Финансовая система и финансовая политика государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    79,96 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовая система и финансовая политика государства

Введение

Из предложенных мне трех тем я выбрала тему «Финансовая система и финансовая политика государства». Она очень интересна, так как финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.

Денежные потоки отражают процессы реальной жизни современного общества. Все коммерческие и государственные организации, а также их работники втянуты в круг денежных отношений с государством и его институтами.

Именно надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

1.  
Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура

Финансы - это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг). Финансы охватывают лишь те экономические отношения, которые связаны с формированием и использованием различных фондов денежных средств - децентрализованных и централизованных.

Децентрализованные фонды предприятия включают: фонд накопления, фонд потребления и резервный фонд. За счет балансовой прибыли предприятие уплачивает многие налоги и сборы. Остающейся суммой прибыли оно полностью распоряжается. Часть прибыли направляется в фонд накопления, а другая часть - в фонд потребления хозяйствующего субъекта. Фонд потребления образуется за счет необходимого и прибавочного продукта. Резервный фонд предприятия формируется и используетсядля покрытия временно возникающих потребностей в денежных средствах.

Централизованные фонды денежных средств аккумулируются на общегосударственном уровне. Основным централизованным фондом является бюджет. К централизованным фондам относятся государственный кредит, фонды страхования.

Децентрализованные и централизованные фонды денежных средств взаимосвязаны, ибо экономической основой их формирования и использования является производство общественного продукта.

Часть денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, представляет собой финансовые отношения. Они многообразны, поскольку каждый из участников рынка вносит свой особый вклад в образование денежных фондов и претендует на соблюдение именно своих интересов.

Субъектами финансовых отношений, между которыми образуются финансовые потоки, являются: предприятия и предприниматели (финансы хозяйствующих субъектов), работающее население (финансы домашних хозяйств), государство (централизованные фонды: бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок).

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Именно стоимостная форма движения товаров порождает соответствующий денежный оборот и экономические отношения распределительного характера.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, при помощи которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только путем потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

При помощи финансов осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода. Распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем использования цен и кредита. Цена - есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение и перераспределение национального дохода, товар должен быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих от реализации продукции к ее собственникам, и выступает исходной основой дальнейшего распределительного процесса.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово- кредитные институты.

Финансы обладают следующими функциями:

1.      распределительная функция

Эта функция связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств.

2.      контрольная функция

Эта функция определяется их свойством служить средством контроля за процессом стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта, формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Реализация интересов одного субъекта рынка затрагивает денежные интересы множества других людей. Подобного рода хозяйственные связи покоятся на взаимозависимости и субординации. Взаимозависимость различных сторон финансовых отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта образует финансовую систему.

В финансовой системе выделяют ее ведущий блок - государственные финансы. Они связаны с формированием и использованием государственных денежных фондов. Государство в качестве источников пополнения казны помимо средств, полученных в результате работы государственных предприятий, мобилизует часть доходов, созданных в частном секторе, в виде обязательных платежей. Главными элементами государственных являются:

государственный бюджет;

финансы государственных предприятий;

местные бюджеты;

внебюджетные фонды.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. Государственный бюджет - годовой план доходов государства и его расходов. Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованиям жить по средствам. Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений и различного рода доходов государства, в том числе прибыли государственных предприятий. Расходная часть бюджета в странах развитого рынка предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям и развитие инфраструктуры. Структура расходных частей бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики. Если расходы бюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит, если доходы превышают расходы, то образуется бюджетный профицит. Покрывается бюджетный дефицит обычно двумя путями: выпуском государственного займа и эмиссией. И тот, и другой путь отражается на дальнейшем развитии экономики.

Как расходная, так и доходная части бюджета используются государством для финансирования условий, обеспечивающих наилучшее развитие своей страны.

Финансы государственных предприятий. Для производства и реализации продукции государственные предприятия формируют свои финансы, свой бюджет.

Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в государственный и местный бюджет, с другой - получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности.

Главной особенностью государственных предприятий является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность производства не уступает частным компаниям.

Особое место среди предприятий, в работе которых принимает участие государство, занимают смешанные компании. Они создаются либо путем образования новых компаний с участием капитала, либо путем приобретения государством акций компаний, принадлежащих частному капиталу. Такие предприятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа.

Смешанные компании с участием государственного капитала подразделяются на две группы. Первую составляют предприятия, прибыльность которых не ниже частных. Как и частные, они платят налоги из прибыли, выплачивают дивиденды и проценты по ценным бумагам, капиталовложения осуществляют за свой счет. Поэтому основной частью источников их финансов является прибыль.

