Изучение структуры и организации психологической службы
Отчет по
практике
Психология
Изучение
структуры и организации психологической службы
Содержание
Введение
. Анализ организации и структуры
психологической службы в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»
. Анализ принципов и методология
организации работы психологической службы в образовательном учреждении
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Обучение в учебных заведениях, направленных на
получение профессии, меняет уже сложившиеся у подростков школьные стереотипы.
Этот новый период обучения играет существенную роль в развитии
адаптационно-компенсаторных механизмов, от него во многом зависит психическое
здоровье вчерашних школьников. В связи с этим возникает насущная необходимость
в оказании индивидуальной психологической помощи подростку, повышении
психологической компетентности педагогов и других специалистов, работающих с
несовершеннолетним.
С этой целью в образовательном учреждении
организована «Психологическая служба», которая становится необходимым
компонентом системы образования, в том числе и учреждений начального
профессионального образования.
Основные виды деятельности психологической
службы в профессиональном училище - психодиагностика, развивающая и
коррекционная работа, психопрофилактика, консультирование, просветительская и
реабилитационная деятельность.
В словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского
«психологическая служба» определена через: содержательный аспект - практическое
использование психологии для решения практических задач и формальный - для
профессиональной консультации, целевой экспертизы, диагностики и т. д.
В проекте «Положения о психологической службе в
общеобразовательном учреждении» отмечается, что ПС - это область специально
организованной системы психологического обеспечения образования, целью которой
является помощь в решении задач развития личности учащегося.
Психологическая служба становится необходимым
компонентом системы образования. Ее созданию в последнее время уделяется много
внимания. Однако существует много нерешенных вопросов, среди наиболее
существенных из них следующие: что такое психологическая служба, какова ее
структура, каким целям она служит, что является предметом и продуктом
психологической службы. Актуальность данной проблемы послужила выбором темы.
Тема: Изучение структуры и организации
психологической службы.
Целью практики являлось: рассмотрение
особенностей организации и структуры психологической службы в образовательном
учреждении «Техникум коммунального хозяйства и сервиса».
Исходя из этого, можно выделить следующие
приоритетные задачи деятельности психологической службы в системе начального
профессионального образования:
реализация главной цели психологической службы -
психическое здоровье обучаемых и обучающих, основу которого составляет
полноценное психическое развитие;
развитие индивидуальных особенностей субъектов
педагогического процесса - их способностей, интересов, склонностей, чувств и
т.д.;
создание благоприятного психологического
микроклимата в учреждении образования, определяемого организацией оптимального
общения и созданием для каждой личности на всех этапах ее развития ситуации
успеха;
ранняя профилактика и своевременная коррекция
недостатков отклонений в психическом, психофизическом и личностном развитии
обучающихся;
переход от эпизодов психологической помощи к
психологическому сопровождению развития личности в
образовательно-воспитательной системе и психологической поддержке
педагогического процесса.
Производственная практика проходила на базе ГБОУ
«Техникум коммунального хозяйства и сервиса».
1. Анализ организации и структуры
психологической службы в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»
Краткая характеристика учреждения.
Так, приказом № 227 от 30 августа 1969 г. трест
«Абаканвагонстрой», имеющий мощную строительную базу сдал ПТУ № 45 г. Абакана в
эксплуатацию - это было первое училище в этом городе. Тогда в училище обучались
следующим специальностям: штукатур, облицовщик- плиточник, каменщик-монтажник,
сварщик, газосварщик ручной сварки, электрослесарь, слесарь по ремонту
автомобилей, слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики,
слесарь-сантехник, слесарь-трубоукладчик, штукатур-маляр.
Первый выпуск состоялся в 1972 году, путёвки в
жизнь получили около 300 специалистов строительного профиля. Много выпускников работало
на строительстве объектов «Абаканвагонстроя», в том числе бригада под
руководством Н.А. Асочаковой - выпускницы ПТУ № 45, депутата Верховного Совета
СССР.
