Анализ объема, состава и качества производимой продукции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    111,44 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ объема, состава и качества производимой продукции

Муниципальное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Южно-Уральский профессиональный институт
Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет»







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

Экономический анализ

На тему:

Анализ объема, состава и качества производимой продукции











Челябинск 2012

Оглавление

Введение

. Теоретические подходы к анализу объема, состава и качества производимой продукции

.1 Методика проведения анализа объема продукции

1.2 Методика проведения анализа состава (ассортимента) продукции

1.3 Методика проведения анализа качества продукции

2. Анализ объема, состава и качества производимой продукции на примере предприятия ОАО «ШМКК»

2.1   Анализ объема продукции

2.2    Анализ состава продукции

.3      Анализ качества продукции

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность данного исследования в том, что в условиях жесткой современной конкуренции предприятия должны быть готовы к своевременному изменению ассортимента выпускаемой продукции и улучшению ее качества, расширению номенклатуры предлагаемых изделий или даже переходу на выпуск новых видов продукции, если это необходимо для того, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся рыночным условиям.

В условиях же ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства и реализации продукции, изменение её ассортимента и структуры, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. С помощью анализа данных показателей обосновываются управленческие решения, оцениваются результаты деятельности предприятия.

Объектом данного исследования является объем, состав и качество производимой продукции, а предметом - анализ данных показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия.

Цель исследования: проанализировать величину объема, состав ассортимента и уровень качества произведенной продукции предприятия ОАО «ШМКК».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) исследовать методику проведения анализа объема, состава и качества произведенной продукции;

2)      провести анализ по данным показателям;

)        сделать выводы об эффективности работы ОАО «ШМКК» на основе проанализированных показателей.

Данная курсовая работа включает в себя введение, в котором описана актуальность исследования, объект, предмет, задачи и цели курсовой работы, далее представлены две главы.

В первой главе мной была рассмотрена методика проведения анализа объема, состава и качества произведенной продукции.

Во второй главе представлена краткая характеристика ОАО «ШМКК» и проведены аналитические расчеты по объему, составу и качеству продукции, позволяющие сделать вывод о производительности работы данного предприятия.

Так же работа включает заключение, содержащее общий вывод по проведенному анализу.

Работа изложена на 50 страницах и содержит 23 таблицы и 2 рисунка.

Методологическая основа: положение теории экономического анализа.

Теоретической основой данного исследования послужили труды Савицкая Г.В., Шеремет А.Д., Гиляровская Л.Т., Алексеева А.И., Щадрина Г.В. [1,2,3,4,5]

Глава 1. Теоретические подходы к анализу объема, состава и качества производимой продукции

1.1    Методика проведения анализа объема продукции

Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы: план производства и продаж, план развития и т.д. Производственная программа - это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития организации. При разработке производственной программы учитываются потребности отечественного и мирового рынков в товарах организации, общая рыночная ситуация, состояние конкурентных организаций и отраслей.

В производственной программе определяется объем производства продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях [5].

Основными показателями объема производства являются валовая и товарная продукция. Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот и выражается в действующих отпускных ценах (без НДС).

Объем производства и продажи продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых (через трудоемкость - в нормо-часах) и стоимостных измерителях.

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют натуральные показатели объемов производства и продажи продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции: например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на полиграфических предприятиях - тысячи условных печатных листов, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов. Однако обобщающие показатели объема производства продукции (товарной и валовой) получают с помощью стоимостной оценки - в оптовых ценах [14].

Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции - в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.

Анализ объема продукции должен проводиться в двух направлениях:

а) оценка выполнения годового плана по выпуску продукции;

б) анализ динамики выпуска продукции за ряд лет.

Анализ выполнения плана по объему производства продукции проводят по данным формы № 1 годовой или квартальной отчетности и годового плана. Выполнение плана оценивают, сопоставляя отчетные данные по объему продукции с плановыми, и, определяя абсолютное отклонение от плана, рассчитывают процент выполнения годового плана и темпы роста по отношению к предыдущему году [12].

Для оценки динамики объемов выпуска используют следующие показатели:

1) абсолютный прирост объема производства за анализируемый период () по сравнению с предыдущим (базовым) годом (), который позволяет дать оценку скорости изменения:

 (1)

где  - абсолютный прирост продукции;

 - выпуск продукции за анализируемый период;

 - выпуск продукции за базовый период.

) общий прирост продукции за рассматриваемые годы ():

 (2)

где n - число лет, за которые рассматривается динамика объема продукции;

) среднегодовой абсолютный прирост продукции ():

 (3)

) темп роста () и темп прироста () продукции, которые характеризуют динамику развития организации, позволяют измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции за рассматриваемые годы:

 (4)

) среднегодовой темп роста (прироста) объема реализации продукции () определяется по следующей формуле:

 (5)

где  - темпы роста (прироста) за каждый год временного интервала;- число лет в рассматриваемом временном интервале.

Комплексный анализ динамики выпуска и продажи продукции целесообразно проводить на основании сводных данных, аналогичных данным таблицы 1 [18].

Таблица 1

Динамика производства и продажи продукции

Период, год

Объем производства в текущих ценах, руб.

Индекс цен

Объем производства в ценах базисного года, руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, руб.

Темпы роста, %





базисные

цепные


базисные

цепные

1 2 3

201 100 317 540 416 167

1,0 1,3 1,32

201 100 211 693 189 167

100 98,0 93,6

100 98,0 95,5

201 000 190 500 180 200

100 98,0 94,0

100 98,0 95,8


Базисные темпы роста (прироста) определяются по отношению к первому году анализируемого периода, цепные - по отношению к предыдущему году.

Анализируя динамику объема продаж, необходимо учитывать показатели в сопоставимых ценах. Учет показателей в фактически действующих ценах может привести к искажению результатов анализа, подпадающих под воздействие ценового фактора. Чтобы определить стоимость выпуска продукции i-го периода в ценах базисного периода, необходимо его величину разделить на произведение индексов цен на продукцию данного предприятия за n предыдущих периодов [15].

Например, за 2 год: 317 540 руб./1,3 = 211 693 руб.;

за 3 год: 416 167 руб./(1,3 1,32) = 189 167 руб. и т.д.

