Место и роль инвестиций в макроэкономическом развитии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,96 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Место и роль инвестиций в макроэкономическом развитии

Введение

На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства.

Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.

Задачами данной работы являются проведение исследования инвестиций и инвестиционного климата России. В задачу данной работы входит исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент, значение инвестиций для развития экономики России.

Из представленных задач вытекает основная структура работы:

-              инвестиции: сущность, виды, источники;

-              мультипликатор инвестиций;

-              значение инвестиций для развития экономики России.

Обзор источников для выполнения курсовой работы:

-              Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» ФЗ от 25.02.99. №39-ФЗ (с изменениями от 02.01.2010г.);

-              #"607284.files/image001.gif">

инвестиция мультипликационный доход

где М - мультипликатор;

МРS - предельная склонность к сбережению.

Другое выражение этой зависимости:


где М - мультипликатор;

МРС - предельная склонность к потреблению.

Таким образом, чем больше величина предельной склонности к потреблению, тем больше сокращение потребления в каждом цикле и выше значение мультипликатора, и наоборот. Следовательно, Мультипликатор может быть исчислен как коэффициент, отражающий зависимость изменения чистого национального продукта (ЧНП) от изменения инвестиций, или как величина, обратная предельной склонности к потреблению:

Изменение ЧНП = мультипликатор • изменение в инвестициях

Следовательно, модель мультипликатора позволяет определить при прочих равных условиях (неизменных налогах, условиях внешней торговли, ценах, заработной плате и т.п.) изменение ЧНП при том или ином изменении инвестиций.

Мультипликатор оказывает двухстороннее действие. Рост инвестиций способствует мультиплицированному увеличению национального дохода. Вместе с тем даже небольшое сокращение инвестиций дает резкое и многократное снижение национального дохода. Эта закономерность наглядно прослеживается сегодня в российской экономике, где показатели сокращения объемов капиталовложений в несколько раз меньше показателей снижения объемов производства и национального дохода.

Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он проявляет себя, прежде всего, при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы. Весьма существенно, куда, в какие отрасли направляются инвестиционные вложения, какова их структура. Эффект мультипликации имеет место обычно в условиях подъема, а не в период спада. Вообще, мультипликатор - механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.

Явление мультипликатора связано с тем, что, во-первых, для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов, где расходы одних экономических субъектов являются доходами других. Во-вторых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения и в потреблении, и в сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережений сохраняется при любом изменении дохода. Отсюда логически вытекает вывод о том, что исходное изменение величины расходов порождает своего рода цепную реакцию, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению ЧНП.

. Значение инвестиций для развития экономики России

Создание благоприятного инвестиционного климата проблема номер один для привлечения инвесторов и получения инвестиций на долговременной основе. Для любой страны, экономика которой находится в состоянии недостаточной деловой активности, создание благоприятного инвестиционного климата залог стабилизации и экономического роста.

Уверенность инвестора, вкладывающего свой капитал в российскую промышленность, зависит от множества факторов, среди которых главными являются:

-              инвестиционный климат в стране и ее промышленном комплексе, стабильность политической ситуации и правового регулирования -финансовой деятельности.

-              состояние конъюнктуры, благоприятствующей долгосрочным вложениям капитала.

-              обоснованное определение инвестиционной стратегии, наиболее перспективных направлений вложения капитала.

-              правильный выбор объекта инвестирования с точки зрения конкурентоспособности намечаемых к выпуску товаров и услуг, обеспеченности ресурсами, эффективности, надежности партнера.

-              использование наиболее подходящей для данного объекта и данной конкретной ситуации формы вложения капитала, его обеспечения и страхования.

-              субъективный фактор знания, навыки, опыт, психологические установки всех участников инвестиционного процесса, соблюдение деловой этики.

Оценивая инвестиционный климат в России можно сказать, что он не был достаточно привлекательным для привлечения инвестиций из-за глубокого экономического кризиса, высоких темпов инфляции, значительного бюджетного дефицита, социально-политической неустойчивости, недостаточно развитой транспортной системы, налоговое бремя, неполнота и нестабильность правового регулирования, психологические факторы - нацеленность основной массы предпринимателей на спекулятивный оборот в сфере обращения, предубеждение населения против частных инвестиций, распространенность бюрократизма и коррупции среди административных органов, низкий профессиональный уровень среди участников инвестиционного рынка.

