Оценка рынков молочной продукции с применением SWOT-анализа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,64 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка рынков молочной продукции с применением SWOT-анализа

МОУ ВПО Южно - Уральский профессиональный институт

Кафедра менеджмента и маркетинга










КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Антикризисное управление»

Оценка рынков молочной продукции с применением SWOT - анализа


Студентка гр. МО-2-09

Факультет управления и

Информационных технологий ________ Т.А. Лукина

«__» ______________2012

Руководитель

Преподаватель ____________________ В.Ф. Балабайкин

«__» ______________2012


Челябинск, 2012

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы SWOT-анализа на предприятии

.1 Общая характеристика понятий SWOT-анализа на предприятии

.2 Методика проведения SWOT-анализа

.3 Элементы внутренней среды: сильные и слабые стороны

.4 Элементы внешней среды: возможности и угрозы

Глава 2. Общие сведения о производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Смолевичский молочный завод»

.1 Общая характеристика предприятия

.2 История создания предприятия

.3 Характеристика выпускаемой продукции

Глава 3. Анализ производственно - хозяйственной деятельности ОАО «Смолевичский молочный завод» с применением SWOT-анализа

.1 Анализ производственно - хозяйственной деятельности выявление слабых и сильных сторон

.2 Матрица SWOT

.3 Мероприятия по улучшению продукции ОАО «Смолевичский молочный завод»

Заключение

Список используемых источников и литературы

Введение

При формулировании личной стратегии или разработке стратегии бизнес-единицы, компании, корпорации, концерна необходимо четко представлять возможности и угрозы на каждом из рынков. Необходимо уменьшить влияние слабостей. При анализе сильных и слабых сторон обязательно следует обратить внимание на сложившуюся корпоративную культуру компании. Она определяет ограничения и возможности при выборе направлений развития. При анализе рынка и угроз необходимо провести детальный анализ ключевых конкурентов. Это поможет лучше понять сильные стороны компании и продумать возможные действия конкурентов при выборе новой стратегии или создании нового бизнеса. Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться.

Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

В этой работе будут рассмотрены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы по отношению к изучаемым сегментам или рынкам. Для определения относительной важности каждой из перечисленных составляющих SWOT необходим обширный ряд входных данных.

Целью данной работы является изучение возможностей SWOT-анализа на примере ОАО «Смолевичский молочный завод»

Задачи:

Рассмотреть теоретические аспекты SWOT-анализа;

Изучить методы проведения SWOT-анализа;

Рассмотреть возможности SWOT-анализа на примере ОАО «Смолевичский молочный завод».

Глава 1. Теоретические основы SWOT-анализа на предприятии

1.1Общая характеристика понятий SWOT-анализа на предприятии

swot анализ матрица

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;

Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;

Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.анализ - это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными фирмами мира. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как важную для любой организации бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз деятельности предприятия.

Методика SWOT-анализа исключительно эффективный, доступный, дешевый способ оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в организации. Консультанты рекомендуют регулярно, по крайней мере, раз в год проводить SWOT-анализ деятельности организации собственными силами руководства фирмы.

Технология работы с материалом, полученным в ходе SWOT-анализа, исключительно проста. Респонденту, после того как он сделал соответствующую запись, задаются уточняющие вопросы типа: "Почему Вы так считаете?" или "Как Вы считаете, чем вызвано (обусловлено) существование той или иной проблемы?". При этом не требуется, сколько-нибудь, серьезной специальной подготовки тех, кто проводит подобный анализ внутри организации. Например, такой подход - сочетание SWOT-анализа и диагностического интервью - дает достаточно четкое представление о том: "Что представляет организация на самом деле?".

Это исключительно универсальный метод, который может использоваться для анализа деятельности конкретных подразделений. В ряде случаев его можно использовать для оценки сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в кадровой работе, при принятии управленческих решений. Кроме того, применение технологии SWOT-анализа маркетинговой службой при оценке основных конкурентов, создает прекрасные предпосылки для разработки тактики конкурентной борьбы и обеспечения конкурентных преимуществ. При этом исключительно важна максимальная степень детализации каждого из квадрантов SWOT-анализа.

Руководителю любого уровня в организации методика SWOT-анализа прекрасное подспорье в практической деятельности, позволяющее систематизировать проблемные ситуации, лучше осознать структуру ресурсов, на которые следует опираться в совершенствовании деятельности и развитии организации.

Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.анализ помогает ответить на следующие вопросы:

использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?

являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?

какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?

какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?

