Анализ эффективности использования трудового потенциала предприятия на примере ООО 'ИТ Сервис'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    229,14 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ эффективности использования трудового потенциала предприятия на примере ООО 'ИТ Сервис'

Введение

Главным источником благосостояния человека и качество жизни людей является труд и капитал. Соединяя в процессе труд и капитал, человек создает все материальные и духовные ценности, развивает свои профессиональные способности и трудовой потенциал.

Управление персоналом в любой организации является на столько эффективным, на сколько ее сотрудники умело и полно используют свой трудовой потенциал, все свои умственные, физические и предпринимательские способности в осуществлении главных экономических и организационных целей, стоящих перед предприятием.

Между трудовым потенциалом, результатом труда и уровнем жизни человека существует прямая зависимость: рост одних факторов вызывает соответствующее изменение всех остальных. Трудовой потенциал человека имеет свои границы, определяемые его умственными и физическими способностями, нравственными и интеллектуальными качествами, и другими личными характеристиками. Изучение состояния трудового потенциала предприятия имеет важное практическое значение для сбалансирования ресурсов труда и числа рабочих мест с учётом изменений как в численности и составе трудового потенциала, так и в сфере приложения труда, совершенствования структуры экономики и производства, территориального размещения и других факторов.

В этой связи данная тематика очень актуальна для современного предприятия. Цель курсовой работы: раскрыть сущность анализа эффективности использования трудового потенциала предприятия на примере ООО «ИТ Сервис». Для раскрытия темы необходимо решить следующие задачи:

). раскрыть сущность понятия трудового потенциала;

). выявить методики вычисления трудового потенциала;

). раскрыть теоретические основы количественной характеристики трудового потенциала;

). раскрыть теоретические основы качественной характеристики трудового потенциала;

). описать основную характеристику экономической деятельности рассматриваемого предприятия;

). определить и проанализировать основные технико-экономические показатели экономической деятельности рассматриваемого предприятия;

). проанализировать количественные характеристики использования трудового потенциала предприятием;

). проанализировать качественные характеристики использования трудового потенциала предприятием;

). провести анализ фонда рабочего времени на рассматриваемом предприятии;

). провести анализ производительности труда на рассматриваемом предприятии;

). определить основные проблемы предприятия в вопросе эффективности использования трудового потенциала;

). предложить мероприятия по решению данных проблем на предприятии;

). рассчитать экономический эффект от внедрения одного из мероприятий на рассматриваемом предприятии.

Объектом исследования является предприятие «ИТ Сервис», предметом - совокупность методов и средств оценки трудового потенциала предприятия. Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в вопросах оценки трудового потенциала. Информационную базу исследования составят данные рассматриваемого предприятия.

Глава 1. Теоретические аспекты анализа эффективности использования трудового потенциала предприятия

.1 Методологические основы анализа эффективности использования трудового потенциала предприятия

Трудовой потенциал предприятия - это одно из основополагающих показателей, влияющих на финансовое состояние предприятия. Анализ эффективности использования трудового потенциала - важнейшая часть комплексного анализа экономической деятельности предприятия.

Есть несколько подходов к определению трудового потенциала предприятия. По мнению А. Б. Борисова, трудовой потенциал есть ничто иное, как располагаемые в настоящее время и предвидимые в будущем трудовые возможности предприятия, характеризуемые количеством трудоспособного населения, его профессионально-образовательным уровнем и другими качественными характеристиками (Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.)

Б. М. Генкин рассматривает трудовой потенциал как предельную величину возможного участия работников в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний, накопленного опыта при наличии необходимый организационно-технических условий. Трудовой потенциал предприятия как система всегда больше суммы составляющих ее частей - индивидуальных трудовых потенциалов отдельных работников. (Экономика и социология труда. Генкин Б.М. 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. - 448 с)

Трудовой потенциал работника включает:

) психофизиологический потенциал - способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т. д.;

) квалификационный потенциал - объем, глубина и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности;

) личностный потенциал - уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.

Таким образом, можно говорить о том, что специфика трудового потенциала как экономического явления состоит в том, что данную категорию можно рассматривать как в виде числового показателя, так и в виде качественной характеристики. То есть можно сделать вывод, что анализ эффективности использования трудового потенциала имеет количественную и качественную характеристики.

Количественная характеристика определяется демографическими факторами и интенсивностью трудового процесса. Качественная характеристика - способностью трудовых ресурсов производить добавленную стоимость и социально-экономическими отношениями. В этой связи можно построить матрицу методов оценки трудового потенциала предприятия:

Таблица 1 Матрица методов оценки трудового потенциала предприятия

Показатели

Натуральный подход

Стоимостный подход

Относительный подход


Ресурсный

Временной

Затратный

Результатный

Бальный

Комбинированный

Количественные

Численность трудовых ресурсов

Фонд рабочего времени

Заработная плата

Добавленная стоимость

Количественные градации

Эффективность трудовых ресурсов

Качественные

Квалификация численности

Качество фонда рабочего времени

Стоимость повышения квалификации

Инновационность продукции (услуги)

Качественные градации

Усилители эффективности

Интегральные

Общая численность

Общий фонд рабочего времени

Общие затраты

Общая добавленная стоимость

Общий балл оценки

Общая эффективность

Подходы к расчету трудового потенциала подразделяются на три взаимосвязанные группы:

). натуральный подход, при котором трудовой потенциал определяется как ресурс, выраженный в натуральных единицах измерения (человеко-дни, человеко-месяцы, человеко-годы);

). стоимостной подход, учитывающий стоимость трудового потенциала, выраженную в денежных показателях;

). относительный подход, основанный на учете синергетических характеристик трудового потенциала и востребованности труда в данной ситуации.

Среди показателей оценки трудового потенциала необходимо выделить следующие группы: количественные, качественные, и интегральные. Анализ представленной матрицы показывает, что такие показатели как количественные целесообразно рассчитывать с использованием натурального и стоимостного подходов. Качественные и интегральные показатели наиболее релевантно отражает система индексов как основа относительного подхода. Обобщенные показатели трудового потенциала определяются рациональной комбинацией интегральных показателей с учетом внешних и внутренних факторов. Следует отметить, что большинство известных методик оценки трудового потенциала относятся к предприятию, и при этом существует очень мало методологических наработок оценки потенциала региона, страны, группы стран, относительных оценок.

В соответствии с затратным подходом потенциал рассматривается как совокупность используемых в производственном процессе трудовых ресурсов и оценивается по фактической или нормативной оплате труда, затратам на воспроизводство трудовых ресурсов до момента их вовлечения в производственный процесс, затратам на повышение квалификации, по величине среднегодовой продолжительности труда и среднего периода трудовой активности.

Результатный подход направлен же на рассмотрение трудового потенциала как средства, с помощью которого организация в условиях необходимости перехода к инновационному развитию для обеспечения достижения стратегических и тактических целей.

В общем смысле под трудовым потенциалом организации принято понимать возможное количество и качество труда, которым располагает трудовой коллектив предприятия при определенном уровне развития. В этом отношении трудовой потенциал посредством материализации деятельности в процессе труда выступает как персонифицированная рабочая сила, взятая в совокупности своих качественных и количественных характеристик, как кадровый потенциал организации.

.2 Основы анализа количественной характеристики трудового потенциала

Для характеристики трудового потенциала с количественной стороны используются такие показатели, как:

). численность промышленно-производственного персонала и персонала непромышленных подразделений;

). количество рабочего времени, возможного к отработке при нормальном уровне интенсивности труда;

). заработная плата промышленно-производственного персонала и персонала непромышленных подразделений.

Касательно анализа численности ППП и персонала непромышленных подразделений можно выделить следующую систему показателей, характеризующих трудовой потенциал предприятия с позиций количественной характеристики:

). структура ППП по полу;

). возрастной состав ППП (до 18 лет, 18 - 25, 26 - 36, 37 - 50, старше 50);

). распределение ППП по стажу работы (до 1 года, 1 - 2, 2 - 5, пять лет и более);

). образовательный уровень ППП (неполное среднее, общее среднее, среднее специальное, незаконченное высшее, высшее);

). квалификационный состав работников;

). уровень профессиональной подготовки.

Также данные показатели необходимо анализировать в связи с категориями работников и удельным весом данного результата показателя в общей структуре.