Анализ данных таблицы 1 свидетельствует о том, что происходит снижение объема реализуемой продукции, при том, что объем ее производства вырос практически в 2 раза. Это негативно отражается на результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, так как средства извлечены из оборота и находятся в виде остатков залежалой готовой продукции на складах.

Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рис. 1).

Рис. 1 Динамика производства и реализации продукции за период с 1 по 3 год (руб.)

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в таблице 3.2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5%, а по реализации - только на 1,42%, что также свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Таблица 2

Показатели объема производства и реализации продукции

Изделие

Объем производства продукции в ценах базового периода, тыс. руб.

Реализация продукции в ценах базового периода, тыс. руб.


+,-% к плану+,-% к плану








A B C D

28 800 33 600 19 200 14 400

25 200 33 264 22 176 20 160

-3600 +336 +2976 +5760

-12,5 -1,0 +15,5 +40,0

28 500 33 600 18 900 14 250

24 250 31 800 21 350 19 200

-4250 -1800 +2450 -4950

-14,9 -5,35 -13,0 +34,7

Итого

96 000

100 000

+4800

+5,0

95 250

96 600

+1350

+1,42


Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту, качестве за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 3).

Таблица 3

Оперативный анализ выполнения плана по выпуску и отгрузке продукции, тыс. руб.

Вид продукции

План

02.01.200_г.

03.01


на сутки

на месяц

план с начала месяца

фактический объем

отклонение от плана

и т. д.





за сутки

с начала месяца



Изделие А: выпуск отгрузка Изделие В: выпуск отгрузка и т. д.

 80 82  125 126

 1600 1640  2500 2520

 80 82  125 126

 82 78  124 128

 82 78  124 128

 +2 -4  -1 +2


Итого: выпуск отгрузка

330 333

6600 6660

330 333

329 330

329 330

-1 -3



Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства [4].

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и так далее [6].

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и вырабатываются корректирующие меры по выполнению договорных обязательств (табл. 4).

Таблица 4

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март, тыс. руб.

Изделие

Покупатель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

А   В И т. д.

1 2 3 1 2

800 800 600 500 1200

850 750 700 500 1050

 -50   -150

800 750 600 500 1050

Итого


8000

8500

-800

7200


Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и его недовыполнением на плановый объем :

 (6)

Из таблицы 4 видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 тыс. руб., или на 10%, а в целом за год - на 5% (табл. 5).

Недоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и так далее. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и экспорту продукции.

Таблица 5

Анализ выполнения договорных обязательств за год, тыс. руб.

Месяц

План поставки продукции

Недоставка продукции

Выполнение, %


за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Январь Февраль Март … Декабрь

7500 7800 8000  9500

7500 15 300 23 300  95 850

-300 -100 -800  -

-300 -400 -1200  -4800

96,0 98,7 90,0  100,0

96,0 97,4 94,8  95,0


1.2 Методика проведения анализа состава (ассортимента) продукции

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту. Ассортимент - это перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду [21].

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой, наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

-  определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

-       оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

-       изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

-       оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции [1].

Обобщающую характеристику изменения в ассортименте продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:

 (7)

При этом в расчете принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, отчетного периода). Рассчитаем величину данного коэффициента по данным таблицы 6 [20]:

Судя по его величине, произошли существенные изменения в ассортиментной политике предприятия; значительно увеличился выпуск изделий C и D и сократился объем производства изделий А и В.

Рассчитываются также коэффициент обновления коэффициента продукции путем деления объема выпуска новых изделий на общий выпуск продукции [17].

Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии можно использовать коэффициент структурной активности, который рассчитывается следующим образом:

, (8)

где - изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;

n - число номенклатурных групп (видов) продукции.


Таблица 6

Данные об изменении ассортимента и структуры продукции

Изделие

Объем производства продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб.

Темп роста, %

Структура производства, %






А

28 800

25 200

87,5

35,95

30,66

B

33 600

33 264

99,0

34,95

33,72

C

19 200

22 176

115,5

17,12

19,27

D

14 400

20 160

140,0

11,98

16,35

Итого

96 000

100 000

105,0

100

100


Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции [7].

Для комплексного анализа выполнения плана по ассортименту используют метод зачета, при котором рассчитывают коэффициент стабильности ассортимента (выполнения плана по ассортименту) [11]:

 (9)

где  - суммарный объем продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с товарной стратегией (в зачет по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана);

 - суммарный объем продукции базисного (планового) периода.

Максимально возможное значение этого показателя - 1, отклонение от которого свидетельствует о нестабильности ассортимента.

Рассмотрим пример анализа выполнения плана по ассортименту продукции на основе таблицы 7.

Таблица 7

Выполнение плана по ассортименту продукции

Вид продукции

Объем производства, тыс.руб.

Темп роста, %

Зачтено по ассортименту, тыс. руб.


план

факт



A

337 218

433 600

128,58

337 218

B

113 934

131 374

115,31

113 934

C

39 195

51 325

130,95

39 195

D

59 184

73 362

123,96

59 184

F

17 297

22 609

130,71

17 297

Е

5 833

5 146

88,22

5 146

Итого

572 661

717 416

125,28

571 974


Коэффициент стабильности ассортимента будет равен:


Полученное значение меньше 1, значит, план по ассортименту организацией не выполнен.

При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту используются компьютерные варианты расчетов, в которых отражается фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.) [5].

Причины же изменения ассортимента продукции могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостаток в системе управления и материального стимулирования [8].

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, то есть соотношение отдельных изделий в общем их выпуске.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции [22].

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл. 8), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

, (10)

где  - общий объем выпуска продукции;

 - удельный вес продукции за анализируемый и базисный период;

 - оптовая цена продукции.

 (11)

где  - изменение объема выпуска продукции в стоимостном выражении.

Данные графы 7 получены следующим образом:

 (12)

Эти же данные можно получить умножением показателя графы 6 по каждому виду продукции на индекс объема выпуска продукции в целом по предприятию (), исчисленного по условно - натуральным единицам (или по трудозатратам):

 (13)

Если бы объем производства равномерно увеличился на 2,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась сложившаяся структура, то общий объем производства в базовых ценах составил бы 98 500 тыс. руб.. При фактической структуре текущего периода он выше на 2 300 тыс. руб.. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

Таблица 8

Анализ структуры произведенной продукции

Изделие

Оптовая цена за 1 туб, руб.