Итак, после проведения SWOT-анализа вы будете более четко представлять себе преимущества и недостатки своего предприятия, а также ситуацию на рынке. Это позволит вам выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.

Даже если вы уверены, что и так прекрасно обо всем осведомлены, лучше все же проводить SWOT-анализ, так как в этом случае он поможет структурировать имеющуюся информацию о предприятии и рынке и по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывающиеся перспективы.

Кроме того, результаты анализа и принятые на его основании решения должны фиксироваться и накапливаться, т.к. накопленный структурированный опыт («база знаний») является основой управленческой стоимости любой компании.

Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации. В конечном счете именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность продукции и предприятия в целом.

.2 Методика проведения SWOT-анализа

В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, , так называемой «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что предприятию пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит его в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.

Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Следует обратить внимание на то, что один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью.

При проведении SWOT-анализа, а в особенности анализа шансов и угроз, должны использоваться ранее проведенные исследования общественного мнения. Связь организации с определенной проблемой, вопросом, приписывание ей компетентности в какой-либо сфере, может быть для нее хорошим шансом. Вместе с тем, с точки зрения организации оценка ее определенных действий как весьма непопулярных может стать значительной угрозой. Исследования общественного мнения могут также подтвердить выводы анализа, касающихся слабых и сильных сторон. Даже если организация имеет сильного лидера, но это личность весьма непопулярна в обществе, тяжело приписать ее наличие к сильным сторонам организации. Может оказаться, что такой лидер очень хорошо руководит организацией (и в этом смысле это сильная сторона), но именно его низкая популярность является угрозой для организации.

Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия

Первый шаг SWOT-анализа - оценка ваших собственных сил. Первый этап позволяет определить, каковы сильные стороны и недостатки предприятия.

Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;

По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что - слабой;

Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа (рисунок 2).

Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз

Второй шаг SWOT-анализа - это своеобразная «разведка местности» - оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне вашего предприятия и понять, какие у вас есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).

Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:

Составляется перечень параметров, по которому будет оцениваться рыночная ситуация;

По каждому параметру определяется, что является возможностью, а что - угрозой для предприятия;

Из всего перечня выбираются наиболее важные возможности и угрозы и заносятся в матрицу SWOT-анализа.

Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка

Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет вам ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:

Как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?

Какие слабые стороны предприятия могут в этом помешать?

За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, следует больше всего опасаться?

Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется матрица SWOT,которая имеет следующий вид (рис. 3). Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

На пересечении разделов образуются четыре поля: «СИВ» (сила и возможности); «СИУ» (сила и угрозы); «СЛВ» (слабость и возможность); «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабостей, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

Для успешного применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей.

Данная матрица строится следующим образом: сверху откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое); сбоку откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя и низкая). Полученные внутри матрицы десять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.

1.3 Элементы внутренней среды: сильные и слабые стороны

Под сильными и слабыми сторонами могут скрываться самые разнообразные аспекты деятельности компании. Ниже приводятся категории, наиболее часто включаемые в анализ. Каждый SWOT уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью.

Маркетинг

Продукт

Ценообразование

Продвижение

Маркетинговая информация/разведка

Сервис/персонал

Распределение/дистрибьюторы

Торговые марки и позиционирование

Инжиниринг и разработка новых продуктов. Чем теснее становится связь маркетинга и технического отдела, тем важнее будут данные элементы. Например, прочная взаимосвязь между командой разработки нового продукта и отделом маркетинга позволяет напрямую использовать обратную связь от покупателей в проектировании новых изделий.

Оперативная деятельность.

Производство/инжиниринг

Сбыт и маркетинг

Обработка заказов/сделки

Персонал

Исследования и разработки

Дистрибьюторы

Маркетинг

Сбыт

Послепродажное обслуживание/сервис

Обслуживание/сервис покупателей

Сюда входят навыки, заработная плата и премии, обучение и развитие, мотивация, условия труда людей, текучесть кадров. Все эти элементы имеют центральное значение для успешного внедрения ориентированной на покупателя философии маркетинга и маркетинговой стратегии.

Менеджмент. Чувствительные и зачастую спорные, но иногда требующие изменений структуры управления напрямую определяют успех внедрения маркетинговой стратегии. Подобные аспекты должны быть отражены в анализе.

Ресурсы компании. Ресурсы определяют наличие людей и финансов, и тем самым сказываются на способности компании извлечь выгоду из конкретных возможностей.

