Бухгалтерский учет и отчетность в малом бизнесе

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,45 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский учет и отчетность в малом бизнесе

Экономико-правовой факультет

Кафедра «менеджмента»











КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Бухгалтерский учет и отчетность в малом бизнесе»

СОДЕРЖАНИЕ

1.Особенности формирования учетной политики малыми предприятиями

2.Возможности использования сокращенного плана счетов при упрощенной форме бухгалтерского учета

.Отчетность субъектов малого предпринимательства (бухгалтерская и налоговая)

.Характеристика простой формы бухгалтерского учета

.Характеристика формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия

.Практические задания

Список использованной литературы

1.Особенности формирования учетной политики малыми предприятиями

бухгалтерский налоговый учет отчетность

Основными нормативными документами, регламентирующими порядок формирования учетной политики являются:Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.; Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34;План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94 и др.

В настоящее время применительно к малому предпринимательству можно выделить три системы учета:

бухгалтерский учет, осуществляемый в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по бухгалтерскому учету (т. е. в общеустановленном порядке);

бухгалтерский учет на основе упрощенной формы бухгалтерского учета;

учет, осуществляемый в соответствии с нормами НК РФ.

Средние и большая часть малых предприятий обычно ведут бухгалтерский учет, используя первую систему.

Упрощенная форма бухгалтерского учета используется обычно на малых предприятиях с небольшой численностью работников и небольшим количеством хозяйственных операций, а также на микропредприятиях.

Предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, могут в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете осуществлять учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26 НК РФ. При этом учет основных средств и нематериальных активов они должны осуществлять в порядке, предусмотренном законодательством по бухгалтерскому учету.

Индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 2 Закона о бухгалтерском учете).

Следует, однако, отметить, что норма законодательства об акционерных обществах (ст. 97 и 103 ГК РФ, ст. 29, 35, 42, 52, 78, 83, 84.6, 87-89, 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах») обязывает акционерные общества вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. В соответствии с п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 52 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному утверждению на общем годовом собрании акционеров.

Для принятия решения по выявленному несоответствию следует иметь в виду, что законодательство по бухгалтерскому учету устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц, а законодательство об акционерных обществах является специальным. При выявлении таких несоответствий следует руководствоваться специальными нормативными актами (в данном случае - положениями ГК РФ и Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

В определении Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. № 319-О также указывается на необходимость ведения бухгалтерского учета в акционерных обществах. В письме Минфина России от 2 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/131 подтверждается мнение данного ведомства об обязанностях акционерных обществ, перешедших на УСН, вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.

Нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (ООО) также обязывают ООО вести бухгалтерский учет, составлять бухгалтерскую отчетность и утверждать распределение убытков (п. 3 ст. 91 ГК РФ, ст. 18,23, 25, 45, 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Данные бухгалтерской отчетности необходимы ООО для принятия решения по выпуску облигаций (ст. 31 Федерального закона № 14-ФЗ), по увеличению уставного капитала (ст. 18), расчета доли участника в уставном капитале (ст. 25) и в ряде других случаев.

Учитывая изложенное, Минфин России в письме от 19 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/142 высказывает мнение об обязанности ОАО и ООО, перешедших на применение УСН, вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Это мнение подтверждается также письмом Минфина России от 22 декабря 2008 г. № 03-13-04/2/200: «Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям или физическим лицам, должны определять чистую прибыль в соответствии с правилами бухгалтерского учета».

В письме Минфина РФ от 31.05.2011 № 03-11-06/2/85 вновь указывается на необходимость вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность «…всеми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, включая перешедшими на упрощенную систему налогообложения».

Необходимость учета складочного капитала и составления баланса полным товариществом обусловлена п. 1 ст. 78 ГК РФ. Вкладчик товарищества на вере имеет право в соответствии с п. 2 ст. 85 ГК РФ знакомиться с годовыми отчетами и балансом товарищества.

Предприятия, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, также ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. Кроме того, следует иметь в виду, что при потере права на применение УСН в течение года предприятие обязано восстановить бухгалтерский учет задним числом с начала квартала. При отказе от УСН с начала отчетного года для определения вступительных остатков по данным бухгалтерского года также требуется восстановление бухгалтерского учета задним числом.

При решении вопроса о необходимости ведения бухгалтерского учета нужно также принимать во внимание роль бухгалтерского учета в управлении предприятием, важность бухгалтерской отчетности в отношениях с банками, поставщиками, покупателями, инвесторами и другими пользователями информации.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости и целесообразности ведения бухгалтерского учета на средних и малых предприятиях всех организационно-правовых форм, а также на большей части микропредприятий. При этом на микропредприятиях можно использовать упрощенную форму бухгалтерского учета.