Трудовой потенциал предприятия в натуральном выражении определяется произведением численности промышленно-производственного персонала или персонала непромышленных подразделений и времени работы. Трудовой потенциал предприятия сквозь призму стоимостного подхода можно определить по формуле:


Где Чi - численность трудящихся в группе;

Зi - заработная плата трудящихся в группе;

Тi - время работы группы; n - число групп в системе.

Численность промышленно-производственного персонала (ЧППП) является одним из важнейших показателей, характеризующих производственные возможности предприятия. Чем больше численность, тем при прочих равных условиях больше объем произведенной продукции. Такой путь увеличения объема производства классифицируется как экстенсивный.

Однако показатель численности работников даже по видам деятельности (занятые основной деятельностью, занятые в непроизводственных подразделениях предприятия и др.), по категориям промышленно-производственного персонала недостаточен для полной характеристики трудового потенциала, особенно для целей управления кадрами в условиях рыночной экономики.

Кроме численности работников количественная характеристика трудового потенциала предприятия и/или его внутренних подразделений может быть представлена и фондом ресурсов труда (Фрт) в человеко-днях или человеко-часах, который можно определить путем умножения среднесписочной численности работников (Чсc) на среднюю продолжительность рабочего периода в днях или часах (Трв):

Фрт = Чсc х Трв.

Применительно к предприятию величина совокупного потенциального фонда рабочего времени определяется по формуле:

ФП = Ч × Д × ТСМ

где ФП -совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия; Ч- численность работающих, чел.; Д - количество дней работы в периоде; ТСМ -продолжительность рабочего дня, смены, ч.

Таким образом, количественная характеристика трудового потенциала является неотъемлемой частью анализа эффективности использования трудового потенциала предприятия. Оценка количественной стороны рассматриваемого объекта состоит в определении показателей, характеризующих численность предприятия, и показателей, иллюстрирующих фонд рабочего времени.

.3 Основы анализа качественной характеристики трудового потенциала

Качественная характеристика трудового потенциала направлена на оценку:

). физического и психологического потенциала работников предприятия (способность и склонность работника к труду, состояние здоровья, физического развития, выносливости и т.п.);

). объема общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность к труду определенного качества (образовательный и квалификационный уровни, фундаментальность подготовки и т.п.);

). качества членов коллектива как субъектов хозяйственной деятельности (ответственность, сознательная зрелость, интерес, сопричастность к экономической деятельности предприятия и т.п.);

). качества членов коллектива как субъектов инновационной деятельности (творческий подход к выполняемым функциональным обязанностям, новаторство в профессиональной деятельности).

Качественную характеристику представляют собой следующие качественные составляющие:

). здоровье;

). нравственность;

). творческий потенциал;

). активность;

). организованность;

). ассертивность;

). уровень образования;

). профессионализм;

). ресурсы рабочего времени.

Характеристика качественной стороны трудового потенциала также может быть произведена с использованием количественных показателей.

Например, для оценки состояния здоровья можно предложить коэффициент состояния здоровья КЗ, который можно рассчитать по следующей формуле

КЗ = 1 - КБ = 1 - ФБ/Ф

где КБ - коэффициент заболеваемости, рассчитываемый как соотношение невыходов по болезням к общему фонду рабочего времени, т. е. состояние здоровья оценивается косвенно через уровень заболеваемости (в долях единицы).

Для оценки уровня квалификации используется коэффициент квалификации КК. Данный коэффициент для разных категорий персонала предприятия рассчитывается по-разному. Так, для категории рабочих его можно рассчитать как отношение среднего разряда рабочих на предприятии к максимальному разряду:

ККР = RСР/ RMAX

где ККР - коэффициент квалификации рабочих (в долях единицы);RСР - средний разряд рабочих в целом по предприятию;- максимальный для рабочих разряд.

Если на разных участках максимальный разряд имеет различное значение, то берется среднее значение максимального разряда.

Для служащих необходимым условием повышения квалификации является участие в семинарах, тренингах, курсах повышения квалификации с последующим внедрением результатов в текущий процесс. Поэтому характеристикой квалификации служащих (управленческого и обслуживающего персонала, а также основного, если эта организация оказывает услуги) может служить расчет коэффициента квалификации как отношения количества сотрудников, прошедших курсы повышения квалификации, стажировки, участвующих в семинарах, тренингах по специальности к общей численности сотрудников. Формула расчета коэффициента квалификации для служащих будет иметь вид:

КС = NK/N, ()

где KКС - коэффициент квалификации служащих;- количество сотрудников, повысивших свою квалификацию за последний год (чел.);N - общая численность сотрудников (чел.).

На производственных предприятиях коэффициент квалификации рассчитывается как сумма коэффициента квалификации рабочих и коэффициента квалификации сотрудников. Для предприятия, оказывающего услуги, расчет следует вести только по формуле расчета коэффициента квалификации служащих.

Нравственный климат в коллективе может характеризовать коэффициент нравственности КN, который можно определить отношением времени потерь из-за разрешения конфликтов к фонду рабочего времени:

КN = ФК/Ф

где ФК - количество времени, потерянное на разрешение конфликта (час.);

Ф - общий фонд рабочего времени (час.).

Инновационную составляющую трудового потенциала определяют коэффициенты новаторства КН, инновационной активности Кi и уровня образования КО. Коэффициент новаторства характеризует результативность инновационной деятельности работников в результате внедрения новых и усовершенствованных методов работы, внедрения технологий, изобретений, рационализаторских предложений, новых изделий на одного работника. Однако инновационная деятельность не должна быть самоцелью. Конечным результатом инновационной деятельности является повышение эффективности производства. Поэтому коэффициент новаторства рассчитывается как отношение дополнительного дохода от инновационной деятельности к общей сумме затрат на внедрение инновации:

КН = Эi/Зi

Где Эi - экономический эффект от внедрения новшества (руб.);

Зi - затраты на внедрение новшества (руб.).

В то же время есть виды новшеств на предприятии, которые не сопровождаются прямым экономическим эффектом или его очень трудно выделить в количественном измерении. Тем не менее эффект от новшества работника, позволяющего сократить время обработки документации, имеется. И выражается он в увеличении производительности труда. Поэтому, наряду с коэффициентом новаторства Кн, для более полной оценки трудового потенциала организации следует проводить расчет коэффициента инновационной активности Кi по формуле:

Кi = Ni/N

Где Ni - количество внедрения новых и усовершенствованных методов работы, внедрения технологий, изобретений, рационализаторских предложений, новых изделий (ед.); N - численность работников (чел.).

Коэффициент уровня образования Ко, определяемый долей работников с высшим и средним образованием в общей численности работающих, рассчитывается по формуле:

КO = NO/N

где NO - численность работников с высшим и средним образованием (чел.);N - общая численность работающих (чел.).

Удовлетворенность условиями труда, результатами работы, моральным климатом и уровнем материального вознаграждения является залогом высоких результатов работы предприятия. Поэтому значительное место при оценке трудового потенциала занимает коэффициент стабильности коллектива, который может быть рассчитан как отношение количества работников, проработавших в данной организации не менее 3 лет, к общему числу работников по формуле:

КC = NC/N

где NC - численность сотрудников, проработавших в организации не менее 3-х лет (чел.); N - общая численность сотрудников (чел.).

Как известно, человек, как трудовой ресурс, в течение своей жизни проходит различные стадии развития. Так, сразу после получения образования начинается накопление опыта (период примерно 22-28 лет). Затем следуют последовательные этапы становления, зрелости и максимальной реализации своего трудового потенциала, что соответствует жизненным этапам 28-35 лет; 35-40 лет; 40-50 лет. Далее человеку свойственно терять свои физические способности и профессиональные навыки. Опыт устаревает, на смену приходят более молодые рабочие и специалисты. Конечно, указанные выше временные рамки носят примерный характер, в каждом конкретном случае возможны изменения, объясняемые спецификой производственного процесса. Например, на производстве с вредными условиями труда границы этапов будут смещаться в сторону омоложения. Следуя данной шкале, можно предположить, что наибольшим потенциалом к трудовому развитию и повышению производительности обладают коллективы, состоящие главным образом из работников в возрасте 28-50 лет. Поэтому характеристикой физической трудоспособности является соответствующий коэффициент - КФТ, который рассчитывается как отношение количества работающих в возрасте 28-50 лет (наиболее производительный возраст) к общей численности по формуле:

КФТ = NПР/N

где NПР - численность работающих в наиболее производительном возрасте 28-30 лет (чел.); N - общая численность работающих (чел.).

