Управление налогами на предприятии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    241,91 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление налогами на предприятии

Содержание

Введение    3

I. Методика управления налогами на предприятии   4

II.Налоговое планирование как элемент финансовой политики предприятия          11

Заключение         16

Список использованной литературы       16

Введение

Работа посвящена формам и методам управления налогами на предприятии. Актуальность темы состоит в том, что управление налогообложением должно осуществляться не только со стороны налоговых органов, но и со стороны налогоплательщиков, в особенности - организаций.

В большинстве российских организаций налоговый отдел является вспомогательным подразделением. Его деятельность сводится к отражению произведенных хозяйственных операций в налоговой отчетности и отстаиванию позиции компании перед налоговыми органами в ходе проверок. Подобный пассивный подход к организации налоговой работы зачастую приводит к тому, что специалисты, отвечающие за расчет платежей в бюджет, стремятся занять максимально консервативную позицию в отношении спорных вопросов, то есть, по сути, стараются переплатить налоги, чтобы минимизировать риск их доначислений налоговыми органами.

Цель работы - охарактеризовать содержание управления налогами на предприятии. В соответствии с этой целью могут быть сформулированы следующие задачи работы:

обзор основных подходов к определению налоговой нагрузки на предприятие

анализ организационных вопросов управления налогами на уровне предприятия

характеристика налогового планирования как одной из сторон финансового менеджмента

I. Методика управления налогами на предприятии

Требования к управлению налогами, а также к организационной структуре, в рамках которой оно будет осуществляться, различаются в зависимости от особенностей предприятия или группы организаций. Однако существуют стратегические вопросы, которые необходимо решать на любом предприятии.

Для этого рекомендуется выполнить следующие мероприятия:

определить цели и задачи управления налогами;

установить статус налогового отдела в структуре предприятия и механизмы взаимодействия налогового отдела с другими отделами компании;

разработать организационную структуру налогового отдела;

проработать порядок взаимодействия налоговых отделов головной и дочерних организаций;

разработать процедуры контроля за работой по управлению налогами;

определить критерии оценки работы по управлению налогами;

разработать процедуры и правила работы налогового управления, внутренние документы, регламентирующие работу налогового отдела и его взаимоотношения с другими отделами предприятия, а также определить необходимые инструменты для его работы.

Помимо подготовки налоговой отчетности и взаимодействия с налоговыми органами основными задачами, которые руководство обычно ставит перед налоговым отделом, являются оптимизация текущих платежей в бюджет и налоговой нагрузки, а также снижение налоговых рисков. При этом необходимо определить уровень налоговых рисков, которые компания готова принять, приемлемые схемы налогового планирования (например, предприятие с государственным участием может отказаться от схем налогового планирования с использованием иностранных организаций), а также готовность компании к изменению структуры бизнеса для целей налоговой оптимизации.

Вопросы управления налогами конкретной компании должны быть увязаны с её стратегическими целями и задачами.

К задачам налогового управления также могут относиться унификация методов и подходов к расчету налогов различными подразделениями компании (или различными компаниями группы), лоббирование налоговых интересов компании, повышение налоговой грамотности сотрудников и т. д.

Стратегические цели службы внутреннего аудита холдинга - это обеспечение эффективности ведения финансово-хозяйственной деятельности организаций холдинга и защита их интересов и прав в отношениях с государственными органами и третьими лицами. В контексте целей одна из задач - оптимизация налоговой нагрузки организаций холдинга, включающая планирование и контроль исполнения налогового бюджета.

Что касается задач, то на разных временных этапах развития холдинга они изменялись как количественно, так и качественно в зависимости от внешних и внутренних факторов. Это и унификация отчетности для всех предприятий группы, и разработка схем взаимодействия службы внутреннего аудита с главными бухгалтерами и руководителями организаций и т. д.

Для успешной работы налогового отдела ответственность за его деятельность должна быть возложена на представителя высшего управленческого звена, например финансового директора, как это делается во многих компаниях. Это позволит не только обеспечить заинтересованность высшего руководства компании в решении налоговых задач, но и избежать конфликта интересов структурных подразделений компании. Например, достаточно часто налоговый отдел подчиняется главному бухгалтеру организации. Такая структура может оказаться недостаточно эффективной, если основная задача, которая стоит перед налоговым отделом, - это минимизация налоговой нагрузки. Поскольку главный бухгалтер несет персональную ответственность за налоговые правонарушения, эта задача в определенном смысле будет противоречить его желанию снизить налоговые риски.

Для того чтобы налоговое управление могло эффективно выполнять поставленные задачи, необходимо создать условия для его работы.

В частности необходимо разработать внутренние документы, правила и процедуры, регламентирующие работу налогового отдела и его взаимоотношения с другими отделами предприятия, а также определить необходимые инструменты для его работы (например, соответствующее программное обеспечение).