С целью упрощения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности приказом Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н (24) внесены существенные изменения в ПБУ 1/2008, ПБУ 2/2008, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 15/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 19/02, ПБУ 22/2010. Внесенные в указанные ПБУ поправки применительно к малым предприятиям носят разрешительный характер и их применение должно быть закреплено в учетной политике организации. Следует при этом отметить, что внесенные в перечисленные ПБУ изменения не распространяются на малые предприятия в форме кредитных организаций и на малые предприятия, являющиеся элементами публично размещаемых ценных бумаг.

В соответствии с п. 15.1 ПБУ 1/2008 малые предприятия могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики оказавшие (способные указать) существенное влияние на финансовое положение организации, ее финансовые результаты в перспективе.

Пункт 14 ПБУ 22/2010 разрешает малым предприятиям исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного перерасчета. Это означает, что исправления вносятся в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка, и прошлые периоды пересчитываться не будут.

В учетной политике малые предприятия обязаны указать что:

они используют право на перспективное отражение последствий изменений учетной политики;

они отражают последствия изменений учетной политики в общем порядке;

они исправляют существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год без ретроспективного пересчета;

они исправляют указанные ошибки в общем порядке.

По всем нижеизложенным элементам учетной политики малые предприятия отражают в учетной политике свое решение об использовании предоставленных им прав или они намерены осуществлять учет по перечисленным элементам в общем порядке.

Малым предприятиям строительной отрасли разрешено не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда (п. 7 приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н).

Малые предприятия вправе признавать расходы после погашения задолженности, не дожидаясь передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию (товар, работу, услугу).

В соответствии с п. 1 приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н малым предприятиям необязательно соблюдать все требования ПБУ 9/99 для признания в бухгалтерском учете выручки, в том числе требование о переходе прав на продукцию (товар, работы, услуги) от организации к покупателю (п. 1 приказа).

Малым предприятиям разрешено полностью включать в прочие расходы затраты по займам, в том числе проценты, включаемые прочими организациями в стоимость инвестиционного актива (п. 6 приказа). Согласно пункту 3 приказа

Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н (24) малые предприятия не обязаны использовать ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» в отношении порядка раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.

Малые предприятия вправе отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности все финансовые вложения на любую отчетную дату по первоначальной стоимости, т. е. не осуществлять корректировку оценки финансовых вложений, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость (п. 4 приказа).

2. Возможности использования сокращенного плана счетов при упрощенной форме бухгалтерского учета

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи (п. 7 Типовых рекомендаций). Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета.

Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом согласно п. 4 Типовых рекомендаций утверждаются:

рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета[2,185].

Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим не значительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.

Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета[1,86].

Малые предприятия могут использовать в качестве рекомендации следующий рабочий План счетов бухгалтерского учета, указанный в таблице 1.

Таблица 1.

Рабочий План счетов бухгалтерского учета

РазделНаименование счетаНомерОсновные средства и иные внеоборотные активыОсновные средства01Амортизация основных средств02Вложения во внеоборотные активы08Производственные запасыМатериалы10Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям19Затраты на производствоОсновное производство20Готовая продукция и товарыТовары41Денежные средстваРасходы на продажу44Денежные средстваКасса50Расчетный счет51Валютный счет52Специальные счета в банках55Финансовые вложения58РасчетыРасчеты с поставщиками и подрядчиками60Расчеты по кредитам и займам66Расчеты по налогам и сборам68Расчеты по социальному страхованию и обеспечению69Расчеты по оплате труда70Расчеты с разными дебиторам и кредиторами76КапиталУставный капитал80Добавочный капитал83Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)84Целевое финансирование86Финансовые результатыПродажи90Прибыли и убытки99

Данная таблица отражает в краткой форме рабочий План счетов, их разделы, наименования и номера счетов.

3. Отчетность субъектов малого предпринимательства (бухгалтерская и налоговая)

Бухгалтерская отчетность организации представляет собой комплексную систему данных о финансовом и имущественном положении организации и об итогах хозяйственной деятельности на протяжении отчетного периода. Обязательная отчетность предприятия формируется на основе бухгалтерского учета в соответствии с установленными нормами и стандартами. Оформление годовой отчетной документации - это весьма ответственный процесс, от результатов которого зависит последующая политика, проводимая организацией.

Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства может составляться как по стандартной, так и по упрощенной схеме, выбор которой зависит непосредственно от руководства компании. Если первоначально выбирается полная отчетность малого предприятия, то на законных основаниях фирма имеет право перейти к упрощенной схеме и обратно.

Малые предприятия сдают налоговую и бухгалтерскую отчетность, в социальные фонды ежеквартально. Ежегодно сдается статистическая отчетность. Если рассматривать отчетность организации применяющей упрощенную систему налогообложения, то они сдают ежеквартальную налоговую отчетность, фонды - тоже ежеквартально, статистическую отчетность, в принципе, вообще могут не сдавать[2,245].

Налоговая отчетность субъекта малого предпринимательства состоит из налоговых деклараций, представляющих собой его письменное заявление о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также представление других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется малым предприятием по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством.Статьей 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций.

Организацией, применяющей УСН, налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ).

Таким образом, декларацию за I квартал необходимо представить в налоговые органы не позднее 20 апреля (по итогам следующих налоговых периодов в течение года соответственно не позднее 20 июля, 20 октября и 20 января).

Внесение налогоплательщиком дополнения и изменений в декларацию при обнаружении в текущем отчетном (налоговом) периоде неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных в прошлых отчетных (налоговых) периодах, повлекших завышение (занижение) сумм налога, подлежащих уплате, производится путем представления корректирующей декларации за соответствующий истекший отчетный (налоговый) период, в которой отражаются налоговые обязательства с учетом внесенных дополнений и изменений[3,186].

Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица.

Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной статистической информации и не могут быть использованы в целях налогообложения или предоставлены другим коммерческим организациям.

Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет.

Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.

Как указывают контролирующие органы, если организация применяет два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации.

Субъекты малого предпринимательства, которые применяют специальный налоговый режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Малому предприятию, находящемуся на общем режиме налогообложения, следует формировать бухгалтерскую отчетность в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета Финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Особое внимание должно быть уделено ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и приказу Минфина РФ от 22.07.03 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (в ред. от 31.12.04 г. № 135н).

ПБУ 4/99 определяет бухгалтерскую отчетность как единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составленную на основе информации бухгалтерского учета по установленной форме.

В соответствии с приказом Минфина России от 22.07.03 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений), в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:

Бухгалтерский баланс;

Отчет о прибылях и убытках;

В качестве приложений к бухгалтерскому балансу и Отчету о

прибылях и убытках составляются:

Отчет об изменениях капитала;

Отчет о движении денежных средств;

Приложение к бухгалтерскому бaлансу;

Отчет о целевом использовании полученных средств;

Отчет об использовании бюджетных ассигнований организациeй и справку об остатках средств, полученных из федерального бюджета, представляют малые предприятия, получающие бюджетные ассигнования.

В приведенном объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия, обязанные проводить независuмую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Они имеют право не предоставлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансупри отсутствии соответствующих данных.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и по статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала тчет о движении денежных средств Приложение к бухгалтерскому балансу Пояснительную записку.

В формах бухгалтерской отчетности приводятся данные по предусмотренным в них показателям.

В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность информации для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

Малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае оно должно соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах, заполняемых малым предприятием, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.

Согласно пункту 2 статьи 15 Закона № 129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

На формах бухгалтерской отчетности, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:

наименование составляющей части бухгалтерской отчетности;

указание отчетной даты, по состоянию на которую сформирована бухгалтерская отчетность, или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность («на 01.01.200_ г.», «за 9 месяцев 200_ г.»);

наименование организации (указывается полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (указывается присвоенный налоговым органом в установленном порядке идентификационный номер налогоплательщика);

вид деятельности (указывается вид деятельности, который признается основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утверждаемых Госкомстатом России);

организационно-правовая форма/форма собственности (указывaeтcя организационно-правовая форма организации согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (ОКОПФ) и код собственности по Классификатору форм собственности (ОКФС);

единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. - код по ОКЕИ 384; млн. руб. код по ОКЕИ 385);

местонахождение (адрес) (указывается на форме бухгалтерского баланса);

дата утверждения (указывается установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);

дата отправки/принятия (указывается конкретная дата почтового, электронного и иного отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности). Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионax рублей без десятичных знаков[4,157].

Общие требования к содержанию отчетности определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98).

В соответствии с указанными документами бухгалтерская отчетность должна обеспечивать заинтересованных пользователей достоверной и полной информацией о финансовом положении малого предприятия, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету[5,176].

