Прогнозирование при разработке и реализации управленческих решений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    70,08 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прогнозирование при разработке и реализации управленческих решений

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

. ИССЛЕДОВНИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Формирование рыночных механизмов в России в последнее время связано с целым рядом трудностей. Меняются организационные формы функционирования предприятий различных отраслей, усложняются экономические и социальные связи и отношения. Поэтому в деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, а на способность достаточно оперативно и правильно изменять хозяйственную ситуацию и искать подход, являющийся оптимальным в конкретных условиях.

Основой для такого подхода в принятии управленческих решений является экономическое прогнозирование, призванное выявить общие перспективы и эволюции, тенденции организационно-структурного развития, обеспечить сбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ. При этом важно суметь обнаружить всю совокупность факторов и причин, определяющих функционирование и развитие исследуемой хозяйственной структуры. [1]

К настоящему времени проведено достаточно много исследований и получены впечатляющие практические решения проблемы прогнозирования в науке, технике, экономике, демографии и других областях. Внимание к этой проблеме обусловлено, в том числе, масштабами современной экономики, потребностями производства, динамикой развития общества, необходимостью совершенствования планирования на всех уровнях управления, а также накопленным опытом.

Прогнозирование - один из решающих элементов эффективной организации управления отдельными хозяйствующими субъектами и экономическими сообществами вследствие того, что качество принимаемых решений в большой степени определяется качеством прогнозирования их последствий. Поэтому решения, принимаемые сегодня, должны опираться на достоверные оценки возможного развития изучаемых явлений и событий в будущем.

Таким образом, в настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития производственного потенциала предприятия.[3]

Целью контрольной работы является изучение прогнозирования при разработке и реализации управленчесrих решений.

Основные задачи:

. Изучить теоретические основы прогнозирования в принятии управленческих решений.

. Ознакомиться с принципами и классификацией методов прогнозирования, сущностью этих методов.

. Провести анализ внутренней и внешней среды ОАО «ЧТПЗ».

. На основе выявленных недостатков разработать и обосновать управленческие решения, направленные на решение выявленных проблем и повышение эффективности функционирования организации.

Объектом исследования в данной контрольной работе является ОАО «ЧТПЗ».

При написании контрольной работы применялись следующие методы исследования: анализа и синтеза, дедукции и индукции, монографический, экономико-математический, статистико-экономический, счетно-аналитический, сравнительный и т.д.

 

1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

Прогнозирование - одна из основных составляющих управленческого процесса. Без прогнозирования, без представления об ожидаемом ходе развития событий невозможно принятие эффективного управленческого решения. Государственные деятели прошлого, полководцы, бизнесмены принимали подчас блестящие управленческие решения. При этом, как правило, использовались элементы прогнозирования, относящиеся скорее к искусству прогнозирования. Ведь науки о прогнозировании, как и науки управления, вообще не существовало. Мы не говорим здесь о даре предсказания, хотя и этому в истории имеются блестящие подтверждения. За тысячи лет до нашей эры халдеи обладали значительными познаниями в астрономии и умели достаточно точно предсказывать положение звезд на небе, солнечные и лунные затмения и т. д.[9]

Прогнозирование как наука начало формироваться лишь в середине XX в. До второй мировой войны грань между прогнозированием возможного технологического прогресса, ведущего к будущему, и обыкновенной фантазией была малоразличима. Недостаточное внимание уделялось анализу и оценке действительной реализуемости предсказываемых событий.

Согласно Г. Тейлу, прогноз - "это некоторое суждение относительно неизвестных, особенно будущих событий". Термины "суждение " и "событие" получают здесь свободное толкование. Совершенно необязательно, скажем, чтобы это суждение появилось в письменной форме. Одной из первых работ, предшествовавших формированию прогнозирования как современной науки, является опубликованное известным американским инженером-металлургом Фернасом в 1936 г. собрание технологических прогнозов . В своей работе Фернас ограничился только тем, что пытался исследовать шансы достижения целей при автоматическом процессе развития. При этом был недостаточно точен. Так, относительно создания телевидения, несмотря на то что незадолго до этого была продемонстрирована электронно-лучевая трубка, он говорил: "Я жду, когда у меня будет телевизор, но я не могу жить вечно".

Он проводил аналогию с появлением радио, когда от момента первой передачи радиоимпульсов в 1840 г. до первого прозвучавшего по радио выступления прошло около 80 лет.[9]

Другим известным ученым, внесшим существенный вклад в создание науки прогнозирования, был Джилфиллан. Он в 1937 г. также указал на принципиальную возможность создания телевидения, однако высказал неуверенность в том, что его примут массы, а самое главное, что они согласятся за него платить.

Однако уже в следующем году в Англии начались регулярные телевизионные передачи.