При оценке трудового потенциала следует учитывать специфику деятельности предприятия, что выражается в различной значимости составляющих параметров. Для этого может быть применен какой-либо из экспертных методов. Например, методом Дельфи группа экспертов предприятия определяет значимость каждого из составляющих параметров трудового потенциала. Далее расчет интегрального показателя производится по формуле

ТП = a×КЗ + b×ККР + c×КК + d×КN + e×KH + t×Ki + f×KО + g×КС + h×КФТ

где a , b , c , d , e , t , f , g , h - коэффициенты значимости параметров трудового потенциала.

Таким образом, важной задачей оценки трудового потенциала является разработка комплекса оценивающих его показателей, позволяющих охватить все составляющие.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уникальность категории трудового потенциала состоит в том, что в его основу входит как количественная составляющая, так и качественная, приведение которой в количественный вид является наисложнейшей задачей в анализе эффективности трудового потенциала предприятия.

Совокупность количественной и качественной характеристик трудового потенциала дают точную и достоверную информацию о показателе трудового потенциала предприятия.

Анализ данных характеристик помогает выявить основные проблемы в управлении трудовым потенциалом, что должно сказаться на результатах экономической деятельности предприятия с положительной стороны.

Глава 2. Анализ эффективности использования трудового потенциала ООО «ИТ Сервис»

.1 Общая экономическая характеристика предприятия ООО «ИТ Сервис»

Компания «ИТ Сервис» является составной частью сети предприятий, относящихся к бренду «Бакалея Сервис». Сеть предприятий «Бакалея Сервис» более 12 лет занимается поставками продуктов питания в г. Омск и снабжает мелкооптовые и розничные предприятия не только в г. Омске, но и во всех районах Омской области, в прилегающих районах Новосибирской и Тюменской областей. Бренд держится на своих партнерах со всей России (Абакан, Иркутск, Курск, Ульяновск, Тамбов, Чита, Хабаровск, Южно-Сахалинск и многие другие). Тесные связи со своими партнерами обеспечивают минимальные трансакционные затраты, делая деятельность бренда менее затратной. У компании имеются свои филиалы в Воронеже и Челябинске, а также в городах республики Казахстан (Астана, Караганда, Алма-Ата).

«Бакалея Сервис» - крупная дистрибьюторская организация, являющаяся официальным дистрибьютором компаний «Nestle», «Сладко», «Киев-Конти», «АВК», «Рошен», «GalinaBlanca», «Dirol-Cadbury», «Мултон», «Боржоми», «Макфа», «Роллтон». Также полем ее деятельности является ресторанный бизнес (ресторан Дали, сеть пиццерий «Кантанелло»), кондитерское производство (ООО «Ласена»), продажа непроизводственных товаров (обуви, чулочно-носочных изделий, бытовой химии, косметики, парфюмерии).

Розничную торговлю компания осуществляет через собственную сеть магазинов (сейчас их более 50). Более 20 из них магазины самообслуживания, в этом году планируется открытие еще 12-15 торговых комплексов.

«Бакалея Сервис» имеет свои собственные производственные и складские помещения площадью более 7000 кв. метров с подъездными железнодорожными путями. Налажено собственное производство кондитерских изделий, муки, газированной воды, сухого молока и других молочных продуктов. Кроме этого торговля осуществляется через три оптовых склада, расположенных в городе Омске и торговые базы, расположенные в районных центрах Омской области (Тара, Калачинск, Исилькуль, Кормиловка, Полтавка).

Бренд имеет в своем составе около десяти организаций, занимающихся оптовой и розничной торговлей, информационным обеспечением, подбором кадров, экономическим планированием с общей численностью рабочих (только в одном г. Омске) более 2500 человек.

Компания «ИТ Сервис» как раз является организацией, входящей в состав бренда и занимающейся подбором кадром, планированием кадровой политики и ИТ-поддержкой остальных организаций, входящих в состав бренда. Также компания занимается аутсорсингом персонала и аутсорсингом компьютерного обеспечения. Это помогает компании извлекать дополнительную прибыль.

Значимость компании ИТ «Сервис» в деятельности бренда можно проследить на следующем схематическом рисунке:










Рис. 1. Структура бренда «Бакалея Сервис» с позиции компании «ИТ Сервис»

Компания имеет статус общества с ограниченной ответственностью. Уставный капитал разделен на доли, участники общества не отвечают по обязательствам компании и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости, принадлежащих им долей в уставном капитале. Компания является коммерческой организацией, то есть организацией, которая преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющей полученную прибыль между участниками.

Текущее управление в обществе передано исполнительному органу, который был назначен учредителями. За учредителями общества сохраняются права по стратегическому управлению фирмы.

Компания имеет статус юридического лица с 2011 года, когда она была образована. За столь небольшое время существования компания сумела зарекомендовать себя, как весьма успешного агента между работодателем и рабочей силой. Персонал фирмы - высококвалифицированные специалисты, знающие толк в своем деле. Благодаря «ИТ Сервис» нет проблем в подборе персонала в таких организациях города Омска, как сеть супермаркетов «Сибириада», «Омич и К», «Победа», «Поворот», «Еда», ресторан «Дали», сеть пиццерий «Кантанелло», ООО «Ласена», ИП «Курцаев» и др.

«ИТ Сервис» - предприятие малого бизнеса. Размер фирмы - 57 работников, фирма уплачивает налоги по упрощенной системе налогообложения. Основные реквизиты общества:

Структура управления рассматриваемого в курсовой работе предприятия представлена на рис. 2.

Рис. 2. Организационная структура управления предприятия ООО «ИТ Сервис»

Из организационной структуры видно, что структура имеет линейный вид. Это специфично для малых предприятий. Организационная структура регулирует разделение задач по отделениям и подразделениям компании, их компетентность в решении определенных проблем, общее взаимодействие этих элементов. Тем самым фирма создается как иерархическая структура.

Все отделы и подразделения создают необходимые условия для нормального и эффективного функционирования такой малой организации, как «ИТ Сервис». Основные технико-экономические показатели экономической деятельности рассматриваемого предприятия представлены в следующей таблице:

Таблица 2

Основные технико-экономические показатели ООО «ИТ Сервис»

Показатель/отчетный период

1-ый квартал 2011 года

Процент выполнения плана

1-ый квартал 2012

Процент выполнения плана

Темп роста


План

Факт


План

Факт



Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

3462,29

3463,60

100,04

3790,00

3791,23

100,03

109,46

Доход от реализации услуг, тыс. руб.

3150,00

2663,67

84,56

3107,00

3261,00

104,96

122,43

Среднесписочная численность персонала, чел.

57

57

100,00

60

62

103,33

108,77

вт.ч. основных рабочих, чел.

50

50

100,00

50

51

102,00

102,00

Выработка общая, тыс. руб./чел.

55,26

46,73

84,56

51,78

52,60

101,57

112,55

Выработка основных рабочих, тыс. руб./чел.

63,00

53,27

84,56

62,14

63,94

102,90

120,02

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

10,20

10,26

100,58

10,73

10,54

98,23

102,67

Фонд заработной платы, тыс. руб.

1745,00

1755,06

100,58

1931,00

1959,97

101,50

111,68

Расходы от экономической деятельности, тыс. руб.

3702,12

3404,21

91,95

3791,6

3871,3

102,10

113,72

Прибыль (убыток), тыс. руб.

-552,12

-740,54

134,13

-684,60

-610,30

89,15

82,41


Из изучения данной таблицы можно сделать следующие выводы:

. Процент выполнения плана в первом квартале 2011 года по показателю стоимость ОПФ составил 100,04%, в первом квартале 2012 - 100,03%. Фактический показатель за рассматриваемый период вырос с 3463,6 тыс. руб. до 3791,23 тыс. руб., что отражено темпом роста в 109,46%.

. В первом квартале 2011 года план по доходу от реализации услуг не довыполнен на 15,44%. Плановый показатель равнялся 3150,00 тыс. руб., фактически же показатель опустился до 2663,67 тыс. руб. В первом квартале 2012 году зафиксировано перевыполнение плана по данному показателю с 3107,00 тыс. руб. до 3261,00 тыс. руб., что отражается перевыполнением плана на 4,96%. Общий прирост составил за этот период 22,43%.

