Комбинаторика как структурный элемент в промышленном графическом дизайне

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,2 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Комбинаторика как структурный элемент в промышленном графическом дизайне

Введение

Развитие рыночных отношений в нашей стране за последнее время полностью доказало, что без применения новейших технологий и разработок в упаковочной промышленности не обойтись. И это не случайно, ведь упаковка вбирает в себя все последние достижения науки и техники, в ней аккумулированы все инновации, которые только существуют на мировом рынке. Первое, и наиболее важное, что упаковка не должна быть оторвана от основного производства, будь то продуктов питания или товаров народного потребления. Будет больше товаров, будет больше упаковки, ведь упаковка пищевых продуктов составляет, чуть ли не 90% всей упаковки, производимой в России и в мире. Именно поэтому требуется расширять торговые сети и создавать новые, причем не, только в Москве, Петербурге и остальных крупных городах, по всей России. Именно тогда торговля примет цивилизованный вид, будет расти конкуренция, и продавцы будут вынуждены обратить свой взор на упаковку как на отличительную особенность именно их магазинов. Каждому магазину по своей упаковке. Это уже началось, например, торговая сеть магазинов «Копейка», Metro, Dixi предлагают товары в собственной упаковке.

В странах Западной Европы и Америки широко используют бумажную упаковку, так как она является экологически чистой и легко перерабатываемой. Таким образом, упаковка для продуктов питания является самой распространенной отраслью промышленного дизайна во всем мире, что заставляет нас задуматься об экологичности ее материалов.

Объект исследования − использование элементов комбинаторики в промышленном графическом дизайне.

Предмет исследования − разработка комбинаторного решения упаковки овощей и фруктов для специальных отделов магазинов.

В процессе исследования мы рассматриваем противоречие между потребностью в создании новых упаковочных экологически чистых материалов, оформленных по принципу комбинаторики и отсутствием специальных технологий помогающих в полной мере разрабатывать эту идею.

Проблемой нашего исследования являются условия и возможности создания современной упаковочной продукции для овощных отделов магазинов, разработанной по принципу комбинаторики.

Целью курсовой работы является создание упаковки для овощей и фруктов специальных отделов магазинов, выполненных по принципу комбинаторного решения.

В соответствии с проблемой, объектом и целью были выдвинуты следующие задачи:

·изучение литературы по данному вопросу;

·определение объекта исследования;

·определение особенностей упаковочного материала;

·определение потребителя упаковки;

·изучение особенностей графического промышленного дизайна;

·подготовка исходных материалов.

Структура курсовой работы определяется логикой исследования поставленным задачам. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

1. Актуальные направления развития промышленного графического дизайна

1.1 Виды промышленного графического дизайна

В современном мире идет революция промышленности. Некоторые люди не видят смысла делать какие-то вещи красивыми, они считают, что она должны приносить пользу и только. Красоту же в любых ее проявлениях могут создавать только осененные «божественным вдохновением» художники в виде произведений. Слабость таких эстетических воззрений лишают их всех начал добра и красоты, уничтожает тягу к прекрасному, к искусству.

Первым промышленным дизайнером можно считать Уильяма Морриса. Он предложил участие художников в создании простых бытовых вещей. По существу Моррис был одним из самых первых теоретиков будущего дизайна, зачатки идей которого уже как бы носились в воздухе.

Взгляды, высказанные Моррисом, были столь многогранны и глубоки, что каждое последующее направление в искусстве находило в них что-то новое для себя и продолжало разрабатывать ту или иную сторону его учения.

Многие из выдвинутых им идей дали плодотворные результаты. Такой была его идея о неограниченном проникновении эстетического во все области производства предметов. Затем он обратил внимание на связь материала и производимой из него вещи. Наконец, он указал на важнейший принцип соответствия формы, украшения и отделки предмета его сути, его назначению эти верные и прогрессивные элементы его теории получили в дальнейшем признание и развитие.

Однако в условиях интенсивного развития промышленного развития промышленного производства украшение предметного мира не могло быть по-настоящему жизнеспособным.

Первое десятилетие существования Советского государства оставило нам богатое своими достижениями и противоречиями творческое наследие, отразившее поиски нового, современного и созвучного своей эпохе художественного освоения действительности. Созданные в те годы эстетические ценности, при всей их неоднозначности, спорности, останутся в истории нашей социалистической культуры. Не менее примечательно и то, что революция создала социальные предпосылки художественного конструирования в те годы, когда наша промышленность, как и всё народное хозяйство, были разорены империалистической и гражданской войнами.

Вопрос о создании предметной среды, отвечающей новым социальным идеалам, и внедрении художественного творчества в производство был поставлен в общегосударственном масштабе уже в 1918 году. При отделе изобразительных искусств Наркомпроса был организован подотдел художественной промышленности, а в составе научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства была создана художественно-производственная комиссия, куда наряду с художниками входили руководящие и инженерно-технические работники производства.