В последние годы училище укрепило свою
материальную базу. Так, имеется 3 компьютерных класса, внутриучилищная
локальная вычислительная сеть из 100 компьютеров с доступом в Интернет с любого
автоматизированного рабочего места. Установлены и введены в эксплуатацию:
ленточная пилорама, сушильная камера. В столярном, мебельном, сборочном цехах
установлены настоящие промышленные станки. Приобретены очень дорогостоящие
фрезы для изготовления дверей и окон согласно евростандарту. Училище выигрывало
тендеры на поставку школьной мебели. Мебель, сделанную руками учащихся можно
увидеть в Минфине РХ, детской стоматологии, МЧС РХ, ЦГСЭН г. Абакана, населения
РХ и юга Красноярского края. В 2007 году училищу присвоен статус
опытно-экспериментальной площадки ДПО «Хакасского республиканского института
повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме
«Повышение качества профессионального образования на модульно-компетентностной
основе» по профессии «Станочник по деревообработке».
Обучение проводится по 9 специальностям,
количество обучающихся - 594 юноши и 2 девушки. Несовершеннолетних обучающихся
269 человек; Общее количество сирот (на полном и неполном государственном
обеспечении) 72 человека.
Учреждение участвует в программах как
российского, так и республиканского значения. Так, к примеру, оно является
дипломантом программы «Сто лучших товаров России», проводимой в Москве, в 2009
г. Сейчас учреждение продолжает развиваться, внедряя новейшие педагогические
технологии.
Его девиз: «Не догонять прошлое, а создавать
будущее!»
Организация психологической службы.
Организация психологической помощи в учреждении
подразумевает под собой достижение следующих целей: создание
психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного
развития каждого студента в течение всего срока обучения в техникуме,
осуществление деятельности направленной на сохранение психического,
соматического и социального благополучия учащихся.
Задачи психологической службы в ГБОУ:
психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в
процессе учебно-профессиональной деятельности; обеспечение психологической
поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;
психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;
повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного
процесса; способствовать гармонизации социальной сферы учреждения и
осуществлять превентивные мероприятия по профилактике социальной дезадаптации;
проведение системы мероприятий, с использованием современных психологических
средств по предупреждению распространения среди учащихся алкоголизма,
наркомании, табакокурения; выявление возникающих в педагогическом процессе
трудностей и их причин, разработка рекомендаций по их устранению и
предотвращению; оказание реальной психологической помощи учащимся и их
родителям, а также педагогическому коллективу; участие в процессе управления
личностными отношениями и формирование норм отношений в коллективе.
Структура психологической службы в учреждении.
Психологическая служба в учреждении была создана
как единая система в масштабах учреждения. Каждое звено этой системы имеет свои
четко определенные функции.
Гарантией эффективности деятельности
психологической службы служит последовательное и четкое профессиональное
взаимодействие всех подразделений.
Основным звеном единой системы психологической
службы учреждения является педагог-психолог.
В своей работе психолог ориентируется не только
на работу с учащимися, но и опирается на помощь со стороны администрации,
педагогов, мастеров производственного обучения, родителей. Структура психологической
службы в сфере образования предусматривает двойное подчинение: по
административной и профессиональной линиям.
Профессиональное управление деятельностью
психолога осуществляется научно-методической службой при Министерстве
образования республики Хакасия, комитетом профессионально-технического
образования.
Их цель - оказание методической и иной
профессиональной помощи педагогу-психологу: проведение семинаров, конференций,
тренингов, организация работы медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий
по делам несовершеннолетних.
Педагог-психолог является равноправным членом
педагогического коллектива, принимает участие в работе педагогических советов и
консилиумов, методических объединений, посещает уроки и внеклассные
мероприятия.
На рисунке 1 представлена схема соподчинения в
организации профессионального образования.
Рисунок 1. Место психолога в системе управления
учреждения
Анализ схемы показал, что психолог подчиняется
непосредственно заместителю директора по воспитательной работе. Эта позиция
оказывается менее продуктивной с точки зрения оперативности решения
организационных вопросов и менее эффективной с точки зрения влияния на
процессы, происходящие в учреждении.
