Порядок организации и проведения аудита кредитных операций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,32 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок организации и проведения аудита кредитных операций

Введение

В настоящее время у большинства предприятий возникает потребность в заемных средствах. Они вынуждены обращаться за помощью к различного рода кредиторам: банкам, кредитным организациям, частным лицам, предприятиям с устойчивым финансовым положением, имеющим свободные денежные средства.

Получение кредита - очень важный и ответственный шаг для предприятия. Получив кредит (при разумном его использовании), предприятие имеет дополнительную возможность для своего дальнейшего развития и увеличения объемов производства продукции (работ, услуг). Ответственность же этого шага заключается в появлении новых обязательств.

Несмотря на кажущуюся простоту отражения в учете предприятия полученных кредитов, при аудиторских проверках выявляется довольно большое количество ошибок и нарушений. Ошибки возникают как при оформлении кредитных отношений, так и при отражении в учете операций с заемными средствами и исчисление налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Цель работы - теоретическое исследование, анализ и разработка практических рекомендаций по проведению аудиторской проверки кредитов и займов.

В соответствии с целью данной работы можно сформулировать и ее задачи, а именно:

определение планирования аудиторской проверки кредитных операций;

рассмотрение источников и методов получения доказательств при проведении проверок;

изучение особенностей бухгалтерского учета кредитов и займов;

разработка плана и программы аудиторской проверки.

Предметом данной курсовой работы является аудит кредитных операций.

Объектом является общество с ограниченной ответственностью «Бел сахар».

.Теоретические основы аудита кредитных операций

1.1 Планирование аудиторской проверки кредитных операций

Планирование аудита - один из важнейших процессов в осуществлении аудиторской проверки.

Процесс планирования аудита включает:

определение его стратегии и тактики;

составление общего плана аудиторской проверки;

разработку аудиторской программы;

определение конкретных аудиторских процедур;

оценку объема аудиторской проверки.

В соответствии со стандартом аудиторская организация или индивидуальный аудитор должны планировать аудит еще до написания письма-обязательства и заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита, во время предварительного знакомства с потенциальным клиентом. [12, c 367]

Качественное проведение аудиторской проверки невозможно без разработки общей стратегии дальнейшей работы и детального подхода, определения времени осуществления и объема аудиторских процедур. Объем планирования всецело зависит от величины проверяемого предприятия, сложности данного аудита, предыдущего опыта аудиторской работы на предприятии и знания деятельности клиента. [15, c 24]

Следует заметить, что каждая аудиторская организация или аудитор, работающий самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» составляет общий план и программу аудиторской проверки предприятия.

Для того чтобы включить в общий план аудита тот или иной раздел, аудитору следует получить для этого определенную информацию. Источниками получения такой информации являются:

) устав экономического субъекта;

) документы о регистрации экономического субъекта;

) протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;

) документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;

) бухгалтерская отчетность;

) статистическая отчетность;

) документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);

) контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;

) внутренние отчеты аудиторов, консультантов;

) внутрифирменные инструкции;

) материалы налоговых проверок;

) материалы судебных и арбитражных исков;

) документы, регламентирующие производственную и организаторскую структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;

) сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;

) информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков и складов. [11, c 25]

Согласно стандарту аудиторской деятельности «Планирование аудита» с помощью проведения аналитических процедур аудиторская организация может выявить области, значимые для аудита. Следовательно, для того чтобы указать в общем плане аудита такой вид работ, как аудит кредитов и займов, требуется провести определенные аналитические процедуры.

В соответствии с аудиторскими стандартами изучение и оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки. [11, c 20]

При этом аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки. [16, c 63]

Поскольку целью аудита является подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, то достижение этой цели невозможно без подтверждения того, что все предпосылки или требования подготовки такой отчетности соблюдены.

Операции по получению и возврату кредитов и займов, как и все прочие операции, также находят отражение в рабочих документах планирования аудита.

В ходе аудита кредитов и займов необходимо установить:

реальность и документированность кредитов и займов;

правильность оформления кредитных операций;

правильность отражения на счетах бухгалтерского учета операций по получению и возврату кредитов банков;

целевое использование заемных средств, полноту и своевременность их погашения;

оценку остатков по непогашенным кредитам и займам и уплату процентов по ним;

правильность определения сумм процентов за пользование кредитами банков и их списание за счет соответствующих источников;

полноту и своевременность погашения кредитов;

правильность оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета займов, полученных у других предприятии и физических лиц;

Проверка операций по получению и возврату кредитов и займов представляется чрезвычайно важной в аудите для проверки соблюдения аудируемым лицом основного допущения при ведении учета и составлении отчетности - допущения непрерывности деятельности аудируемого лица. Для этого в состав рабочей документации включается «Анкета по соблюдению допущения непрерывности деятельности предприятия». В анкете сформулированы примеры утверждений, которые позволяют определить, соблюдается ли допущение непрерывности деятельности аудируемого лица. На соблюдение допущения непрерывности деятельности влияют внутренние и внешние факторы.

К внутренним факторам в частности относятся:

Аудируемому лицу предстоят значительные выплаты по займам в следующем году.