Для обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности субъект малого предпринимательства должен соблюдать следующие принципы:

. Нейтральности - исключения одностороннего удовлетворения интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

. Целостности - бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

. Последовательности - при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним малое предприятие должно сохранять содержание и форму названных документов последовательно от одного отчетного периода к другому.

. Сопоставимости - по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.

. Соблюдения отчетного периода - при составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно[6,245].

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, суммы указаны в рублях.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному (с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением ПБУ 1/98).

В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

«Бухгалтерский баланс» должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются Положениями по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и инструкциями по составлению бухгалтерской отчетности. Кроме баланса в составе бухгалтерской отчетности малые предприятия представляют внешним пользователям «Отчет о прибылях и убытках»

«Отчет о прибылях и убытках». Основные правила ее формирования:

показатели отчета должны быть отражены в тысячах (миллионах) рублей. Суммы отражаются без десятичных знаков; все показатели отражают нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно. В графе 3 приводят данные за отчетный период, а в графе 4 - за аналогичный период прошлого года; каждый существенный показатель можно представить отдельно, несущественные суммы - объединить; отрицательные показатели записывают в круглых скобках[7,246].

4.Характеристика простой формы бухгалтерского учета

Если упрощенная форма бухгалтерского учета рекомендуется малым предприятиям, использующим простой технологический процесс производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также имеющим незначительное количество хозяйственных операций - не более 100 в месяц, то малые предприятия, совершающие не более тридцати хозяйственных операций в месяц и не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (в дальнейшем - Книга) по форме № К-1, которая предложена Типовыми рекомендациями.

Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками по налогу на доходы с физических лиц с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8.

Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Книга учета фактов хозяйственной деятельности является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя мало- го предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

Началом записей является регистрация остатков (сальдо) на начало отчетного периода - года (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.Затем в графе «Содержание операций» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге в графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и. источников их приобретения. Предварительно документ должен обрабатываться бухгалтером с указанием проводки (корреспонденции счетов). Следует напомнить, что к учету принимаются только правильно оформленные документы[7,245].

В течение месяца на счете 20 «Основное производство» в графе «Затраты на производство - дебет» собираются затраты на производство продукции (работ, услуг). По окончании месяца после отражения всех хозяйственных операций выявляется финансовый результат хозяйственной деятельности малого предприятия, для этого по данным дебета счета 20 «Основное производство» подсчитывается итог расходов (дебетовый оборот), направленных на изготовление продукции (работ, услуг), т. е. определяется фактическая себестоимость произведенной продукции. Данные затраты в сумме, приходящейся на реализованную в течение месяца продукцию (работы, услуги), списываются в дебет счета 90 «Продажи» с отражением, соответственно, в графах Книги «Затраты на производство - кредит» и «Реализация - дебет», при этом в графе З Книги «Содержание операции» делается запись «Списаны затраты на производство реализованной продукции». Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) выявляется как разница между оборотом, показанным по графе «Реализация - кредит», и оборотом по графе «Реализация - дебет».

Выявленный результат отражается в Книге отдельной строкой: в графе З делается запись «Финансовый результат за месяц»; в графах «Сумма», «Реализация - дебет» (если получена прибыль) и «Прибыль и ее использование - кредит» или «Реализация - кредит» (если получен убыток) и «Прибыль и ее использование - дебет» показывается сумма финансового результата за месяц. По окончании месяца в книге подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов. Они должны быть равны не только между собой, но и итогу по графе 4 «Сумма».

Заключительный этап работы бухгалтера состоит в выведении сальдо по каждому счету на 1-е число следующего месяца[8,196].

5. Характеристика формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия

Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1;

Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;

Ведомость учета затрат на производство - форма № В-3;

Ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;

Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;

Ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);

Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (от грузка);

Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;

Ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;

Ведомость (шахматная) форма № В-9[9,145].

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость. Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).

Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью «Исправлено» с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.

Ведомость по форме № В-1 является регистром аналитического и синтетического учета наличия и движения основных средств (счет 01 «Основные средства»), а также расчета сумм амортизационных отчислений (счет 02 «Амортизация основных средств»).

Данные по основным средствам записываются в ведомости позиционным способом по каждому объекту отдельно. Ежемесячно при наличии движения основных средств подсчитываются суммы их оборотов и выводится остаток основных средств на 1-е число следующего за отчетным месяца.

Перемещение основных средств внутри малого предприятия в ведомости не отражается.