Указанные причины действительно снижают инвестиционную активность, но данную отрицательную оценку можно смягчить, а в перспективе и сменить на достаточно положительную опираясь на следующие, благоприятные для нашей страны факторы:

-              огромные масштабы внутреннего рынка, как потребительского, так и производственного.

-              уровень обеспеченности ресурсами. Россия обладает достаточно уникальным набором природных ресурсов и квалифицированными рабочими силами.

-              высокий уровень прибыльности инвестиций, который даже с учетом налогового и таможенного обложения, существенно превосходит принятые за рубежом нормы.

Инвестиционный климат в перспективе, очевидно, будет иметь тенденцию к значительному улучшению, благодаря стабилизации политической обстановки, заинтересованности и поддержке государства как на федеральном, так и на региональном уровне, принятию нормативных актов, представляющих дополнительные налоговые льготы инвесторам.

В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:

-              принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

-              создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";

-              создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

-              разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Сегодня российская экономика действительно нуждается в притоке иностранного капитала. Это вызвано практически полным прекращением финансирования из средств госбюджета, отсутствием средств у предприятий в связи с переходом к рыночной экономике, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и рядом других причин.

Государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиции, ведь достаточно большая масса сбережений вывезена из страны и находится в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст еще одну из возможностей к развитию российского производства.

Основные направления антикризисных мер правительства РФ на 2010 год

В силу сложившегося экономического кризиса 2008 - 2009 года, правительство России принимало антикризисные меры по снижению кризисной обстановки в стане.

По итогам третьего квартала 2009 года можно констатировать, что российская экономика вышла из острой фазы кризиса. Об этом свидетельствует возобновление роста российской экономики во второй половине 2009 года. В III и IV кварталах 2009 года, по предварительной оценке, прирост ВВП (с учетом сезонности) составил 1,1% и 1,9% соответственно.

Принимаемые меры позволили улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, способствовали стабильной работе аграрного сектора. Так, в годовом исчислении, в течение 2009 года падение промышленного производства существенно замедлялось - с 14,3% в I квартале до 5% в IV квартале. По итогам года ожидается спад промышленного производства на 11,5% против его роста на 2,1% в 2008 году. По предварительной оценке, падение ВВП в 2009 году составит не более 8,5 %.

Основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий Правительства Российской Федерации в 2010 году станут:

-              поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;

-              поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившихся положительных тенденций;

-              активизация модернизационной повестки дня: реализация первоочередных мер по решению проблем российской экономики, обусловивших скорость и глубину спада (слабость национальной финансовой системы, недиверсифицированность экономики и экспорта, неконкурентоспособность значительной части перерабатывающих производств), совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий капитал.

Для закрепления положительных тенденций в ключевых секторах российской экономики будет продолжена реализация антикризисных мер. В то же время, будут изменены подходы к формированию комплекса таких мер и контролю за их результативностью.

Прежде всего, из мер, задействованных в 2009 году, будет продолжена реализация наиболее эффективных. Часть мероприятий, предусмотренных пакетом антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год носит длительный характер, и их реализация продолжится и в 2010 году. Объем таких расходов составляет 233 млрд. рублей. Будет сохранена кредитная поддержка регионов и предоставление государственных гарантий по заимствованиям системообразующих предприятий. Также будут реализовываться отдельные меры, продленные решениями Правительства Российской Федерации, в частности закупка федеральными органами власти автомобильной техники, предоставление субсидий авиакомпаниям перевозчикам по перевозке пассажиров при отзыве лицензии и ряд других.

Важнейшим фактором обеспечения устойчивости оживления станет форсированное расширение базы экономического роста в первую очередь за счет появления новых предприятий малого бизнеса. В этих целях на 2010 год скорректирована государственная программа поддержки малого бизнеса, расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет. В поддержке малого бизнеса будут усилены модернизационные аспекты - центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержку инновационной деятельности компаний. В 2010 году в полном объеме заработает программа кредитования малых предприятий, начатая в 2009 году на базе открытого акционерного общества «Российский банк развития», а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса. Через банки-партнеры открытого акционерного общества «Российский банк развития» малый бизнес получит не менее 100 млрд. рублей кредитов, через механизм гарантийных фондов - не менее 80 млрд. рублей. Малый бизнес будет активно привлекаться к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий.