Примерами таких процедур и документов являются:

штатное расписание;

должностные инструкции;

процедуры взаимодействия с другими отделами внутри компании;

обеспечение доступа к правовым базам данных и подписка на необходимую профессиональную литературу;

процедуры представления отчетов руководству, формы таких отчетов;

процедуры одобрения крупных сделок независимым консультантом;

процедуры участия в процессе оперативного и долгосрочного финансового планирования и бюджетирования.

Особое внимание следует уделить роли налогового отдела в согласовании существенных сделок и контроле корректного отражения их реализации для целей налогообложения.

Подключать налоговый отдел к согласованию сделок целесообразно, по крайней мере, на двух этапах:

на этапе планирования сделок (новых видов деятельности, маркетинговых инициатив и пр.) для оценки налоговых последствий и предварительного расчета налоговой нагрузки на участников сделки в результате предлагаемой схемы ее реализации, а также определения возможностей для более эффективного оформления сделки с точки зрения налогообложения;

на этапе согласования сделок для окончательной экспертизы проектов договоров, оформляющих сделку (с возможным уточнением отдельных формулировок), и окончательной оценки налоговой нагрузки.

Организация подобной налоговой экспертизы позволит спланировать и оптимизировать налоговую составляющую затрат на реализацию сделок, а также снизить налоговые риски и/или неэффективность, возникающие из-за некорректных формулировок договоров.

Для того чтобы организовать процедуру планирования и контроля налоговой нагрузки, достаточно один раз выстроить процесс согласования финансовых документов с учетом налоговых последствий. Содержать для этого налоговый отдел имеет смысл только крупным компаниям, перед которыми стоит задача управления налогами в филиалах и структуризации платежей в фискальные органы. В компании налогового отдела как такового нет - задачи управления налогами решаются в процессе совместной работы финансового директора, юриста, главного бухгалтера и коммерческого директора.

Согласование сделок при этом проходит в два этапа - сначала анализируется логика сделки, а затем после расчета финансовых результатов производятся окончательная оценка налоговой нагрузки и юридическая проверка документов.

В рамках компании главный бухгалтер отвечает за фискальную сторону вопроса, то есть за сумму налогов, которую компания заплатит в результате реализации того или иного договора, а юрист - за правовую защиту интересов компании в рамках этого договора. Вообще, договор - это один из основных инструментов если не снижения налогов, то, по крайней мере, их оптимизации во времени.

Уровень и набор задач, поставленных перед налоговым отделом, определяют требования к организационной структуре налогового отдела, необходимой численности налоговых специалистов и их квалификации.

Во многих случаях целесообразным является разделение функции подготовки налоговой отчетности и функции разработки методологии и налогового планирования (см. рис. 1). Например, в крупной компании или холдинге промышленной группы часть налоговых специалистов может заниматься только налоговым планированием и не участвовать в подготовке налоговой отчетности. В менее крупных компаниях жесткое разделение функций между сотрудниками налогового отдела может быть экономически не оправданным, и одни и те же люди способны заниматься как вопросами методологии и планирования, так и подготовкой налоговой отчетности.

В зависимости от организационной структуры предприятия и географической разбросанности его подразделений (дочерних организаций) структура налогового отдела может видоизменяться как в сторону дальнейшей детализации (например, за счет выделения функций налогового планирования в отдельное подразделение налогового отдела), так и значительного упрощения (например, за счет совмещения функций разработки налоговой методологии и подготовки налоговой отчетности).

Рис. 1. Примерная схема налогового отдела крупной организации

При организации взаимодействия налоговых отделов организации и её филиалов необходимо решить вопрос распределения полномочий, а также выработать подход к унификации позиций по налоговым вопросам. В частности для этого нужно определить:

перечень налоговых ситуаций, относящихся к ведению «центра» и подразделений;

налоговую учетную политику;

порядок координации взаимодействия подразделений с налоговыми органами.

Централизованная налоговая модель больше подходит для организаций, ведущих деятельность в регионах через филиалы. В этом случае большая часть основных налогов начисляется головным офисом по предприятию в целом с использованием данных, представленных регионами. Поэтому в процессе подготовки налоговой отчетности головной офис может контролировать методы начисления налогов, применяемые в регионах. Такая модель также применима и для группы организаций. Однако российское налоговое законодательство рассматривает каждую компанию как отдельного налогоплательщика, следовательно, каждая компания готовит отчетность самостоятельно. Поэтому для обеспечения единой налоговой стратегии необходимо разработать дополнительные процедуры контроля над правильностью расчета налогов компаниями группы.

Использование децентрализованной модели в меньшей степени ориентировано на выполнение задач, стоящих перед группой в целом. Кроме того, в такой модели затруднен контроль головного офиса над деятельностью региональных подразделений. Вместе с тем децентрализация управления налогами может быть приемлема при наличии сильных налоговых отделов в региональных компаниях, а также в период региональной экспансии компании (холдинга) или на этапе становления взаимодействий головной и региональных организаций.