Объем производства продукции, туб

Структура продукции, %

Стоимость выпущенной продукции в ценах базового периода, тыс. руб.

Изменение выпуска продукции за счет структуры, тыс. руб.



факт при базовой структуре









1

2

3

4

5

6

7

8

9

A B C D

5000 6000 7000 7500

5760 5600 2743 1920

5040 5544 3168 2688

35,95 34,95 17,12 11,98

30,66 33,72 19,27 16,35

28 800 33 600 19 200 14 400

29 550 34 475 19 700 14 775

25 200 33 264 22 176 20 160

-4350 -1211 +2476 +5385

-

16 023

16 440

100

100

96 000

98 500

100 800

+2300


Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между индексами объема производства продукции, рассчитанными на основании стоимостных  и условно-натуральных показателей  умножим на базовый выпуск продукции в стоимостном выражении [16]:

 (14)

Если продукция однородная, то для расчета влияния структурного фактора на объем ее производства в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены единицы продукции  за счет структуры (табл. 9):

 (15)

Таблица 9

Расчет изменения средней цены изделия за счет структурного фактора

Изделие

Отпускная цена 1 туб, руб.

Структура продукции, %

Изменение средней цены, руб.



+,-




A B C D

5000 6000 7000 7500

35,95 34,95 17,12 11,98

30,66 33,72 19,27 16,35

-5,28 -1,23 +2,15 +4,36

-264,0 -73,8 +150,5 +327,3

Итого

-

100

100

0

+140,0


Затем, умножив полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема выпуска продукции в стоимостном выражении:

 (16)

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при базовой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции отчетного периода в условно-натуральном выражении:

 (17)


Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 10):

Таблица 10

Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки

Изделие

Оптовая цена 1 туб, тыс. руб.

Объем реализации продукции

Выручка по ценам базового периода, тыс. руб.

Изменение выручки за счет структуры продукции, тыс. руб.



Фактически при базовой структуре






A B C

5,0 6,0 7,0

5700 5600 2700

4850 5300 3050

28 500 33 600 18 900

28 250 33 305 18 735

24 250 31 800 21 350

-4000 -1505 +2615

Итого

-

15 900

15 760

95 250

94 415

96 600

+2185


Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 тыс. руб.. Это вызвано увеличением удельного веса более дорогих изделий C и D в общем объеме продаж.

Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия [1].

.3 Методика проведения анализа качества продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одно из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен [10].

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции [9].

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

в) удельный вес продукции высшей категории качества;

г) средневзвешенный балл продукции;

д) средний коэффициент сортности;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, содержание железа в руде);

б) надежность (долговечность, безотказность, ремонтопригодность);

в) технологичность (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность (внешний вид, дизайн, эргономичность).

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации от покупателей, потери от брака и др. [1].

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по уровню качества продукции.

Как видно из таблицы 11, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.

Таблица 11

Анализ обобщающих показателей качества продукции

Показатель

Прошлый год

Отчетный год



план

факт

Средневзвешенный балл качества продукции

0,70

0,75

0,74

Удельный вес, %: продукции высшей категории качества экспортируемой продукции забракованной продукции зарекламированной продукции

 75 12,5 0,55 0,30

 76 15,6 0,40 0,25

 78 15,7 0,50 0,20

Потери от брака, тыс. руб.

450

350

420

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем выпуске продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта (табл. 12).

 (18)

Таблица 12

Анализ качества продукции

Сорт продукции

Цена за 1 туб, руб.

Выпуск продукции, туб

Стоимость выпуска, тыс. руб.



по цене I сорта












I II III

6 000 5 000 2 500

2 880 1 728 1 152

3 528 1 008 504

17 280 8 640 2 880

21 168 5 040 1 260

17 280 10 368 6 912

21 168 6 048 3 024

Итого

5 000

5 760

5 040

28 800

27 468

34 560

30 240


Отсюда коэффициент сортности:

в базисном периоде - 0,833 (28 800 / 34 360),

в отчетном периоде - 0,908 (27 468 / 30 240).

Индекс роста качества продукции - 1,09 (0,908 / 0,833).

Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции () , выручку от реализации продукции () и прибыль (). Расчет производится следующим образом [1]:

 (19)

 (20)

 (21)

где  и  - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

 и  - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

 - количество произведенной продукции повышенного качества;

 - объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по проведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести одним из четырех способов, описанных в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту () нужно умножить на цену соответствующего сорта (), результаты сложить.

Полученное изменение среднего уровня цены надо изменить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении [13].

 (22)

 (23)

Таблица 13

Влияние сортового состава продукции на объем выпуска изделия А в стоимостном выражении

Сорт продукции

Оптовая цена 1 туб, руб.

Структура продукции, %

Изменение средней цены за счет структуры, руб.



+, -




I II III

6000 5000 2500

50 30 20

70 20 10

+20 -10 -10

+1200 -500 -250

Итого

5000

100

100

х

+450


Как видно из таблицы 13, в связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли продукции II и III сортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 450 руб., а стоимость всего фактического выпуска - на 2268 тыс. руб. (450 руб.  5040 туб).

Аналогичным образом определяют изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава ():

 (24)

После этого можно определить влияние изменения сортового состава на сумму прибыли [19]:

 (25)

где  - изменение среднего уровня цены за счет сортового состава;

 - изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет сортового состава;

 - фактический общий объем реализации продукции отчетного периода в натуральном выражении.

Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема выпуска и реализации продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа выделяют динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции; определяют потери от брака: тыс. руб.

. Себестоимость забракованной продукции 500

. Расходы по исправлению брака 80

. Стоимость брака по цене возможного использования 150

. Сумма удержаний с виновных лиц 10

. Потери от брака (п.1 + п.2 - п.3 - п.4) 420

Для определения потерь выпуска продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимость продукции в действующих ценах составляет 104 300 тыс. руб., а ее себестоимость - 84 168 тыс. руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +23,9 % ((104 300 - 84 168) / 84 168  100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,239 раза. Потери же продукции равны 520,4 тыс. руб. (420  1,239), или 0,5% от стоимости фактического выпуска.

Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих, аритмичность производства и др. [4].

ассортимент состав качество брак

Глава 2 Анализ объема, состава и качества производимой продукции на примере предприятия ОАО «ШМКК»

.1 Анализ объема продукции

Проведем анализ на примере открытого акционерного общества «ШМКК» - это многопрофильное перерабатывающее предприятие, входящее в десятку крупнейших предприятий России.

Основное направление - производство высококачественных молочных продуктов из натурального молочного сырья. В ассортименте предприятия более 130 наименований продукции, отвечающей самым современным требованиям, расфасованной в удобную для покупателя, красочную упаковку. Комбинат остается одним из крупнейших в России по выпуску молочных консервов.

Деятельность ОАО «ШМКК» строится по трем основным направлениям:

) развитие и расширение производственного потенциала.

) развитие сырьевой зоны и формирование прочных связей с сельскими товаропроизводителями.

) формирование собственной оптово-розничной торговой сети. В настоящее время комбинат перерабатывает около 40% молока, получаемого в области, производит 100% молочных консервов, 90% - мороженого, 50% - цельномолочной продукции, 15% - масла животного.

Стратегия предприятия направлена на успешное развитие предприятия, обеспечение финансовой стабильности и максимального использования всех внутренних резервов. Выбор стратегии проводится на основе анализа перспектив развития предприятия и определения приоритетов по конкретным видам деятельности. Чтобы обеспечить реализацию выбранной политики и планов, ОАО «ШМКК» совершенствует и свою организационную структуру. За последние три года созданы новые службы и отделы: финансовый отдел, информационно-координирующий центр, служба маркетинга, отдел информационных технологий.

Анализ объема производимой продукции начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 14).

Таблица 14

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем производства продукции, тыс.руб.

Темп роста, %

Объем реализации, тыс. руб.

Темп роста, %



базисные

цепные


базисные

цепные

2008

752 200

100,0

100,0

751 900

100

100

2009

778 050

103,4

103,4

777 500

103,4

103,4

2010

800 120

106,4

102,8

798 200

106,1

102,7

2011

896 500

119,2

112,0

880 000

117,0

110,2


Из таблицы видно, что за четыре года объем производства вырос на 19,2%, а объем реализации - на 17,0%.

Если за первые два года темпы роста производства и реализации продукции практически одинаковые, то за последующие два года темп роста производства продукции несколько выше темпов роста ее реализации, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах данного предприятия и не оплаченной покупателями.

Для проведения полноценного анализа темпов роста и прироста объемов производимой и реализованной продукции необходимо рассчитать среднегодовой показатель темпов роста (прироста) выпуска и реализации продукции. Расчеты выглядят следующим образом:

Из произведенных вычислений видно, что среднегодовой темп прироста выпуска продукции составил 6%, а реализации продукции - 5,4%. Эти расчеты еще раз доказывают, что на предприятии остается нереализованная продукция, не оплаченная покупателем.

Для большей наглядности динамику производства и реализации изобразим в графическом виде (рис. 2).

Рис. 2 Динамика производства и реализации продукции ОАО «ШМКК» за период с 2008 по 2011 год (руб.)

Далее необходимо провести оценку выполнения плана по производству реализации продукции за отчетный год (2011г., табл.15).

Таблица 15

Анализ объема производства и реализации продукции

Вид продукция

Объем производства продукции в ценах базового периода, тыс. руб.

Реализация продукции в ценах базового периода, тыс. руб.


+,-% к плану+,-% к плану








Кефирный продукт Био-баланс

115 000

120 000

+5 000

+4,3

114 000

119 500

+5 500

+4,8

Йогурт питьевой Био-баланс

70 000

69 000

- 1 000

-1,4

68 000

69 000

+1 000

+3,0

Ряженка Доктор Бранд

76 000

77 000

+1 000

+1,3

78 000

78 000

0

0

Кефир Доктор Бранд

120 000

115 000

-5 000

-4,2

120 000

114 900

-5 100

-4,25

Йогурт питьевой Летний день

90 000

99 000

+9 000

+10,0

89 200

98 900

+9 700

+11,0

Молоко пастеризованное Летний день

99 500

89 000

-10 500

-10,6

98 300

89 000

-8 300

-8,4

Сметана Летний день

78 200

77 000

-1 200

-1,5

75 000

76 800

+ 800

+1,1

Кефир Простоквашино

141 300

125 500

-15 800

-11,2

139 000

125 000

-14 000

-10,1

Творог зерненный Простоквашино

100 000

125 000

+25 000

+25,0

95 500

108 900

+13 400

+14,0

Итого

890 000

896 500

+6 500

+11,7

877 000

880 000

+3 000

+11,15


Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску продукции перевыполнен на 21,1%, а по реализации - только на 15,9%, что также свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется для выявления отклонений или перевыполнений плана за день и за месяц.

Для оценки работы предприятия проведем оперативный анализ за период с 02.01.2011 года по 04.01.2011 года, так мы сможем составить представление о том, насколько продуктивна деятельность ОАО «ШМКК» (табл.16).

Таблица 16

Оперативный анализ выполнения плана по выпуску и отгрузке продукции, тыс. руб.

Вид продукции

План

02.01.2011г

03.01.2011г.