В опубликованной этой комиссией декларации, в частности, говорилось, что она «разрабатывает и согласует различные мероприятия по художественной части во всех производственных отделах ВДНХ… руководит художественной стороной строительства… организует повсеместно художественный надзор… Её ведению подлежит художественная часть всех производств» и т.д. Далее в декларации говорилось, что «народный быт во всех своих проявлениях должен радовать глаз; во всём должен проявляться целесообразный комфорт; нужно украсить отдых трудящегося человека и дать ему уютный домашний очаг».

Вскоре был поставлен вопрос и о подготовке специальных художников с техническим уклоном. Постановлением Совнаркома за подписью В.И. Ленина, опубликованным 25 декабря 1920 года, были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС). Это должно было быть специальное высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку «художников-мастеров высшей квалификации для промышленности». Образовался ВХУТЕМАС первоначально в результате слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1926 году ВХУТЕМАС был преобразован в институт (ВХУТЕИН), который просуществовал до 1930 года.

В новом учебном заведении художественное творчество трактовали как широкую сферу, включавшую и создание произведений искусства, и художественно ценных предметов быта и техники. Программа обучения нащупывалась довольно быстро. Более или менее окончательно методика обучения отработалась к 1922-1923 годам, хотя дисциплины художественного и технического циклов часто вступали в противоречие, их соотношение менялось, что приводило к известной изоляции их друг от друга. Всё это можно понять - создавалась новая специальность.

Современные представления о промышленном дизайне дают нам возможность определить область его применения.

Под промышленным дизайном понимается в первую очередь область деятельности, которая создает образ продукта и является своего рода комплексным проектом его производства и продвижения. Вместе с тем промышленный дизайн не только формирует образ продукта, но и обеспечивает удобство его использования, технологичность его производства и проектирования.

Промышленный дизайн можно рассматривать как средство организации целостной эстетической и эргономической субъектно-объектной среды в сфере производства и продвижения товаров и услуг. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства среде и ее объектам, дизайнер тем самым формирует и «проектирует» человека, который будет пользоваться этими объектами и жить в этой среде.

Опосредуя отношения между производством и торговлей, промышленный дизайн тем самым связывает человека и производство, человека и продукт. В этом состоит важная социально-культурная и социально-гуманитарная функция промышленного дизайна.

Особенность дизайна заключается в том, что каждый объект рассматривается в нем не только с точки зрения его функциональности, надежности, эстетических качеств, но и во всем многообразии его связей, возникающих в процессе производства, продвижения, потребления продукта.

Таким образом, промышленный дизайн - неотъемлемая составляющая процесса производства и продвижения любого продукта. Но вместе с тем это и важный элемент характеристики той или иной компании, которая делает ее узнаваемой.

В широком смысле слова промышленный дизайн охватывает весь спектр возможных объектов проектирования: товары массового потребления, рекламу, жилые и производственные интерьеры, производственное оборудование и транспорт, военную и космическую технику, комплексные средовые и производственные объекты и даже объекты социального проектирования.

Промышленный дизайн имеет непосредственное отношение к образу продукта, его товарному внешнему виду, эстетике и функциональности, а через эти параметры продукта - и к его техническим характеристикам и стандартам качества; к материалам, использованным в его производстве; к конструкторским, производственным и офисным помещениям, в которых рождается новый продукт; к торговой марке, под которой этот продукт становится узнаваемым на рынке; и даже к социальным отношениям, возникающим между людьми в процессе разработки и производства продукта и его продвижения к потребителю.

На современных рынках прежде всего уровень дизайнерских решений определяет потребительские свойства и конкурентоспособность товаров и тем самым влияет не только на результаты бизнеса, но и непосредственно на качество жизни миллионов людей. В борьбе за рынки сбыта компании используют новейшие достижения в области промышленной психологии, эргономики и антропометрии, технической эстетики, стайлинга - словом, всего того, что, собственно, и составляет содержание понятия «промышленный дизайн».

Прорыв в области промышленного дизайна поможет придать свежий импульс усилиям по повышению конкурентоспособности московской промышленности. Решающим условием такого прорыва должны стать кардинальная смена бизнес-стратегий московских предприятий, использование дизайна как мощного интегрального инструмента, позволяющего синтезировать в целостную систему все этапы продуктового цикла - от технологических разработок и производства до продвижения, рекламы и поддержки торговой марки (бренда).

Промышленный дизайн - очень емкое направление, в котором много разновидностей.

Целью промышленного дизайна является идея улучшить внешние достоинства объектов, производимых в промышленности, через творческую активность. Это творческий метод, процесс и результат художественно - технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим. Включает в себя элементы искусства, маркетинга и технологии. Охватывает широчайший круг объектов, от домашней утвари до высокотехнологичных, наукоёмких изделий. В традиционном понимании к промышленному дизайну относятся бытовые и промышленные приборы, разнообразный инвентарь. Глубокие исторические корни имеет дизайн мебели, посуды, светильников, оборудования для интерьеров. Наиболее передовой частью промышленного дизайна является автомобильный, транспортный дизайн, дизайн средств связи.