Аудируемым лицом нарушались условия соглашений о займе.

Текущие обязательства аудируемого лица превышают его текущие активы или произошло снижение отношения текущих активов к текущим обязательствам.

В следующем году ожидаются убытки.

Произошло прекращение или существенное сокращение деятельности после даты баланса.

Закупки запасов были отложены, и уровень запасов существенно снизился.

Была отложена замена основных средств.

Существуют повторяющиеся убытки от основной деятельности.

Происходит финансирование за счет просроченных обязательств.

Существует чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источника финансирования долгосрочных вложений.

У аудируемого лица недостаточно собственных оборотных средств.

Аудируемое лицо имеет низкие значения коэффициентов финансовой устойчивости. Аудируемое лицо имеет плохие показатели деловой активности и рентабельности. Аудируемое лицо имеет низкие значения коэффициентов ликвидности.

Существует рост в динамике коэффициентов соотношения привлеченного и собственного капитала.

Существует превышение размера заемных средств над принятыми лимитами.

Существуют ограничения обычных коммерческих условий со стороны поставщиков, имеются устаревшие или сверхнормативные запасы.

Имеются значительные суммы просроченной дебиторской задолженности.

Произошло значительное увеличение сроков оплаты дебиторской задолженности.

Не соблюдаются требования учредительных документов в отношении политики инвестиций. [7, c 25]

1.2 Источники и методы получения доказательств, при проведении проверок кредитных операций

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете в РФ» регулирование бухгалтерского учета осуществляется на четырех уровнях - трех внешних и одном внутреннем.

Первый (высший, законодательный) уровень системы регулирования - это Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие федеральные законы.

Второй уровень системы регулирования бухгалтерского учета - методологический - включает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Минфином РФ, план счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению и др.

Третий уровень системы нормативного регулирования - методический - представлен методическими указаниями по применению положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.

Четвертый уровень представлен учетной политикой, которую каждое предприятие формирует для себя. Именно она и подлежит тщательному исследованию в ходе аудита.

Таким образом, учетная политика предприятия, первичные документы, регистры аналитического и синтетического учета, финансовая (бухгалтерская) отчетность, регистры налогового учета и налоговые декларации являются источниками информации для аудиторской проверки кредитных операций.

В учетной политике предприятия представлено описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту. Выбранное экономическим субъектом решение аудитор при необходимости может сравнить с другими имеющимися вариантами, провести необходимый анализ и дать рекомендации по организации ведения учета.

Согласно Закону «О бухгалтерском учете» в перечень документов, которые должны быть утверждены в приказе или распоряжении руководителя экономического субъекта о принятой учетной политике, включается рабочий план счетов бухгалтерского учета. Он содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. [1]

В методике аудиторской проверки должны быть предусмотрены схемы бухгалтерских проводок, соответствующих основным учетным решениям по учету кредитов и займов. Что касается альтернативных учетных решений по учету кредитов и займов, то в соответствии с пунктом 32 ПБУ 15/01 в составе информации об учетной политике организации необходимо наличие как минимум таких данных, как:

перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную;

состав и порядок списания дополнительных затрат по займам;

выбор способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;

- порядок учета доходов от временного вложения заемных средств.

Предприятия и организации могут использовать различные первичные учетные документы - как унифицированные первичные документы так и документы, разрабатываемые предприятиями самостоятельно.

Согласно Закону «О бухгалтерском учете» в перечень документов, утверждаемых в приказе или распоряжении руководителя экономического субъекта о принятой учетной политике, включаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. [6, c 24]

Планом счетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.

Аналитический учет по кредитам и займам на предприятии должен быть организован по:

видам кредитов и займов (рублевый, валютный);

банкам, прочим организациям и физическим лицам, у которых он был получен;

целевому назначению кредитов;

срокам (просроченные кредиты; кредиты, срок погашения которых еще не наступил);

участию в расчете налогооблагаемой прибыли.

Тщательно продуманный и хорошо поставленный аналитический учет кредитов и займов у экономического субъекта поможет не только в работе бухгалтеру данного предприятия, но и проверяющим лицам проконтролировать правильность начисления процентов по этим кредитам и займам. [9, c 133]

При аудите кредитов и займов аудитор часто встречается с тем, что на предприятии не ведется их аналитический учет. Поэтому в целях экономии рабочего времени аудитору не всегда следует сразу приступать к проверке правильности начисления процентов по кредитам и займам, если на предприятии плохо налажен их аналитический учет. В подобных случаях аудитору следует сгруппировать все кредитные договоры по определенным признакам и только затем начинать проверку правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете предприятия процентов по банковским кредитам или поручить выполнение этой работы работникам бухгалтерии проверяемого предприятия (соответственно скорректировав затраты времени на проведение проверки). [10, c 24]

Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого субъекта включает:

бухгалтерский баланс - форму №1;

отчет о прибылях и убытках - форму №2;

отчет об изменениях капитала - форму №3;

отчет о движении денежных средств - форму №4;

приложение к бухгалтерскому балансу - форму №5.

