Рекомендации и примеры решения задач по математике в соответствии с требованиями Единого государственного экзамена
Рекомендации
и примеры решения задач по математике в соответствии с требованиями единого государственного экзамена
1. Геометрический смысл производной
математический задача решение
В задаче B8 дается график функции или
производной, по которому требуется определить одну из следующих величин:
1. Значение производной в некоторой точке x0,
2. Точки максимума или минимума (точки
экстремума),
. Интервалы возрастания и убывания
функции (интервалы монотонности).
Функции и производные, представленные в этой
задаче, всегда непрерывны, что значительно упрощает решение. Несмотря на то,
что задача относится к разделу математического анализа, она вполне по силам
даже самым слабым ученикам, поскольку никаких глубоких теоретических познаний
здесь не требуется.
Для нахождения значения производной, точек
экстремума и интервалов монотонности существуют простые и универсальные
алгоритмы - все они будут рассмотрены ниже.
Информация к размышлению
Внимательно читайте условие задачи B8, чтобы не
допускать глупых ошибок: иногда попадаются довольно объемные тексты, но важных
условий, которые влияют на ход решения, там немного.
Вычисление значения производной. Метод двух
точек
Если в задаче дан график функции f(x),
касательная к этому графику в некоторой точке x0, и требуется найти
значение производной в этой точке, применяется следующий алгоритм:
1. Найти на графике касательной две
«адекватные» точки: их координаты должны быть целочисленными. Обозначим эти
точки A (x1; y1) и B (x2; y2).
Правильно выписывайте координаты - это ключевой момент решения, и любая ошибка
здесь приводит к неправильному ответу.
2. Зная координаты, легко вычислить
приращение аргумента Дx = x2 − x1 и приращение
функции Дy = y2 − y1.
. Наконец, находим значение производной D
= Дy/Дx. Иными словами, надо разделить приращение функции на приращение
аргумента - и это будет ответ.
Еще раз отметим: точки A и B надо искать именно
на касательной, а не на графике функции f(x), как это часто случается.
Касательная обязательно будет содержать хотя бы две таких точки - иначе задача
составлена некорректно.
· Задача. На рисунке изображен график
функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0.
Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Решение
Рассмотрим точки A (−3; 2) и B (−1;
6) и найдем приращения:Дx = x2 − x1 = −1 −
(−3) = 2; Дy = y2 − y1 = 6 − 2 = 4.
Найдем значение производной: D = Дy/Дx = 4/2 =
2.
Ответ: 2
Задача
На рисунке изображен график функции y = f(x) и
касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение
производной функции f(x) в точке x0.
Решение
Рассмотрим точки A (0; 3) и B (3; 0), найдем
приращения:
Дx = x2 − x1 = 3 −
0 = 3;
Дy = y2 − y1 = 0 −
3 = −3.
Теперь находим значение производной:
= Дy/Дx = −3/3 = −1.
Ответ: −1
Задача
математический интеграл
геометрический
На рисунке изображен график функции y = f(x) и
касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение
производной функции f(x) в точке x0.
Решение
Рассмотрим точки A (0; 2) и B (5; 2) и найдем
приращения:
Дx = x2 − x1 = 5 −
0 = 5; Дy = y2 − y1 = 2 − 2 = 0.
Осталось найти значение производной: D = Дy/Дx =
0/5 = 0.
Ответ: 0
Из последнего примера можно сформулировать
правило: если касательная параллельна оси OX, производная функции в точке
касания равна нулю. В этом случае даже не надо ничего считать - достаточно
взглянуть на график.
. Вычисление точек максимума и минимума
Иногда вместо графика функции в задаче B8 дается
график производной и требуется найти точку максимума или минимума функции. При
таком раскладе метод двух точек бесполезен, но существует другой, еще более
простой алгоритм. Для начала определимся с терминологией:
1. Точка x0 называется точкой
максимума функции f(x), если в некоторой окрестности этой точки выполняется
неравенство: f(x0) ≥ f(x).
2. Точка x0 называется точкой
минимума функции f(x), если в некоторой окрестности этой точки выполняется
неравенство: f(x0) ≤ f(x).
Для того чтобы найти точки максимума и минимума
по графику производной, достаточно выполнить следующие шаги:
1. Перечертить график производной, убрав
всю лишнюю информацию. Как показывает практика, лишние данные только мешают
решению. Поэтому отмечаем на координатной оси нули производной - и все.