Объекты дизайна:

·орудия труда;

·механизмы;

·бытовая техника;

·мода и аксессуары.

Этапы разработки промышленного дизайна:

·генерация идеи;

·концептуальная проработка;

·эскизирование;

·3D сканирование пластилиновых прототипов;

·трехмерное моделирование;

·прототипирование готового изделия;

·конструирование;

·подбор технологических процессов;

·инженерный анализ и оптимизация.

Отдельно хочется остановиться на графическом промышленном дизайне. Он предусматривает разработки и развитие различных способов оформления упаковочной продукции.

К упаковочной продукции относятся:

·картонная упаковка (картон, гофрокартон, микрогофрокартон, картонная намоточная тара, картонные защитные уголки);

·бумажная упаковка;

·упаковка из хромэрзаца;

·полимерная упаковка (полистирольная, полиэтиленовая, полипропиленовая, из поливинилхлорида, пластиковая, пластмассовая, упаковка из пленки, блистер-упаковка);

·одноразовая посуда;

·металлическая упаковка (жесть, сталь);

·алюминиевая упаковка, фольга;

·стеклянная упаковка.

1.2 Комбинаторика как вид в современном графическом дизайне

Одним из перспективных методов формообразования является комбинаторика. Комбинаторика - это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке. Комбинаторные (вариантные) методы формообразования применяются для выявления наибольшего разнообразия сочетаний ограниченного числа элементов. Сложность целостной формы, отвечающей множеству требований - функциональных, конструктивных, эстетических и др., затрудняет создание развитых комбинаторных систем «в чистом виде». При проектировании идея комбинаторики выступает лишь в качестве стимула - за основу формообразования берутся те элементы формы, из которых можно создать комбинаторную систему (геометрические, конструктивные, цветовые и др.). Принципиально важным обстоятельством для управления комбинаторным процессом является тот факт, что в комбинаторике всегда присутствуют два начала: постоянное и переменное. Постоянным началом комбинаторики служат идея, концепция или схема, направляющая комбинаторный поиск - концептуальная комбинаторика.

При поиске комбинаторного элемента должны решаться следующие основные задачи: неповторимость разнообразных композиционных приемов, декоративная и эстетическая ценность. Декоративный комбинаторный элемент должен вписываться в любую структуру, быть составной частью композиции. Поиск декоративного комбинаторного элемента на основе геометрических фигур с прямолинейными контурами является наиболее продуктивным. В природе встречаются самые разнообразные геометрические формы. Очень часто природа унифицирует геометрические конструкции - лепестки цветов, листья деревьев, семена злаков, чешуя рыб, панцири животных. Декоративный комбинаторный элемент на основе природного аналога с криволинейными контурами обладает меньшими формообразующими способностями. Формообразующие способности элементов зависят от их структурного типа (геометрических параметров), от степени регулярности его строения и уровня собственной симметрии. Наименьшие они у круга или криволинейного контура, велики у квадрата, правильного треугольника или прямоугольного контура.

В ряду идей программированного формообразования комбинаторика занимает одно из главных мест. Процесс создания комбинаторных систем может идти разными путями: совершенствование исходных элементов, чтобы получить ряд дискретных конструктивных или композиционных построений; поиск новых конструктивных построений на основе известных элементов и систем связей. Наиболее перспективным для автоматизации видом комбинаторики является формальная комбинаторика - всевозможные операции по изменению морфологических качеств объекта (формы, конфигурации, размеров, расположения частей и т.д.). К числу таких операций относятся:

·перестановки (размещение) частей или элементов целого;

·изменение количества элементов, образующих целое;

·изменение элементной базы (объемных и геометрических деталей);

·изменение материала, фактуры и цвета.

К основным приемам комбинаторного формообразования относятся: комбинирование элементов на плоскости при создании раппортных композиций; соединение типизированных стандартных элементов (модулей) в единой целостной объемно-пространственной форме; комбинирование деталей, пропорциональных членений внутри формы. Главная специфика комбинаторного формообразования состоит в том, что это пространственная комбинаторика, которая подчиняется геометрическим законам, опирается на теорию симметрии и комбинаторную симметрию. Примером прикладного комбинаторного формообразования в полиграфии, колористическим прототипом которого в изобразительном искусстве был пуантализм, может быть применение принципа растра, позволяющего на основе различных комбинаций точек ограниченной разновидности и определенной (квадратной) сетчатой матрицы получать тональные изображения. В числе компьютерно-комбинаторных задач - автоматизированный способ создания и реализации паркет-орнаментов. Пример паркет-орнамента, составленного из треугольников. Ключевыми в программах такого рода являются применение режима графической компоновки, определенной номенклатуры исходных элементов переноса и поворота базисного графического элемента. Правила комбинаторной компоновки могут быть различными, в том числе допускающими наложение ячеек друг на друга. Однако для получения плотных плоских многокомплектных раскладок деталей изделий, в частности в швейной отрасли, необходимо добиться, чтобы на произвольно взятой плоскости отношение площади покрытых фигурами (лекалами) участков ко всей площади раскладки было бы максимальным.