04.01.2011г

на месяц

план с начала месяца

фактический объем

Отклонение от плана

факт за сутки

Отклонение от плана

факт за сутки

Отклоне-ние от плана





за сутки

с начала месяца






Кефирный продукт Био-баланс: выпуск отгрузка

80 79

1600 1580

80 79

82 78

82 78

+2 -1

79 79

-1 0

80 80

0 +1

Йогурт питьевой Био-баланс: выпуск отгрузка

92 92

1840 1840

92 92

90 90

90 90

-2 -2

92 90

0 -2

90 90

-2 -2

Ряженка Доктор Бранд: выпуск отгрузка

82 80

1640 1600

82 80

89 87

89 87

+7 +7

81 81

-1 +1

83 82

+1 +2

Кефир Доктор Бранд: выпуск отгрузка

125 124

2500 2480

125 124

123 123

123 123

-2 -1

120 119

-5 -5

124 120

-1 -4

Йогурт питьевой Летний день: выпуск отгрузка

90 90

1800 1800

90 90

89 88

89 88

-1 -2

95 94

+5 +4

92 91

+2 +1

Молоко пастеризованное Летний день: выпуск отгрузка

100 99

2000 1980

100 99

99 98

99 98

-1 -1

100 100

0 -1

99 99

-1 0

Сметана Летний день: выпуск отгрузка

78 78

1560 1560

78 78

78 77

78 77

0 -1

79 77

+1 -1

77 76

-1 -2

Кефир Простоквашино: выпуск отгрузка

82 82

1640 1640

82 82

81 78

81 78

-1 -4

80 76

-2 -8

83 82

+1 0

Творог зерненный Простоквашино: выпуск отгрузка

110 109

2200 2180

110 109

113 110

113 110

+3 +1

112 109

+2 0

109 109

-1 0

Итого: выпуск отгрузка

839 833

16780 16660

839 833

844 829

844 829

+5 -4

838 825

-1 -8

837 829

-2 -4


Из таблицы 16 видно, что за 2.01.2011г. выпуск продукции был превышен на 5 тыс.р., в то время как в другие дни 3 и 4.01.2011г. план был недовыполнен на 1 и 2 тыс.р. соответственно, что говорит о некотором снижении производительности. Реализация продукции за все представленные дни была ниже плана в первый день на 4 тыс.р., во второй на 8 тыс.р. и в третий на 4 тыс.р. Это говорит о неоплаченной покупателем продукции как и в предыдущих расчетах.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции (табл.17).

Таблица 17

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март 2011 года, тыс. руб.

Изделие

Покупатель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

Кефирный продукт Био-баланс

1 2 3

825 700 900

824 700 920

-1

824 700 900

Йогурт питьевой Био-баланс

1 2

700 900

700 905


700 900

Ряженка Доктор Бранд

1

855

745

-100

745

Кефир Доктор Бранд

1 2 3

670 560 500

670 564 500


670 560 500

Йогурт питьевой Летний день

1

500

499

-1

499

Молоко пастеризованное Летний день

1 2 3 4

600 780 800 700

600 777 805 700

 -3

600 777 800 700

Сметана Летний день

1 2

400 350

409 348

 -2

400 348

Кефир Простоквашино

1 2 3

550 600 450

550 600 450


550 600 450

Творог зерненный Простоквашино

1

350

355


350

Итого


12690

12621

-107

12573


По проведенным в данной таблице расчетам можно сделать вывод, что в основе своей ОАО «ШМКК» выполняет договорные обязательства в полной мере.

Рассчитаем процент выполнения договорных обязательств:


Договорные обязательства недовыполнены лишь на 0,8%.

Но для того, чтобы сделать итоговый вывод по выполнению договорных обязательств необходимо провести расчеты по поставкам продукции за весь год (табл.18).

Таблица 18

Анализ выполнения договорных обязательств за год, тыс. руб.

Месяц

План поставки продукции

Недоставка продукции

Выполнение, %


за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

11980 12000 12690 12700 12800 13000 13100 13090 13150 13150 13152 13120

11980 23980 36670 49370 62170 75170 88270 101360 114510 127660 140812 153932

-250 -100 -107 -250 -300 -158 -125 -100 -200 -90 -109 -99

-250 -350 -457 -707 -1007 -1165 -1290 -1390 -1590 -1680 -1789 -1888

97,9 99,2 99,2 98 97,7 98,8 99 99,2 98,5 99,3 99,2 99,2

97,9 98,5 98,8 98,6 98,4 98,5 98,5 98,6 98,6 98,7 98,7 98,8


Представленные данные так же подтверждают, что предприятие достаточно полно выполняет свои договорные обязательства, что говорит о хорошей организации производства на ОАО «ШМКК».

.2 Анализ состава продукции

Ассортимент продукции - совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку.

Обобщающую характеристику изменения в ассортименте продукции дает коэффициент ассортимента:


Судя по величине коэффициента, ассортимент существенно изменился: значительно увеличился выпуск творога зерненного Простоквашино, йогурта питьевого Летний день, кефирного продукта Био-баланс и ряженки Доктор Бранд и сократился выпуск иных видов продукции, а именно йогурта питьевого Био-баланс, кефира Доктор Бранд, молока пастеризованного Летний день, сметаны Летний день и кефира Простоквашино.

Для комплексного анализа выполнения плана по ассортименту используют метод зачета, при котором рассчитывают коэффициент стабильности ассортимента (выполнения плана по ассортименту):


Максимально возможное значение этого показателя - 1, отклонение от которого свидетельствует о нестабильности ассортимента, следовательно ассортимент ОАО «ШМКК» нестабилен.

Далее выясним насколько активно руководство предприятия реагирует на изменение конъюнктуры рынка (табл.19).

Как видно из таблицы 19 наиболее активные изменения ассортимента происходит у таких видов продукции как кефирный продукт Био-баланс, кефир Доктор Бранд, йогурт питьевой Летний день, молоко пастеризованное Летний день и творог зерненный Простоквашино, это говорит о том, что на данный вид продукции среди покупателей больший спрос. И также можно сказать, что руководство организации своевременно реагирует на конъюнктуру рынка, это позволяет быстро сориентироваться какой вид продукта больше предпочитает потребитель.

Таблица 19

Данные об изменении ассортимента и структуры продукции

Изделие

Объем производства продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб.

Темп роста, %

Структура производства, %






Кефирный продукт Био- баланс

115 000

120 000

104,3

13

13,4

Йогурт питьевой Био-баланс

70 000

69 000

98,6

7,9

7,7

Ряженка Доктор Бранд

76 000

77 000

101,3

8,5

8,6

Кефир Доктор Бранд

120 000

115 000

95,8

13,5

12,8

Йогурт питьевой Летний день

90 000

99 000

110,0

10,1

11,0

Молоко пастеризованное Летний день

99 500

89 000

89,4

11,2

9,9

Сметана Летний день

78 200

77 000

98,5

8,8

8,6

Кефир Простоквашино

141 300

125 500

88,8

15,8

14

Творог зерненный Простоквашино

100 000

125 000

125,0

11,2

14

Итого

890 000

896 500

100,7

100

100


Чтобы выяснить какой продукции стало больше дорогостоящей или наоборот дешевой, необходимо провести анализ структуры произведенной продукции за отчетный период (2011 год, табл.20).