Для контроля за суммами начисленной амортизации ускоренным методом и с начала эксплуатации основных средств по всем основным средствам в ведомости предусмотрены соответствующие графы учета амортизации с нарастающим итогом.

Данные ведомости о суммах начисленных амортизационных отчислений используются для отражения операций по их движению в ведомостях по формам № В-З «Ведомость учета затрат на производство» и В-4 «Ведомость учета денежных средств и фондов».

При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет с использованием первичной формы № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств». На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств ведется сводный учет движения основных средств по счету 01 «Основные средства» в ведомости по форме № В-1.

Ведомость по форме № В-2 предназначена для аналитического и синтетического учета производственных запасов, готовой продукции и товаров, отражаемых на счетах 10 «Материалы» и 41 «Товары», а также сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям (счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»).

Ведомость открывается на месяц и ведется материально-ответственными лицами (или в бухгалтерии) раздельно по производственным запасам и товарам в разрезе всех видов ценностей независимо от того, имелось или нет движение за отчетный месяц тех или иных ценностей.

Стоимость ценностей определяется и отражается в ведомости исходя из затрат по цене приобретения, транспортных расходов, надбавок, указанных в расчетных документах поставщиков.

При наличии на предприятии двух и более материально-ответственных лиц, которыми ведется учет ценностей с применением ведомостей по форме № В-2, в бухгалтерии на основе указанных ведомостей составляется ведомость по форме № В-2 для сводного учета наличия и движения ценностей за месяц в целом по малому предприятию.

Данные об отпуске материалов и товаров в производство и продажу записываются из ведомости по форме № В-2, соответственно, в ведомости по формам № В-З «Учет затрат на производство» или № В-6 «Учет реализации».

Обособленно от товарно-материальных ценностей в ведомости отражается отдельной строкой НДС, уплаченный (причитающийся к уплате) и относимый в дальнейшем на уменьшение платежей в бюджет.

Ведомость по форме № В-З применяется для аналитического и синтетического учета затрат по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и затрат по капитальным вложениям, учитываемых, со ответственно, на счетах 20 «Основное производство» и 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом для учета капитальных вложений открывается отдельная ведомость по форме № В-З.

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) организуется по производствам в разрезе выпускаемой продукции (работ, услуг).

По дебету счета 20 «Основное производство» собираются затраты с кредита разных счетов на основании данных, содержащихся в ведомостях (В-2, В-4, В-5 и др.), а также непосредственно из отдельных первичных документов.

В одной ведомости можно вести раздельный учет затрат на производство продукции (работ, услуг) по их видам и на управление производством (накладные расходы). По окончании месяца и подсчета всех затрат (по графе 11) итоговая сумма затрат на управление может быть распределена по видам произведенной продукции или полностью списана на затраты реализованной продукции, работ и услуг. В первом случае делаются записи в графе 11-сторно по строке «Всего затрат на управление (накладные расходы)» и черным по строкам (объектам) учета затрат про изведенной продукции (работ, услуг).

При списании затрат на реализованную продукцию (работы, услуги) они относятся в дебет счета 90 «Продажи» с отражением в графе 16 «Реализовано».

Определяя затраты на законченную производством продукцию (работы, услуги), предприятие выявляет их фактическую себестоимость, которая списывается с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет со ответствующих счетов по направлениям использования продукции (работ, услуг): на склад - счет 41 «Товары», на реализацию - счет 90 «Продажи» и др.

Затраты, приходящиеся на незаконченную продукцию, числятся на счете 20 в разрезе производств (видов продукции) как незавершенное производство.

Остатки незавершенного производства на начало месяца показываются в ведомости согласно соответствующим данным ведомости по форме № В-З за прошлый месяц, а остаток на конец месяца определяется по актам инвентаризации незавершенною производства или по учетным данным.

Ведомость по форме № В-4 применяется малым предприятием для учета денежных средств и фондов, учет которых ведется на следующих бухгалтерских счетах: 02 «Амортизации основных средств», 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 80 «Уставный капитал»; 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»; 99 «Прибыли и убытки».

Прием и выдача денежных средств, оформление приходных и расходных документов, ведение кассовой книги, составление отчета о кассовых операциях осуществляется в общеустановленном порядке.

Записи в ведомость по учету денежных средств операций по расчетному счету и другим счетам в банке производятся на основании выписок банка и приложенных к ним документов. Совершение и оформление операций по расчетному счету производятся в порядке, установленном соответствующими нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

При использовании одного бланка ведомости для отражения операций, учитываемых на нескольких бухгалтерских счетах, на каждый из них в ведомости отводится необходимое количество строк и в графе «Основание» записывается ею номер и наименование.