Вторую группу составляют смешанные компании, находящиеся на бюджетном финансировании. Их деятельность полностью определяется государством (производство и реализация продукции, определение цен, распределение прибыли). Источником капиталовложений являются только финансовые средства из государственного (или местного) бюджета.

На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фонодов - местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.

Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, части прибыли предприятий, являющихся собственностью местных органов власти. Доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий или субвенций. И субсидия, и субвенция - государственная дотация местному бюджету. Их различие заключается в том, что субсидия - это дотация общего назначения (местные органы власти имеют право использовать ее по своему усмотрению), а субвенция - это дотация специального назначения, ее можно использовать только для финансирования строго определенного вида деятельности (например, строительство моста, здания школы и т.д.)

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Они отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными властями. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Для каждой страны, исходя из особенностей ее политического и экономического устройства, присуща своя специфическая структура финансовой системы. При рассмотрении финансовой системы той или иной страны обычно выделяют два уровня: микро- и макро-уровень.

Микроуровень финансовой системы предполагает изучение деятельности финансовых институтов (организаций), закономерностей финансовых рынков и способов управления теми и другими.

Макроуровень включает в себя изучение крупномасштабных финансовых процессов таких, как, например, цели и методы проведения кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие блоки финансовых отношений:

·    государственная бюджетная система;

·        внебюджетные специальные фонды;

·        государственный кредит;

·        фонды страхования

·        финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

В 1991 году бюджетная система Российской Федерации претерпела кординальные изменения. В настоящее время государственная бюджетная система России включает три звена:

·    республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет;

·        бюджеты субъектов Федерации;

·        местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет.

Второй блок финансовой системы, - внебюджетные специальные фонды. Насчитывается более 20 внебюджетных фондов, из них 4 - социальных фонда, а остальные производственного назначения. Важнейший среди социальных фондов - Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотаций из федерального бюджетаи ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда.

Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств.

В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело. Деятельность страховой системы была подчинена интересам государственного бюджета. Государство безвозмездно изымало из страховых фондов крупные средства для покрытия бюджетного дефицита.

Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные) составляют основу финансовой системы. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.

 

2. Сущность, виды и функции налогов

 

Появление налогов связано с возникновением первых государств. Вначале это были бессистемные, обязательные сборы в виде податей, рентных платежей, уплачиваемых большей частью в натуральной форме. Затем стали вводиться регулярные денежные налоги. Постепенно налоги превращаются в постоянный источник обеспечения государства средствами для выполнения им своих общественных обязанностей.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Основными категориями в налоговом законодательстве являются объект налогообложения, субъект налогообложения, налоговая база и налоговая ставка.

Объектом налогообложения являются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Субъект налогообложения - лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Налоговая база - это часть объекта, на которую практически начисляются налоги.

Ставка налога - величина налога на единицу налогообложения , норма налогового обложения.

Налоги могут взиматься на рынке товаров или факторов производства, с продавцов товаров или покупателей, с домашних хозяйств или компаний, с источника доходов или со статьи расходов. Различные виды налогов можно определить по критериям их классификации. В зависимости от объекта налогообложения выделяют прямые и косвенные налоги. По уровню взимания различают федеральные и региональные, в большой стране - еще и местные налоги. Собранные налоги поступают в бюджеты различных уровней в зависимости от административно - территориального деления государства (федеральный, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты). В зависимости от того, кто платит, различают налоги с физических и юридических лиц. При использовании критерия целевого назначения налогов выделяют налоги общие и специальные (без привязки к конкретным расходам бюджета) и целевые. В зависимости от источника уплаты - налоги, привязанные к доходам, прибыли и выручке от реализации (продаж). Имеются различия налогов и в зависимости от способа их изъятия.

Особое значение в структуре налогов имеет их деление на прямые и косвенные. Прямые налоги привязываются к субъектам рынка (физическим и юридическим лицам), а не к товарам. Их платят владельцы доходов. Прямые налоги различаются по объекту обложения, в качестве которого может стать денежный доход или имущество (физический капитал). Денежный доход облагается налогом у граждан (личный подоходный налог) и у предприятий (налоги на прибыль). Налог на физический капитал или на имущество (налог на собственность, включая землю и другую ценную недвижимость, налог на наследство) является удобной формой взимания налогов, поскольку налогоплательщикам трудно искусственно снизить налогооблагаемую базу. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подомовой, подушный, промысловый). Личные налоги - это налоги на доходы или имущество, взимаемые у источника дохода или по декларации (подоходный налог, налог на прибыль, налоги на наследство и другие). Косвенные налоги привязываются к товарам и услугам и включаются в цену.