По итогам расчетов, произведенных в таблице 20, мы можем сделать вывод, что предприятие стало выпускать больше дешевой продукции, об этом нам говорит отрицательный итог в строке изменения выпуска продукции. Следовательно, спрос возрос на недорогую продукцию предприятия.

Таблица 20

Анализ структуры произведенной продукции

Изделие

Оптовая цена за 1 упаковку, руб.

Объем производства продукции, тыс. упаковок

Структура продукции, %

Стоимость выпущенной продукции в ценах базового периода, тыс. руб.

Изменение выпуска продукции за счет структуры, тыс. руб.



факт при базовой структуре









1

2

3

4

5

6

7

8

9

Кефирный продукт Био- баланс

20

5750,00

6000,00

13

13,4

115 000

82734

120 000

+37266

Йогурт питьевой Био-баланс

32

2187,50

2156,25

7,9

7,7

70 000

80443

69 000

-11443

Ряженка Доктор Бранд

21

3619,05

3666,66

8,5

8,6

76 000

56800

77 000

+20200

Кефир Доктор Бранд

22

5454,55

5227,27

13,5

12,8

120 000

94507

115 000

+20493

Йогурт питьевой Летний день

30

3000,00

10,1

11,0

90 000

96417

99 000

+2583

Молоко пастеризованное Летний день

45

2211,11

1977,77

11,2

9,9

99 500

160376

89 000

-71376

Сметана Летний день

35

2234,28

2200,00

8,8

8,6

78 200

98008

77 000

-21008

Кефир Простоквашино

25

5652,00

5020,00

15,8

14

141 300

125692

125 500

-192

Творог зерненный Простоквашино

55

1818,18

2272,72

11,2

14

100 000

196015

125 000

-71015

Итого

-

31926,67

31820,67

100

100

890 000

990992

896 500

-94492


Аналогичным образом проведем расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл.21), чтобы выявить увеличение или спад доходов предприятия.

Таблица 21

Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки

Изделие

Оптовая цена 1 упаковки, руб.

Объем реализации продукции, тыс. упаковок

Выручка по ценам базового периода, тыс. руб.

Изменение выручки за счет структуры продукции, тыс. руб.



фактически при базовой структуреСтрук-тура,







Кефирный продукт Био-баланс

20

5700,00

5975,00

114 000

81947

13

119 500

+37553

Йогурт питьевой Био-баланс

32

2125,00

2156,25

68 000

80686

8

69 000

-11686

Ряженка Доктор Бранд

21

3715,28

3715,28

78 000

59569

9

78 000

+18431

Кефир Доктор Бранд

22

5454,54

5222,72

120 000

97075

14

114 900

+17825

Йогурт питьевой Летний день

30

2973,33

3296,66

89 200

94554

10

98 900

+4346

Молоко пастеризованное Летний день

45

2184,44

1977,77

98 300

156014

11

89 000

-67014

Сметана Летний день

35

2142,85

2194,28

75 000

88250

8

76 800

-11450

Кефир Простоквашино

25

5560,00

5000,00

139 000

126072

16

125 000

-1072

Творог зерненный Простоквашино

55

1736,36

1980,00

95 500

190684

11

108 900

-81784

Итого

-

31591,80

31517,96

877 000

974815

100

880 000

-94815


Приведенные данные показывают, что выручка от изменения структуры ассортимента снизилась, это вызвано увеличением удельного веса изделий с низкой стоимостью в общем объеме продаж. Следовательно, руководству ОАО «ШМКК» следует сменить стратегию по дальнейшему выпуску продукции и больше пускать в производство изделий, способных по стоимости покрыть расходы предприятия в полной мере и принести прибыль.

2.3    Анализ качества продукции

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по уровню качества продукции.

Как видно из таблицы 22, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует повышение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.

Таблица 22

Анализ обобщающих показателей качества продукции

Показатель

Прошлый год (2010г.)

Отчетный год (2011г.)



план

факт

Средневзвешенный балл качества продукции

0,75

0,80

0,82

Удельный вес, %: продукции высшей категории качества экспортируемой продукции забракованной продукции зарекламированной продукции

 80 10 0,65 0,20

 82 13 0,50 0,10

 85 15 0,12 0,08

Потери от брака, тыс. руб.

800

750

768


Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции, выручку от реализации продукции и прибыль. Расчет производится следующим образом:

для начала находим количество произведенной и реализованной продукции повышенного качества:

(тыс. упаковок);

(тыс. упаковок).

Затем рассчитаем изменение объема выпуска высококачественной продукции, изменение выручки и прибыли от реализованной продукции (табл. 23).

Таблица 23

Данные по выпуск и реализация продукции высшего качества по категориям

Вид продукции    Цена изделия, руб.           Себестоимость, руб.        VВП1, тыс. упаковок       VРП1, тыс. упаковок        тыс. упаковок, тыс. руб.,

тыс. руб.



 










Кефирный продукт Био- баланс

20

21

18

20

5100

5079

+5100

+5097

+16

Йогурт питьевой Биобаланс

32

34

28

30

1833

1833

+3666

+3666

0

Ряженка Доктор Бранд

21

23

20

22

3117

3158

+6234

+6316

0

Кефир Доктор Бранд

22

24

20

22

4443

4439

+8886

+8878

0

Йогурт питьевой Летний день

30

29

20

24

2805

2802

-2805

-2802

-14010

Молоко пастеризованное Летний день

45

47

39

38

1681

1681

+3362

+3362

+5043

Сметана Летний день

35

38

33

35

1870

1865

+5610

+5595

+1865

Кефир Простоквашино

25

26

20

22

4267

4250

+4267

+4250

-4250

Творог зерненный Простоквашино

55

56

48

50

1932

1683

+1932

+1683

-1683

Итого

-

-

-

-

27048

26790

+36252

+36045

-13019


По данным расчетов, проведенных в таблице 23 можно сделать вывод, что по таким товарам как: йогурт питьевой Летний день, кефир Простоквашино и творог зерненный Простоквашино прибыль снизилась, что говорит о негативных последствиях изменения в выпуске данного вида продукции. По другим видам продукции, а именно: йогурт питьевой Био-баланс, ряженка Доктор Бранд и кефир Доктор Бранд прибыль не понесла никаких изменений. Однако по кефирному продукту Био-баланс, молоку пастеризованному Летний день и сметане Летний день прибыль возросла на 16, 5043 и 1865 тыс. руб. соответственно. Это значит, что изменения в выпуске продукции привели к положительному результату лишь у трех видов продукции, производимой ОАО «ШМКК». Необходима другая политика в последовательности выпуска продукции.

