Анализ структуры и путей формирования ассортимента торгового предприятия ООО 'Триал-Владивосток'

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    59,23 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ структуры и путей формирования ассортимента торгового предприятия ООО 'Триал-Владивосток'

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ







ОТЧЕТ о прохождении товароведной практики

На предприятии ООО «Триал-Владивосток» В городе Владивосток В период с 20.06.2012 по 16.07.2012

Студент А.В. Пустовит

Руководитель от университета ст. преподаватель В.Я. Елишева

Руководитель от предприятия Директор С.В. Филатов


Владивосток 2012

Содержание

Введение

1. Общая характеристика предприятия ООО «ТРИАЛ-ВЛАДИВОСТОК»

1.1 Характеристика предприятия

1.2. Анализ организационной структуры и системы управления

1.3 Краткий анализ основных экономических показателей предприятия ООО «Триал-Владивосток»

. Специализация предприятия

2.1 Ассортимент продукции

2.2 Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров в данном предприятии

2.3 Методы изучения спроса покупателей

. Организация торгово-технологического процес

3.1 Схема торгово-технологического процесса, применяемого на данном предприятии

4. Соблюдение прав потребителей на торговом предприятии

. Порядок оформления результатов торгово-хозяйственной деятельности

5.1 Организация и документальное оформление приемки товаров по количеству

5.2 Организация и документальное оформление приемки товаров по качеству

.3 Организация учета товаров на сладах торгового предприятия

.4 Порядок составления товарных отчетов на предприятии ООО «Триал-Владивосток»

. Товароведная характеристика торгового процесса

.1 Функции, права и обязанности товароведа

.2 Порядок приемки товаров по количеству и качеству

Заключение

Список использованных источников

Введение

Целью товароведной практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения, а также приобретение практических навыков в области коммерческой деятельности торгового предприятия и организации торгового процесса.

В процессе прохождения товароведной практики предусматривается:

изучение организации торгово-хозяйственной деятельности торгового предприятия;

анализ структуры и путей формирования и совершенствования ассортимента торгового предприятия;

анализ организации торгово-технологического процесса на торговом предприятии; типы и виды торгового оборудования;

изучение и анализ организации форм торгового обслуживания;

овладение навыками составления торговых контрактов и договоров;

освоение видов документального оформления основных операций при приемке, хранении и реализации товаров;

участие в инвентаризации товарно-материальных ценностей;

проведение экспертизы, контроля качества и сортировки товаров, реализуемых на торговом предприятии;

контроль наличия и правильности выдачи сертификата на товары, подлежащие обязательной сертификации;

осуществление приемки партии поступивших товаров по качеству и количеству;

изучение основных руководящих документов, регулирующих деятельность торговых предприятий.

Место прохождения практики торгово-складской комплекс ООО «Триал-Владивосток».

1. Общая характеристика предприятия ООО «ТРИАЛ-ВЛАДИВОСТОК»

.1 Характеристика предприятия

Датой основания компании ООО «Триал-Владивосток» считается продажа первого контейнера пива торговой марки "Сибирская Корона" 30 июня 1999 г. и уже 23 марта 2001 года был открыт первый филиал в г.Артеме.

В период с 2002 по 2005 годы компания открыла филиалы в городах Уссурийск, Дальнереченск, Сахалин, Комсомольск-на-Амуре, Дальнегорск, Арсеньев, Хабаровск. А в 2006 филиалы в г. Братске и Усть-Илимске.

год стал знаменательным для этой компании, так как именно в этот момент кроме понимания, что необходимый объем продаж на территории Дальнего Востока можно получить, имея широкую филиальную сеть, пришло понимание стратегии развития, выраженной в конкретных целях и ценностях компании.

Торговое предприятие ООО «Триал-Владивосток», создано 30 июня 1999 г. в форме общества с ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью это форма объединения капитала, сочетающаяся с возможностью личного участия в деятельности организации. ООО может быть учреждено гражданами или юридическими лицами - одним или несколькими, количество участников ограничено законом (не более 50), если участников больше, то ООО должно быть ликвидировано или преобразовано в открытое акционерное общество (ОАО) или производственный кооператив.

Уставный капитал ООО разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск в размере внесенных ими вкладов в уставный капитал. Т.е. если ООО не сможет вернуть кредит, то в счет долга пойдет только имущество ООО, а своим имуществом участники не отвечают, таким образом, при банкротстве ООО каждый участник потеряет просто свой вклад[11].

Место нахождения: Российская Федерация, г. Владивосток, ул. Вострецова, 36.

Режим работы - Пн.-Пт. с 9.00 до 19.00. Обед с 13.00 до 14.00. Сб.-Вс. - выходной Предметом деятельности предприятия является:

безалкогольные напитки - розничная торговля

алкогольные напитки и слабоалкогольные напитки - розничная торговля

.2 Анализ организационной структуры и системы управления

Организационная структура ООО «Триал-Владивосток», представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организационная структура управления ООО «Триал-Владивосток»

Как видно из рис. 1 руководство предприятием осуществляет генеральный директор. Директор без доверенности от имени предприятия имеет право представлять его интересы, заключать договоры, выдавать доверенности, утверждать штатное расписание, издавать приказы и указания.

Функциональные обязанности директора:

Обеспечивает соблюдение обязательных с учетом профиля и специализации деятельности предприятия розничной торговли требований, установленных для предприятия в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах.

Оформляет, получает лицензии, соответствующие разрешения и иные документы (сертификаты соответствия, гигиенические заключения) и представляет их, либо часть информации, содержащейся в этих документах для ознакомления покупателям.

Доводит до покупателей сведения об организационно-правовой форме юридического лица, фирменное наименование (наименование), юридический адрес, режим работы и прочее.

Обеспечивает наличие оборудования, инвентаря в соответствии с требованиями стандартов необходимых для сохранения качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи

Организовывает, планирует и координирует деятельность предприятия розничной торговли.

Анализирует результаты продаж и качества обслуживания покупателей, разрабатывает и проводит мероприятия по повышению качества торгового процесса.

Ведет переговоры, связанные с поставками, заказами и реализацией товаров.

Руководит работниками предприятия розничной торговли.

Представляет интересы предприятия и действует от его имени

Генеральному директору подчиняются три основных отдела предприятия: торговый отдел, отдел маркетинга и бухгалтерия.

Каждый отдел предприятия имеет руководителя, которому подчиняются отдельные специалисты.

Отдельные специалисты помогают линейному руководителю в сборе и обработке информации, в анализе хозяйственной деятельности, подготовке управленческих решений, контроле за их выполнением, но сами указаний или инструкций управляемому объекту не дают[12].

.3 Краткий анализ основных экономических показателей предприятия ООО «Триал-Владивосток»

В таблице 1 представлены показатели торгово-экономической деятельности магазина за 2010 - 2011 гг.

Из таблицы 1 видно, что в 2011 г. магазин значительно улучшил показатели всей деятельности. Так, видно, что товарооборот увеличился на 93%. Валовой доход увеличился почти в 6,5 раз, в связи с чем уровень валового дохода к товарообороту в 2010 г. составил 67,4%, что на 47,4% больше, чем в предыдущем году.

Более чем в 8 раз увеличилась прибыль от реализации товаров. Уровень рентабельности возрос на 37,6%, составив в 2010 г. 49,2%.

Сумма издержек обращения увеличилась на 86%, положительным моментом является снижение уровня издержек в процентах к обороту на 1,8%.

Внереализационные доходы снизились ровно на половину, одновременно в 3,5 раза возросли внереализационные расходы.

Таблица 1 - Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности ООО «Триал-Владивосток» в 2010-2011гг, тыс. руб.

Показатели

2010г.

2011г.