Помимо регистров бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности источниками информации являются регистры налогового учета и налоговые декларации. Этот раздел методики обязательно должен включать таблицу взаимной увязки показателей форм отчетности - формы №1 и формы №5.

В соответствии с ФСА №5 «Аудиторские доказательства» аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны получить надлежащие доказательства с целью формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора. [11, c 54]

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу.

Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. [15, c 245]

Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу:

инспектирования;

наблюдения;

запроса;

подтверждения;

пересчета (проверки арифметических расчетов аудируемого лица);

аналитических процедур.

1.3 Аудиторские процедуры для выявления нарушений при проведении проверок кредитных операций

Состав аудиторских процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений должен соответствовать классификатору возможных нарушений. Одному возможному нарушению в соответствии с разработанным аудиторской организацией классификатором должно соответствовать не менее одной аудиторской процедуры. [13, c 24]

Если одна из процедур не позволяет достигнуть поставленной цели по выявлению нарушения (отсутствие необходимых документов), то аудитору следует применить альтернативные аудиторские процедуры.

Все аудиторские процедуры разрабатываются по единой схеме и включают:

наименование контрольной процедуры;

цель проведения контрольной процедуры;

- перечень документов аудируемого лица, необходимых для выполнения процедуры (первичные документы, регистры аналитического и синтетического учета) и являющихся источниками информации для проверки;

- перечень необходимых нормативных документов, нарушение которых может быть выявлено при проверке и соответствие или несоответствие которым составляет цель аудиторской процедуры;

нормы, нормативы и другая справочная информация, которая должна быть использована при выполнении контрольной процедуры (при необходимости);

описание техники исполнения процедуры;

описание формы представления результатов проведенной процедуры (форма рабочей таблицы или иного рабочего документа).

Все аудиторские процедуры, разработанные аудиторской организацией, должны быть снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудита у конкретного экономического субъекта, оформлять рабочую документацию аудитора, определять качество проведенного аудита по составу проведенных контрольных процедур. [15, c 254]

Порядок присвоения классификационных номеров аудиторским процедурам представляет собой один из внутрифирменных стандартов и разрабатывается каждой аудиторской организацией самостоятельно.

Все процедуры проверки кредитов и займов снабжены идентификационным признаком КИ3, что означает кредиты и займы.

Сотникова Л.В. предлагает вариант присвоения классификационных номеров по трехзначной серийно-порядковой системе классификации:

Х1.Х2.Х3., где

Х1 - номер нарушения в классификаторе нарушений;

Х2 - номер разновидности нарушения в классификационной группе нарушений;

Х3 - порядковый номер контрольной процедуры для выявления данного нарушения.

Рассмотрим для примера одну из аудиторских процедур:

Процедура КИЗ. 1.1.1. Проверка полноты наличия договоров, на основании которых аудируемое лицо привлекает заемные средства.

Цель: установить, что у аудируемой организации, привлекающей заемные средства, имеются в наличии и правильно оформлены все договоры кредита (займа).

Средства: для выполнения данной процедуры аудитору следует использовать:

- выписки банка по расчетному счету;

приходные кассовые ордера;

договоры кредита или займа;

синтетические регистры учета кредитов и займов.

Техника исполнения: приступив к проверке кредитов и займов, аудитор проверяет наличие договоров кредита (займа), сразу определяя, какие именно из процедур в соответствии с классификатором необходимо использовать.

Просматривая обороты по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитами займам» в регистрах синтетического учета, аудитор устанавливает соответствие оборота по указанным счетам с наличием договора.

По завершению аудиторской проверки, когда полностью выполнена программа аудита, аудиторы составляют письменную информацию руководству аудируемого лица по результатам проведенной проверки.

Этот документ, согласно стандартам аудиторской деятельности, должен отражать только существенные ошибки и нарушения, выявленные при проверке, которые оказывают или могут оказать влияние на достоверность отчетности.

.Технико-экономическая характеристика ООО «Бел Сахар»

2.1 Экономико-правовой статус предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Бел Сахар» расположено по адресу поселок Коммунар, Беловского района, Курской области. Общество является коммерческой организацией и вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, включая, но не ограничиваясь следующим:

производство, хранение, переработка и реализация сахара-песка;

производство, хранение, переработка и реализация иной

сельхозпродукции;

оптовая и розничная торговля производственными товарами;

иные виды, предусмотренные уставом общества.

Общество самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива. Основу планов составляет договора заключенные с потребителями товаров, работ и услуг, поставщиками материально-технических и других ресурсов. Реализация товаров, выполнение работ и предоставление услуг осуществляется по ценам установленным обществом самостоятельно.

Предприятие ООО «Бел Сахар» имеет линейно - функциональную структуру управления (ЛФСУ).

Данная структура обеспечивает качественно новое разделение труда в процессе управления бюджетированием, при котором линейные руководители сохранили за собой право отдавать распоряжения и принимать решения при помощи функциональных руководителей.

Структура управления бюджетным процессом при ЛФСУ сохраняет принцип единоначалия. Это объясняется тем, что линейный руководитель устанавливает очередность в решении комплекса задач, определяя тем самым главную первоочередную задачу.