. Анализ принципов и методология организации
работы психологической службы в образовательном учреждении
психологический образование
педагогический
Приоритетные направления деятельности
психологической службы в ГБОУ - психологическое консультирование обучающихся и
педагогов, психологическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением.
Психологическая служба в ГБОУ «Техникум
коммунального хозяйства и сервиса» функционирует с 2002 года. Эффективность
деятельность педагога- психолога можно прокомментировать по показателям
представленным в приложении А, критерии эффективности психологической службы в
образовательном учреждении представлены в приложении Б.
Деятельность психологической службы
осуществляется по Программе психологического сопровождения студентов
«Гражданин. Личность. Специалист», составленной педагогом-психологом
учреждения.
Целью работы психологической службы является
формирование активной личности учащегося, сочетающей в себе высокие
нравственные качества, профессионализм, творческую индивидуальность,
гуманистическое отношение к миру через повышение психологической компетенции
преподавателей.
Работа психологической службы ведется по
следующим направлениям: психодиагностическая деятельность; психоконсультативная
деятельность; психокоррекционная деятельность; психологическая профилактика;
психологическое просвещение; повышение профессионального уровня.
В декабре 2006 г. в общежитии начал свою работу
кабинет психологической разгрузки. Цель кабинета: консультация студентов,
сотрудников, преподавателей по возникшим проблемам; групповое консультирование
студентов по актуальным проблемам; индивидуальные и групповые занятия,
направленные на развитие, как отдельных сторон психического развития, так и
личности в целом; профилактика перегрузок, нервных срывов (вокалотерапия).
Очевидно, что нестабильная
социально-экономическая ситуация в России, выражающая в реструктуризации
экономики и свертывание ряда производств, приводит к сокращению числа рабочих
мест для выпускников подобных учреждений. И, как следствие на первый план для
студентов выходят проблемы материального благополучия и предстоящего
трудоустройства. Данное порождает такую тенденцию, как усиление защитной
ориентированности воспитательной деятельности в системе среднего
профессионального образования в целях формирования социальной и профессиональной
мобильности выпускника.
Именно исходя из стремления социально и
психологически защитить своих студентов, педагог-психолог работает с
выпускниками по программе «Путь к успеху!» (курсу психологической адаптации
выпускников на рынке труда), ведь формирование у выпускника техникума позиции
активного «игрока» на рынке труда является одной из современных тенденций
воспитания в системе среднего специального образования. Реализация этой
программы помогает сформировать у выпускников ГБОУ основу их будущих действий
при вступлении в трудовые отношения и уберечь от возможных неудач в
профессиональной сфере.
С целью подготовки конкурентоспособного и
профессионального специалиста педагогической коллектив, совместно с
психологической службой, ставит перед собой задачу формирования такой модели
личности специалиста, которая обладает следующим комплексом умений,
способностей, свойств и качеств: социально-профессиональная мобильность;
коммуникативность и способность к кооперации; креативность; интелегентность;
социальная компетентность.
Анализ работы психолога показал, что именно
воспитание и развитие этих качеств - важнейшая составляющая целей
государственных стандартов СПО нового поколения.
Поэтому, отталкиваясь из специфики
образовательного процесса в техникуме, выделяются следующие направления в
деятельности психолога: повышение психологической компетенции и профилактика
профессиональной деформации преподавателей; психологическое обеспечение
адаптации первокурсников; профилактика асоциальных явлений студентов и
формирование установок на успешный, здоровый образ жизни; повышение
психологической компетенции студентов; психологическая адаптация выпускников на
рынке труда.
Научные основы педагогического взаимодействия
психолога и учащихся в процессе обучения, воспитания и развития.
Важным фактором и условием эффективного
образовательного процесса в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»
выступает взаимодействие его субъектов, т.е. - согласованная деятельность по
достижению целей и результатов, по решению участниками значимой для них
проблемы или задачи.
