно растет. Этот рост подкреплен рядом долгосрочных факторов. Среди основных можно выделить рост российской экономики и доходов населения, укрепление рубля по отношению к основным мировым валютам. Вместе с этим растет и рынок общественного питания г. Иваново. На сегодняшний день рынок общественного питания в городе развивается стабильно. С каждым годом количество ресторанов увеличивается. Сегодня их в городе насчитывается более 30. Это объясняется ростом спроса на бизнес-ланчи, а также невысокими барьерами при входе на рынок. Вместе с увеличением числа ресторанов наблюдается и рост уровня конкуренции. При этом очень важно оказаться конкурентоспособным и не "потеряться" в этом многообразии заведений, а также завоевать симпатии потребителей за счет создания благоприятного имиджа. С этой целью необходимо проводить исследования конкурентной среды фирмы.

Объектом исследования является бар «Dudki Bar» в г. Иваново.

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, выявление основных видов, а также проведение исследования конкурентной среды и разработке предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы на основе проведенного исследования.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты понятия конкуренции, ее видов и методов;

Дать характеристику предприятию и провести анализ основных технико-экономических показателей;

Проанализировать рынок общественного питания г. Иваново, конкурентную среду и основных показателей конкурентоспособности организаций.

Четко поставленная тема курсовой работы, подразумевает следующую структуру: работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе содержаться основные теоретические аспекты конкуренции - понятие, виды и методы конкуренции, вторая глава представляет практическую часть курсовой работы и содержит анализ конкурентной среды предприятия, разработку предложений по совершенствованию деятельности организации. В заключении формируются основные выводы по проделанной работе. В работе также использованы, формулы, таблицы, которые дают наглядное представление об изучаемом предмете.

I.   Понятие и виды конкурентоспособности

1.1 Понятие конкурентоспособности. Виды и сущность конкурентоспособности

конкуренция рынок экономический стратегия

Конкуренция - (от лат. Concurrere - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Существуют и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.

В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.

Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.

Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:

состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;

состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;

состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;

это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;

соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;

соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.

Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».

В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей».

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. «Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования».

Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.

Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, суть конкуренции выражается пятью силами: 1) угрозой появления новых конкурентов; 2) угрозой появления товаров-заменителей; 3) способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться; 4) способностью покупателей торговаться; 5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой. Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, прибыльность отраслей. Различные определения конкуренции, как правило, не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В то же время каждое из них, взятое в отдельности, невозможно признать достаточным. Это выражается в том, что, характеризуя отдельные весьма важные признаки конкуренции, они обходят вниманием общетеоретический аспект проблемы суть присущих ей экономических отношений. Результаты анализа дают основание утверждать, что конкуренция обладает следующими определяющими признаками: 1) проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления (эксплуатации); 2) является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и пр.); 3) служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции, экономического закона, выражающего объективность категорий конкуренции (состязательности) между субъектами рынка, влияет на характер и формы взаимоотношений между ними, обусловливает проблемы федерального и регионального уровней. Конкуренция стимул роста и развития; энтузиазм конкурента к обновлению; поиск, выбор и продвижение к цели; знание соперников, умение подбирать партнеров, жажда успеха. Различные виды конкуренции

Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции:

1. функциональная конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

2. видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

3. предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

4. ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов

·   продажа личного товара по цене конкурента

·   снижение цены потребления товара

6. незаконные методы:

·   антиреклама товаров конкурентов;

·   производство товаров-имитаторов (подделка).

Механизм и способы конкуренции на рынке предполагают два основных пути, по которым может идти коммерческая деятельность. Во-первых, можно просто подражать своему конкуренту, производя

аналогичный товар и продавая его по более низким ценам. Во-вторых, можно попытаться добиться определенных преимуществ перед конкурентами, используя качественные характеристики своего товара.

Ценовая конкуренция базируется на использовании цены в качестве основного инструмента рыночной политики в процессе конкуренции. Следует иметь в виду, что рыночная практика многих стран убедительно доказала неэффективность такого подхода к конкуренции. Эффект в этом случае, если и имеет место, то существует в течение весьма непродолжительного периода времени.