Косвенное налогообложение считается более надежным бюджетным источником. Оно дает меньшие возможности уклоняться от налогов и имеет более слабую зависимость от колебаний конъюктуры. Поэтому налоговая политика может склоняться к преимущественному использованию этих налогов. Однако увеличение косвенного налога приводит к повышению продажной цены и снижает платежеспособный спрос, что может привести к спаду производства и недобору налоговых поступлений. Косвенные налоги выступают в трех видах: «акцизы», «фискальные монопольные налоги», «таможенные пошлины».

Фискальные монопольные налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Возник этот налог из «религии», то есть присвоения государством исключительного права на какой-либо вид деятельности.

Таможенные пошлины - это налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, то есть пересекающие границы страны. Они уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции.

Таможенные пошлины подразделяются на «фискальные», «протекционные», «антидемпинговые» и «преференциальные».

А) Фискальные таможенные пошлины преследуют цель - рост бюджетных доходов.

Б) Протекционные таможенные пошлины защищают внутренний рынок от проникновения импортных товаров.

В) Антидемпинговые пошлины (демпинг - это «бросовый» экспорт, то есть продажа товаров на иностранном рынке по искусственно пониженным, бросовым ценам) - защищают национальную экономику от «бросового» экспорта.

Г) Преференциальные («льготные») пошлины устанавливаются на какой-то определенный вид товара, во ввозе которого заинтересована страна (например, новые технологии).

Средства, изъятые в виде налогов у бедных, у которых доходы и так невелики, будут большей жертвой, чем те, что изъяты у богатых. Поэтому правительствам приходится применять различные по воздействию налоги. Их можно разделитьна три группы: «прогрессивные», «пропорциональные», «регрессивные».

. Прогрессивный налог - это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов. Речь идет о «предельной» налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост дохода и выражается в процентах. Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога только в пределах каждой последующей налоговой шкалы.

. Пропорциональный налог - это налог, который забирает одинаковую часть от любого дохода, единая ставка для доходов любой величины.

. Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Этот налог возрастает медленнее, чем доход.

Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставок. Это положение можно проиллюстрировать графически.

Рис. 1. Эффект Лаффера

Кривая Лаффера, представленная на рисунке, показывает: чем больше налоговая ставка, тем больше доходов хозяйственные субъекты скрывают от уплаты налогов и тем меньше становится база налогообложения, а после достижения пороговой налоговой ставки сокращаются и поступления в бюджет.

Налоги выполняют следующие функции: фискальная, социально-экономическая, регулирующая.

Фискальная функция налогов связана с обеспечением государственного бюджета денежными ресурсами. Эта функция являлась определяющей в российской налоговой политике в 90-х годах.

В течение последних полутора столетий значительное развитие получили социально-экономическая и регулирующая функции.

Социально-экономическая функция выражается в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Налоги играют важную роль в социально - политической жизни человечества.

Степень социальной несправедливости налоговой системы страны можно определить по следующим пока зателям:

-     соотношению прямых и косвенных налогов в доходах бюджета;

-    соотношению налогов , собираемых с лиц, работающих по найму, крестьян, включая налог на добавленную стоимость на потребительские товары, с бюджетными расходамина социальные цели;

-        величине не облагаемого подоходным налогом индивидуальной трудовой деятельности, от недвижимости и от помещенного капитала в банки и ценные бумаги;

         выбором одного из трех типов установления налоговых ставок: прогрессивного, регрессивного или пропорционального, а также степени прогрессии или регрессии ставок.

Регулирующая функция предполагает использование налогов как регулятора хозяйственных и социальных процессов. Она проявляется при:

-    реализации антициклических программ;

-        коррекции направлений экономического роста;

         стимулировании отдельных производителей;

         обеспечении социальной справедливости через перераспределение доходов.

В современном обществе роль налогов очень важна. С их помощью государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Понятие «налоговая система» Российской Федерации не является дискуссионным, однако оно может быть охарактеризовано с различных сторон.

По мнению Д.Г.Черника, налоговая система РФ - это совокупность налогов, сборов и платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны.

По мнению Т.Ф.Юткиной, под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Обобщив все эти определения, можно сделать вывод о том, что налоговая система - это совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмены.

Особенности финансовой политики РФ

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. п.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач.

Важнейшей целью финансовой политики является увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста, соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества.

Задачи финансовой политики:

1.   обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2.      установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

.        организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

.        выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

.        создание эффективной системы управления финансами.