Взаимодействие в ГБОУ является одним из основных
способов активизации саморазвития и самоактуализации обучающегося. Его
дополнительный эффект - межличностное влияние, базирующееся на взаимопонимании
и самооценке взаимодействующих.
Среди взаимодействий в учреждении особое место
принадлежит общению и совместной деятельности. Здесь существуют определенные
связи: общение является и атрибутом совместной деятельности, и самостоятельной
ценностью. Взаимодействие педагога-психолога и учащегося в ГБОУ является
систематическим, постоянно осуществляемым коммуникативным действий учителя,
имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны ученика,
воздействовать на него: причём, вызванная реакция определяет в свою очередь
новую реакцию взаимодействующего.
Взаимодействие в ГБОУ демократично и базируется
на принятии индивидуальных интересов другой стороны. Предметом педагогической
деятельности является другой человек, обладающий собственной активностью. В
данном случае, педагогический потенциал взаимодействия открывает широкие
перспективы для совершенствования системы образования в ГБОУ, для углубления
профессионализма учителя, для формирования концепции взаимодействия «педагога и
ученика».
В исследуемом учреждении применяются различные
подходы к организации педагогического взаимодействия: деятельностный. Цель -
формирование у учащихся разнообразных способов и видов деятельности. Под
деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной
деятельности, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации,
а сами активно участвуют в учебном процессе; личностно-ориентированный
(обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение
способами, самосовершенствования, самоопределения, формирования жизненной
позиции); акмеологический - ориентирован на целостное и устойчивое развитие
образовательных систем и субъектов образовательного процесса в условиях
творческой созидательной деятельности. Психолог и ученик, находясь в творческом
взаимодействии и сотрудничестве, обеспечивают успех друг другу в своей
самореализации, в развитии духовно-нравственного потенциала личности);
аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им
помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций); системный -
рассматривается совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая
выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Объект в
процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система
и, одновременно, как элемент более общей системы).
В ГБОУ рассматривается следующие позиции ученика
во взаимодействии с учителем:
самостоятельность - способность к независимым
действиям, решениям, проявлению собственной инициативы и в выборе целей, и в
выборе способов их достижения; готовность и способность совершать какие-либо
действия собственными силами;
готовность к выбору как осознание
ответственности за результаты и последствия своей деятельности, поведения.
Здесь процесс выбора стимулирует самопознание, ответственность за достигнутый
результат, личную причастность к жизненным обстоятельствам через определение
своих целей и способов их достижения.
В процессе взаимодействия психолог-ученик в
исследуемом учреждении созданы условия для развития субъектной позиции
учеников.
Таковыми условиями являются: акуализация и
обогащение субъектного опыта учеников: обращение к их ранее накопленным знаниям
и умениям; стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию
различных способов выполнения задания; создание ситуаций нравственного выбора;
обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной
проблемы; организация познания через переживание, актуализацию опыта; развитие
активности учащихся в учебной деятельности: поощрение инициативы; создание
ситуаций выбора; организация проектной деятельности.
Перечисленные выше параметры
социально-педагогических условий обеспечивает эффективность взаимодействия
между психологом учреждения и учащимися.
Способность организовать конструктивное
взаимодействие - один из значимых показателей профессиональной компетентности
педагога-психолога в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса».
Психологические особенности учащихся как
субъектов обучения и их влияние на результаты педагогической деятельности.
Психологические особенности учащихся достаточно
сильно влияют на вхождение и адаптацию учащихся в техникуме. Так, в результате
проведённого исследования нужно отметить, что полученные данные приводят к
основным выводам.
Установлено, что студенты техникума с разной
направленностью учебной и будущей профессиональной деятельности различаются по
характеру адаптации к образовательному процессу.