Линейно-функциональная структура весьма эффективна для средних и крупных предприятий, занимающихся диверсифицированной деятельностью, поскольку позволяет выстроить финансовую структуру на базе подразделений, обеспечивающих управление в соответствии с их функциональными обязанностями.

2.2 Оценка имущества и источников его формирования

Для оценки возможностей производства продукции предприятием охарактеризуем имеющее у него имущество по данным актива бухгалтерского баланса за 3 года.

Характеристика имущества ООО «Бел Сахар».

Таблица 1 - Оценка имущественного состояния предприятия

ПоказателиАбсолютные значенияИзменения2009 г.2010 г.2011 г.2010 г. - 2009 г.2011 г.-2010 гИмущества всего, тыс. руб.349925545609415602195684-130007І. Внеоборотные активы, тыс. руб.131474122037204735-943782698то же, %0,380,220,49--Основные средства9358687596101056-599013460то же, %0,710,720,50--Незавершенное строительство378883444110904-3447-23537то же, %0,290,280,05--Долгосрочные финансовые вложения--92775-92775то же, %--0,45--ІІ. Оборотные активы всего, тыс. руб.218451423572210867205121-212705то же, %0,620,780,51--Запасы133022291234022961011110в том числе:0,060,050,16--сырье, материалы и другие аналогичные ценности120751296610722891-2244то же, %0,910,570,32--готовая продукция и товары для перепродажи1068962223142855413520то же, %0,080,420,67--расходы будущих периодов159324158165-166то же, %0,010,010,01--НДС178312551207-528-48то же, %0,0080,0030,006--Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты)2012182976937415696475-223537то же, %0,580,550,18--Краткосрочные финансовые вложения099702099702-99702то же, %-0,18---Денежные средства21482099492-212899472то же, %0,0060,000040,24--Прочие оборотные активы01990199019900то же, %-0,0040,005--

Таким образом, можно сделать вывод, что в активе баланса, с 2009 года по 2010 год, была уменьшена сумма основных средств на 5990 тыс. руб., а незавершенное строительство на 3447 тыс. руб. Основные средства и долгосрочные финансовые вложения были увеличены на 13460 тыс. руб. и 92775 тыс. руб. соответственно, незавершенное строительство наоборот же, продолжает уменьшаться. С 2010 года на 2011 год произошло уменьшение на 23537 тыс. руб. и это означает, что предприятие не развивается, не расширяет свое производство. Рассмотрев оборотные активы, можно сказать что в запасах произошло увеличение с 2009 по 2011 год на 20720 тыс. руб. В свою очередь, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты) с 2009 года по 2010 была изменена в наибольшую сторону на 96475 тыс. руб.

Увеличение дебиторской задолженности означает отвлечение средств из оборота, что ухудшает финансовое состояние предприятия, а иногда приводит и к банкротству. Но в 2011 году ситуация изменилась в обратную сторону, дебиторская задолженность уменьшилась на 223537 тыс. руб. с предыдущего года, что означает обратную ситуацию.

Краткосрочные финансовые вложения в 2010 году составили 99702 тыс. руб. Денежные средства были уменьшены на 2128 тыс. руб. в 2010 году, а вот в 2011 они опять увеличились на 99472 тыс. руб. Прочие оборотные активы появились в 2010 году и не были изменены в 2011 и составили она 1990 тыс. руб.

Таблица 2 - Характеристика источников формирования имущества

ПоказателиАбсолютные значенияИзменения2009 г.2010 г.2011 г.2010 г.-2009 г2011 г.-2010 гИмущество всего, тыс. руб.349925545609415602195684-130007III. Капитал и резервы, тыс. руб.(37018)(34565)(30838)(-2453)(-3727)то же, %0,10,060,07--Уставный капитал101010--то же, %0,00020,00030,0003--Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)(37028)(34575)(30848)(-2453)(-3727)то же, %1,00021,00031,0003--IV. Долгосрочные обязательства327433323991313431-3442-10560то же, %0,940,60,75--Заемные средства327433323991313431-3442-10560то же, %100100100--V. Краткосрочные обязательства349925545609415602195684-130007то же, %100100100--Кредиты и займы1045564630-3992-6463то же, %0,030,01---Кредиторская задолженность49055249720133009200665-116711то же, %0,140,450,32--в том числе:поставщики и подрядчики27237237218109123209981-128095то же, %0,560,950,82--задолженность перед персоналом организации157710836001-4944918то же, %0,030,0040,05--задолженность перед государственными внебюджетными фондами4873482629-1392281то же, %0,0090,0010,019--задолженность по налогам и сборам19645606615123-135799057то же, %0,40,020,1--

Проанализировав таблицу 2 «Характеристика источников формирования имущества» мы видим, что уставный капитал остался без изменений, но нераспределенная прибыль была уменьшена за три года на 6180 тыс. руб. Долгосрочные обязательства, а именно заемные средства так же были уменьшены на 3442 тысячи рублей 2010 году, по сравнению с 2009, и на 10560 тыс. руб. в 2011, по сравнению с 2010 годом. Такие же изменения произошли и в статье «Кредиты и займы» на 3992 и 6463 тыс. руб.

