Микроэкономика. Теория спроса и предложения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    111,77 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Микроэкономика. Теория спроса и предложения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Тамбовский государственный технический университет"

Кафедра "Экономика"






Реферат на тему

"Микроэкономика. Теория спроса и предложения"


Выполнил: ст. гр. СХП-31

Баландина А.В.

Проверил: к.э.н., доцент

Жариков Р.В.






Тамбов 2013

Содержание

Введение

1.  Микроэкономика и основные понятия

2.      Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос

.        Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение

.        Рыночное равновесие. Равновесная цена

.        Эластичность спроса и предложения

5.1 Эластичность спроса по цене

5.2 Эластичность предложения по цене

6.  Практическое применение факторов эластичности спроса и предложения

Заключение

Список литературы

микроэкономика потребитель производитель спрос

Введение

Изучение спроса и предложения на рынке сейчас становится первоочередной задачей. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. Таким образом, взаимосвязь спроса и предложения крайне значима на рынке товаров и услуг.

1. Микроэкономика и основные понятия

Микроэкономика - наука, изучающая взаимодействие экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности. Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений:

1.       Проблема потребителя - почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления).

2.      Проблема производителя - как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

.        Рыночное равновесие и структура рынка.

.        Общее равновесие - как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

.        Асимметрия информации - как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.

.        Внешние эффекты (экстерналии) - как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других

.        Общественные блага - как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.

Базовые понятия микроэкономики:

Экономические потребности - внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Первичные - удовлетворяют жизненно-важные потребности человека (сон, еда, одежда). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой. Вторичные - все остальные потребности (досуг и т. д.)

Экономические блага - средства удовлетворения экономических потребностей (вещи, услуги). Среди экономических благ необходимо выделить взаимозаменяемые - субституты (чай, кофе, поезд или самолёт), взаимодополняемые - комплементарные товары (бумага - ручка, авто - бензин). Экономические блага делят на - настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные). Долговременные - многоразовые. Недолговременные - исчезающие в результате разового потребления.

Экономический выбор - выбор наилучшего из альтернативных вариантов, который обеспечивает макс. удовлетворение потребностей при данных затратах.

Цена - денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени.

Общая полезность есть совокупное удовлетворение, получаемое в результате потребления данного количества товара или услуг за данное время. С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется. Изменение общей полезности отражается в показателе предельной полезности. Предельная полезность - это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени. Кривая предельной полезности показывает, что полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребителей. Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить данную потребность.

Важную роль в микроэкономике играет анализ спроса и предложения, отвечающий на ряд вопросов: на какие товары вырастет спрос, если будет повышена заработная плата определённой группе работников; как будут реализованы товары, если вырастут цены? Экономисты выбрали спрос и предложение в качестве характеристики, взаимосвязи цены, товаров, дохода и др. При изменении цены товара происходит два типа изменений:

1. Изменение цены одного товара меняет средний уровень цен всех товаров, что изменяет реальный доход потребителя и заставляет его снизить уровень всех покупок, в том числе и покупок данного товара.

2. Изменение цены данного товара заставляет покупателя менять структуру покупок, уменьшать объём покупок данного товара и увеличить покупки других товаров.

2. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос

Спрос - это количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определённого периода времени цен.

Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к увеличению величины спроса и, наоборот, повышение цены (при прочих равных условиях) ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса (обратная зависимость).


Изображённая кривая характеризует состояние цен и объёма покупок товаров в определённый период времени. Она имеет отрицательный наклон, что говорит о желании потребителей купить большее количество товаров при меньшей цене. Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы:

·   увеличение (сокращение) доходов потребителя;

·   изменение вкусов и предпочтений;

·   ценовые и дефицитные ожидания;

·   колебания расходов на рекламу;

·   изменение цен товаров - субститутов и комплементарных товаров;

·   рост (уменьшение) количества покупателей и др.

Все эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево, что можно показать на графике (рис. 1.2).


Например, увеличение денежных доходов потребителей означает повышение спроса, т.е. сдвиг кривой D в положение D2. Если два товара взаимозаменяемые (товары - субституты), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. А если два товара взаимодополняемые (комплементарные), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, увеличение цен на фото - аппараты повлечёт за собой уменьшение спроса на фотоплёнку.

Таким образом, движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже величина и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (рис.1.1). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: он происходит под влиянием факторов, определяющих кривую спроса (рис.1.2.).

3. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение

Предложение - количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и доставить на рынок по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Зависимость количества произведённых товаров от уровня цен может быть изображена графически.