.4 Элементы внешней среды: возможности и угрозы

Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они могут рассматриваться как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды. Анализ среды, который к данному моменту уже должен быть проведен, может послужить отличной отправной точкой для этой части SWOT-анализа. Основные элементы, которые нужно рассмотреть, включают в себя:

законодательные/регулирующие/политические силы. Действия властей в виде исполнения политики, а также требования законодательного и регулирующего характера, которым должны подчиняться компании;

общественные силы (культура). Напрямую затрагивают компанию, когда недовольные покупатели оказывают давление на организации, чья деятельность воспринимается как недопустимая;

технологические силы. Технологические способности, помогающие компании достигать своих целей, влияют на продукты, которые предлагаются покупателям, и на их ответную реакцию;

экономическая ситуация. Влияние общего состояния экономики, под воздействием которого формируются покупательский спрос и манеры тратить деньги;

конкуренция. Природа и масштаб конкурентной угрозы. Особого внимания заслуживают следующие моменты:

Интенсивность конкуренции

Угроза появления новых конкурентов

Потребности покупателей на рынке

Рыночная власть покупателей, дистрибьюторов, поставщиков

Конкурентоспособность

Давление со стороны товаров-заменителей

Глава 2. Общие сведения о производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Смолевичский молочный завод»

.1 Общая характеристика предприятия

Открытое акционерное Общество «Смолевичский молочный завод» создано решением Минского областного исполнительного комитета от 26 июня 1998 года (выписка № 6 из протокола №6) и приказом Минскоблимущества № 29 от 8 августа 1999 г. и № 63 от 27 декабря 1999 г. путем преобразования государственного предприятия «Смолевичский молочный завод» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.

Общество перерегистрировано решением Минского исполнительного комитета от 29 июня 2001 г. № 480 в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 6001265111. Учредителем Общества от имени Государства является Минский областной исполнительный комитет.

Цель деятельности Общества - хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.

Основной вид деятельности - производство молочных продуктов.

Юридический адрес: 222201, г. Смолевичи, ул. Социалистическая, 12а.

Вышестоящая организация - Государственное Учреждение

В установленном законодательством порядке Общество осуществляет внешне-экономическую деятельность.

Другие виды деятельности, осуществляемые на предприятии:

организован участок по ремонту и техническому обслуживанию холодильных и молочных установок в хозяйствах района;

организована сторожевая охрана предприятия;

организована фирменная торговля;

принята на баланс предприятия столовая.

.2 История создания предприятия

ОАО «Смолевичский молочный завод» был построен в 1998 году как специализированное предприятие по выпуску цельномолочной продукции. В июле 1999 года завод стал самостоятельной производственной единицей. В тот же год была заказана проектная документация на реконструкцию старого завода с технико-экономическим обоснованием. За этот период была построена действующая котельная на газовом топливе, подведён газопровод, построена новая электроподстанция, корпус бытовых помещений с залом заседаний.

Введён в эксплуатацию 40-квартирный жилой дом. Построен новый типовой склад с мастерской, цех пастеризации молока, в марте 2001 г. открылся магазин фирменной торговли и кафетерий «Фантазия». В том же году для расширения ассортимента и наиболее полного удовлетворения покупательского спроса были установлены три автомата для фасовки сметаны и молока в полиэтиленовые пакеты АО - 111, в 2000 г. установлен универсальный упаковочно-фасовочный автомат «Паспак-Р».

В 2002 г. была применена новая технология химической промывки котлов, бойлерных установок. Снабжение холодом осуществляется собственной аммиачно-холодильной установкой.

В 2004 г. начато перевооружение завода, устанавливается современное энергосберегающее оборудование: произведена замена воздушного компрессора, установлен энергосберегающий компрессор марки CSA - 8 - 20, установлено три компрессора марки П - 110.

В 2004 г. был произведен ремонт маслокамеры и отстроен новый холодильник готовой продукции с использованием энергосберегающих фрионовых охлаждающих агрегатов.

Во втором квартале 2005 г. был приобретен автомат по фасовке творога и масла в брикеты. Налажена фасовка творога 9%-ной жирности, сладкой творожной массы нежирной с изюмом и масла крестьянского.

В 2005 г. введена в эксплуатацию артезианская скважина, с установкой энергосберегающего регулятора.

В 2006 г. предприятием был подписан договор совместной деятельности с ООО «Ньювента» по производству полутвердых сыров. В этом же году начато строительство нового цеха на имеющихся недостроенных площадях. В 2007 г. этот цех был введен в эксплуатацию. Необходимо отметить, что цех построен за счет собственных средств завода.