На практике большинство организаций используют комбинированный вариант, при котором часть функций централизованна, в то время как остальные функции отданы на места.

Чтобы обеспечить выполнение поставленных перед налоговым управлением целей и задач, необходимо разработать действенную систему контроля их реализации. Для этого нужно сформулировать критерии эффективности управления налогами. В качестве таких критериев можно использовать, например, следующие: уровень эффективной налоговой ставки по налогу на прибыль и прочим налогам; совокупный уровень признанных компанией налоговых доначислений и санкций по результатам налоговых проверок за год (оценка степени выполнения этой задачи возможна по мере «покрытия» налоговых периодов налоговыми проверками); совокупный уровень налоговых рисков, вероятность которых оценена аудиторами как «очень высокая» и «высокая» по результатам проверки деятельности компании за год.

Критериями работы налогового отдела может стать и исполнение текущих задач, таких как разработка и/или внедрение унифицированной системы налогового учета по налогу на прибыль для дочерних предприятий холдинга, обеспечение своевременности подачи налоговой отчетности компании в налоговые органы или же сокращение времени на подготовку налоговой декларации по различным налогам за счет внедрения более эффективных процедур составления и проверки налоговых деклараций.

Основными критериями налогового контроля могут быть

возможные налоговые санкции при проверках. Имеются в виду не данные налоговых актов и решений, а окончательные суммы санкций, назначенные в результате судебных разбирательств.

налоговый бюджет. Ответственность за исполнение этого бюджета несет главный бухгалтер. Он контролирует его исполнение в течение месяца и может корректировать суммы уплаченных налогов в рамках бюджета. Бюджетные отклонения анализируются совместно со службой внутреннего аудита, в результате чего вырабатываются те или иные рекомендации для бухгалтерии и руководства организаций.

налоговая нагрузка предприятие планирование

II. Налоговое планирование как элемент финансовой политики предприятия

Под планированием на уровне хозяйствующего субъекта понимают неотъемлемую часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью, заключающуюся в установлении желаемого будущего состояния объекта и оптимальных способов и методов достижения данного состояния в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

Правомерно наряду с такими видами планирования, как финансовое, социальное, бюджетное (в зависимости от отдельных видов планируемых ресурсов), выделять также налоговое планирование.

Определив содержание понятия «налог» и «планирование» в целом, можно перейти к определению налогового планирования в частности.

Имеющиеся в экономической литературе определения налогового планирования целесообразно объединить в две основные группы: первая группа - на основе подхода к определению налогового планирования лежит минимизация налоговых обязательств налогоплательщика; вторая группа - понятие налогового планирования основано на налоговой оптимизации. Кроме того, ряд авторов вводят понятие налогового менеджмента.

И наконец, принцип оптимизации соответствует приведенному выше определению планирования вообще.

Следует различать налоговое планирование как более широкое понятие и планирование налогов как более узкое понятие.

Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта - это неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для у становления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. При этом в понятие будущего финансового состояния кроме общепринятых в настоящее время показателей целесообразно также включать уровень налогового бремени.

Планирование налогов - это планирование на минимальном для конкретного хозяйствующего субъекта уровне сумм отдельных налогов.

Налоговое планирование создает необходимые условия не для рывка или революционного прорыва, а для стабильного экономического роста хозяйствующих субъектов, повышения их финансовой устойчивости и значимости и последующего увеличения доходной базы соответствующих бюджетов и экономического роста в масштабах всей страны. Применение льгот в условиях продуманной налоговой политики государства позволяет обеспечить не только увеличение финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, но и в перспективе приводит к росту налоговых доходов бюджета.

В настоящее время возрастает значение налогового планирования как фактора экономического роста хозяйствующих субъектов, что обусловлено, прежде всего, следующими обстоятельствами:

экономическая нестабильность и часто вносимые поправки в налоговое законодательство делают более конкурентоспособными те организации, которые оперативно реагируют на вносимые изменения, а сделать это могут, как правило, только хозяйствующие субъекты, занимающиеся многовариантными расчетами налоговой оптимизации;

налоговая экономия является резервом для увеличения чистой прибыли фирмы и позволяет осуществлять модернизацию, техническое перевооружение, закупку нового оборудования и т. п., т. е. служит источником финансирования инвестиционных долгосрочных программ и создает основу для финансовой значимости хозяйствующего субъекта;

максимизация чистой прибыли создает условия для роста дивидендных выплат и соответственно стоимости акции и роста капитализации (цены) фирмы.