Снижение уровня адаптации у студентов, учебная и
будущая профессиональная деятельность которых направлена на современные
технологии, обусловлено низкой степенью общей мозговой активности при
устойчивом доминировании активности правого полушария; а у студентов, учебная и
будущая профессиональная деятельность которых направлена на общение с другими
людьми - низкой степенью общей мозговой активности при высокой степени
межполушарного взаимодействия. Что касается процесса адаптации студентов ГБОУ,
то он отражает сложный и длительный процесс обучения и предъявляет высокие
требования к пластичности психики и физиологии молодых людей.
Виды адаптаций студентов в ГБОУ представлены на
рис. 2.
Рисунок 2. Виды адаптации обучающихся лиц
Как показал анализ документов и результатов,
полученных в ходе общения со студентами, наиболее активные процессы адаптации к
новым условиям студенческой жизни происходят на первых курсах.
Причём адаптация студентов, проживающих в отрыве
от родителей (в общежитии, арендуемой квартире) протекает тяжелее и часто
приводит к возникновению разнообразных соматических и психоневрологических
патологических состояний.
Основы дидактики и риторики, применяемых в
процессе работы.
Наиболее действенным способом активизации
мышления учащихся ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса», является
проблемное построение урока, в основе которого лежит проблемная ситуация -
возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ на него. Обучение
с помощью проблемной ситуации в техникуме можно представить схематически
таблицей 1.
Таблица 1 - Этапы
обучения
Название
этапа
|
Суть
этапа
|
Прием
учебной работы
|
1.
Осознание проблемы, вскрытие противоречия 2. Формулирование гипотезы 3.
Доказательство гипотезы 4.Общий вывод
|
Обнаружение
скрытого противоречия в проблемном вопросе Обозначение с помощью гипотезы
основного направления поиска ответа Доказательство или опровержение
высказанного в гипотезе предположения Обогащение ранее сформированных
причинно-следственных связей новым содержанием
|
Установление
причинно-следственных связей Выдвижение гипотезы Установление
причинно-следственных связей
|
В создании проблемных ситуаций определяющую роль
играет психолог. В данном случае привлекаются специальные пособия, задачники,
дидактические материалы с перечнями проблем-заданий, однако, проблемная
ситуация - это особое психологическое состояние учащегося, для создания
которого необходим учет целого ряда факторов индивидуально-личностного
характера. Педагог, умеющий учитывать эти факторы, создавать проблемные
ситуации в головах учащихся, не только сообщает им знания, но и развивает их
творческие способности.
Что касаемо риторики в общении психолога и
учащегося, то здесь задачами являются: способствование формированию
направленной речи, а также реакций на нее со стороны слушателей.
Итак, в данном случае, происходит обучение
аргументированному доказательству собственной точки зрения, не подвергая даже
частичному, незаметному оскорблению собеседника, умению стоять на его позиции,
чтобы с его точки зрения рассмотреть предмет, сделав его ярче, отвергнув свое
утверждение, если оно неверно. Кроме того, осуществляется словесное и
невербальное воздействие.
Требования, предъявляемые к психологу в
учреждении.
Анализ документов показывает, что
педагогу-психологу в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»
предъявляются определенные квалификационные требования.
Кроме соответствующих уровню полученного
образования знаний по психологии, психолог должен обладать знаниями в области
психодиагностики, психотерапии, психокоррекции, дефектологии, консультирования
и других областей, пограничных с медициной, педагогикой, социологией, правом.
Ему необходим достаточный опыт практической педагогической работы с
подростками.
В ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и
сервиса» применяются не только общие требования к практическому психологу
образовательного учреждения. Кроме того, существуют и специальные требования,
относящиеся к каждой области деятельности психолога. Специализация в области
консультирования предполагает хорошее знание техники и технологии проведения
бесед, способность привлекать внимание людей к себе, располагать и убеждать их,
умение хорошо понимать людей, вызывать у них доверие и быть убедительным в
своих психологических воздействиях.