Мера эффективности комбинаторного формообразования зависит от структуры геометрии типоэлемента, способа компоновки заданных типоэлементов; от состава серии-номенклатуры типоэлементов; относительных размеров, в том числе от модульности. Композиционная и геометрическая сочетаемость орнаментальных элементов зависит от взаиморасположения изобразительных мотивов, степени регулярности их строения, уровня собственной симметрии. Однако к комбинаторным можно отнести только такие элементы, которые обладают свойством универсальности и высокой формообразующей способностью. Образование различных комбинаторных форм из набора общих и повторяемых исходных элементов осуществляется всей поверхностью (или контуром), частью поверхности, линией, точкой или вообще без примыкания.

Орнамент в общем случае - это типичная форма-структура, то есть одна из разновидностей комбинаторных форм. Когда группа разных орнаментов образуется на основе общих элементарных узоров, налицо пример наиболее активного комбинаторного формообразования. Построение модульных, комбинаторных, кинетических систем базируется на законах симметрических преобразований. Наиболее разработанными в этом плане являются программы, получаемые на основе симметрических сеток, поворотной, переносной и зеркальной симметрии, симметрии подобия. Создание группы комбинаторных орнаментов возможно на основе асимметричной фигуры только одной разновидности. Все возможное структурное разнообразие комбинаторных орнаментов одного семейства на основе одного унифицированного типоэлемента определяется всеми возможными комбинациями видов симметрии и численно равно 17: квадратная, правильная треугольная, ромбическая, прямоугольная, косая параллелограмматическая сетки, 5- и 6-гранные сетки. «Рисунок, построенный сечением сотов, таит в себе больше возможностей разнообразия и гибкости, где дело касается движения людей» - Ф.Л. Райт [3, с. 5].

В очень многих утилитарных рукотворных предметах орнамент прямо или художественно опосредованно выражает их технологические, конструктивные и иные свойства (например в формах переплетения тканей и циновок, швов каменной кладки, пластического узора на гончарных изделиях), справедливо называется в этих случаях структурным, или конструктивным и является, по существу, архитектоничным.

По критерию структурной и экономической эффективности сфера и круг - абсолютные образцы геометрического построения объемных и плоских форм. Эти структурно-эффективные формы оптимальны также в конструктивном и эстетическом отношениях. В 1915 г. Казимир Малевич (1878-1935 гг.) разработал свой стиль, явившийся новой ступенью художественного сознания - беспредметный «супрематизм». Малевич и его сторонники сводили живопись к нескольким формальным фигурам, имевшим символическое содержание. Регулярные геометрические фигуры, написанные чистыми локальными цветами, погружались в некоторое трансцендентное пространство, где господствовали законы комбинаторики, динамики и статики. Супрематизм на уровне проектно-композиционной стилистики сначала выплеснулся в виде орнамента и декора на стены домов, плакаты, ткань, посуду, предметы туалета, трамваи, трибуны и т.д. Развитие супрематизма в творчестве Малевича привело к усилению роли геометрических плоскостей в общей композиции картины, цвет начал отходить на второй план. Следующий шаг привел к формированию объемов, развитию пространственного искусства, включая архитектуру. Здесь вступали в силу новые архитектонические закономерности. В середине 20-х гг. Малевич делает новый шаг в процессе «выхода» супрематизма в архитектуру в виде реальных объемных композиций - архитектон. Таким образом, Малевич первый нашел предельно простые комбинаторные стилеобразующие элементы, которые получили дальнейшее развитие в XX-XXI вв.

Комбинаторный метод формообразования в дизайне основывается на поиске, исследовании и применении закономерностей вариантного изменения пространственных, конструктивных, функциональных и графических структур, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов. Комбинаторика дает возможность осуществлять проектную деятельность в двух направлениях: создание новых структурных построений и варьирование исходных элементов.

Комбинаторика оперирует определенными принципами комбинирования: перестановкой, группировкой, переворотами, организацией ритмов. Комбинаторные методы в проектировании одежды впервые применили советские конструктивисты А. Родченко, Л. Попова, В. Степанова. Они применяли программированные методы формообразования: комбинирование стандартных элементов из набора простейших геометрических форм; комбинирование различных видов декора на основе базовой формы; варианты трансформации одежды в процессе эксплуатации. Впоследствии программированные методы формообразования не только стали ведущими методами при проектировании промышленных коллекций, но и легли в основу графических компьютерных программ.

Комбинаторные методы на сегодняшний день являются основными в проектировании костюма. К ним относятся: комбинаторика, трансформация, кинетизм, создание одежды из целого плоского куска ткани. Комбинаторный метод проектирования применяется при создании безразмерной одежды.

Комбинаторный прием перестановки, или эвристическое комбинирование, предполагает изменение элементов, их замену. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений.

