Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    108,67 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ»

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА»








КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Микроэкономика

На тему: Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие

Выполнила: Алферова Елена Анатольевна

Проверил: к.э.м. В.В. Перцов








Москва

г.

Содержание

Ведение

. Рынок

. Спрос

2.1 Сущность спроса

2.2 Кривая спроса

.3 Закон спроса

.4 Изменение спроса

. Предложение

.1 Сущность предложения

.2 Кривая предложения

.3 Закон предложения

.4 Изменение предложения

. Равновесная цена

.1 Избыток

.2 Дефицит

.3 Равновесие цен и объем производства

.4 Равновесная цена и равновесное количество

.5 Изменение предложения, спроса и предложения

. Эластичность спрос и предложение

Заключение

Список литературы

Введение

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения их направление и изменения. Спрос и предложение - два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологии, добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия.

Спрос и предложение - способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но и о работе экономической системы в целом.

Цель работы - раскрыть экономическое содержание спроса и предложения описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, как покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, то есть, как спрос влияет на предложение, а предложение - на спрос.

Задачи: исследовать теоретические основы сущности спроса и предложения в рыночной экономике, проанализировать практический пример спроса и предложения.

Изучить эластичность спроса и влияющих на нее факторов.

. Рынок

спрос предложение рыночное равновесие

Рынок-это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение, поставщиков) отдельных товаров, услуг или ресурсов.

Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям:

) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг,.);

) по географическому положению (местный, национальный, мировой);

) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, свободный, смешанный и т.п.);

) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.);

) по характеру продаж (оптовый, розничный).

Взаимодействие между покупателями и продавцами и, соответственно, между производством и потреблением осуществляется через взаимодействие спроса и предложения. И то, и другое представлено определенным количеством товара: спрос - количеством товара, которое могут приобрести покупатели, предложение - количеством товара, которое готовы предложить продавцы.

Каждый субъект рынка представляет какую-то долю спроса или предложения. Эта доля во многом определяет положение субъекта на рынке. Каждый субъект, будучи рациональным, стремится занять выгодное для себя положение на рынке. Соперничество субъектов рынка за выгодное положение на нем характеризует конкуренцию.

Конкуренция идет: а) между продавцами; б) покупателями;

в) продавцами и покупателями.

·        Объектом конкурентной борьбы между продавцами являются деньги покупателей. Каждый стремится продать свой товар, получив взамен его денежный эквивалент. Борьба особенно остра, когда предложение превышает спрос.

·        Объектом борьбы между покупателями является товар- каждый стремится обменять свои деньги на нужный ему товар в нужном количестве. Такая борьба особенно отчетливо себя проявляет при превышении спроса над предложением.

·        Объектом конкуренции между продавцами и покупателями является цена на соответствующий товар. Смысл борьбы понятен - продавец стремится продать подороже, а покупатель купить подешевле.

Цена, является важным элементом рынка. Благодаря ей принимают соответствующие решения.

Например, высокая цена при превышении спроса над предложением заставляет товаропроизводителей расширять производство и предложение товара, а покупателей ограничивать свой спрос на него. Тем самым цена предстает как фактор, определяющий состояние рынка и поведение его субъектов, как центральное звено рыночного механизма, помогающего дать ответы на кардинальные вопросы экономики: что, сколько и как производить, что, где, сколько и когда покупать?

2. Спрос

.1 Сущность спроса

Спрос- кривая, иллюстрирующая, сколько товаров или услуг покупатель готов приобрести при различной цене в определенной период времени.

Определение позволяет выделить следующие особенности спроса

. Микроэкономика имеет дело со спросом на какой-то один вид товара.

. Спрос отражает не только нужность товара для покупателя, но и способность последнего его оплатить. Тем самым спрос отражает покупательную способность субъекта спроса.

. В понятии «спрос» еще не заключен факт покупки товара, так как спрос на товар может быть и при отсутствии самого товара.

. Спрос предъявляется на определенном рынке- локальном, региональном, национальном, международном.

