Обращение с отходами производства: готовимся к проверке

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,29 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обращение с отходами производства: готовимся к проверке















ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА: ГОТОВИМСЯ К ПРОВЕРКЕ

Предмет экологического контроля, который осуществляют уполномоченные государственные органы, широк и многообразен, поэтому из массива всех экологических требований рассмотрим наиболее распространенные, чтобы помочь организациям подготовиться к плановой проверке. Учитывая, что проверяющие должностные лица ориентированы не оставлять без внимания ни одного случая или сообщения о нарушении природоохранного законодательства, субъектам хозяйствования к предстоящей проверке следует отнестись серьезно.

Должностные лица и компетенция органов, уполномоченных проводить природоохранную проверку

Узнать о том, что организации предстоит проверка, можно из координационного плана контрольной (надзорной) деятельности, размещенного на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь по адресу: #"justify">К высокой степени риска отнесено осуществление экологически опасной деятельности (например, эксплуатация объекта по использованию отходов 1 - 3 класса опасности). Плановая проверка таких организаций может проводиться не чаще одного раза в течение календарного года.

К средней степени риска относится эксплуатация объекта обезвреживания отходов 1 - 3 классов опасности мощностью менее 10 тонн в год. В данном случае периодичность плановой проверки - не чаще одного раза в три календарных года

Периодичность проверок может и не зависеть от группы риска, например, за добросовестное исполнение обязательств перед бюджетом и отсутствие фактов нарушений законодательства срок между проверками одним и тем же контролирующим органом допускается увеличить до пяти календарных лет <4>

природоохранный проверка опасный отходы

Должностные лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) и его территориальных органов, имеющих право осуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды, указаны в соответствующем Перечне должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальных органов, имеющих право осуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды <5>. Правами государственных инспекторов при проведении проверок также пользуются некоторое другие лица <6> (например, консультанты и специалисты Минприроды).

В ходе природоохранных проверок уполномоченные должностные лица обладают широкой компетенцией, установленной отраслевым законодательством <7>.

Законодательно запрещено любое воздействие на должностных лиц Минприроды, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды, препятствующее исполнению ими служебных обязанностей, а также любое вмешательство в их деятельность <8>.

Отходы производства

В процессе деятельности почти всех субъектов хозяйствования образуются отходы производства <9>, именно поэтому фактически любое юридическое лицо (далее - юрлицо) или индивидуальный предприниматель (далее - ИП) является лицом, осуществляющим обращение с отходами. Законодательство наделяет данных лиц определенными обязанностями <10>.

Таблица

ОбязанностиНеобходимые действияОбеспечиватьразработку и утверждение нормативов образования отходов производства, а также их соблюдениеНормативы разрабатываются на все виды отходов, образующиеся в деятельности организации. Отходы производства именуются строго в соответствии с Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 N 85установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производстваКласс опасности опасных отходов устанавливается исходя из наиболее высокого класса опасности, определенного по результатам исследования опасных свойств отходов. При смешивании опасных отходов с неопасными, опасных отходов разных классов опасности класс опасности полученной смеси отходов устанавливается по наиболее высокому классу опасности опасного отхода, входящего в смесьсбор отходов и их разделение по видам (ст. 24 Закона об отходах)Сбор отходов и их разделение по видам производится собственником отходов либо уполномоченным им лицом, за исключением случаев, когда допускается смешивание отходов разных видов, - при их захоронении или обезвреживании. При сборе отходов необходимо учитывать требования, предъявляемые к порядку и местам сбора, например, бумага и картон хранятся в отдельном складском помещении или специально отведенном месте (шкафу) в определенной таре (картонных коробках) при условии защищенности от атмосферных осадков и почвенной влагиобезвреживание, использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания или на объекты по использованию, а также их хранение или захоронение в санкционированных местах (ст. 25, 26, 29 Закона об отходах)На хранение и захоронение всех видов образующихся отходов получают разрешения.