Джилфиллан в своей работе проанализировал опубликованные ранее прогнозы, сделанные Эдисоном, Штейнмецем, им самим в период 1910-1920 гг., и установил, что не менее 75% из них оказались правильными.[9]

Процесс разработки прогнозов <#"604166.files/image001.gif">

Рисунок 1 Классификация методов прогнозирования

Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.[4]

В группу формализованных (детерминированных) методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних, адаптивного сглаживания, авторегрессионного преобразования, гармонических весов; ко второй - структурное, сетевое, матричное и имитационное моделирование.[2]

Рассмотренные классы интуитивных и формализованных методов схожи по своему составу с экспертными и «фактографическими» методами. Фактографические методы основаны на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии, экспертные базируются на информации, полученной по оценкам специалистов-экспертов.

В класс экспертных методов прогнозирования входит метод эвристического прогнозирования (эвристика - наука, изучающая продуктивное, творческое мышление). Это аналитический метод, суть которого заключается в построении и последующем усечении «дерева поиска» экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики. При этом методе осуществляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, полученных путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-технических проблем и объектов, анализ развития которых либо полностью, либо частично не поддается формализации.[2]

Особое место в классификации методов экономического прогнозирования занимают так называемые комбинированные методы, которые объединяют различные другие методы. Например, коллективные экспертные оценки и методы моделирования или статистические и опрос экспертов.

В качестве информации используется фактографическая и экспертная информация.[6]

При классификации методов прогнозирования необходимо иметь в виду, что содержательная систематизация методов прогнозирования должна определяться самим объектом прогнозирования, экономическими процессами развития и их закономерностями.

С точки зрения оценки возможных результатов и путей прогнозного научно-технического развития прогнозы можно классифицировать по трем этапам: исследовательскому, программному и организационному.

Задачей исследовательского прогноза является определение возможных результатов будущего развития и выбор из множества возможных вариантов одного или нескольких положительных результатов. Так, например, развитие средств вычислительной техники можно отразить в росте их быстродействия, увеличении объема памяти и диапазона логических возможностей.

Основная цель этого этапа состоит в раскрытии широкой гаммы принципиально возможных перспектив в виде одной или ряда научно-технических проблем, подлежащих решению в течение прогнозируемого периода.

Программный аспект прогноза заключается в определении возможных путей достижения желаемых и необходимых результатов; ожидаемого по времени реализации каждого из возможных варианта и степени достоверности в успешном достижении некоторого результата по тому или иному варианту.

Организационная сторона прогноза включает в себя комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих достижение определенного результата по тому или иному варианту. В организационном аспекте исходят из представления о наличных экономических ресурсах и накопленном научном потенциале. Здесь должна быть сформулирована обоснованная гипотеза развития комплекса организационных параметров науки, дана вероятностная оценка рекомендуемой схеме распределения ресурсов и перспективам роста научного потенциала на прогнозируемый период.[5]

Принципы прогнозирования управленческих решений:

. Системность - требует взаимосвязанности и соподчиненности прогнозов развития объектов прогнозирования и условий;

. Комплексность - предполагает учет ожидаемых факторов воздействия, а также изменения ситуации в разработке, производстве, сбыте и эксплуатации прогнозируемой продукции;

. Непрерывность - корректировка прогноза по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования и об условиях, эта корректировка должна носить дискретный (непрерывный) характер;

. Вариантность - предусматривается разработка прогнозов по нескольким направлениям, обеспечение выбора наиболее оптимального из них для данной ситуации;

. Адекватность - соответствие прогноза объективным закономерностям и характеристика, не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитие производства, и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией;

. Оптимальность - предполагается установление прогнозных значений полезного эффекта и затрат по критерию максимизации экономического эффекта, причем, эти прогнозные значения должны быть выбраны из множества альтернативных вариантов, как наилучшие;

. Безубыточность - заключается в определении такого объема выпуска продукции, при котором общие издержки равны общим доходам. Данный принцип позволяет определить точку безубыточности.[7]

Интуитивные методы прогнозирования позволяют получить прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Их сущность заключается в построении рациональной процедуры, интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов применяется как решение проблемы.

Характерным для методов экспертных оценок является научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом этапе; применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждения экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении специальных вопросов, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.[9]

При помощи экспертных методов можно решать следующие типовые задачи: составление перечня возможных событий за определенный промежуток времени; определение наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий; определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности; разработка альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения; альтернативное распределение ресурсов для решения с ранжированием их очередности; альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Организация процедуры экспертной оценки включает несколько направлений: формирование репрезентативной экспертной группы; подготовку и проведение экспертизы; статистическую обработку полученных результатов опроса. В зависимости от организации экспертной оценки и формы опроса экспертов различают методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок.

Метод индивидуальных экспертных оценок имеют несколько разновидностей: метод «интервью», аналитический метод, метод написания сценария.