Далее необходимо рассмотреть косвенные показатели качества продукции, основным из них является брак. Тыс. руб

. Себестоимость забракованной продукции 952

. Расходы по исправлению брака 152

. Стоимость брака по цене возможного использования 317

. Сумма удержаний с виновных лиц 19

. Потери от брака 768

Для определения потерь выпуска продукции необходимо определить уровень рентабельности. Стоимость продукции ОАО «ШМКК» в действующих ценах равна 939 147,67 тыс. руб., а ее себестоимость - 835 785,22 тыс. руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен:

,

это свидетельствует о том, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,1237 раза. Потери же продукции равны:


или 0,09% от стоимости фактического выпуска.

Это означает, что ОАО «ШМКК» почти полностью избегает погрешностей в работе: имеет квалифицированных работников и использует новейшую технику, а так же производит правильную закваску кисломолочной продукции.

Заключение

В процессе исследования стало известно, что объем производства и продажи продукции, ассортимент и качество продукции - это основные показатели, характеризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и на этапе выполнения планов.

Первым был проведен анализ объема произведенной продукции, в ходе которого было выявлено, что, если за первые два года (2008-2009) темпы роста производства и реализации продукции были практически одинаковые, то за последующие два года (2010-2011) темп роста производства продукции стал несколько выше темпов роста ее реализации, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах данного предприятия и не оплаченной покупателями.

Так же для оценки работы предприятия был проведен оперативный анализ за период с 02.01.2011 года по 04.01.2011 года, из которого следует, что за 2.01.2011г. выпуск продукции был превышен на 5 тыс.р., в то время как в другие дни 3 и 4.01.2011г. план был недовыполнен на 1 и 2 тыс.р. соответственно, что говорит о некотором снижении производительности. Реализация продукции за все представленные дни была ниже плана в первый день на 4 тыс.р., во второй на 8 тыс.р. и в третий на 4 тыс.р. Это так же говорит о неоплаченной покупателем продукции, как было сказано выше.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции, а их, согласно расчетам, проведенным во второй главе данной курсовой работы, ОАО «ШМКК» выполняет достаточно полно.

Все выше сказанное говорит о том, что объем продукции, выпускаемой данной организацией стоит немного увеличить для выполнения плана, это можно организовать за счет увеличения работников, при таком решении будут понесены дополнительные затраты на заработную плату. Но их можно будет погасить за счет увеличения произведенной продукции, ведь в конечном итоге предприятие не успевает выполнить план, не из-за отсутствия материалов, а из-за неуспеваемости, или же необходимо снизить планку производства, указанную в самом плане, тогда дополнительная рабочая сила не понадобится.

Как было указано выше - произведенная продукция не продавалась полностью, данная проблема возникает, когда продукции производится больше имеющегося на нее спроса или она не удовлетворяет качественной потребности покупателей. Если спрос на продукцию одного вида падает, то необходимо принимать меры по изменению ассортимента продукции.

Ассортимент продукции - совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку.

При проведении анализа ассортимента было выявлено, что согласно коэффициенту ассортимента состав производимой продукции существенно изменился: значительно увеличился выпуск творога зерненного Простоквашино, йогурта питьевого Летний день, кефирного продукта Био-баланс и ряженки Доктор Бранд и сократился выпуск иных видов продукции, а именно йогурта питьевого Био-баланс, кефира Доктор Бранд, молока пастеризованного Летний день, сметаны Летний день и кефира Простоквашино.

Далее было определено насколько активно руководство предприятия реагирует на изменение конъюнктуры рынка и согласно проведенным расчетам оно реагирует на динамику конъюнктуры рынка своевременно, наиболее активные изменения ассортимента происходит у таких видов продукции как кефирный продукт Био-баланс, кефир Доктор Бранд, йогурт питьевой Летний день, молоко пастеризованное Летний день и творог зерненный Простоквашино, это говорит о том, что на данный вид продукции среди покупателей больший спрос, так же в процессе анализа ассортимента было выявлено, что выручка от изменения структуры ассортимента снизилась, это вызвано увеличением удельного веса изделий с низкой стоимостью в общем объеме продаж. Следовательно, руководству ОАО «ШМКК» следует сменить стратегию по дальнейшему выпуску продукции и больше пускать в производство изделий, способных по стоимости покрыть расходы предприятия в полной мере и принести прибыль.

Вторым фактом, из-за которого продукция не продается полностью, как было сказано выше, может быть плохое качество.

В третьем пункте второй главы был проведен анализ качества произведенной продукции ОАО «ШМКК».

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Из расчетов видно, что за отчетный год (2011) на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует повышение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции, ОАО «ШМКК» почти полностью избегает погрешностей в работе: имеет квалифицированных работников и использует новейшую технику, а так же производит правильную закваску кисломолочной продукции.

Так же было выявлено, что по таким товарам как: йогурт питьевой Летний день, кефир Простоквашино и творог зерненный Простоквашино прибыль снизилась, что говорит о негативных последствиях изменения в выпуске данного вида продукции. По другим видам продукции, а именно: йогурт питьевой Био-баланс, ряженка Доктор Бранд и кефир Доктор Бранд прибыль не понесла никаких изменений. Однако по кефирному продукту Био-баланс, молоку пастеризованному Летний день и сметане Летний день прибыль возросла на 16, 5043 и 1865 тыс. руб. соответственно. Это значит, что изменения в выпуске продукции привели к положительному результату лишь у трех видов продукции, производимой ОАО «ШМКК». Необходима другая политика в последовательности выпуска продукции.