Кредиторская задолженность в 2010 году увеличилась на 200665 тыс. руб., а именно: задолженность перед поставщиками и подрядчиками была увеличена на 209981 тыс. руб., перед персоналом организации уменьшена на 494 тыс. руб., перед государственными внебюджетными фондами уменьшена на 139 тыс. руб. Так же были уменьшены задолженность по налогам и сборам - на 13579 тыс. руб.

В 2011 году произошли изменения совершенно противоположные: кредиторская задолженность уменьшилась на 116711 тыс. руб. Это означает, что предприятие рассчиталось с кредитором именно на данную сумму, в том числе: задолженность перед поставщиками и подрядчиками была уменьшена на 128095 тыс. руб., задолженности перед персоналом организации, перед государственными внебюджетными фондами, по налогам и сборам были увеличены на 4918 тыс. руб., на 2281 и 9057 тыс. руб. соответственно.

2.3 Характеристика финансового результата деятельности предприятия ООО «Бел Сахар»

Основное назначение отчета о прибылях и убытках заключается в характеристики финансовых результатов деятельности организации за отчетный период. В отчете отсутствуют показатели налогового характера, которые по сути своей не могут быть предметом этой формы. При этом расширен состав таких показателей, как: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток).

Целью деятельности предприятия ООО «Бел Сахар» является получение прибыли. На основании отчета о прибылях и убытках сделали выводы о результатах деятельности предприятия (таблица 3).

Таблица 3 - Характеристика финансовых результатов деятельности предприятия

ПоказательАбсолютные значенияИзменения2009 г.2010 г.2011 г.2010 г. - 2009 г.2011 г. - 2010 г.Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)185695371568317702185873-53866Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг(127204)(338711)(276156)(211507)(-62555)Валовая прибыль584913285741546-256348689Управленческие расходы(13189)(13886)(16642)(697)(2756)Прибыль (убыток) от продаж453021897124904-263315933Прочие доходы и расходыПроценты к получению-70939827093273Проценты к уплате(12573)(14750)(14289)(2177)(-461)Прочие доходы134213132286-10289-2846Прочие расходы(45441)(4230)(9249)(-41211)(5019)Прибыль (убыток) до налогообложения7093832563431231802Текущий налог на прибыль(272)(1379)(1976)(1107)(597)Чистая прибыль (убыток)4282453372720251274

Изучив таблицу 3 можно сделать вывод, что в анализированном периоде произошли изменения, как в положительном, так и в отрицательном направлении. Выручка от продажи товаров в 2009 году составила 185695 тыс. руб., в 2011 - 317702 тыс. руб., т.е. за три года она увеличилась на 132007 тыс. руб. Себестоимость проданных товаров увеличилась на 211507 тыс. руб. в 2010 году, по сравнению с 2009 годом. В 2011 году себестоимость уменьшилась на 62555 тыс. руб., по сравнению с 2010 годом. В статье «Валовая прибыль» произошли изменения, как в положительную, так и в отрицательную сторону, т.е. в 2010 году она уменьшилась на 25634 тыс. руб., в 2011 году - увеличилась на 8689 тыс. руб.

Управленческие расходы были увеличены на 3453 тыс. руб. за анализируемого периода. Прибыль (убыток) от продаж была уменьшена на 20398 тыс. руб. с 2009 года по 2011 год.

Рассмотрев раздел прочих доходов и расходов видим, что за период 2009-2011 гг. увеличились проценты к получению на 3273 тыс. руб., проценты к уплате на 1716 тыс. руб. В статье «Прочие доходы» была уменьшена сумма на 13135 тыс. руб., а в статье «Прочие расходы» - на 2047 тыс. руб.

В свою очередь были увеличены прибыль (убыток) до налогообложения на 3123 тыс. руб. в 2010 году и на 1802 тыс. руб. в 2011 году. В статьях «Текущий налог на прибыль» и «Чистая прибыль (убыток)» произошли увеличения с 2009 по 2011 гг. на 1704 и 3299 соответственно.

3. Планирование организации кредитных операций на примере ООО «Бел-Сахар»

3.1 Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля

Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономическому и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимальной прибыли и рентабельности. Он проводится внутри организации ее же специалистами и организуется по желанию руководства для получения информации, необходимой для управленческих решений.

Службы внутреннего контроля постоянно:

следят за эффективностью и целесообразностью расходования собственных денежных средств;

следят за эффективностью и целесообразностью расходования заемных денежных средств;

следят за эффективностью и целесообразностью расходования привлеченных денежных средств;

проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми;

дают финансовую оценку результатов инвестиционных проектов;

контролируют финансовое состояние предприятия.

Рассмотрим примерную форму анкеты для проверки кредитных предприятий в организации в таблице 4.