. Плановый показатель среднесписочной численности персонала в первом квартале 2011 года выполнен на 100%. Количество персонала за данный период было равно 57 работникам, при этом 50 из них относились к основным рабочим. В первом квартале 2012 года зафиксировано перевыполнение плана по среднесписочной численности персонала на 3,33%, а также перевыполнение плана по показателю основных рабочих (показатель фактически вырос с 50 до 51 человек, что отражено показателем выполнения плана на 2%). Общий темп роста показателя ССЧ равен 108,77%, основных рабочих = 102%.

. В первом квартале 2011 года выявлено невыполнение плана по выработке на 15,44%. В первом квартале 2012 года зафиксирован рост общей выработки с 51,78 тыс. руб. до 52,60 тыс. руб. Общий рост показателя общей выработки за рассматриваемый период составил 12,55%. В первом квартале 2012 года показатель выработки основных рабочих фактически превзошел плановый показатель на 2,9%. Общий рост данного показателя равен 20,02%.

. Показатель среднемесячной заработной платы в первом квартале 2011 года фактически варьируется по отношению к плановому показателю с 10,20 тыс. руб. до 10,26 тыс. руб. В первом квартале 2012 года план не довыполнен на 1,77%. Общий рост показателя за рассматриваемый период составил 2,67%.

. В первом квартале 2011 года показатель фонда заработной платы перевыполнен с 1745, 00 тыс. руб. до 1755,06 тыс. руб., в первом квартале 2012 года - с 1931,00 тыс. руб. до 1959,97 тыс. руб., темп роста составил 111,68%.

. Показатель расходов от экономической деятельности предприятия в первом квартале 2011 года не довыполнен на 8,05%, в первом квартале 2012 года - план перевыполнен на 2,1%. Общий рост данного показателя составил 13,72%.

. В рассматриваемый период необходимо зафиксировать убыток от экономической деятельности как по плану, так и фактически. В первом квартале 2011 года произошел рост показателя убытка на 34,13%. В первом же квартале 2012 года произошло недовыполнение этого показателя на 10,85%. Темп роста показателя убытков составил 82,41%.

Таким образом, рассматриваемое в курсовой работе предприятие является обществом с ограниченной ответственностью, занимается аутсорсингом персонала и информационных технологий. Также стоит отметить, что предприятие является убыточным, но его убытки связаны с особенностью экономической деятельности.

.2 Анализ количественных характеристик трудового потенциала ООО «ИТ Сервис»

Для анализа количественных характеристик трудового потенциала со стороны численности персонала рассматриваемого предприятия необходимо провести исследование следующих показателей: среднесписочная численность персонала; структура персонала по полу; возрастной состав персонала; распределение персонала по стажу работы; образовательный уровень персонала; квалификационный состав работников; уровень профессиональной подготовки.В этой связи необходимо выявить данные показатели для общей структуры рассматриваемого предприятия, а также относительно категорий работников.

Для решения этой задачи составим сводную таблицу по вышеназванным показателям:

Таблица 3. Анализ количественных характеристик трудового потенциала ООО «ИТ Сервис» по структуре персонала

Показатель/год

2011

2012

Абсолютное отклонение

Темп роста


Всего

Удельный вес

Всего

Удельный вес



1. Персонал предприятия

57

100

62

100

5

108,77

в том числе







1.1. Средняя списочная численность основных рабочих

50

87,72

51

82,26

1

102,00

1.2. Средняя списочная численность остальных категорий работников

7

12,28

11

17,74

4

157,14

2. Структура персонала по полу





0


2.1. Мужчины

37

64,91

38

61,29

1

102,70

2.2. Женщины

20

35,09

24

38,71

4

120,00

3. Возрастной состав персонала





0


3.1. до 18 лет

-

-

-

-


-

3.2. 18-25

15

26,32

16

25,81

1

106,67

3.3. 26-36

30

52,63

32

51,61

2

106,67

3.4. 37-50

12

21,05

14

22,58

116,67

3.5. старше 50

-

-

-

-


-

4. Распределение персонала по стажу работы







4.1. до 1 года

4

7,02

4

6,45


100,00

4.2. 1-2 года

14

24,56

16

25,81

2

114,29

4.3. 2-5 гг.

10

17,54

11

17,74

1

110,00

4.4. 5 лет и более

29

50,88

31

50,00

2

106,90

5. Образовательный уровень







5.1. Неполное среднее

0

0,00

0

0,00



5.2. Общее среднее

0

0,00

0

0,00



5.3. Среднее специальной

11

19,30

9

14,52

-2

81,82

5.4. Незаконченное высшее

5

8,77

4

6,45

-1

80,00

5.5. Высшее

41

71,93

49

79,03

8

119,51

6. Квалификационный состав работников







6.1. до 7 разряда

7

12,28

7

11,29

0

100,00

6.2. 8 - 10 разряды

24

42,11

24

38,71

0

100,00

6.3. 11 - 13 разряды

18

31,58

23

37,10

5

127,78

6.4. 14 разряд и выше

8

14,04

8

12,90

0

100,00

По анализу данной таблицы можно сделать следующие выводы:

. Средняя списочная численность в 2011 году равнялась 57 работникам, из них 50 человек (или 87,72% составляли основные рабочие), 7 человек (или 12,28%) - остальные категории работников. В 2012 году показатель среднесписочной численности увеличился на 5 работников (или на 8,77%). При этом количество основных рабочих увеличилось на 1 работника (или на 2%), а количество остальных категорий работников увеличилось на 4 работника (или 57,14%). Также удельный вес основных работников в 2012 году уменьшился по сравнению с 2011 годом до 82,26%. Соответственно, удельный вес средней численности основных категорий работников увеличился до 17,74%). Явных проблем по этой группе показателей не было выявлено.

. Показатель структуры персонала по полу в 2011 году выглядел следующим образом: 37 работников составляли мужчины (или 64,91%), 20 работников - женщины (или 35,09%). В 2012 году структура персонала по полу выглядела следующим образом: 38 работников составляли мужчины (или 61,29%), 24 работника - женщины (или 38,71%). Количество мужчин за рассматриваемый период увеличилось на 1 человека (или на 2,7%), количество женщин - на 4 человека (или на 20%). Также произошли изменения в показателях удельного веса по данным категориям: за 2011-2012 гг. удельный вес мужчин в общей структуре персонала уменьшился, удельный вес женщин же увеличился, но количество мужчин в структуре продолжает превалировать над количеством женщин. Явных проблем по этой группе показателей не было выявлено.

. Возрастная структура персонала в 2011 году выглядела таким образом, что большее количество персонала в структуре занимали работники в возрасте от 26 до 36 лет (30 человек или 52,63%), наименьшее количество - работники от 37 до 50 лет (12 человек или 21,05%). Работников в возрасте от 18 до 25 лет наблюдалось в количестве 15 человек (или 26,32%). Работников возрастных групп до 18 лет и старше 50 лет не наблюдается. В 2012 году удельный вес по категории работников в возрасте от 26 до 36 лет составляет 51,61% (или 32 человека), наблюдается уменьшение показателя удельного веса работников данной категории по сравнению с предыдущим периодом. При этом за рассматриваемый период количественно данная категория увеличила свои показатели на 2 работника, темп прироста составил 6,67%. Количество работников в возрасте от 18 лет и до 25 лет увеличилось на одного человека (или на 6,67%), при этом в общей структуре показатель удельного веса уменьшился до 25,81%. Показатель количества работников в возрасте от 37 лет до 50 лет увеличилось за рассматриваемый период на 2 человека, прирост составил 16,67%, показатель удельного веса увеличился до 22,58%. По данной группе показателей наблюдается негативная тенденция: количество молодых специалистов растет с меньшими темпами, чем остальные категории работников. Так как деятельность предприятия связана с аутсорсингом в сфере информационных технологий и управлении персоналом, а этот вид экономической деятельности довольно новый для российской действительности, необходимы более мобильные и адаптивные специалисты, чем отличаются молодые специалисты.