Основа современной финансовой политики - это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, кредитная.

От степени рациональности финансовой политики Российской Федерации зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Наиболее успешным периодом экономического развития РФ по большинству макроэкономических показателей можно считать 1999-2002 годы. Объем валового внутреннего продукта увеличился за этот период на 26 процентов, промышленное производство - более чем на 37 процентов.

Характеризуя государственную финансовую политику в целом, можно констатировать, что в 1999 году она вышла из антикризисной (стабилизационной) стадии, и началось проведение новой комплексной финансовой политики, направленной - согласно официальной позиции - на стабилизацию экономики в целом и создание условий для долгосрочного экономического роста.

Формальные итоги послекризисной финансовой политики заключаются в снижении инфляции до уровня менее 3% в месяц, стабилизации реального обменного курса, а также оживлении промышленного производства. После периода относительно мягкой бюджетной и денежно-кредитной политики до начала 1999 года, направленной на погашение кредиторской задолженности бюджета и обеспечение дополнительной ликвидности банковского сектора, Правительство и Банк России переключились на более жесткую политику: первичный профицит бюджета превысил за первые четыре месяца 1% ВВП, кредитование банковского сектора было ограничено с одновременным повышением резервных требований по существенной части депозитов кроме рублевых вкладов населения, а спрос на валюту ограничивался, в основном, административными мерами.

Финансовая политика в 2004г. при избытке доходов оставалась крайне жесткой и ориентированной на накопление резервов. Благоприятная внешняя конъюнктура в совокупности с мерами налоговой политики, направленными на более полное изъятие экспортной ренты, обеспечили в 2004г. поступление в федеральный бюджет огромного объема дополнительных доходов (680 млрд. руб., или 4.1% ВВП). Это позволило аккумулировать в бюджете 20.7% ВВП против 19.4% ВВП в 2003 г. Однако, даже с учетом принятых осенью поправок, общий уровень непроцентных расходов федерального бюджета относительно ВВП остался на запланированном уровне (12.5% ВВП), сократившись по сравнению с 2003 г. (13.2% ВВП). Сокращение затронуло преимущественно социальный блок (в частности, расходы на образование и науку), а также трансферты регионам, что и явилось одним из факторов снижения (относительно ВВП) непроцентных расходов региональных бюджетов.

Проведенные реформы последних лет позволили решить значительное число задач, поставленных в предыдущих планах действий Правительства Российской Федерации.

Определенный прогресс достигнут в сфере устранения избыточного административного давления на бизнес - снижено количество лицензируемых видов деятельности, введены ограничения на проведение контролирующими и надзорными органами проверок деятельности хозяйствующих субъектов. Принят федеральный закон, направленный на изменение системы регистрации индивидуальных предпринимателей, Государственной Думой рассматривается проект закона, предусматривающий запрет на осуществление органами государственного контроля (надзора) плановых проверок субъектов малого предпринимательства в течение трех лет с момента их государственной регистрации.

Государственной Думой принят в первом чтении Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (новая редакция), рассматривается проект федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», направленный на защиту прав и интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к банковской системе.

Вместе с тем отдельные задачи не были решены. Не завершен перевод в форму оплаты труда и денежного довольствия натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов. Не принята концепция развития газовой отрасли, что создает некоторые неопределенности в проведении реформ в области электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Не удалось в полном объеме реализовать меры по дебюрократизации экономики, в частности упростить процедуру регистрации юридических лиц.

Основные показатели развития экономики в 2005-2009 годах

(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Показатели

2005 г.

2006 г.

Прогноз (2 вариант)



I

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.



полугодие

(оценка)



 

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, в %

106,2

109

106,5-108,0

104,5-106,0

104,0-105,5

ВВП

106,4

106,3

106,6

106

105,8

105,9

Производство продукции промышленности

104

104,4

104,7

104,2

104,5

104,7

Производство продукции сельского хозяйства

102

101,4

101,5

103,2

103,3

103,4

 Инвестиции в основной капитал

110,7

110,8

111

110,4

109,7

109,8

Реальные располагаемые денежные доходы населения

109,3

111,4

112,5

110,2

108,9

108,2

Реальная заработная плата

112,6

112,3

112,6

111

108,6

107,4

Оборот розничной торговли

112,8

111,3

112,1

110,5

109,5

108,5

Экспорт товаров, млрд. долл. США

243,6

144,5

311,2

315,5

294

280,5

Импорт товаров, млрд. долл. США

125,3

69,4

160,2

194,8

228,2

264,2

 

Основной чертой экономической ситуации в первом полугодии 2006 г. является сохранение тенденции экономического роста. Темп роста ВВП в первом полугодии 2006 года по отношению к соответствующему периоду прошлого года, по оценке Минэкономразвития России, составил 6,3%. С исключением сезонного и календарного фактора среднемесячный темп роста стабилизировался на уровне 0,5-0,6%, против 0,8% в конце прошлого года. Основным фактором оживления экономической конъюнктуры стало увеличение экспортных доходов в результате повышения нефтяных цен на 35% по сравнению с первым полугодием прошлого года, а также усиление потребительской активности населения.