Неценовая конкуренция предполагает сосредоточение основного внимания на уникальных свойствах продукции или товара, причем во внимание принимаются не только потребительские свойства и качество самого продукта, но и комплекс услуг, предлагаемых продавцом покупателю в связи с реализацией товара. Основное искусство неценовой конкуренции состоит в том, чтобы в рамках данного рынка найти “неразработанный” участок или так называемую рыночную нишу.

Механизм конкуренции на рынке предполагает определенную цикличность. На приведенной ниже схеме действия конкурирующих сил на рынке (см. рис. 1) показано поэтапное развитие конкуренции, которая закономерно проходит три последовательных стадии. Общий принцип построения данной схемы предполагает:

·        выявление и изучение типа сложившейся рыночной структуры;

·              анализ текущей ситуации на рынке определенного товара с целью определения потенциальной возможности и способа внедрения на этот рынок или сохранения имеющихся позиций (например, обеспечение соответствующего объема продаж).

Стандартная ситуация предполагает, что каждый продавец стремится придать своему товару наиболее привлекательные свойства, которые обусловливают решение покупателя приобрести товар именно у него.






 

 

Рис. 1. Схема (цикл) действия конкурирующих сил на рынке.

Для конкурентов первого типа таким свойством является относительно низкая цена на данный товар. С этой целью продавец должен последовательно изыскивать возможности снижения себестоимости. Первым и наиболее простым способом являются резервы экономии по отдельным статьям или элементам затрат на производство и сбыт товара. Второй способ основывается на учете закономерности: величина удельных расходов на производство единицы товара и услуги зависит от объемов выпуска продукции в натуральном выражении. В общем случае это означает: чем больше объем выпуска, тем, соответственно, ниже себестоимость единицы продукции.

Следует иметь в виду, что ценовая конкуренция объективно ограничена возможностью снижения себестоимости, поэтому рамки ее использования достаточно тесны. Резервы экономии достаточно быстро исчерпываются, а наращивание объемов выпуска жестко ограничено наличием производственных мощностей. В результате, снижение себестоимости может обернуться потерей качества продукции и проигрышем в конкурентной борьбе.

В подобной ситуации в дело вступают конкуренты второго типа. Их деятельность строится на использовании методов неценовой или монополистической конкуренции. Привлекательность своей продукции в данном случае продавец обеспечивает за счет придания ей некоторых, иногда неповторимых, отличительных свойств. В качестве примеров можно использовать самые разные товары. Так, обувь, изготовленная из одинаковых материалов, может выгодно отличаться цветом. Мыло, обладающее примерно одинаковыми гигиеническими достоинствами, обычно привлекает формой, цветом и запахом. Привлекательность того или иного предприятия сервиса в значительной мере зависит от степени комфорта для его клиентов: вежливость официанта в ресторане, предусмотрительность портье в гостинице и т.д.

Достижение относительного превосходства перед конкурентами по указанным параметрам обеспечивается на стадии создания товара и по сути своей не требует больших дополнительных затрат.

Третья стадия конкуренции связана с исчерпанием возможностей монополистической конкуренции и завершением жизненного цикла конкретного товара. Выход из положения состоит в переходе к производству и предложению на рынок новых товаров, которые смогли бы заменить устаревшие. Для достижения коммерческого успеха, т.е. победы в конкурентной борьбе, эти товары должны удовлетворять ту же потребность, что и заменяемые, новым, более эффективным способом.

Среда и обстоятельства, в которых предприятия действуют на рынке, являются сложными и постоянно изменяются. При этом темп изменений с течением времени возрастает. Успех на рынке предполагает тщательное изучение характера и тенденций изменений с тем, чтобы иметь четкое представление о возможностях и проблемах, с которыми предприниматель может встретиться на рынке. Своевременная реакция на происходящие изменения позволяет органически приспособить рыночную стратегию и тактику к постоянно меняющимся обстоятельствам. Наблюдение за состоянием рыночной среды имеет своей целью выявление и характеристику влияния различных конкурирующих сил и факторов (как внешних, так и внутренних) на рынке.

Функциональная конкуренция возникает в связи с тем, что различные товары или услуги могут удовлетворять одну и ту же потребность по-разному (например, необходимые перевозки могут осуществляться автомобильным или железнодорожным транспортом).

Видовая конкуренция возникает в тех случаях, когда товары, призванные удовлетворять одну и ту же потребность, отличаются друг от друга своими свойствами, которые влияют на степень такого удовлетворения.