В процессе прохождения практики в ГБОУ «Техникум
коммунального хозяйства и сервиса» были получены основные результаты в области
изучения деятельности педагога-психолога. Психологическая служба в учреждении
была создана как единая система в масштабах учреждения. Каждое звено этой
системы имеет свои четко определенные функции. Целью работы психологической
службы является формирование личности учащегося, сочетающей в себе высокие
нравственные качества, профессионализм, индивидуальность, гуманистическое
отношение к миру через повышение психологической компетенции преподавателей.
В принципе, в ходе прохождения практики,
трудностей при сборе материалов не возникло, однако, объем информации
достаточно велик и занял много времени для изучения. Результат - положительный.
Роль - помощь в проведении бесед со студентами, участие в уроках, беседах
психолога. При следующем участии в подобных мероприятиях отдам предпочтение
систематизации материалов для подробного и детального изучения на практике.
Заключение
Психологическая служба становится необходимым
компонентом системы образования. Служба практической психологии доказала свою
эффективность в решении широкого спектра проблем: проектирование развивающего
образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности,
оказание психологической помощи при работе с семьей ребенка, обеспечение
психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной
карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при
выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции
подобных отклонений.
Приоритетные направления деятельности
психологической службы: создание благоприятного психологического микроклимата в
учреждении, определяемого организацией оптимального общения и созданием для
каждой личности на всех этапах ее развития ситуации успеха; повышение
адаптивных способностей у обучающихся; внедрение новых коррекционно-развивающих
программ; обогащение психодиагностического инструментария, направленного на
раннее выявление асоциально направленных подростков; первичная профилактика
выявленных отклонений в процессе обучения; снижение противоправных действий
среди обучающихся в образовательном учреждении; формирование ценностных
ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях
начального профессионального образования; обучение позитивным моделям
поведения; развитие мотивации обучения и познавательных процессов обучающихся;
выпустить из учебного заведения социально адаптированного специалиста. Каждое
направление имеет свои результаты, работающие на достижение целей и постановку
новых ориентиров.
Педагог-психолог содействует гармонизации социально-психологического
климата в образовательных учреждениях. В настоящее время значительно возрастает
уровень профессиональных требований, предъявляемых психологу, работающему в
системе образования.
Основными направлениями деятельности
психологической службы в исследуемом учреждении являются: психодиагностика,
психопрофилактика, развитие, коррекция и консультирование.
Анализируя итоги практики в можно отметить, что
в данном образовательном учреждении психологическая служба функционирует как
целостная система.
Психологические особенности учащихся достаточно
сильно влияют на вхождение и адаптацию учащихся в техникуме. Так, в результате
проведённого исследования нужно отметить, что полученные данные приводят к
основным выводам. Установлено, что студенты техникума с разной направленностью
учебной и будущей профессиональной деятельности различаются по характеру
адаптации к образовательному процессу.
Наиболее действенным способом активизации
мышления учащихся ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса», является
проблемное построение урока, в основе которого лежит проблемная ситуация -
возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ на него. Кроме
того, специализация в области консультирования предполагает хорошее знание
техники и технологии проведения бесед, способность привлекать внимание людей к
себе, располагать и убеждать их, умение хорошо понимать людей, вызывать у них
доверие и быть убедительным в своих психологических воздействиях.
Итак, анализ деятельности работы психологической
службы показал, что данная служба проводит огромную работу, взаимодействуя со
студентами учреждения, являясь, тем самым, ценным кадровым звеном в структуре
ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса».
Список использованных источников
1. Ананьев, Б.Г. Избранные
психологические труды. [Текст] / Б.Г. Ананьев М.: Изд. Группа
«Прогресс-Академия», 1992.-326с.- ISBN 5-7695-2542-8
. Айсмонтас Б. Психология и
педагогика: альбом схем [Текст] / Айсмонтас Б . М., «Проспект»,2004.,-452с.-
ISBN-5-98032-623-5
. Возрастная и педагогическая
психология / Под ред. А.В. Петровского. [Текст] / СПб.: Питер, 2007.-416с.-ISBN
- 978-5-91180-572-2 М.; 2004.