. Спрос имеет временную характеристику - он может быть на данный момент, день, неделю, месяц и т.д.

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вкусов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функций всех этих факторов:

= f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B),

где:- спрос;- цена;- доход;- вкусы;- ожидание;- цена на товары - субституты (блага, замещающие друг друга в потребление);- цена на комплементарных (дополняющие друг друга в потребление)- количество покупателей;- прочие факторы.

.2 Кривая спроса

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого графика, условно показывающего величину спроса на горизонтальной оси(Q), а цену - на вертикальной(P).

Полученная кривая называется кривой спроса. Она направлена вниз и вправо, наглядно демонстрирует действие закона спроса: люди покупают большее количество товара, услуги или ресурса, если цена на них снижается. Таким образом, зависимость между ценой и запрашиваемой величиной является обратной. Рассмотрим таблицу №1

Таб. 1 Спрос индивидуального покупателя на товар

Цена 1 мороженое, руб.

Спрос, шт.

4

500

5

400

6

300

7

200

8

100

цена

 Q-спрос

Рис.1

При прочих равных условиях снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса.

.3 Закон спроса

Между ценой и величиной спроса существует отрицательная, или обратная, зависимость. Экономисты назвали эту обратную зависимость законом спроса.

Кривая дает общую усредненную картину спроса. Она помогает увидеть ряд особенностей закона спроса.

а) Прежде всего видна связь закона спроса с законом убывания предельной полезности. В любой данный период времени каждый покупатель продукта от каждой последующей его единицы получает меньше удовлетворения, или выгоды, или пользы, чем от предыдущей. Например, вторая порция мороженного дает потребителю меньше удовлетворения, чем первая; третья приносит меньше удовольствия, или пользы, чем вторая, и т.д. Отсюда следует, что потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности. А поскольку каждая последующая единица конкретного продукта приносит пользователю все меньшую и меньшую полезность, он будет покупать дополнительные единицы только тогда, когда цена на них будет последовательно снижаться.

б) Закон спроса можно также объяснить в терминах эффекта дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, чем раньше, не отказывая себе в приобретении каких-либо других товаров. И наоборот, более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно дороже. Покупка продуктов, чья цена снижается, становится более выгодной сделкой, чем товаров и услуг, продаваемых по прежней цене.

Пример: снижение цены на рыбу повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше рыбы (эффект дохода). При более низкой цене покупка рыбы становится относительно более заманчивой, ее покупают вместо свинины, баранины, говядины (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения накладываются друг на друга и приводят к тому, что у потребителей возникает возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой. Рост спроса на товар при понижении цены может быть обусловлен и тем, что к покупателям данного товара присоединяются и те, кто вследствие высокой для них цены этот товар прежде не покупал.

в) Закон спроса действует при прочих неизменных условиях. Изменение условий может модифицировать или даже нарушить его действие.

Например, повышение цены какого-то товара способно увеличить, а не сократить спрос, если у покупателей возникает ожидание последующего повышения цен и стремление успеть купить товар по повысившимся ценам до того, как цены еще больше возрастут. По существу, в этом поведении покупателей также проявляется закон спроса, так как спрос здесь отражает более низкий уровень цены по сравнению с ожидаемой, при которой спрос наверняка упадет.

г) При понижении цены некоторых товаров спрос может сократиться, а не увеличиться. Такое возникает тогда, когда цена определяет престиж товара. Например, при понижении цены на некоторые украшения они становятся менее привлекательными, и наоборот, увеличение цены на них способно не уменьшить, а увеличить спрос.

д). Потребность в товаре и то, через что она проявляется вкусы, предпочтения, мода и т.д. Специфика взаимодействия товара как блага и потребности, которую он удовлетворяет, обусловливает соответствующий вид индивидуального спроса. Спрос на какой-то товар со стороны отдельных потребителей может быть повседневным (на продукты питания, электроэнергию, транспорт и т.п.) и периодическим (на одежду, обувь, мебель и т.д.). Спрос со стороны всех потребителей того или иного товара, периодичность спроса на такие товары может устраняться, хотя сохраняется сезонность спроса на некоторые товары.