Изображённая кривая S характеризует уровень цен и объём продаж товаров. Она имеет положительный наклон, что говорит о желании производителя продать большее количество товаров по более высокой цене.

Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы:

1. Цены факторов производства

2. Технология производства. Совершенствование технологий приведёт к уменьшению затрат на единицу продукции, следовательно увеличится объём выпуска продукции, что приведёт к увеличению предложения.

3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства, поэтому их увеличение приведёт к сокращению предложения. Напротив, субсидии государства способствуют снижению издержек производства и увеличению предложения.

4. Ожидания изменения цен. Ожидания изменений цены в будущем на продукт могут повлиять на желание производителя задержать товар или поставить на рынок большую партию товара.

5. Число продавцов на рынке. Чем больше производителей выставляют свой товар на рынок, тем больше предложение.

Смещение кривой предложения вправо с S1 к S2 на рисунке означает увеличение предложения. Смещение влево, с S1 к S3 указывает на сокращение предложения.

Изменения величины предложения означают передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт (передвижение на кривой S1 от точки А к точке В).

4. Рыночное равновесие. Равновесная цена

В условиях рынка конкурентные фирмы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объёмов спроса и объёмов предложения. Равновесие на рынках - это такая ситуация, при которой продавцы и покупатели удовлетворены текущим сочетанием цен и объёмом продаж или покупок. Если по каким-то причинам цена равновесия не установилась, то на рынке возникают силы, направленные на установление такой цены (рис. 1.5).


График равновесия цены и отклонения от неё.

Если величина предложения превышает величину спроса, то запасы производителей возрастают, сигнализируя об избыточности предложения. Это заставит производителей снизить цены настолько, чтобы спрос и предложения сравнялись. Это устойчивое равновесие. На нашем графике Е - точка равновесия, в которой:


где PE - равновесная цена; PS - цена предложения; PD - цена спроса;

QE - равновесный объём; QS - объём предложения; QD - объём спроса.

Равновесная цена (Е) - цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции, цена, при которой на рынке нет ни излишков, ни дефицита данного товара, цена товара, при которой решение производителей о продаже и решения потребителей о покупке взаимно согласуемы. Образование равновесной цены - это процесс, который требует определённого количества времени. Рыночное равновесие существует там и тогда, когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.

5. Эластичность спроса и предложения

Проведённый ранее анализ спроса и предложения и их динамика дают возможность оценить направление изменения уровня равновесной цены и равновесного объёма производства. Но производителю товара необходимо знать величину измерения спроса и предложения под влиянием разных факторов. Такая информация позволяет производителю более точно строить свою производственную деятельность.

Часто на практике бывает необходимо дать количественную оценку степени реакции, например, величины спроса на изменение того или другого фактора. Степень изменения спроса и предложения под воздействием разных факторов характеризуется их эластичностью. Для различных единиц измерения введён единый стандарт измерения - в процентах. Эластичность используется для обозначения различных зависимостей, выраженных в процентных изменениях.

5.1 Эластичность спроса по цене

Уже отмечалось, что закон спроса показывает, как покупатели реагируют на изменение цены. Однако степень реакции может быть различной. При незначительном изменении цен спрос может измениться очень сильно (высокая эластичность), очень мало (низкая эластичность) или в той же пропорции (нормальная эластичность).

Эластичность спроса по цене - чувствительность величины спроса на товар к его цене. Эластичность спроса по цене означает быстроту (степень) изменения цен.

Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса Ed) измеряется как процент изменения количества (Q) к проценту изменения цены (P). Эластичность измеряется коэффициентом эластичности.

А. Маршалл показал, что "эластичность может быть большей или меньшей в зависимости от того, сильнее или слабее возрастает количество товаров при данном снижении цен, и в большей или в меньшей степени падает при данном повышении цен".


Коэффициент эластичности спроса по цене всегда отрицателен, т.к. цена и величина спроса находятся в обратной зависимости. Когда цена падает, величина спроса растёт, и наоборот: когда цена растёт, величина спроса падает.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов поднимется или опустится величина спроса на данный товар при изменении его цены на 1%. Например, надо определить, насколько изменится количество продаж автомобиля, если его цена возросла на 10%. Рассмотрим расчёт коэффициента эластичности спроса на условном примере. Предположим, по цене 5 рублей продавалось 2000 единиц товара, а по цене 4 рубля 4000 единиц товара. В этом случае:


Степень реакции спроса на изменение цен, а, следовательно, и значение коэффициента эластичности зависит от конкретного вида товара. Так, уменьшение (увеличение) цены на видеомагнитофоны может привести к значительному росту (падению) спроса на них, а изменение цены, например, на детские колготки существенно на повлияет на их спрос.