Таблица 4 - Анкета для проверки кредитных операций в организации

ВопросОтветыИсточники информацииПримечаниеданетДля целей бухгалтерского учета по ПБУ 15/2008Имели ли место кредиты и займы полученные, в том числе:Оборотно-сальдовая ведомость, бухгалтерская отчетность, договоры, другие документыкредиты;+займы, полученные от других юридических лиц;+выпуск и продажа облигаций;+Правильно ли определен состав расходов по кредитам и займам по п. 3 ПБУ 15/2008:Расчеты, бухгалтерские справки, платежные документы, актыпроценты, причитающиеся к оплате;+дополнительные расходы;+Своевременно ли отражены в учете расходы по кредитам и займам:Расчеты, бухгалтерские справки, платежные документы, актыв составе прочих расходов;+стоимости инвестиционного актива;+Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу, включаются равномерно?+Расчеты, бухгалтерские справки, платежные документы, актыИмели ли место факты использования незавершенного инвестиционного актива для изготовления продукции?+Договоры, расчеты, бухгалтерские справки, накладные, штатное расписание, актыИспользовались ли займы, кредиты полученные на иные цели формирования инвестиционного актива?+Договоры, расчеты, бухгалтерские справки, платежные документы, актыВедется ли аналитический учет:Учетные регистры, договорыпо договорам;+заемщикам;+Ведется ли обособленный учет от основного долга расходов, связанных с выполнением обязательств по займам, кредитам?+Учетные регистры, договорыПроводилась ли инвентаризация задолженности по кредитам и займам?+Приказы, инвентаризационные описиОформлены ли надлежащим образом результаты инвентаризации?+Приказы, инвентаризационные описиРаскрыта ли информация о кредитах и займах в бухгалтерской отчетности?+Бухгалтерская отчетность, учетные регистрыПравильно ли отражены операции в учете:Договоры, расчеты, бухгалтерские справки, платежные документы, акты, учетные регистрыпо получению займов;+отражению процентов, дополнительных расходов;+погашению кредитов, займов+Соблюдается ли тождественность данных аналитического, синтетического учета, оборотно-сальдовой ведомости, бухгалтерской отчетности?+Оборотно-сальдовая ведомость, регистры аналитического, синтетического учета, бухгалтерская отчетностьПредусматривают ли договоры на получение кредитов, займов:Договоры на получение кредитов, займовпредоставление активов в залог;+страхование активов, предоставленных в залог+Правильно ли отражены в учете операции:по предоставлению активов в залог;+Договор залогастрахованию активов переданных в залог+Договор страхования, платежные документы

На основании проведенного тестирования состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ООО «Бел Сахар» можно оценить как стабильное.

3.2 Расчет аудиторского риска и уровня существенности

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Таблица 5 - Базовые показатели для нахождения уровня существенности

Наименование показателяЗначение базового показателя бух. отчетности, проверяемого экономического субъектаДоля, %Значение, применяемое для нахождения уровня существенности20112011Балансовая прибыль56345281.7Валовой объем реализации без НДС31770226354,04Валюта баланса41560228312,04Собственный капитал30838103083,8Общие затраты предприятия29279825855,96

Рассчитаем уровень существенности для ООО «Бел Сахар» по формуле уровня существенности:

(281,7+6354,04+8312,04+3083,8+5855,96)/5=4777,508.

В соответствии с положениями приложения ПСАД «Существенность и аудиторский риск» показатели, применяемые при расчете уровня существенности, не должны отличаться от их среднего значения более чем на 20%. Для проверки данного условия сделаем следующие расчеты:

(4777,508-281,7)/ 4777,508*100%=94,1 - наим.

(4777,508-6354,04)/ 4777,508*100%=-32,9

(4777,508-8312,04)/ 4777,508*100%=-33-наиб.

(4777,508-3083,8)/ 4777,508*100%=35,5

(4777,508-5855,9)/ 4777,508*100%=-22,6

С учетом того, что максимальное и минимальное значение показателей отличаются от среднего более чем на 20% в большую и меньшую стороны соответственно, необходимо определить новое значение уровня существенности, тыс. руб.:

(6354,04+3083,8+5855,96)/3=5097,9


ПАР=НР*РСК*РН (1)

Существует обратная зависимость между риском необнаружения и совокупным уровнем неотъемлемого риска и риска средств контроля. Если неотъемлемый риск и риск средств контроля высоки, то необходимо, чтобы приемлемый риск необнаружения был низким, что позволит снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

Взаимосвязь рассмотренных видов рисков представлена в таблице 6.

Таблица 6 - Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска

Аудиторская оценка независимых рисковАудиторская оценка риска средств контроляВысокаяСредняяНизкаяПри этом аудиторская оценка допустимого уровня риска необнаружения будетАудиторская оценка неотъемлемого рискаВысокаяСамая низкаяБолее низкаяСредняяСредняяБолее низкаяСредняяБолее высокаяНизкаяСредняяБолее высокаяСамая высокая

На основе проведенных аналитических процедур при аудите ООО «Бел Сахар» виды рисков можно оценить следующим образом:

неотъемлемый риск - 40%

риск средств контроля - 50%

риск необнаружения - 20%

Исходя из этих данных, можно посчитать приемлемый аудиторский риск по приведенной выше формуле. Он будет равен:

ПАР = 0,4 * 0,5 * 0,2 * 100% = 4%

Планирование - один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит. Результаты планирования аудиторской проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности оформляются двумя документами: план и программа аудита.