ОАО «Смолевичский молочный завод» относится к отрасли пищевая промышленность. В настоящее время эта отрасль представлена множеством предприятий, выпускающих аналогичную продукцию повседневного спроса. ОАО «Смолевичский молочный завод» занимает незначительный удельный вес во всей отрасли, так как его производство ориентировано в основном на удовлетворение потребностей в молочной продукции населения Смолевичского района, г. Жодино и небольшого процента населения г. Минска и г. Борисова.

ОАО «Смолевичский молочный завод» является открытым акционерным обществом, и его деятельность регулируется Уставом, утвержденным на общем собрании акционеров.

Акционерное общество расположено в г. Смолевичи Минской области. На сегодняшний момент в состав предприятия входят основной цех, здание котельной, компрессорной, складские помещения, административное здание.

Производственные мощности предприятия ОАО «Смолевичский молочный завод» составляют 83,8 т сырья в смену.

Переработка молока составляет 75 т в смену или мощности загружены на 89,5 %.

Целью предприятия является удовлетворение потребностей потребителя качественной и полезной продукцией. Предлагаемый ассортимент продукции постоянно расширяется в соответствии с требованиями рынка.

Миссию предприятия можно сформулировать следующим образом: деятельность направлена на завоевание прочного и ведущего положения на рынке.

Главная ключевая цель предприятия - получение как можно больше прибыли от производства и реализации продукции. Достижение этой цели невозможно без выделенных подцелей. Подцелью маркетинга является увеличение объема продаж продукции за счет повышения конкурентоспособности и поиска новых рынков сбыта. Подцелью сферы производства является увеличение объема производства в результате эффективного использования мощностей и применения нового универсального оборудования.

Одной из главных подцелей является увеличение производительности работы персонала предприятия, это можно достичь за счет мотивации к труду (премии и другие поощрения), а также за счет создания принципиально новых отношений между подчиненными и руководителями. Современная организация не может игнорировать и инновационные процессы, она должна постоянно работать с научно-техническими организациями, следить за изменениями на рынке новых технологий.

В качестве основной стратегической цели предприятие ставит - повышение конкурентоспособности своей продукции и увеличение ее продаж на отечественном и зарубежных рынках.

Стратегия - направление развития организации в соответствии с поставленной целью. Стратегия развития ОАО «Смолевичский молочный завод» направлена на:

модернизацию и техническое перевооружение производства;

создание новых продуктов;

привлечение инвестиций для технического перевооружения;

увеличение производственного потенциала предприятия;

увеличение выпуска продукции, ее качества, увеличение ассортимента;

наращивание объемов выпуска новых видов продукции;

повышение конкурентоспособности продукции за счет качества, увеличение экспорта;

налаживание партнерских отношений с поставщиками сырья и материалов, оборудования для модернизации;

увеличение числа новых потребителей.

.3 Характеристика выпускаемой продукции

ОАО «Смолевичский молочный завод» выпускает следующие виды продукции:

молоко;

кефир;

сметану;

творог и творожные изделия;

сыры мягкие;

сливки;

кисломолочную продукцию;

масло крестьянское;

полутвердые сыры.

ОАО «Смолевичский молочный завод» выпускает молочную продукцию, которая относится к повседневной и, следовательно, спрос на нее постоянен и неэластичен. Основным препятствием, с которым сталкивается завод при продвижении продукции на рынок, является конкурентная борьба.

Многие крупные молочные предприятия производят цельномолочную продукцию с удлиненными сроками реализации, что позволяет им реализовывать её не только в пределах своей области, но и практически по всей республике. В то же время некоторые предприятия имеют в соседних областях хорошо отлаженную дилерскую сеть, в частности оптовые склады, что позволяет им доставлять свою молочную продукцию большими партиями и, тем самым, снижать транспортные издержки на единицу реализованной продукции.

Что касается ОАО «Смолевичский молочный завод», то производимая им молочная продукция не уступает по качеству продукции большинства конкурентов, но, имея относительно небольшие сроки реализации, снижает её конкурентоспособность. В то же время продукция ОАО «Смолевичский молочный завод» имеет преимущество перед конкурентами по ценовому фактору. В качестве базовой стратегии ОАО «Смолевичский молочный завод» на 2012 г. планирует использовать стратегию снижения издержек при совершенствовании товара. Одной из основных задач предприятия на ближайшее время является повышение качества выпускаемой продукции. В последнее время на заводе освоено производство мягких сыров и твёрдых сыров с укороченным сроком созревания. Для изготовления сыров используются сыродельные ванны, дальнейшая обработка продукта осуществляется ручным способом.

Изготовление масла коровьего сливочного осуществляется методом сбивания на маслоизготовителях непрерывного действия, расфасовка - в потребительские пакеты 200г и картонные короба 20кг.