.4 Изменение спроса

Все факторы спроса можно разделить на ценовые и неценовые. Изменение цены на товар ведет к изменению величины спроса в соответствии с действием закона спроса. Изменение неценовых факторов ведет к изменению самого спроса. Подобное влияние графически изображается путем сдвига кривой спроса вправо или влево.

Рисунок показывает возможность изменения спроса под воздействием, например, увеличения доходов покупателей. Вначале он был в объеме D1, затем стал D2 при прежней цене P.

Рост доходов переключат спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низко качественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D1

Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей.

Знание спроса и его факторов необходимо предприятиям, для того чтобы правильней решать вопросы: что, для кого и сколько производить.

                                 D2

P               D

       D1                                увеличение

                                                             спроса

             

                 

    уменьшение

    спроса

                                                                                            Q

Рис.2 Изменение спроса.

3. Предложение

.1 Сущность предложения

Предложение- шкала, показывающая количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Определение позволяет выделить следующие особенности предложения.

. Предложение касается какого-то товара, блага, произведенного на продажу.

. Предложение предстает как сумма предложений со стороны отдельных продавцов. На монопольном рынке оно обеспечивается одним продавцом.

. Под продавцами понимаются все, кто предлагает товар: предприятия-изготовители, оптовые или розничные торговцы, склады, магазины и т.д.

. Предложение данного товара обеспечивается на определенном рынке: локальном, региональном, национальном.

. Величина предложения определяется за какой-то период времени: на данный момент, день, неделю, месяц и т.д.

Условия, при которых складывается предложение, определяются ценами на данный товар и источниками обеспечения предложения.

Цена может быть такой, при которой произведенный товар может не предлагаться.

Основным источником предложения является производство. Но таковым можно считать и товарные запасы. Например, товар произведен, но из-за невыгодной цены направлен не на рынок, а на склад, где он лежит, дожидаясь установления выгодной цены. Если такая цена устанавливается, товар со склада направляется на рынок.

По сколько, так или иначе, именно производство определяет предложение, то основными факторами предложения становятся те, которые определяют само производство. Можно отметить, что предложение (S) находится в функциональной зависимости от различных факторов:

= f (P K T N B).

цены ресурсов;характер применяемой технологии;налоги и субсидии;количество продавцов;прочие факторы.

.2 Кривая предложения

Кривая предложения - кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Принято откладывать цена - по вертикали (P), а предложение - по горизонтали оси (Q).

Возьмем данные из таблицы 1.

Цена 1 мороженое, руб. Спрос, шт.


4

500

5

400

6

300

200

8

100

Изображенная кривая S характеризует уровень цен, и объем предложения в определенный момент времени (например, на 1 января 1998 г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество товара по более высокой цене. Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы.

Динамика предложения этого товара может выглядеть следующим образом.

 

Рис.3

.3 Закон предложения

Рост цены при прочих неизменных условиях ведет к росту предложения, понижение цены ведет к сокращению предложения. Эта устойчивая связь характеризуется как закон предложения.

Предложением называют количество товаров и услуг, которое производители готовы продать на определенном рынке по определенной цене за конкретный период. Все продавцы стремятся получить на рынке самую высокую цену, и чем она выше, тем активнее они будут пытаться продавать растущее количество товаров. Речь идет о том, что каждый продавец менять предложение в зависимости от цены: чем она выше, тем выше размер предложения на рынке определенного товара при прочих одинаковых условиях.