Общий план и программа аудита должны быть оформлены в порядке, установленном внутрифирменными стандартами аудиторской организации, и соответствовать требованиям, предъявляемым федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Рассмотрим более подробнее план и программу аудита на предприятии ООО «Бел Сахар».

Проверяемая организация - ООО «БелСахар»

Период аудита - 12.03.2010-27.03.2010

Количество человеко - часов - 720

Руководитель аудиторской группы - Черкашин Николай Петрович

Состав аудиторской группы - Федотов Виктор Борисович, Аргунова Марина Николаевна, Меньшин Артем Евгеньевич

Планируемый аудиторский риск - 4%

Планируемый уровень существенности - 5097,9

Таблица 7 - Общий план аудита

n/nПланируемый вид работПериод проведенияИсполнительРабочие документыПримечание1Инвентаризация остатков по полученным кредитам и займам01.03.11Федотов В.Б. Черкашин Н.П.Выписка банка, акты сверки финансовой службы организации и банка2Анализ кредитных договоров02.03.11-03.03.11Аргунова М.Н., Меньшин А.Е. Черкашин Н.П.Кредитные договора, дополнительные соглашения к ним3Проверка правильности применения плана счетов по видам кредитов, как организован синтетический и аналитический учет по этим счетам05.03-07.03.11Федотов В.Б., Аргунова М.Н.Карточки и ведомости аналитического учета счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», журнал-ордер №44Проверка целевого использования полученных кредитов и займов07.03.11Меньшин А.Е. Черкашин Н.ПКредитные и хозяйственные договора, выписки банка5Поверка правильности начисления процентов и своевременности погашения кредитов08.03-09.03.11Меньшин А.Е., Федотов В.Б.Карточка-счет, обороты по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»6Правильность определения льготы по налогу на прибыль10.03.11Аргунова М.Н.Данные налогового учета7Правильность отражения в отчетности данных по учету кредитов и займов11.03-12.03.11Федотов В.Б., Аргунова М.Н. Черкашин Н.ПДанные бухгалтерской отчетности

Руководитель аудиторской фирмы: Округов М.Р.

Руководитель аудиторской группы: Черкашин Н.П.

Теперь рассмотрим программу аудита:

Проверяемая организация - ООО «Бел Сахар»

Период аудита - 12.03.2010-27.03.2010

Количество человеко - часов - 720

Руководитель аудиторской группы - Черкашин Николай Петрович

Состав аудиторской группы - Федотов Виктор Борисович, Аргунова Марина Николаевна, Меньшин Артем Евгеньевич

Планируемый аудиторский риск - 4%

Планируемый уровень существенности - 5097,9

Программа аудита кредитных операций на предприятии ООО «Бел Сахар» представлена в таблице 8.

Таблица 8 - Программа аудита

n/nПланируемый вид работПериод проведенияИсполнительРабочие документыПримечание1.Инвентаризация остатков по полученным кредитам и займам01.03.11Федотов В.Б. Черкашин Н.П.Выписка банка, акты сверки финансовой службы организации и банка2Анализ кредитных договоров02.03.11-03.03.11Аргунова М.Н., Меньшин А.Е. Черкашин Н.П.Кредитные договора, дополнительные соглашения к ним2.1.Рассмотрение порядка и условий выдачи и погашения кредита2.2.Рассмотрения сроков кредитования2.3.Рассмотрение форм обеспечения обязательств3.Проверка правильности применения плана счетов по видам кредитов, как организован синтетический и аналитический учет по этим счетам05.03-07.03.11Федотов В.Б., Аргунова М.Н.Карточки и ведомости аналитического учета счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», журнал-ордер №44Проверка целевого использования полученных кредитов и займов07.03.11Меньшин А.Е. Черкашин Н.ПКредитные и хозяйственные договора, выписки банка4.1.Отражение в учетных регистрах4.2.Отражение в отчетности5.Поверка правильности начисления процентов и своевременности погашения кредитов08.03-09.03.11Меньшин А.Е., Федотов В.Б.Карточка-счет, обороты по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»5.1.Рассмотрение периода и суммы начисления процентов5.2.Проверка счетов, на которых отражены суммы начисленных процентов5.3.Проверка, за счет каких источников покрывались суммы процентов за пользование кредитами6.Правильность определения льготы по налогу на прибыль10.03.11Аргунова М.Н.Данные налогового учета7Правильность отражения в отчетности данных по учету кредитов и займов11.03-12.03.11Федотов В.Б., Аргунова М.Н. Черкашин Н.ПДанные бухгалтерской отчетности7.1.состав и порядок списания дополнительных затрат по займам7.2.выбор способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам7.3.порядок учета доходов от временного вложения заемных средств

3.3 Отчет аудитора о проведение аудита

Завершающий этап аудита (обобщение и оформление результатов проверки) не менее важен, чем предыдущие этапы (планирование аудита и осуществление аудита). На завершающем этапе аудитор должен обобщить всю полученную в ходе проверки и сосредоточенную в его рабочей документации информацию, обработать ее определенным образом и сформировать на этой базе свое профессиональное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.