. Распределение персонала по стажу работы в 2011 году выглядело следующим образом: наибольшее количество работников имеют стаж более пяти лет (29 человек или 50,88% от общей численности сотрудников), наименьшее количество работников имеют стаж менее одного года (4 человека или 7,02%), количество работников со стажем от одного года до двух составляет 14 человек (или 24,56%), количество работников со стажем от двух до пяти лет - 10 человек (или 17,54%). В 2012 году ситуация выглядела следующим образом: наибольшее количество работников имеют стаж более пяти лет (31 человек или 50% от общей численности сотрудников), наименьшее количество работников имеют стаж менее одного года (4 человека или 6,45%), количество работников со стажем от одного года до двух составляет 16 человек (или 25,81%), количество работников со стажем от двух до пяти лет - 11человек (или 17,74%). В период 2011-2012 гг. количество работников со стажем менее одного года не изменилось в абсолютном и относительном отношении, удельный вес в 2012 году уменьшился на 0,17%. Количество работников со стажем от одного до двух лет увеличилось на 2 человека (или на 14,29%), при этом изменение показателя удельного веса составило 1,25% в сторону повышения. Количество работников со стажем от двух лет до пяти увеличилось на одного работника (или на 10%), что проявляется увеличением удельного веса на 0,2%. Работники со стажем более 5 лет увеличились на два человека за рассматриваемый период (или 6,9%), при этом показатель удельного веса уменьшился на 0,88%. В данной случае проявляется двоякая ситуация по данной категории показателей: с одной стороны более половины работников имеют огромный опыт работы, а с другой количество молодых специалистов занимает треть от всего персонала.

. Касательно уровня образования работников рассматриваемого предприятия, можно констатировать отсутствие работников с неполным средним и общим средним образованием. Количество специалистов со средним специальным образованием за 2011-2012 гг. уменьшилось с 11 работников до 9 работников, то есть темп роста составил 81,82%. Количество с незаконченным высшим образованием составляло в 2011 году составляло 5 человек (или 8,77%), в 2012 году данный показатель понизился до количества работников в 4 человека (или 6,45%), темп роста составил 80%. Самый большой темп роста наблюдался в отношении работников с высшим образованием: показатель вырос с 41 до 49 работников, темп роста составил 119,51. При этом удельный вес данной категории работников составляет более 70% за оба рассматриваемых периода. Данная ситуация является положительной в отношении данной группы показателей.

. Квалификационный состав работников за период 2011-2012 гг. практически не изменился: количество работников с разрядом меньше 7 составило 7 человек (в 2011 году удельный вес этой группы равнялся 12,28%, в 2012 году - 11,29%), количество с разрядом от 8 до 10 составило 24 человека (в 2011 году удельный вес этой группы составлял 42,11%, В 2012 - 38,71%), количество работников с разрядом от 11 до 13 увеличилось на пять человек (с 18 до 23 человек (удельный вес составил в 2011 году 31,58%, в 2012 - 37,1%)), количество работников с разрядом 14 и выше осталось на прежнем уровне в восемь человек (удельный вес этой группы равнялся в 2011 году 14,04%, в 2012 году - 12,9%). Необходимо отметить, что по данной группе показателей намечается негативная тенденция: низкий темп роста каждой из подгрупп. Рост намечался только по одной группе показателей.

Анализ структуры персонала в зависимости от категории работников можно представить с помощью таблицы 4. В данной таблице можно проследить за основными показателями эффективности использования трудового потенциала с количественной стороны, а также выявить удельный вес той или иной категории работников в общей структуре персонала.

По данным таблицы 4 можно сделать следующие выводы:

. Общая численность персонала имеет следующую структуру:

) в 2011 году рабочие составляли 12,28% (или 7 человек), руководителей числилось 5 человек (или 8,77%), наибольшее количество в структуре общей численности занимали специалисты (44 человека или 77,19% от общей численности персонала), к другим категориям относился один работник;

) в 2012 году рабочие составляли 11,29% (или 7 человек), руководителей числилось 5 человек (или 8,06%), наибольшее количество в структуре общей численности занимали специалисты (46 человек или 74,19% от общей численности персонала), к другим категориям относились 4 работника;

) темп роста показателей количества рабочих и руководителей составил за рассматриваемый период 100%, количество специалистов выросло на 4,55%, количество же работников других категорий увеличилось в четыре раза (с одного работника до четырех).

. Структура персонала по полу выглядит таким образом, что в категорию рабочих входят только мужчины (7 человек как в 2011, так и в 2012 году). За оба рассматриваемых периода структура руководителей не менялась: трое мужчин и две женщины. В 2011 году структура специалистов по полу состоит из 27 мужчин и 17 женщин. В общей структуре персонала мужчины-специалисты составляют 47,37%, женщины-специалисты - 29,82%. В 2012 году мужчин-специалистов стало на одного человека больше, женщин-специалистов - также на одного рабочего больше. В общей же структуре мужчины-специалисты составляют 45,16%, женщины-специалисты - 29,03%.

. По возрастному составу категория рабочих подразделяется следующим образом: в 2011-2012 гг. двое рабочих имели возраст от 18 до 25 лет, четверо рабочих - от 26 до 36 лет, трое рабочих - от 37 до 50 лет. При этом в 2012 году наблюдается увеличение показателя рабочих от 37 до 50 лет на два работника. При этом прирост данного показателя составил 66,67%. В 2011-2012 гг. структура руководителей по возрасту не претерпела никаких изменений: трое человек в возрасте от 26 до 36 лет, двое - от 37 до 50 лет. Единственное изменение произошло в показателях удельного веса данных категорий: в 2011 году для категорий руководителей в возрасте от 26 до 36 лет и от 37 до 50 лет имелись показатели, соответственно, в 5,26% и 3,51%; в 2012 году для категорий руководителей в возрасте от 26 до 36 лет и от 37 до 50 лет имелись показатели, соответственно, в 4,84% и 3,23%. В 2011 году специалисты в возрасте от 18 до 25 лет составляют 21,05% от общей численности персонала (12 человек), специалисты в возрасте от 26 до 36 - 25 работников (43,86%), специалисты в возрасте от 37 до 50 лет составляют 8,77% (5 человек).

Таблица 4.  Анализ структуры персонала ООО «ИТ Сервис» по категориям работников

Показатель/категория, год

Рабочие

Руководители

Специалисты

Другие категории, относящиеся к служащим


2011

2012

Темп роста

2011

2012

Темп роста

2011

2012

Темп роста

2011

2012

Темп роста


Количество

Удельный вес

Количество

Удельный вес


Количество

Удельный вес

Количество

Удельный вес


Количество

Удельный вес

Количество

Удельный вес


Количество

Удельный вес

Количество

Удельный вес


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

1. Персонал предприятия

7

12,28

7

11,29

100,00

5

8,77

5

8,06

100,00

44

77,19

46

74,19

104,55

1

1,75

4

6,45

400,00

2. Структура персонала по полу





















2.1. Мужчины

7

12,28

7

11,29

100,00

3

5,26

3

4,84

100,00

27

47,37

28

45,16

103,70

0

0,00

0

0,00


2.2. Женщины






2

3,51

2

3,23

100,00

17

29,82

18

29,03

105,88

1

1,75

4

6,45

400,00

3. Возрастной состав персонала





















3.1. до 18 лет





















3.2. 18-25

2

3,51

2

3,23

100,00






12

21,05

12

19,35

100,00

1

1,75

2

3,23

200,00

3.3. 26-36

4

7,02

4

6,45

100,00

1

1,75

1

1,61

100,00

25

43,86

27

43,55

108,00






3.4. 37-50

3

5,26

5

8,06

166,67

4

7,02

4

6,45

100,00

5

8,77

5

8,06

100,00



2

3,23


3.5. старше 50












0,00









4. Распределение персонала по стажу работы

















0,00




4.1. до 1 года

1

1,75

1

1,61

100,00






2

3,51


0,00

0,00

1

1,75

3

4,84

300,00

4.2. 1-2 года

2

3,51

1

1,61

50,00






9

15,79

15

24,19

166,67






4.3. 2-5 гг.

1

1,75


0,00

0,00

3

5,26

3

4,84

100,00

7

12,28

8

12,90

114,29






4.4. 5 лет и более

3

5,26

5

8,06

166,67

2

3,51

2

3,23

100,00

26

45,61

23

37,10

88,46



1

1,61


5. Образовательный уровень





















5.1. Неполное среднее





















5.2. Общее среднее





















5.3. Среднее специальной

7

12,28

5

8,06

71,43






3

5,26

3,23

66,67



2

3,23


5.4. Незаконченное высшее



2

3,23


1

1,75

1

1,61

100,00






1

1,75

1

1,61

100,00

5.5. Высшее






4

7,02

4

6,45

100,00

41

71,93

44

70,97

107,32



1

1,61




В 2012 году количество специалистов в возрасте от 18 до 25 лет не изменилось, но показатель удельного веса снизился до 19,35%, количество специалистов в возрасте от 26 до 36 лет увеличилось на двое человек, но показатель удельного веса уменьшился на 0,31%.

