Приемка товаров по качеству

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,42 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Приемка товаров по качеству

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"Гомельский торгово-экономический колледж" Белкоопсоюза








Приемка товаров по качеству

Организация и технология торговли, основы маркетинга и коммерческой деятельности



М.В. Дасько









Гомель 20___ г.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и содержание приемки товаров в магазине самообслуживания

1.1 Сущность и содержание приемки товаров в магазине по качеству

1.2 Документальное оформление приемки товаров по качеству

1.2 Особенности приемки отдельных групп товаров

Глава 2. Анализ состояния приемки товаров в ЧТУП "Гомельской универсальной базы" магазине №6 "Наш дом"

2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧТУП "Гомельской универсальной базы" в магазине № 6 "Наш дом"

2.2 Организация приемки отдельных товаров по качеству в ЧТУП "Гомельской универсальной базе" в магазине №6 "Наш дом"

2.3 Направление совершенствования приемки в ЧТУП "Гомельской универсальной безе" в магазине №6 "Наш дом"

Заключение

Список используемых источников

Введение

Приемка товаров по качеству проводится для выявления соответствия качества поступивших на склад товаров требованиям стандартов, технических условий, условиям договора, а для некоторых товаров - образцам-эталонам и т.д.

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применения методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.

Для того, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товара. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров.

На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. Технология и организация приемки товаров по количеству и качеству оказывает непосредственное влияние на качество обслуживания покупателей.

Приемка товаров по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества.

В курсовой описывается, как правильно нужно принимать товары в магазинах. Демонстрируя, какими навыками должен обладать специалист для качественной приемки товаров по качеству, что бы избежать попадания в магазин не доброкачественного товара.

Все это обуславливает значимость работы, целью которой является систематизация, накопление и закрепление знаний об организации приемки товаров по качеству.

Объектом исследования является организация приемки поступаемых и принимаемых по качеству товаров.

Предметом исследования выступает магазин №6 "Наш дом"

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

·сущность и основные требования, предъявляемые к организации товароснабжения;

·организация и технология завоза товаров на розничные торговые предприятия;

·организация приема товаров по качеству;

·анализ организация приемки товаров по качеству в магазине №6 "Наш дом".

Цель и задачи работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы.

Такое построение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала.

Глава 1. Сущность и содержание приемки товаров в магазине самообслуживания

.1 Сущность и содержание приемки товаров в магазине по качеству

Приемка товаров в магазине - это важная составная часть торгово-технологического процесса. Ее осуществляют материально-ответственные лица в соответствии с Положением о приемки товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 03.10.2008 г. № 1290. Согласно п.10 Положения при приемке товара по количеству и качеству необходимо руководствоваться требованиями нормативной документации и другими обязательными правилами [7, c.1].

Правила приемки товаров, установленные этим Положением, применяются в тех случаях, когда иной порядок не предусмотрен нормативной документацией, договором или другими нормативными актами.

Приемка товаров осуществляется в соответствии с данными, указанными в сопроводительных транспортных документах, удостоверяющих количество и качество поставляемого товара (в счетах-фактурах, спецификациях, описях, технических паспортах, сертификатах соответствия, удостоверения о качестве на упаковочных ярлыках и др.), а также в соответствии с условиями договора между продавцом и покупателем [5, c.73].

Приемка товаров включает в себя:

·Проверку количества и качества поступивших товаров, их комплектности;

·Оформление приемки соответствующими документами;

·Принятие товаров на учет [8, с.156].

На предприятия торговли товары от поставщиков, как правило, поступают железнодорожным и автомобильным транспортом. Приемка поступивших товаров может осуществляться на станциях железных дорог, на складах органов транспорта, прирельсовых складах грузополучателя, от автотранспорта.

Поступление товаров

Разгрузка товаров

Приемка товаров по количеству и качеству

Погрузка товаров на средства механизации

Перемещение товаров в места храненияРис. Технологическая схема приемки товаров в магазине [2, c.74].

При приемке товара, где от перевозчика в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов и договора о перевозке товара получатель обязан выяснить, обеспечена ли при перевозке сохранность груза. В частности, он должен проверить:

·Исправность транспортного средства и тарного места, наличие на них пломб отправителя или пункта отправления и оттиски на этих пломбах;

·Маркировку груза;

·Соответствие наименования товара и транспортной маркировки на нем данным, указанным в сопроводительных документах;

·Соблюдение сроков доставки и установленных правил перевозки грузов, обеспечивающих предохранение его от повреждения и порчи [9, с.230].

Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

приемка товар качество магазин

Авто-контейнеры разгружают с помощью гидрокрана, которым оборудован автомобиль. Товары уложенные на поддоны снимают с автомобиля электропогрузчиком. Колесные контейнеры (тара-оборудование) сгружают с помощью средств, которыми оборудован автомобиль, или ручного водила [5, с.318].

Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. Материально ответственное лицо должно хорошо знать правила и сроки приемки, уметь составлять все необходимые документы, быть компетентными в вопросах определения количества и качества товаров. При нарушении правил и сроков проведения приемке торговые организации в случае недостачи или снижения качества товаров лишаются возможности предъявления претензии к поставщикам (или транспортным организациям). Ответственными лицам сообщаются условия договора, и передается согласованный график поставок. По договорам, оформляющим разовую сделку, персонал ставится в известность о наименовании товаров, которые необходимо принять, их количестве, качестве, сроках приемки, виде сопроводительных документов. Перед каждой поставкой товаров материально ответственное лицо должно организовать подготовку подъездных путей, разгрузочных посадок, складских площадей под товары, а также необходимых документов [8, с.155].

Понятие комплектности товара применяется по большей части к технически сложным изделиям. Проверяется путем установления наличия перечисленных составных частей товара, указанных в договоре.

В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям [5, с.323].

Проверка качества и комплектности товара осуществляется двумя основными способами: сплошным и выборочным. Сплошной проверке подвергаются товары, поставляемые в таре или упаковке. Выборочной - товары, поставляемые навалом [8, с.157].

Четкая организация приемки товаров по качеству, правильное размещение их в торговом зале - важная составная часть технологического процесса на розничных торговых предприятиях. От правильной организации приемки товаров зависит сохранность материальных ценностей, ход реализации товаров [13, с.164].

1.2 Документальное оформление приемки товаров по качеству

Документ (от лат. documentum - "образец, свидетельство, доказательство") - материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве [14].

В основе приема товаров должны лежать сопроводительные документы. Транспортными документами являются товарно-транспортная накладная (ТТН), счет, сет-фактура, а также некоторые другие документы, зависящие от особенностей товара.

Товарно-транспортная накладная используется при доставке товаров автомобильным транспортом. Выписывается поставщиком в четырех экземплярах и состоит из двух разделов - товарного (определяющего взаимоотношения поставщика и получателя) и транспортного (определяющего взаимоотношения поставщика с транспортными организациями). Один экземпляр накладной остается в магазине и служит основанием для оприходования товаров.

Товарная накладная применяется для оформления продажи товаров и составляется в двух экземплярах, один из которых остается у поставщика, а другой - в магазине и служит для оприходования товаров.

Счет для магазина является документом, на основании которого производится оплата товара.

Счет-фактура содержит подробное описание и цену товара, номер транспортного документа, сумму счета и иные реквизиты.

Приемка товара по качеству в настоящее время производится на основе документа, подтверждающего соответствие качества товара, и путем проверки качества фактически поставленного товара в месте приемки.

Принимают товары по органолептическим показателям, проверяя внешний вид, вкус, запах, консистенцию [7, с.156].

Приемка по качеству должна быть осуществлена в следующие сроки (если иное не определено договором):

При одногородней поставке:

·По скоропортящимся товарам - 24 часа;

·По остальным - 10 дней.

При иногородней поставке:

·По скоропортящимся товарам - 24 часа;

·По остальным - 20 дней.

Одновременно с приемкой товаров по качеству проверяется тара и упаковка [9, с.237].

Для окончательной приемки товаров создается комиссия. В ее работе должен участвовать представитель одногороднего отправителя (изготовителя) или, если это предусмотрено договором, представитель иногороднего отправителя (изготовителя). Вызов представителя отправителя (изготовителя), а также его явка для участия в двусторонней приемке товаров по качеству должны осуществляться в те же сроки, что и при приемке товаров по количеству [5, с.323].

Акт о ненадлежащем качестве (некомплектности) товаров составляют с участием представителя общественности, назначенного в установленном порядке. Проверку качества товаров в одностороннем порядке магазин может производить в том случае, если такой порядок приемки предусмотрен договором.

Акт о приемке товаров по качеству содержит следующие сведения:

·Наименование и адрес магазина-получателя товаров;

·Номер и дату составления акта;

·Место приемки товаров, время начала и окончания приемки;

·Фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в приемке товаров по качеству и составлении акта, место их работы, занимаемые должности, дату и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке качества товаров, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки товаров по качеству;

·Наименование и адрес изготовителя (отправителя) и поставщика;

·Дату и номер уведомления о вызове представителя изготовителя (отправителя) или отметку о том, что вызов представителя изготовителя (отправителя) не предусмотрен;

·Дату и номер договора на поставку товаров и сопроводительных документов;

·Дату прибытия груза на станцию назначения, время его выдачи транспортной организации, время вскрытия транспортного средства, время вскрытия транспортного средства, время доставки груза в магазин;

·Номер и дату коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспортного), если он был составлен при получении товара;

·Условия хранения товаров на складе магазина до составления акта;

·Состояния тары и упаковки в момент осмотра товаров;

·Исправность пломб и правильность оттисков на них [4, с.324].

При приемки товаров по качеству проверяют товары сплошным и выборочным методом. При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки товаров или тары установленным требованиям покупатель приостанавливает приемку и выполняет следующее:

·Составляет акт о количестве осмотренного товара и характере выявленных дефектов;

·Обеспечивает сохранность товара и размещает его отдельно от однородного;

·Информирует поставщика в течение 24 часов, а по скоропортящимся товарам - сразу после обнаружения несоответствия качества.