Для мойки технологического оборудования выделен отдельный участок, мойка технологического оборудования в основном осуществляется ручным способом, частично с применением циркуляционной мойки.

Молочная продукция, произведенная на предприятии, соответствует по своим характеристикам требованиям нормативных документов на данный вид продукции, является экологически чистым продуктом, производство осуществляется без каких-либо химических добавок и примесей.

Творог. Творог имеет чистые кисломолочные вкус и запах, консистенция нежная, однородная. Для жирного творога первого сорта допускается несколько рыхлая и мажущаяся, для нежирного - рассыпчатая, с незначительным выделением сыворотки.

Цвет белый, слегка желтоватый, с кремовым оттенком, равномерный по всей массе.

Значительное содержание в твороге жира и особенно полноценных белков обусловливает его высокую пищевую и биологическую ценность.

Сметана. Сметана имеет чистый кисломолочный вкус с выраженными привкусом и запахом, свойственными пастеризованному продукту. Консистенция ее однородная, в меру густая, без крупинок жира и белка. Цвет белый с кремовым оттенком. Содержание всех витаминов, имеющихся в молоке, в несколько раз больше.

Масло сливочное. Сливочное масло - продукт с высокой концентрацией молочного жира, обладающего среди природных жиров наибольшей пищевой и биологической ценностью.

Масло имеет приятный специфический вкус и запах, желтый или желтовато-белый цвет, пластичную консистенцию при 10-12%, сохраняет форму в широком диапазоне температур (10-250С).

Биологическая ценность масла дополняется содержанием в нем жирорастворимых (А, Е, каротин), водорастворимых (В1, В2, РР и др.) витаминов, полиненасыщенных жирных кислот, фосфатидов и минеральных веществ.

Качество и свойства масла зависят от методов переработки сливок, применяемого сырья, вкусовых и ароматических добавок.

Сыр. Сыр является продуктом с высокой энергетической и биологической ценностью, содержащим незаменимые аминокислоты и более простые соединения белкового и небелкового азота, которые легче и быстрее усваиваются (на 96-98%), чем белки молока. Сыры содержат и комплекс жира, водорастворимые витамины, многие микроэлементы.

Отдел сбыта организует свою работу поэтапно: сначала изучаются внешние и внутренние условия функционирования предприятия, выявляются имеющиеся проблемы и устанавливаются цели, главной является получение максимального дохода путем выхода на международный рынок при условии высокого качества продукции. С учетом этого и разрабатывается план деятельности службы сбыта.

Сбыт продукции может осуществляться тремя основными способами:

через собственную сбытовую сеть;

через независимых посредников;

через финансово-зависимых посредников.

Глава 3. Анализ производственно - хозяйственной деятельности ОАО «Смолевичский молочный завод» с применением SWOT-анализа

.1 Анализ производственно - хозяйственной деятельности выявление слабых и сильных сторон

Прежде чем приступать к анализу показателей оценки производственно-хозяйственной деятельности, проведем анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия. Данный анализ позволяет определить сильные и слабые стороны производственной деятельности предприятия, определяет соответствующие угрозы и возможности развития организации, а, следовательно, дает возможность судить о состоянии производственно-хозяйственной деятельности.анализ - это легкий в применении инструмент быстрой оценки стратегического положения компании. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями.

Сила - это то, в чем компания преуспела, особенность, которая представляет ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке.

Слабость - это отсутствие чего-то важного для функционирования или то, что ставит ее в неблагоприятные условия в сравнении с другими организациями.

Составим список слабых и сильных сторон ОАО «Смолевичский молочный завод», а также список угроз и возможностей.

Внутренние сильные стороны:

. Хорошая репутация, сложившаяся о предприятии у покупателей;

. Опыт в разработке новых товаров

. Выход на российский рынок, объем экспорта составляет 6 %

. Низкие цены

.высокое качество производимой продукции

Возможности предприятия:

.Использование новых технологий

.Пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворить больше потребностей потребителя

.Способность обслужить дополнительные группы потребителей или выйти на новые сегменты рынка

.Расширение рынков сбыта, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом

.Загрузка производственных мощностей до 100%

Список слабых сторон и угроз ОАО «Смолевичский молочный завод»:

Внутренние слабые стороны:

.Недостаточные технологические навыки

.Внутренние производственные проблемы

.Недостаточный имидж на рынке

.Недостаток денежных средств на финансирование необходимых изменений

.Неудовлетворительная сбытовая сеть

.Устарелая технология производства творога

.Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности

. Не используются производственные мощности на 100%

Внешние угрозы:

.Перенасыщенность рынков сбыта

.Выход на рынок конкурентов с более низкими ценами

.Растущая требовательность покупателей

.Неблагоприятное изменение торговой политики Республики Беларусь и Российской федерации.