Захоронение проводится только в санкционированных местах, определяемых в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства, выдаваемых Минприроды. При временном хранении в целях накопления необходимого для перевозки количества отходов данные места указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых также определяются периодичность вывоза отходов или допустимое количество их накопления. Следует соблюдать сроки хранения с целью обезвреживания, использования или перевозки. До начала перевозки отходов оформляется сопроводительный паспорт перевозки отходов производстваобучение работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификацииДанные мероприятия сопровождаются составлением подтверждающих документов (договор на обучение, повышение квалификации, журналы проведения инструктажа и т.д.). Подготовкой лиц к работам, связанным с обращением с отходами, могут заниматься и сторонние организации, например, ГУО Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности"Осуществлятьпроизводственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия на нее, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению его последствийПричиненный окружающей среде вред необходимо возместить в полном объеме, поскольку установленный факт причинения вреда окружающей среде не подлежит доказыванию. Однако организации имеют право представить доказательства в его опровержение (ч. 5 ст. 101

Закона об охране окружающей среды). В случае причинения вреда окружающей среде такие действия, как внесение платежей по экологическому налогу за захоронение и хранение отходов производства или привлечение к ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды, не освобождают от возмещения вреданазначение уполномоченных лиц, ответственных за обращение с отходамиУполномоченные лица ведут учет отходов производства, своевременно заполняют соответствующие книги, проводят инвентаризацию отходов, отвечают за их сбор, разделение по видам и установление степени опасностиучет отходов и их инвентаризациюУчет отходов ведется в книге первичного учета и книге общего учета. Книга общего учета заполняется ежемесячно на основании данных книги первичного учета и до начала записей нумеруется с указанием в конце количества страниц, прошнуровывается, скрепляется печатью, подписывается руководителем (его заместителем) и хранится в течение пяти лет. Обе книги содержат нормативы образования отходов; их наименования, коды и классы опасности; наименование технологического процесса, в результате которого образуется данный вид отходов; количество образовавшихся, поступивших и переданных отходовРазрабатыватьинструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдениеИнструкция должна быть реально действующим документом, она разрабатывается с учетом специфики деятельности организации, своевременно вводится в действие, с ней ознакамливаются уполномоченные лица. В инструкции отражаются все виды отходов, которые образуются или могут образовываться в результате деятельности организации. При образовании новых видов отходов в инструкцию незамедлительно вносятся соответствующие изменениямеры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходовДанные меры должны быть реальными и эффективными, например, экономия нерационально используемого материала, образующего отходы, вторичное использование материала и т.д.

Сделки о передаче на определенный срок (кроме договора перевозки) или об отчуждении опасных отходов согласно Перечню опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации <11> (опилки древесные промасленные, отработанные масляные фильтры и т.д.) регистрируются в территориальных органах Минприроды по месту хранения, обезвреживания или использования таких отходов <12>.

Регистрация подобной сделки производится бесплатно в 10-дневный срок при представлении следующих документов <13>:

заявление на проведение регистрации;

копия договора о передаче или отчуждении опасных отходов, в том числе при отчуждении таких отходов лицу, деятельность которого связана с их удалением,

Не являются объектами обложения экологическим налогом <14>:

хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

хранение отходов производства в целях накопления их количества, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания, использования;

захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения 50 и менее тонн в год и т.д.

Инвентаризация отходов производства

Лица, осуществляющие обращение с отходами, должны проводить их инвентаризацию не реже одного раза в год в сроки, определяемые организацией самостоятельно, но не ранее 1 июля отчетного года в порядке <15>, установленном Минприроды <16>.

Минприроды путем вынесения предписания вправе потребовать от организации проведения досрочной инвентаризации, которая может назначаться и в иных случаях, например, при выявлении новых видов отходов производства, изменении перечня выпускаемой продукции, реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства и т.д. <17>.

В организациях, осуществляющих обращение только с коммунальными отходами <18>, и в которых опасные отходы представлены только ртутными и люминесцентными отработанными лампами, инвентаризация проводится в 30-дневный срок в упрощенном порядке <19> (в иных организациях, как правило, - в более длительные сроки).

По результатам инвентаризации отходов составляется акт, который должен содержать в том числе перечень мероприятий по учету отходов, определению их качественных и количественных показателей, разработанные нормативы образования отходов производства. Данный акт подписывается председателем и членами комиссии по проведению инвентаризации, утверждается руководителем организации <20>.