При неявке представителя поставщика или в случаях, если явка его в соответствии с условием договора не обязательна, дальнейшая приемка производится с участием представителя органов, осуществляющих государственный контроль качества товара (центры гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения, центры стандартизации, метрологии и сертификации), а также органов сертификации товаров, испытательных лабораторий, аккредитованных Государственным комитетом по стандартизации метрологии и сертификации.

При отсутствии этих органов или отказе выделить представителя приемка производится с участием компетентного представителя местного органа управления или самоуправления, выделенного с согласия этого органа [9, с.237].

Приемка может быть проведена односторонне покупателем, если поставщик дал согласие на приемку без участия представителей.

По результатам проверки в день окончания составляется акт в трех экземплярах или акт экспертизы. Акт должен быть составлен в день окончания приемки, но не позднее утверждённых сроков. В акте должно быть заключение о причинах утраты качества товаров.

К акту о проверке качества прилагаются документы, удостоверяющие качество и комплектность товаров, акт оборота проб и образцов и заключения по ним, транспортный документ, акт о приостановлении приемки товаров и другие документы.

Акт утверждается руководителем или его заместителем не позднее следующего дня после его составления.

Независимо от произведенной проверки качества товара покупатель вправе составлять акты о скрытых недостатках, если они будут обнаружены.

Для товаров с гарантийным сроком акт о скрытых недостатках должен быть составлен в течение 5 дней с момента обнаружения, но не позднее гарантийного срока службы.

Акты об установленном расхождении в количестве и качестве поступивших товаров служат основанием для предъявления претензии поставщику [9, с.238].

.2 Особенности приемки отдельных групп товаров

Особенности приемки по качеству некоторых видов непродовольственных товаров:

Швейные изделия. При приемки швейных изделий по качеству руководствуются Положением, ГОСТ 23948. "Изделия швейные. Правила приемки", ГОСТ 4103. "Изделия швейные. Методы контроля качества".

Правила приемки швейных изделий, регламентированные ГОСТ 23948, предусматривают неразрушающие методы контроля: сплошной и выборочный, измерительный и органолептический. Сплошной, выборочный и органолептический контроль применяют при оценке внешнего вида изделий и качества их посадки на фигуре. Измерительный метод может быть использован для проведения линейных измерений, а также для измерения отдельных дефектов.

Внешний вид и посадку изделия определяют на манекенах типового телосложения. Изделие надевают на манекен, застегивают, оправляют спинку, полочки, борта, лацканы, воротник и рукава. Вначале проводят общий осмотр изделий, определяя правильность посадки, симметричность парных деталей, направление и совпадение рисунка материала в полоску или клетку в симметричных деталях, качество влажно-тепловой обработки, правильность раскроя деталей. Наличие внешних пороков материалов.

После общего осмотра изделий приступают к проверке качества изготовления отдельных деталей и узлов. На качественных изделиях н должно быть заломов, складок, морщин и перекосов. Изделия должны соответствовать образцу-эталону, требованиям нормативной документации.

Изделия из стекла и хрусталя. При приемки по качеству проводят внешний осмотр состояния транспортной упаковки, обращая внимание на повреждения или следы вскрытия, наличие манипуляционных знаков и предупредительных надписей.

В процессе вскрытия определяют наличие и состояние вспомогательных упаковочных средств, порядок укладки каждого ряда и степень заполнения каждой транспортной упаковки. Затем проверяется наличие и характер дефектов внешнего вида, количество боя.

Качество изделий из хрусталя и стекла проверяют визуально при дневном рассеянном свете.

Обувь. При приемки качество проверяют в соответствии с требованиями нормативной документации. Кожаная обувь должна соответствовать по внешнему виду, материалам, конструкции и методам крепления подошвы утвержденному образцу-эталону.

Все одноименные детали в паре должны быть одинаковыми по толщине, форме, размерам, цвету. Форма, ширина, высота и длина деталей обуви должны быть в обеих полупарах одинаковы.

Материалы, применяемые для верха и низа обуви, подкладки, должны соответствовать по качеству установленным стандартам и техническим условиям.

Парфюмерно-косметические товары. Органолептическим методам проверяют внешний вид, цвет и однородность парфюмерно-косметических товаров.

Внешний вид и однородность изделий, имеющих жидкую консистенцию и упакованных в прозрачные флаконы, определяют просмотром флаконов с жидкостью при дневном свете или свете электрической лампы после перевертывания флакона пробкой вниз.

Внешний вид и цвет порошкообразных изделий и изделий, имеющих консистенцию эмульсии, геля, желе, пасты, мази, определяют просмотром пробы, помещенной тонким ровным слоем на лист бумаги.

Внешний вид и цвет изделий, имеющих твердую консистенцию и упакованных в баночки и пеналы, и компактных изделий декоративной косметики определяют просмотром поверхности изделия.