Отклонение +/-

2010/2011гг, %

Товарооборот, сумма

33500,7

64600,7

31100

193

Валовой доход, сумма

6700,14

43500,8

36800,66

649,2

Издержки обращения, сумма

17600,7

32800,7

15200

186

Прибыль от реализации товаров, сумма

3900,1

31800

27800,9

813

Уровень рентабельности, %

11,6

49,2

37,6

-

Внереализационные доходы (прибыль)

50,8

20,9

-30,0

60

Внереализационные расходы

10,2

40,2

30,0

350

Балансовая прибыль

4300,7

31060,7

27030

725


Проанализировав данные экономические показатели можно сказать, что в 2011 г. предприятие работало эффективно и улучшило результаты работы по сравнению с 2010 гг. по показателям товарооборота, валового дохода, прибыли от реализации, балансовой прибыли и чистой прибыли.

Исходя из этого, сумма балансовой прибыли в 2011 г. увеличилась на 2730 тыс. руб., или более, чем в 7 раз. Основная причина увеличения показателей - увеличение торговых площадей. Основу коммерческой деятельности розничного торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот, который является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия. Общий объем товарооборота (выручка от реализации товаров) за 2010- 2011 гг. представлен в таблице 1, из этой таблицы видно, что сумма товарооборота в 2011 г. составила 6460,7 тыс. руб., что на 93% больше, чем в 2010 г.

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что предприятие является рентабельным, так как на первую половину 2012 года экономические показатели приближаются к показателям 2011 года, а этот год являлся одним из самых прибыльных за все существование предприятия.

. Специализация предприятия

ООО «Триал-Владивосток» является предприятием розничной торговли.

Розничная торговля - продажа товаров конечному потребителю. Причём совершенно не важно, как именно продаются товары или услуги (методом личной продажи, по почте, по телефону или через интернет), а также - где именно они продаются (в магазине, на улице или на дому у потребителя).

В отличие от оптовой торговли, товар, купленный в системе розничной торговли, не рассчитан на дальнейшую перепродажу, а предназначен для непосредственного использования.

Субъекты процесса розничной торговли - продавец и покупатель[2].

.1 Ассортимент продукции

На предприятии ООО «Триал-Владивосток» реализуют продукции более 890 наименований водки, вина, коньяка, шампанского, элитной продукции и слабоалкогольных напитков, наиболее востребованных на рынке г. Владивостока.

«Московская». Готовится на спирте «Экстра» с добавлением бикарбоната натрия и уксусной кислоты. Крепость 40%.

«Посольская». Получают из спирта «Экстра» и воды. Сортировку обрабатывают сухим обезжиренным молоком, которое после коагуляции и отстаивания отделяют на фильтр - прессе. Крепость 40%.

«Пшеничная». Готовят из спирта «Экстра» и умягченной воды, прошедшей дополнительную обработку активным углем. Крепость 40%.

«Сибирская». Получают смешиванием спирта «Экстра» и умягченной воды до крепости 45%.

«Старорусская». В состав купажа входят спирт высшей очистки вода исправленная, бикарбонат натрия (сода). Крепость 40%.

«Столичная». Готовят из спирта «Экстра», умягченной воды с добавлением сахара. Крепость 40%.

«Экстра». Получают из спирта высшей очистки, исправленной воды с добавлением сахара и перманганата калия. Крепость 40%.

Водка особая

«Виру-валге». Готовят из спирта высшей очистки и умягченной воды с добавлением сахара. Крепость 45%.

«Кристалл-дзидрайс». Производят на основе спирта высшей очистки с добавлением тминного и горько-миндального масел, глицерина, сахара. Крепость 40%.

«Листувишка Скайдрион», В состав входят спирт высшей очистки, умягченная вода. Крепость 40%.

«Новал». Получают из спирта высшей очистки и исправленной воды с добавлением ароматного спирта, тмина и сахара. Крепость 40%.

«Украинская горилка». Готовят на основе спирта высшей очистки с добавлением меда. Крепость 40%.

Ассортимент вновь разрабатываемых водок велик. Отличия в их качестве достигаются внесением различных ингредиентов: настоев ароматичного и неароматического лекарственного сырья, меда, минеральных солей. Для повышения качества, уменьшения концентрации примесей в водках используют спирты более высокого качества, чем «Люкс», - так называемые «Альфа», «Супер» и т.п., получаемые небольшими партиями на спиртзаводах с помощью особых технологических режимов. В процессе обработки, сортировки применяют также дополнительные технологические приемы, например, очистку модифицированным крахмалом, настаивание на измельченных зернопродуктах.

Ниже приведены характеристики и особенности состава некоторых новых наименований водок.

«Пшеничная»- на спирте «Экстра»; «Державная» - на спирте «Экстра» с добавлением фруктозы, соляной кислоты; «Звезда России»- на спирте «Экстра» с внесением сахара и йодида калия; «Золотое кольцо» - на спирте «Люкс»; «Князь Серебряный» - с добавлением настоя корня калгана;. «Молодецкая» - с использованием сахара и яблочного уксуса; «Орловская царская» - с добавлением ароматных спиртов аниса, цветов липы, меда; «Российская корона» - с использованием специально обработанной, омагниченной воды с добавлением сахара, йодида калия; «Россия» - на основе спирта «Супер»; «Соловецкая» - дополнительно вносят настой хвои, можжевельника; «Старая Москва» - также с использованием спирта «Люкс»; «Тульская» 0 на спирту «Экстра» с добавлением ароматного спирта ржаного солода; «Уральская» - с внесением настоя березовых почек; «Чарка» - дополнительно вносят мальтозу, столовый уксус, сахар.

Водки других стран мира

Принцип дистилляции, положенный в основу изготовления традиционной русской водки, широко распространен во всем мире. Однако в зарубежных странах применяется другое сырье, иная технология производства, используются натуральные и синтетические добавки, определяющие органолептические и физико-химические характеристики напитка. По российской классификации большинство из них относят к ликероводочным изделиям. Кроме того, водками называют ряд крепкоалкогольных напитков, получаемых по традиционным национальным рецептам путем перегонки (дистилляции) виски, бренди, джин, ром, сливовица, арак.

Шампанское и вина.

Также компания реализует широкий ассортимент вина на любой вкус: от недорогих ординарных до выдержанных марочных вин. Особую категорию составляют шампанские и игристые вина.

Виноградные вина выпускают сортовые, получаемые из одного сорта винограда, и купажные, приготовленные из нескольких сортов винограда.

Белые виноградные вина получают сбраживанием сусла из светлых сортов винограда.

Красные вина получают из красных сортов винограда сбраживанием сусла вместе с кожицей и косточками. В период брожения красящие дубильные вещества из семян и кожицы переходят в сусло, поэтому эти вина имеют красный цвет, терпкий, вяжущий вкус.

Розовые вина вырабатывают из белых и красных сортов винограда или получают купажированием (смешиванием) белых и красных вин.

Ординарные вина выпускают в продажу без выдержки, не ранее чем через 3 месяца со дня переработки винограда. Ординарные выдержанные вина выдерживают более года.

Марочные вина - высококачественные, полученные из определенных сортов винограда. Эти вина сохраняют свои свойства вне зависимости от продолжительности выдержки. Продолжительность выдержки - не менее 1.5 лет.

Коллекционные вина - марочные вина очень высокого качества, выдержанные не менее 6 лет. После выдержки в бочках их дополнительно выдерживают 3 года в бутылках.

Столовые вина. Их получают в результате сбраживания виноградного сока без добавления спирта. Содержание спирта в них - от 9 до 14%; по содержанию сахара они подразделяются на сухие столовые вина с остаточным содержанием сахара до 1% и полусладкие. В сухих винах процесс брожения идет до конца, весь сахар сбраживается. Они содержат сахара до 0,3% и имеют приятно освежающий кисловатый вкус. В продажу поступают сухие вина белые, красные, розовые, кахетинские и херес столовый.

К лучшим белым столовым винам относятся Рислинг, Абрау; Цинандали, Гурджаани (Грузия); Алиготе, Мускат белый (Молдавия).

Красные столовые вина отличаются большей экстрактивностью, более терпким вкусом. Красные вина комбината «Абрау Дюрсо» - Каберне, Абрау и другие. Среди красных марочных вин выделяются Мукузани и Телиани (Грузия).

Кахетинские вина (Тибиани № 12), приготовленные из белых и красных сортов винограда путем полного сбраживания сусла с мезгой и гребнями, имеют характерный терпкий вкус и очень своеобразный, приятный аромат.