После составления конкретного списка слабых и сильных сторон, а также угроз и возможностей, нужно установить связи между ними. Для этого составим матрицу SWOT.

.2 Матрица SWOT

Слева на рисунке выделены два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которых соответственно находятся все выявленные ранее сильные и слабые стороны предприятия. В верхней части матрицы также выделены два раздела (возможности и угрозы), в которые включены все выявленные возможности и угрозы.

На пересечении разделов образовались четыре поля: поле «СИВ» (сила и возможности); поле «СИУ» (сила и угроза); поле «СЛВ» (слабость и возможности); поле «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей рассмотрим все возможные парные комбинации и выделим те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения ОАО «Смолевичский молочный завод».

Таблица 1

Матрица SWOT

Возможности 1.Использование новых технологий 2.Пути расширения ассортимента продукции 3.Способность обслужить дополнительные группы потребителей или выйти на новые сегменты рынка 4.Расширение рынков сбыта, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом 5.Загрузка производственных мощностей до 100%Внешние 1.Перенасыщенность рынков сбыта 2.Выход на рынок конкурентов с более низкими ценами 3.Растущая требовательность покупателей 4.Неблагоприятное изменение торговой политики Республики Беларусь и Российской федерацииСильные стороны 1.Хорошая репутация, сложившаяся о предприятии у покупателей; 2.Собственная технология 3.Опыт в разработке новых товаров 4.Выход на российский рынок, объем экспорта составляет 6 % 5.Низкие цены и высокое качество производимой продукции.поле «СИВ»поле «СИУ»Слабые стороны 1.Недостаточные технологические навыки 2.Внутренние производственные проблемы 3.Недостаточный имидж на рынке 4.Недостаток денежных средств на финансирование необходимых изменений 5.Слабая сбытовая сеть 6.Устарелая технология производства творога 7.Плохая организация маркетинговой деятельностиполе «СЛВ»поле «СЛУ»

Таблица 2

Поле «СИВ»:

Опыт в разработке новых товаровПути расширения ассортимента продукции (простокваша, сырки глазированные)Собственные технологииИспользование новых технологий (автоматизированная линия производства творога)Выход на российский рынокРасширение рынков сбыта, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом

Рассмотрев силу и возможности ОАО «Смолевичского молочного завода», для того, чтобы получить отдачу от возможностей ОАО «Смолевичский молочный завод», следует разрабатывать стратегию по использованию следующих сильных сторон: опыт в разработке новых товаров; собственные технологии; выход на российский рынок.

Таблица 3

Поле «СЛВ»

Устарелое оборудованиеСпособность обслужить дополнительные группы потребителей или выйти на новые сегменты рынкаНеудовлетворительные технологические навыкиПути расширения нового ассортимента продукцииНеудовлетворительная сбытовая сетьРасширение рынков сбыта, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом

Рассмотрев силу и возможности ОАО «Смолевичского молочного завода», для того чтобы попытаться преодолеть имеющиеся на предприятии слабости, нужно попытаться построить стратегию, используя все возможности предприятия, а именно: пути расширения нового ассортимента продукции, чтобы удовлетворить больше потребностей потребителей; способность обслужить дополнительные группы потребителей или выйти на новые сегменты рынка; расширение рынков сбыта, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом.

Таблица 4

Поле «СИУ»

Неудовлетворительные технологические навыкиВыход на рынок конкурентов с более низкими издержкамиУстарелое оборудованиеРастущая требовательность покупателейНедостаточный имидж на рынкеПадение спроса на выпускаемую продукцию

Рассмотрев силу и возможности ОАО «Смолевичского молочного завода» для того, чтобы предотвратить угрозы и избавиться от слабостей предприятию необходимо вырабатывать стратегию управления, стараясь увеличить ассортимент продукции, постараться снизить затраты на производство продукции, а также исследовать рынок потребителей.

Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей.

Таблица 5

Матрица возможностей

ВероятностьСильное влияниеУмеренное влияниеМалое влияниеВысокая вероятностьПОЛЕ «ВС»ПОЛЕ «ВУ»ПОЛЕ «КВМ»Средняя вероятностьПОЛЕ «СС»ПОЛЕ «СУ»ПОЛЕ «СМ»Низкая вероятностьПОЛЕ «НС»ПОЛЕ «НУ»ПОЛЕ «НМ»

Данная матрица строиться следующим образом: сверху откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное влияние, умеренное влияние, малое влияние); сбоку откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).