В конечном итоге в результате проведенного анализа по объему, составу и качеству произведенной продукции можно сделать вывод, что ОАО «ШМКК» необходимо изменить политику по выпуску продукции, т. е. по ее ассортименту, а именно необходимо реализовывать больше дорогостоящей продукции или найти дополнительных крупных покупателей - юридических лиц, для увеличения реализации дешевых кисломолочных изделий. Что касается качества продукции и производительности труда, то на данном предприятии эти показатели находится на достаточно высоком уровне, предприятию необходимо лишь поддерживать эту высокую планку и продолжать своевременно реагировать на изменения в конъюнктуре рынка.

Список литературы

1.   Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2007.;

2.   Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, Л.И. Ушвицкий. - М.: Финансы и статистика. - 2006. - 672 с.;

3.   Бальжинов А.В., Михеева Е.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия.Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-вo ВСГТУ, 2003. - 119 с.;

4.      Блюмин С.Л., Суханов В.Ф., Чеботарёв С.В. Экономический факторный анализ. - Липeцк: ЛЭГИ, 2004. - 148 с.;

.        Вайтоловский Н.В., Калинина А.П., Мазурова И.И. Комплексный экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. - Питер, 2008. - 576 с.;

6.   Вильям ДЖ. Стивенсон Управление производством. - М., ЗАО "Изд-во БИНОМ", 2006;

.     Гальчина О.Н., Пожидаева Т.А. Теория экономического анализа: Учебное пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. - 67 с.;

.     Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. литература / Л.Т. Гиляровская.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. - 2006. - 360 с.;

9.      Гличёв. А.В. Основы управления качеством продукции. Изд-во АМИ, 1999;

.        Капырин В.В. Системы управления качеством: учебник для студентов вузов/ В.В. Капырин, Г.Д. Коренев.- М., Европ. Центр по качеству., 2002.-323 с.;

11. Курганская Н.И. Прогнозирование, планирование и анализ производственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - Издательский центр ДГТУ, 1998;

12.    Кустова Т.Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - Рыбинcк: РГAТА, 2003. - 200 с.;

13. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник - 2-е изд., доп. И перераб.- М.: Экономика, 1999;

.     Пожидаева Т.А., Коробейникова Л.С., Купрюшина О.М. Экономический анализ: Практикум. - Воронеж: Изд-вo ВГУ, 2005. - 67 с.;

15.    Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: учеб. пособие для вузов / С.М. Пястолов. - М.: Академический Проект, 2002. - 572 с.;

16. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М. - 2009. - 536 с.;

.     Санникова И.Н., Стась В.Н., Эргардт О.И. Комплексный экономический анализ: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-вo Алт. гос. ун-та, 2003. - 168 с.;

.     Стражев В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности/ В.И. Стражев. - М.: Высшая школа. - 2003. - 190 с.;

19.    Хрипач В.Я. Экономика предприятия: учеб. пособие; под общ. ред. А.С. Головачева, И.В. Головачевой. - Минск: НПЖ Финансы, учет, аудит, 2007;

20. Черкасова И.О. Анализ хозяйственной деятельности. - СПБ: Издательский дом «Нева», 2003. - 192 с.;

.     Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности/ А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М. - 2006. - 415 с.;

22.    Щадрина Г.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Г.В. Щадрина.- М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - 2003. - 138 с..

Приложение А

Данные по производству и реализации продукции за отчетный (2011) и предыдущий (2009) годы в сопоставимых ценах

Таблица 1

Данные по производству и реализации продукции за отчетный (2011) и предыдущий (2009) годы в сопоставимых ценах

Вид продукция

Объем производства продукции в ценах базового периода, тыс. руб.

Реализация продукции в ценах базового периода, тыс. руб.





Кефирный продукт Био- баланс

120 000

114 000

119 500

Йогурт питьевой Био-баланс

70 000

69 000

68 000

69 000

Ряженка Доктор Бранд

76 000

77 000

78 000

78 000

Кефир Доктор Бранд

120 000

115 000

120 000

114 900

Йогурт питьевой Летний день

90 000

99 000

89 200

98 900

Молоко пастеризованное Летний день

99 500

89 000

98 300

89 000

Сметана Летний день

78 200

77 000

75 000

76 800

Кефир Простоквашино

141 300

125 500

139 000

125 000

Творог зерненный Простоквашино

100 000

125 000

95 500

108 900

Итого

890 000

896 500

877 000

880 000




Приложение Б

Данные по оптовой цене и себестоимости продукции

Таблица 2

Данные по оптовой цене и себестоимости продукции

Вид продукции

Цена изделия, руб.

Себестоимость, руб.





Кефирный продукт Био- баланс

19

20

17

19

Йогурт питьевой Био-баланс

30

32

26

28

Ряженка Доктор Бранд

19

21

18

20

Кефир Доктор Бранд

20

22

18

20

Йогурт питьевой Летний день

31

30

20

25

Молоко пастеризованное Летний день

43

45

38

36

Сметана Летний день

32

35

30

32

Кефир Простоквашино

24

25

19

21

Творог зерненный Простоквашино

54

55

47

49

Итого

-

-

-

-



Приложение В

Данные по объему реализации продукции в количественном эквиваленте

Таблица 3

Данные по объему реализации продукции в количественном эквиваленте

Изделие

Объем реализации продукции, тыс. упаковок



Кефирный продукт Био- баланс

5700,00

5975,00

Йогурт питьевой Био-баланс

2125,00

2156,25

Ряженка Доктор Бранд

3715,28

3715,28

Кефир Доктор Бранд

5454,54

5222,72

Йогурт питьевой Летний день

2973,33

3296,66

Молоко пастеризованное Летний день

2184,44

1977,77

Сметана Летний день

2142,85

2194,28

Кефир Простоквашино

5560,00

5000,00

Творог зерненный Простоквашино

1736,36

1980,00

Итого

31591,80

31517,96


Похожие работы на - Анализ объема, состава и качества производимой продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!