К частному приему в комбинаторике относится прием вставок (врезок) в определенную форму для создания сложной формы. Широко используются в современном дизайне костюма вставки в разрезы одежды из плоских кусков ткани простой геометрической формы (квадрат, прямоугольник, треугольники разной конфигурации, круг, полукруг, сектор, сегмент, трапеция).

Трансформация (от лат. transformatio - превращение) - метод превращения или изменения формы, часто используемый при проектировании одежды. Процесс трансформации определяется динамикой, движением превращения или небольшого изменения.

Комбинаторные методы вбирают некоторые элементы трансформации, модульного проектирования. Трансформация разделяется следующим образом: превращение одной формы в другую; трансформация деталей внутри одной формы. Процесс превращения может быть достаточно многовариантным.

Кинетизм (от греч. kinetikos - приводящий в движение) относится к комбинаторным методам проектирования, в частности к методу трансформации. Кинетизм - вид художественного творчества, в основе которого лежит идея движения формы, любого ее изменения. Метод кинетизма заключается в создании динамики форм, декора.

Идея кинетического рисунка стала чрезвычайно интересной для художников по текстилю, так как создает необыкновенные и парадоксальные эффекты графики. Кинетизм дает возможность создать мощную динамику внутри статичной формы. Среди наиболее определенных и апробированных вариантов мобильного формообразования отмечаются такие, как вращение спирали, эффекты волнового колебания, муаровый эффект и т.д. Вращение спирали порождает впечатление бесконечного подъема или спуска элементов композиции. Прием волнового колебания связывают с возникновением иллюзорных пластических изменений неподвижной формы, которые создают иллюзию перетекания изгибов формы в пространстве.

Придание изделию современного вида за счет изменения внешней формы без изменения функции и конструктивных свойств относится к стайлингу, стилизации, модернизации с целью обновления внешнего вида. Однако стайлинг внешней формы в целях повышения эстетических качеств изделий зачастую противоречит сути индустриального формообразования.

Большую роль играет цвет и цветосочетания в дизайне.

Иногда мы воспринимаем предмет как цветовое пятно, а уже потом как объем. Цвет и цветовые сочетания могут быть очень активными, а могут быть и нейтральными, могут настораживать или расслаблять.

Восприятие цвета в какой-то степени субъективно и оно у разных людей, в общем, сходно. У цвета есть объективные качества, их нужно знать, чтобы анализировать свои ощущения и пользоваться цветом как средством создания гармонической предметной среды.

«Чистые» (хроматические) цвета спектра можно разделить на теплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные (фиолетовый, синий, голубой). Желто-зеленые занимают промежуточное положение между этими двумя группами. Чистыми цветами практически почти не пользуются, к ним добавляют так называемые ахроматические тона (белый, серый, черный).

Цвет влияет на наше восприятие реального пространства: цвета «теплого» спектра зрительно приближаются. Поэтому плоскости, окрашенные оранжевым или красным, например, кажутся нам ближе, чем равноудаленные плоскости голубого цвета. Тёмные цвета делают предметы зрительно весомее, массивнее, чем светлые. Вместе с тем теплые цвета связываются с большим весом, чем холодные. Окраска влияет и на восприятие величины: светлое пятно на тёмном фоне кажется больше, чем равновеликое ему тёмное.

Мы воспринимаем цвет, как правило, в сочетании с другими смежными цветами. В результате этого складывается общая, воспринимаемая человеком картина. «Цветовая гармония», «красивый колорит», «удачное цветосочетание» выражения нам знакомые, и за ними кроется примерно одинаковое содержание.

Отношение цветов между собой могут быть контрастными, а могут быть и сближенными - нюансными. Гармонизировать нюансные цвета сравнительно легче, чем контрастные, но это не означает, что они всегда предпочтительнее.

Выбор цвета может быть и обусловленным. Существует понятие «функциональная окраска», т.е. окраска, связанная с определенной функцией, действием, основанная на объективных свойствах цвета, с одной стороны, и реальной ситуацией - с другой.

При помощи цвета решается и другая задача - снижение нервного напряжения. Здесь пользуются нейтральными тонами, избегая резких сопоставлений и цветовых контрастов.

Прежде чем приступить к окраске, намечают схему распределения цвета, а уже после этого подбирают сами цвета. Часто выбор цвета практически ничем не обусловлен и не ограничен.

Подбор цвета - трудная, а иногда и ответственная задача. Здесь имеет значение и «вкусовой» момент, особенно когда речь идет о жилище. Для колористического решения важно не только наименование цвета или ряда цветов, важна и мера: какой именно оттенок красного - разбеленный или с примесью черного, сине-зеленый или сине-фиолетовый - будет сочетаться со смежным тоном.

Зная объективные закономерности восприятия цвета, человек может сделать свое предметное окружение красивым. Он имеет возможность как бы со стороны оценивать цветосочетания, анализируя свои личные вкусы и пристрастия.