. Касательно образовательного уровня по категориям работников необходимо отметить следующие моменты:

). за рассматриваемый период по категории рабочих произошло улучшение образовательного уровня: от семи работников со средним специальным образованием в 2011 году до пяти работников со средним специальным образованием и двух работников с незаконченным высшим в 2012 году.

). руководители предприятия за исключением одного человека имеют высшее образование, один же представитель руководства находится на стадии незаконченного высшего образования;

). Специалисты в преобладающей своей части являются специалистами с высшим образованием. В 2011 году специалисты с высшим образованием составляли в общей структуре численности рабочих 71,93% (41 человека), в 2012 году - 70,97 (44 человека). Темп роста составил 107,32%. Также на предприятии имеются специалисты со средним специальным образованием: в 2011 году их числилось трое, в 2012 году ситуация изменилась в положительную сторону - двое работников.

Еще одна важная составляющая количественной характеристики трудового потенциала - показатель фонда рабочего времени. Для иллюстрации влияния данного показателя на сумму общего полученного дохода составим таблицу:

.3. Анализ качественных характеристик трудового потенциала ООО «ИТ Сервис»

Характеристика качественной стороны трудового потенциала также может быть произведена с использованием количественных показателей.

Для оценки состояния здоровья рассчитаем коэффициент состояния здоровья. Для этого необходимо использовать коэффициент заболеваемости, который рассчитывается как отношение невыходов по болезням (2193 часа в 2011 году по предприятию) к общему фонду рабочего времени:


Из полученного результата можно сделать вывод, что коэффициент заболеваемости достаточно высок, то есть количество не выходов на работу по состоянию здоровья составляет всего 1,6% от всего рабочего времени.

Для оценки уровня квалификации используется коэффициент квалификации. Для категории рабочих данный коэффициент равняется: ККР =((6+7×4+8+9)/7)/15=0,486.Данный коэффициент характеризует не самую положительную картину о квалификационном состоянии категории рабочих.

Для служащих формула расчета коэффициента квалификации будет иметь вид: KКС = 5/57=0,087, что говорит о необходимости изменения отношения предприятия к мероприятиям по повышению квалификации своих работников.

Нравственный климат в коллективе характеризует коэффициент нравственности КN, который можно определить отношением времени потерь из-за разрешения конфликтов к фонду рабочего времени: КN = 1 - 1967/(300×8×57) = 1 - 0,043=0,957, что говорит о хорошем нравственном климате на рассматриваемом предприятии.

Для более полной оценки трудового потенциала организации следует проводить расчет коэффициента инновационной активности Кi по формуле:

Кi = 231/57=4,052

Данный результат свидетельствует о том, что на предприятии активно внедряются новые рационализаторские решения по очень многим вопросам, так как на каждого работника приходится по 4 новых и усовершенствованных внедрения.

Коэффициент уровня образования Ко, определяемый долей работников с высшим и средним образованием в общей численности работающих, рассчитывается по формуле

КO = (41+11)/57 = 0,912

что свидетельствует о довольно высоком уровне образования на предприятии.

Значительное место при оценке трудового потенциала занимает коэффициент стабильности коллектива, который может быть рассчитан как отношение количества работников, проработавших в данной организации не менее 3 лет, к общему числу работников: КC = (10+29)/57=0,684, что свидетельствует о среднем уровни стабильности коллектива.

Теперь определим показатель физической трудоспособности - коэффициент КФТ, который рассчитывается как отношение количества работающих в возрасте 28-50 лет (наиболее производительный возраст) к общей численности по формуле: КФТ = 29/57=0,508. Показатель на этом уровне свидетельствует о том, что половина работников на момент 2011 года находилась в наиболее производительном возрасте.

Далее необходимо провести расчет интегрального показателя качественной характеристики трудового потенциала предприятия «ИТ Сервис»

ТП = a×КЗ + b×ККР + c×КК + d×КN + e×KH + t×Ki + f×KО + g×КС + h×КФТ

где a , b , c , d , e , t , f , g , h - коэффициенты значимости параметров трудового потенциала. На предприятии было проведено анкетирование среди руководителей по значимости данных показателей. Результаты можно проследить в следующей таблице:

Таблица 5. Коэффициенты значимости параметров трудового потенциала ООО «ИТ Сервис»

Характеристика

Значимость для предприятия

Здоровье

2

Квалификация

2

Нравственность

2

Новаторства

1

Уровень образования

2

Стабильность

3

Физическая трудоспособность

3


По данной таблице можно сделать, что предприятие делает упор в значимости параметров трудового потенциала на стабильность персонала и на его физическую трудоспособность.

Таким образом, необходимо подсчитать интегральный показатель трудового потенциала рассматриваемого предприятия

ТП=2*0,984+2*(0.486+0,087)+0,957+4,052+2*0,912+3*0,684+3*0,508 = = 13,523.

Таким образом, на рассматриваемом предприятии качественно трудовой потенциал равен 13,523. Также можно рассчитать средний показатель трудового потенциала: 13,523/8=1,690.

.4 Анализ фонда рабочего времени ООО «ИТ Сервис»

Полноту использования трудового потенциала можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период. Данная характеристика для рассматриваемого предприятия представлена в таблице 6:

Таблица 6. Расчетные данные для анализа влияния фонда рабочего времени на валовый доход предприятия ООО «ИТ Сервис» за 2011 г.

Показатель

План

Факт

Абсолютный прирост

Процент выполнения плана

Численность работающих, чел.

57

57

0

100,00

Количество дней работы, дней

300

298

-2

99,33

Продолжительность рабочего дня, часов

7,97

7,95

-0,02

99,75

Среднечасовая выработка

101,04

101,19

0,15

100,15

Доход от реализации услуг, руб.

13770438,48

13664566,05

-105872,43

99,23


По данным таблицы можно сделать основной вывод: несмотря на то, что среднечасовая выработка фактически превысила плановый показатель, доход от реализации услуг уменьшился на 105 872, 43 рубля.

Для анализа воспользуемся методом абсолютных разниц:


По данному анализу выходит, что фактически доход от реализации услуг уменьшился на 105872,43 руб. На данный результат повлияли следующие факторы:

) уменьшение количества дней работы на два дня привело к тому, что доход от реализации услуг уменьшился на 91802,92 рублей;

) уменьшение показателя продолжительности рабочего дня на 0,02 часа привело к уменьшению дохода от реализации услуг на 34325,31 рублей;

) увеличение среднечасовой выработки на 0,15 руб./час привело к увеличению дохода от реализации услуг на 20255,85 рублей.

Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени сопоставим данные фактического и планового баланса рабочего времени (табл. 7). Они могут быть вызваны разными объективными и субъективными обстоятельствами, не предусмотренными планом: дополнительными отпусками с разрешения администрации, заболеваниями рабочих с временной потерей трудоспособности, прогулами, простоями из-за неисправности оборудования, машин, механизмов, из-за в работы, сырья, материалов, электроэнергии, топлива и т.д. Каждый вид потерь анализируется подробнее, особенно те, которые зависят от предприятия. Уменьшение потерь рабочего времени по причинам, зависящим от трудового коллектива, является резервом увеличения производства продукции, который не требует дополнительных капитальных вложений и позволяет быстро получить отдачу.

трудовой потенциал экономический эффект

Таблица 7. Баланс рабочего времени ООО «ИТ Сервис» за 2011 г.

Показатель

план

факт

Абсолютное отклонение

Процент выполнения плана

Календарное количество дней, в том числе:

365

365

0

100

праздничные дни

9

9

0

100

выходные дни

56

58

2

103,571

Номинальный фонд рабочего времени, дни

300

298

-2

99,3333

Потери рабочего времени, час.

4977

11590,7

6613,71

232,885

в том числе:





ежегодные отпуска

912

912

0

100

отпуска по учебе

456

457,71

1,71

100,375

отпуска по беременности и родам

456

912

456

200

дополнительные отпуска с разрешения администрации

285

513

228

180

болезни

1500

2193

693

146,2

потери от конфликтов

0

1967

1967

-

простои

1368

2736

1368

200

Потери от некачественно указанных услуг

0

1900

1900



По данным таблицы можно сделать следующие выводы:

. Номинальный фонд рабочего времени в 2011 году по факту уменьшился на два дня или на 0,97%.