Записи операций по счету 99 «Прибыли и убытки» (учитывая, что операции по использованию прибыли также отражаются на данном счете) следует производить в следующем порядке: сальдо на начало отчетного месяца записывать развернуто, по кредиту счета - сумма прибыли, развернутая по видам, с начала года до отчетного месяца; по дебету - сумма использования прибыли, развернутая по направлениям, с начала го да до отчетного месяца.

В таком же порядке записываются операции текущего месяца по образованию финансового результата - по дебету убытки от реализации и расходы от внереализационных операций, а по кредиту - прибыль от реализации и доходы от внереализационных операций. В конце месяца делается запись «Итого» и подсчитывается общий финансовый результат за месяц.

После этого отражаются операции по их видам за месяц по использованию прибыли.

Ведомость по форме № В-5 используется для учета операций на счетах бухгалтерского учета, подразделяющихся на субсчета и требующих учета нарастающим итогом остатков средств или задолженности по субсчетам и их видам: 55 «Специальные счета в банках», 58 «Финансовые вложения», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 66 «Кредиты и другие заемные средства», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Записи в ведомости по учету расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами ведутся позиционным способом с выведением на конец месяца развернутого сальдо по задолженности малому предприятию - дебету счета и задолженности малого предприятия - кредиту счета по каждому дебитору и кредитору на основании данных первичных документов.

При использовании одного бланка ведомости для отражения операций, учитываемых на нескольких бухгалтерских счетах, на каждый из них в ведомости отводится необходимое количество строк и в графе «Основание» записывается его номер и наименование.

Далее по этой же графе записываются виды задолженности, дебиторы и кредиторы (например: счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», ниже - налог на доходы с физических лиц, налог на прибыль и т. д.), а затем позиционным способом против каждого дебитора и кредитора - сальдо и движение средств по ним за месяц.

По окончании месяца по каждому счету подсчитываются итоги оборотов по дебету и кредиту и выводится сальдо на первое число месяца, следующего за отчетным.

Малое предприятие в зависимости от применяемого порядка определения финансового результата для целей налогообложения использует для учета реализованной продукции и расчетов с покупателями разные варианты ведомости по форме № В-6:

при использовании метода начислений - по мере отгрузки (выполнения) покупателям (заказчикам) продукции (работ, услуг) и сдаче платежных документов в учреждение банка - форма № В-6 (отгрузка);

при использовании кассового метода - по мере оплаты расчетных документов покупателем (заказчиком) и поступления средств на расчетный счет - форма № В-6 (оплата)[10,145].

Статьей 273 НК РФ установлено, что организации (за исключением банков) могут определять дату получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Согласно п. 9 Типовых рекомендаций при отгрузке или отпуске продукции (работ, услуг) покупателю (заказчику) записи в ведомостях производятся позиционным способом по каждому счету (покупателю, виду продукции). В графах «Направлено в продажу продукции (работ, услуг) отчетного месяца отражается себестоимость отгруженной (отпущенной) продукции (работ, услуг) с кредита счетов учета производственных запасов или затрат на производство и ее стоимости по отпускной цене согласно счету, предъявленному покупателю (заказчику).

Учет расчетов с покупателями (дебиторской задолженности) по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и учета реализации продукции (работ, услуг) по счету 90 «Продажи» в ведомости по форме № В-6 (отгрузка) совмещен. Финансовый результат при использовании данной ведомости определяется как разница между данными граф «Направлено в продажу продукции (работ, услуг) отчетного месяца» по отпускным ценам и фактической себестоимости.

Неоплаченная дебиторская задолженность числится в ведомости по отпускным ценам, а в ведомости (шахматной) по форме № В-9 учет расчетов ведется с использованием счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Финансовый результат на малом предприятии, использующем данную ведомость (ведомость оплаты), определяется как разница между данными граф «Оплачено по отпускной цене» и «Оплачено по фактической себестоимости».

В том случае, если фактическая себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) подсчитывается не по каждому ее виду (счету), а в целом за месяц, то она определяется как итог суммы фактической себестоимости остатка на начало месяца и отгруженных за текущий месяц, за вычетом фактической себестоимости ценностей и услуг, не оплаченных на конец месяца.

Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг), не оплаченной на конец месяца, подсчитывается как произведение ее стоимости по отпускным ценам на процент, определенный как отношение суммы фактической себестоимости продукции (работ, услуг) на начало месяца и отгруженной за месяц к их стоимости по отпускным ценам.

По окончании месяца записи в ведомость (шахматную) по форме № В-9 (оплата) в графе «Прибыль за месяц» используется для записи в ведомости по форме № В-4 операций по счету 99 «Прибыли и убытки».

Дебетовое сальдо по счету 90 «Реализация» (графа ведомости «Остаток на конец месяца») показывает остаток отгруженной продукции (работ, услуг), не оплаченной покупателями и заказчиками на конец месяца.

Ведомость по форме № В-7 применяется для учета расчетов с поставщиками, учитываемых на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Ведомость открывается путем перенесения остатков задолженности предприятия в разрезе счетов поставщиков из ведомости за прошлый месяц.

В ведомость по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» позиционным способом записываются данные счетов поставщиков и подрядчиков за выполненные работы и услуги, а также за полученные материальные ценности.

По дебету счета 60 отражаются операции по оплате счетов поставщиков и подрядчиков (кредит счетов: 51 «Расчетный счет», 55 «Специальные счета в банках» и другие).

Ведомость по форме № В-8 предназначена для учета расчетов с работниками малого предприятия по оплате труда, учитываемых на счете 70 «Расчеты по оплате труда». В разделе ведомости «кредит (начислено)» отражаются начисленные состоящим и не состоящим в штате работникам малого предприятия суммы по оплате труда, включая премии за выполненную работу, исчисленные исходя из принятых на предприятии систем и форм оплаты труда, надбавки, доплаты и другие выплаты, предусмотренные ТК РФ. Оплата труда группируется в ведомости по категориям работников, объектам учета, видам производств.

Одновременно производится расчет всех удержаний из начисленных сумм по оплате труда работников в разделе «Дебет (удержано)» в соответствии с действующим законодательством (налога на доходы физических лиц, сумм выданных авансов, своевременно не возвращенных подотчетными лицами сумм, сумм по исполнительным листам в пользу различных организаций и других лиц) и определяется сумма, подлежащая выдаче на руки работникам.

Ведомость является также платежным документом и предназначена для оформления выдачи заработной платы работникам малого предприятия. При наличии не выданных работникам малого предприятия сумм по оплате труда (по истечении З рабочих дней со дня, установленного дня ее выплаты) в графе этой ведомости «Расписка в получении» делается запись: «Депонировано», - и указанная сумма переносится позиционным способом по каждому работнику в ведомость следующего месяца в графу 4 «Остаток сумм на оплату труда на начало месяца».

При наличии у предприятия работников (в том числе не состоящих в штате малого предприятия) в количестве более 10 человек рекомендуется вести учет начисленных сумм оплаты труда и удержаний из нее в расчетных ведомостях по типовым формам № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость» и Т-51 «Расчетная ведомость». В этом случае свод операций по счету 70 «Расчеты по оплате труда» производится в ведомости по форме № В-8 на основании данных типовых ведомостей.

В ведомости по форме № В-8 также определяются суммы отчислений на социальные нужды (органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, государственным фондам федерального и территориального медицинского страхования и другие) в установленном порядке от сумм оплаты труда работников.

На основании данной ведомости обороты по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию» отражаются по графе «Кредит» ведомости № В-5 и по графе «Дебет» ведомости по форме № В-З «Учет за трат на производство».

Ведомость по форме № В-9 является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета.

Ведомость открывается на каждый месяц и служит для записей данных по дебету и кредиту каждого счета в отдельности.

В ведомости по вертикали располагаются счета в порядке их возрастания, а по горизонтали - в порядке возрастающих номеров ведомостей.

Ведомость по форме № В-9 заполняется сначала путем переноса кредитовых оборотов из применяемых ведомостей (используются данные граф «Корреспондирующий счет») с разноской их в дебет соответствующих счетов.

По завершении разноски подсчитывается сумма дебетового оборота по каждому счету, который должен быть равен дебетовому обороту, отраженному по данному счету в соответствующей ведомости.

Выявленные суммы по дебету каждого счета суммируются, и их общий итог должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.

Дебетовые и кредитовые обороты по каждому применяемому счету переносятся в оборотную ведомость, в которой подсчитывается сальдо по каждому счету по состоянию на первое число следующего за отчетным месяца[10,146].

6.Практические задания

Задание 1.