Херес столовый получают выдержкой вина в неполных бочках под дрожжевой пленкой (солерой). Цвет вина золотистый, оно имеет особый вкус и букет с грибным тоном. Херес вырабатывают крепостью не выше 14%, несладкий.

Полусладкие вина получают путем неполного сбраживания сахарного сусла. Процесс брожения приостанавливают охлаждением или оклейкой. После розлива полусладкие вина пастеризуют. Они имеют приятный кисло-сладкий вкус. Содержат сахара от 3 до 8%.

Полусладкие вина (белые, розовые, красные) получают купажированием сухих столовых вин и сладких виноматериалов. Лучшие полусладкие вина вырабатывают в Грузии: белые - Твиши, Тетра, Псоу; красные - Хванчкара, Киндзмараули. Хорошие столовые вина вырабатывают в Армении, Молдавии, Азербайджане и Узбекистане.

Крепленые вина. Они содержат от 17 до 20% спирта. Получают их неполным сбраживанием виноградного сусла; в период брожения добавляют спирт, чтобы сохранить в вине определенное количество сахара. Вырабатывают крепкие и десертные вина, которые различаются содержанием спирта и сахара.

Крепкие вина содержат 17-20% спирта, до 14% сахара. Их выпускают разных типов. Портвейны вырабатывают крепостью: 17-19%, содержание сахара - 7 -13%. По окраске белые, красные и розовые. Чаще вырабатывают красные. Марочные портвейны отличаются умеренной сладостью и мягким вкусом, фруктовым букетом со специфическим карамельным тоном. Лучшие марочные портвейны выпускает крымский комбинат «Массандра»: белые - Сурож, красные - Ливадия, Массандра. В Армении производят марочный портвейн Айгешат, в Азербайджане - Акстафа, в Грузии - Кардинахи.

Мадера содержит 18-20% спирта и 4-6% сахара. Имеет терпкий вкус, темно-янтарный цвет, запах каленых орехов. При приготовлении ее виноматериалы подвергают обработке - мадеризации, т.е. нагреванию до 65-70° С в специальных камерах (мадерниках) в течение одного года. Марочную мадеру вырабатывают на «Массандре» - Коктебель, Массандра; в Армении - Ошакан; в Грузии - Анага.

Херес крепкий (от названия города Херес в Испании) получают так же, как и столовый. Содержит 19-20% спирта, 0,2-9% сахара. Крепкое вино сорта Херес является аперитивом, обладает особым вкусом и ароматом (грибной тон). Лучшими считаются сорта хереса Массандра и Аштарак.

Марсала (город в Сицилии) - крепкое вино. Получают из белых сортов винограда. Содержит 18-19% спирта,7% сахара. По вкусу и запаху марсала схожа с мадерой, но отличается большей сладостью и имеет специфический запах (смолистый), цвет - настоя чая. Лучшую Марсалу производят в Туркмении из белого сорта винограда тербем и черного - кара-узюм.

Десертные вина. По содержанию сахара делятся на полусладкие, сладкие и ликерные. Полусладкие крепленые вина содержат 15-16% спирта, от 5 до 10% сахара. Вырабатывают их трех типов - белые, розовые и красные. По вкусу они напоминают столовые полусладкие, но отличаются более высоким содержанием спирта. Наиболее распространены: Лидия, Черные глаза, Шато-Икем, Барзак производства Молдавии.

Сладкие и ликерные крепленые вина отличаются повышенным содержанием сахара. Эти вина получают из сортов винограда повышенной сахаристости или винограда, завяленного в кустах. Сладкие и ликерные вина вырабатывают следующих типов: Кагор, Мускат, Токай, Мускатель (белое, розовое и красное).

Кагор - красное сладкое вино, названное по одноименному французскому городу. Вино содержит 16% спирта и 16-20% сахара. Особенностью производства кагора является нагревание мезги зрелого винограда (перед брожением) до 65°С. В процессе нагревания в сусло переходят ароматические, красящие и дубильные вещества и вино приобретает темно-красный цвет (от темно-рубинового до темно-гранатового), приятный, слегка терпкий вкус и аромат. Выпускают марочные и ординарные кагоры. Марочные кагоры выпускают в Крыму - Южнобережный, Молдавии - Чумай, в Азербайджане - Шемаха и т.д. Ординарные кагоры вырабатывают во всех винодельческих районах.

Мускатные вина вырабатывают сладкие и ликерные. Сладкие вина выпускаются белые, розовые, содержат 16% спирта и 20% сахара; ликерные - белые, розовые и черные, содержат 12-14% спирта, 21-30% сахара.

Мускатные вина получают из ароматических сортов винограда (Муската) в стадии полной зрелости и легкого подвяливания. Мускатные вина отличаются своеобразным мускатным ароматом и вкусом, с ярко выраженными сортовыми букетами - с тонами розы, меда и цитрона (запах лимонных и апельсиновых корочек). Мускатные вина выдерживают 2-4 года, при более длительной выдержке букет мускатов ухудшается. Лучшие мускаты производит винкомбинат «Массандра». Это белые мускатные вина: Ливадия, Красный Камень, Белый десертный, Кастель, Черный мускат, Таврида и др. Мускатель получают из винограда сорта Мускат с добавлением других сортов винограда. По типу это вино близко к мускатам, но по качеству несколько ниже, аромат выражен слабее. Сахара содержит 10-16%.

Токайские вина были выработаны впервые в венгерском городе Токай. У нас вырабатывают токай сладкий и ликерный. Вина этого типа получают из увяленных и частично заизюмленных сортов винограда. Вино содержит 16% спирта, 20% сахара. Токай имеет цвет настоя чая, привкус изюма и специфический букет с медовым тоном. Высокого качества токайские вина вырабатывают в Крыму - Токай Южнобережный, Пино-Гри, Ай-Даниль.

Малага - вино испанского происхождения. Лучшие отечественные вина этого типа получают в Туркмении из сортов винограда тербаш и кара-узюм. Вино имеет кофейно-коричневую окраску, карамельный привкус с легкой приятной горчинкой. Малага содержит 16% спирта, 30% сахара. Сладкие марочные вина: Кокур десертный, Сурож, Солнечная долина, Золотое поле и др. Ликерные вина - Каберне ликерное, Салхино, Кюрдамир и др.

Ароматизированные вина - эти вина называют вермутами, что в переводе с немецкого означает «полынь». Получают купажированием виноградных вин, спирта-ректификата, сахарного сиропа и настоев трав, листьев, цветов, кореньев различных растений. По содержанию спирта и сахара различают вермут крепкий (18% спирта и 10% сахара) и вермут десертный (16% спирта и 16% сахара). В зависимости от окраски выпускают вермут белый, розовый и красный. Вермуты имеют мягкий, приятный вкус, слегка горьковатый и жгучий, со специфическим ароматом разных трав с преобладанием полынного тона. Ассортимент: вермут Экстра, Горный цветок. Вина, насыщенные углекислым газом, делят на два типа: игристые и газированные (шипучие). Отличаются от других вин тем, что в их состав входит углекислота, образующаяся в процессе вторичного брожения или как результат искусственного насыщения (сатурации).

Наиболее известно игристое вино - Шампанское. Собственно название Шампанское относится к игристым винам, производимым во Франции в XVII в., в провинции Шампань, вторичным брожением в бутылках из определенных сортов винограда. Игристые вина других винодельческих районов Франции имеют название Муссо. В Германии выпускаются игристые вина под названием Сект, в Италии - Спуманте, в России для внутреннего рынка выпускают Советское шампанское, Корнет, Надежда, а также игристые вина Цимлянское, Краснодарское и др.Родиной Советского шампанского является Абрау-Дюрсо, где впервые в России в конце XIX в. стали вырабатывать шампанское.

Шампанское, полученное бутылочным способом, имеет более высокое качество чем полученное периодическим (резервуарным) способом. Процесс получения шампанского бутылочным способом длится 3 года, а резервуарным - около месяца. За этот период (25 дней) в вине не успевают развиться характерные для выдержанного шампанского вкус и аромат, оно имеет худшие пенистые и игристые свойства. Поэтому резервуарный способ используется в основном при производстве игристых вин, но не шампанского.