Следовательно, предложение - это количество любых товаров и услуг, которое продавцы хотят и имеют возможность продать. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая. Закон предложения отражает связь между ценой и количеством товаров и услуг: при прочих одинаковых условиях роста цен на товары ведет к увеличению количества товаров, которое хотят и могут вывести на рынок производители. Этот закон утверждает, что с ростом цен будет расти также предложение, и показывает, что производители стремятся производить и продавать по более высокой цене большее количество товара. Чем выше цена, тем больше стимулов, побуждающих производителя переключать ресурсы из других сфер и производить большее количество определенного товара. Однако закон нисходящей отдачи доказывает, что с увеличением объемов производства будут расти расходы на единицу продукта при неизменном основном капитале и неизменных земельных ресурсах. Следовательно, возникает потребность в установлении более высоких цен для покрытия высоких издержек производства. Между ценой товара и объемом предложения существует прямо пропорциональная связь.

.4 Изменение предложения

На предложение товара влияет его цена. Рост цены при прочих неизменных условиях ведет к росту предложения, понижение цены ведет к сокращению предложения.

Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы.

Влияние неценовых факторов на предложение графически изображается путем сдвига кривой предложения вправо или влево. Получается, что при одной и той же цене предложение меняется в сторону увеличения или уменьшения.

а) Цены на ресурсы.

Вычислить размеры производственных затрат, которые несут компании, помогают цены на ресурсы, использованные в процессе производства. Чем выше цены на ресурсы, тем больше производственные издержки, и если при этом цена продукта будет оставаться; на прежнем уровне, прибыли компании будут сокращаться. Снижение прибылей будет ослаблять мотивы и стимулы компаний поддерживать предложение и производство такого продукта по прежней цене. И наоборот, более низкая цена на ресурсы стимулирует компании расширять производство и поставки продукта на рынок по каждой возможной цене, поскольку издержки производства в таком случае снижаются, а прибыли растут. Поэтому, когда цены на ресурсы падают, фирмы предлагают больше продукции при каждой возможной цене.

б) Технология.

Совершенствование технологии позволяет компаниям производить каждую единицу продукции с меньшими затратами ресурсов. Поскольку ресурсы дороги, то сокращение потребления ресурсов позволяет снизить издержки производства и увеличить предложение.

Предложение зависит от технологии производства данного товара. Производство в зависимости от технологии может быть штучным и массовым, определяя соответствующее предложение.

в) Налоги и субсидии.

Фирмы рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение ставок налогов, скажем, налога с оборота или налога на имущество, увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Субсидии же считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует оно, фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

г) Число продавцов.

При прочих равных условиях, чем больше продавцов, тем больше рыночное предложение. По мере вхождения в отрасль новых фирм кривая предложения смешается все дальше вправо. И наоборот, чем меньше в отрасли фирм, тем меньше рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения смещается влево.

Увеличение предложения смещает кривую вправо, сокращение предложения - влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант (детерминанты предложения - факторы, помимо цены, влияющие на предложение товаров или услуг) предложения.

                                          S1

           уменьшение

P                                        предложения  S

                                                             S2

увеличение

                                                              предложения

                                                                    Q

Рис.4 Изменение предложения

4. Равновесная цена

Рыночная экономика в условиях свободной конкуренции, постоянного изменения цен, регулирования экономических процессов на основе изменения соотношения спроса и предложения способна избежать хаотичного развития и достичь общего равновесия. Хотя в рыночной экономике возможны определенные просчеты, но цена на каждый товар устанавливается на основе равновесия между спросом и предложением.

В каждый конкретный момент возникает определенное равновесие между спросом и предложением.

В условиях совершенного рынка неравновесные цены являются временными. Спустя то или иное время они меняются и устанавливаются на равновесном уровне.

Стремление рыночных цен к равновесию обусловлено действием закона спроса и предложения. В отличие от закона спроса и закона предложения, указывающих на устойчивую зависимость спроса и предложения от цены, данный закон также отражает обратную зависимость цены от спроса и предложения.

Закон себя обнаруживает при возникновении неравновесного состояния на совершенном рынке.

Рассмотрим, таблицу №2 и выясним, какая цена будет считаться равновесной.

Таблица №2

Предлагаемое кол-во товара (предложение) (шт.)

Цена за товар (руб.)

Количество товара за неделю (шт.)