Запах жидких изделий определяют органолептическим методом и использованием полоски плотной бумаги, смоченной в анализируемой жидкости.

Игрушки принимают партиями. За партию принимают любое количество игрушек одного наименования, вида и исполнения, удостоверенное одним документом - "Игрушки. Правила приема".

При приемке игрушек проверяют:

·Внешний вид - на соответствие нормативному документу и образцу-эталону;

·Физико-механические свойства - на соответствие нормативному документу на игрушку;

·Требования безопасности - на соответствие стандарту;

·Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям;

·Упаковку и маркировку.

В зависимости от типа игрушек и объема партии применяют сплошной или выборочный контроль. Для конкретных игрушек вид контроля устанавливается в нормативном документе на игрушку. При приемке игрушек проверяют внешний вид, упаковку и маркировку всей продукции.

Особенности приемки по качеству некоторых видов продовольственных товаров:

Хлеб и хлебобулочные изделия. При приемке хлеба и хлебобулочных изделий проверяют их массу и качество, сроки выдержки изделий после выхода из печи. При приемке по качеству следует проверять по сопроводительным документам время выхода изделий из печи.

Хлеб должен быть правильной формы; корка ровная, без трещин, надрывов, плотно прилегающая к мякишу, характерная по цвету для каждого сорта изделий - от золотисто-желтого до темно-коричневой с хорошо пропеченным, эластичным мякишем. Вкус и запах должны соответствовать данному виду хлеба.

Если во время приемки товаров выявлены деформированные или горелые хлебобулочные изделия, их возвращают изготовителю за его счет, указав в накладной количество возвращаемого товара и причины возврата.

Хлеб и хлебобулочные изделия, не отвечающие требованиям стандартов или техническим условиям, принимать не разрешается.

Бакалейные товары. Проверяют качество товара по органолептическим показателям в соответствии со стандартом. При возникновении сомнений в качестве товара отбирают пробы и направляют из на лабораторный анализ.

Мясо и мясопродукты. Проверяется целостность упаковки и маркировки, качество товара - по органолептическим показателям в соответствии с требованиями стандарта.

Запрещается прием непотрошеной птицы; товара с нарушенной упаковкой; товара без маркировки.

При возникновении сомнений в качестве товаров администрация торгового предприятия ставит в известность поставщика и в присутствии его представителя проводит отбор проб для определения соответствии их качества [2, с.82].

Глава 2. Анализ состояния приемки товаров в ЧТУП "Гомельской универсальной базы" магазине №6 "Наш дом"

2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧТУП "Гомельской универсальной базы" в магазине № 6 "Наш дом"

Магазин № 6 "Наш дом" ЧТУП "Гомельская универсальная база" расположен в городе Гомеле, по улице Мазурова, 46; тел. /факс 78-96-13.

Форма собственности - частная.

Магазин № 6 "Наш дом" был открыт 15 января 2003 года на основание специального разрешения (лицензия) №

Режим работы магазина с 10: 00 до 20: 00 с обеденным перерывом с 14: 00 до 15: 00 и без выходных дней.

Рядом с магазином "Наш дом" по улице Мазурова расположено много магазинов, как государственных, так и частных. Однако среди них конкурентов не нахожу, как мы торгуем разными группами товаров.

Начальным звеном в магазине является - заведующая. Под ее руководствам находятся заведующие секциями, продавцы, грузчик и уборщица.

В магазине № 6 "Наш дом" находится 2 секции в которые входит 10 отделов:

·Секция № 1 - Строительный отдел включает: бытовая химия, строительные материалы, парфюмерно-косметические товары;

·Секция № 2 - Хозяйственный отдел включает: игрушки, сувениры, канцелярские товары, галантерейные товары, чулочно-носочные товары, трикотажные товары, бытовая техника.

Численность работников магазина составляет - 9 человек из них:

·1 завмаг;

·2 заведующие секциями;

·4 продавца;

·1 грузчик;

·1 уборщица.

Магазин № 6 "Наш дом" расположен на первом этаже девяти этажного кирпичного здания. Значит, торговый зал встроен в жилой дом, а это встроенного типа магазин. Общая площадь магазина занимает 258,4 метров квадратных, из них - площадь торгового зала - 203,6 м. кв., подсобные помещения занимают - 54,8 м. кв.

Подсобные помещения занимают важнейшее место в общей сложности помещения магазина. Большую часть площади магазина выделяют торговому залу. К помещениям для хранения и подготовки товаров к продаже относятся кладовые для хранения товаров. Таких помещений в магазине насчитывается три. Помещения для приемки товаров по количеству и качеству в магазине не имеется. Зона для приемки товаров связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже.

Кроме того, помещения для хранения и подготовки товаров к продаже имеют кратчайшую связь с торговым залом. Помещения для хранения товаров оснащены соответствующим технологическим оборудованием - стеллажи.

К административно - бытовым помещениям относятся:

·Кабинет заведующей магазином;

·Кабинет заведующими секциями;

·Комната для приема пищи гардероб персонала.