Предметная конкуренция проявляется в том случае, когда предприятия предлагают покупателям практически одинаковые товары (например, автомобили одного класса).

Субъектная конкуренция возникает между фирмами, устойчивое положение которых на рынке обеспечивается выбранной сферой деятельности. Недобросовестной является конкуренция, которая направлена на дискриминацию конкурентов путем распространения ложных слухов о них, фальсификации товаров, незаконного присвоения товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировки, искажения в рекламе сведений об истинных свойствах товара, самовольного использования или разглашения чужой конфиденциальной научно-технической, производственной, маркетинговой или другой информации, поставки патентно-нечистых товаров (они могут быть подвергнуты арестам и штрафам). Из сказанного можно сделать вывод о том, что конкуренция это соперничество между субъектами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Экономический смысл конкуренции заключается в соперничестве между предпринимателями за получение наивысшей прибыли.


Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:

концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

качество, выражающееся в соответствии товара высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

цена товара с возможной наценкой;

финансы - как собственные, так и заемные;

сбыт - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

внешняя среда предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Оценка возможностей предприятия по этим восьми факторам позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности» (рис. 2).

Рис. 2. Многоугольник конкурентоспособности

Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы друг на друга, то, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому (на рисунке 2 - предприятия А и Б).

Весьма схожую точку зрения высказывают и отечественные экономисты. В частности, к «ключевым факторам рыночного успеха» относят:

1.   финансовое положение предприятия;

2.      наличие передовой технологии;

.        обеспеченность высококвалифицированными кадрами;

.        способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию;

.        наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков;

.        состояние технического обслуживания;

.        действенность рекламы и системы связей с общественностью;

.        кредитоспособность основных покупателей.

Анализ же отобранных факторов, по мнению авторов, заключается в выявлении сильных и слабых сторон как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента.

Факторы - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.

Методика «Пять сил Портера».

Портер стоял у истоков полной переоценки природы конкурентоспособности.

Завершая работу над докторской диссертацией в Гарварде, Портер оказался под влиянием идей экономиста Ричарда Кейвса, ставшего его наставником. В возрасте 26 лет он начал преподавать в Гарварде, став одним из самых молодых преподавателей в истории университета, получивших постоянный контракт.

Впоследствии он оставил экономический факультет и перешел в Гарвардскую школу бизнеса (Harvard Business School), тем самым первым из серьезных ученых продемонстрировав, что его дисциплина имеет более широкое применение для делового сообщества.

В Гарвардской школе Портер разработал продуманные модели конкурентоспособности на корпоративном, отраслевом и национальном уровнях. Он перенес модель отраслевой экономики, так называемую парадигму «структура-поведение-результат» (SCP), в контекст бизнес-стратегии, адаптировав и популяризировав концепцию, которая в противном случае так и осталась бы сухой теорией.

Так появилась модель «пяти сил» (рис.3), описанная в его книге 1980 г. «В любой отрасли, внутренней или международной, производит ли она продукты или услуги, правила конкуренции сводятся к учету действия пяти конкурентных факторов, или сил», - пишет он.

Эти пять сил, как утверждает Портер, формируют конкурентный ландшафт. Первоначально они пассивно интерпретировались как факты конкурентной жизни - текущие правила боя. Раскрыв их, Портер дал компаниям модель, позволяющую понять конкурентные рынки, на которых они работают, и бросить им вызов. Для стратегов пять сил конкуренции стали рычагами, позволяющими влиять на конкурентное положение компании.

«Суммарное действие этих пяти факторов определяет способность компаний в отрасли добиваться определенной доходности инвестиций в обмен на стоимость капитала. Выраженность действия „пяти сил" варьирует от отрасли к отрасли и может измениться в результате происходящих в отрасли перемен», - отмечает Портер.

Стратегия, по мнению Портера, - это способ конкурировать. Первая родовая стратегия - дифференциация, конкуренция на основе добавления стоимости покупателю (качества, услуг, дифференциации), при которой потребители платят надбавку для покрытия возрастающих издержек. Вторая стратегия - лидерство в снижении затрат, предложение продукции или услуг по самой низкой цене. Согласно этой стратегии, качество и обслуживание имеют определенную ценность, но дифференциацию обеспечивает сокращение издержек.