Избыток Или дефицит

12 000

5

2 000

+10 000

10 000

4

4 000

+6 000

7 000

3

7 000

0

4 000

2

11 000

-7 000

1 000

1

16 000

-15 000


Теперь рассмотрим, какая цена будет считаться равновесной.

.1 Избыток

Попытаться получить ответ методом проб и ошибок. Начнем с цены 5 руб. При цене 5 руб. производители желают произвести и предложить на продажу 12 тыс. тогда как покупатели желают приобрести лишь 2 тыс. шт. Цена 5 руб. побуждает продавцов продать большое количество товара, но отбивает у потребителей желание покупать это количество товара. В результате на рынке образуется излишек (избыток) в 10 тыс.. Этот избыток, показанный в столбце (4), представляет собой превышение величины предложения над величиной спроса при цене 5 руб. У продавцов - производителей товара на руках оказывается непроданный запас продукции в размере 10 тыс. готовой продукции.

Цена 5 руб., даже если бы она временно и существовала на рынке, не способна удержаться там, в течение какого-либо длительного периода времени. Очень большой излишек товара заставит конкурирующих продавцов сбить цену, чтобы побудить покупателей избавить их излишка.

Допустим, цена опускается до 4 руб. Более низкая цена подталкивает покупателей приобрести на рынке больше товара, одновременно побуждая производителей предлагать меньше товара рынке. В результате излишек сократится. Однако излишек все еще сохраняется, и конкуренция между продавцами продолжает снижать цену. Можно, следовательно, сделать вывод, что цены 5 и 4 руб. окажутся неустойчивыми, поскольку они чересчур высокие. Рыночная за продукцию должна быть ниже 4 руб.


Рассмотрим в качестве возможной рыночной цену в 1 руб. Очевидно, при этой цене величина спроса превышает величину предложения на 15 тыс. ед. Такая низкая цена отбивает у производителя желание производить большее количество товара, направлять свои ресурсы на увеличение объемов производства, одновременно порождая у потребителей, стремление купить больше товара, чем его имеется на рынке. В результате возникает дефицит (нехватка) товара в размере 15 тыс., или избыточный спрос. Цена в 1 руб. не способна удержаться на рынке в качестве рыночной цены. Многие потребители, которые хотели бы себе позволить приобрести товар по такой цене, в этой ситуации просто не смогут его купить. К тому же многие другие потребители проявят готовность платить за товар дороже 1 руб., чтобы все-таки получить возможность его купить.

Предположим, конкуренция между покупателями поднимет цену до 2 руб. Эта более высокая цена сокращает, но не ликвидирует дефицит товара. При цене 2 руб. производители готовы направить больше количество ресурсов на производство продукции, а часть покупателей, желавшая платить за 1руб., теперь предпочтет отказаться от такой покупки. Однако дефицит товара на рынке в размере 7 тыс. по-прежнему сохранится. Следовательно, можно сделать вывод, что конкуренция между покупателями поднимет рыночную цену на уровень выше 2 руб.

.3 Равновесие цен и объем производства

Мы исключили все цены кроме 3 руб. При цене 3 руб., и только при этой цене, количество товара, которое производители желают произвести и предложить на продажу на рынке, равно тому ее количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В результате при такой цене на рынке нет ни излишка, ни дефицита товара. Когда при цене в 3 руб. нет ни дефицита, ни излишка, не существует никаких причин для того, чтобы реальная цена товара менялась. Экономист называет такую цену ценой, обеспечивающей клиринг («расчистку») рынка, или равновесной ценой, причем «равновесие» здесь означает «баланс», или «покой». Другими словами, при цене в 3 руб. величина предложения и величина спроса уравновешиваются, т.е. равновесное предложение составляет 7 тыс. Следовательно, в показателях предложения и спроса, представленных в табл., единственной устойчивой ценой товара будет цена в 3 руб.