Производство шампанского в непрерывном потоке позволяет получить вино очень быстро и достаточно высокого качества. В настоящее время является основным способом производства Советского шампанского. Продолжительность производства шампанского непрерывным способом длится 1,5 мес.

В зависимости от способа производства и сроков выдержки различают Советское шампанское обычное (ординарное) и выдержанное (получают путем вторичного брожения в бутылках). По содержанию сахара (в г/100 см3) Советское шампанское обычное делят на следующие марки: брют (не более 1,5), сухое (2-2,5), полусухое (4-4,5), полусладкое (6-6,5), сладкое (8-8,5), а Советское шампанское выдержанное - на брют, сухое, и полусухое. Содержание спирта во всех марках шампанского - 10,5 -12,5%.Все виды шампанского имеют светло-соломенный с оттенками от зеленого до золотистого цвета (в шампанском специальных наименований выпускается розовый оттенок); тонкий, развитый букет; полный гармоничный без тонов окисленности вкус. При наливе в бокал образуется пена и происходит длительное выделение углекислого газа.

Кроме шампанского производят игристые вина других типов, отличающихся по цвету (розовые, красные), вкусу и аромату. По сравнению с шампанским объем их производства невелик. Игристые вина получают резервуарным способом шампанизации. Игристые вина классифицируют на игристые вина без присвоенного наименования, игристые вина с присвоенным наименованием (с оригинальными органолептическими свойствами и специфическими особенностями технологии) и жемчужные (с пониженным давлением углекислоты). Белые игристые вина с содержанием сахара до 20% вырабатывают только с присвоенным наименованием.

В зависимости от содержания сахара игристые вина делят на брют, сухие, полусухие, полусладкие и сладкие (7,5-8,5%).

Объемная доля этилового спирта в жемчужных игристых винах не менее 8,5 и в остальных - 10%.

Ассортимент: Цимлянское игристое казачье, Мускат Донской игристый, Донское игристое, Краснодарское игристее, Мускатное игристое.

Газированные (шипучие) вина готовят из ординарных виноградных столовых вин путем искусственного насыщения углекислотой. При наливании этих вин в бокал углекислота быстро выделяется, придавая им резкий «колючий» вкус и непродолжительностью «игру». Крепость этих вин - 9-13%, сахаристость -5%. Ассортимент шипучих вин: Бендерское, Машук, Гуниб, Шипучее полусладкое, Салют, Огни Москвы.

Плодово-ягодные вина представляют собой алкогольные напитки, приготовленные путем сбраживания сусла свежих плодов и ягод и содержащие 10-18% спирта. По сравнению с виноградными, плодово-ягодные вина вырабатывают в незначительных количествах, они содержат меньше сахара, а кислотность выше. Плодово-ягодные вина подразделяют на сортовые (из одного помологического сорта плодов) и купажные (из определенной смеси соков различных плодов). В зависимости от технологии приготовления различают плодово-ягодные вина: сухие (спирта 10-12%); полусухие (спирта 10-12% и сахара до 2%): полусладкие (спирта 10-12% и сахара до 5%);, сладкие (спирта 13-14% и сахара до 15%); десертные (спирта 16% и сахара до16%); специальные (спирта 16-19%, сахара до 8%); газированные (спирта 11-13%, сахара до 8%).

Плодово-ягодные вина должны быть прозрачными, без осадка и посторонних включений, иметь свойственные конкретному наименованию вина вкус и аромат.

Коньяк.

Коньяки других стран мира, представленные в основном продукцией французского Шаранта, производители которой создали репутацию и обеспечили повсеместное распространение коньяка.

В настоящее время во Франции принята система буквенного обозначения качества коньяка, косвенно указывающая его возраст: V.O.- очень старый; V.O.P. - очень старый, светлый; V.S.O. - очень качественный, старый; V.S.E.P. - очень качественный, специальный, светлый; V.S.O.P. - очень качественный, старый, светлый; V.V.S.O.P. - очень - очень качественный, старый, светлый; X.O. - старый, экстра. Коньяк самого высокого качества.

Наиболее известны четыре фирмы, производящие около 70% всего объема коньяка Франции: «Эннеси», «Мартель», «Реми Мартен», «Курвуазье».

«Эннеси» основан в 1765 году ирландским эмигрантом Эннеси. Фирме принадлежит идея обозначать степень выдержки коньяков количеством звездочек на этикетке, она также является автором технологии получения коньяков марки Х.О и многих других начинаний в области производства на национальном и международном уровне. Идентифицирующей особенностью является изображение томагавка - герба фирмы.

Наиболее известными коньяками фирмы являются:

Hennesy V.S. (Very Special). Производится с 1860 г. На основе купажа 40 различных коньячных спиртов с выдержкой 2,5 до 10 лет. Имеет цвет золотистого меда, ароматный букет с привкусом орехов, ананасов, груши и карамели. Является одним из самых популярных и распространенных коньяков в мире.

Hennesy V.S.O.P.(Very Superior Old Pale). Разработан в 1817 г., готовят на основе коньячных спиртов с 4,5 - 25-летним сроком выдержки. Особенностью технологии является использование дубовых бочек с предварительно извлеченной частью танина, что обеспечивает мягкость, легкость, а вместе с тем выразительность и насыщенность вкуса.

Hennesy X.O. (Extra Old). Создан в 1870 г. Коньячные спирты выдерживаются от 10 до 17 лет. Для коньяка характерен богатый и своеобразный вкус, аромат спелых фруктов (груши, персика, сливы), а также душистых пряностей, таких как ваниль, корица.Paradis. Производство начато в 1979 г. с целью использования старых коньячных спиртов, имеющих выдержку от 15 до 100 лет.

Мартель. Занимает второе место по количество выпускаемой продукции, Основан в 1715 г. англичанином Жаном Мартелем. Усилия восьми поколений семьи Мартель по освоению зарубежного рынка обеспечили поставку продукции более чем в 140 стран. Ежегодный объем продаж составляет 2 млн. ящиков, или 17,5% мирового производства.

Основная продукция фирмы: Martell V.S. Выдержка - 5-7 лет, имеет трехзвездочную маркировку. Отличается привкусом таких летних фруктов, как груша, банан.V.S.O.P. Выдержка - 10-12 лет. Характеризуется цветочным ароматом пиона, фиалки, жасмина и фруктов - абрикоса, персика.

Фирма производит также коньяки «Наполеон», «X.O. Supreme Extra», «Goldon Rubis» и др.

Курвуазье. Основал фирму парижский винодел Эмануэль Курвуазье. Пристрастие к этому коньяку Наполеона Бонапарта дало возможность запатентовать надпись «le cognac de Napoleon» и силуэт императора на этикетках всех марок коньяка «Курвуазье».

В настоящее время фирма принадлежит британскому концерну «Алид Лион». Основной ассортимент включает следующие напитки: Courvoisier V.S. Выдержка - 5 - 8 лет. Для производства коньячного спирта для него используется виноград, с территорий Фин-Буа и Гран-Шампань. Обладает вкусом фруктов, ароматом душистых трав.V.S.O.P. Выдержка 8 - 12 лет. Коньячные спирты получают из винограда провинции Финь-Шампань. Вкус мягкий с цветочно-фруктовым ароматом.Napoleon. Выдержка - 15 лет. Как и для предыдущей марки используется виноград территории Финь-Шампань. Относится к элитным коньякам серии «Наполеон», имеет мягкий вкус, аромат спелых фруктов и пряностей.

Помимо этих фирм в Шаранте существует множество других коньячных домов с различным объемом производства. Производимые ими коньяки обладают не меньшими достоинствами, чем и продукция рассмотренных выше фирм[6].

Тщательно подобранный ассортимент коньяков из Франции, России и Армении.

Слабоалкогольные напитки и «энергетики».

Кроме всего этого, в ассортименте слабоалкогольных и энергетических напитков разнообразные аперитивы, ликеры, коктейли и энергетики.