. Возрастная и педагогическая
психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. [Текст] / М.: Смысл, 2003.-436с.-ISBN
978-5-91180-572-2
. Выготский Л.С.
Педагогическая психология. [Текст] /Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 1998.- 987с.
- ISBN 5-314-00128-4
. Вербицкий А Л. Некоторые
теоретико-методологические основания необходимости разработки психологии
образования как новой ветви психологической науки // Проблемы психологии
образования. М.: «ОЛМА-ПРЕСС» 2003.- 411с. -ISBN-5-93878-012-8
. Григорович Л.А.,
Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие [Текст] / Л.А.
Григорович.- М.: Гардарики. 2003.480с. ISBN 5-8297-0096-4
. Генецинский В.И. Основы
теоретической педагогики [Текст]/ В.И. Генецинский - М.: Издательский дом
«Ноосфера»,2004.-312с.- ISBN 5-691-00143-4
. Герриг, Р.Психлогия и жизнь
[Текст] / Р.Герриг, Ф. Зимбардо.- СПб.:Питер, 2004.- 954с.- ISBN5-94723-186-7
. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться
с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: «ЧеРо», 2002.- 240с. ISBN
5-88711-058-9
. Гиппенрейтер, Ю.Б.
Продолжаем общаться с ребенком. Так? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: АСТ:
Астререль; Владимир: ВК,Т 2008.- 251с. ISBN 978-5-17-050807-5
. Зимняя И.А. Педагогическая
психология: Учеб.пособие. [Текст] / И.А. Зимняя. - СПб.: Питер, 2001.- 287с. -
ISBN 5-414-00128-4М.,2005
. Кулагина, И.Ю.Возрастная
психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб, заведений. [Текст]/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.- М.: Изд-во
ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003.- 264с.- ISBN- 5-305-00110-2
. Педагогическая психология:
Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.:
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с. - ISBN 5-305-00083
. Практикум по возрастной и
педагогической психологии/ Под ред.Щербакова [Текст] - Мн.: Амалфея.
1999.-352с..
. Реан А.А. Педагогическая
психология: научно-психологические основы практики образования [Текст] /
А.А.Реан.- СПб.:Речь 2000.-452с.- ISBN 5-7695-2542-8
. Смирнов С.Д. Педагогика и
психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] /С.Д.
Смирнов.- СПб.: Питер, 2001.- 287с. - ISBN 5-414-00128-4
. Столяренко А.М. Психология
и педагогика: Учеб. пособие для вузов. [Текст] /А.М.Столяренко.- М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с. ISBN 5-238-00259-9
. Талызина Н. Ф
Педагогическая психология [Текст] /Н.Ф.Талызина.- М.: «Академия», 2004. - 288
с. - ISВN 5-7695-0183-9
Приложение А
Критерии эффективности деятельности педагога-
психолога и организации психологической службы образования
В качестве основных критериев оценки
деятельности педагога-психолога выступают следующие показатели:
.Деятельность педагога-психолога по созданию
условий для эффективной работы (оборудование и методическое оснащение кабинета,
сохранность вверенного ему имущества).
.Регулярное и четкое ведение документации, ее
качество.
.Участие в научно-исследовательской и
методической работе.
.Качественные изменения в работе с посетителями
(детьми, учащимися, студентами, родителями, педагогами), определяемые на основе
протоколов исследований, наблюдений, бесед, результатов положительных изменений
в поведении, личностных характеристиках.
.Обоснованность индивидуальных и групповых
психодиагностических обследований, тестирований, их качество, соответствие
требованиям. Качество психологических заключений и рекомендаций.
.Качество психокоррекционных программ и занятий,
их эффективность.
.Отзывы руководителей, педколлектива, учащихся,
студентов,
родителей о работе педагога-психолога (определяется с помощью
безымянного анкетирования).
.Участие педагога-психолога в психологических
экспертизах педагогических решений и программ, конкурсных комиссиях, выпускных
и приемных экзаменах, собеседованиях при приеме на работу, в аттестации
педкадров.