«Вкус цвета» будет определять цветовое комбинаторное решение внешнего вида графической продукции промышленного дизайна.

Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека:

·Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма.

·Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.

·Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.

·Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.

·Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.

·Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.

·Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.

2. Выполнение комбинаторного решения упаковочных пакетов

2.1 Упаковка как важный элемент коммуникации производителя с потребителем

К концу 90-х гг. во всех отраслях пищевой промышленности России уже пришло осознание более вдумчивого подхода к созданию собственных торговых марок. Производители и продавцы убедились в том, что упаковка - это важнейший элемент коммуникации с потребителем. По существу, упаковка все более превращается в связующее звено, без которого становится невозможным перемещение товара от производителя до потребителя. При этом ее функция постоянно расширяется - от сохранения и защиты продукта до удовлетворения всех потребностей заказчика, доставки ему продукции безупречного качества.

Стиль и уровень жизни населения улучшаются. Растут запросы потребителей и к приобретаемому товару. К упаковке предъявляются все большие и большие требования. Упаковка помимо своих основных функций должна выполнять массу дополнительных. Кроме всего прочего, потребитель требует высококачественную продукцию в соответствующей упаковке. В связи с этим возникает множество недостатков в существующих упаковках. Такие как неудобство использования, хранения, извлечение содержимого упаковки.

Дизайн упаковки, несомненно - один из основных инструментов мотивации покупки. Для решения задач маркетинга также важно, чтобы упаковка использовалась потребителем как можно дольше. Поэтому выгодно, чтобы и после вскрытия товар хранился в ней же. Отсюда возникает проблема возможности повторного использования упаковки.

Для устранения возникающих неудобств, в проектируемую упаковку, необходимо включить новые возможности, соответствующие требованиям эргономики.

Теперь перейдем к понятию упаковки.

Трудно найти точное определение упаковки. В большинстве источников об упаковке она рассматривается в первую очередь, как тара, а потом уже говорится о таких ее достоинствах, как пригодность к обработке, облегчение транспортировки, внешняя привлекательность и удобство употребления.

Одно из самых ранних значений слова «упаковка», предлагаемое словарем, - это нечто, собранное в узел, для странствующего разносчика или для перевозки.

Если же давать определение «упаковки» с точки зрения покупателя, а не продавца, то стоит сказать, что упаковка - неделимая единица потребления.

Упаковка - это символ, и не только ее содержимого, но и образа жизни потребителя. «Упаковка, - писал дизайнер Эрнест Дихтер, - это уважение нашего отношения к потребителю» [13, с. 35].

Упаковка выполняет самые разнообразные задачи:

·предохраняет содержимое от загрязнения и порчи;

·облегчает перевозку и хранение товара;

·обеспечивает определенный стандарт содержимого;

·придает выразительность рекламе и делает возможным распространение товара в широком масштабе.

Исторически сложилось так, что именно упаковка сделала возможным принцип самообслуживания, и в свою очередь, благодаря магазинам самообслуживания возросло количество и разнообразие товаров. «Упаковка - как молчаливый торговец». Сегодняшний мир уже не представить без упаковок.

В современных условиях для привлечения внимания покупателей даже дешевые товары обязаны подаваться в красивой упаковке. Благодаря развитию новых технологий, появляется широкий простор для дизайнерских изысков - варьировать можно все: форму упаковки, тип запечатываемого материала, варианты отделки. Не последнюю роль играет возможность легкой переработки и экологическая чистота.

Рассмотрим изучение и оценку значения упаковки.

Материально-конструктивный аспект упаковки включает следующие функции:

. Утилитарную. Это наиболее элементарная и наиважнейшая функция упаковки. Если упаковка не будет выполнять своего первоначального назначения - сохранять продукт, в ней содержащийся, то она потеряет всякий смысл. Утилитарная функция включает в себя требование сохранности продукта, предполагает точную в весовом отношении расфасовку товара, соблюдение условий хранения и обеспечения этих требований, маркировку, связанную с удобством складирования, пересылки и так далее;

. Технологическую. Кроме назначения сохранять продукт не менее важным является удобство транспортировки - доставка от изготовителя к потребителю через распространителя. Технологический аспект, т.е. выбор материалов для изготовления и способ нанесения изображения, зависит, прежде всего, от свойств продукта.

Технологии сохранения и перевозки различных товаров очень разнообразны и прошли длительную эволюцию от простых (сработанных из одного, встречающегося в природе материала) до сложных (состоящих из многих компонентов и искусственно созданных материалов).

Выбор технологических средств напрямую связан с социально-экономическим фактором. Исторически сложилось и психологически оправдано, что продукт дорогой и предназначенный для потребления обеспеченными слоями населения и упаковывается в дорогие материалы и, соответственно, оформляется изысканно и дорого. Упаковка, приобретая знаковый смысл принадлежности, начинает играть роль социального фактора, фактора престижа.