К слабоалкогольным напиткам относят напитки, которые содержат от 1 до 7% спирта (пиво, хлебный квас, медовые напитки). Пиво - самый древний алкогольный напиток в истории человечества. Он занимает особое место в потреблении напитков, имеет огромную популярность и широко распространен у многих народов.

Пиво - старинный пенистый напиток, обладающим приятным вкусом; тонизирующий, утоляющий жажду изготовляют из солода (проросшего ячменя), хмеля и воды. Технология изготовления пива - это длительный процесс, состоящий из следующих этапов: приготовление солода, получение сусла, брожение и обработка пива (фильтрация, розлив). Процесс брожения длится 7-10 дней. Затем пиво дображивается и выдерживается от 3 до 13 недель (это зависит от сорта получаемого пива).

Согласно ГОСТ 29018-91 «Пивоваренная промышленность» Термины и определения различают пиво: светлое; полутемное; темное; безалкогольное; крепкое; оригинальное - светлое с увеличенным сроком дображивания и повышенной нормой внесения хмеля; пастеризованное - с повышенной биологической стойкостью, получаемой путем тепловой обработки; специальное - приготовленное с применением вкусовых или ароматических добавок.

Как известно, пиво бывает светлое и темное. Первое производится из светлого или слегка поджаренного солода (в зависимости от сорта пива возможно добавление кукурузы, риса, пшеницы и т. д.). Темное же пиво варят из солода хорошо прожаренного (карамельного) или копченого, иногда с добавлением пережженного сахара[13].

Обширный ассортимент пива дополняется безалкогольным пивом. Безалкогольное пиво получают очищением алкоголя специальными фильтрами, либо понижением температуры во время процесса брожения. Содержание алкоголя в безалкогольном пиве не более 0,4%, при этом вкус его сохраняется. Ассортимент: Балтика № 0, Сибирская корона безалкогольное[4].

Сориентироваться в многообразии напитков и ознакомиться с актуальными ценами на алкоголь оптом вам поможет каталог с указанием объема, крепости, производителя и кратким описанием продукта.

.2 Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров в данном предприятии

Торговый ассортимент - номенклатура товаров, реализуемых в магазинах. В торговых предприятиях должен быть сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой различными промышленными и сельхозпредприятиями.

Ассортиментная политика в розничной торговой сети - важная часть коммерческой стратегии в розничной торговле.

Проведение ассортиментной политики требует принятия решений не только о включении новых товаров, но и о снятии товаров с продажи. Фирмы - изготовители и поставщики товаров постоянно обновляют номенклатуру своей продукции, стремясь получить все новые и новые прибыли.

Ассортимент же есть часть розничной стратегии и оружие в конкурентной борьбе, и уже одно это предполагает его непрерывное и динамичное изменение. В некоторых случаях необходимость исключения определенного товара из ассортимента совершенно очевидна.

Ассортиментная политика магазина предполагает знание жизненных циклов производства и реализации товаров, без знания которых нельзя правильно управлять торговым ассортиментом.

Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т.е. должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, комплексность их предложения. Та часть ассортимента, которая удовлетворяет сформировавшийся спрос населения по объему, структуре, цене и прочим факторам, переходит в сферу потребления, и характеризует, с одной стороны, сумму расходов населения на покупку товаров, а с другой - денежную выручку торговли от продажи товаров, т.е. товарооборот[14]. Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров. Формирование ассортимента магазина должно согласовываться со стратегическими целями предприятия и его ассортиментной политикой. Ассортиментная политика - общие принципы, которых торговая фирма собирается придерживаться в области формирования ассортимента. Задачи ассортиментной политики:

установление реальных и предполагаемых потребностей в определенных товарах;

определение основных показателей ассортимента (широты, глубины, насыщенности, гармоничности);

принятие решений относительно включения в ассортимент новых товаров и исключения их него убыточных или не пользующихся спросом товаров;

оптимизация структуры ассортимента. Общими факторами, влияющими на формирование промышленного торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Основным инструментом, с помощью которого осуществляется планирование и регулирование ассортимента торгового предприятия, является ассортиментный перечень. Он содержит список наименований товаров, представленных в продаже. Ассортиментный перечень торговое предприятие формирует самостоятельно. Он должен быть утвержден руководителем организации. Ассортиментный перечень обычно разрабатывается на год, в течение года в него могут вноситься изменения.

Принципы формирования ассортимента товаров предприятий розничной торговли:

обеспечение соответствия ассортимента потребностям целевых потребителей организации розничной торговли; Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров по признаку потребительского назначения товаров. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».

обеспечение устойчивости ассортимента; Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

обеспечение рентабельной деятельности предприятия. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия.

На построение торгового ассортимента в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, природно-естественных, специфических и других факторов.

К экономическим факторам относят: денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами населения; уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; объем и состав нетоварного поступления продуктов питания в семьи за счет личных подсобных хозяйств; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования. Социальные факторы - социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования и культурного развития людей; исторические традиции, праздники, национальные обычаи, мода и др.

Демографические факторы: изменения численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания; изменение размеров и состава семьи. Природно-естественные факторы: климатические условия, продолжительность времен года, физиологические особенности человеческого организма в зависимости от пола, возраста и т.д.

К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся тип и размер магазина, его специализация, техническая оснащенность, условия товароснабжения (наличие стабильных источников, отдаленность, вид поставщика), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия, наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина. При формировании ассортимента продовольственных товаров в розничных торговых предприятиях следует учитывать некоторые особенности спроса на продукты питания. Так, спрос на продовольственные товары по сравнению со спросом на непродовольственные товары обладает более высокой степенью устойчивости, а в отдельных случаях - известной консервативностью[15].

.3 Методы изучения спроса покупателей

ассортимент спрос торговый товаровед

С повышением материального благосостояния народа происходит не только количественный рост потребителей, но и систематически изменяется их структура. Возрастает спрос на модные, высококачественные товары, а под влиянием технического прогресса - на технически сложные товары высокого качества. Повышаются требования населения к качеству товаров, его оформлению, видам отделки, фасонам, моделям, упаковке.

Спрос - это форма рыночного проявления потребности. Анализ данных изучения покупательского спроса позволяет обеспечить правильное соотношение между объемом производства и потребления, даст возможность активно воздействовать на промышленность в целях расширения и обновления ассортимента товаров и повышения их качества. Однако торговля не ограничивается пассивной регистрацией изменения покупательского спроса, а активно формирует его.

Торговля активно воздействует на потребление и привычки покупателей, делает их разумными и рациональными. Торговые предприятия способствуют внедрению в быт новых товаров с помощью системы мер, среди которых особую роль играет торговая реклама.

На формирование спроса оказывают влияние:

уровень развития производства товаров;

численность, состав, культурный уровень и покупательная способность населения;

национальные, профессиональные, исторические, географические и климатические особенности;

уровень цен на рассматриваемые товары, взаимозаменяемые товары, дополняющие данный товар в потреблении;

величина свободного дохода населения;

мода;

сезонность (сезон года);

ожидания потребителей;

активность рекламирования и др.

В условиях рыночной экономики знание спроса и особенностей его формирования позволяет рационально распределять по стране торговые ресурсы, активно воздействовать на промышленность, улучшать качество и ассортимент выпускаемой продукции, формировать ассортимент розничной и оптовой торговли.

Изучение спроса требует комплексного подхода, позволяющего получить полную информацию о необходимых потребителям товарах и ценах, которые они готовы за товары заплатить. Такая информация не только способствует изучению спроса, но и помогает выявить тенденции его изменения и развития. Изучение и прогнозирование спроса является необходимым условием эффективного использования маркетинга для успешной коммерческой работы но закупкам товаров. Собранная информация о спросе позволяет обосновывать коммерческие решения по оптовым закупкам товаров.

Изучение спроса населения можно проводить в двух направлениях:

изучение общего объема спроса и группового ассортимента;

изучение внутригруппового ассортимента, потребительских оценок качества и оформления товаров.

Материалы изучения покупательского спроса используются в коммерческой деятельности для решения двух взаимосвязанных задач:

правильного формирования товарного ассортимента торговых предприятий;

своевременного пополнения ассортимента товаров на торговом предприятии путем их регулярного завоза в соответствии со спросом населения.