Эти помещения оснащены современной мебелью, для поддержания престижа магазина и удобных условий, для работы персонала, а также для отдыха.

Торговый зал является главной частью магазина, его площадь составляет - 203,6 м. кв. Планировка торгового зала - линейная, комбинированная. В каждой секции имеется самостоятельный узел расчета (ЭКР-2104), также можно производить расчет по терминала с помощью пластиковых карточек. Торговый зал магазина оснащен видеокамерами для слежки за покупателя и от несанкционированного выноса товара.

Для продажи товара и его показа магазин оснащен современным торгово-технологическим оборудованием. Наибольшее количество занимают:

·Пристенное оборудование (рекомендуемая высота 2,20 - 2,40 см);

·Навесное - крепится к потолку;

·Витринное - он идет вдоль оконных витрин;

·Прилавки - для расчета с покупателями и показа товаров;

·Столы для упаковки - для упаковки стеклянной продукции.

В магазине "Наш дом" продажа товаров осуществляется методом частичного самообслуживания - 94% товаров относится к самообслуживания 6% - продажа через прилавок.

Ассортимент товаров в магазине ежедневно пополняется и расширяется. Покупателям предлагается широкий спектр товаров.

Ассортимент, предлагаемых товаров рассчитан на самый разный контингент покупателей - на людей со средним достатком и на покупателей с более высоким достатком.

Ассортиментный перечень разработан для каждой секции отдельно, он включает количество видов и разновидностей, которые в наличии должны быть в продаже. Ответственными за соблюдение ассортиментного перечня являются, как заведующие секциями, так и продавцы. Ассортиментный перечень, реализуемых товаров включает в себя 65% товаров отечественного производства (холодильники, газовые плиты, микроволновки и т.д.) и 35% ввозимых из других стран (миксеры, утюги, тостеры и т.д.).

К дополнительным услугам в магазине можно отнести:

·Комплектование и упаковка подарочных наборов;

·Доставка крупно-габаритных товаров на дом.

В магазине очень хорошо организованно рекламно - информационное оформление.

Наружная реклама включает в себя вывеску с названием магазина, принадлежности организации, также указан режим работы:

ЧТУП "Гомельская универсальная база"

Магазин № 6 "Наш дом"

Режим работы: с 10: 00 до 20: 00

Обед: с 14: 00 до 15: 00

Магазин работает без выходных

На витринах большую часть располагают товары отечественного производства, выставляют ценники. Также витрины оформляют в соответствии с праздничной тематикой. В нашем магазине витрины оформляет продавец 6 разряда, а также заведующие секциями.

Внутренняя реклама магазина представляет собой: интерьер магазина - современное оборудование, цветовая гамма в коричневых тонах; правильно оформленные витрины, для показа товара; на дверях вывешены знаки - символы входа и выхода.

Информация исходит от продавцов. Ценники также играют не маловажную роль в донесении информации до покупателей. Они печатаются на компьютере, определенных размеров. В них указывается организация магазина, наименование товара, артикль, цена за единицу и обязательно страна производитель.

Таблица №1 - Анализ розничного товарооборота магазина №6 "Наш дом" за 2012 год. (руб.)

МесяцПрошлый годОтчетный год% выполнения планаОтклоненияпланируемыйфактический123456Январь100560800120500000125235140103,934735140Февраль105070300130000000130293380100,23293380Март122455700140800000146217240103,855417240ИТОГО 1: 328086800391300000401745760102,6710445760КварталАпрель130009500145600000150089080103,084489080Май159300680160300000270361490168,66110061490Продолжение таблицы №1Июнь16189055018070000017696484097,93-3735160ИТОГО 2: 451200730486600000597415410122,77110815410КВАРТАЛИюль165600990190500000209205780109,8218705780Август189350080210000000248311730118,2438311730Сентябрь202404060260600000286127610109,8025527610ИТОГО 3: 557355130661100000743645120112,4982545120

При анализе розничного товарооборота по магазину №6 "Наш дом" за отчетный год выявлено, что по сравнению с прошлым годом розничный товарооборот увеличился в 1-ом квартале на 10445760 руб., во 2-ом квартале на 110815410 руб., в 3-ем квартале на 82545120 руб. Во всех трех кварталах план перевыполнен, однако в Июне (2-ой квартал) план был не довыполнен.

Таблица №2. Анализ работников магазина №6 "Наш дом" за 2010-2011 гг.

Наименование показателейЕд. измеренияГодОтклонение (+,-) или темп роста 2011г. К 2010г20102011Всего работников, в том числе имеющих образование: Чел. 99100,0-высшееЧел. 12100,0-среднее специальноеЧел. 22100,0-профессионально-техническоеЧел. 4375,0-общее среднееЧел. 22100,0Удельный вес работников, имеющих высшее образование: %11,122,211,1

Как показывают данные таблицы №2 за 2010 - 2011 год численность работников не изменилась. В 2010 2011 году как было 9 человек, так их и осталось, только в 2011 году появилось на одного человека с высшим образованием больше и на одного человека меньше с профессионально-техническим образованием и это показывает, то что в магазине появилось больше опытных людей.