При методе «интервью» происходит непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.[9]

При аналитическом методе осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются докладные записки. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта.

Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления при различных условиях во времени. Основное назначение сценария - определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона и формулирование критериев для оценки верхнего уровня дерева целей. Ценность сценария тем выше, чем степень неопределенности, т.е. чем больше степень согласования мнений экспертов в осуществимости событий, в развитии процесса и т.д.

Основные преимущества вышеперечисленных методов - возможность максимально использовать индивидуальные способности экспертов, при этом оказывая незначительное психологическое давление на отдельных работников.[9]

Метод коллективных экспертных оценок имеет следующие разновидности: метод «комиссий», метод «Дельфи», Метод «коллективной генерации идей» («мозговой атаки»), метод морфологического анализа и т.д.

Метод «комиссий» имеет следующее содержание:

создается рабочая группа (функции: назначение экспертов, проведение опроса, обработка материала, анализ результатов коллективной экспертной оценки);

уточняются основные направления развития объекта, и составляется матрица, которая отображает генеральную цель, подцели и средства их достижения, т.е. направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения цели;

разрабатываются вопросы для экспертов, которые определяются спецификой прогнозируемого объекта;

проводится опрос экспертов и статистическая обработка материалов, которые характеризуют обобщенное мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов.

Методика представляет собой совокупность оценок относительной важности, назначенных экспертами, каждого из оцениваемых направлений исследований и разработок, выражающихся в баллах и принимающих значение от 0 до 1, от 0 до 10, от 0 до 100 и т.д. Эти оценки по определенному вопросу сводятся в таблицу, строки которой соответствуют направлениям исследований, а столбцы - порядковым номерам экспертов.

Метод «Дельфи» - один из наиболее распространенных методов экспертных оценок. Его основными особенностями являются: анонимность экспертов, полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений; многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; обеспечение экспертов информацией, включая и обмен между экспертами после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок, аргументации и критики; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.[3]

Метод «коллективной генерации идей» включает два элемента: выявление вероятностных вариантов развития объектов прогнозирования и их оценка. При «мозговой атаке» сначала активизируются творческий потенциал специалистов, что находит отражение в генерации определенной идеи. Затем следует процесс деструктирования (разрушения, критики) этой идеи и формулируется контридея. Это позволяет за короткое время путем вовлечения всех экспертов в активный творческий процесс получить продуктивные результаты.

Метод морфологического анализа представляет собой упорядоченный способ рассмотрения объекта и получения систематизированной информации по всем возможным вариантам его развития. Он включает ряд приемов, имеющих единый принцип действия: систематизированное рассмотрение характеристик объекта, стремление не пропустить ни одной из них, ничего не отбрасывать без предварительного исчерпывающего исследования. Этой цели служит прием систематизированного охвата информации с последующим исследованием ее по методу «морфологического ящика». Последний строиться в виде дерева или матрицы, в клетках которых помещены соответствующие характеристики объекта. Последовательное соединение одного из параметров первого уровня с одним из параметров последующего уровня представляет собой одно из возможных состояний объекта или решений проблемы. В результате создается новая информация об изучаемом объекте и вырабатывается оценка всех возможных альтернатив его состояния.[3]

Группа методов коллективных экспертных оценок основана на том, что при коллективном мышлении выше точность результата, а при обработке индивидуальных независимых оценок могут возникнуть продуктивные идеи.[3]

Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет облегчить деятельность по обработке информации и оценке результатов. В состав формализованных методов прогнозирования входят: методы экстраполяции и методы математического моделирования.

Термин «экстраполяция» имеет несколько толкований. В широком смысле слова экстраполяция - это метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую его часть. В узком смысле - это нахождение на ряду данных функций других ее значений, находящиеся вне этого ряда. Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем тенденций экономического развития и перенесении их на будущее. В прогнозировании экстраполяция применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функций за пределами области ее определения с использованием информации о поведении данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения.

В экстраполяционных прогнозах предсказание конкретных значений изучаемого объекта или параметра в какой - то определенный период времени не считается основным компонентом. Особо важным здесь является своевременное фиксирование объективно намечающихся сдвигов, выявление закономерных тенденций развития явления или процесса. Под тенденцией развития понимают некоторое его общее направление, долговременную эволюцию. Обычно тенденцию стремятся представить в виде более или менее гладкой траектории.