Таблица 6

Матрица возможностей ОАО «Смолевичский молочный завод»

Пути расширения нового ассортимента продукции. Расширение рынков сбыта, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом.Использование новых технологийВозможность загрузки производственных мощностей до 100%Пути расширения нового ассортимента продукции. Расширение рынков сбыта, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом. ПОЛЕ «ВС ПОЛЕ «ВУ» ПОЛЕ «КВМ»Использование новых технологийПОЛЕ «СС»ПОЛЕ «СУ»ПОЛЕ «СМ»Способность обслужить дополнительные группы потребителей или выйти на новые сегменты рынка Загрузка производственных мощностей до 100% ПОЛЕ «НС» ПОЛЕ «НУ» ПОЛЕ «НМ»

Возможности, которые попали на поля «ВС», «ВУ», и «СС» имеют большое значение для предприятия и их надо обязательно использовать. Следовательно, ОАО «Смолевичский молочный завод» необходимо расширить рынки сбыта продукции, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом; расширить ассортимент продукции, путем разработки и освоения производства новых видов изделия.

Составим похожую матрицу оценки угроз (таблица 7). Сверху откладываются возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Сбоку откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).

Таблица 7

Матрица угроз

РазрушениеКритическое состояниеТяжелое состояние«Легкие ушибы»Высокая вероятностьПОЛЕ «ВР»ПОЛЕ «ВК»ПОЛЕ «ВТ»ПОЛЕ «ВЛ»Средняя вероятностьПОЛЕ «СР»ПОЛЕ «СК»ПОЛЕ «СТ»ПОЛЕ «СЛ»Низкая вероятностьПОЛЕ «НР»ПОЛЕ «НК»ПОЛЕ «НТ»ПОЛЕ «НЛ»

Таблица 8

Матрица угроз ОАО «Смолевичский молочный завод»

Перенасыщенность рынков сбытаВыход на рынок конкурентов с более низкими издержкамиНеблагоприятные изменения торговой политики РБ и РФТребовательность покупателейПеренасыщенность рынков сбыта; Выход на рынок конкурентов с более низкими издержкамиПОЛЕ «ВР»ПОЛЕ«ВК»ПОЛЕ «ВТ»ПОЛЕ «ВЛ»Неблагоприятные изменения торговой политики РБ и РФПОЛЕ «СР»ПОЛЕ«СК»ПОЛЕ «СТ»ПОЛЕ «СЛ»Требовательность покупателейПОЛЕ «НР»ПОЛЕ«НК»ПОЛЕ «НТ»ПОЛЕ «НЛ»

Те угрозы, которые попали на поля «ВР», «ВК» и «СР», представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Следовательно, чтобы успешно продавать свою продукцию, нужно проводить рекламные акции, выходить на новые рынки сбыта. С выпуском новых изделий, можно более полно удовлетворить новые потребности покупателей, а также приобрести новых потребителей своей продукции. Для ОАО «Смолевичский молочный завод» нужно внимательно следить за поведением конкурентов, которые могут выйти на рынок с более низкими ценами и более высоким качеством.

Таблица 9

Сравнительный анализ цен конкурентов, тыс. р.

Наименование продукцииЖирность %Упаковка, ед.изм.ОАО «Смолевичский молочный завод»ОАО «Савушкин продукт»ГМЗ №3Молоко3,5п/пак, 1 л160023001940Молоко в Tetra-Brick3,1Tetra-Brick1 л-2920-Сметана26 п/пак 0,5 кг3640 -3220 Сметана традиционна25 п/пак 0,5 кг330042003750Сметана24 п/пак 0,5 кг-4160-Кефир3,5 п/пак 1 кг175022001970Кефир3,2 Tetra-rex 1 кг-2210-Кефир3,2п/пакет 1кг1700-1920Творог 9% вес.1 кг6880--Масло крестьянское72,51 кг9100-11060Сыр п/твердый вес451 кг18750-19340

Исходя из результатов оценки по матрице SWOT видно, что предприятие занимает устойчивую позицию на рынке и ресурсы дают предприятию перспективные возможности. Наиболее рационально в настоящее время - использование новых технологий и расширение ассортимента продукции.

Также при анализе факторов внутренней среды следует отметить культуру принятия решений. Этот процесс на ОАО «Смолевичский молочный завод» состоит из нескольких этапов:

постановка целей и задач;

сбор информации;

выработка альтернатив;

выработка критериев и сравнение альтернатив;

конкретизация решения для его исполнителей;

анализ результатов.