. Показатель общей потери рабочего времени фактически превысил план на 132,885% или 6613,71 час (с 4977 часов по плану до 11590,71 час).

. Фактический показатель потерь от ежегодного отпуска достигла плановый показатель в 912 часов.

. Фактический показатель потери рабочего времени от отпуска по учебе увеличился на 0,375% или на 1,71 час.

. Потери от отпусков по беременности и родам имели тенденцию к повышению в два раза по отношению к плану (с 456 до 912 часов).

. Фактический показатель потерь от дополнительного отпуска с разрешения администрации превысил плановый на 228 часов или на 80%.

. Потери от простоев составили фактически 1368 часов, плановый показатель равен 2736 часам. Темп роста показателя составил 200%.

. Выявлена проблема оказания качественных услуг. В 2011 году 1900 часов ушло на исправление некачественных предоставленных услуг.

Таким образом, большая часть потерь вызвана субъективными факторами: дополнительные отпуска с разрешения администрации, прогулы, простои, что можно считать неиспользованными резервами увеличения фонда рабочего времени. Недопущение их равнозначно высвобождению определенного количества работников.

.5 Анализ производительности труда на предприятии «ИТ Сервис»

Для любого работника или их группы имеет значение плодотворность его деятельности, то есть количество произведенной продукции (услуг) за единицу рабочего времени (час, день, год). И чем выше этот результат, тем меньше затраты на единицу результата, в том числе такие, как арендная плата за помещение, плата за электроэнергию и т. п. Следовательно, при высокой продуктивности труда с увеличением объемов продукции снижаются издержки на нее. Эффективность, продуктивность труда измеряют с помощью показателя производительности труда.

Производительность труда - это показатель плодотворности целесообразной деятельности работников, которая измеряется количеством работы (продукции, услуг), сделанной в единицу времени. Производительность труда характеризует способность работников создавать своим трудом товары и услуги за час, смену, неделю, месяц или год. Количество работы, произведенной одним работником, называется выработкой.

Показатели производительности труда на рассматриваемом предприятии представлены в следующей таблице:

Таблица 8

Показатели производительности труда на ООО «ИТ Сервис» за 2011 г.

Показатель/год

План

Факт

Абс. Откл.

Выполнение плана

Доход от реализации услуг, руб.

13770438,48

13664566,05

-105872,43

99,23

Среднесписочная численность персонала, чел.

57

57

0,00

100,00

вт.ч. основных рабочих, чел.

50

50

0,00

100,00

Удельный вес рабочих в общей структуре персонала, %

87,72

87,72

0,00

100,00

Выработка общая, руб./чел.

241586,64

239729,23

-1857,41

99,23

Выработка основных рабочих, руб./чел.

275408,77

273291,32

-2117,45

99,23

Выработка дневная общая, человеко-дни

45901,46

45854,25

-47,21

99,90

Выработка дневная на одного рабочего, человеко-дни

918,03

917,08

-0,94

99,90

Выработка среднечасовая общая, человеко-часы

5759,28

5767,83

8,55

100,15

Выработка среднечасовая на одного рабочего, человеко-часы

115,19

115,36

0,17

100,15

Средняя продолжительности рабочей смены, час.

7,97

7,95

-0,02

99,75

Количество дней работы, дней

300

298

-2,00

99,33


По данным таблицы можно сделать выводы:

) выработка общая не достигла плана на 1857,41 рублей, выработка основных рабочих не достигла плана на 2117,45 рублей, план не выполнен на 0,77%;

) план по среднедневной выработке не выполнено на 0,1%, на это повлияло то, что количество дней фактически не достигло планового уровня;

) план же по среднечасовой выработке перевыполнен на 0,15% (с 115,19 рублей до 115,36 руб.).

Таким образом, на предприятии имеются некоторые проблемы с производительностью труда. Об этом говорит тенденция к невыполнению плана предприятия.

Глава 3. Пути повышения эффективности использования трудового потенциала на примере предприятия ООО «ИТ Сервис»

.1 Выявленные проблемы в эффективности использования трудового потенциала ООО «ИТ Сервис» и мероприятия по их устранению

В процессе анализа эффективности использования трудового потенциала ООО «ИТ Сервис» были выявлены основные проблемы, которые мешают эффективному управлению и использованию трудового потенциала в современной экономике. Теперь необходимо выявить пути решения этих проблем:

. По возрастному составу персонала рассматриваемого предприятия наблюдается негативная тенденция: количество молодых специалистов растет с меньшими темпами, чем остальные категории работников. Так как деятельность предприятия связана с аутсорсингом в сфере информационных технологий и управлении персоналом, а этот вид экономической деятельности довольно новый для российской действительности, необходимы более мобильные и адаптивные специалисты, чем отличаются молодые специалисты. По-моему мнению, многие только что появившиеся специалисты (закончившие образование в высших учебных заведениях) недостаточно подготовлены к работе на предприятиях (особенно связанных с высокотехнологическими предприятиями и их услугами). В частности, плохо используют полученные знания на практике, не чувствуют полезности той или иной информации, необходимой для эффективного развития предприятия. Но при этом молодые специалисты обладают рядом качеств, которыми не владеют специалисты старшего возраста: амбициозность, адаптивность к внешним условиям среды, мобильность, умение быстро принимать решения, подкованность, молодость. Поэтому предприятию, занимающемуся высокотехнологическим предоставлением услуг необходимы молодые специалисты. Для того чтобы привлечь хороших молодых специалистов, рекомендуем более тесно сотрудничать с высшими учебными заведениями, чтобы планировать количество и качество трудовых ресурсов уже на момент учебы будущих специалистов. Также, по-моему мнению, предприятию необходимо привлекать потенциальных молодых специалистов для прохождения практики на предприятии. Тесное взаимодействие предприятий с вузами поспособствует модернизации производственного потенциала и повышению эффективности использования трудового потенциала предприятия.

. Отсутствие темпов роста по показателям квалификационного состава работников, увеличение данного показателя только для работников от 11 до 13 разряда. В наши дни прогрессивных технологий экономические единицы все более усовершенствуются и обновляются. Рассматриваемое предприятие обязано выполнять это требование. В связи с этим требуется постоянная переподготовка профессиональных возможностей сотрудников. Требования к качеству профессиональных навыков растет с каждым днем, поэтому предприятие должно быть заинтересовано в этом. На примере же рассматриваемого предприятия можно сделать вывод, что заинтересованности такой нет. В связи с этим можно предложить следующие пути улучшения данной ситуации:

) пересмотреть политику предприятия по поводу важности повышения квалификации своих сотрудников;

) выбрать удобный путь для повышения квалификации своих сотрудников (самостоятельная переподготовка кадров, дистанционное обучение, специализированные учреждения по переподготовки кадров).

Безусловно, в век развивающихся и совершенствующихся технологий каждому человеку необходимо совершенствовать свои навыки и умения, а так же приобретать знания и в новых сферах деятельности. Тем более что сделать это очень просто благодаря всевозможным учреждениям по профессиональной переподготовке, предлагающими множество курсов и семинаров по различным направлениям и отраслям. Поэтому стоит стремиться совершенствовать свои знания и, несомненно, получать новые, ведь мир не стоит на месте.

. Уменьшение плановых показателей количества дней работы и средней продолжительности рабочего дня на предприятии в 2011 году привело к уменьшению дохода от реализации услуг несмотря на перевыполнение плана по среднечасовой выработке. Данный факт свидетельствует о неполном и малоэффективном использовании фонда рабочего времени. В данном случае необходимо максимально близко подвести данные показатели к потенциально возможным для эффективного управления трудовым потенциалом предприятия. Для этого предложим мероприятия усовершенствования системы поиска стабильных клиентов аутсорсингового предприятия (так как есть некоторое количество рабочего времени, потраченное по вине клиентов предприятия, которые в самый последний момент отменяют свои заказы).