. Экономическую. Если упаковка не экономична для транспортировки, то она сильно удорожает затраты, тем самым значительно повышает конечную цену. Вопросом экономичности пренебрегают в том случае, когда упаковка, прежде всего, должна выполнять знаковую функцию, то есть продается не столько товар, сколько упаковка. Например, когда в большую коробку конфет, которая могла бы вместить около килограмма этого продукта, укладывают 150 грамм. Наполнение в данном случае не играет большой роли. Нарядная и привлекательная коробка предназначена быть знаком внимания и благодарности.

. Экологическую. С технологической функцией связана и функция экологическая, очень актуальная в современном мире, так как проблема дальнейшей судьбы упаковки - ее вторичное использование, уничтожение, переработка без вредных последствий для окружающей среды - очень важна.

Художественно-образный аспект упаковки включает следующие функции:

. Художественно-эстетическую. Эта функция упаковки делает ее предметом декоративно-прикладного искусства; определяет ее роль в формировании визуальной среды; формирует эстетическое чувство; играет большую роль в психологическом воздействии упаковки на подсознание потребителя. Таким образом, художественное решение придает упаковке некое символическое значение и является способом передачи невербальной информации.

. Рекламную. Рекламная функция с помощью вербальной и визуальной информации призвана донести до потенциального потребителя преимущества данного товара перед аналогичным, но другого производителя, т.е. решаются задачи маркетинга.

. Социально-экономическая и коммуникативная функции подразумевают, прежде всего, создание образа для передачи информации невербальными средствами, хотя необходимым условием существования упаковки является наличие значительного блока информации, выраженной вербально, как-то: ингредиенты, вес, изготовитель, способы применения и т.д.

Здесь в особенности надо учитывать пристрастия целевой аудитории. В зависимости от адресата, упаковка может быть престижной (потребитель-человек с большими или средними доходами, но при этом среднего культурного уровня); изысканной (потребитель не обязательно богатый, но культурный человек с хорошим вкусом); нарядной (предназначенной для женщины); яркой (для ребенка); вызывающей (рассчитанной на подростка-тинейджера) и т.д.


2.2 Пути и способы выполнения комбинаторного решения упаковочных материалов

В создании упаковочного пакета для овощного отдела магазинов мне понадобилось изучить форму и материал упаковки, восприятие человека, цвета и цветовые сочетания. А также узнать «правила дизайна», выбор композиционного решения и выбор цветового и графического решения.

«Правила дизайна», которые необходимо учитывать при разработке упаковки:

·основные приемы композиции;

·теория форм и объемов;

·теория цвета (контрастность, сочетания и тональность).

При разработке упаковки для любого товара очень важно понимать, что верное использование и применение основных правил дизайна позволяет избежать множества неприятных моментов и горьких разочарований. Тем не менее, имеется ряд очень удачных дизайнерских решений, в которых эти правила демонстративно нарушаются. Эти «нарушения» заранее предусмотрены опытными маркетологами и дизайнерами и делаются специально, чтобы выделить свое изделие на фоне других.

Выбор композиционного решения должен быть осознанным, не спонтанным. Существуют два основных типа композиции:

·Симметричная - базируется на устойчивом равновесии составляющих элементов (симметричные архитектурные объекты и геометрические орнаменты, строение некоторых минералов). Симметричная композиция с элементами асимметрии - равновесие с элементами динамики (такой тип композиции присущ человеческому телу и большинству животных).

·Асимметричная - основана на динамическом равновесии, когда динамика одного элемента уравновешивается динамикой другого (характерна для растительного мира и большинства объектов неживой природы).

Цветовое и графическое решение, так же имеет немаловажное значение.

Зарубежные и отечественные специалисты уделили большое внимание особенностям восприятия цветов, доказав, что посредством обращения к эмоциям покупателя возможно побудить его совершить покупку.

Как правило, использование определенных цветов на упаковке связано с общим образом марки и несет в себе те же стимулы и образы, что и реклама данного продукта. Например, синий цвет банки кофе Maxell House привлекает людей, рассматривающих процесс кофепития как приятный отдых, в то время как красный у Nescafe призывает взбодриться, преодолеть трудности, вызывает радостное волнение от предвкушения наслаждения. С позиции цветовых ассоциаций не совсем оправданным выглядит применение красного в упаковке молока «Домик в деревне»: волнение и активность не уживаются с образом сельской идиллии и домашнего уюта, который олицетворяет спокойная бабушка-хозяйка. А вот зеленый фон пакета кефира той же марки делает картину целостной. Некоторые виды продуктов традиционно требуют использования определенных цветов: молочные изделия - белого, зеленого и синего, цвета сочной травы и неба, хлебобулочные - желтого, песочного и коричневого. Смешанные тона, редко присутствующие в живой природе (ярко-фиолетовый), могут вызвать подсознательное недоверие к продукту питания и сомнения в его натуральности.

Рекомендации по использованию цветов на упаковке:

·предпочтительно использование не более двух-трех цветов;

·цвета должны быть чистыми (не смешанными);

·черный цвет должен быть одним из примененных в оформлении;

·использование золота и серебра должно быть очень лаконичным и ненавязчивым, гораздо больший эффект имеют удачные сочетания цветов и контрасты.