Результаты этой работы аудитор должен оформить в виде двух итоговых документов: письменной информации (отчета) и аудиторского заключения, которые передаются экономическому субъекту.

Письменная информация (отчет) - это документ, составляемый аудитором и предназначенный для заказчика аудиторской проверки. Целью этого документа является доведение до заказчика сведений о методах, использованных при проведении проверки, о всех отмеченных аудитором ошибках, нарушениях, неточностях, о том, какие меры должны быть приняты для устранения отмеченных недостатков, об основных результатах аудиторской проверки (содержатся или нет существенные ошибки в бухгалтерской отчетности, осуществлялись финансово-хозяйственные операции в соответствии с установленным порядком или же с существенным отклонением от него).

На предприятии ООО «Бел Сахар» аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели в финансовой (бухгалтерской) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности, а именно рассмотрение кредитных операций на предприятии.

Отчет аудитора, как и следует, был подписан аудиторами и привлеченными экспертами, непосредственно проводившими проверку. Конкретный порядок подписи отчета был установлен внутрифирменным стандартом.

Отчет был составлен в двух экземплярах. Один экземпляр был передан заказчику аудиторской проверки (руководителю), второй экземпляр отчета был оставлен в распоряжении аудиторской фирмы и был приобщен к прочей рабочей документации по проверке.

Анализ финансового состояния кредитных операций позволяет сделать вывод, что нет серьезных сомнений в способности ООО «Бел Сахар» продолжать свою деятельность в обозримом будущем (как минимум 12 месяцев начиная с отчетной даты) без существенного сокращения своей деятельности, то есть, соблюдается принцип непрерывно действующего предприятия.

Заключение

В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между экономическими субъектами часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота, а также пользователи финансовой информации. Важную роль здесь играет информация о таком важном виде операций экономических субъектов как кредитные.

Подводя итоги работы, можно сделать вывод о том, что целью аудита кредитных операций является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

В ходе проведения аудита был изучен один из разделов хозяйственной деятельности ООО «Бел Сахар», а именно расчеты по кредитам и займам.

В ходе проверки были выполнены все задачи, поставленные перед аудитором, а именно:

изучена нормативная база, необходимая для проведения проверки;

изучены особенности бухгалтерского учета кредитов и займов на ООО «Бел Сахар»

изучены документы, используемые для учета расчетов по кредитам и займам;

разработана программа аудиторской проверки;

разработана методика аудиторской проверки и определены конкретные аудиторские процедуры.

В процессе проведения аудиторской проверки были изучены как первичные документы, так и учетные регистры по учету расчетов по кредитам и займам за 2011 г.

После сбора информации, её систематизации было высказано мнение аудитора о достоверности учетной информации ООО «Бел Сахар» в части расчетов по кредитам и займам. Оно оформлено в виде аудиторского заключения.

Таким образом, на примере ООО «Бел Сахар» была изучена последовательность, методика проведения аудиторской проверки расчетов по кредитам и займам.

Список литературы

аудиторский проверка займ кредит

1. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая // Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс». - Последнее обновление 27.10.09 г.

. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант плюс»: Электронный ресурс / Компания «Консультант плюс». - Последнее обновление 27.10.09 г.

. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: Постановление правительства РФ от 23.09.2002 г. №696 (в ред. от 19.11.2008) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 27.10.09 г.

. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99»: Утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.01.99 №43н (в ред. от 18.09.2006) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»: Электронный ресурс / Компания «Консультант плюс». - Последнее обновление 27.10.09 г.

. Бухгалтерский учет: Учебник / И.И. Бочкарева, В.А. Быков и др.; Под ред. Я.В. Соколова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 768 с.

. Бычкова С.М. Аудиторская деятельность. Теория и практика. Учебник / С.М. Бычкова. - (Серия «Учебники для вузов. Специальная литература»). - СПб.: Издательство «Лань», 2010. - 320 с.

. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2011. - 743 с.

. Ивашкевич В.Б. Практический аудит: учеб. пособие / В.Б. Ивашкевич. - М.: Магистр, 2010. - 286 с.

. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 382 с.

. Кольцова Т.А. Бухгалтерский и налоговый учет основных средств: Учебное пособие / Т.А. Кольцова, Н.К. Пашук - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. - 207 с.

. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.П. Кондраков - М.: ИНФРА-М, 2009. - 592 с. - (Высшее образование).

. Подольский В.И. Аудит: учебник для вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.И. Подольский. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА: Аудит, 2010. - 744 с.

. Подольский В.И. Аудит: учебник для вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. В.И. Подольского. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА: Аудит, 2010. - 744 с.

. Чаадаев С.Г. Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности: Учебник / Отв. ред. проф. Чаадаев С.Г. - М.: Юристъ, 2010. - 374 с.

. Шеремет А.Д., Аудит: Учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц - 2-е изд., доп. Перераб. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 352 с.

Похожие работы на - Порядок организации и проведения аудита кредитных операций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!