Третья родовая стратегия - фокусирование. Компании с четкой стратегией имеют преимущества перед конкурентами с расплывчатой стратегией, пытающейся сочетать дифференциацию и снижение издержек.

                                                 Угроза вступающих

                                                      на рынок сил

            Рыночная власть                                                          Рыночная власть

                Поставщиков                                                             покупателей

                                                        Угроза появления товаров (услуг)

                                                               Заменителей (субститутов)

Рис. 3. Методика пяти сил Портера.

Ограничение модели 5 сил Портера

·              Необходимо проявлять осторожность при использовании данной модели: нельзя недооценивать важность (существующих) конкурентных преимуществ организации.

·              Модель была создана для анализа индивидуальных бизнес-стратегий. Она не касается синергии и взаимозависимостей внутри портфеля крупной корпорации.

·              С более теоретической точки зрения, модель не рассматривает возможность того, что рынок может быть привлекательным, потому что в нем представлены определенные компании.

·              Некоторые утверждают, что среда с быстрыми, системными, радикальными имениями требует более гибких, более динамичных или эмерджентных подходов к формулированию стратегии.

·              Иногда создаются возможности для создания абсолютно новых рынков вместо выбора в пользу существующих.

Оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости предполагает оценку не продукта или услуги, а совокупности маркетинговых, управленческих и организационных решений, т.е. экономической технологии компании. Расчет проводится на основе алгоритма оценки конкурентоспособности экономических технологий, использующего показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости.

Данный метод позволяет достаточно точно выявить и оценить реальные потребности потенциальных потребителей и свойства продукции и услуг. В общем виде формула потребительной стоимости - это соотношение суммы требований к товару или, иначе, отношение суммы свойств товара к сумме потребностей в этих свойствах товара.

Норма потребительной стоимости - величина безразмерная. Показатель Q (норма потребительной стоимости) лежит в пределах от 0 до 1. Если Q = 0, то это говорит о полной неконкурентоспособности продукции. Если Q = 1, то это говорит о полной конкурентоспособности продукции на данном этапе времени.

Одним из способов оценки конкурентоспособности является дифференциальный метод, производимый путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Оценка проводится по нормативным, техническим или экономическим параметрам. Он не учитывает влияния на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра.

Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Данный метод основан на оценке параметра с учетом весомости фактора.

Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель - коэффициент конкурентоспособности.

Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как выработка основных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособности обусловливается многообразием подходов к ее оценке.

Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов представляет собой очень сложную работу, так как, во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла объектов; во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией других объектов) по оценке конкурентоспособности различных объектов; в-третьих, например, в России техническая, экономическая, кадровая, социальная политика не ориентирована на обеспечение конкурентоспособности различных объектов.

Для расчета и анализа конкурентоспособности товаров, организации (предприятия) и ее конкурентов исходные данные собираются по форме, представленной в табл. 1.

Оценку конкурентоспособности персонала следует осуществлять исходя из его конкурентных преимуществ, которые бывают внешними по отношению к персоналу и внутренними. Внешнее конкурентное преимущество персонала определяется конкурентоспособностью вуза и организации, в которой работает конкретный рабочий, менеджер или специалист. Если у организации высокий уровень конкурентоспособности, то и персонал имеет хорошие внешние условия для достижения высокого уровня конкурентоспособности. Внутренние конкурентные преимущества персонала могут быть наследственными и приобретенными. Только исключительно одаренные люди в меньшей мере зависят от внешних условий.

Примерный перечень качеств персонала и их весомость по категориям персонала приведены в табл. 1.

Таблица 1

Примерный перечень качеств персонала и их весомость

Качества персонала (конкурентные преимущества при положительной оценке)

Весомость качества персонала по категориям


рабочий

специалист

менеджер

1. Конкурентоспособность организации, в которой работает персонал

0,20

0,25

0,20

2. Наследственные конкурентные преимущества (способности, физические данные, темперамент и т. п.)

0,15

0,15

3. Деловые качества (образование, специальные знания, навыки, умения)

0,30

0,40

0,20

4. Интеллигентность, культура

0,05

0,05

0,10

5. Коммуникабельность

0,05

0,05.