В результате, цена товара - как и любого другого продукта - устанавливается на таком уровне, при котором решения производителей о продаже и решения потребителей о покупке взаимно согласуются. Такие решения соответствуют друг другу лишь при равновесной цене (в данном случае это 3 руб.) и при равновесном количестве предложения (здесь это 7 тыс.шт.). По любой более высокой цене поставщики стремятся продавать большее количество продукта, чем потребители готовы купить, - возникает излишек; при любой более низкой цене потребители хотят купить большее количество, чем согласны продать производители, о чем свидетельствует дефицит. Такие расхождения между предложением продавцов и спросом покупателей приводят к изменению цены, которое, в конечном счете, завершается новым согласованием между собой этих двух противоположных желаний.

Графический анализ предложения и спроса приводит нас к таким же заключениям. На рис.5 совмещены кривая рыночного предложения и кривая рыночного спроса (причем на горизонтальной оси, теперь отложены показатели и спроса, и предложения).

В графическом виде точка пересечения кривой предложения с кривой спроса на продукт и есть точка рыночного равновесия. В данном случае равновесная цена и величина равновесного предложения равны соответственно 3 руб. и 7 тыс. шт. При любой цене, превышающей равновесную цену, величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящимися избавиться от своего излишка. Снижение цены сократит предложение товара и одновременно побудит потребителей покупать ее в большем количестве. В результате этого рынок будет двигаться в сторону равновесия.

Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта, т.е. при этом величина спроса превышает величину предложения. Покупатели будут стремиться приобрести продукт, предлагая за него более высокую цену. Из-за этого цена будет стремиться вверх - к равновесному уровню. Такое повышение цены заставляет производителей увеличивать предложение и одновременно «выталкивает» лишних покупателей с рынка, в результате чего дефицит исчезает. И снова рынок будет двигаться в сторону нового равновесия.

рис. 5

.4 Равновесная цена и равновесное количество

Равновесную цену и равновесное количество продукта показывает точка пересечения нисходящей кривой спроса D и восходящей кривой предложения S. Они соответственно равны 3 руб. и 7000 тыс. Нехватка товара при цене ниже равновесной (например, при 2 руб. дефицит составляет 7000 тыс. шт.) подталкивает цены на рынке вверх. Более высокие цены стимулируют повышение предложения и ограничивают спрос. Это происходит до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие. Избыток товара при цене выше равновесной (например, при 6 руб. излишек равен 6000 тыс.) толкает цену вниз. Когда цены падают, предлагаемое на рынке количество товара снижается, а спрос на нее растет, и это происходит до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие рис.5.

P                       избыток

        D                  6000 тыс.       S



                      дефицит

                        7000 тыс.

                                                                          Q

Рис.6

.5 Изменения предложения, спроса и равновесие

Спрос может изменяться вследствие колебаний потребительских вкусов или доходов, изменений потребительских ожиданий или цен на сопряженные товары. Предложение может изменяться под влиянием изменений технологии, цен на ресурсы или налогов.

Изменение спроса

Предположим, предложение остается постоянным, а спрос возрастает, как показано на рис. 7а. В результате новая точка пересечения кривых предложения и спроса имеет более высокие значения как по цене, так и по количеству. Таким образом, увеличение спроса вызовет увеличение и равновесной цены, и равновесного количества продукта, И наоборот: снижение спроса, как показано на рис. 7б, снизит одновременно и равновесную цену, и равновесное количество продукта. (Важное значение графического анализа становится теперь очевидным. Уже не нужно изучать колонки цифр для определения воздействия интересующего нас показателя; достаточно лишь сопоставить положение новой точки с положением старой точки пересечения на графике.)

              D2                                 P

P                                   S                                       D1            S

     D1                                                        D2





                                          Q                                                             Q

рис.7. а увеличение спроса рис. 7б снижение спроса

Изменение предложения

Допустим, что спрос постоянен, а равновесное предложение увеличивается, как показано на рис. 7в. Новая точка пересечения кривых предложения и спроса расположена на уровне более низкой равновесной цены, но более высокого равновесного количества. Другими словами, увеличение предложения снижает равновесную цену, но увеличивает равновесное количество. И наоборот, когда предложение сокращается, как показано на рис. 7г, это ведет к повышению равновесной цены, но уменьшению равновесного количества.