2. Выяснить знаки производной на
промежутках между нулями. Если для некоторой точки x0 известно, что
f’(x0) ≠ 0, то возможны лишь два варианта: f’(x0) ≥
0 или f’(x0) ≤ 0. Знак производной легко определить по
исходному чертежу: если график производной лежит выше оси OX, значит f’(x) ≥
0. И наоборот, если график производной проходит под осью OX, то f’(x) ≤
0.
. Снова проверяем нули и знаки
производной. Там, где знак меняется с минуса на плюс, находится точка минимума.
И наоборот, если знак производной меняется с плюса на минус, это точка
максимума. Отсчет всегда ведется слева направо.
Эта схема работает только для непрерывных
функций - других в задаче B8 не встречается.
· Задача. На рисунке изображен график
производной функции f(x), определенной на отрезке [−5; 5]. Найдите точку
минимума функции f(x) на этом отрезке.
Решение
Избавимся от лишней информации - оставим только
границы [−5; 5] и нули производной x = −3 и x = 2,5. Также отметим
знаки:
Очевидно, в точке x = −3 знак производной
меняется с минуса на плюс. Это и есть точка минимума.
Ответ: −3
Задача
На рисунке изображен график производной функции
f(x), определенной на отрезке [−3; 7]. Найдите точку максимума функции
f(x) на этом отрезке.
Решение
Перечертим график, оставив на координатной оси
только границы [−3; 7] и нули производной x = −1,7 и x = 5. Отметим
на полученном графике знаки производной. Имеем:
Очевидно, в точке x = 5 знак производной
меняется с плюса на минус - это точка максимума.
Ответ: 5
Задача
На рисунке изображен график производной функции
f(x), определенной на отрезке [−6; 4].
Найдите количество точек максимума функции f(x),
принадлежащих отрезку [−4; 3].
Решение
Из условия задачи следует, что достаточно
рассмотреть только часть графика, ограниченную отрезком [−4; 3]. Поэтому
строим новый график, на котором отмечаем только границы [−4; 3] и нули
производной внутри него. А именно, точки x = −3,5 и x = 2. Получаем:
На этом графике есть лишь одна точка максимума x
= 2. Именно в ней знак производной меняется с плюса на минус.
Ответ: 1
Небольшое замечание по поводу точек с нецелочисленными
координатами. Например, в последней задаче была рассмотрена точка x = −3,5,
но с тем же успехом можно взять x = −3,4. Если задача составлена
корректно, такие изменения не должны влиять на ответ, поскольку точки «без
определенного места жительства» не принимают непосредственного участия в
решении задачи. Разумеется, с целочисленными точками такой фокус не пройдет.
3. Нахождение интервалов возрастания и убывания
функции
В такой задаче, подобно точкам максимума и
минимума, предлагается по графику производной отыскать области, в которых сама
функция возрастает или убывает. Для начала определим, что такое возрастание и
убывание:
1. Функция f(x) называется возрастающей на
отрезке [a; b] если для любых двух точек x1 и x2 из этого
отрезка верно утверждение: x1 ≤ x2 ⇒
f(x1) ≤ f(x2). Другими словами, чем больше значение
аргумента, тем больше значение функции.
2. Функция f(x) называется убывающей на
отрезке [a; b] если для любых двух точек x1 и x2 из этого
отрезка верно утверждение: x1 ≤ x2 ⇒
f(x1) ≥ f(x2). Т.е. большему значению аргумента
соответствует меньшее значение функции.
Сформулируем достаточные условия возрастания и
убывания:
1. Для того чтобы непрерывная функция f(x)
возрастала на отрезке [a; b], достаточно, чтобы ее производная внутри отрезка
была положительна, т.е. f’(x) ≥ 0.
2. Для того чтобы непрерывная функция f(x)
убывала на отрезке [a; b], достаточно, чтобы ее производная внутри отрезка была
отрицательна, т.е. f’(x) ≤ 0.
Примем эти утверждения без доказательств. Таким
образом, получаем схему для нахождения интервалов возрастания и убывания,
которая во многом похожа на алгоритм вычисления точек экстремума:
1. Убрать всю лишнюю информацию. На
исходном графике производной нас интересуют в первую очередь нули функции,
поэтому оставим только их.