Существуют различные способы и методы изучения покупательского спроса.

Функции и методы по изучению спроса в оптовой торговле разграничивают, чтобы данные одного звена дополнялись и уточнялись данными другого звена торговли, образуя единую систему учета и анализа спроса.

Розничные торговые предприятия применяют определенные способы изучения спроса покупателей:

анализ показателей товарооборота, товарных запасов и товарооборачиваемости;

анализ реализованного и нереализованного спроса населения.

Наиболее распространенной формой проявления спроса является показатель розничного товарооборота.

Розничный товарооборот - это объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования. Анализ структуры розничного товарооборота помогает выявить предпочтения покупателей в отношении тех или иных товаров.

Но товарооборот как выражение спроса позволяет судить только о реализованных потребностях покупателей. Но существует ещё и нереализованные потребности, т.е. неудовлетворенный спрос.

Если реализованный спрос можно оценить по размеру фактически проданных товаров, то неудовлетворенный спрос выявить и оценить количественно очень трудно. Поэтому чаше всего основной целью изучения неудовлетворенного спроса является выявление причин его возникновения. Основными причинами неудовлетворенного спроса могут быть:

отсутствие в продаже необходимых потребителям товаров;

слишком высокие цены на товары, не соответствующие доходам населения.

Для изучения неудовлетворенного спроса применяют:

карточки учета неудовлетворенного спроса (ведут продавцы);

контрольные листки (заполняют сами покупатели);

прием заказов от покупателей на товары достаточного ассортимента, временно отсутствующего в продаже;

Анализ реализованного спроса заключается в изучении ассортиментной структуры товаров и учете движения товарных запасов, что позволяет определить, сколько и каких товаров продано[7].

. Организация торгово-технологического процесса

.1 Схема торгово-технологического процесса, применяемого на данном предприятии

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанные торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.

Рисунок 2. Схема торгово-технологического процесса

. Соблюдение прав потребителей на торговом предприятии

На предприятии стараются строго соблюдать права потребителей.

Продавец обеспечивает реализацию товаров, имеющих сертификат безопасности; доведение до потребителя необходимой информации; в установленных случаях приостанавливает реализацию, принимает меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции; в установленных случаях возмещает в полном объеме причиненный ущерб.

Продавцы по желанию потребителей дают полную характеристику товарам, рассказывают о способах их использования и употребления, кассиры оперативно обслуживают покупателей на кассовых узлах.

В торговом зале представлена вся необходимая информация для потребителей на информационном стенде, а именно:

Лицензия на продажу алкогольной продукции.

Санитарно-эпидемиологическое заключение.

Книга инспекторских проверок.

Ассортиментный перечень.

Книга отзывов и предложений.

Правила продажи алкогольной продукции.

Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Закон о защите прав потребителей.

Правила поведения в магазине.

Книга отзывов и предложений - один из основных инструментов отчётности в предприятиях розничной торговли и сферы услуг. Предназначена для быстрого реагирования на нарушения в обслуживании. Принять меры по каждой жалобе потребителя администрация предприятия обязана в двухнедельный срок. Покупатель обязан оставлять свое имя и адрес. Странички в книге пронумерованы, чтобы из неё нельзя было вырвать нелестные отзывы. Предоставить книгу жалоб потребителю обязаны по первому его требованию. Объяснять, зачем она понадобилась, гражданин не обязан. Также незаконно требовать от покупателя-жалобщика предъявления документов. Человека, изъявившего желание оставить запись в книге, должны обеспечить не только ручкой, но также стулом и столом.

Книга отзывов и предложений является документом строгой отчетности и не может списываться до ее заполнения. Книга отзывов и предложений регистрируется в органах местного самоуправления в специальном журнале.

Закон о защите прав потребителей - закон Российской Федерации, регулирующий от-ношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливающий права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяющий механизм реализации этих прав.

В соответствии с Законом о защите прав потребителей под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли-продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и иное могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы.

Под работами законодательство понимает деятельность (работу) исполнителя, осуществляемую за плату по заданию потребителя, имеющую материальный результат (строительство жилого дома, ремонт обуви и т.п.), который передается гражданину для удовлетворения личных (бытовых) нужд. Под услугами понимаются совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуг по перевозке, связи, консультационных, образовательных и т.п.). Еще один, ключевой нюанс в определении статуса потребителя: приобретаемый товар или услуга должны быть направлены на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.

Законодательство о защите прав потребителей распространяется не на все отношения, связанные с потреблением гражданами товаров, работ и услуг. В случае, когда один гражданин продает другому какую-либо вещь, например автомобиль, законодательство о защите прав потребителей не действует (в таком случае применяются общие нормы гражданского законодательства). Когда же автомобиль приобретается у компании-продавца, поставляющей автомобили, покупатель приобретает статус потребителя, и на такие отношения распространяется законодательство о защите прав потребителей.

Суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных бытовых нужд, а также из отношений, возникающих в связи с приобретением гражданином-предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных бытовых нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций.

Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, например, если уставом ДСК предусмотрена обязанность кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности отношения, возникающие при отправлении судом правосудия; отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий; отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.). Например, вы решили оформить заграничный паспорт, и если оформление паспортно-визовыми службами паспортов не регулируется законодательством о защите прав потребителей, то деятельность коммерческих организаций, которые "способствуют" получению паспортов, уже регулируется таким законодательством[1].

За время прохождения практики серьезных конфликтов с потребителями не было.

. Порядок оформления результатов торгово-хозяйственной деятельности

.1 Организация и документальное оформление приемки товаров по количеству

Приемка товаров является одной из важных организаций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

Приемка товаров по количеству осуществляется в соответствии с правилами, установленными инструкцией «О порядке приемки продукции производственно-технологического назначения и товаров народного потребления по количеству», утвержденный постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965г. вП - 6 с изменениями, внесенными в 1973г., 1974., 1975г. Установленные этой инструкцией нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрено другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать документы, регулирующие приемку товаров по количеству и уметь ими пользоваться. Приемка товаров по количеству проводится в 2 этапа[10].

В зависимости от способа доставки и упаковки товара определяется технология приемки по количеству.

При централизованной доставке товара без тары, в открытой и в поврежденной таре приемка производится сразу же в момент доставки товаров в магазин.

Если товар доставлен в исправной таре, кроме проверки массы брутто, количество тарных мест, наличия маркировки, магазин вправе потребовать вскрытия тары и проверки массы нетто и количества единиц в каждом месте.

По массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте товары принимаются одновременно со вскрытием тары, но не позднее 24 часов по скоропортящимся товарам и 10 дней - по нескоропортящимся с момента поступления товаров. Для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и других районов досрочного завоза установлены более продолжительные сроки приемки товаров по количеству. Так, приемка непродовольственных товаров проводится не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48ч после поступления.

Количество поступивших товаров определяется в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах.

Приемка товаров по количеству производится путем сопоставления данных сопроводительных и транспортных документов (товарно-транспортных накладных, счетов - фактур, спецификаций, упаковочных ярлыков, описей и др.) с фактическим наличием товаров. если сопроводительные документы отсутствуют, то товары принимаются по фактическому наличию на основе составленного акта, в котором указываются отсутствующие документы.

При поступлении товаров, которые нельзя перевесить без тары (сельдь, масло растительное и др.) необходимо в момент получения принять их по массе брутто, а после продажи товаров проверить массу тары. В случае расхождения фактической массы тары с трафаретными данными результаты проверки оформляются актом.

Акт о массе тары из-под влажных товаров должен быть составлен немедленно после ее освобождения.

Проверка массы тары в остальных случаях производится одновременно с проверкой массы нетто товара.

При обнаружении в процессе приемки недостачи магазин должен дальнейшую приемку приостановить, поступившую партию товара хранить отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечить их полную сохранность. О выявлении недостачи составляется акт за подписями лиц, принимавших товар. Магазин обязан по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным не позднее 24ч направить поставщику по средству срочной связи вызов - уведомление. В нем указывается наименование товара, номер товарно-транспортной накладной, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающего товара.