P     предложения             предложения

                                                    P                          S2

    D               S1

                               S2                           D                           S1

.



                                                                                                        Q

Рис.7 в. увеличение      рис.7 г. снижение

5. Эластичность спроса и предложения

Ценовая эластичность спроса

Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл.

Для фирмы при планировании объема и структуры производства важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.). На спрос влияют и другие факторы.

С ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Согласно закону спроса при снижении цены покупается большее количество продукта. Но реакция потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты измеряют реакцию (чуткость) потребителей на изменение цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности.

Суть концепции ценовой эластичности заключается в следующем:

Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:

·        эластичный спрос (ED>1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%;

·        неэластичный спрос (ED<1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,3%;

·        единичная эластичность спроса (ED=1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;

·        совершенно эластичный спрос (ED=∞). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;

·        совершенно неэластичный спрос (ED=0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса.

В процессе применения формулы ценовой эластичности возникает одно неприятное затруднение. Проиллюстрируем его конкретным примером. При вычислении коэффициента эластичности спроса на товар в ценовом интервале от 5 до 4 руб., согласно данным таблицы №3, мы оказываемся перед дилеммой, какую из двух комбинаций характеристик цены и количества продукции (5 руб. - 2000 товара или 4 руб. - 4000 товара) взять в качестве базовой для подсчета

Таб.3

Общая выручка (расходы покупателей)Цена за товар (руб.)Количество спрашиваемой в течение недели продукции (ед.)Коэффициент эластичности  Ed




12 000

5

2 000

3,00

10 000

4

4 000

1,94

7000

3

7 000

1,11

4000

2

11 000

0,56

1000

16 000



Используя теорию эластичности, можно сознательно управлять спросом товаров и ценами на них. Этим неоднократно пользовались и продолжают пользоваться многие товаропроизводители и продавцы продукции.

Зная коэффициент эластичности спроса от цены, можно, например, определить изменение спроса товара при планируемом изменении цены или определить изменение цены товара при планируемом изменении спроса на него.

Концепция ценовой эластичности спроса применима также и к предложению. Суть ее в следующем: если производители чувствительны к изменениям цен, то предложение эластично, и наоборот.

Формула эластичности спроса подходит и для определения степени эластичности предложения. Единственное необходимое изменение заключается в замене «процентного изменения количества спрашиваемой продукции» на «процентное изменение количества предлагаемой продукции».

Таким образом, познания в области эластичности спроса и предложения товаров позволяют фирмам более точно планировать свою хозяйственную деятельность, принимать обоснованные планово-управленческие решения.

На ценовую эластичность спроса во многом влияют те же факторы, что и на спрос вообще. Но особо выделяются следующие факторы.

. Наличие или отсутствие у данного товара товара-заменителя.

Если при повышении цены этот товар можно заменить другим товаром, то спрос будет эластичным, так как покупатели переключатся на другой товар, цены на который становятся более приемлемыми для покупателя.

Отсутствие товара-заменителя делает спрос неэластичным, особенно если это очень нужный товар. Таковы, например, электроэнергия, многие лекарства

. Доля расходов на данный товар в общих расходах потребителей. Если эта доля невелика, например, на спички, то спрос неэластичный, если велика - эластичный, например, спрос на мебель, бытовую технику.

. Связанность или не связанность данного товара с другими товарами. Если, например, вся бытовая техника работает на электричестве, то спрос на него со стороны потребителей неэластичен.

. Профильность товара. Товар может иметь определенное назначение и спрос на него обусловлен его способностью удовлетворять определенную потребность. Таковы, например, многие лекарства, поэтому понижение цен на них не ведет к существенному росту спроса. Но если у товара назначений много, то спрос на него, как правило, эластичный, так как, например, при понижении цены на него его можно покупать в большем, чем прежде, количестве для удовлетворения других потребностей. Например, при сильном понижении цены на хлеб его можно покупать на корм скоту. Данный фактор эластичности спроса особенно действует в отношении товаров производственного назначения.