2. Отметить знаки производной на интервалах
между нулями. Там, где f’(x) ≥ 0, функция возрастает, а где f’(x) ≤
0 - убывает. Если в задаче установлены ограничения на переменную x,
дополнительно отмечаем их на новом графике.
. Теперь, когда нам известно поведение
функции и ограничения, остается вычислить требуемую в задаче величину.
· Задача. На рисунке изображен график
производной функции f(x), определенной на отрезке [−3; 7,5]. Найдите
промежутки убывания функции f(x). В ответе укажите сумму целых чисел, входящих
в эти промежутки.
Решение
Как обычно, перечертим график и отметим границы
[−3; 7,5], а также нули производной x = −1,5 и x = 5,3. Затем
отметим знаки производной. Имеем:
Поскольку на интервале (− 1,5) производная
отрицательна, это и есть интервал убывания функции. Осталось просуммировать все
целые числа, которые находятся внутри этого интервала:−1 + 0 + 1 + 2 + 3
+ 4 + 5 = 14.
Ответ: 14
Задача
На рисунке изображен график производной функции
f(x), определенной на отрезке [−10; 4]. Найдите промежутки возрастания
функции f(x). В ответе укажите длину наибольшего из них.
Решение
Избавимся от лишней информации. Оставим только
границы [−10; 4] и нули производной, которых в этот раз оказалось четыре:
x = −8, x = −6, x = −3 и x = 2. Отметим знаки производной и
получим следующую картинку:
Нас интересуют промежутки возрастания функции,
т.е. такие, где f’(x) ≥ 0. На графике таких промежутков два: (−8; −6)
и (−3; 2). Вычислим их длины:1 = − 6 − (−8)
= 2;2 = 2 − (−3) = 5.
Поскольку требуется найти длину наибольшего из
интервалов, в ответ записываем значение l2 = 5.
На рисунке изображён график функции ,
одной из первообразных некоторой функции ,
определённой на интервале . Пользуясь
рисунком, определите количество решений уравнения
на отрезке .
Поскольку -
первообразная функции - это функция,
производная которой равна :
- исходную задачу можно переформулировать так: по графику функции найти
количество точек, принадлежащих отрезку ,
в которых производная функции равна нулю.
Как мы знаем, производная равну нулю в точках
экстремума.
Отметим на рисунке сам отрезок и точки
экстремума на графике функции:
Точки экстремума («холмики» и «впадинки»)
выделены красным цветом. На отрезке их
10.
Ответ: 10.
Если заданы границы интегрирования, то мы
получаем определенный интеграл:
Здесь число -
нижний предел интегрирования, число - верхний предел
интегрирования. Определенный интеграл - это ЧИСЛО, значение которого
вычисляется по формуле Ньютона - Лейбница:
.
- это значение
первообразной функции в точке ,
и, соответственно, - это значение
первообразной функции в точке .
Для нас с точки зрения решения задач важное
значение имеет геометрический смысл определенного интеграла.
Рассмотрим фигуру, изображенную на рисунке:
Зеленая фигура, ограниченая сверху графиком
функции ,
слева прямой , справа прямой ,
и снизу осью ОХ называется криволинейной трапецией.
. Геометрический смысл определенного интеграла
Определенный интеграл -
это число, равное площади криволинейной трапеции - фигуры, ограниченой сверху
графиком положительной на отрезке функции
,
слева прямой , справа прямой ,
и снизу осью ОХ.
Решим задачу из Открытого банка заданий для подготовки
к ЕГЭ по математике.
Прототип задания B8 (№ 323080)
На рисунке изображён график некоторой функции .
Функция -
одна из первообразных функции . Найдите
площадь закрашенной фигуры.
Закрашенная фигура представляет собой
криволинейную трапецию, ограниченную сверху графиком функции ,
слева прямой , справа прямой ,
и снизу осью ОХ.
Площадь этой криволинейной трапеции вычисляется
по формуле:
,
где -
первообразная функции .
По условию задачи ,
поэтому, чтобы найти площадь фигуры, нам нужно найти значение первообразной в
точке -8, в точке -10, и затем из первого вычесть второе.
Замечу, что в этих задачах очень часто возникают
ошибки именно в вычислениях, поэтому советую аккуратно и подробно их
записывать, и ничего не считать «в уме».
=
=
Ответ: 4