Недостаточная теоретическая проработка и отсутствие четкой системы налогового планирования на практике, позволяющей всесторонне моделировать эффективные предпринимательские решения с учетом налогового фактора, свидетельствуют о незадействованности всех возможных резервов для оптимизации налогообложения с целью увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Именно поэтому в современных условиях так важно всестороннее изучение теоретических и практических аспектов налогового планирования, прежде всего, в системе управления финансами хозяйствующих субъектов.

Основами налогового планирования являются:

)учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;

) разработка учетной политики предприятия и проведение договорных компаний с учетом их налоговых последствий;

) правильное и полное использование всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;

) оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также различных налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.

Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется следующим принципам:

) платить минимум из положенного;

) осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;

) использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;

) использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;

) не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.

Таким образом, налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.

Традиционно налоговое планирование было выведено из системы управления финансами, не рассматривалось как составная часть финансового менеджмента. Однако в значительной степени успех или неуспех - как крупной корпорации, так и организаций малого бизнеса - зависит не столько от четкой структуры управления финансами, сколько от такого важного сегмента финансового менеджмента, как налоговое планирование. Значимость налогового планирования проявляется не только в рамках управления финансами хозяйствующих субъектов, но и в оптимизации финансовых результатов. Можно привести десятки примеров успешно работающих фирм, когда их финансово-хозяйственная деятельность осуществляется грамотными и опытными специалистами, прекрасно разбирающимися в специфике налогообложения соответствующей отрасли, правовых аспектах действующей налоговой системы, выигрывающими арбитражные процессы и виртуозно управляющими налогами. Немалую лепту в это вносят сегодня и аудиторские фирмы, которые в современных российских условиях являются своеобразным «налоговым щитом» для многих предприятий. Аудит в настоящее время не столько подтверждает достоверность бухгалтерского учета и отчетности, сколько, особенно в условиях постоянного реформирования налоговой системы, помогает предприятиям постигать премудрости налогового планирования.

Назрела настоятельная необходимость выделения налогового планирования в отдельный самостоятельный сегмент науки и практики управления финансами хозяйствующего субъекта, систематизации накопленных разрозненных теоретических знаний и фрагментарного практического опыта в целях обеспечения экономического роста.

Следует отметить, что так как расходы, доходы, конечные результаты и капитал имеются у всех хозяйствующих субъектов, то именно с них следует начинать изучение как вопросов управления финансами предприятий в целом, так и проблем налогового планирования, в частности.

Заключение

Основные выводы по работе следующие:

.Налоговая нагрузка на уровне хозяйствующего субъекта - это относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога. Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговую нагрузку (чаще используется термин «налоговое бремя»), но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя. Методы расчёта налоговой нагрузки сводятся к двум группам - суммовые и мультипликационные.

.В отношении управления налогами на предприятии, помимо подготовки налоговой отчетности и взаимодействия с налоговыми органами основными задачами, которые руководство обычно ставит перед налоговым отделом, являются оптимизация текущих платежей в бюджет и налоговой нагрузки, а также снижение налоговых рисков. К задачам налогового управления также могут относиться унификация методов и подходов к расчету налогов различными подразделениями компании (или различными компаниями группы), лоббирование налоговых интересов компании, повышение налоговой грамотности сотрудников и т. д.

.Налоговое планирование на предприятии - это неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для у становления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.

Список использованной литературы

Викуленко А. Е. Налогообложение и экономический рост России. - М.: Прогресс, 2008 - 400 с.

Вылкова Е. С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях / Налоговый вестник - 2008. - № 12; 2009. - № 1.

Вылкова Е. С., Романовский М. В. Налоговое планирование. СПб.:, Питер, 2008 - 634 с.

Глухов В. В., Дольдэ И. В.: Теория и практика. - СПб.: Специальная литература, 1997 - 328 с.

Кирова Е. А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты //Финансы, 1998, № 9, с.32-36

Козлов Д. А. Расчет налогов в оперативной деятельности предприятия //Финансовый менеджмент. - 2008, № 1, С.28-34

Налоги и налоговое право /под ред. А. В. Брызгалина. - М.: Центр «Налоги и финансовое право»: Аналитика-Пресс, 2008 - 320 с.

Налоги и налогообложение / под ред. М. В. Романовского и О. В. Врубелевской. СПб.: Питер, 2008 - 576 с.

Налоговое бремя в СССР и иностранных государствах (очерки по теории и методологии вопроса). Составили П. П. Гензель, П. В. Микеладзе, В. Н. Строгий, К. Ф. Шмелев, 1928. - М.: Финансовое издательство НКФ СССР.

Оспанов М. Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009 - 454 с.

Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: «Книжный мир», 2008 - 288 с.

Пансков В. Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе //Финансы. - 1998. -№ 11

Трошин А. В. Сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки на предприятия // Финансы, 2000, № 5 - с.28-31

Похожие работы на - Управление налогами на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!