Изучив, все особенности графического решения плоскости упаковки, мы приступили к разработке упаковочного пакета для овощного отдела продуктовых магазинов.

Наша разработка пакета будет включать комбинаторное решение, элементом которого является фрукт киви. Этот фрукт был выбран потому, что он включает в себя много оттенков зеленого, который является самым привычным цветом для зрения человека.

Для создания пакета понадобилось:

·разработать общий вид упаковочного пакета;

·выполнить стилизацию выбранного фрукта киви;

·подобрать оттенки зеленого и других цветов для комбинаторной композиции;

·разработать комбинаторное изображение киви с учетом выполненной стилизации;

·применить разработанное изображение на поверхности упаковочного пакета.

Мы решили выбрать для комбинаторного решения фрукт киви, как основной элемент. Провели стилизацию его формы и свой выбор остановили на минимуме декора и максимальном звучании цвета.

При разработке упаковочного пакета мы много внимания уделили форме пакета, учитывая его назначение. Форма должна быть удобной, вместительной, красивой, устойчивой при расположении пакета на горизонтальную поверхность.

Кроме эстетичного внешнего вида, привлекающего внимания покупателей, необходимо позаботиться о прочности упаковочного пакета и возможности переносов в нем не менее 3 кг. Поэтому мы разработали ручки пакета, которые имеют большую поверхность соприкосновения с самим пакетом, что обеспечивает прочность упаковочной продукции.

Мы надеемся, что наша разработанная упаковка будет радовать покупателей своим внешним видом и практичностью в использовании.

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, мы можем сделать следующие выводы: процесс создания упаковочной продукции очень актуален и влияет на желание покупателей приобрести тот или иной товар, несет в себе эстетику восприятия окружающей действительности, украшает нашу жизнь и может служить средством рекламы какого-либо товара. Мы не можем отказаться от эстетической красоты. Каждый из нас старается приукрасить среду − бытовую или производственную, личную и общественную. Это норма жизни современного человека. Вне зависимости отличных наших данных и условий, способствующих или препятствующих делу, мы, так или иначе, участвуем в создании нашего предметного окружения.

Красивая упаковка оказывает определенное воздействие на психологию человека за счет цвета и символа. Это не только украшает предметный мир и притягивает взгляд, но и способствует покупательной способности. Поэтому, при создании упаковки нужно учитывать воздействие на человека цвета и формы упаковочной продукции в зависимости от ее назначения.

В процессе разработки дизайна упаковочного пакета немаловажное значение имеет учет развития рыночных отношений, экологичность используемых материалов, а также соблюдение «правила дизайна», работа над композиционным, цветовым и графическим решениями.

Таким образом, можно сказать, что наша цель: создание неповторимого, запоминающегося образа пакета для овощных отделов продуктовых магазинов достигнута, а поставленные задачи выполнены.

Библиография

1.Холмянский, Л.М. Щипанов, А.С. Дизайн: Кн. для уч-ся. - М.: Просвещение, 1985. - 240 с.: ил.

2.Божко, Ю.Т. Архитектоника и комбинаторика формообразования. - Киев: Выща шк., 1991. - 245 с.

.Данилова, О.Н. Зайцева, Т.А. Кравцова, Т.А. Учебная программа курса «Архитектоника объемных форм». - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. - 15 с.

.Михайлов, С.М. Кулеева, Л.М. Основы дизайна: Учеб. для вузов / Под ред. С.М. Михайлова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Союз дизайнеров России, 2002. - 240 с.: ил.

.Устин, В.Г. Композиция в дизайне: Учеб. пособие. Основы построения формальной композиции в дизайнерском творчестве. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 1998.

.Петушкова, Г.И. Основы проектирования костюма: Учеб. пособие для вузов. Ч. 3. Круг. Сер. Трансформируемые конструкции. - М.: Изд-во МЛАГП, 2000.

.Милова, Н.П. Наумова, Н.В. Основы композиции: Руководство. Ч. 2. Линейная и тональная композиции из геометрических фигур. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000.

.Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства. - М.: Гном и Д, 2001.

9.Феофанов, О. Реклама: новые технологии в России. - СПб: «Питер», 2000.

10.Маркетинг. Учебник/ Романов А.Н. и др. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

.Зимина, Н.В. Совершенствование связей производителей продуктов питания с торговыми организациями. // Маркетинг в России и за рубежом. - №2. - 2000. - С. 75-80.

.Веригин, А. Русская реклама. 1898.

13.Кравцова, Т.А. Архитектоника объемных форм: Программа, методические указания к контрольной работе и практическим занятиям. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. - 23 с.: ил.

14.Романов, А.Н. Корлюгов, Ю.Ю. Маркетинг. - М.: «Банки и биржи», 1995.

графический дизайн упаковка магазин

Похожие работы на - Комбинаторика как структурный элемент в промышленном графическом дизайне

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!