После того, как мы дали характеристику коэффициента эластичности спроса по цене, остановимся на различных вариантах эластичности спроса.

·Когда спрос на товар - Q, увеличился (уменьшился) на столько же процентов, на сколько процентов уменьшилась (увеличилась) цена - P, т.е. ΔP = ΔQ, то при этом ЕD = 1 - эластичность единична;

·Когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена - спрос эластичен, ED > 1;

·Когда величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цены - спрос неэластичен, ED < 1;

·Когда величина спроса не изменяется при любом изменении цены, спрос совершенно неэластичен, ED = 1;

·Когда величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены, спрос бесконечно эластичен, ED = ∞ .

Покажем изменение эластичности спроса по цене на графике (рис. 1.6).


Разные товары имеют разный коэффициент эластичности. Так, товары для поддержания жизни человека (предметы питания) имеют слабую эластичность спроса по цене. Предметы роскоши более чувствительны к снижению цен.

Коэффициент эластичности является подвижным. Даже спрос на один и тот же товар может иметь разную эластичность при изменении условий рынка. Эластичность спроса неодинакова на разных участках кривой спроса. Так, при высоких ценах на товар спрос более эластичен, а при низких ценах - менее эластичен. Если спрос полностью насыщен, эластичность приближается к нулю.

Значение ценовой эластичности спроса на тот или иной товар имеет практическое значение для предпринимательской и коммерческой деятельности, так как оценка эластичности отражается на объёме денежной выручки от реализации произведённого товара. Предположим, коэффициент эластичности спроса по цене больше единицы. В этом случае уменьшение цены приведёт к увеличению общей выручки, т.е. при прочих равных условиях возрастает общий объём продаж данного товара, и прирост дохода производителя за счёт роста продаж компенсирует ему падение дохода от снижения цены.

При эластичном спросе увеличение цены приводит к снижению совокупной выручки. Это происходит потому, что если цена растёт, то прибавка совокупной выручке от продажи по более высокой цене меньше потери выручки от продажи по более низким ценам. Создаётся такое условие.

При эластичном спросе снижение цены увеличивает совокупную выручку, а повышение цены уменьшает совокупную выручку.

При неэластичном спросе снижение цены уменьшает совокупную выручку, а повышение цены увеличивает совокупную выручку.

Следует далее отметить, что величина чувствительности объёма продаж к изменению рыночных цен зависит от следующих факторов:

1. Количество дешёвых товаров - заменителей (товаров - субститутов). Чем больше товаров - заменителей, тем больше эластичность спроса и наоборот.

2. Фактор времени. Рыночный спрос на товар имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном периоде. Это вызвано временным благом реакции потребителей на изменение цены и большими шансами появления со временем товаров - заменителей.

3. Долговременность пользованием товаром. Отказ от покупки нового товара долговременного пользования в пользу ремонта старого может быть эффективным, хотя и временным способом заменить товар, цена на который поднимается, т.е. этим спрос делается более эластичным в краткосрочном периоде.

4. Важность товара для покупателя. Когда товар очень важен (зубная паста, услуги парикмахера), спрос на такой товар не слишком чувствителен к изменению цены. При увеличении цены потребители тратят больше. С другой стороны есть товары, которые не столь важны для покупателя (катание на лыжах, приобретение телевизора с большим экраном и др.). Товары, покупку которых можно отложить - предметы роскоши, показывают большую эластичность.

5. Степень насыщения рынка товарами. Если все хозяйства будут иметь холодильники, то маловероятно, что производители смогут стимулировать рыночный спрос на холодильники путём снижения своих средних цен продажи.

6. Величина доходов потребителей. По мере снижения цен товар становится доступен потребителям с более низкими доходами, так что рыночный спрос становится всё более чувствителен к снижению цены.

Эластичность спроса по цене имеет важное значение при определении политики цен как на уровне отдельных фирм, так и на уровне государства. В случае эластичного спроса именно снижение цены ведёт к увеличению выручки продавцов, тогда как при неэластичном спросе рост выручки обусловлен повышением цены.

Существуют и другие виды эластичности спроса.