Будет продолжено совершенствование системы контроля и надзора за деятельностью малого и среднего бизнеса. Особое внимание будет уделено таможенному и налоговому контролю, а также деятельности правоохранительных органов в отношении малого бизнеса. Будет проработан вопрос о радикальном упрощении процедуры получения лицензии, о переходе на преимущественно уведомительный порядок начала собственного дела.

Также будет продолжено осуществление финансовой поддержки государством начала собственного бизнеса в рамках региональных программ содействия занятости.

Наиболее сложная экономическая и социальная ситуация в краткосрочном периоде может наблюдаться в моногородах - поселениях, экономика которых зависит от одного крупного предприятия, обеспечивающего занятость, наполнение бюджета и содержание социальной инфраструктуры. Для обеспечения устойчивости положительных тенденций в экономике необходимо проведение активной упреждающей политики по реструктуризации экономик моногородов, ситуация в ряде из которых (в частности в г. Тольятти, г. Нижний Тагил) может оказать негативное влияние на экономику целых регионов и отраслей.

Правительством Российской Федерации одобрен перечень моногородов, в отношении которых будут разработаны и реализованы программы оздоровления. В 2010 году из федерального бюджета на эти цели будет выделено 10 млрд. рублей в виде субсидий и еще 10 млрд. рублей в виде кредитов регионам. При этом основной акцент будет сделан не на поддержке занятости на неэффективных градообразующих предприятиях, а на реструктуризации этих предприятий, создании альтернативных рабочих мест, диверсификации экономики моногородов, в том числе через формирование отдельных программ по развитию малого бизнеса в моногородах, включающие создание с привлечением бюджетных средств технопарков и бизнес-инкубаторов (на эти цели планируется выделить до 2 млрд. рублей из общей суммы предусмотренных на цели поддержки моногородов субсидий)

Основные направления на развитие экономики в 2010 году.

Более высокий, чем ранее ожидался, уровень цен на нефть во второй половине 2009 года и более быстрое восстановление мировой экономики позволили улучшить оценки экономического роста для наступающего года.

Большинство крупных экономик к началу третьего квартала уже преодолели нижнюю точку кризиса и возобновили экономический рост. Таким образом, после падения в 2009 году на 2%, в 2010 году ожидается, что мировая экономика вырастет на 3,3%, в 2011 году на 3,3-4,1% и на 3,8-4,8% в 2012 году.

Сравнительно благоприятная для российской экономики внешнеэкономическая конъюнктура и эффективная реализация антикризисных мер Правительством Российской Федерации обусловит в 2010 году закрепление положительных тенденций и благоприятную динамику большинства макроэкономических показателей.

В 2010 году возобновится рост инвестиций в основной капитал, которые вырастут на 2,9 %. Высокие цены на сырье будут способствовать не только росту доходов экспортеров, но и в целом снижению рисков и желанию инвестировать. Во второй половине года ожидается существенное облегчение условий кредитования. Кроме роста инвестиций в сырьевом секторе ожидается, что инвестиции дополнительно вырастут за счет их наращивания в сельском хозяйстве, транспорте (включая трубопроводный транспорт и дорожное хозяйство) и связи.

Рост инвестиционного и внешнего спроса будет опорой для восстановления индекса промышленного производства, который вырастет в 2010 году на 2,8 процента. Значимый вклад в рост промышленности внесет рост на 3,5% обрабатывающих производств.

Будет продолжена тенденция последовательного снижения темпов инфляции. В первой половине 2010 года инфляция будет оставаться достаточно низкой (6-7% в годовом выражении) в связи с сохранением высоких спросовых ограничений и прогнозируемым укреплением обменного курса. Сдерживающее влияние также окажет снижение цен на зерно урожая 2009 года. По мере восстановления экономики и оживления спроса рост потребительских цен может возобновиться. В целом за год инфляция может составить 6,5-7,5 %.

В 2010 году начнет восстанавливаться и потребительский спрос, в первую очередь за счет проводимых мероприятий по опережающей индексации социальных пособий и выплат, повышению денежных доходов пенсионеров, а также восстановления докризисного уровня заработной платы в организациях коммерческого сектора на основе роста объемов производства и снижения инфляции. В целом за год потребительский спрос вырастет на 3,3 %. В последующие годы рост спроса будет поддержан ростом заработной платы и восстановлением кредита.