Таблица №3. Анализ эффективности использования торговой площади в магазине №6 "Наш дом" за 2012 год. (руб.)

Наименование показателейSК уст. К экс. S т. з. 258,4--S уст. 71--Продолжение таблицы №3S экс. 198----0,270,76

Исходя из этого, можно сделать выводы о том, что площадь торгового зала в магазине №6 "Наш дом" используется достаточно эффективно. На площади торгового зала установлена достаточное количество торгового оборудования, на котором демонстрируется широкий ассортимент предлагаемых для продажи товаров. Это выгодно сказывается на имиджи торгового объекта, так и наконечный результат его деятельности, то есть выполняется план товарооборота.

2.2 Организация приемки отдельных товаров по качеству в ЧТУП "Гомельской универсальной базе" в магазине №6 "Наш дом"

Товар - это продукт труда, предназначенный для купли - продажи. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость - способность удовлетворять потребности человека. Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда. Стоимость - экономическая категория, выраженная в цене товара.

Качество товаров - это совокупность свойств, обуславливающих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Свойства товаров, способствующие удовлетворению тех или иных потребностей человека и проявляющиеся в процессе потребления, называют потребительскими.

К потребительским свойствам относятся: безопасность, функциональные свойства, эргономические свойства, эстетические свойства, надежность, безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохранность.

Приемка товаров по качеству - проверка соответствия качества поступивших товаров (физико-механических, химических свойств, внешнего вида и др.) данным сопроводительных документов (стандартам, сертификатам, удостоверениям качества).

Приемка товаров в магазине осуществляется материально ответственными лицами в соответствии:

·С Положением о приемке товаров по количеству и качеству (2008 г.);

·Положением о поставках товаров в Республике Беларусь (1996 г.);

·Уставами железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта и правилами перевозки грузов.

Нормы этих документов применяются, но не всех случаях, если стандартами, техническими условиями или договорами поставки не предусмотрен иной порядок приемки товаров.

В Положении о приемке товаров оговариваются обязанности продавца (поставщика) и покупателя (магазина).

Требования приемки отдельных товаров по качеству:

·Ткани - на торговых предприятиях проверяют соответствие упаковки, маркировки тканей, устанавливают соответствие документов полученной партии тканей, проверяют их сортность. Также проверяют на пороки внешнего вида.

·Щеточные изделия - должны соответствовать утвержденному образцу - эталону и требованиям, установленным нормативно - технической документацией. Они должны обладать комплексом потребительских свойств: в совершенстве выполнять основные функции, быть удобными в потреблении, гигиеничными и надежными. Проверяют правильность упаковки, четкость и полноту маркировки товаров. Внешним осмотром изделий выявляют дефекты и устанавливают их допустимость нормативно - технической документацией. Хранят галантерейные товары в чистых, сухих, отапливаемых и хорошо проветриваемых помещениях при температуре 12 - 18◦С, при относительной влажности воздуха 60 - 65%.

·Часы - при приемки часов проверяют комплектность и внешний вид. Оценивают равномерность защитного и декоративного покрытий, четкость знаков на циферблате, согласованность показаний минутной и часовой стрелок, начало действия и продолжительность работы при заводе пружины, правильность смены показаний календаря. Проводят определение соответствия часов нормам стандартов, за исключением испытаний. После которых часы не могут быть реализованы.

·Парфюмерно - косметические товары - на торговых предприятиях проверяют правильность и целостность упаковки, выявляют дефекты в изделиях и устанавливают их годность.

·Школьно - письменные и канцелярские товары - на торговых предприятиях проверяют внешним осмотром правильность и целостность упаковки, комплектность, правильность и полноту маркировки. При контроле качества средств оргтехники обращают внимание на легкость работы механизмов, четкость изображения цифр, сигналов, удобство пользования ими, тщательность отделки.

·Игрушки и елочные украшения - при проверке качества игрушек на торговых предприятиях проверяют правильность их упаковки и маркировки, комплектность, наличие сопроводительной документации, внешний вид и работоспособность. При проверке внешнего вида обращают внимание на гладкость поверхности, прочность соединения деталей, на равномерность и прочность окраски, у мягких игрушек должны быть без бугров и впадин. У музыкальных игрушек должны быть исправными звучащие приспособления, у механических - двигатели. Игрушки хранят в чистых, сухих, закрытых, вентилируемых складских помещениях при температуре 10 - 25◦С и относительной влажности воздуха 50 - 70% в транспортной таре, на расстоянии не менее 1 метра от отопительных приборов, предохраняя от попадания прямых солнечных лучей.

·Стеклянно - бытовые товары - при определении качества стеклянной посуды учитывают вид стекла, способ формирования, размеры изделия; вид, размер и местонахождение дефектов, общее количество допустимых дефектов по показателям внешнего вида в одном изделии. Стеклянные бытовые товары хранят в чистых, сухих, закрытых, проветриваемых помещениях при температуру 15 - 25◦С относительной влажности воздуха 55 - 65%. При хранении более тяжелые и плоские изделия следует размещать внизу, более легкие, сложной формы - вверху, на расстоянии 15 - 20 сантиметров от стен и пола. Во избежание боя нельзя хранить изделия на полу.