Как отметил министр финансов РФ Алексей Кудрин, в финплане предусматривается "снижение инфляции в 2009 году до 4-5 %", "повышение зарплат в реальном выражении в 1,5 раза к 2008 году, увеличение расходов на оборону, утвержденных Советом Безопасности". По мнению А.Кудрина, финплан призван "усилить роль бюджета с точки зрения развития страны, обеспечения стабильности макроэкономических показателей по инфляции, по курсу рубля". Этот документ, считает министр, "будет защищать доходы и сбережения граждан, повысит доверие к рублю, что позволит привлечь инвестиции, позволит снизить ставки кредитования, которые не могут быть ниже инфляции". "Это даст новый инвестиционный толчок развитию России", - уверен глава Минфина. Он также пообещал, что в программе "будут заложены все параметры по национальным проектам".

Практикум

Задание:

Рассчитайте доходы и расходы главного звена финансовой системы любой страны (госбюджета), если государственные расходы составляют 50 млрд денежных единиц, трансферты - 20 млрд, проценты по обслуживанию госдолга, составляющего 40 млрд, - 10% годовых, налоговые поступления - 100 млрд денежных единиц. Дефицитен или профицитен бюджет и почему?

Решение:

1.      Доходы госбюджета:

Налоговые поступления - 100 млрд денежных единиц

Трансферты - 20 млрд денежных единиц

Всего: 120 млрд

2 Расходы госбюджета:

Государственные расходы - 50 млрд денежных единиц

Проценты по обслуживанию госдолга - 4 млрд ( 40 млрд * 0,1 = 4 млрд)

Всего: 54 млрд

3. Доходы госбюджета - расходы госбюджета = 120 млрд - 54 млрд = 66 млрд.

В данном случае государственный бюджет является профицитным, так как доходы госбюджета превышают расходы на 66 млрд денежных единиц.

финансовый налог бюджетный государственный

Заключение

В заключении хочу подвести итоги по всей работе.

Финансовые отношения - это отношения по поводу формирования и использования целевых денежных фондов на разных уровнях хозяйствования. В основе финансовой системы любой страны лежат структура этих фондов, система налогообложения как основной источник их формирования и принципы их расходования. На современном этапе выделяют четыре элемента финансовой системы: государственный бюджет, местные бюджеты, финансы государственных предприятий, внебюджетные фонды.

Основным звеном финансовой системы любого государства является государственный бюджет. Государственный бюджет - это план денежных доходов и расходов.

Состояние финансовой системы всегда является показателем развития экономики страны, ее эффективности. Финансовой политика - комплекс государственных мероприятий по совершенствованию формирования и распределения денежных ресурсов для достижения конкретных социальных целей. Выработка правильной финансовой политики особенно важна в периоды кризисов или радикальной перестройки экономики.

Литература

Учебники, монографии, сборники научных трудов

1.     Мамедов О.Ю.: Современная экономика: учебное пособие, издательство - :Феникс - Москва Зевс» 2008 г.

2.      Николаева И.П : Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие, издательство - Проспект Москва, 2006 г.

.        Николаева И.П: Экономическая теория: учебник, издательство - КНОРУС Москва, 2006 г.

.        Ходов Л.Г., Худолеев В.В. :Налоги и налогообложение: учебное пособие, издательство - ФОРУМ:ИНФРА - М, 2006 г.

.        Черник Д.Г.: Налоги и налогообложение: учебник, издательство - Москва, 2008 г.

6.     Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории. Учебник для вузов. М.: Издательствово «АСА», 2008 г.

.       Юткин Т.Ф. Налоги: учебное пособие, издательство - ИНФРА -М, 2006 г.

Статьи из журналов и газет

8. Электронная газета www.gazeta.ru -Финансовый план России на 2007-2009 годы.

Статистические сборники

9. Статистические данные по материалам сайта http://www.economy.gov.ru

. Статистические данные по материалам сайта http://www.budgetrf.ru

Похожие работы на - Финансовая система и финансовая политика государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!