Управление предприятием осуществляет директор и его заместители через функциональные отделы, и руководители основных и вспомогательных подразделений.

.3 Мероприятия по улучшению продукции ОАО «Смолевичский молочный завод»

На основе SWOT-анализа ОАО «Смолевичский молочный завод» были выявлены возможности и угрозы предприятия.

Возможности ОАО «Смолевичский молочный завод» - это расширение рынка сбыта продукции, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом; расширение ассортимента продукции, путем разработки и освоения производства новых видов изделия.

Угрозы - это перенасыщенность рынков сбыта, выход на рынок конкурентов с более низкими издержкам, неблагоприятные изменения торговой политики

РБ и РФ.

Для устранения существующих недостатков были разработаны следующие мероприятия:

. Провести рекламные акции

. Выходить на новые рынки сбыта.

.Выпускать новую продукцию, с выпуском новых изделий, можно более полно удовлетворить новые потребности покупателейа также приобрести новых потребителей своей продукции.

. Внимательно следить за поведением конкурентов, которые могут выйти на рынок с более низкими ценами и более высоким качеством.

. Чтобы работники предприятия работали с большей отдачей, следует усовершенствовать систему оплаты труда и мотивации персонала, повысить удовлетворенность персонала и тем самым увеличить производительность труда. Это можно достичь такими способами: механизации и автоматизации производства, замена и модернизации устаревшего оборудования.

Заключение

Управление качеством продукции в условиях рыночной экономики - это самостоятельная система производственного менеджмента, направленная на повышение привлекательности продукции для потребителей с целью увеличения объема продаж и, соответственно, прибыли. По результатам проведенного в третей главе курсовой работы swot- анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности организации, было отмечено, что ОАО «Смолевичский молочный завод» - это предприятие, эффективно осуществляющее процесс производства, и являющееся одним из конкурентоспособных организаций г. Смолевичи. На рынке производственных предприятий с ростом числа конкурирующих организаций существенно возрастает роль разработки совершенствования производственной деятельности. Поэтому для ОАО «Смолевичский молочный завод» наиболее актуальным является повышение качества продукции путем внедрения на предприятии системы управления качеством по международным стандартам.

Повышение эффективности основных фондов ОАО «Смолевичский молочный завод» осуществляется за счет более быстрого освоения новых мощностей, повышения сменности работы машин и оборудования, совершенствования организации материально-технической базы, ремонтной службы, повышения квалификации рабочих, технического перевооружения предприятий, модернизации и проведения организационно-технических мероприятий.

Необходимость обращения к качеству ОАО «Смолевичский молочный завод» и к совершенствованию технических факторов производства диктуется как конкуренцией на рынке, а, следовательно, экономическими соображениями, так и требованиями к безопасности жизни человека и окружающей среды.

Список использованных источников и литературы

1.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: изд-во МГУ, 2008.

.Астахов В.П. Теория антикризисного управления. М.-2008 г.

.Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М.: Финансы и статистика, 2007

4.Ветроградов В. Управление продажами. 2009.

.Грейм Б.С. , Шелен Ф.М. Полное руководство для менеджера по продажам. -М. 2002 г.

.Дашкова А.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. М. 2007 г.

.Зуб А.Т. Антикризисное управление. - М.: Аспект Пресс, 2007.

.Ковалев, А.П. Управление затратами с помощью стоимостного анализа. - М. : Финансы, 2008.

.Кожевникова Н.Н. Основы антикризисного управления предприятиями / Под ред.. - М.: Академия, 2005.

.Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. - С-Пб. : Питер, 2008

.Короткова Э.М. Антикризисное управление /.- М.: Инфра-М, 2006

12.Макарова И.К. Управление персоналом. - М.: Юриспруденция, 2005.

13.Митин А.Н. Антикризисное управление персоналом организации. - СПб.: Питер, 2005.

14.Наумов А.И. Менеджмент, 3-е издание, учебник, 2007 г.

15.Паутов А.И. «Программа». Решения задачи оптимального управления продажами с использованием статистических моделей» - М. 2009.

16.Попов Р.А. Антикризисное управление. - М.: Высшая школа, 2005.

17.Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. - М.: АспектПресс, 2008

.Фархутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2006.

19.Хейман С., Санчес Д., и др. Новая стратегия продаж. - М. Лори. - 2007

Похожие работы на - Оценка рынков молочной продукции с применением SWOT-анализа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!