Перекрёстная эластичность спроса по цене. Этот вид эластичности спроса проявляется при рассмотрении взаимодополняемых и взаимозаменяемых товаров. В этих товарных группах можно проследить чёткую зависимость между изменениями цен на одни товары и изменением спроса на другие товары. Показателем такого рода эластичности спроса является коэффициент перекрёстной эластичности спроса. Коэффициент перекрёстной эластичности спроса может иметь положительное, отрицательное и нулевое значения. Он рассчитывается по формуле:


где ∆QX - процентное изменение количества спрашиваемого товара X;

∆PY - процентное изменение цены товара Y.

Взаимозаменяемые товары имеют Edxy < 0. Например, с повышением цен на автомобили спрос на бензин уменьшится. Чем больше отрицательное значение коэффициента перекрёстной эластичности, тем больше взаимодополняемость товара. Независимые товары имеют Edxy = 0. Это означает, что никакое изменение цены на один товар не отразится на спросе другого товара. Например, с ростом цены на хлеб спрос на цемент не изменится. Эластичность спроса по доходу. Существует прямая связь между типом покупаемых товаров (услуг) и доходом. Согласно закону Энгеля, с увеличением дохода доля его, расходуемая на предметы первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на предметы роскоши увеличивается. В соответствии с этим, доля дохода, расходуемая на продукты питания, может служить показателем благосостояния данной группы населения. Спрос эластичный по доходу, если процентное изменение дохода меньше процентного изменения величины спроса. Спрос неэластичный по доходу, если процентное изменение дохода больше процентного изменения величины спроса.

5.2 Эластичность предложения по цене

Теперь остановимся на эластичности предложения по цене. Всё, что происходит со спросом, действительно и для предложения. Экономисты ввели показатель "эластичности предложения" для того, чтобы определить степень изменения объёма предложения в ответ на увеличение цен в результате конкуренции. Эластичность предложения по ценам оценивает реакцию производителя (продавцов) на изменение цен. Мерой этого изменения выступает коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объёма предложения (в %) к росту цен (в %) по формуле:


Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остаётся неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обуславливает увеличение предложения, то мы имеем дело с абсолютно эластичным предложением.

Эластичность предложения можно изобразить графически (рис. 1.7).

Рис. 1. 7.

Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. При этом предложение не изменяется, так как возрастает цена. Например, кривая предложения картины И. Шишкина "Утро в лесу" является совершенно неэластичной, потому что в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко не поднималась цена.

На эластичность предложения оказывают влияние следующие факторы.

·   Мобильность экономических ресурсов, т.е. подвижность, способность к быстрому действию, передвижению. Чем выше мобильность ресурсов, тем быстрее производитель может организовывать дополнительные поставки товара на рынок, тем эластичнее его предложение.

·   Фактор времени. Эластичность по цене увеличивается на долгосрочном периоде. Если фирмы ожидают, что в будущем спрос увеличится, они будут вкладывать в производство менее мобильные ресурсы. А также с течением времени улучшается адаптация производителей к новым условиям рынка, структура предложения приходит в соответствие со структурой спроса.

·   Характер технологии. Товары со сложной технологией менее эластичны.

·   Характер товара. Скоропортящиеся товары менее эластичны, чем товары длительного хранения.

6. Практическое применение факторов эластичности спроса и предложения

Теория эластичности имеет важное значение в бизнесе и экономической политике правительства. Так, ценовая эластичность предложения используется при определении налоговой политики, поскольку с помощью этого показателя можно определить, какую часть налога на продажи реально выплачивает предприниматель (из своей прибыли), а какую - потребитель (соглашаясь на более высокую цену товара). Если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично - на производителей. В случае эластичного спроса по цене, большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса - потребителем. Это можно объяснить так, что когда спрос эластичен, потребители, при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары - субституты. В случае же неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.

Заключение

Взаимодействие спроса и предложения, колебательное движение цен как его результат выражают сущность закона спроса и предложения. А.Маршалл правильно считал, что закон спроса и предложения есть результат действия более фундаментальных причин, способ реализации единства производства и потребления в рыночной экономике. Этот закон - всеобщая форма, через которую реализуется действие основных факторов, определяющих движение производства и цен.

Список литературы

1.       Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Микроэкономика. - М.: - 2000, - 123 с.

.        Герасименко В. Современная рыночная экономика и общественные блага - М.: - 2004, - 89 с.

.        Горяинова Л.В. Микроэкономика. - М.: - 2004, - 56 с.

.        Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория - СПб.: -2002, - 265 с.

.        Максимова В.Ф. Микроэкономика.- М.: - 2008, - 204 с.

Похожие работы на - Микроэкономика. Теория спроса и предложения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!