0,10

6. Организованность

0,05

0,05

0,15

7. Возраст, здоровье

0,15

0,05

0,10

Итого

1,00

1,00

1,00


Оценку конкурентоспособности конкретной категории персонала рекомендуется осуществлять по формуле:

 (1)

где  - уровень конкурентоспособности конкретной категории персонала; =1,2. ...,  - количество экспертов; j~ 1, 2, ..., т ~ количество оцениваемых качеств персонала;  - весомость j-го качества персонала; - оценка -м экспертом -го качества персонала по пятибалльной системе;  - максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивидуум (5 баллов - и экспертов).

Устанавливаются следующие условия оценки экспертами качества персонала:

·   качество отсутствует - 1 балл;

·   качество проявляется очень редко - 2 балла;

·   качество проявляется не сильно и не слабо - 3 балла;

·   качество проявляется часто - 4 балла;

·   качество проявляется систематически, устойчиво, наглядно - 5 баллов.

Оценка конкурентоспособности организации

Для оценки конкурентоспособности организации (фирмы) сначала необходимо провести анализ ее состояния.

Цель системного анализа фирмы - установление стратегических и тактических, внешних и внутренних факторов повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров, эффективности и устойчивости функционирования фирмы.

Этапы проведения системного анализа состояния организации предлагается «привязывать» к структуре системы управления организацией:

1) анализ качества научного сопровождения системы управления с точки зрения количества и глубины применяемых инструментов новой экономики;

2) анализ компонентов выхода системы, т. е. качества стратегии организации, уточнение целей исходя из ее внутренних слабых и сильных сторон, внешних угроз и возможностей (SWOT-анализ);

3) анализ конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования основных конкурентов на выходе организации, внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон конкурентов;

4) анализ механизма действия закона конкуренции в отрасли, антимонопольного (антитрестовского) законодательства, формы (структуры) и силы конкуренции в отрасли;

5) анализ факторов макросреды страны и инфраструктуры данного региона (города), оказывающих позитивное и негативное влияние на организацию;

6) анализ механизма действия закона конкуренции на входе системы, антимонопольного законодательства и силы конкуренции среди поставщиков организации;

7) анализ внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон организации по сравнению с конкурентами в обеспечивающей подсистеме, т. е. в правовом, методическом, ресурсном, информационном обеспечении организации;

8) анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей организации в ее организационно-техническом и социальном развитии (процесс в системе);

9) анализ качества управляемой подсистемы системы управления в части формирования системы показателей качества и ресурсоемкости товаров, качества сервиса, инфраструктуры рынка, организации анализа эффективности этих направлений деятельности и формирования мероприятий по их улучшению;

10)анализ качества управляющей подсистемы системы управления организацией в части управления персоналом по разработке и реализации стратегических и тактических управленческих решений;

11)анализ структуры, содержания и качества связей в системе стратегического маркетинга, инновационного и производственного менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных сторон;

12)анализ конкурентоспособности выпускаемых товаров, новшеств и выполняемых услуг, персонала и технологий, организации в целом;

13)анализ эффективности использования ресурсов и рентабельности производства;

14)анализ устойчивости функционирования организации;

15)установление стратегических и тактических факторов конкурентоспособности товаров, эффективности и устойчивости функционирования организации для разработки на их основе ее стратегии. На этом этапе синтезируется вся предыдущая работа.

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа(рис.4). В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.





 

Рис.4. Матрица SWOT-анализа

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Из факторов конкурентоспособности наиболее приоритетным является качество. По конкурентоспособности в России пока нет никаких законов, постановлений и т. д. По качеству есть все: законы, постановления, масса журналов и книг, институты, ежегодно проводятся правительственные, ведомственные, региональные конкурсы, различные симпозиумы, конференции, семинары и т. д.

1.3 Значение оценки конкурентоспособности

В практике управленческой деятельности предприятия все более широкое внимание уделяется конкурентоспособности производства и продукции. Происходит акцентирование внимание на такие характеристики деятельности как место предприятия на рынке, его особые преимущества, способности удовлетворять требованиям рынка.

В условиях роста конкуренции изучение и оценка конкурентоспособности производимых и реализовываемых товаров становится насущным вопросом.

Резкое обострение конкуренции в сфере торговли, рост цен на продукцию сделали актуальной проблему разработки механизма формирования конкурентных преимуществ торгового предприятия.