. Значительной проблемой также, на мой взгляд, на рассматриваемом предприятии является некоторое недопонимание руководства миссии предприятия на рынке. Дело в том, что очень многие показатели образования и квалификации предприятием рассматриваются не с лучшей стороны, хотя деятельность предприятия связана именно с работой в области, где необходимо постоянно обновлять знания, умения и навыки. Об этой проблеме свидетельствует и разработанная руководством значимость составляющих трудового потенциала предприятия, когда все составляющие, связанные с образовательной деятельностью, получили одни из минимальных значений значимости. В этой связи можно предложить альтернативную систему значимости:

Таблица Альтернативные коэффициенты значимости параметров трудового потенциала ООО «ИТ Сервис»

Характеристика

Значимость для предприятия

Здоровье

1

Квалификация

3

Нравственность

1

Новаторства

1

Уровень образования

3

Стабильность

3

Физическая трудоспособность

3


Теперь необходимо объяснить именно такой выбор показателей значимости. Во-первых, показатели здоровья, нравственности и новаторства на предприятии очень большие. Для их развития нет необходимости уделять огромное внимание. Во-вторых, есть показатели, которые нуждаются в более тщательном внимании для улучшения эффективности их использования и управления ими. Поэтому предлагается выставить к «отстающим» показателям сравнительно высокие уровни значимости, чтобы повысить их эффективность в использовании и улучшить коэффициент трудового потенциала предприятия в целом.

. Большая часть потерь вызвана субъективными факторами: дополнительные отпуска с разрешения администрации, потери от конфликтов, простои, что можно считать неиспользованными резервами увеличения фонда рабочего времени. Для решения этого вопроса предложим избавиться от потерь, вызванных субъективными факторами. То есть необходимо устранить следующие потери рабочего времени:

Таблица Резервы повышения фонда рабочего времени

Фактор

Резерв времени, час.

Потери от конфликтов

1967

Простои

2736

Потери от некачественно оказанных услуг

1900

Итого

6603

То есть можно сделать вывод, что максимально увеличить фонд рабочего времени можно на 6603 часа. Соответственно, можно высвободить определенное количество работников для сокращения затрат и увеличения эффективности использования трудового потенциала.

Таким образом, можно сделать вывод, что на предприятии есть как положительные моменты, так и негативные. От решения этих проблем зависит эффективность использования трудового потенциала.

.2 Расчет экономического эффекта от внедрения на ООО «ИТ Сервис» мероприятия по улучшению использования фонда рабочего времени

Расчет будет проводится по мероприятию устранения потерь рабочего времени от субъективных факторов, то есть в этот список факторов входят потери от конфликтов, потери от простоев и потери от некачественно оказанных услуг.

Для расчета экономического эффекта воспользуемся следующими данными по рассматриваемого предприятию:

Таблица Исходные данные к расчету

Показатель

Единица измерения

Значение

1. Среднесписочная чиленность основных работников, ССЧ

чел.

50

2. Среднемесячная заработная плата, ЗПср

тыс. руб.

10,26

3. Затраты времени, которые необходимо устранить, Тн

час

6603

в т. ч.



3.1. Потери от конфликтов, Ткон

час

1967

3.2. Простои, Тп

час

2736

час

1900

4. Ставка единого социального налога

%

30

5. Выработка часовая основных рабочих, Вч.

Руб.

101,19


Расчет:

. Снижение затрат времени:

СТ = Тн=Ткон+Тп+Тноу=1967+2736+1900=6603 ч.

. Условное высвобождение численности:


 (чел.)

. Экономия заработной платы:

ЭЗП = ФЗП×ЭЧ

ЭЗП =10,26×12×2,787=343,14 (тыс. руб.)

. Экономия по единому социальному налогу:

ЭС/С = ЭЗП×0,3

ЭС/С = 343,14×0,3 = 102,94 (тыс. руб.)

. Экономия за счет устранения потерь от некачественно оказанных услуг:

Эноу=Тноу×Вч,

Эноу=1900×101,19=192,26 (тыс. руб.)

. Годовая экономия:

ЭГ = ЭЗП + ЭС/С+Эноу

ЭГ =343,14+102,94+192,26 = 638,34 (тыс. руб.)

7. Учитывая данный результат, при прочих равных условиях уменьшение рассматриваемых потерь времени привело бы к следующему результату прибыли предприятия:

П=2663,67 - (3404,21 - 638,34)= - 102,2 тыс. руб.

То есть можно сделать вывод, что высвобождение трех работников могло уменьшить убыток предприятия с 740,54 тыс. руб. до 102,2 тыс. руб.

Таким образом, высвобождение трех работников приведет к уменьшению затрат предприятия. То есть наметится тенденция к уменьшению убытков предприятия.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что трудовой потенциал для предприятия - это один из важнейших показателей деятельности предприятия, так как в его понятие входит как количественная характеристика, так и качественная, которая выражается определенными качествами и навыками работника и которые очень сложно подсчитать. Анализ использования трудового потенциала предприятия важен для комплексного анализа финансового состояния предприятия.

На рассматриваемом предприятии анализ показал, что есть как сильные, так и слабые стороны в эффективности использования трудового потенциала. Намечаются тенденции к улучшению данного показателя в дальнейшей перспективе.

Выявлены основные проблемные стороны в использовании трудового потенциала руководством рассматриваемого предприятия. Расчет экономического эффекта показал, что, устранив некоторые временные потери предприятия, можно снизить уровень убытка с 740,54 тыс. руб. до 102, 2 тыс. руб., что важно для дальнейшего развития предприятия и его экономической стабильности.

Необходимо отметить, что цель курсовой работы достигнута, все задачи, поставленные в начале написания работы, также освещены в данной курсовой работе.

Список литературы

1.     Амирханов И. В. Рынок жилья как фактор воспроизводства квалифицированных кадров АПК (на материалах Республики Башкортостан): Дис. … канд. экон. наук. - Уфа, 2002.

2.      Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А., Теоретические и методические основы экономической оценки трудового потенциала Российское предпринимательство. - 2004. - . Эл. Ресурс: Режим доступа// <http://www.creativeconomy.ru/library/prd659.php>

3.     Горбушина Н. В. Социально-экономические аспекты воспроизводства трудовых ресурсов в сельском хозяйстве (на примере Удмуртской Республики): Дис. … канд. экон. наук. - Ижевск, 2006.

4.      Дорошенко Ю. А., Бухонова С. М. Теоретические и методические основы экономической оценки трудового потенциала // Российское предпринимательство. 2004. № 6 (54). С. 68-73.

.        Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. - Н. Новгород: НИМБ, 2003.

6.     Зайцев Н.Л. Экономика организаций: Учебник. - М.: Экзамен, 2003. - 768с.

7.      Магомедов А.М. Экономика предприятия: учебное пособие для вузов. - 2-е изд., доп. - М.: Экзамен, 2004. - 349с.

8.     Маслов Е.А. Управление персоналом предприятия.-М.:ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009. - 312 с.

9.     Мелихова Н. В. Моделирование влияния социально-экономических факторов на формирование трудовых ресурсов региона: Дис. … канд. экон. наук. - М., 2006.

10.    Одегов Ю. Г. и Никонова Т. В. Аудит и контроллинг персонала. - М.: Альфа-Пресс, 2006.

11.   Остапенко, Ю.М. Экономика труда [Текст]: учеб. пособие / Ю.М. Остапенко. - М.:ИНФРА - М,2007.- 272 с.

.       Рофе А.И., Ерохина Р.И., Пшеничный В.П., Стрейко В.Т. Экономика труда: Учеб. пособие/ Под ред. проф. А.И. Рофе. - М.: МИК, 2005.

13.   Рынок труда / Под общ. ред. В. С. Буланова, Н. А. Волгина. - М: ЭКЗАМЕН, 2007.

14.   Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий): Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. - 553с.

15.    Смагин В.Н. Эконмика предприятия: учеб. пособие для вузов. - М.: КноРус, 2006. - 259с.

16.   Трофимова, Е. Россияне мечтают, пока вьетнамцы работают [Электронный ресурс] / Е. Трофимова //Режим доступа: http: // www. Yтро.Ru.

.       Трудовой кодекс Российской Федерации\" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)

18.    Управление персоналом организации/ Под ред. А.Я.Кибанова.-М; ИНФРА-М, 2008.-512 с.

19.   Шаталова Н. И. Познание трудового потенциала работника как социальная проблема // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 10 (18) декабрь. С. 152-157.

20.   Экономика предприятия: Учебник для вузов/под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандра. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити. - ДАКА, 2004. - 670 с.

.       Экономика труда: Учебник/ Под ред. проф. П.Э.Шлендера и проф. Ю.П.Кокина. М. Юристъ. 2003.

22.   Юдина Л. Н. Система оценки и формирования трудового потенциала предприятия: Атореф. дис. … канд. экон. наук. - Томск, 2010.

Похожие работы на - Анализ эффективности использования трудового потенциала предприятия на примере ООО 'ИТ Сервис'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!