Одногородний поставщик по скоропортящимся товарам обязан явиться в течение 4ч. после получения вызова, по остальным товарам - не позднее чем на следующий день.

Иногородний поставщик обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова - уведомления, не считая времени на дорогу, только в том случае, если это предусмотрено договором поставки.

У явившегося представителя поставщика должно быть удостоверение на право участия в приемке товара в данном магазине.

При неявке представителя поставщика, а также в случае, если явка его не обязательна, создается для приемки товаров по количеству комиссия с участием компетентного представителя иного юридического лица или государственного контролирующего органа.

При их отсутствии или отказе выделить представителя проверка производится с участием представителя местного органа управления или самоуправления.

Отказы вышеуказанных организаций от участия в приемке должны быть оформлены письменно.

На право участия в приемке выдается разовое удостоверение.

С согласия поставщика приемка товаров может быть осуществлена работниками магазина в одностороннем порядке.

По результатам окончательной приемки составляется акт по утвержденной форме. Если в процессе приемки выявлены излишки, то это также отражается в акте.

Акт подписывают все лица, участвующие в приемке товаров по количеству. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает его с изложением собственного мнения.

К акту приемки товаров по количеству, которым удостоверяется расхождения, должны быть приложены следующие документы:

копии сопроводительных документов;

упаковочные ярлычки , пломбы;

удостоверение представителя, выделенного для участия в приемке;

первичный акт о приостановлении приемки, составленный в магазине при обнаружении недостачи, и др.

акт приемки товаров должен быть утвержден руководителем (заместителем) торговой организации получателя не позднее чем на следующий день после его составления.

Если товары поступили в таре оборудовании с исправными пломбами, то получатель обязан не позднее 1 часа, при их приемке от органов транспорта проверить соответствие количества единиц тары - оборудования данным, указанным в сопроводительных документах, а также исправность тары - оборудования и чехлов и соответствие оттисков на пломбах контрольным оттискам. Удостоверившись в исправности тары - оборудования и чехлов, работник магазина, принимающий товары, делает отметку в сопроводительных документах о том, что товары приняты за исправной пломбой. Окончательная приемка товаров осуществляется без участия лица, доставившего товар.

При нарушении целостности пломбы или неисправности тары - оборудования составляется акт, в котором указывают расхождения по всей поступившей партии товаров с сопроводительными документами. Акт составляют по установленной форме в четырех экземплярах согласно инструкции «Об особенностях приемки товаров народного потребления, доставляемых в таре - оборудовании», утвержденной[8].

.2 Организация и документальное оформление приемки товаров по качеству

Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также по качеству. В тех случаях, когда товар в магазины поступает непосредственно от предприятий - изготовителей, он является единственным звеном, где проверяется качество этого товара перед продажей его потребителю.

Приемка товаров по качеству производится в соответствии с инструкцией «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966г. ВП - 7 с дополнениями и изменениями, внесенными в 1973г., 1974г., 1975г.[10].

Товары, поступившие в исправной таре, принимаются по качеству при иногородней поставке - не позднее 20 дней, при одногородней поставке - не позднее 10 дней, а по скоропортящимся товарам - не позднее 24ч после их поступления в магазин. В районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям приемка непродовольственных товаров должна быть проведена не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48ч с момента их поступления в магазин.

В эти же сроки следует составить акты о результатах проверки качества поступивших товаров.

Не подлежат приемке товары с истекшим сроком годности, хранения (реализации); товары, подлежащие обязательной сертификации, государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедшие ее в установленном порядке. В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям.

При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных и сопроводительных документов магазин обязан приемку приостановить, обеспечить условия хранения, предотвращающие ухудшения качества. Необходимо изолировать товар от смешивания с однородной продукцией. Магазин должен уведомить поставщика в те же сроки и в том же порядке что и при выявлении количественного расхождения. Одногородний поставщик обязан явиться не позднее, чем на следующий день, а по скоропортящимся товарам - не позднее 4ч после получения вызова, если в договоре не указан иной срок явки. Представитель иногороднего поставщика обязан явиться, если это предусмотрено договором, не позднее, чем в трехдневный срок после получения уведомления, не считая времени, необходимого на дорогу.

При неявке представителя поставщика или необязательной его явке в состав комиссии для приемки товаров по качеству включается представитель органа, осуществляющего государственный контроль качества товаров.

По доверенности поставщика приемка может осуществляться с участием компетентного представителя другого предприятия. Возможна и односторонняя приемка товаров по качеству магазином, если поставщик дал на нее согласие.

В день окончания приемки составляется акт определенной формы. Он подписывается всеми членами комиссии. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает его с изложением собственного мнения. К акту должны быть приложены все необходимые документы[9].

.3 Организация учета товаров на сладах торгового предприятия

Хранение товаров на складах торговой организации может осуществляться одним из следующих способов:

сортовым. При этом способе товары различной сортности размещаются отдельно друг от друга. Такой способ хранения позволяет наиболее рационально использовать складскую площадь и оперативно контролировать расход товаров. При этом способе необходимо разделять товары одного сорта, поступившие по разным ценам;

партионным. Каждая партия товара, поступившая на склад по одному транспортному документу, хранится отдельно. При этом в состав партии товаров могут входить товары различных сортов и наименований. В данном случае складская площадь используется нерационально, так как остатки товаров одного и того же сорта хранятся в разных местах. С другой стороны, при таком способе хранения можно выявлять излишки и недостачу по каждой партии товаров и контролировать их оплату;

партионно-сортовым. Каждая партия поступивших на склад то­варов хранится отдельно. При этом внутри партии товары разбираются по наименованиям и сортам и также размещаются отдельно;

по наименованиям. Товары одного наименования хранятся отдельно от товаров других наименований.

Товары, хранящиеся на складе, должны быть снабжены товарным ярлыком.

На предприятии для учета товаров на складе применяется форма ТОРГ-18 «Журнал учета товаров на складе».

Этот журнал предназначен для количественного учета товаров. Он содержит такие показатели:

дату и номер приходных и расходных документов;

приход, расход и остаток каждого наименования товара по количеству;

сведения о поставщике или покупателе товара;

прочие сведения (в 7-й графе можно указать, например, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах и пр.).

Журнал применяется для учета движения и остатков товаров и тары на складе (в кладовой). При компьютерной обработке приходных и расходных документов возможен вариант получения формы журнала в виде отдельной ведомости на бумажных и машинных носителях информации.

Журнал ведется материально ответственными лицами по наименованиям, сортам, количеству и цене.

Записи в журнал производятся на основании приходно-расходных документов или накопительных ведомостей по учету отпуска товаров и тары за день.

.4 Порядок составления товарных отчетов на предприятии ООО «Триал-Владивосток»

Основанием для заполнения товарного отчета являются приходные и расходные документы (товарные накладные, товарно-транспортные накладные, акты закупки у частных лиц и т.п.). Все документы в отчете следует располагать по отдельности, в хронологическом порядке, с обязательным указанием их дат и номеров.

Нумерация товарных отчетов должна быть последовательной сначала и до конца года с первого номера. Причем товарные отчеты материально ответственных лиц, приступивших к работе в течение года, нумеруются с начала их работы на данном предприятии.

В тексте и цифровых данных товарных отчетов не допускаются подчистки и неоговоренные исправления. Допущенные ошибки исправляются в установленном порядке согласно требованиям Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в ред. Закона РБ от 25.06.2001 № 42-З) (ст.9).

При заполнении товарного отчета следует обратить внимание на одно важное обстоятельство. Организации розничной торговли имеют право учитывать товары либо по покупным, либо по продажным ценам (как правило, товары учитываются по продажным ценам). Свой выбор они должны обязательно отразить в учетной политике. Соответственно в зависимости от выбранного способа оценки товаров товарные отчеты также составляются или в покупных, или в продажных ценах.

В приведенном ниже примере рассмотрен порядок составления отчета в случае, если организация ведет учет товаров по продажным ценам, поэтому и данные товарного отчета отражены по продажным ценам.

. Товароведная характеристика торгового процесса

.1 Функции, права и обязанности товароведа

Товаровед назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Генерального директора.