Оценив конкурентоспособность своей продукции, предприятие может разработать мероприятия по её повышению, выбрать предприятия-партнёров для организации совместного выпуска продукции, привлечь средства инвесторов для организации конкурентоспособного производства, составить маркетинговые программы для выхода предприятия на новые рынки сбыта, своевременно принять решения об оптимальном изменении товарного ассортимента, о разработке и производственных мощностей и др. Естественно, основной фактор внешней среды - это деятельность конкурентов и в целом непосредственное окружение предприятия. Немаловажную роль играют государственная политика в области развития конкуренции и ограничении монополистической деятельности, законодательно-правовые нормы в области защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации, государственное урегулирование экспортно-импортной деятельности, направленное на защиту отечественного производителя, доступ к более дешевым и удобным сырьевым источникам.

Конкурентоспособность продукции носит относительный характер: она может обнаружить себя только по отношению к другой продукции.

Оценка конкурентоспособности продукции служит исходным элементам для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Она должна производиться на всех этапах движения продукции, начиная с процесса проектирования и заканчивая процессом её эксплуатации потребителем. Потенциально основные параметры конкурентоспособности закладываются на стадии разработки продукции (технические, эстетические, нормативные), но признание продукции покупателем происходит все же на рынке в момент продажи.

Такая оценка позволяет изыскивать резервы повышения конкурентоспособности продукции на всех этапах её движения. Важно быстро и точно определить направления повышения конкурентоспособности. Этому способствует постоянный мониторинг.

Мониторинг конкурентной среды позволяет определить направления повышения конкурентоспособности. Практически очень важно оценить конкурентов: насколько они агрессивны, в чем преимущества товаропроводящих сетей конкурентов, как они стимулируют реализацию продукции. Высокий уровень конкурентоспособности продукции свидетельствует о целесообразности её производства и возможности выгодной продажи.

При совершении покупок каждый потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди ряда аналогичных предлагаемых на рынке, и приобретает тот из них, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом он стремиться добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств изделия и расходами по его приобретению и использованию, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. По отношению к конкретной потребности указанное соотношение может быть достигнуто рядом различной продукции благодаря наличию аналогичных свойств. Поэтому различные виды продукции будут обладать способностью удовлетворять данную потребность и по отношению к ней могут рассматриваться как взаимозаменяемые.

II. Оценка конкурентоспособности бара «Dudki Bar»

.1 Краткая характеристика бара «Dudki Bar» и описание конкурентов

Бар «Dudki Bar» открылся 7 марта 2012 года. Он является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Данный бар расположен по адресу г. Иваново, улица 10 Августа, 43А У данного бара есть свой сайт #"607637.files/image012.gif"> 

Вывод: менеджер бара «Dudki Bar» имеет достаточно высокую конкурентоспособность. Для ее дальнейшего повышения ему следует повышать деловые качества и укреплять здоровье.

Сравним анализируемое нами предприятие с его более сильными конкурентами: РК «Obliko Morale» и ночного клуба «Apriori». Для их сравнения конкурентоспособности составим таблицу финансовых показателей за 2012 год (табл.5).

Таблица 5

Сравнительный анализ финансовых показателей за 2012 год

Показатели

Рекомендуемые значения

«Dudki Bar»

«Apriori»

«Obliko Morale»

место

Коэффициент текущей платежеспособности

Не менее 2

4,03

3,55

3,98

2

Коэффициент промежуточной платежеспособности и ликвидности

1 и более для России

2,17

1,95

1,88

1

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2-0,3

0,15

0,22

0,26

4

Коэффициент соотношения денежных средств и чистого оборотного капитал

0-1

0,09

0,52

0,86

4

Коэффициент соотношения запасов и чистого оборотного капитала

Чем ближе показатель к 1, тем хуже

0,61

0,71

0,8

2

Коэффициент соотношения запасов и краткосрочной задолженности

0,5-0,7

0,45

0,42

0,51

2

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности


0,38

0,25

0,33

2

Коэффициент оборачиваемости средств, обороты


7,1

8,2

6,3

3

Коэффициент загрузки средств в обороте


14,1

14,5

13,8

2

Коэффициент автономии

0,95

0,85

0,77

1

Коэффициент заемного капитала

Менее 0,5

0,05

0,1

0,22

1

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами


0,75

0,85

0,74

2

Рентабельность


0,13

0,1

0,15

2


Таким образом, среди рассматриваемых конкурентов лидером является РЦ «Obliko Morale». Бар «Dudki Bar» занимает второе место. Это значит, что руководству организации необходимо принять меры по упрочению своего положения.