Таблица 3. «Основные макроэкономические показатели», %


2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Индекс потребительских цен, на конец года, %

108,8-109

106,5-107,5

106-107

105-106,5

Валовой внутренний продукт, темп роста, %

91,5

103,1*

103,4

104,2

Промышленность, %

88,5

102,8*

102,9

104,3

Инвестиции в основной капитал, %

82,4

102,9

107,9

110,3

Объем платных услуг населению, %

95,5

102,9

103,8

103,8

Реальные располагаемые доходы населения, %

100,7

103,0

103,3

103,7

Реальная заработная плата, %

96,6

100,9

102,4

103,0

Оборот розничной торговли, %

94,3

103,3

104,1

104,1

* - Прогноз Минэкономразвития России. В случае эффективной реализации антикризисных и модернизационных мер, улучшения внешнеэкономической конъюнктуры показатель может составить 3,5% и выше.

Таким образом, при сохранении сложившихся внешнеэкономических тенденций в 2010 году темп прироста ВВП составит около 3,1 %. В то же время, при эффективной реализации антикризисных и модернизационных мер, решении краткосрочных проблем экономики (преодолении стагнации банковского кредита, улучшении конкурентоспособности значительной части продукции в условиях укрепляющегося курса рубля и ряд других) в российской экономике есть потенциал быстрого возврата к траектории роста в 5-6 %.

Заключение

Привлечение национальных и иностранных инвестиций является крайне важным для современной российской экономики. Наличие достаточных инвестиционных ресурсов, в первую очередь, позволит произвести модернизацию существующих производственных фондов, а также создать новые высокотехнологичные предприятия, что положительно отразится на экономическом росте страны.

Современный этап экономического развития России характеризуется целым рядом позитивных изменений, благодаря которым наблюдается улучшение инвестиционного климата в стране.

Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян.

Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами собственного производства, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции ещё более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней мере можно на это надеяться), а также в неразбазаривании природных богатств России.

Тесты

КТЗ - 1

Непосредственно на инвестиции в России Влияют следующие причины:

А. Низкие прибыли предприятий;

Б. Низкий уровень дохода населения;

В. Снижающиеся потребности;

Г. Экологическая нестабильность;

Д. Высокие налоги.

Ответ: а) Часть чистой прибыли предприятия можно направить на капитальные вложения социального и производственного характера. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции, т.е чем ниже прибыль, тем меньше инвестиции в производство.

б) Если нет превышения дохода над расходами, то нет и условий для сбережений, которые могли быть направлены на вложения в инвестиции.

в) Снижение потребления ведет к высвобождению дополнительных ресурсов, направляемых на инвестирование.

д) Чем выше налоги, тем меньше доходы, которые могли быть направлены на инвестиции.

КТЗ - 2

Инвестиционные расходы в совокупном спросе зависят от:

Б. Доходов потребителей;

В. ожидаемой прибыли;

Г. Уровня налогов.

Ответ: а) Предложение инвестиций на рынке страны будет прямо пропорционально зависеть от изменения величины % ставки.

Список используемых источников

1.        Согласно ст. 4 ФЗ от 25. 02.99 № 39 - «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 02.01.2007г.).

2.      Электронная справочная система «Консультант плюс».

.        Экономическая теория (политэкономия): Учебник/ Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад.Г.П. Журавлевой. - 4-е изд. - М.:ИНФРА - М, 2008.

.        Мировая экономика : учебник / под ред. А. С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2008

5.      Сайт <http://www.rusconsalting.ru/>

6.        Протокол № 42 Заседания кабинета министров от 30 декабря 2009 года, сайт http://premier.gov.ru/anticrisis/3.html

7.      Инвестиции как ключевой фактор экономического роста. М.Ю. Маковцкий. Финансы и кредит.№2 2007г.

.        Федеральная служба государственной статистики

9.        Экономическая теория, под редакцией профессора И.П. Николаевой, 2007.

10.      Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник/Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д. э. н. Г. П. Журавлевой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009.

11.      Бланк И. А. «Инвестиционный менеджмент»-Киев.: ИТЕМ, 2008, с.12.

12.      Федеральная служба государственной статистики

13.    Справочный сайт <http://ru.wikipedia.org/wiki/>

.        Справочный сайт <http://www.denga.ru/forecasts/>

.        Региональная информационная система: <http://www.infomost.ru>

.        Анализ инвестиционной политики России: <http://www.park.ru>

Похожие работы на - Место и роль инвестиций в макроэкономическом развитии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!