Для повышения точности экстраполяции используют различные приемы. Например, экстраполируемая часть общей кривой развития (тренд) корректируется с учетом реального опыта функционирования отрасли - аналога исследований или объекта, опережающих в своем развитии прогнозируемый объект.[3]

Тренд - это изменение, определяющее общее направление развития, основную тенденцию временных рядов. Под ним понимается характеристика основной закономерности движения во времени, в некоторой мере свободной от случайных воздействий. Тренд - это длительная тенденция изменения экономических показателей. При разработке моделей прогнозирования тренд оказывается основной составляющей прогнозируемого временного ряда, на которую уже накладываются другие составляющие. Результат при этом связывается исключительно с ходом времени. Предполагается, что через время можно выразить влияние всех остальных факторов.[3]

Операцию экстраполяции в общей форме можно представить в виде определения значения функции:

+ L = F (Yik * L) (1)

Задача прогноза состоит в определении вида экстраполирующих функций на основе исходных эмпирических данных и параметров выбранной функции. Первым этапом является выбор оптимального вида функции, дающей наилучшее описание тренда. Следующим этапом является расчет параметров выбранной экстраполяционной функции. При оценке параметров зависимости наиболее распространенными являются метод наименьших квадратов и его модификаций, метод экспоненциального сглаживания, метод скользящей средней и др.

Сущность метода наименьших квадратов состоит в минимизации суммы квадратических отклонений между наблюдаемыми и расчетными величинами. Данный метод широко применяется в прогнозировании в силу его простоты и возможности реализации на ЭВМ. Недостаток метода состоит в том, что модель тренда жестко фиксируется, а это делает возможным его применение только при небольших периодах упреждения, т.е. при краткосрочном прогнозировании.

Метод экспоненциального сглаживания дает возможность получить оценки параметров тренда, характеризующих не средний уровень процесса, а тенденцию, сложившуюся к моменту последнего наблюдения. Данный метод применяется при кратко- и среднесрочном прогнозировании. Его преимущества состоят в том, что он не требует обширной информационной базы и предполагает ее интенсивный анализ с точки зрения информационной ценности различных членов временной последовательности. Модели, описывающие динамику показателя, имеют простую математическую формулировку, а адаптивная эволюция параметров позволяет отразить неоднородность и текучесть свойств временного ряда.[3]

Метод скользящей средней дает возможность выравнивать динамический ряд путем его расчленения на равные части с обязательным совпадением в каждой из них сумм модельных и эмпирических значений.[2]

Итак, прогнозирование - одна из основных составляющих управленческого процесса. Под прогнозом <#"604166.files/image002.gif">

Рисунок 3. Структура ГРБ

Сотрудник по персоналу (П) отвечает за весь процесс поиска, набора и обучения персонала.

Сотрудники, ответственные за базу (Б), выполняют поиск, выбор и необходимую подготовку базы для размещения гипермаркета, обеспечивают наличие необходимого производственного оборудования.

Сотрудники, ответственные за маркетинг и сбыт (МС), выполняют необходимые маркетинговые процедуры, связанные с открытием представительства. Также они принимают участие в отборочных собеседованиях.

Кроме этого на различных этапах открытия регионального представительства могут быть привлечены и сотрудники других служб ОМК, ЧТПЗ и ВМЗ.

В процедуре открытия региональных представительств можно выделить 2 этапа: подготовительный и операционный.

Подготовительный этап включает в себя все мероприятия, которые необходимо провести на начальном этапе. Эти мероприятия не будут относиться к какому-либо отдельному представительству, но к созданию всей сети. В него войдут:

1.   Маркетинговые исследования, подготовка базы данных потенциальных клиентов (которую, в последствие, можно будет разбить по регионам и использовать уже более конкретно).

2.      Выбор поставщиков, переговоры с ними, согласование уровня цен, условий поставки и платежа.

.        Отработка логистических схем, определение необходимости консигнационных складов, поиск и образование их.

.        Подготовка учебной программы для вновь принятых сотрудников региональных представительств.

.        Подготовка пакета документов на аренду склада, офиса, необходимого технического оборудования.

.        Формирование единой ценовой политики Сети, системы скидок, условий поставки.

Операционный этап включает в себя все процедурные мероприятия по открытию конкретного регионального представительства. На операционном этапе используются подготовленные базы данных потенциальных клиентов, логистические схемы, ожидаемые объемы продаж. Привлекаемые людские ресурсы - юридический отдел (Ю), отделы маркетинга (ОМ), специалисты Управления по сбыту продукции. Время оценено в днях (см. таблица 6).

Таблица 6. - Операционный этап

Мероприятие

Персонал

Время

База



Выбор



Выбор СМИ для объявлений об аренде склада и наборе персонала.

1 МС

4

Объявление в СМИ об аренде склада.

1 МС

1

Получение ответов и предложений.

2 Б

10

Выезд и осмотр на месте, активный поиск альтернативных вариантов.

2 Б

5

Переговоры



Согласование условий (цена, платежи).

Р, 2 Б

3

Согласование документов.

Р, Ю

5

Охрана.

Р, 2 Б

3

График.



Подготовка базы.


40

Склады.



Офис.



Подъезды.



Оборудование.



Юридическое лицо.



Регистрация.

Ю

10

Персонал.



Поиск.




Похожие работы на - Прогнозирование при разработке и реализации управленческих решений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!