Ценовая эластичность предложения зависит. Отметим ее основные факторы.

. Наличие ресурсов, или факторов, не вовлеченных в производство какого-то товара, обусловливает высокую эластичность предложения данного товара. Если же дополнительных ресурсов, необходимых для увеличения производства какого-то товара мало или их вообще нет, то эластичность предложения будет слабой или даже нулевой.

. Факторы производства на предприятиях могут быть полностью использованы для производства какого-то товара, но при этом другая часть факторов занята производством другого товара. В этом случае повышение цены на первый товар может вызвать перевод факторов от производства второго товара на увеличение производства первого.

. Эластичность предложения зависит и от издержек производства того или иного товара. Как правило, высокие издержки обусловливают слабую эластичность предложения, низкие - сильную. Эти издержки определяют во многом возможность вхождения других товаропроизводителей в рынок соответствующего товара.

. При отсутствии факторов расширения производства эластичность предложения зависит от наличия или отсутствия товарных запасов, соответственно, от способности товара храниться, накапливаться.

. На эластичность предложения при данных возможностях производства и хранения товаров влияет и транспортная система, позволяющая товары перебрасывать оттуда, где цены на них низкие, туда, где цены повысились.

. На эластичность предложения влияет и фактор времени. Предложение основной массы товаров неэластично в краткосрочном периоде. Производители и продавцы не могут так быстро отреагировать на изменение цены, как покупатели. Если, например, какой-то скоропортящийся товар привезен на рынок и на нем цена на этот товар прямо на глазах стала падать, то его нельзя увезти с рынка, не продав. Так как ущерб будет более значительным, чем убыток от понижения цены. Если взять долгосрочный период, то окажется, что практически все товары имеют эластичное предложение. В целом же реакция предложения на изменение цены оказывается более растянутой во времени, по сравнению с реакцией спроса. Вместе с тем видно, что чем быстрее предприятие реагирует на изменение цены по сравнению с другими предприятиями, тем большие преимущества оно получает на рынке.

Заключение

Рыночный механизм имеет тенденцию к равновесию, с тем, чтобы не было ни избыточного спроса, ни избыточного предложения.

Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Надо также отметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство “нужных”, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения производить.

Изменение цен служит ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределяют, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.

Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбытов товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Но для того, чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия:

Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособность покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Анализ кривых спроса и предложения является одним из основных инструментов микроэкономики. На конкурентном рынке кривые предложения и спроса указывают, сколько продукции будет произведено фирмами и каким будет спрос потребителей при определенной цене.

Список литературы

1.     Макконнелл К.Р., Брю С.Л.Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т.I: Пер. 16-го анг. изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. ХХVI,467 с.

2.      Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учеб. для вузов/ Р.М. Нуреев. 2-е изд., изм. - М.:Норма, 2007. - 576 с.

.        Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч.2. Микроэкономика: Учеб. Пособие/ Челяб. Гос. ун- т. Челябинск, 2002. с 115 с.

.        Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. 4-е изд., перераб. И доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 670с.

.        Фишер, Р.Х. Курс микроэкономики (Текст): учеб. Для вузов / Р.Х. Франк; пер.с анг.- М.: ИНФРА- М, 2000.

.        Максимова, В. Ф. Микроэкономика: учебно - методический комплекс. В.ф. Максимова, Л.В. Горяинова. М.: из., центр ЕАОИ. 2009-204с.

.        Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория поведения потребителей и рыночный спрос. М.: ТЕИС. 1996.

.        Гребенников, П.И. Микроэкономика (Текст): учебник/ П.И. Гренников, А.И. Леусский. Л.С. Тарасевич; под общ. Ред. Л.С. Тарасевич. - СПб.: СПбУФ, 1998.

.        Курс экономики. П/р Райзберга Б.А. М.: Инфра-М. - 1997. - 715 с.

.        Финансовый словарь / Благодатин А.А., Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.- М.: ИНФРА-М, 2006-VI, 378 с.

Похожие работы на - Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!