Приобретено исключительное право на использование базы данных. Стоимость актива составила 17700 руб., в том числе НДС 18%. Затраты по государственной регистрации исключительного права 170 руб. Для установки базы данных привлечен программист сторонней организации, услуги которого составили 354 руб. (в том числе НДС 18%). Кредиторская задолженность погашена полностью. Исключительное право принято к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Срок полезного использования актива 5 лет. Амортизация начисляется линейным методом. База данных используется для целей управления предприятием.

Определите первоначальную стоимость актива, рассчитайте НДС к вычету из бюджета, начислите амортизацию за первый месяц эксплуатации актива.

Решение

№Содержание операций Проводка Сумма Дебет Кредит 1Приобретено исключительное право на использование базы данных: - стоимость актива без НДС (17700/118%) - НДС (15000*18%) 08 19 60 60 15000 27002Затраты по государственной регистрации исключительного права08761703Для установки базы данных привлечен программист сторонней организации, услуги которого составили: - без НДС (354/118%) - НДС (300*18%) 08 19 60 60 300 544Кредиторская задолженность погашена полностью60 7651 5118054 1705Исключительное право принято к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.0408154706НДС принят к налоговому вычету 681927547Начислена амортизация за первый месяц эксплуатации актива. 15470/5лет/12 мес=257,832605257,83

Задание 2.

Ликвидировано основное средство. Первоначальная стоимость 48 000 руб. Сумма накопленной амортизации 33 000 руб. Затраты по демонтажу:

заработная плата рабочих - 400 руб.;

страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 30% от заработной платы.

Оприходованы материалы от разобранного основного средства на сумму 8 000 руб.

Определите остаточную стоимость списываемого актива, рассчитайте финансовый результат от списания.

Решение

№Содержание операций Проводка Сумма Дебет Кредит 1Ликвидировано основное средство - списана первоначальная стоимость - списана амортизация - списана остаточная стоимость 01.В 02 91 01 01.В 01.В 48000 33000 150002Затраты по демонтажу: - заработная плата рабочих - страховые взносы 91 91 70 69 400 1203Оприходованы материалы от разобранного основного средства109180004Финансовый результат от списания - убыток (8000-15000-400-120)99917520

Задание 3.

Выручка от реализации продукция собственного производства составила 59 000 руб. (в том числе НДС 18%).

Себестоимость продукции 45 000 руб., расходы на продажу 570 руб. Предприятие использует кассовый метод признания доходов и расходов.

Решение

№Содержание операций Проводка Сумма Дебет Кредит 1Выручка от реализации продукции собственного производства 50,5190590002Начислен НДС (59000/118%*18%)906890003Списана себестоимость продукции 9043450004Расходы на продажу 90445705Отражен финансовый результат от продажи Прибыль (59000-9000-45000-570)90994430

Задание 4.

Начислена заработная плата рабочим цехов основного производства 40 000 руб., руководителям и служащим - 25 000 руб. Произведено начисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по ставке 30%.

Произведены удержания из заработной платы:

НДФЛ 5 400 руб.;

по исполнительным листам 670 руб.;

в возмещение потерь от брака 200 руб.;

в возмещение недостачи материальных ценностей 110 руб.

Заработная плата выдана из кассы предприятия.

Решение

№Содержание операций Проводка Сумма Дебет Кредит 1Начислена заработная плата рабочим цехов основного производства2570400002Начислена заработная плата руководителям и служащим 2670250003Начислены страховые взносы на заработную плату: - рабочих цехов производства - руководителей и служащих 25 26 69 69 12000 75004Произведены удержания из заработной платы: НДФЛ по исполнительным листам в возмещение потерь от брака в возмещение недостачи материальных ценностей 70 70 70 70 68 76 28 73 5400 670 200 1105Заработная плата выдана из кассы предприятия.705058620

Список использованной литературы

1."Российский экономический журнал", 2006

2.. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учеб. пособие. -М.: Финансы и статистика, 2001..

. «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 21.11.1996г. N 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23.07. 1998 г., 28.03.2002г., 31.12. 2002г., 10.01. 2003г.)

.Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. " Российский экономический журнал", 2009

.Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

.Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Минфина РФ от 21.12.98 г. №64н.

.Дмитриев М.В. Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник.- М.: «Экономика», 2001г.

.Ивашкевич В. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник.- М.: «Юристъ», 2003г.

.Керимов В. Управленческий учет. Учебник.- «Дашков и К», 2004г.

.Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1998.

Похожие работы на - Бухгалтерский учет и отчетность в малом бизнесе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!