III. Основные направления повышения конкурентоспособности бара «Dudki Bar»

.1 Направления повышения конкурентоспособности бара «Dudki Bar»

В данном пункте для повышения конкурентоспособности бара «Dudki Bar» я хочу предложить усиленно развивать маркетинговую деятельность данного предприятия.

Для повышения эффективности работы бара «Dudki Bar» основные мероприятия должны быть направлены на активизацию маркетинговой деятельности.

Практическое значение имеет использование конкретных маркетинговых приемов, ориентированных на привлечение клиентов в ресторан.

Маркетинговый прием - интересное мероприятие, предполагает организацию тематического вечера с приглашением звезд эстрады или фестиваль национальной кухни. В контексте интересного мероприятия очень важной является общая сценарная проработка, которая должна работать на создание определенной атмосферы и образа ресторана. Хорошо, когда сценарная проработка тесно увязана с придуманной легендой. В качестве темы легенды, привлекающей посетителей в кафе, может быть выбран шеф-повар, знаменитый гость, способ подачи продукта, особое меню, история ресторана или сам ресторатор. Придуманная легенда может сопровождаться определенным ритуалом, который включается в сценарную проработку.

В качестве маркетингового приема можно использовать презентации. Презентация проводится по поводу новой странички в меню, представления нового шеф-повара, приступившего к работе в заведении и по другим причинам. Целью презентации является активизация общего интереса потенциальных клиентов к посещению ресторана в самое ближайшее время.

Организации ресторанной презентации предшествует разработка постановочного сценария. О предстоящем событии в жизни нашего рассматриваемого заведения необходимо оповестить средства массовой информации. Им необходимо направить соответствующие письма и пригласительные билеты. В качестве примера можно привести ресторанную презентацию марокканской странички блюд в меню. Сценарий презентации может быть в виде ненавязчивого шоу в марокканского карнавала с участием живых масок. Запоминающимся моментом для гостей презентации должно было стать появление шеф-повара ресторана, предложившим свежую выпечку по марокканским рецептам. Подобные ресторанные презентации могут устраиваться в отношении фирм-поставщиков различных продуктов и напитков.

Маркетинговый прием - новогодний банкет - кульминация уходящего года. Череда новогодних заказов на банкетное обслуживание в ресторане начинается в первых числах декабря уходящего года. К концу декабря корпоративные праздничные банкеты различных трудовых коллективов проходят в ресторанах, как правило, ежедневно. Для ресторана предстоящие новогодние праздники - это один из самых благоприятных периодов в году для зарабатывания денег. В преддверии нового года гости ресторана заходят получить максимум впечатлений, в том числе гастрономических и чисто зрелищных. Собственно говоря за этим многие из них пойдут в наше заведение. В этой связи нужно целенаправленно рекламировать предварительную продажу билетов на новогодний вечер, удовлетворять запросы клиентов данного предприятия, не упуская возможностей совершенствовать обслуживание.

Маркетинговый прием - любимое блюдо. Смысл заключается в том, чтобы дать расширенное название блюд, имеющихся в меню и увязать их с придуманной легендой о любимом блюде какого-либо литературного героя, исторического персонажа и т. п.

Маркетинговый прием - ценовая политика. Для увеличения потока посетителей можно воспользоваться как общим снижением цены всего ассортимента блюд ресторана, так и скидками в различное время суток. Увеличение выручки с лихвой компенсирует потери в цене за счет сокращения доли условно постоянных расходов в структуре цены.

Сочетание нескольких маркетинговых приемов оказывается более эффективным в ресторанном бизнесе.

Составной частью маркетинга бара «Dudki Bar» является его реклама, которая увеличивает отдачу от вложенных средств.

Реклама бара - это краткая информация, где в яркой, образной и доходчивой форме сообщается клиенту о режиме работы, проводимых каких-либо единовременных акциях, скидках, льготах и т. п.