Для определения источников образования отходов производства должны учитываться все виды деятельности, осуществляемые организацией, как основные, так и вспомогательные (например, отходы от затаривания, упаковки, брак, некондиционная продукция, вышедшие из употребления материалы, списанная мебель, изношенная спецодежда и т.д. <21>).

Разработка и утверждение инструкции по обращению с отходами производства

Юр. лица и ИП, осуществляющие обращение с отходами производства, должны разрабатывать и утверждать в установленном порядке <22> инструкции по обращению с отходами производства (далее - инструкция), которые впоследствии согласовываются с территориальными органами Минприроды <23>.

Инструкция может разрабатываться и утверждаться для юрлица в целом или для каждого его обособленного подразделения (например, филиала, представительства), имеющего отдельный баланс и осуществляющего обращение с отходами производства <24>.

Инструкция пронумеровывается, прошнуровывается, заверяется подписью руководителя юрлица или ИП и скрепляется печатью <25>. Срок действия согласования инструкции составляет пять лет и исчисляется с даты, указанной в грифе согласования <26>. По истечении данного срока разрабатывается новая инструкция <27>. В связи с этим рекомендуем следить, чтобы срок согласования не истек, иначе инструкция будет недействующей. Нарушение требований к оформлению инструкции может повлечь административную ответственность <28>.

Новая инструкция также разрабатывается при изменении <29>:

реквизитов юрлица и ИП, реорганизации юрлица, изменении места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства;

требований законодательства, регулирующих порядок обращения с отходами;

допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки, периодичности вывоза отходов производства;

условий и мест хранения отходов производства;

перечня образующихся видов отходов производства или порядка обращения с ними либо перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение.

- привлечению к дисциплинарной <30>, административной <31> или уголовной <32> ответственности должностных лиц организации (к административной ответственности могут быть привлечены и субъекты хозяйствования);

приостановке (прекращению) производственной деятельности проверяемого объекта;

материальной ответственности в виде возмещения вреда, причиненного в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды.

Ссылки

<1> П. 22 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 (далее - Положение о проверках)

<2> Ч. 1 п. 7 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее - Указ N 510).

<3> Утверждены Указом N 510.

<4> Ч. 2 п. 7 Указа N 510

<5> Утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2003 N 963.

<6> П. 1 Постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.12.2011 N 56 "О некоторых вопросах осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды и признании утратившими силу постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 5 ноября 2004 г. N 35 и от 22 мая 2009 г. N 27".

<7> Ст. 88 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 N 1982-XII "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).

<8> Ч. 2 ст. 92 Закона об охране окружающей среды

<9> П. 21 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 N 271-З "Об обращении с отходами" (далее - Закон об отходах).

<10> П. 13 ст. 1, п. 1, 3 ст. 17 Закона об отходах.

<11> Утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2009 N 1391.

<12> Ч. 1 п. 4 ст. 3 Закона об отходах; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2008 N 61 "Об утверждении положения о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами"

<13> П. 6.25 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156.

<14> П. 2 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь

<15> Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденная Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 N 17 (далее - Инструкция N 17).

<16> П. 2 ст. 35 Закона об отходах, п. 6 Инструкции N 17.

<18> П. 7 ст. 1 Закона об отходах.

<19> П. 16 Инструкции N 17

<20> П. 15 Инструкции N 17.

<21> п. 5 Инструкции N 17

<22> Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденная Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 N 45 (далее - Инструкция N 45).

<23> П. 1 ст. 18 Закона об отходах.

<24> П. 4 Инструкции N 45

<25> Ч. 2 п. 6 Инструкции N 45.

<26> П. 7 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 N 1104.

<27> П. 22 Инструкции N 45.

<28> Ст. 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

<29> П. 21 Инструкции N 45

<30> Ст. 197 Трудового кодекса Республики Беларусь.

<31> Гл. 15 КоАП.

<32> Гл. 26 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Похожие работы на - Обращение с отходами производства: готовимся к проверке

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!