·Керамические бытовые товары - проверяют правильность упаковки, полноту маркировки, выявляют наличие дефектов внешнего вида и устанавливают их допустимость. Хранят керамические товары в сухих, чистых, хорошо проветриваемых при температуре 15 - 25◦С и относительной влажности воздуха 55 - 65%, в упакованном виде. При хранении более тяжелые и плоские изделия следует размещать внизу, более легкие и сложной формы вверху. Высота штабеля должна содержать не более 120 формовых и 100 фаянсовых тарелок, а для полных изделий в пакетах - не более двух пакетов в высоту.

·Металлические хозяйственные товары - изделия должны быть изготовлены из материалов, соответствующей обработки и покрытия поверхностей, необходимой формы, конструкции, размеров, обеспечивать безопасность, удобство использования и надежность потребления. Проводят проверку поступивших изделий, соответствие размеров, выявляют дефекты, определяют их количество, размеры, местонахождение и устанавливают соответствие изделия требованиям стандартов.

·Хозяйственные товары из пластмасс - зависят от влияния на их потребительские свойства вида и состав пластмасс, соблюдение правил выполнения технологических процессов, их фасона, отделки. Изделия для пищевых продуктов должны быть изготовлены из пластмасс, которые разрешено использовать для их производства. На изделия должно, быть указано для каких именно продуктов оно используется. Хозяйственные товары из пластмасс хранят в чистых, закрытых, хорошо проветриваемых помещениях на расстоянии 1 метр от отопительных приборов при температуру 10 - 15◦С и относительной влажности воздуха 55 - 70%. Изделия из пластмасс при хранении необходимо предохранять от попадания прямых солнечных лучей. При их хранении следует соблюдать правила пожарной безопасности.

·Электробытовые товары должны быть безопасными. В совершенстве выполнять основные и вспомогательные функции, быть удобными, гигиеничными и надежными в эксплуатации, отвечать эстетическим требованиям. Электробытовые товары по основным параметрам (потребляемой мощности, массе и др.) должны соответствовать стандартам, иметь четкую маркировку. все электробытовые товары хранят в индивидуальной упаковке в закрытых, сухих, отапливаемых помещений при температуре не ниже 5◦С и относительной влажности воздуха не выше 80%.

2.3 Направление совершенствования приемки в ЧТУП "Гомельской универсальной безе" в магазине №6 "Наш дом"

Все новые разработки в сфере процесса приемки товаров по качеству направлены создание условий, которые максимально ускорят этот процесс и уменьшат как материальные потери, так и потери времени, связанные с приемкой товара, а также сохранят товарный вид поступаемой продукции. Одним из факторов ускорение является наличие достаточного количества людей, задействованных в процессе приемки товаров. Кроме этого целесообразно разделить этих работников на группы для приемки конкретной группы товара, т.к. в процессе своей деятельности они подробно изучат поступаемый к ним товар, будут знать основные недостатки поставщиков и хорошо ориентировать в наименованиях.

Ведь достаточное количество времени уходит именно на распознавание товара, а не на его подсчет и проверку качества. При таком распределении труда каждый ответственный будет хорошо ориентироваться и в документации, и в самой продукции.

Также, людям заказывающим товары, необходимо разработать оптимальный график завоза, для предотвращения скапливания крупногабаритных товаров или больших партий товаров в месте приемки. Такой график с самого начала работы магазина определить невозможно. Он должен составляться на основе данных оборачиваемости отдельных групп товаров с учетом сезонности периода, выходных и праздничных дней.

Для приемки товара следует определить специальное место. Однако оно должно входить в площадь торгового предприятия, а не быть отдельно стоящим зданием. При отсутствии такой площади производить процесс приемки не очень удобно. Такое место обычно находится с тыльной стороны магазина, где должен быть достаточно широкий въезд и выезд, а также место для парковки автомобилей. В месте выгрузки товара должно быть соответствующее оборудование, такое как тележки, грузоподъемники, поддоны и другие принадлежности для обеспечения быстрой выгрузки товара, сохранности его количественных и качественных характеристик.

Положительный эффект окажет на скорость приемки и разработка специального графика завоза, в котором будет предусмотрена для каждого поставляемого товара, определенное время, которое будет включать погрузочно-разгрузочные операции и непосредственно сам процесс приемки товара, уполномоченными для этого лицами.

Благодаря этой мере можно рационально использовать время работников магазина. Однако такой график следует обсуждать не только с представителем поставщика, который регистрирует заявку на товар, но и с транспортным отделом или транспортной организацией.

Несмотря на все предложенные пути совершенствования процесса приемки товара, каждый магазин выбирает наиболее подходящий ему вариант комбинации этих методов. Основными факторами, влияющими, на приемку остается, площадь и ассортимент торгового предприятия, количество персонала, задействованного в процессе приемки и степень оснащенности магазина. При доведении двух последних факторов до максимально возможного уровня, можно получить улучшенные показатели по скорости приемки и сохранности материально-товарных ценностей.