На должность Товароведа назначается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Товаровед должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя.

Товаровед должен знать:

постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, касающиеся работы предприятия торговли; товароведение, стандарты и технические условия для товаров, основные свойства товаров, качественные характеристики, методы определения качества товаров; организацию складского хозяйства, условия хранения и транспортировки товаров; конъюнктуру товарного рынка; методы изучения покупательского спроса; современную моду и тенденции ее развития; порядок разработки планов товарного обеспечения, товарооборота; порядок составления заявок на товары; передовой отечественный и зарубежный опыт организации торговли и складского хозяйства; нормативы товарных запасов; поставщиков, ассортимент и номенклатуру выпускаемой или поставляемой ими продукции; структуру управления, права и обязанности работников и режим их работы; правила и методы организации обслуживания покупателей; основы экономики, организации труда и управления; основы маркетинга и организации рекламы; порядок оформления помещений и витрин; основы эстетики и социальной психологии; законодательство о труде; Правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда; правила техники безопасности, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности, гражданской обороны[5].

Функциональные обязанности товароведа:

Постоянно изучает спрос на все группы товаров и тенденции его развития.

Исследует факторы, влияющие на сбыт товаров и имеющие значение для успешной их реализации, типы спроса (устойчивый, ажиотажный, кратковременный и др.), причины его повышения и снижения, дифференциацию покупательной способности населения, прогнозирует спрос на товары и объем продаж.

Изучает перспективы сбыта новых товаров с учетом социально-демографических особенностей различных групп населения, состояния и динамики их доходов, традиций и вкусов.

Анализирует опыт конкурентов с учетом изменений в налоговой, ценовой и таможенной политике государства.

Ведет контроль за сбытом, проводит сопоставление запланированных данных с полученными результатами по объему, выручке, времени сбыта, выявляет отклонения и изменения конъюнктуры рынка.

Принимает участие в составлении планов товарооборота и товарного обеспечения.

Контролирует соответствия товаров действующим ГОСТам и ТУ.

Осуществляет постоянные контакты с поставщиками.

Контролирует выполнение контрагентами договорных обязательств, в том числе поступление товаров в согласованном ассортименте по срокам, качеству, количеству.

Принимает меры по ускорению оборачиваемости товаров, сокращению товарных потерь, изучает причины образования сверхнормативных товарных ресурсов и "неликвидов", разрабатывает меры по их реализации.

Проводит ежедневный контроль товарных остатков на складе предприятия.

Участвует в формировании цен.

Соблюдает трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны.

Информирует руководство об имеющихся недостатках в работе предприятия, возможных мерах по их ликвидации.

Товаровед имеет право:

Давать распоряжения и предпринимать соответствующие действия по устранению причин, создающих препятствия для осуществления Товароведом своих функциональных обязанностей.

Вносить предложения администрации предприятия по улучшению работы, относящейся к функциональным обязанностям Товароведа и всего предприятия в целом[3].

.2 Порядок приемки товаров по количеству и качеству

Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. Приемка товаров по количеству должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкции «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству». Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на фактически поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принимают на ответственное хранение. Приемку товаров по количеству проводят в определенные сроки. Так, товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортящиеся товары - не позднее 24 часов с момента получения товаров. Для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и других районов досрочного завоза установлены более продолжительные сроки приемки товаров по количеству. Так, приемка промышленных товаров проводиться не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48 часов после поступления. Количество поступивших товаров определяют в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. Массу нетто проверяют в порядке, установленном стандартами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара.

Результаты проверки оформляют актами. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о массе тары из-под влажных товаров - немедленно после ее освобождения, если иные сроки не определены в договоре. В акте о результатах проверки массы тары указывают также массу нетто товаров. Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров следует приостановить. Необходимо обеспечить сохранность товаров, а также принять меры к тому, чтобы они не смешались с другими товарами. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар. Если при приемке товаров выявлены излишки, то об этом также составляют акт. Претензии о недостаче товаров, как и уведомление об излишках, направляют поставщику в сроки, определенные договором. Приемка товаров по качеству в магазине осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкции «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Приемка товаров по качеству должна быть проведена в установленные сроки. Если поставщик находится в том же населенном пункте, где расположен магазин, то поступившие от него товары принимают в течение 10 дней (скоропортящиеся - в течение 24 часов) с момента их получения. При иногородней поставке срок приемки товаров составляет 20 дней с момента их поступления, а по скоропортящимся продуктам - остается прежним. В районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях приемка непродовольственных товаров должна быть проведена не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48 часов с момента их поступления в магазин. В эти же сроки следует составить акты о результатах проверки качества поступивших товаров.

В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям. Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт, который передают в правление кооперативной организации для формирования комиссии и организации окончательной приемки товаров по качеству. Одновременно надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров. В окончательной приемке товаров может участвовать представитель иногороднего отправителя. Вызов представителя отправителя, а так же его явка для участия в двусторонней приемке товаров по качеству должны осуществляться в те же сроки, что и при приемке товаров по количеству. Акт о ненадлежащем качестве товаров составляют с участием представителя поставщика, а при его неявке - с участием представителя общественности, назначенного в установленном прядке. Проверку качества товаров в одностороннем порядке магазин может производить в том случае, если такой порядок приемки предусмотрен договором[10].

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.

Заключение

В данной работе была описана деятельность предприятия ООО «Триал-Владивосток» на котором была пройдена товароведная практика.

Проанализировав деятельность предприятия ООО «Триал-Владивосток» можно сделать вывод, что на предприятии:

соблюдаются правила торговли и другие законы, нормы и правила в области розничной торговли;

предлагается только качественный товар;

устанавливаются хозяйственные связи только с надежными поставщиками.

По результатам анализа можно сделать следующие предложения:

Во-первых, слаженная работа всех составляющих торгово-хозяйственной деятельности (основного, вспомогательного, обслуживающего производства) может увеличить получаемую предприятием прибыль.

Во-вторых, часто покупатели обходят стороной те товары, которые им не знакомы. Если проводить акции на которых потребитель сможет удовлетворить все свои сомнения и получить исчерпывающую информацию как о продукте, так и особенностях производства и производителе, то для него момент узнаваемости станет решающем в предпочтении того или иного продукта. На таких презентациях возможно более близкое знакомство и дегустация продаваемой продукции, что поможет покупателям оценить товар и в дальнейшем отдавать ему предпочтение.

В результате, было выявлено несколько возможностей для увеличения прибыли, для еще более эффективной дальнейшей деятельности предприятия.

Список использованных источников

1 Закон РФ «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями от 20.10.1998 №1222, от 02.10.1999 №1104, от 06.02.2002 №81, от 12.07.2003 №421)

ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли»

Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов.- М.: Норма, 2006.- 448с.

Анисимова Ю.В. Развитие рынка алкогольной продукции/ Реформирование системы управления на современном предприятии: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА.-2008.

Новиков В.М., Голубкина Л.Т. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами.- М.: Просвещение, 2009.

Н.С. Казанцева: Товароведение продовольственных товаров: Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2007.-476с.

Инструкция «О порядке приемки продукции и товаров народного потребления по количеству», утвержденная 15.06.65 №П-6 (с изменениями и дополнениями).

Инструкция «О порядке приемки продукции и товаров народного потребления по качеству», утвержденная от 25.04.66 №П-7 (с изменениями и дополнениями).

Инструкция «Об особенностях приемки товаров народного потребления, доставляемых в тара-оборудовании», утвержденная от 29.06.82 №075.

Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" утвержденный от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ

Должностная инструкция предприятия ООО «Триал-Владивосток» утвержденная от 30 июня 1999 года.

ГОСТ 29018-91 «Пивоваренная промышленность» Термины и определения

Памбухчнянц О.В. Организация коммерческой деятельности: Учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2007.

Иванова В.И. «Управление ассортиментной политикой предприятия». Учебное пособие для ВУЗов экономических специальностей. Москва: 2007.

Похожие работы на - Анализ структуры и путей формирования ассортимента торгового предприятия ООО 'Триал-Владивосток'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!