Цель рекламы бара- всемерно способствовать поддержанию и увеличению постоянного потока посетителей в данное заведение, отличающееся неповторимым колоритом, разумными ценами, вкусной кухней, хорошим обслуживанием и незабываемым отдыхом. Стимулирование продажи товара осуществляется посредством следующих мероприятий (табл.6):

Таблица 6

Содержание рекламных мероприятий

Название и содержание мероприятия

Периодичность

Аренда щита наружной рекламы

Ежемесячно

Разработка "сайта" в интернете, фирменная, полиграфия, презентация открытия (без еды)

Единовременно

Интернет (в т.ч. поддержание сайта)

Ежемесячно

Полиграфическая продукция, распространение листовок

Ежемесячно

Система мероприятий Direct Marketing (в т.ч. дисконтные карты для презентации)

Единовременно

Проведение анкетирования и анализ результатов

Ежеквартально



В качестве средств рекламы предприятия общественного питания необходимо шире использовать средства массовой информации и специальную печатную и сувенирную продукцию.

Осуществляя рекламу в предприятии общественного питания, ни в коем случае нельзя забывать об устной рекламе. Речь здесь, прежде всего, идет об уровне внимания, радушия и гостеприимства, оказываемого работниками «Dudki Bar» каждому гостю. Следует уделять максимум внимания каждому гостю, который уже пришел в это заведение. Довольный уровнем обслуживания посетитель кафе обязательно расскажет об этом своим коллегам, знакомым, друзьям, домочадцам, и те, в свою очередь, непременно воспользуются рекомендациями, сказанными из уст человека, которому они доверяют.

Ресторан средствами рекламы может привлечь клиентов вкусом и оригинальностью блюд, качеством обслуживания, интерьером и атмосферой, которую он создает.

Заключение


Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

По итогам проделанной работы по исследованию бара «Dudki Bar» были получены следующие результаты:

. Позиционная компания направлена на людей со средним уровнем дохода и выше среднего;

. Структура управления - линейно-функциональная.

Произойдет рост чистой прибыли за счет уменьшения себестоимости продукции, в связи с переходом на отечественные ингредиенты и уменьшения расходов на маркетинг

. Из пяти основных конкурентных преимуществ, предложенных М. Портером, к анализируемому предприятию можно отнести стратегию дифференциации.

Для повышения эффективности работы бара «Dudki Bar» основные мероприятия должны быть направлены на активизацию маркетинговой деятельности.

В качестве маркетингового приема можно использовать презентации. Презентация проводится по поводу новой странички в меню, представления нового шеф-повара, приступившего к работе в заведении и по другим причинам. Целью презентации является активизация общего интереса потенциальных клиентов к посещению кафе в самое ближайшее время.

 

Список литературы

 

1.     Арутюнова Г.И. Рыночная экономика: начальный курс. - М.: ТОО «Фирма Плюс», 2007.

2.      Баканов М.И: Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2012.

.        Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2011.

.        Баумгартенг В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и предприятий // Маркетинг в России и зарубежом. - 2010. - №4. - С. 72-83.

.        Бланк И.А Основы финансового менеджмента. В 2 т. Киев: Ника-центр, 2004.

.        Веснин В.Р. Менеджмент для всех.М.:Юрист, 2011

.        Волгин А.П. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики.М.:Дело, 2010

.        Ивлев Л.М. Позиция предприятия на рынке - инструмент эффективного управления // Экономика и управление. - 2010. - № 6. - С. 17.

.        Интервью с менеджерами «Круассан-кафе»

.        Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008.

.        Ковалев A.M., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 2010,

.        Ладанов И.Д. Практический менеджмент.М.: 2009.

.        Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. - СПб.: Наука, 2009. - С. 67.

.        Ламперт X. Социальная и рыночная экономика. М.: Дело, 2009.

.        Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. Учебное пособие. М.:Инфра-М, 2011.

.        Магомедов М.Д., Корочкова С.И. Методика оценки конкурентного потенциала предприятий // Вопросы коммерческой деятельности. - 2009. - №11. - С. 32-36.

.        Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2010.

.        Рунов А.В.Системы поддержки и развития малого предпринимательства в зарубежных странах. М.:Инфра-М, 2001.

20.    Фатхутдинов Р. Л. Управленческие решения: учеб. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010.

.        Чкалова И.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - № 1. - С. 23.

Похожие работы на - Оценка конкурентоспособности предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!