Заключение

Приемка товаров по количеству и качеству является составной неотъемлемой частью торгово-технологического процесса магазина.

Вместе с тем приемка товаров по качеству проводится только органолептическим методом и не дает объективной характеристики потребительских свойств товаров, отвечающих требованиям ГОСТов, технических условий, другой нормативно-технической документации.

Актуальность данной работы является необходимость практического применения приемки по качеству в розничной торговле, в любом торговом объекте, независимо от размера товарооборота, форма собственности и географического местоположения, так как оно дает ощутимый положительный эффект при реализации товаров.

Объектом изучения является розничный торговый объект ЧУП "Гомельская универсальная база" магазин №6 "Наш дом", расположенный в г. Гомеле по адресу ул. Мазурова, 46. При анализе торгового предприятия было выявлено что:

Коэффициент установочной площади соответствует нормативу, торговый зал магазина не загружен и не загромождён оборудованием;

по сравнению с прошлым годом розничный товарооборот увеличился вв 1-ом квартале на 10445760 руб., во 2-ом квартале на 110815410 руб., в 3-ем квартале на 82545120 руб. во всех трех кварталах план переполнен, однако а Июне (2-ой квартал) план был не довыполнен.

Магазину №6 "Наш дом" я могу предложить:

·увеличить количество рабочих мест для привлечения нового персонала в торговом зале, с целью улучшения качества торгового обслуживания, в том числе индивидуального подхода к покупателям и, соответственно, для увеличения товарооборота;

·постоянно обновлять и расширять ассортимент товаров, больше уделять внимание товарам - новинкам;

·больше уделять внимания при приемки товаров по качеству: выявлять дефекты, проверять документы, эксплуатационные требования к товару и т.д.;

·уделять внимание наружной рекламе: рекламные щиты, яркие вывески; использовать подиумы для более крупного товара (холодильники, стиральные машины), чтобы более выгодно и красиво предоставлять товар покупателям.

Чтобы направить покупателя к месту выкладки товара в магазине №6 "Наш дом" используется различные указатели: воблеры, стикеры, световые короба, мобайлы (рекламные обозначения большого формата, как правило из картона) и джумби (объемные конструкции, своей формой повторяющие товар, только увеличенный в несколько раз) подвешиваются непосредственно над местом выкладки, сразу привлекая внимание.

Анализ курсовой работы показал, что эффективная организация приемки по качеству способствует развитию торговли, своевременной поставке товаров, сбалансированности спроса и предложения.

Список используемых источников

1.Андрусяк, Я.В. "Организация и технология торговли": практикум.4.1/Я.В. Андрусяк, С.И. Башаримова, Т.В. Усевич - Мн.: "Дизайн ПРО", 2000. - 192с.

2.Грибанова, И.В. "Организация и технология торговли": учеб. пособие / И.В. Грибанова, Н.В. Смирнова. - Мн.: РИПО, 2008. - 204с.

.Дашков, Л.П. "Коммерция и технология торговли": учебник для студент. высш. уч. заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц - 10-е изд., перераб. И доп. - М.: ИТК "Дашков и К", 2010. - 696с.

.Дашков, Л.П. "Коммерция и технология торговли": учебник для студент. высш. Уч. заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц - 3-е изд. перераб. И доп. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2001, - 596с.

.Дашков, Л.П. "Организация, технология проектирование торговых предприятий": учебник для студент. высш. уч. Заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчияц, - М.: ИТК "Дашков и К", 2008, - 508с.

.Дашков, Л.П. "Организация, технология и проектирование торговых предприятий": учебник для студент. высш. Уч. заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2000, - 336с.

.Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2008 №1290 "Об утверждении Положения о приемки товаров по количеству и качеству"".

.Мазилкина, Е.И. "Организация работы магазина" / Е.И. Мазилкина - М.: ИТК "Дашков и К", 2008, - 224с.

."Организации коммерческой деятельности": Справ. пособие / С.Н. Виноградова, С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др. Под общ. ред. С.Н. Виноградовой. - Мн.: выш. шк., 2000. - 464с.

."Организация и технология торговли": учебник / С.Н. Виноградова и др.; под общей редакцией Виноградовой С.Н. - 2-е изд., перераб. - Мн.: выш. шк., 2009. - 464с.

."Организация и технология торговли": учебник / С.Н. Виноградова и др.; под общей редакцией Виноградовой С.Н. - 2-е изд., перераб. - Мн.: выш. шк., 2005, - 479.

.Официальный сайт компании ЧУП "Гомельская Универсальная База". www.unb. by

.Савинский, А.И. "Продавец. Практическое пособие для продавцов, товароведов и индивидуальных предпринимателей / А.И. Савинский. - Мн.: "Беларусь", 2002.

14.www.ru. wikipendia.org <http://www.ru.wikipendia.org>.

Похожие работы на - Приемка товаров по качеству

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!